Этот сборник диктантов по русскому языку предназначен для 2 класса с русским языком обучения. Даны диктанты на различные темы с грамматическим заданием по четвертям. Диктанты с обязательным и возможным характером для учеников.Грамматические задания с вариантами и с 4-мя заданиями. Все диктанты расписаны на один целый учебный год по четсвертям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
2 КЛАСС, 1 ЧЕТВЕРТЬ (сентябрь, 4 неделя)
РАБОТА №1
ТЕМА : Правописание сочетаний чн-чк и букв а, у, и после шипящих.
ЦЕЛЬ: Контроль и учет знаний о правописании букв а, и, у после шипящих, сочетаний согласных чн-чк.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Осень.
Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетают в теплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора. (27)
Слова для справок: небо, пора.
Грамматические задания.
1 вариант. 2 вариант.
- Разделить слова на слоги:
Детвора, деревья, твой. Солнышко, школьники, свой.
- Вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово:
г*ра --… сторо* -… р*ка -… заво* --…
ст*кло--… моро* --… цв*ток--… дож*ь --…
в*да--… наря* --… …кно - пло* --…
- * Составь предложения:
Реки, застали, около, семью, Убрали, и, огородов, овощи, с,
мы, лисиц. последние, полей.
- *Запиши слово, в котором звуков Запиши слово, в котором звуков
Меньше, чем букв. больше, чем букв.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Дружба.
Алеша Чуйков и Андрей Шишкин --- два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за ней. У Андрюши чудесная собака. Мальчик учит Акбара служить. (28)
Слова для справок: товарища.
Грамматические задания.
1 вариант. 2 вариант.
- Разделить слова на слоги:
Ирочка, радость. Ручьи, играю.
- Вставь букву, подбери проверочное слово:
Пт*нцы-…, в*зать-…, н*сить-… . Р*дные-…, тр*щать-…, д*ржать-… .
- *Составь мини- сочинение, используя слова:
Тишина, шиповник, камыши, ежи, ужи, ерши, рыжий.
2 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (ноябрь, 3 неделя )
РАБОТА №3
ТЕМА: Правописание безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением.
ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний о правописании безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Котенок.
У Зины жил котенок. Он был смешной. Звали котенка Пушок. Один раз залез Пушок в корзину и заснул. Корзину унесли в чулан. Хватились – нет котенка. Зина долго искала любимца. (31)
Слова для справок : корзина, долго.
Грамматические задания.
1 вариант. 2 вариант.
…-- гр*чи, …-- тр*ва. …--к*за, …--л*сок.
- Разбери слово по составу:
Зима море
- Исправь ошибки: На насу седим, на мир гледим, за ушы держымся. (о…..)
- * Найди лишнее слово: Мосты, река, береза, пятно.
- *Как сказать иначе? Погода вешняя -…, крылатые гости -…. .
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Гадюка.
Косили косари у леса и ушли. Я остался с собакой. Вдруг что-то холодное проползло под ногами. Огромная гадюка вылезла из травы. Жучка кинулась на змею. Через минуту клочки гадюки лежали на земле. (34)
Слова для справок: проползло, что-то, через.
Грамматические задания.
1 вариант. 2 вариант.
- Измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:
…--зв*рьки, …--у сл*нов. …-- р*ды, …-- с*сновый.
2.Разбери слово по составу: снеговая холодный
3.Найди лишнее слово:
Гореть, сгореть, горевать, обогреть.
4.*Расставь ударение: Он звонит, ты звонишь, они звонят, мы звоним.
5.*Составь загадку об осени.
2 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)
РАБОТА №4
ТЕМА: Итоговая контрольная работа за 2 четверть.
ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний, полученных во 2 четверти.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Воробей.
Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька крался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед Васькой и била кота крыльями. (33)
Слова для справок: под крышей, перед.
Грамматические задания.
1 вариант. 2вариант.
- Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне и подобрать проверочное слово.
- Разделить для переноса:
Объем, жужжит. Подъем, длинный.
День -… пень -…
- *Написать 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.
- *Составь предложение со словом:
Декабрь солнце
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Зимой.
