Динамика работоспособности и ее учет при составлении расписания уроков. Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Человек работает благодаря двум своим свойствам: способности формировать целенаправленную деятельность и работоспособности, в которой эта деятельность реализуется.

Работоспособность - характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целенаправленную деятельность на заданном уровне эффективности в течение конкретного времени.

в Зависимости от форм трудовой деятельности различают физическую и умственную работоспособность. Физическая деятельность требует приложения значительных усилий организма, умственная - характеризуется значительно меньшим, часто незначительным и нерегулярным применением двигательного аппарата, что способствует замедлению обменных процессов, застойным явлениям, прежде всего в мышцах ног, ухудшению снабжения мозга кислородом и тому подобное (составляя 1,2-1,5% массы тела, мозг нуждается более 20% его энергетических ресурсов).

На работоспособность учащихся оказывают влияние личностные и организационные факторы. К личностных факторов относятся тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивация. Условия обучения, организация рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения эргономическим требованиям, режим труда и отдыха является организационными факторами.

Психофизиологические особенности детей 6-10 лет заметно влияют на изменения их физической работоспособности в течение урока, дня, недели и учебного года. Чем младше школьники, тем заметнее колебания динамики их работоспособности, на это не следует обращать внимание, планируя учебно-воспитательную работу. Работоспособность учащихся в течение дня или урока нестабильная, ей присущ фазовый развитие: вхождение, оптимальная работоспособность и утомление. Динамику работоспособности учащихся можно изобразить в виде кривой нормального распределения (рис. 2.1).

Фаза вхождения охватывает функциональную подготовку нервных и гуморальных механизмов управления будущим видом деятельности, постепенное настройка на нужный динамический стереотип, достижение требуемого уровня вегетативных функций организма. ее продолжительность зависит от характера деятельности. Считают, чем энергетически напряженнее работа, тем короче эта фаза. Так, за тяжелой физической работы она длится 20-25 минут, а по умственной работы 1,5-2,5 часа. У учеников по сравнению с взрослыми эта фаза намного короче, что объясняют большей возбудимостью и функциональной подвижностью нервной системы детей.

Фаза оптимальной устойчивой работоспособности по физиологическим характеристикам принципиально отличается от фазы вхождения. В этот период осуществляется необходимый рабочий динамический стереотип, эффективная двигательная или умственная деятельность, сопровождающаяся устойчивым достаточным уровнем вегетативных функций и оптимальными результатами деятельности. Продолжительность этого периода также зависит от возраста, состояния здоровья, характера и интенсивности работы. При благоприятных условиях период оптимальной устойчивой работоспособности может продолжаться 70-75% рабочего времени.

По мере выполнения определенной деятельности работоспособность организма начинает постепенно снижаться. Начинается фаза утомления (снижения работоспособности), характеризуется уменьшением показателей эффективности выполняемой работы, ухудшением функционального состояния организма и развитием усталости (последние 5-10 минут урока в начальной школе).

Для некоторых видов деятельности, кроме названных фаз, оказывается еще т. зв. фаза конечного порыва.

Фаза конечного порыва возникает тогда, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или во время ее завершения. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, гаммированием чувства усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее поощрительные стимулы деятельности, тем вираженішою есть фаза конечного порыва. В этом случае характер естественной динамики работоспособности существенно меняется.

Итак, кривая динамики работоспособности учащихся в течение урока имеет определенные особенности. Фаза вхождения длится 5-10 минут и требует относительно небольшого напряжения. В период оптимальной устойчивой работоспособности, который продолжается 20-30 минут, нагрузка должна быть максимальной (подача нового материала, его закрепления, выполнения самостоятельной работы и др). Последние 5-10 минут урока относятся к фазе утомляемость, поэтому нагрузки надо уменьшать (рис. 2.1).

Работоспособность учащихся изменяется в течение дня. Так, у большинства младших школьников в первой половине учебного дня работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне. Подъем работоспособности наблюдается после первого урока и продолжается до третьего. В конце третьего урока показатели работоспособности уменьшаются, а на четвертом и пятом уроках становятся совсем низкими. Итак, на первом уроке стоит изучать сравнительно легкие предметы, на втором-третьем-м - самые сложные, а потом опять легкие.

