Династия романовых сколько лет. Шпаргалка: Династия Романовых

Романовы - древний российский дворянский род. Родоначальником его считается Андрей Иванович Кобыла, отец которого (по более принятому воззрению), Гланда-Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в последней четверти XIII в. из Литвы либо "из Прусс". В среде историков существует также мировоззрение, что Романовы выходцы из Новгорода. Андрей Иванович Кобыла имел 5 отпрыской: Семечки Коня, Александра Елку, Василия Ивантая, Гавриила Гавшу и Федора Кошку, которые стали родоначальниками 17 российских дворянских домов. Ветвь, положившая начало дому Романовых, пошла от Федора Кошки. В первом колене Андрей Иванович и его сыновья прозывались Кобылиными, Федор Андреевич и его отпрыск Иван - Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки - просто Захарьиными.

От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова - Захарьины-Яковлевы. Фамилия Романовы пришла в династию от вельможи Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. Благодаря браку его сестры Анастасии с царем Иваном IV Суровым род Захарьиных-Юрьевых пересекся в XVI веке с династией Рюриковичей и приблизился к королевскому двору. Внучатый племянник Анастасии, отпрыск вельможи Федора Никитича Романова (потом - Столичного патриарха Филарета) Миша Федорович в 1613 году был избран Земским собором на королевство, и его потомство (которое обычно именуется «Дом Романовых») норма Россией до 1917 года.

Ниже представлены имена всех царей, царей и правителей династии Романовых.

  • Миша Федорович (1596-1645), 1-ый российский правитель из династии Романовых. Царил с 1613 года.
  • Алексей Михайлович (1629-1676), российский правитель с 1645 г.
  • Феодор III Алексеевич (1661-1682), российский правитель с 1676 г.
  • Софья Алексеевна (1657-1704), правительница Рф при молодых братьях царях Иване V и Петре I в 1682-1689 гг.
  • Иван V Алексеевич (1666-1696), российский правитель в 1682-1696 гг.
  • Петр I Алексеевич Величавый (1672-1725), российский правитель с 1682 г. и русский правитель с 1721 г.
  • Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) (1684-1727), русская императрица с 1725 г., супруга Петра I.
  • Петр II Алексеевич (1715-1730), русский правитель с 1727 г., внук Петра I от его отпрыска Алексея.
  • Анна Иоанновна (Ивановна) (1693-1740), русская императрица с 1730 г., дочь царя Ивана V.
  • Анна Леопольдовна (Елизавета Екатерина Христина) (1718-1746), правительница Русской империи при собственном молодым отпрыску императоре Иване VI в 1740-1741 гг. Внучка царя Ивана V от его дочери Екатерины.
  • Иван VI Антонович (1740-1764), младенец-император с 9 ноября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.
  • Елизавета Петровна (1709-1762), русская императрица с 1741 г., дочь Петра I.
  • Петр III Федорович (1728-1762), русский правитель с 1761 г., внук Петра I от его дочери Анны.
  • Екатерина II Алексеевна Величавая (Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская) (1729-1796), русская императрица с 1762 г., супруга Петра III.
  • Павел I Петрович (1754-1801), русский правитель с 1796 г.
  • Александр I Павлович (1777-1825), русский правитель с 1801 г.
  • Николай I Павлович (1796-1855), русский правитель с 1825 г., 3-ий отпрыск Павла I.
  • Александр II Николаевич (1818-1881), русский правитель с 1855 г.
  • Александр III Александрович (1845-1894), русский правитель с 1881 г.
  • Николай II Александрович (1868-1918), последний русский правитель с 1894 по 1917 гг.
  • Миша II Александрович (1878-1918), 4-ый отпрыск Александра III, некими историками именуется последним русским царем, потому что формально был им 1 день (2-3 марта 1917 г.).
  • Источники:

  • Хронос - глобальная история в интернете.
  • Википедия - свободная интернет-энциклопедия.
  • Мегаэнциклопедия KM.RU - универсальная энциклопедия на мультипортале KM.RU.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - интернет версия русской уникальной энциклопедии выпущенной сначала ХХ века акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауза - И. А. Ефрона.
  • Божерянов И.Н. Романовы. 300 лет служения Рф. - М.: Белоснежный город, 2006.
  • Дополнительно на сайт:

  • У кого из царей династии Романовых не было малышей?
  • Сколько малышей было у русского правителя Петра I?
  • Как звали жен Ивана Сурового?
  • Кто был фаворитом-любовником Екатерины II?
  • Какова история «Ганиной ямы»?
  • Где в Интернете есть возможность прочесть книжку Николая Соколова "Убийство королевской семьи"?
  • Кого из российских царей нету на монументе "Тысячелетие Рф" в Величавом Новгороде?