Стоит декабрь на дворе. Трещат лютые морозы. Дуют холодные сильные ветры. Березы и липы стоят без листьев. Только сосна да ель зеленые. Медведь залез в свою берлогу и спит. Белка в дупле ест грибки и орешки. (37)
Грамматические задания.
1 вариант 2 вариант
- Определи, предлог или приставка:
(по)тропинке (до)лететь
(по)катился (до)дома
(на) листочках (на)ступает
- Распределить слова в 2 столбика:
Осень, снег, бежать, мягкий, сказка, Большой, ряд, арбуз, лететь,
Лисица. дуб, стоит.
- *Назови все движения, из которых состоит данное действие:
В а р и т ь --…(брать, резать, крошить, чистить, зажигать, наливать, мыть, …)
2 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (январь, 4 неделя)
РАБОТА №5
ТЕМА: Имена существительные с шипящими на конце.
ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний о правописании имен существительных с шипящими на конце.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Рыбалка.
Хорошо летом у реки! У берега шумит камыш. Луч солнца играет в волне. Под корнями сосны бьет ключ. Вокруг тишь.
Мой товарищ закинул удочку. Он потянул за леску и вытащил щуку. Мне же попалась одна мелочь. (37)
Грамматические задания.
1 вариант 2 вариант
- Записать имена существительные в единственном числе:
Пустоши, мячи, ерши. Стрижи, камыши, трубачи.
- Сделать фонетический разбор слова:
Ложь дичь
- *Найди лишнее слово:
Столик, столетие, столовая, застольная.
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
В лесу.
Хорошо за городом! Зайдем в лесную чащу. Кругом тишь и прохлада. На лужайках много цветов. Вот белеет душистый ландыш. Рядом расцвела фиалка. Луч солнца играет в капельках росы. Кто это шуршит в траве? Да это еж! (38)
Грамматические задания.
1 вариант 2 вариант
- Распределить имена существительные в 2 столбика по родам:
Этаж*, доч*, чиж*, ключ*, Помощ*, реч*, сторож*, лож*, брош*,
врач*, печ*, мыш*. морж*, шалаш*.
- Составить и записать с данными словами рассказ на тему «У реки»:
Ночь, глушь, камыш, шалаш, товарищ, тишь, луч.
- *Составить из одного слова -- несколько:
С т о р о ж (сто, рот, рожа…) К а м ы ш (Маша, мак, каша,…)
2 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 3 неделя)
РАБОТА №6
ТЕМА : Имя прилагательное.
ЦЕЛЬ: контроль и учет знаний об имени прилагательном.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Находка.
В зимнюю пору я отправился к знакомому леснику. Дорога вела узенькой извилистой тропинкой. Вдруг вдали под старой одинокой березой я увидел серую точку. Я ускорил шаги и увидел, что это был заяц. Я поспешил рассказать о своей находке. (39)
Грамматические задания.
1 вариант 2 вариант
1.Дописать окончание, определить род, число:
Далек** село хрупк** цветок зимн**небо больш** ручей
Весел** песня высок** горы зелен** ветка полн** ведро
2.Разобрать по составу: яркое светлое
3. Сделать фонетический разбор: л е с м е л
4.*Выбери лишнее слово:
Вода, водяной, водитель, водянка. Горный, гористый, горестный, горка.
5.*Составь небольшой рассказ о: в е с н е о к о н ц е з и м ы
ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ
Диктант.
Снег.
Робкий, тихий снежок лег на землю. Небо серое, а снег белый, легкий.
В январе снег тяжелым и холодным одеялом покрывает поля. Февральский снег колючий и сыплет с мглистого неба. Последний снег в марте и апреле. Он плотный и липкий. (40)
Слова для справок: сыплет, мглистого.
Грамматические задания.
1 вариант 2 вариант
- Дописать окончания, определить род, число:
хорош** человек темн** ночь тепл** куртка золот** кольцо
открыт** окно интересн** люди красив** цветы бел** заяц
2 . Разобрать слово по составу:
Заморский прибрежный
3.Сделать фонетический разбор:
Солнце -… лестница -…
4.*Выбери лишнее слово:
Пахать, пахучий, пахнет, запах. Гусь, гуськом, густой, гусыня.