Регулирование учебной нагрузки тесно связано с вопросом о степени сложности предмета для восприятия школьником. Этот показатель зависит от содержания конкретного урока, методики преподавания, склонности, способностей и уровня знаний учащихся, их эмоционального восприятия предмета, возраста, мастерства и личности учителя и др. На основе многочисленных исследований гигиенистов предметы были классифицированы по сложности; критерием классификации стало наличие объективных признаков утомления, которые появлялись после определенного урока. Для практического использования предложено такое распределение учебных предметов по степени сложности в порядке ее снижения: математика, иностранный язык, физика, химия, история, родной язык, литература, природоведение, география, физкультура, трудовое обучение, черчение, рисование, пение. Утомительными есть учебные предметы, с которыми дети встречаются впервые (например, для учеников 2 класса - естествознание). В младшем школьном возрасте утомительным есть урок чтения, поскольку процесс формирования навыков чтения сложный и утомительный. Однако, при проведении чтения на втором уроке (период оптимальных возможностей организма) дневная динамика работоспособности лучше и результативнее (54,1%), чем при других условиях (18,3%).

По особенностям динамики суточной работоспособности различают т. зв. "голубей", "жаворонков" и "сов". "Голубям" свойственна двовершинна кривая динамики работоспособности: первый пик наступает примерно в 10-11 час., в 14-15 час. работоспособность уменьшается, в 17-18 час. снова растет, понижаясь вечером. "Совы" продуктивнее всего работают в вечерние часы, а "жаворонки" - в утренние.

Работоспособность учащихся изменяется и в течение недели. В понедельник она несколько снижена за начало недельной фазы вхождения в учебную деятельность. У младших школьников максимумы работоспособности приходятся на вторник и четверг. В пятницу этот показатель постепенно снижается вследствие утомления. Некоторые исследования свидетельствуют, что в пятницу у младших школьников наблюдается повышение работоспособности, обусловленное эмоциональным ожиданиям дней отдыха. За такими принципами изменяется работоспособность детей и в течение учебного года.

Рассмотренная динамика работоспособности характерна для большинства здоровых учеников, которые являются встигаючими в учебной деятельности. Однако, типологические и возрастные особенности организма детей в определенной степени могут изменять динамику работоспособности. Кроме того, чем младше школьник, тем ниже уровень его работоспособности и короче период оптимальной устойчивой работоспособности.

Недельная динамика умственной работоспособности учащихся

У школьников 4, 6, 7 и 9 классов в первый день недели заметна фаза врабатывания в учебную деятельность, в то время как у учащихся 5, 8, 10 и 11 классов понедельник является днем высокой работоспособности. Снижение учебной активности, следовательно, работоспособности у школьников 4, 6 и 7 классов приходится на четверг, у учащихся 5, 8-11 классов - на пятницу.

Неустойчивость работоспособности в течение недели наблюдается у школьников 6, 7 и 9 классов, у них отмечены волнообразные колебания работоспособности. У учащихся 6 и 7 классов наблюдается пик работоспособности в среду и второй небольшой подъем в пятницу. У школьников 9 класса колебания работоспособности в течение недели выражены в меньшей степени, выявлялись два ее подъема - во вторник и в четверг. умственный работоспособность школьник

Нестабильность работоспособности является отражением напряженности регуляторных процессов в организме подростков, свидетельствует о функциональном напряжении, возникающим под воздействием учебной нагрузки, о невозможности быстрого восстановления функций у учащихся названных возрастных групп.

Дневная динамика умственной работоспособности учащихся:

У учащихся разного возраста динамика умственной работоспособности в течение учебного дня в разные дни недели различна при наличии определенной закономерности. Так, в динамике умственной работоспособности учащихся 11-13 лет отражается, что их организм с трудом мобилизует внутренние адаптационные резервы для достижения высоких результатов в процессе длительной напряженной работы. Если в понедельник в средних классах (5-7) снижение работоспособности наблюдается на 4-ом уроке, а пик работоспособности приходится на 2-3 уроки, то во вторник работоспособность нестабильна - спад работоспособности приходится на 3 и 5 уроках с подъемом на 4 уроке. В среду и в четверг работоспособность удерживается на стабильном уровне до 5 урока, затем снижается. В пятницу и субботу она снижается уже на 3 уроке. Таким образом, наиболее продуктивными для обучения днями недели у школьников 5-7 классов являются вторник и среда, в понедельник работоспособность выше, чем в пятницу.