  • 400 лет назад в России воцарился первый правитель из рода Романовых - Михаил Федорович. Его восхождение на престол ознаменовало конец русской смуты, а его потомкам предстояло править государством еще три века, расширяя границы и укрепляя мощь страны, которая благодаря им стала империей. Мы вспоминаем эту дату с доцентом РГГУ, заведующим кафедрой вспомогательных исторических дисциплин, автором книг «Романовы. История династии», «Генеалогия Романовых. 1613—2001» и многих других Евгением Пчеловым.

    - Евгений Владимирович, откуда пошел род Романовых?

    Романовы – старинный род московского боярства, истоки которого восходят к первой половине XIV в., когда жил самый ранний предок Романовых – Андрей Иванович Кобыла, служивший Семёну Гордому, старшему сыну Ивана Калиты. Таким образом, Романовы связаны с родом Великих Московских князей почти с самого начала этой династии, это, можно сказать, «коренной» род московской аристократии. Более ранние предки Романовых, до Андрея Кобылы, летописным источникам неизвестны. Уже много позже, в XVII – XVIII вв., когда Романовы находились у власти, возникла легенда об их иноземном происхождении, причём легенду эту создали не сами Романовы, а их однородцы, т.е. потомки родов, одного корня с Романовыми – Колычёвы, Шереметевы и др. По этой легенде предок Романовых якобы выехал на Русь «из Прус», т.е. из Прусской земли, населённой когда-то прусами – одним из балтских племён. Звали его якобы Гланда Камбила, а на Руси он стал Иваном Кобылой, отцом того самого Андрея, который известен при дворе Семёна Гордого. Понятно, что Гланда Камбила – абсолютно искусственное имя, искажённое от Ивана Кобылы. Такие легенды о выездах предков из других стран были обычным делом в среде русского дворянства. Конечно, никакого реального основания эта легенда под собой не имеет.

    - Как же они стали Романовыми?

    Потомки внука Фёдора Кошки – Захария Ивановича, прозывались Захарьиными, его сын – Юрий, был отцом Романа Юрьевича Захарьина, а уже от имени Романа образовалась фамилия Романовы. По сути это всё были родовые прозвища, происходившие от отчеств и дедичеств. Так что фамилия Романовых имеет довольно традиционное для русских фамилий происхождение.

    - Были ли Романовы в родстве с династией Рюриковичей?

    Они породнились с династиями тверских и серпуховских князей, а через ветвь серпуховских князей оказались в прямом родстве и с московскими Рюриковичами. Иван III был праправнуком Фёдора Кошки по матери, т.е. начиная с него московские Рюриковичи были потомками Андрея Кобылы, но потомки Кобылы, Романовы, не были потомками рода московских князей. В 1547 г . первый русский царь Иван Грозный женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, дочери Романа Юрьевича Захарьина, которого часто и неверно называют боярином, хотя он этого чина не имел. От брака с Анастасией Романовной у Ивана Грозного родилось несколько детей, в том числе царевич Иван, погибший в ссоре с отцом в 1581 г ., и Фёдор, ставший царём в 1584 г . Фёдор Иоаннович был последним из династии Московских царей – Рюриковичей. Его дядя Никита Романович, брат Анастасии, пользовался большой известностью при дворе Ивана Грозного, сын Никиты, Фёдор, стал потом московским патриархом Филаретом, а внук, Михаил – первым царём из новой династии, избранным на престол в 1613 г .

    - Были ли иные претенденты на престол в 1613 году?

    Известно, что в том году, на Земском соборе, который должен был выбрать нового царя, звучали имена нескольких претендентов. Наиболее авторитетным боярином на тот момент был князь Фёдор Иванович Мстиславский, возглавлявший семибоярщину. Он приходился дальним потомком Ивану III через его дочь, т.е. являлся царским родственником. По свидетельствам источников, на престол претендовали также руководители земского ополчения князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (сильно истратившийся во время Земского собора) и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Были и другие заметные представители русской аристократии.

