Дисциплинированный человек — это тот, который поРАБощает себя. Мастерская о ценностях дисциплины и дисциплинированности

Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявля­ется в выдержанности, внутренней организованности, ответствен­ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina - обучение, воспитание), качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям к.-л. организации. Д. как важнейший компонент культуры человека характеризует его обществ, поведение в разл. сферах.

Дисциплинированность - качество личности, включающее выдержанность, внутр. организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собств. целям (самодисциплина) и обществ, установлениям (законам, нормам, принципам). Обществ. Д. придаёт поведению людей согласованный, упорядоченный характер, обусловливает продуктивность коллективной деятельности, нормальное функционирование социальных институтов и организаций, межличностное общение.

Общечеловеческие нормы поведения и гуманистич. ценности определяют общепланетарную Д., обязательную для всех людей, т. к. обеспечивают биол. и духовное выживание человечества, развитие цивилизации. В столь же широком смысле может рассматриваться Д. граждан того или иного roc-ва, поскольку она направлена на поддержание правопорядка, социальной и нравств. защищённости человека. Существуют и спец. виды Д., обязательные для членов определённых организаций (воинская) или для лиц определённых профессий (врач, учитель и др.). Знание дисциплинарных требований в разл. сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения.

В сферу педагогики входит формирование общественной, шк. Д. и самодисциплины личности.

Шк. Д. - принятый порядок жизни уч. заведения, соблюдение учащимися правил взаимодействия с учителями и товарищами; поведение, не ущемляющее права других и обеспечивающее успешное осуществление образоват.-воспитат. за-зач. Это одна из форм обществ. Д., отражает их характер и направленность.

По направленности личностной мотивации различают Д. внутреннюю и внешнюю. Внутр. Д. (собственно самодисциплина) побуждается потребностями самого субъекта. Ее регуляторами выступают интерес, общая (интериоризованная) цель, убеждение, гуманистич. гражд. сознание, чувства долга, вины, стыда и др. В отличие от внутренней внешняя действует до тех пор, пока существуют стимулы, одобряющие тот или иной вид поведения (материальная выгода, карьера, слава, награда) и тормозящие неодобряемое поведение (санкции, ущемляющие права личности, вызывающие нравств. и физич. страдания). Развитию личности способствует внутр. Д., формируемая гуманными средствами, поощряющими положит, активность личности.

Исходный пункт формирования Д. - убеждённость воспитанников в её необходимости и для обеспечения успешности общей работы, для физич. и нравств. защищённости каждого. В основе поведенческих установок учащихся должны лежать нормы общечеловеческой морали, основанные на уважении к др. человеку. Именно из этих принципов вырастают чувства достоинства, совести, чести и долга, такие волевые качества, как самообладание, сдержанность, организованность.

Разъяснение правил поведения как наилучших способов достижения общих целей, использование при этом ярких примеров из худож. произведений, этич. беседы и диспуты, обсуждение с учащимися последствий тех или иных происшествий из жизни класса, разыгрывание и анализ ситуаций, представляющих возможность нравств. выбора, - всё это помогает воспитанникам освоить общественно одобряемые нормы поведения, убедиться в их разумности, справедливости и необходимости.

Важным средством формирования Д. выступает моральная и правовая оценка поступков (педагогом, родителями, коллективом сверстников), стимулирующая и самооценку. Действенность оценки зависит от авторитетности её источника. Учитель, воспитатель ведут работу по формированию привычек и навыков поведения, опираясь на семью учащегося и ученич. коллектив, его самодеятельность.

Непременным условием зарождения индивидуальной и обществ, самодисциплины является совм. коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, школы и заключение своеобразного обществ, договора между учащимися и учителями на их выполнение. «Дисциплина не может быть предписываема, она может быть только вырабатываема всем школьным обществом, т.е. учителем и учащимися; иначе она будет непонятной учащимся, совсем недорогой для них и нравственно необязательной».

Распорядок и нормы жизни уч. заведения устанавливаются не только гос-вом, но и обществ, орг-циями: школьными и т. п. советами, органами ученич. самоуправления. Они берут на себя выработку правил для учащихся и организацию жизнедеятельности школы в соответствии с ними. Коллективный самоанализ жизни коллектива, поступков его членов, выработка обществ, мнения по поводу событий, разрушающих договорный порядок, помогают закреплять положительный опыт отношений, осознавать причины разл. дисциплинарных нарушений.

Одним из гл. стимулов выполнения уч. обязанностей вообще и Д. на занятиях в частности является познават. интерес. Его последоват. развитие формирует самодисциплину учащегося. Д. находится в прямой зависимости от чёткости организации всего уч.-воспитат. процесса, мастерства педагога, его умения подготовить учащихся к занятиям и организовать их.

В процессе трудового воспитания, проф. обучения учащиеся должны увидеть связь Д. с результатами труда. Особого внимания педагогов в связи с этим требует воспитание технол. Д., ответственности за качество труда и продукции. В качестве стимуляторов такой Д. выступают чувство проф. гордости, коллективная ответственность, материальное поощрение.