В 8 классе по сравнению с 5-7 происходит некоторая стабилизация работоспособности: с понедельника по четверг спад ее наблюдается на 4-ом уроке, в пятницу и субботу - на 3-ем. В 9 и 10 классах динамика работоспособности сходна, в разные дни недели ее снижение наблюдается на разных уроках: в понедельник, вторник и четверг работоспособность снижается на 5-ом, в среду и пятницу - на 4-ом уроке, в субботу - на 4-ом и 3-ем. В среду и пятницу наиболее продуктивно учащиеся работают только на первых трех уроках. В 11 классе, при более высоком уровне работоспособности, чем у школьников другого возраста, динамика ее благоприятна для учебного процесса: с понедельника по четверг спад работоспособности происходит на 5-ом уроке, в пятницу - на 4-ом, в субботу - на 3-ем. Наиболее непродуктивными для учебной работы являются пятница для учащихся 5-8 классов и суббота для учащихся всех классов.

Достоверность разницы работоспособности по учебной активности учащихся средних и старших классов между понедельником и вторником несущественна. Согласно исследованиям, понедельник является днем высокой работоспособности, хотя по показателям учебной активности коллектива за учебный день в понедельник первый урок отмечался как урок врабатывания. Анализ динамики работоспособности в процессе урока показывает, что на первом уроке период врабатывания длиннее, чем на последующих, но в дальнейшем учебная активность учащихся повышается и утомление наступает позже, за счет чего суммарная активность учащихся на первом уроке изменяется несущественно по сравнению со вторым и третьим уроками. На втором и третьем уроках период врабатывания короче, учебная активность школьников выше. В другие дни недели на первом уроке период врабатывания короче, чем на первом уроке в понедельник.

В недельной динамике работоспособности у учащихся разных классов наблюдаются различия. У школьников 4 класса пик работоспособности приходится на вторник, второй подъем работоспособности наблюдается в пятницу. У учащихся 5-7 классов пик работоспособности приходится на среду. В 9 классе наблюдаются два подъема работоспособности - во вторник и четверг. В 8, 10 и 11 классах работоспособность с понедельника по четверг удерживается на стабильном уровне, снижение работоспособности происходит с пятницы. Наиболее непродуктивными для учебной работы являются пятница для учащихся 5-8 классов и суббота для учащихся всех классов.

Дневная динамика умственной работоспособности школьников разных классов в разные дни недели различна. У школьников средних классов (5-7) наблюдается нестабильность умственной работоспособности в течение учебного дня так же, как и в течение учебной недели: в понедельник работоспособность снижается на 4 уроке, во вторник снижается дважды - на 3 и 5 уроках, в пятницу и в субботу - на 3-ем. В 8 классе снижение работоспособности наблюдается с понедельника по четверг на 4-ом уроке, в пятницу и субботу на 3-ем уроке.

В 9 и 10 классах в понедельник, вторник и четверг снижение работоспособности наблюдается на 5-ом уроке, в среду и пятницу -на 4-ом, в субботу - на 4-ом и 3-ем. В среду и пятницу наиболее продуктивно учащиеся работают только на первых трех уроках.