5.*Используя прилагательные, опиши:
Л и с у в о л к а
Контрольные диктанты по русскому языку для 2 класса
Тексты диктантов.
1 четверть. Входной контроль
Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.
В лесу.
Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.
1 четверть. Текущий контроль
Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с парными согласными, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.
Осень .
Стоит хороший день. Теперь осень полна тепла. Но часто идёт дождь. Вот Рома с папой идут в лес через широкие поля. Скоро ударит мороз. Всё покроет снег.
Лыжная прогулка.
Отец и мать Серёжи Чарушина купили ему лыжи. Мороз утих. Серёжа с папой будут гулять два часа по лесной тропе. Снег летит из-под лыж. Трещит наст.
1 четверть. Итоговый
Цель работы:
Лес зимой.
Красив зимний наряд леса. На лапках елей лежит снег. На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз.
Наши рощи.
Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.
2 четверть. Текущий
Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов парными согласными; умение переносить слова.
Находка.
Коля пришел в лес. Кто это? Это бежит ежик. Коля любит зверей. Вот стоит пень. Около пня большой гриб. Из гриба будут варить суп. Коля кладет находку в сумку и спешит домой.
Поездка.
Около домов много машин. Вот гараж. У его стены и дверей большой сугроб. По двору едет машина. Шофёр крутит руль. Машина должна выехать на улицу Антонова.
2 четверть. Итоговый
Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.
Зимой.
Наступила зима. Ночью был сильный мороз. Ветер кружил хлопья снега. Кругом лежит белый ковер. Реки и озера покрылись льдом. Ребята побежали на каток. Легко скользят острые коньки по гладкому льду. Там шум и веселье. Хорошо зимой!
Кошка Сильва.
На крыльце сидит кошка Сильва и мяукает. Я налью ей в блюдечко молочка и дам несколько кусочков мяса и колбаски. Довольная Сильва пьёт и ест. Теперь у киски вся мордочка в еде. Сытая кошка умывается.
3 четверть. Текущий
Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.
Главный город.
Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Кутузовский проспект, Садовое кольцо. Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом м кошкой Муркой.
Дети в лесу.
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют на все лады птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в лукошко.
3 четверть. Итоговый
Весна.
Вот и весна. Солнышко рушит снежные горы. Шумит быстрый ручей. С крыш звонко падает капель. Лопнули душистые клейкие почки. Алёша и Юра ждут прилёта птиц. Они смастерили для птиц скворечники. Мальчики идут в парк.
Грамматические задания:
2. Подчеркнуть слова, начинающиеся с гласного звука.
Весна на окне.
На улице холодно. Идёт весь день колючий снег. А у нас на окне целый сад. На ветках тополя и берёзки распустились серёжки.
На ветках липы показались зелёные листочки. С окна повеяло весною. На вишнёвых ветках уже есть цветочки.
Грамматические задания:
1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Подчеркнуть орфограммы в словах берёзки, листочки.
4 четверть. Текущий
Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу, правописание имён собственных, умение переносить слова.
Весна.
Наступила весна. Солнышко шлёт на землю свет и тепло. Звонко звучит капель. Журчат весёлые ручьи. Уже зазеленела травка. На лугу пасут коров и коз.
Федя и Борис идут в рощу. Роща шумит зелёной листвой. Мальчики увидели ландыши. Как хорошо пахнут белые ландыши! (43 слова)
Слова для справок: увидели, ландыш.
Кораблик.
Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.(43 слова)
Слова для справок: мать-и-мачеха, исчезли, мчит.
Грамматические задания к диктантам:
1. Подчеркнуть главные члены предложения.
2. Надписать над словами части речи.
3. Разделить для переноса слова.
4 четверть. Итоговый
Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу умение переносить слова.
Пруд ожил.
Теплые лучи солнца согрели пруд. Тихо качались камыши. Выплыла утка с утятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плот. В кустах спрятался уж. Пруд ожил. На лугу у пруда растут пестрые цветы. Мы любим играть у пруда.
Грамматические задания:
1. Найти и выписать из текста три слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости - глухости согласные в конце слова».
2. Найти и подчеркнуть в последнем предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие.
В роще.