    - Почему все же был избран Михаил Федорович?

    Конечно, Михаил Федорович был совсем юным человеком, им можно было бы управлять, и он стоял вне боровшихся за власть придворных группировок. Но главное – родственная связь Михаила Фёдоровича и Романовых с царём Фёдором Ивановичем, сыном Ивана Грозного. Фёдор Иванович воспринимался в тот момент как бы последним «законным» московским царём, последним представителем настоящего царского «корня». Его личность и время правления идеализировались, как всегда бывает после эпохи кровавых преступлений, а возвращение к прерванной традиции как бы восстанавливало те тихие и спокойные времена. Недаром земское ополчение чеканило монеты с именем Фёдора Ивановича, к тому времени уже 15 лет как умершего. Михаил Фёдорович был племянником царя Фёдора – он воспринимался как своего рода «реинкарнация» Фёдора, продолжение его эпохи. И хотя прямого родства с Рюриковичами у Романовых не было, большое значение имели как раз свойственные и родственные связи через браки. Прямые же потомки Рюриковичей, будь то князья Пожарские или князья Воротынские, не воспринимались как часть царского рода, а только как подданные царской династии, в своем статусе возвысившейся над своими однородцами. Именно поэтому Романовы и оказывались наиболее близкими родственниками последнего из московских Рюриковичей. Сам Михаил Фёдорович никакого участия в работе Земского собора не принимал и узнал о его решении, когда к нему приехало посольство с приглашением на трон. Нужно сказать, что и он и особенно его мать, инокиня Марфа, упорно отказывались от такой чести. Но потом, поддавшись на уговоры, всё-таки согласились. Так началось правление новой династии – Романовых.

    - Кто сегодня наиболее известные представители Дома Романовых? Чем они занимаются?

    Сейчас род Романовых, будем говорить именно о роде, не очень многочисленен. Живы ещё представители поколения 1920-х гг., первого поколения Романовых, родившихся в эмиграции. Старейшими на сегодняшний день являются Николай Романович, живущий в Швейцарии, Андрей Андреевич, живущий в США, и ДИмитрий Романович, живущий в Дании. Первым двум не так давно исполнилось по 90 лет. Все они неоднократно приезжали в Россию. Вместе со своими более молодыми родственниками и некоторыми потомками Романовых по женским линиям (как принц Майкл Кентский, например) они составляют общественную организацию «Объединение членов рода Романовых». Существует и фонд помощи Романовых для России, который возглавляет Димитрий Романович. Однако деятельность «Объединения» в России, по крайней мере, не слишком сильно ощущается. Среди членов объединения есть и совсем молодые люди, как Ростислав Ростиславич Романов, например. Заметной фигурой является потомок Александра II от его второго, морганатического брака, светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский. Он живёт в Швейцарии и в Петербурге, где часто бывает. Есть семья покойного Князя Владимира Кирилловича – его дочь Мария Владимировна и её сын от брака с прусским принцем Георгий Михайлович. Эта семья считает себя законными претендентами на престол, всех остальных Романовых не признаёт и ведёт себя соответствующим образом. Мария Владимировна совершает «официальные визиты», жалует дворянство и ордена старой России и всячески представляет себя в виде «Главы Российского Императорского Дома». Понятно, что эта деятельность имеет совершенно определённый идеологический и политический оттенок. Семья Владимира Кирилловича добивается для себя какого-то особого юридического статуса в России, права на который многими весьма убедительно ставятся под сомнение. Есть и другие потомки Романовых, более или менее заметные, как например, Поуль Эдвард Ларсен, именующий себя ныне Павлом Эдуардовичем Куликовским – правнук сестры Николая II , Великой княгини Ольги Александровны. Он часто появляется на многочисленных мероприятиях и презентациях в качестве гостя. Но как таковой содержательной и полезной деятельности в России почти никто из Романовых и их потомков не ведёт.