В 11 классе динамика работоспособности благоприятна для учебного процесса: с понедельника по четверг, когда спад работоспособности происходит на 5-ом уроке, в пятницу работоспособность снижается на 4-ом уроке, в субботу - на 3-ем. У учащихся, для которых характерна слабая и средне-слабая сила нервной деятельности, в процессе учебной работы наблюдаются более выраженные неблагоприятные сдвиги умственной работоспособности, что может сказываться на результатах их обучения и состоянии здоровья.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 57.(571) Алёшина Татьяна Евгеньевна Кандидат биологических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Наумова Александра Александровна Студентка 4 курса Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Наумова Татьяна Александровна Студентка 4 курса Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА Аннотация В данной статье представлены результаты исследования динамики уровня умственной работоспособности учащихся 11 – х классов. Показаны особенности динамики работоспособности школьников разного возраста, которые следует учитывать при организации здоровье сберегающего образовательного процесса, в частности, при составлении расписания уроков, являющегося важным компонентом школьного режима. Анализ результатов данного эксперимента показал, что у учащихся 11 классов качественные и количественные показатели умственной работоспособности разные у девочек и мальчиков. Например, количественные показатели, такие как объем зрительной информации, у девочек выше, чем у мальчиков, а объем работы выше у мальчиков, чем у девочек. В результате проведенного эксперимента, можно сделать вывод, что умственная работоспособность у девочек и мальчиков 11 классов примерно одинаковая. Abstract The article presents the results of a study of the dynamics of the level of mental health of pupils 11 – x classes. The features of the dynamics of health of schoolchildren of different ages that should be considered when organizing health-preserving educational process, in particular, when scheduling lessons, which is an important component of the school regime. Analysis of the results of this experiment showed that pupils of 11 classes of qualitative and quantitative indicators of mental health are different for girls and boys. For example, quantitative indicators, such as the amount of visual information, in girls than in boys, and the volume of work is higher in boys than in girls. As a result of the experiment, we can conclude that the mental capacity of girls and boys about the same 11 classes. Ключевые слова: умственная работоспособность; количественные и качественные показатели работоспособности; корректурный тест по таблице Анфимова. Keywords: mental performance; quantitative and qualitative indicators of efficiency; correction test table anfimova. На основе анализа различных данных можно сказать, что в настоящее время в нашей стране складывается ситуация, когда к 16 – 18 годам здоровых школьников остается около 6%. Такое ухудшение состояния здоровья учащихся объясняется большой учебной нагрузкой, которая приводит к снижению работоспособности. Изучение работоспособности школьников является одной из проблем, которая, несмотря на актуальность и давнюю историю, по сей день привлекает много исследователей. Это обусловлено необходимостью глубокого знания соответствующих механизмов и факторов, влияющих на работоспособность, а так же способов ее повышения. Это проблема занимает важное место в физиологии человека. Одним из интереснейших направлений является изучение динамики показателей умственной 23 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х работоспособности школьников. Работоспособность определяется, как потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы . Различают умственную и физическую работоспособность. Умственная работоспособность – это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнять в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенное количество работы, требующей значительной активности нервно – психической сферы субъекта. Она требует преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы . На умственную работоспособность учащихся оказывают влияние личностные и организационные факторы. К личностным факторам относят: тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивации. К организационным факторам относят: условия обучения, организацию рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения эргономическим требованиям, режим труда и отдыха. В процессе выполнения любой работы для человека свойственны различные стадии работоспособности: 1.фаза врабатываемости, в ней могут быть сбои, ошибки в работе; 2.фаза оптимальной работоспособности, характеризуется хорошим стабильным результатом работы, максимальной производительность труда; 3.фаза полной компенсации, характеризуется возникновением начальных признаков утомления, которые могут компенсироваться волевым усилием человека или положительной мотивацией его к работе и не вызывать снижение работоспособности; 4.фаза неустойчивой компенсации, характеризуется снижением работоспособности. Степень снижения работоспособности в этот период зависит от индивидуальных особенностей человека; 5.фаза прогрессивного снижения работоспособности. Для этого характерно нарастания утомления, выражающееся снижением продуктивности, эффективности умственной работоспособности. В этой фазе человек не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности; 6.после прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Умственная деятельность сопровождается некоторыми особенностями. При умственной работе мозг склонен к инерции, продолжению работы в заданном направлении. Таким образом, в результате длительного занятия умственным трудом наблюдается ослабление функционального состояния организма. Целью настоящей работы являлось определение умственной работоспособности. Задача данного экспериментального исследования состояла в изучении динамики работоспособности учащихся 11 классов в связи с адаптацией их к учебной нагрузке. В своей работе мы использовали методику Анфимова, которая позволяет определить у школьников уровень умственной работоспособности, степень утомления, внимание, произвольность, умение работать по инструкции. Умственная работоспособность изучалась у учащихся 11 классов. Каждому школьнику давалась таблица с буквами, и по команде экспериментатора в течение 4 минут зачеркивались одной косой чертой 2 буквы «И», «К», при последовательном просматривании букв и строк. Время отмечалось по секундомеру. При обработке результатов подсчитывались количественные показатели работоспособности, такие как объем работы (количество просмотренных знаков за 4 минуты); объем зрительной информации; скорость переработки информации. Кроме того, определялись качественные показатели работоспособности – количество ошибок, допущенных при просмотре знаков по корректурной таблице в течение 4 минут; коэффициент точности выполнения задания; коэффициент умственной продуктивности; показатель устойчивости внимания . Экспериментальное исследование было проведено на 71 учащемся в 11 классах средней общеобразовательной школы №5 г. Калуги. Из них было исследовано 40 мальчиков и 31 девочка. 