Вот березовая роща. На траве играют золотые лучи солнца. Дует теплый ветерок. Под березами спрятался подберезовик. Ножка тоненькая, шляпка широкая. У ручья шумят редкие осинки. Под осинками – подосиновики. Веселые ребята в белых майках и красных беретах. На лесных полянах звучат птичьи голоса. Как хорошо летом в роще.
Грамматические задание:
1. Найти в тексте и выписать формы слова осинка.
2. Подчеркнуть то предложение, в котором есть слово, однокоренное со словом береза.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 56» города Курска
Контрольные диктанты по русскому языку,
2 класс, УМК «Школа России»
Составила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Смирнова Ю.П.
Курск, 2012
Контрольный диктант №1 по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»
Осень
Дует сильный вете р. Небо в тучах. Це лый день идет дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Сороки скачут около жилища людей. На стала скучная пора.
(27 слов)
Грамматические задания.
1. Подчеркнуть главные члены…
2 вариант – последнего предложения.
2. Подобрать и записать…
1 вариант – синонимы к словам. Дети-……., огромный-…..
2 вариант- антонимы к словам. День- ….., громкий-…..
3. Записать 3 многозначных слова.
2 класс
Контрольный диктант № 2 по теме: «Правописание безударных гласных в корне»
Воробей
Под крышей са рая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька под крался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыга ла перед Васькой и била кота крыльями. Кот от ступил.
(33 слова)
Грамматические задания.
1 вариант — первого предложения;
2 вариант — второго предложения.
2. Вставьте и подчеркните пропущенную гласную, запишите проверочное слово, выдели корень во всех словах.
1 вариант. М.рской-….., л.сник- ….
2 вариант. Цв.тной-……., с.довник-…..
Контрольный диктант № 3 по теме: «Правописание слов с безударными гласными и буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Рыбаки
Была зима. Юра и дядя Иго рь по шли на рыбалку. Вот река. Наши рыбаки стали ловить рыбу. Дядя Иго рь по ймал леща и щуку. У Юры в руках окунь. Хороша будет уха!
(31 слово)
Грамматические задания.
1. Поставьте ударение в словах
1 вариант — четвертого предложения;
2 вариант — пятого предложения.
2. Выпишите из текста 3 однокоренных (родственных) слова, обозначьте в словах корень.
3.* Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.
2 класс
Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание слов с парным согласным в корне слова»
Зимой
Зима. Мороз. На деревьях ине й. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу.
Вдруг по дул ветер. Хлопья снега упали с берез. Про летела синичка. Каркнул ворон. По
тропе про бежал заяц. Лисий след ведет в чащу. По д елью сугроб. Там спит медведь.
(41 слово)
Грамматические задания
1. Выпиши 2 слова, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное, подчеркни эту орфограмму.
2. Подчеркнуть главные члены…
1 вариант — пятого предложения;
2 вариант – одиннадцатого предложения.
3. * Подбери и запиши однокоренные слова к слову
1 вариант — березка 2 вариант — мороз
Выдели корень во всех словах.
2 класс Контрольный диктант № 5 по теме: « Глагол»
Весна
На ступила весна. Свети т тепло е солнышко. Сугробы о сели. На реке треснул лед. Мутная вода за топила низины. Журчат шумные ручьи. На деревьях на дулись почки. Они пахнут душисто й смолой. При летели грачи. Кричат веселые воробьи. При рода про снулась и о жила.
(36 слов)
Грамматические задания
1. Указать части речи…
1 вариант — в четвертом предложении;
2 вариант – в седьмом предложении.
2. Выписать из текста глаголы, употребленные
1 вариант — в единственном числе;
2 вариант – во множественном числе.
3* 1 вариант – подобрать синонимы к словам.
Простите-……, сиять-…., говорить-…..
2 вариант — подобрать антонимы к словам.
Смеяться-……, отдать-…., говорить-….
2 класс Контрольный диктант № 6 по теме: « Местоимение. Предлоги»
Скворцы
Мы работа ли на берегу Волги. Я жил в избе лесника. На ступила весна. По дул теплый ветер. При летели скворцы. Они устрои ли сь в дуп ле березы. Весь день работали птицы . Скворцы носили в гнездо перья, травку, сухой мох. Вечеро м они пели. Я любил слуша ть их песн и.