    Пожалуй, единственное исключение - Ольга Николаевна Куликовская-Романова. По своему происхождению к роду Романовых она не принадлежит, но является вдовой родного племянника Николая II – Тихона Николаевича Куликовского-Романова, старшего сына уже упоминавшейся Великой княгини Ольги Александровны. Надо сказать, что её деятельность в России, не в пример другим её родственникам, носит чрезвычайно активный и результативный характер. Ольга Николаевна возглавляет Благотворительный фонд имени В.кн. Ольги Александровны, который был основан ею вместе с её покойным супругом Тихоном Николаевичем, жившим в Канаде. Сейчас Ольга Николаевна даже больше проводит времени в России, чем в Канаде. Фонд провёл огромную благотворительную работу, за годы своего существования оказав реальную помощь многим медицинским и социальным учреждениям России, Соловецкому монастырю и т.д., вплоть до отдельных нуждавшихся в такой помощи лиц. В последние годы Ольга Николаевна осуществляет большую культурную деятельность, регулярно организуя в разных городах страны выставки художественных работ Великой княгини Ольги Александровны, много и плодотворно занимавшейся живописью. Эта сторона истории царской семьи до недавнего времени была совершенно неизвестна. Теперь выставки работ Великой княгини прошли не только в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Петербурге, но и в таких отдалённых от столиц центрах, как Тюмень или Владивосток. Ольга Николаевна объехала почти всю Россию, её хорошо знают во многих уголках нашей страны. Конечно, она совершенно уникальный человек, буквально заряжающий своей энергией всех, кому приходилось с ней сталкиваться. Её судьба очень интересна – ведь до Второй мировой войны она училась в Мариинском донском институте, образованном ещё до революции в Новочеркасске по примеру знаменитого Смольного института благородных девиц, а в эмиграции находившегося в сербском городе Белая Церковь. Прекрасное воспитание в русской семье эмигрантов первой волны и образование в этом учебном заведении не могли не сказаться на самой личности Ольги Николаевны, она много рассказывала мне об этом периоде своей биографии. Знала она, конечно, и Романовых старшего поколения, например, дочь Великого князя Константина Константиновича, знаменитого поэта К.Р. – Княжну Веру Константиновну, с которой её и Тихона Николаевича связывали дружеские отношения.

    Каждая страница истории выносит свои уроки для грядущих поколений. Как урок нам дает история правления Романовых?

    Я считаю, что самое главное, что сделали Романовы для России – это явление Российской Империи, великой европейской державы с великой культурой и наукой. Если и знают Россию за рубежом (именно Россию, а не Советский Союз), то по именам тех людей, которые жили и творили в этот период. Можно сказать, что именно при Романовых Россия встала в один ряд с ведущими мировыми державами, причём абсолютно на равных. Это был один из самых высших взлётов нашей страны за всю историю её разнообразного существования. И Романовы сыграли в этом очень большую роль, за что мы и можем быть им искренне благодарны.

    Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

    Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

    В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

    Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

    Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

    После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

    По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.

    В России XVII - начала XX века монархи из рода (семьи) Романовых, сменявшие друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей.

    Синонимом является понятие Дом Романовых - соответствующий русский эквивалент, который также употреблялся и продолжает использоваться в исторической и общественно-политической традиции. Оба термина стали широко распространены только с 1913 года, когда отмечался 300-летний юбилей династии. Формально же русские цари и императоры, принадлежавшие к этому роду, фамилии не имели и никогда её официально не указывали.

    Родовое именование предков данной династии, известных в истории с XIV века и ведущих родословную от Андрея Ивановича Кобылы, служившего московскому великому князю Симеону Гордому, неоднократно менялось в соответствии с прозвищами и именами известных представителей этой боярской семьи. В разное время их называли Кошкиными, Захарьиными, Юрьевыми. В конце XVI века за ними утвердилось прозвище Романовых по имени Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина (ум. 1543) - прадеда первого царя из данной династии Михаила Фёдоровича , который был избран на царство Земским Собором 21 февраля (3 марта) 1613 года и принял 11 (21) июля 1613 года царский венец. Представители династии до начала XVIII века титуловались царями, затем императорами. В условиях начавшейся революции последний представитель династии Николай II 2 (15) марта 1917 года отрекся от престола за себя и сына-наследника цесаревича Алексея в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Тот, в свою очередь, 3 (16) марта отказался занять трон до решения будущего Учредительного собрания. Больше вопрос о судьбе престола, кто его займет, в практической плоскости не ставился.