24 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х Эксперимент проводился в середине учебного года (в течение 3-х недель) в з четверти. Работоспособность изучалась в понедельник, в начале 2 урока. Таблица 1 Динамика показателей работоспособности учащихся 11 класса в третьей четверти объем работы, (S) объем зрительной информации, (Q) Показатели, М ± m скорость количество переработки ошибок, (n) информации, (СПИ) коэффицие нт точности, (A) коэффициент умственной продуктивности, (P) показатель устойчивости внимания, (УВН) Мальчики 718,6±4,6*** 407,8±22,9* 81,5±10,9 8,1±0,92 0,6±0,3 229,5±37,4** 122,2±16,5*** Девочки 702,3±30,2*** 416±17,9* 84,2±13,6 6,2±1,1 0,5±0,1 372,4±95** 162,5±25,5*** Анализ результатов данного эксперимента показал, что у учащихся 11 классов качественные и количественные показатели умственной работоспособности разные у девочек и мальчиков. Количественные показатели, такие как объем зрительной информации и объем перерабатываемой информации у девочек выше, чем у мальчиков, а такой количественный показатель как объем работы выше у мальчиков, чем у девочек. Качественные показатели умственной работоспособности: коэффициент умственной продуктивности и показатель устойчивости внимания выше у девочек, чем у мальчиков, а также количественные показатели, как количество ошибок и коэффициент точности у мальчиков выше, чем у девочек. Анализ исследования показал, что умственная работоспособность у девочек и у мальчиков 11 классов приблизительно одинаковая, т.к. из проанализированных семи качественных и количественных показателей умственной работоспособности 4 показателя у девочек, таких как объем зрительной информации, скорость переработанной информации, коэффициент умственной продуктивности, показатель устойчивости внимания выше, чем у мальчиков. А мальчиков из тех же проанализированных показателей три (объем работы, количество ошибок, коэффициент точности) у мальчиков выше, чем у девочек. В 11 классе у подростков завершается процесс полового созревания, в связи с тем уменьшается разброс показателей по комплексному параметру умственной работоспособности, память, внимание и др. зависит от личных особенностей подростков. Выводы: 1. Объем работы у мальчиков выше, чем у девочек. 2. Объем зрительной информации у девочек выше, чем у мальчиков. 3. Скорость переработанной информации у девочек выше, чем у мальчиков. 4. Количество ошибок у мальчиков больше, чем у девочек. 5. Коэффициент точности у мальчиков выше, чем у девочек. 6. Коэффициент умственной продуктивности у девочек выше, чем у мальчиков. 7. Показатель устойчивости внимания у девочек выше, чем у мальчиков. Список использованной литературы: 1. Словарь физиологических терминов: М.: Наука 1987. 304 с. 2. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение. 1967. 251 с. 3. Аркунова Н. А., В. Д. Смирнова В. Д., Тутуркина Т. В. Морфофизиологические особенности юношеского возраста. Межвузовский сборник научных трудов. 4. Виленский М.Я., Русанов В.П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле. 1999. № 6. с. 48-50 5. Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным по общей и возрастной физиологии: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1900, 39 с. 25 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х 6. Умственная работоспособность студентов во взаимосвязи с уровнем их физической подготовленности и режимом двигательной активности: Учебное пособие / В. В. Кузовенков. Московский государственный институт электронной техники (технический ун-т). МГИЭТ (ТУ) 1996 Алёшина Т. Е., Наумова А. А., Наумова Т.А., 2016 УДК 633.63:631.527.5 Васильченко Елена Николаевна старший научный сотрудник Федулова Татьяна Петровна док. биол. наук Богомолов Михаил Алексеевич док. с.-х. наук ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт cахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова» п. Рамонь, Воронежской обл., РФ Е-mail: [email protected] ПОЛУЧЕНИЕ ИНТРОГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕЖВИДОВОЙ ГИБРИДИЗАЦИИ В РОДЕ BETA Аннотация Представлены результаты культивирования in vitro незрелых зародышей от межвидовой гибридизации B. vulgaris x B. corolliflora. Выявлено, что полученные межвидовые гибридные растения различаются по количеству хромосом. Молекулярно-генетические исследования показали, что гибриды, наследующие фенотип B. vulgaris и диплоидное число хромосом несут лишь отдельные элементы генома дикого вида, что выражается присутствием видоспецифичных сателитных участков ДНК. Ключевые слова Сахарная свекла, культура in vitro, незрелые зародыши, ПЦР-анализ. Важнейшей задачей современной селекции сахарной свеклы является получение новых исходных форм и ускоренное создание гибридов с повышенной продуктивностью и другими хозяйственнополезными признаками и свойствами. Независимо от средств и методов селекции самой сложной частью работы является выявление генетической изменчивости в исходном селекционном материале и отбор желаемых генотипов. Все виды дикой свеклы обладают рядом ценных признаков и скрещивание их с культурной свеклой представляет большую практическую ценность. Однако лишь ограниченное число межвидовых скрещиваний может привести к получению полноценных гибридных растений . Невозможность осуществления таких скрещиваний очень часто связана с приостановкой развития гибридного зародыша, что в свою очередь, может быть обусловлено либо его ранней гибелью, либо дегенерацией эндосперма . Поэтому для эффективного получения определенной генетической комбинации желаемых признаков в процессе межвидовой гибридизации использовали метод эмбриокультуры, позволяющий в условиях in vitro выращивать регенеранты из зиготических зародышей на разных стадиях их развития . Введение в культуру in vitro незрелых зародышей межвидовых гибридов на разных стадиях развития (3-12 день после опыления) показало их различную отзывчивость на стрессовые условия. Недифференцированные гибридные зародыши (5-ти дневные) прорастали на питательной среде с частотой 0,9-7,3 %, но проростки на ранних стадиях развития погибали. С увеличением возраста зародышей их 26