(43 слова)
Грамматические задания
1. Укажите части речи…
2. Подчеркните главные члены предложения…
1 вариант — в первом предложении;
2 вариант – во втором предложении.
3.* Запиши, как названы в тексте скворцы.
Скворцы, ……
2 класс Контрольный диктант № 7
Проверочный диктант № 1 .
По теме: « НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ »
Цель:
– развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть.
Текст диктанта.
Когда Юрий Куклачёв был маленьким, у него жили разные животные. Там были мыши, заяц, петух, собака. Он брал в школу черепаху Жужу, петушка Тарзана, мышонка Гришу. Черепаха всегда спала. Петух ел и кукарекал. А Гриша однажды пошёл на прогулку по классу. Все смеялись. Только учительница запретила им ходить в школу.
(50 слов) ( По Ю. Куклачёву, Н. Владимировой )
Слова для справок: мышонок, черепаха, Куклачёв .
Диктант № 1 проверяет умение писать под диктовку предложения; слова, в которых написание не расходится с произношением, буквосочетаниями жи-ши ( жили, мыши, животные ), слова с буквами безударных гласных, проверяемых ударением (спала, смеялись, запретила, ходить заяц, петух, собака, всегда, однажды, пошёл, класс, учительница ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только ).
Проверочный диктант № 2 .
По теме: « ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жи - ши, ча - ща, чу - щу»
Цель:
– развитие умений письменной речи: находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки.
Текст диктанта.
У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!
Диктант № 2 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие, прежде всего, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу , а также слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением (небольшие, озёра ); написание большой буквы в именах и фамилиях людей, раздельное написание предлогов со словами.
Проверочный диктант № 3 .
По теме: «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ»
Цель:
– развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами-буквами ъ и ь , разграничивать их вид, обозначать и графически объяснять орфограммы-буквы разделительных ъ и ь .
Текст диктанта.
Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьёт бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!
Слово модельер учитель читает орфографически, буква о подчёркивается как орфограмма, буква непроверяемого безударного гласного.
Диктант № 3 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие слова с орфограммами-буквами ъ и ь разделительными (объявляет, модельером, шьёт, бельё, платья, семье, моделью , Дарья ), ь для обозначения мягкости согласных в конце (семь, день ) и в середине слова (Ольге, кукольные ), буквосочетания чк, чн ; жи , ши ( девочка, ручной, машинке, служит, хороши ), написание большой буквы в именах собственных (Ольга, Дарья ), непроверяемые и проверяемые буквы безударных гласных (модельером, бельё, хороши, машинки ).
Проверочный диктант № 4 .
По теме: « БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА»
Цель:
– развитие умений письменной речи: находить опасные места в словах, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки.
Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) (По И. Соколову-Микитову)
Слова для справок: аромат , природа .
Задание для самопроверки: по ходу записи или после записи каждого предложения поставить ударение, подчеркнуть буквы безударных гласных, сверху записать проверочные слова, графически объяснить выбор написания. Затем подчеркнуть и объяснить графически другие изученные орфограммы.
Помнить : диктант пишется через строку (на верхней строке – все необходимые обозначения и проверочные слова). После того как весь диктант записан, дети завершают проверку.
Диктант № 4 проверяет умение писать под диктовку слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова (проверяемыми), а также с буквосочетаниями жи–ши ( душистого, кружилась, жизни ) и - чк- ( листочками, почки ); изученные слова с непроверяемыми написаниями (берёз ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков в конце слова (кружилась, наливались ) и разделительного ь ( деревьях ).
Проверочный диктант № 5.
Вводный контрольный диктант по русскому языку
2 класс
На даче.
Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха!
Слова для справок: есть, водятся.
Грамматическое задание :
1 вариант:
- В третьем предложении подчеркните гласные буквы.
- Раздели слова на слоги: рыбачат, уха, пруд.
2 вариант:
- Во втором предложении подчеркните гласные буквы.
