Дипломная работа: Взаимодействие студентов со своим окружением. Особенности построения взаимоотношений студента с сокурсниками

Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость - это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирование характера личности.

Для формирования личности не малую роль играет взаимодействие людей с окружающими.

Взаимодействие -- это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе -- это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы "Я -- Он", "Мы -- Они", координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе .

Решающим условием осуществления всякой совместной деятельности и ее главной отличительной чертой является своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, т. е. кооперация. Процессы кооперации -- основание всех других процессов развития деятельности, ведущий механизм ее воспроизводства. Будучи механизмом воспроизводства совместной деятельности, кооперация выступает тем самым и как центральный фактор производства и воспроизводства самой группы как ее совокупного субъекта. "Путь к пониманию системы межличностных взаимоотношений, -- подчеркивает А. В. Петровский, -- идет... через анализ содержательной деятельности группы. Через групповое взаимодействие к межличностным взаимоотношениям, чтобы, поняв эти взаимоотношения, сделать прогнозируемыми и общегрупповую деятельность, и межличностное взаимодействие в любых условиях..." .

Закономерно предположить, что структура кооперативного взаимодействия индивидов, обусловленная содержательными характеристиками цели совместной деятельности, может оказывать существенное влияние на процессы взаимодействия в группе. Как именно проявляется это влияние в содержании тех признаков, которые приписываются человеком коллегам и самому себе? Какова его роль на разных этапах развития совместной деятельности? Попыткой ответить на эти вопросы было продиктовано предпринятое эмпирическое исследование, выполненное в рамках подхода к анализу социального восприятия, разрабатываемого на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ под руководством проф. Г. М. Андреевой. В качестве гипотез выступили следующие предположения.

1. На начальном этапе развития совместной трудовой деятельности иерархическая структура качественных признаков, приписываемых в процессе восприятия коллегам, самому себе и др., не зависит от характера деятельности, в которую включен субъект восприятия. Кроме того, можно допустить, что на исходном уровне развития группы в сфере межличностного восприятия будет наблюдаться сходство, стереотипность оценочных критериев восприятия различных объектов.

2. С развитием совместной деятельности происходит дифференциация оценочных критериев восприятия. Структура качественных признаков, приписываемых объекту восприятия, в большей степени зависит от специфики объекта и от формы организации совместной деятельности. В частности, мы предполагаем, что с развитием деятельности деловые характеристики воспринимаемых лиц в большей степени будут использоваться как критерии их оценки.

3. На начальном этапе развития группы в структуре качественных критериев межличностного восприятия будет наблюдаться доминирование какого-либо одного из них. Иначе говоря, среди приписываемых объекту восприятия качественных признаков будет преобладать какая-либо одна группа качеств. С развитием группы различные качественные критерии восприятия будут использоваться более равномерно; процесс восприятия будет характеризоваться менее резкой избирательностью в приписывании какой-либо одной группы признаков.

4. С развитием совместной деятельности происходит более полное и всестороннее отражение свойств воспринимаемого объекта. Это проявляется в увеличении количества признаков, приписываемых объекту восприятия, а также в том, что среди них возрастает доля тех характеристик, которые наименее открыты для непосредственного наблюдения. Интенсивность названных изменений зависит от формы организации совместной деятельности: при более тесной кооперации полнота отражения увеличивается в наибольшей степени .

В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается:

· из физического восприятия;

· перемещения в пространстве;

· восприятия и отношений его участников;

· духовного вербального контакта;

· невербального информационного контакта;

· совместной групповой деятельности.

В структуру взаимодействия обычно входят:

· субъекты взаимодействия;

· взаимная связь его субъектом;

· взаимное взаимодействие их друг на друга;

· взаимные изменения субъектов взаимодействия.

Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями. В его структуре чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: практический, поведенческий, аффективный, гностический (А.А. Бодалев); поведенческий аффективный, когнитивный (Я.Л. Коломинский) и регулятивный, аффективный, информационный (Б.Ф. Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию.

Межличностное взаимодействие становится общением только тогда, когда происходит взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств, знаний, умений, интересов, ценностных ориентаций.

Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение .

Различия между индивидами являются одним из основных условий дальнейшего взаимодействия (других его форм - общения, взаимоотношений, взаимопонимания), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия - неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта. И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживают доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий .

Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов.

Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном здании (общежитии), участвуют в общественных мероприятиях.