Неоднократно подчеркивалась важность всесторонней разработки проблемы работоспособности человека, и в частности школьников. Между тем нельзя сказать, что пути и средства воспитания и повышения работоспособности организма детей и подростков в процессе их роста, развития и обучения всесторонне изучены и достаточно ясны практике. Необходимо еще провести ряд глубоких научных исследований в этом направлении, для того чтобы учитель имел возможность наиболее эффективно вести обучение, чтобы он имел ясное представление о работоспособности вообще и работоспособности учащихся определенного возраста в частности.

Нередко учитель переоценивает возможности своих воспитанников и требует от них выполнения непосильных заданий. Не менее часто он считает возможности детей крайне ограниченными и дает им слишком легкую работу. Как тот, так и другой подход в равной мере могут отрицательно сказаться на развитии и состоянии здоровья учащихся, на их нервной системе.

Известно, что работоспособность детей и подростков тесно связана с состоянием их здоровья. Об этом свидетельствует ряд фактов. Например, учащиеся, страдающие ревматизмом , в межприступном периоде имеют пониженную работоспособность и быстрее устают при умственной работе и труде. Дети, имеющие функциональные и особенно органические отклонения в состоянии центральной нервной системы, имеют крайне низкую работоспособность по сравнению со своими сверстниками - здоровыми школьниками. Учащиеся, страдающие хроническим тонзиллитом , имеют низкую работоспособность. Они быстро утомляются на уроках, у них плохая память и как следствие всего этого плохая успеваемость. У школьников, перенесших кратковременные заболевания (катары верхних дыхательных путей и ангины), еще в течение одной-полутора недель после клинического выздоровления наблюдалась пониженная работоспособность.

Это выражалось, в частности, в том, что в процессе учебных занятий у них наблюдалось более раннее и более значительное по сравнению с другими ослабление физиологических функций.

Найти более или менее правильный подход к учащимся, которые имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, учителю помогает врач.

В отношении же учащихся, отнесенных к числу практически здоровых, но имеющих разные уровни физического развития, врач, как правило, никаких указаний учителю не дает, за исключением отдельных указаний по организации уроков труда и физической культуры.

Однако правильная организация обучения должна предусматривать дифференцированный подход к учащимся не только сообразно состоянию их здоровья, но и уровню физического развития.

Это предположение является вполне обоснованным. Состояние физиологических функций, в совокупности обеспечивающих работоспособность организма человека, не может рассматриваться в отрыве от общего уровня физического развития, т. к. в норме рост и развитие, т. е. нарастание количественных признаков, характеризующих физическое развитие, и качественных - физиологические функции, обусловливается единой интенсивностью метаболических процессов, протекающих в организме. Нарушение этих процессов под влиянием экзогенных или эндогенных причин сказывается, очевидно, в равной мере как на формировании морфологических, так и на функциональных показателях растущего организма.

Если исключить отдельные случаи неуспеваемости учащихся, связанные с плохим прилежанием, или случаи низкой работоспособности, обусловленной или органическими, или стойкими функциональными изменениями в коре больших полушарий, то есть все основания утверждать, что физическое развитие, работоспособность и успеваемость школьников находятся в тесной взаимосвязи.

В своем докладе на первом съезде Московско-Петербургского медицинского общества Н. И. Быстров обратил внимание врачей на частые головные боли у детей школьного возраста. По данным его пятилетних наблюдений, головная боль у детей связана с чрезмерным умственным напряжением: у 8-летних детей жалобы на головную боль отмечены в 5% случаев, а у подростков 14-18 лет - в 28-40% случаев (под наблюдением было 74 780 детей), т. е. параллельно нарастанию учебной нагрузки увеличивается частота жалоб на головную боль.