    Династия Романовых пала вместе с российской монархией, пройдя путь между двумя самыми крупными потрясениями в российской истории. Если ее начало знаменовало собой окончание Смутного времени начала XVII века, то ее конец был связан с Великой Российской революцией 1917 года. В течение 304 лет Романовы были носителями верховной власти в России. Это была целая эпоха, основным содержанием которой стали модернизация страны, превращение Московского государства в империю и великую мировую державу, эволюция представительной монархии в абсолютную, а затем в конституционную. Основную часть этого пути верховная власть в лице монархов из Дома Романовых оставалась лидером модернизационных процессов и инициатором соответствующих преобразований, пользуясь широкой поддержкой различных социальных групп. Однако на исходе своей истории монархия Романовых утратила не только инициативу в протекавших в стране процессах, но и контроль над ними. Ни одна из противоборствующих сил, оспаривавших различные варианты дальнейшего развития России, не сочла нужным спасти династию или опереться не неё. Можно сказать, и что династия Романовых выполнила свою историческую миссию в прошлом нашей страны, и что она исчерпала свои возможности, изжила себя. Оба утверждения будут верными в зависимости от их содержательного контекста.

    На русском троне сменили друг друга девятнадцать представителей Дома Романовых, а также из него происходили три правителя, формально являвшиеся не монархами, а регентами и соправителями. Они были связаны друг с другом не всегда кровными, но всегда семейными узами, самоидентификацией и осознанием принадлежности к царственному роду. Династия не является этническим или генетическим понятием, кроме, конечно, частных случаев медико-криминалистической экспертизы по установлению конкретных личностей по их останкам. Попытки определять принадлежность к ней степенью биологического родства и национальным происхождением, чем нередко занимаются некоторые любители и профессиональные историки - бессмысленны с точки зрения социально-гуманитарного знания. Династия похожа на эстафетную команду, участники которой, сменяя друг друга, передают бремя власти и бразды правления по определенным сложным правилам. Рождение в царской семье, супружеская верность матери и т.п. являются важнейшими, но не единственными и обязательными условиями. Никакой смены династии Романовых на некую Голштейн-Готторпскую, Гольштейн-Готторпско-Романовскую или иную династию во второй половине XVIII века не было. Даже опосредованная степень родства отдельных правителей (Екатерины I, Ивана VI, Петра III, Екатерины II) с предшественниками не мешала считать их продолжателями рода Михаила Фёдоровича, и только в таком качестве они могли взойти на русский престол. Также не могли помешать занимать трон слухи об «истинных» нецарских родителях (даже будь они верными) тем, кто был уверен в своем происхождении от «царского семени», кто воспринимался таковыми основной массой подданных (Петр I, Павел I).

    С позиций религии, царский род наделен особой сакральностью. В любом случае, даже не принимая провиденциалистского подхода, династию следует понимать как идейную конструкцию, каким бы ни было эмоциональное отношение к ней, как бы она ни соотносилась с политическими предпочтениями историка. Династия имеет также правовое обоснование, которое в России окончательно сформировалось в конце XVIII века в форме законодательства об императорском доме. Однако со сменой государственного строя в результате упразднения монархии юридические нормы, относящиеся к императорскому дому, утратили силу и смысл. Случающиеся доныне споры о династических правах и династической принадлежности тех или иных потомков царского рода Романовых, их «правах» на престол или очередности «престолонаследия» в настоящее время не имеют никакого реального содержания и являются, разве что, игрой личных амбиций в генеалогические казусы. Если и можно продлить историю династии Романовых после отречения от престола, то лишь до мученической гибели бывшего императора Николая II и его семьи в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, или, в крайнем случае, до смерти 13 октября 1928 года последней царствовавшей особы - вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Александра III и матери Николая II.