Студент, пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками доминирует. В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.

Студенты общаются ведь не только со своими сверстниками, а также с курсами старших и младших курсов. В основном их взаимодействие проявляется в общении, участии какой-нибудь общей деятельности, например, мероприятиях университета (студенческая весна, посвящение первокурсников, спортивные соревнования и т.д.). При всем своем стремлении к самостоятельности они все таки нуждаются в жизненном опыте и помощи старших курсов. Это и способствует для поддержания взаимоотношений студентов со старшими. Для них старшекурсники являются поддержкой и приобретением большего жизненного опыта в университете. Часто у старшекурсников спрашивают как можно сдать тот или иной предмет, воспользоваться их литературой, проконсультироваться, а также просто попросить помощи для решения какой-либо проблемы.

Что же касается на счет взаимодействия с младшими курсами, то тут уже идет немного другой подход - передача опыта, накопившегося за время обучения в университете. Впервые знакомство с младшими курсами происходит на посвящении первокурсников, в дальнейшем активные студенты встречаются на других университетских мероприятиях. Старшие курсы ведут себя более общительными, раскрепощенными и с удовольствием идут на контакт с младшими курсами.

На протяжении всего процесса социализации студент имеет дело с расширением "каталога" деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Дети юношеского возраста включаются в новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется место подростка в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.

Расширяется сфера деятельности, а главное - качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Студенты участвуют в разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, общественно-политической, культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде и т.д. .

ВЫВОДЫ

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми.

Взаимодействие студентов в вузе предполагает их межличностные отношения. Понятие "межличностный" указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность этих отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от отношения к себе, отношения к предметам и др.

Понятие "межличностные отношения" акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи, путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают и персональная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и их взаимная ответственность за сложившиеся отношения.

Следовательно, межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые складываются у индивидов, находящихся в контакте.

Общение студентов - это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных и групповых ценностных ориентации), который происходит в форме диалога личности как с "другими Я", так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, и он оказывает как стихийное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.

Войнов Юрий Борисович

ГАОУ СПО Технологический колледж № 28 г. Москва

преподаватель английского языка

Проблемы взаимоотношений студентов и преподавателей.

На тему воспитания подрастающего поколения написано немало статей. Все они охватывают обширный круг вопросов, связанных с этой животрепещущей темой. Но хотелось бы еще раз коснуться проблемы взаимоотношений студента и преподавателя. Имея опыт преподавания в различных учебных заведениях более семнадцати лет, приходишь к выводу, что давать советы относительно абстрактного подростка очень легко, но как же трудно бывает найти выход из трудного положения в конкретном случае.

К нам в колледж приходят ребята, которые по разным причинам не захотели, или не смогли продолжить обучение в школе. Это та категория бывших школьников, которые в своем большинстве не могли в школе похвастаться дневниками с одними превосходными отметками. Это не говорит о том, что они в чем-то уступают своим сверстникам. Даже, наоборот: у таких ребят очень большая деловая хватка и стремление как можно быстрее получить профессиональное образование.

Вот здесь и начинаются трудности. Первокурсники, придя в колледж, надеются уйти от повседневного контроля со стороны преподавателей и своих родителей. Они увлеченно слушают разговоры старшекурсников, проходящих практику в престижных ресторанах Москвы (наше подразделение колледжа готовит поваров, кондитеров и технологов общественного питания). Ребята готовы часами работать в лабораториях, постигая кулинарное искусство, но не всегда идут с охотой в учебные классы для изучения теории, так необходимой для профессионального мастерства.

Преподавателям и мастерам производственного обучения приходится прилагать огромные усилия для того, чтобы найти подход к каждому студенту и дать ему понять, что практика без теории просто невозможна. Для себя я сделал вывод, что только тогда можно донести свою мысль до студента, когда ты прекращаешь использовать императивный тон и забываешь нравоучения. Ты становишься равноправным членом студенческой группы, и только твой авторитет позволяет тебе делать замечания обучающимся. Но как завоевать авторитет?

Наверное, в первую очередь надо постараться полюбить всех без исключения студентов группы, в которой ты преподаешь свой предмет. Знаю, это дается нелегко, но ребята сразу начинают подсознательно реагировать очень положительно, и атмосфера общения становится очень дружелюбной. В такой атмосфере намного легче донести свою мысль до учащихся. Здесь я хочу напомнить, возможно, довольно банальную истину, знакомую каждому преподавателю: если хочешь сделать выговор, то лучше это сделать наедине со студентом, а если хочешь похвалить - в присутствии всей группы. Конечно, иногда приходится делать какое-либо замечание, но это следует делать очень тактично, не задевая личность самого человека.