- Раздели слова на слоги: настало, ерши, есть.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Правописание буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН»
Щука
Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов)
Грамматическое задание:
1 вариант
1. Подчеркнуть слова с буквосочетаниями ЖИ, ЧА, ЩУ.
2. В первом предложении подчеркнуть твердые согласные.
2 вариант
1. Подчеркнуть слова с буквосочетаниями ЧН, ЩН.
2. В первом предложении подчеркнуть мягкие согласные.
Контрольный диктант теме «Безударные гласные звуки»
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.
Коля слепил снеговика с метлой в руке. Анна выстроила домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.
Слова для справки: изо.
Грамматические задания:
1 вариант:
- Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса.
- Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.
2 вариант:
- Выпишите последнее предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса.
- Спишите третье предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.
Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные»
2 класс
Зимой в лесу.
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Грамматическое задание:
1 вариант:
- Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
- Во втором предложении подчеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
2 вариант:
- Спишите последнее предложение, разделив слова для переноса.
- Во втором предложении подчеркни буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
Контрольное списывание
2 класс
Родина.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок. Это деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша огромная великая Родина. Каждый человек любит свой дом, свою улицу, свой двор. И из этой любви складывается большая любовь к Родине.
Контрольный диктант по русскому языку за I полугодие 2 класса .
У дедушки .
Дед у Катюши лесник. Летом девочка живёт у Ивана Ильича. Они любят ходить в малинник. Хороший урожай ягод в этом году. На тропе лежат шишки. В сухой траве шуршит ёжик. Трещат сороки.
Слова для справок: летом.
Грамматическое задание:
1 вариант:
- деньки, ягода.
- Раздели слова для переноса: малинник, хороший.
2 вариант:
- Запиши количество букв и звуков в словах: ёжик, полдень.
- В первом предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
- Раздели слова для переноса: девочка, шуршит.
Контрольный диктант по теме «Слово и его значение»
2 класс
Пробежка.
Мы бежим по лесной тропе. Дышим во всю грудь. Путь лежит через чащу. Со всех сторон стволы лип. Смотри вперёд! Там бежит лиса. В траве видны её спина и чудесный хвост. Хороша рыжая красавица!
Грамматическое задание:
1 вариант:
- Составь из данных слов предложение: Дождливый, в, люблю, день, гулять, я.
- тепло, богатый.
2 вариант:
- Составь из данных слов предложение: Хвостом, и, лиса, махнула, исчезла, рыжая.
- Подберите слова – синонимы к словам: узкий, пасмурно.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
2 класс
Листопад
Выдался погожий октябрьский денёк. Бабушка Дарья с внучкой Машей вышли во двор. Осенние листья кружились и падали на землю. Дворник сметал их в кучки. Кленовые листья окрасились в разные цвета. У Маши в руках яркий букет. Пушистый кот рад листопаду. Падающие листья похожи на воробьёв. (46 слов)
Слова для справок: погожий, листопад.
Грамматическое задание:
1 вариант:
- лес.
- Разберите по составу слова денёк, кучка, бабушка .
2 вариант:
- Подбери 2-3 однокоренных слова к слову дом.
- Разберите по составу слова пенёк, котик, избушка .
Контрольный диктант по теме «Части речи»
2 класс
Дети в лесу
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве
капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное
пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.
Грамматическое задание:
1 вариант:
1. Выпиши предлоги из первых трех предложений.
2. В первом предложении над словами укажите части речи.
2 вариант:
1. Выпиши предлоги из последних трех предложений.
2. В пятом предложении над словами укажите части речи.
Аттестационная письменная работа (диктант)
2 класс
Весной.
Весна. Стоят чудные деньки. Бегут ручьи. Поют птички. Свистят иволги. Кричат кукушки. Цветут ландыши. По зеленой траве прыгают воробьи. За лесом пруд. Ребята идут играть в лес. Девочки любуются цветами. Братья Петя и Миша Петуховы нашли ежика. Ольга кормит орешками белку. (42 слова)
Грамматическое задание:
1 вариант:
воробьи, ёжика .
2. В последнем предложении над словами укажи части речи.
2 вариант:
1. Укажи количество букв и звуков в словах: братья, иволги .
2. Во втором предложении надо словами укажи части речи.