    История династии - далеко не рядовая фамильная хроника и даже не просто семейная сага. Загадочным совпадениям можно не придавать мистического значения, но пройти мимо них трудно. Михаил Фёдорович получил известие об избрании на царство в Ипатьевском монастыре, а расстрел Николая Александровича произошел в Ипатьевском доме. Начало династии и её крах приходятся на март месяц с разницей в несколько дней. 14 (24) марта 1613 года еще совсем неопытный подросток Михаил Романов бесстрашно дал согласие принять царский титул, а 2-3 (15-16 марта) 1917 года казалось бы, умудренные и взрослые мужчины, которых с детства готовили к высшим должностям в государстве, сняли с себя ответственность за судьбу страны, подписав смертный приговор себе и своим близким. Одинаковы имена первого из призванных на царство Романовых, который принял этот вызов, и последнего, который от него, не долго думая, отрекся.

    Список царей и императоров из Династии Романовых и их царствующих супруг (морганатические браки не учитываются), а также фактических правителей страны из числа членов этой семьи, не занимавших формально трона, приводится ниже. Спорность некоторых датировок и разночтения имен опускаются, при необходимости речь об этом идет в статьях, посвященных конкретно указанным лицам.

    1. Михаил Фёдорович (1596-1645), царь в 1613-1645 годах. Супруги-царицы: Мария Владимировна, урожд. Долгорукова (ум. 1625) в 1624-1625 годах, Евдокия Лукьяновна, урожд. Стрешнева (1608-1645) в 1626-1645 годах.

    2. Филарет (1554 или 1555 - 1633, в миру Фёдор Никитич Романов), патриарх и «великий государь», отец и соправитель царя Михаила Фёдоровича в 1619-1633 годах. Супруга (с 1585 года до пострижения в 1601 году) и мать царя - Ксения Ивановна (в монашестве - инокиня Марфа), урожд. Шестова (1560-1631).

    3. Алексей Михайлович (1629-1676), царь в 1645-1676 годах. Супруги-царицы: Мария Ильинична, урожд. Милославская (1624-1669) в 1648-1669 годах, Наталья Кирилловна, урожд. Нарышкина (1651-1694) в 1671-1676 годах.

    4. Фёдор Алексеевич (1661-1682), царь в 1676-1682 годах. Супруги-царицы: Агафья Семёновна, урожд. Грушецкая (1663-1681) в 1680-1681 годах, Марфа Матвеевна, урожд. Апраксина (1664-1715) в 1682 году.

    5. Софья Алексеевна (1657-1704), царевна, правительница-регент при малолетних братьях Иване и Петре Алексеевичах в 1682-1689 годах.

    6. Иван V Алексеевич (1666-1696), царь в 1682-1696 годах. Супруга-царица: Прасковья Фёдоровна, урожд. Грушецкая (1664-1723) в 1684-1696 годах.

    7. Петр I Алексеевич (1672-1725), царь с 1682 года, император с 1721 года. Супруги: царица Евдокия Фёдоровна (в монашестве - инокиня Елена), урожд. Лопухина (1669-1731) в 1689-1698 годах (до пострижения в монастырь), императрица Екатерина Алексеевна, урожд. Марта Скавронская (1684-1727) в 1712-1725 годах.

    8. Екатерина I Алексеевна , урожд. Марта Скавронская (1684-1727), вдова Петра I Алексеевича, императрица в 1725-1727 годах.

    9. Петр II Алексеевич (1715-1730), внук Петра I Алексеевича, сын царевича Алексея Петровича (1690-1718), император в 1727-1730 годах.

    10. Анна Ивановна (1684-1727), дочь Ивана V Алексеевича, императрица в 1730-1740 годах. Супруг: Фридрих-Вильгельм, герцог Курляндский (1692-1711) в 1710-1711 годах.

    12. Иван VI Антонович (1740-1764), правнук Ивана V Алексеевича, император в 1740-1741 годах.

    13. Анна Леопольдовна (1718-1746), внучка Ивана V Алексеевича и правительница-регент при малолетнем сыне - императоре Иване VI Антоновича в 1740-1741 годах. Супруг: Антон-Ульрих Брауншвейг-Беверн-Люнебургский (1714-1776) в 1739-1746 годах.

    14. Елизавета Петровна (1709-1761), дочь Петра I Алексеевича, императрица в 1741-1761 годах.

    15. Пётр III Фёдорович (1728-1762), до перехода в православие - Карл-Петер-Ульрих, внук Петра I Алексеевича, сын Карла Фридриха, герцога Гольштейн-Готторпского (1700-1739), император в 1761-1762 годах. Супруга: императрица Екатерина Алексеевна, урожд. София-Фредерика-Августа Анхальт-Цербст-Дорнбургская (1729-1796) в 1745-1762 годах.