Приведу небольшой пример из своей практики:

Вместо того, чтобы заявить перед всей группой о том, что какой-либо студент не готов к занятиям, лучше произнести приблизительно такую фразу:

«Я недоволен твоим сегодняшним ответом, возможно, ты мало времени потратил на подготовку домашнего задания».

Здесь звучит несколько пресуппозиций:

  1. студент отвечал
  2. я недоволен только сегодняшним ответом, значит, были и хорошие ответы в прошлом.
  3. Я недоволен, а это чисто субъективно и, значит, я могу ошибаться.
  4. студент потратил какое-то время на подготовку домашнего задания.

Очень часто студент в таком случае признается, что он совсем не готовился, так как у него не было на это времени. Причины могут быть объективными или необъективными - это оставляем в стороне. Студент признает свою ошибку и не винит вас в том, что вы придирались к его ответу. Это всего лишь один из примеров общения со студентами.

Большую роль в общении с подростками играет правильное использование в своей речи частицы НЕ . Мы только сознательно воспринимаем эту частицу, то время как подсознательно она не воспринимается. Самый простой пример: «Не думайте о белой лошади». Вы на долю секунды представили такую лошадь и только затем сознательно выбросили этот образ из головы. В тот момент, когда вам необходимо сделать критическое замечание, на помощь приходит эта маленькая, но очень полезная частица. Сравните две фразы:

  1. «Ты плохо выполнил свое задание».
  2. «Ты не очень хорошо выполнил свое задание».

Как видите, второе предложение звучит не так категорично, как первое. Еще пример:

  1. «Глупая затея».
  2. «Не очень умная затея».

Мой любимый способ умерить пыл излишне активного студента на занятии - подойти к студенту и, наклонившись к нему, шепотом задать вопрос: «У тебя сегодня какие-то неприятности?». Чаще всего студент в этом случае ожидает выговора и готовится к защите, а слышит всего лишь вопрос. Такой метод является примером разрывом шаблона поведения, который заставляет студента успокоиться. Этот способ я заимствовал у своего коллеги, который пользуется большим уважением у студентов.

Умелое использование этих довольно простых приемов позволяет во многих случаях избежать ненужного напряжения во взаимоотношениях с учащимися и коллегами. Я уверен, что у многих преподавателей есть свои наработки в этой области. Бывает, что даже необычное использование тона своего голоса приносит очень интересные результаты. На одной из лекций я был свидетелем, как преподаватель резко замедлял темп своей речи для привлечения внимания к какому-либо особо важному моменту. Такой прием очень эффективен как при общении с небольшой группой студентов, так и в больших аудиториях. Множество таких приемов можно найти в работах современных психологов как российских, так и зарубежных.

Мы все привыкли, что преподаватель должен быть примером для подростков во всех сферах жизни. С этим ни кто не спорит, но иногда стоит показывать ребятам, что вы тоже имеете небольшие просчеты в своих делах. Это приближает вас к детям. Например, можно слегка покритиковать себя за забывчивость или оплошность:

Какой же я растяпа, забыл дома свой блокнот.

Такого рода замечания показывают студентам, что вы живой человек, совершающий иногда ошибки, и можете понимать других людей. Человеку, с «идеальным» поведением, знающим ответы на все без исключения вопросы трудно найти общий язык с подростками. Более приземленная личность в глазах ребят быстрее завоюет авторитет. Конечно, здесь надо знать меру и не злоупотреблять такими приемами.

Большую пользу при контакте с ребятами разных курсом приносит теория коммуникативных паттернов Нейро - Лингвистического Программирования. В свое время мне повезло пройти курс обучения в Центре Нейро - Лингвистического Программирования в Образовании. Знания, полученные на таких курсах и семинарах, позволяют стать более гибким в общении с окружающими, уходить от конфликтов, находить общий язык.