А. В. Беляев, обобщая результаты обследования физического развития учеников гимназии, пришел к выводу, что успешные и напряженные умственные занятия, без регулярных и целесообразных физических упражнений, ведут к ослаблению физических качеств воспитанников.

Врач А. А. Яковлева, анализируя природу школьного переутомления, отмечала, что оно «по существу, является равнодействующей двух составных элементов учебно-воспитательных требований школы, с одной стороны, и психофизических сил учащихся - с другой». Большое количество учащихся уже поступает в учебные заведения «хилыми», с различными отклонениями, с низким уровнем психофизических сил. Именно такие дети менее всего в состоянии противостоять большой учебной нагрузке и именно они в большинстве случаев оказываются «безуспешными».

«Хилый» ребенок, отданный в гимназию, учится плохо, быстро утомляется, рассеян, вял, часто жалуется на тяжесть в голове, после ночного сна не отдыхает и утром принимается за работу с отвращением. Такие ученики в большинстве случаев выбывают уже из I и II классов. Те же, кто отсеивается затем из III и IV классов, обладают большим запасом психофизических сил, чем те, которые оставляют I-II классы, и их организм еще в состоянии некоторое время противостоять все возрастающей нагрузке.

Н. А. Грацианов, изучая физическое развитие детей и юношей учебных заведений г. Арзамаса, обратил внимание на определенную связь между успеваемостью и отдельными показателями физического развития учащихся. При прочих равных условиях (материальное благосостояние семьи, состояние здоровья родителей и детей) успевающие ученики имели более высокие основные показатели физического развития (длина тела, вес тела, окружность грудной клетки), чем ученики неуспевающие. По некоторым группам учащихся в возрасте до 13 лет различия в длине тела составляли минимум 3, 7 см, максимум - 18,08 см.

Сравнение окружности грудной клетки успевающих и неуспевающих учеников еще в большей мере, чем сравнение длины тела и веса, свидетельствовало о лучшем физическом развитии первых; успевающие ученики при большем абсолютном росте имели относительно более развитую грудную клетку, чем неуспевающие учащиеся.

Аналогичные результаты получил Н. В. Зак, исследовавший физическое развитие учащихся средних учебных заведений Москвы. Особенно разительным по сравнению с успевающими оказалось отставание у неуспевающих учеников так называемого «жизненного индекса» - отношения окружности грудной клетки к полуросту. Неуспевающие в возрасте от 10 до 21 года имели низкий «жизненный индекс», несмотря на свою абсолютно меньшую длину тела, т. е. менее гармонически развитую грудную клетку, чем ученики успевающие.

Таким образом, в ряде работ, проведенных еще в XIX веке, была установлена зависимость между физическим развитием и успеваемостью учащихся. Позже появились некоторые исследования, выявившие определенную связь между уровнем отдельных показателей физического развития и готовностью (зрелостью) ребенка к обучению в школе, между физическим развитием и отклонениями в фонетике речи, между успеваемостью и работоспособностью учащихся.

Так, Хельцер установил, что среди детей, которые к 6 годам - первому году занятий в школе - по своему физическому развитию и пропорциям тела достигли показателей, свойственных данному возрасту, отсутствие «зрелости» к началу обучения встречалось в 3,1% случаев. Среди детей же, показатели физического развития и пропорций тела которых не соответствовали средним величинам (были ниже), отсутствие зрелости к началу систематического обучения в школе отмечалось в 17,1 % случаев.

Шварц изучила результаты всестороннего врачебного обследования детей 6-летнего возраста, поступающих в школы. «Зрелость» ребенка к обучению в школе устанавливалась по совокупности показателей, характеризующих уровень физического развития, состояния здоровья и функционального состояния центральной нервной системы (уровень мышечной и умственной работоспособности). Оказалось, что среди детей, которые еще не обладали достаточной «зрелостью к обучению», большинство имело низкие и ниже средних показатели веса и длины тела.

Причины, тормозящие процессы роста детей, сказываются также отрицательно и на общем их развитии (в частности, на формировании и совершенствовании речи).

Медицинские обследования мальчиков и девочек 4-8 лет показали, что уровень физического развития и состояние фонетики речи находятся у детей в тесной взаимосвязи.