    16. Екатерина II Алексеевна (1729-1796), урожд. София-Фредерика-Августа Анхальт-Цербст-Дорнбургская, императрица в 1762-1796 годах. Супруг: император Пётр III Фёдорович (1728-1762) в 1745-1762 годах.

    17. Павел I Петрович (1754-1801), сын императора Петра III Фёдоровича и императрицы Екатерины II Алексеевны, император в 1796-1801 годах. Супруги: цесаревна Наталья Алексеевна (1755-1776), урожд. Августа-Вильгельмина Гессен-Дармштадская в 1773-1776 годах; императрица Мария Фёдоровна (1759-1828), урожд. София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская в 1776-1801 годах.

    18. Александр I Павлович (1777-1825), император в 1801-1825 годах. Супруга: императрица Елизавета Алексеевна, урожд. Луиза-Мария-Августа Баден-Дурлахская (1779-1826) в 1793-1825 годах.

    19. Николай I Павлович (1796-1855), император в 1825-1855 годах. Супруга: императрица Александра Фёдоровна, урожд. Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина Прусская (1798-1860) в 1817-1855 годах.

    20. Александр II Николаевич (1818-1881), император в 1855-1881 годах. Супруга: императрица Мария Александровна, урожд. Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Гессен-Дармштадтская (1824-1880) в 1841-1880 годах.

    21. Александр III Александрович (1845-1894), император в 1881-1894 годах. Супруга: императрица Мария Фёдоровна, урожд. Мария-София-Фредерика-Дагмара Датская (1847-1928) в 1866-1894 годах.

    22. Николай II Александрович (1868-1918), император в 1894-1917 годах. Супруга: императрица Александра Фёдоровна, урожд. Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса Гессен-Дармштадтская (1872-1918) в 1894-1918 годах.

    Все цари, происходившие из рода Романовых, а также император Петр II погребены в Архангельском соборе Московского Кремля. Все императоры этой династии, начиная с Петра I, были похоронены в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Исключением является упомянутый Петр II, а также под вопросом остается место захоронения Николая II. На основании заключения правительственной комиссии, останки последнего царя из династии Романовых и его семьи были обнаружены под Екатеринбургом и были перезахоронены в 1998 году в Екатерининском приделе Петропавловского собора в Петропавловской крепости. Православная церковь ставит эти выводы под сомнение, полагая, что все останки казненных членов императорской семьи были полностью уничтожены в урочище Ганина яма в окрестностях Екатеринбурга. Отпевание перезахороненных в Екатерининском приделе было совершено по церковному чину, предусмотренному для усопших, чьи имена остались неизвестными.

    Правящая династия Романовых подарила стране много гениальных царей и императоров. Интересно, что данная фамилия принадлежит далеко не всем ее представителям, встречались в семье дворяне Кошкины, Кобылины, Милославские, Нарышкины. Генеалогическое древо династии Романовых демонстрирует нам, что история этой семьи берет начало в 1596 году.

    Генеалогическое древо династии Романовых: начало

    Родоначальник семьи - сын боярина Федора Романова и боярыни Ксении Ивановны, Михаил Федорович. Первый царь из династии. Он приходился двоюродным племянником последнему императору из московской семейной ветви Рюриковичей - Федору Первому Иоанновичу. 7 февраля 1613 года его избрал на царствование 21 июля того же года был совершен обряд на царствование. Именно этот момент стал началом правления великой династии Романовых.

    На начало 1917 года династия Романовых насчитывала 32 представителя мужского пола, 13 из которых были убиты большевиками в 1918-19 годах. Те, кто избежал этого, осели в Западной Европе (в основном — во Франции) и США. В 1920-30-е годы значительная часть представителей династии продолжала надеяться на крах советской власти в России и восстановление монархии.

    1. Собор признал, что право на осуществление Верховной власти в России принадлежит династии Дома Романовых.
    2. Собор посчитал необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной государственности Верховным правителем из членов Династии, на кого члены Дома Романовых укажут.
    3. Правительству предлагалось вступить в переговоры с представителями Дома Романовых.