В заключение хочется сказать, что сейчас появилось довольно много молодых преподавателей (не говоря о тех, кто уже имеет богатый опыт преподавания и воспитания), которые умеют найти правильный подход к студентам и учащимся. С такими преподавателями и учителями очень приятно обмениваться опытом в неформальной обстановке, в которой они откровенно говорят о своих методах воспитания. Ни один учебник по психологии не заменит общения с коллегами, умеющими на практике использовать свои знания в области воспитания и образования.

Войнов Юрий Борисович, преподаватель английского языка,

Технологический колледж № 28, г. Москва.


МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗЛИЧНЫМ ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ

Тюленева Евгения Михайловна
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет»
кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и оборудования лесозаготовок


Аннотация
В статье представлены результаты этнического самоопределения студентов и социометрического исследования (N=107), проведенного в городе Красноярске, с целью изучения межличностных взаимоотношений студентов, принадлежащих к различным этническим группам, выявления уровня знания респондентами своей национальной культуры и толерантности.

INTERPERSONAL RELATIONSHIPS STUDENTS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS

Tuleneva Evgenia Mikhailovna
Siberian State Technological University
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the Department of logging equipment and technology


Abstract
This paper presents the results of ethnic self-determination of students and sociometric studies (N = 107), held in the city of Krasnoyarsk, in order to study interpersonal relationships of students belonging to different ethnic groups, identify the level of respondents" knowledge of their national culture and tolerance.

Библиографическая ссылка на статью:
Тюленева Е.М. Межличностные взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]..02.2019).

Практически во всех высших учебных заведениях России обучаются студенты разных наций. Известно, что именно в студенческом возрасте формируются различные стереотипы и установки, а также межрелигиозные контакты. Развитие нашего общества зависит от того, на сколько успешными и конструктивными будут контакты между отдельно взятыми людьми, в том числе и между студентами учебных групп. В каждой учебной группе высокий статус получают те, кто обладает определенным набором ценностей и качеств, присущих для данного коллектива.

Исследованием вопросов социометрического статуса занимались многие зарубежные и отечественные ученые (Дж. Морено, У. Бронфенбреннер, Я.Л. Коломинский, B.C.Мерлин, и др.). В основном, направленность их исследований заключается в установлении взаимосвязи между социометрическим статусом и личностными характеристиками (одаренность, общительность, внешний вид и т.д.). Обучение молодежи с учетом поликультурного взаимодействия рассматриваются в работах Л.Т. Ткач, Г.В., Миронова, Н.В. Мартыненко, О.В. Бесчетновой и др. Однако взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам, исследованы недостаточно.

Целью статьи является исследование межличностных взаимоотношений студентов, принадлежащих к различным этническим группам.

Под термином «этнос», мы подразумеваем, прежде всего, родной язык. Именно через язык человек ощущает сопричастность к своей культуре и своему народу, происходит усвоение, воспроизведение и передача традиций от поколения к поколению. По мнению Б.М. Муняновой индивиды, утратившие родной язык, теряют и родную культуру, особенности национальной духовности, мировосприятия и этнической картины мира. Развитие этноса неразрывно связано с культурой и историей других социально-этнических общностей, с которыми он постоянно вступает во взаимоотношения .

С целью выявления этнической принадлежности в студенческой среде автором было проведено анкетирование в 2014 году среди 107 студентов первых и вторых курсов, обучающихся в высшем учебном заведении Красноярска. Среди опрошенных 36,4 % составляли девушки и 63,6 % юноши в возрасте от 17 до 23 лет.

Рисунок 1 – Определение этнического статуса студентов 1 и 2 курсов в процентном соотношении. Где - студенты 1 курса, – студенты 2 курса

Исходя из графика на рисунке 1, можно сделать вывод, что 1 и 2 курс – поликультурные студенческие группы с преобладающим количеством студентов русского этноса.

Среди опрошенных около 10 % учащихся – выходцы из полиэтнических семей. По мнению ряда авторов , такие семьи учат индивида быть более терпимым к представителям других этносов, лучше понимать людей других национальностей.

С целью проверки межличностных отношений среди студентов различных этносов использовалась социометрическая техника Дж. Морено. В зависимости от количества и интенсивности выборов или отказов другими респондентами коллектива можно оценить статус, популярность человека в студенческой группе.

Дополнительно применялась техника проведения социометрического исследования по В.И. Паниотто. Данная процедура исследования испытуемых основана на том, что респонденты отвергают или выбирают других студентов группы в качестве соседа по парте, для работы, проведения досуга, выполнения домашней работы и т.д.