Дефекты произношения встречались чаще у мальчиков и девочек 7-8 лет со средним, ниже среднего и низким физическим развитием, а невнятная речь - только у детей с физическим развитием ниже среднего и низким. Эти же отклонения в фонетике речи у детей с физическим развитием выше среднего и высоким встречались в 3,8 раза реже, чем в других группах. Статистический анализ данных, полученных В. И. Теленчи, показывает, что расхождение в частоте распространенности различных отклонений фонетики речи в разных по уровню физического развития группах не является случайным.

Некоторые авторы, наблюдавшие подростков 14-17 лет, указывают, что такие функциональные свойства организма, как выносливость, координация движений, лабильность нервно-мышечного аппарата, также связаны с уровнем физического развития. Функциональные возможности организма подростков со средним и ниже среднего физическим развитием ниже, чем у подростков выше среднего физического развития. В случаях равной по объему мышечной нагрузки подростки, физически слабые, переносят ее хуже (быстрее и сильнее утомляются), чем подростки, более физически развитые.

Увеличение нагрузки у подростков выше среднего физического развития не приводит к ослаблению устойчивости тренированности их организма. У подростков же ниже среднего физического развития при этих же условиях возникают такие изменения различных физиологических функций, которые указывают на крайне слабую устойчивость тренированности организма.

Есть работы, в которых без анамнеза физического развития наблюдаемых детей даются указания на наличие у них тесной связи между успеваемостью и так называемой «общей» или умственной работоспособностью организма.

В. А. Правдолюбов, излагая результаты своих наблюдений за учащимися четвертого класса, разбил их по успеваемости на три группы: лучшую, среднюю и худшую. Распределение учащихся по этим группам было произведено на основании очень полных педагогических характеристик. Работоспособность школьников определялась методикой дозирования работы во времени: после словесной инструкции учащиеся в течение часа вычеркивали и подчеркивали определенные буквы в печатном, связном тексте. Оказалось, что лучшая группа учащихся имела более высокие показатели интенсивности работы (число подчеркнутых букв за 5 минут) и более высокое ее качество, чем группы средняя и особенно худшая.

Учащимся лучшей и средней по успеваемости групп был свойствен более благоприятный тип умственной работоспособности организма. Если для лучшей группы его принять за 100%, то в средней группе он встречается в 95% случаев, а в худшей - в 45% случаев.

Таким образом, данные, которыми мы располагаем, указывают на связь уровня физического развития и успеваемости, антропометрических показателей и степени развития отдельных физиологических функций организма, успеваемости и умственной работоспособности.

В большинстве рассмотренных нами работ не приводятся ошибки средних величин сопоставляемых показателей и абсолютное число наблюдений. Это обстоятельство лишает нас возможности судить, в какой мере результаты, полученные в каждой из работ, являются статистически достоверными, а сделанные выводы - статистически обоснованными. Кроме того, остается не совсем ясным, как связаны уровни физического развития, успеваемости, разные степени мышечной и так называемой «общей», умственной, работоспособности организма у одних и тех же учащихся в разных возрастных группах.

Между тем подобные сведения представляют не только теоретический интерес, но имеют и определенное практическое значение для учителя - в его повседневной работе, для организации физического воспитания и трудового обучения, для врачей, развертывающих профилактические и оздоровительные меры среди детей и подростков.

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели.

Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Для работы коры головного мозга, как и для других функций организма, характерен суточный биологический ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этим работоспособность учащихся характеризуется их нарастанием с момента пробуждения до 11-12 часов, а затем снижением к 14 - 15 часам, второй подъем работоспособности отмечается с 16 до 18 часов.

Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относительно невысоким уровнем на первом уроке, в течение которого происходит "врабатывание" организма в учебный процесс - это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, то есть точность) показателей работы то синхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза высокой (оптимальной) работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается. У учащихся старших и средних классов повышение работоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Итак, после фазы оптимальной работоспособности начинает развиваться утомление, что определяет третью фазу работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем резком снижении эффективности работы. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Падение работоспособности на первом этапе выражается также в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.

Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом.

Еще по теме Динамика работоспособности и ее учет при составлении расписания уроков:

  1. Средства и методы повышения работоспособности врача-стоматолога в динамике рабочего дня
  2. Утомление, его биологическое значение. Возрастные показатели умственной работоспособности. Периодичность работоспособности
  3. Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности школьника и студента. Оптимизация умственной работоспособности
  4. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ГРАЖДАНЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПОДЛЕЖАТ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
  5. Учет параметров выбросов вредных веществ и их характеристик при расчетах загрязнения атмосферы
  6. ХАРАКТЕР И ЕГО ВОСПИТАНИЕ. УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРИ РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