    Все нынешние представители этого рода являются потомками четырёх сыновей Николая I:

    * Александровичи, потомки Александра II. Эта ветвь имеет четырёх ныне живущих представителей — его праправнучку, Марию Владимировну, её сына Георгия, и братьев Дмитрия и Михаила Павловичей Романовых-Ильинских (младший из которых родился в 1961 году).
    * Константиновичи, потомки Константина Николаевича. По мужской линии ветвь пресеклась в 1973 году (со смертью Всеволода, сына Иоанна Константиновича).
    * Николаевичи, потомки Николая Николаевича Старшего. Два ныне живущих мужских представителя — братья Николай и Дмитрий Романовичи Романовы, младший из которых родился в 1926 году.
    * Михайловичи, потомки Михаила Николаевича. К этой ветви принадлежат все остальные живущие ныне мужчины-Романовы (см. ниже), младший из них родился в 2009 году.

    На территории СССР оставались лишь двое из потомков Романовых по мужской линии — дети Александра Искандера: (Наталья и Кирилл (1915—1992) Андросовы); остальные либо уехали, либо погибли.

    22 декабря 2011 года президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики И.Н. Смирнов подписал Указ «О статусе Российского Императорского Дома в Приднестровской Молдавской Республике». Согласно этому указу, на территории Приднестровской Молдавской Республики Российский императорский дом признаётся уникальной исторической институцией без прав юридического лица, принимающей участие в патриотическом и духовно-нравственном воспитании граждан Приднестровской Молдавской Республики, сохранении историко-культурного наследия, традиций приднестровского общества. Ещё в 2009 Мария Владимировна Романова была награждена высшей наградой ПМР- орденом Республики. 9 июня 2011 года впервые после 1917 года государственной наградой России награждён представитель Дома Романовых: князь Романов, Дмитрий Романович.

    Всего на май 2010 года род Романовых насчитывал 12 представителей мужского пола. Среди них только четверо (внуки и правнук князя Ростислава Александровича) — не старше сорока лет.

    Выдающиеся личности - династия Романовых.

    Генеалогическое древо включает в себя около 80 человек. В этой статье затронем не всех, а только царствующих особ и их семьи.

    Генеалогическое древо династии Романовых

    У Михаила Федоровича и его жены Евдокии был один сын - Алексей. Он возглавлял престол с 1645 по 1676 годы. Был дважды женат. Первая жена - Мария Милославская, от этого брака у царя родилось трое детей: Федор - старший сын, Иван Пятый и дочь Софья. От брака с Натальей Нарышкиной у Михаила родился один сын - Петр Первый, который впоследствии стал великим реформатором. Иван женился на Прасковье Салтыковой, от этого брака у них родились две дочери - Анна Иоанновна и Екатерина. У Петра было два брака - с Евдокией Лопухиной и Екатериной Первой. От первого брака у царя родился сын Алексей, который потом женился на Софье Шарлотте. От этого брака родился Петр Второй.

    Генеалогическое древо династии Романовых: Петр Первый и Екатерина Первая

    От брака родилось трое детей - Елизавета, Анна и Петр. Анна вышла замуж за Карла Фридриха, и у них родился сын - Петр Третий, который женился на

    Генеалогическое древо династии Романовых: ветвь Милославских Екатерине Второй. Она, в свою очередь, отобрала корону у мужа. Но у Екатерины был сын - Павел Первый, который женился на Марии Федоровне. От этого брака родился император который в будущем женился на Александре Федоровне. От этого брака родился Александр Второй. У него было два брака - с Марией Александровной и Екатериной Долгоруковой. Будущий наследник престола - Александр Третий - родился от первого брака. Он, в свою очередь, женился на Марии Федоровне. Сын от этого союза стал последним императором Росии: речь идет о Николае Втором.

    У Ивана Четвертого и Прасковьи Салтыковой было две дочери - Екатерина и Анна. Екатерина вышла замуж за Карла Леопольда. От этого брака родилась Анна Леопольдовна, которая вышла замуж за Антона Ульриха. У супругов родился сын, известный нам как Иван Четвертый.

    Таково вкратце генеалогическое древо Романовых. Схема включает в себя всех жен и детей правителей Российской Империи. Родственники второго порядка не рассматриваются. Несомненно, Романовы - это самая яркая и сильная династия, которая правила Россией.