Для количественной оценки полученных данных был выявлен эмоционально-оценочный (симпатии и антипатии по отношению к этнической группе; принятие общечеловеческих ценностей, предпочтение мира и равных прав с другими народами или безразличие к данной проблеме, негативное отношение к другим этногруппам) критерий.

Анализ полученных данных показал, что межличностные отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а такими чертами личности как профессионально-личностные качества, успехи в учебе, физическая привлекательность, общительность, чувство юмора и др.

На вопрос дружественных или конфликтных отношений с представителями других этносов, подавляющее большинство респондентов (более 94,8 %) отметили отсутствие конфликтов. Также, большинство студентов имеют друзей других национальностей (около 84,2 %). Отсутствие друзей других национальностей у студентов (15,8 %) по их мнению, связано с отсутствием общих интересов с представителями других этносов в группе. Наличие эпизодических конфликтов обучающихся в студенческой среде вне группы 2,6 % и с проживающими в общежитии 3,6 % чаще всего выражающихся на бытовом уровне (по мнению опрошенных) общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. На первый взгляд, процент конфликтов довольно низкий. Однако, на момент исследования наибольший процент испытуемых составили респонденты русского этноса. Количество же учащихся других национальностей в университетах увеличивается с каждым годом. В связи с этим, необходимо учитывать возможность формирования среди студентов неприязненного и негативного восприятия представителей других этносов.

На момент исследования, отношение студентов к людям другой национальности, оценивалось как уважительное или нейтральное. 17,9 % студентов второго курса ответило на вопрос, что относятся к людям другой национальности как правило, с неприязнью, при том, что большинство из этой категории студентов имеют друзей другой национальности. Респонденты выделили следующие причины неприязненного отношения:

1) Отсутствие культуры поведения у иностранных граждан, в другом случае на них не обратили бы внимания.

2) Ощущение негативного отношения со стороны представителей других этносов, возникает ответная реакция.

3) За правонарушением иногда быстрее разглядеть иностранца, чем признать, что аморальный поступок совершает, прежде всего, человек.

4) На территории России слишком много иностранных граждан, отсюда внутреннее неприятие, когда встречаются представители других этносов в большом количестве (рынок, праздничные мероприятия и т.д.).

Таким образом, социометрические исследования показали, что межэтнические отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а другими качествами (умственная одаренность, успехи в учебе, общительность, ответственность, внешняя привлекательность и др.). Однако, в студенческой среде, как и в обществе, в целом, сохраняется межнациональная напряженность. Проблема взаимоотношений с приезжими гражданами других национальностей актуальна сегодня для учащейся молодежи. Сохраняется определенный процент студентов, которые видят в представителях не славянского этноса источник межнациональных конфликтов, рост преступности, неуважение к обычаям, традициям местного населения.

  • Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М.: Прометей, 2002.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Г.И. Рожнова, преподаватель ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж, г.о. Тольятти. В статье рассматриваются взаимоотношения студентов в современном мире, вопросы недопущения конфликтов в студенческой среде. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. У. Блэкстоун Тема взаимоотношения между людьми очень актуальна. Мы не можем представить свою жизнь без коммуникаций. Каждый день мы общаемся с людьми, обмениваемся информаций, познаем что-то новое. Поэтому, на мой взгляд, следует уделить внимание такой проблеме как воспитание толерантных взаимоотношений среди студентов. Этому воспитанию нужно учить детей с малого возраста, так как основы этого мышления закладываются с ранних лет. Многие факторы могут влиять на формирование отношения к окружающим, например, такие как: влияние общества, родителей, сверстников, родственников, и других знакомых. Немало важным является воспитание толерантности в учебных заведениях, так как именно в юношеские годы происходит становление, формирование личностных качеств человека. Происходящие перемены в современной России, в немалой степени влияют на взаимоотношения среди студентов. Это как бы отражает сложившуюся культуру отношений между людьми в самом обществе. Поэтому возникают трудности в отношениях среди обучающихся, самооценки самого себя и своего места в жизни, что без некоторой воспитательной работы может привести к развитию личности по ложному пути и неправильному восприятию ценностей жизни, как материальной так и нравственной. Конечно, трудно подобрать какие-то готовые понятия таких отношений. Часто их диктует сама жизнь. Но все-таки приходиться корректировать эти отношения и прививать студентам более, если так можно сказать правильные взаимоотношения с реальными людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной. Решение этих задач непрерывно связано с применением новых технологий в обучении. Но каковы бы ни были новые технологии обучения, важным является положительное отношение в коллективе, толерантные отношения в группе, взаимопонимание среди студентов. В своей воспитательной работе со студентами я стараюсь развить у них такой вид отношений, как сотрудничество, которое предполагает взаимопонимание и взаимоподдержку среди студентов моей группы. При помощи проведения классных часов таких как: «Человек среди людей», «Что такое толерантность…», «Не делай другим то, чего не желаешь себе», «Великодушие и равнодушие», «Человек и его воля». Очень важным в воспитании студентов является недопущение конфликтов. В студенческой среде могут возникать конфликтные ситуации и интолерантное поведение студентов по отношению к друг другу. Реакция классного руководителя должна быть направлена на искоренение нетерпимости, искоренение конфликтов, утверждение толерантности в группе. Причины возникновения конфликтов в группе могут быть самые разные, но можно выделить следующие: - заниженная или завышенная самооценка студента; - социальное неравенство в современном обществе; - неприятие некоторых национальностей; - неприятие на религиозной почве; - некомфортность в коллективе (наличие лидера, который имеет отрицательные установки, личность преподавателя, который использует в своей работе авторитарный или попустительский стиль общения со студентами). Для того, предотвратить группу студентов от конфликтов, если уж назрели какие-либо сложные отношения, нужно изучит причину, выделить лидеров, привлечь психологов, если нужно. Можно предложить проиграть ситуацию, рассмотреть разные пути решения проблемы. Для недопущения конфликтов важно создать условия комфортного существования, нейтрализации конфликтных взаимоотношений. Я предлагаю студентам, если вдруг такая ситуация создается, выговориться, внимательно выслушать своего соперника. На классных часах можно использовать тренинговые ситуации – уметь правильно вести диалог и понимать партнера. Например, можно просмотреть фильм, затем его обсудить, важно рассмотреть разные точки зрения на проблему. Чтобы не провоцировать конфликт студентов нужно научить не задавать неуместные вопросы, касающиеся личной жизни, или намеренно подчеркивать какие-либо особенности другого человека (неправильное телосложение, дефект речи и прочее). На мой взгляд более эффективной и продуктивной является деловая игра, именно ее я использую в своей практике для проведения классных часов, посвященных теме взаимоотношений между студентами. Целями такой игры является: познакомить студентов с толкованием толерантности; научить студентов уважать себя; с уважением относится к другим людям не зависимо от пола, возраста, национальности и т.п; научить способам мирного разрешения конфликтов. Можно студентам предложить игру-перевоплощение «Если я был». Студенту предлагается выбрать себе какую-нибудь вещь (солнышко, книгу, веник, лампу, веер, самовар и др.) и вообразить себя этой вещью, ощутить ее «характер». От лица этой вещи поведать рассказ о том, что ее окружает, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом и будущем. Можно предложить другой вариант этой игры – перевоплощение в людей: исторических личностей, литературных героев, современников – преподавателей, родителей, друзей, знакомых и незнакомых. Вот еще одна игра, которую я проводила в своей группе. В начале игры, чтобы привлечь внимание студентов и рассказать о теме нашего занятия, я продемонстрировала им мультфильм по теме доброты и толерантности; следующим шагом было разделение всех студентов на команды по 3-4 человека. Когда команды были сформированы им следовало придумать название, в течении 5-7 минут по средствам коммуникаций все справились с этим заданием. Далее каждой команде предлагались листы на которых были указаны действия, которые совершили персонажи из вымышленного мультфильма. Задача команд коллективно решить какие из действий являются толерантными. После того как все справились с заданием, и высказали свои результаты, мы начали обсуждать их, приходя к одному единственному мнению, и пониманию правильного позитивного взаимоотношения друг к другу. В заключении можно сделать, следующие выводы: - предотвращать негативные взаимоотношения среди студентов в коллективе; - не допускать конфликты в студенческой среде; - способствовать принципам толерантности, взаимопонимания, успешности взаимодействия членов группы, созданию благоприятного микроклимата в коллективе студентов. Библиографический список 1. АсмоловА.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993.24с. 2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом «Университет», 1999.332с. 3. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: Педагогическое общество России, 2005.267с. 4. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999.432с. 5. Кан. М. между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб:Б.С.К., 1997.143с. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс,1997.480с.