В практике воспитания наиб, трудности вызывает правильное использование мер воздействия на учащихся, нарушающих Д. Осн. ошибка, к-рой следует избегать, это переносить законы взрослого общества в дет. среду. Большинство дисциплинарных нарушений учащихся не носит злонамеренного характера, связано с естественной дет. активностью и отсутствием возможности индивидуального самоутверждения в коллективе, неразвитостью навыков самоорганизации, чувства ответственности и др. Воспитатель не может действовать по стереотипу нарушение - наказание; он стремится понять причины недисциплинированности, использовать все средства нравств. воспитания, методы убеждения, примера, естеств. последствий, пед. поддержки, поощряющей веру ученика в свои силы. Наказание - крайняя мера - не должно быть следствием пед. бессилия; оно допустимо, если вызывает раскаяние, затрагивая нравств. чувства, совесть, не унижая достоинства человека. Решительного вмешательства педагога требуют действия воспитанника, наносящие физич. или моральный ущерб личности др. воспитанника. Недопустимо использовать ученич. коллектив как инструмент, выполняющий карательные функции по отношению к личности. Такой коллектив не создаёт условий для творческой самореализации растущего человека, держит его в атмосфере страха, разобщает учащихся и тем самым разрушает нравств. основы воспитания.

Проблема Д. решается на демокр., гуманной основе в тех коллективах, где утверждаются сотрудничество, взаимопонимание между воспитателями и воспитанниками, взаимопомощь старших и младших учащихся, увлечённость общей работой, уважение к правам человека, законам и традициям уч. заведения.

Дисциплинированность (лат. – учение) – нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как добровольное сознательное соблюдение нравственных норм и установленного порядка жизни и деятельности. Как волевое качество оно выражается в безоговорочном подчинении нормам жизни. Дисциплинированность обеспечивает организованность, повышает работоспособность, воспитывает ответственность – необходимые качества в коллективной жизнедеятельности. Воспитание дисциплинированности и ее поддержание начинается с дошкольного возраста. Ребенок с раннего детства способен понимать предъявляемые к нему требования по выполнению режима дня, по сохранению заведенного порядка, если они предъявляются либо в терминах действия («делай, как я, делай со мной»), либо в терминах чувств («молодец»). Недисциплинированность – обратное качество дисциплинированности. Она основана на непослушании, своеволии, нарушении традиций и норм жизни, что ведет к разрушению жизненных основ, сдерживает развитие личности, снижает успешность деятельности.

Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006 г.

2. Дисциплина и послушание? Послушный и дисциплинированный ребенок.

Послушание - это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

Послушание это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться невозможна никакая дисциплина . Послушание можно начинать с того времени, как ребенок станет понимать требования окружающих. Однако, есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы, но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребенка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. Эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования.

Антон Семенович Макаренко писал : “Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6…8 лет”. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако, слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.

1. Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем, где-либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость, но не теряйте самообладания.

2. При воспитании послушания, важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, т.е. с его интересами, запросами, желаниями. С уважением относитесь к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушайте его вопросы, серьезно и умело ответьте на них, верьте в возможности ребенка, доверяйте ему, проявляйте такт в общении с ним.

3 . Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены и у них хорошее настроение. Нельзя так же забывать, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребенка надо требовать, что он может сделать наверняка: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои игрушки и др.

4 . Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Потому, что если мать предъявляет к ребенку определенные требования, а отец освобождает сына или дочь от их выполнения или наоборот, ребенок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребенок ощущает постоянно единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. Очень важно не просто предъявить требование к ребенку, но и попытаться разъяснить ему для чего они нужны, убедить в необходимости определенного поведения. Ребенку можно объяснить много: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и др. Беседы с ребенком (иногда очень короткие) помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.

5. В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. Например, дети реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребенка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка, и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

6. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребенок в первый раз не послушался вас, не выполнил ваше распоряжение. Следует его повторить еще раз, но уже более категорично. Если в этом случает ребенок вас не послушается, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами, обратиться с вопросом, вы спокойно потребуйте выполнения своей просьбы и, пока он ее не выполнит, не общайтесь с ним. При этом не нужны длинные объяснения, разговоры, нравоучения, а категорические требование – исполни, то о чем я прошу. Это трудно, но надо себя тренировать, перестраивать себя и заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Если ребенок начнет искать поддержки у других членов семьи, то он должен встретить отказ, твердый и определенный. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на распоряжения родителей как на нечто необязательное.

7 . Недопустимо подменять требовательность упрашиванием: “Ну, будь умником, ты же обещал слушаться!” Следует также избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: “Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!” Дети часто выражают много таких желаний, которые по разным причинам не выполним. Поэтому, запрещая, надо быть твердыми, настойчивыми, не поддаваться жалости – ребенок должен научится подчиниться слову “нельзя”.

8. Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Надо четко определить, что можно, что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания. Иногда следует отказаться от прямых запретов. Порой ребенку полезно разрешить то, на чем он настаивает, например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только, что выпал и т.п. – пусть на собственном опыте убедиться в неразумности своих желаний.

9 . Послушание ребенка формируется в деятельности, процессе упражнений в хороших поступках. Дети по своей природе активны и деятельны. Очень важно, чтобы эта активность нашла применение в полезной деятельности. Ребенок, который скучает, который должен сидеть тихо и “быть паинькой”, становится капризным, непослушным, т.к. его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возни. Покажите ребенку как из природного материала сделать поделки, и вы будете удивлены какой у вас послушный ребенок.

Дети очень любят, когда взрослые с ними играют. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей послушания без особого нажима. У ребенка обязательно должны быть трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки и т.п. Ребенок делает это все с охотой и без принуждения. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимает у детей настроение, укрепляет веру в свои силы, развивают чувства собственного достоинства. Но пользоваться поощрением нужно умело. Недостаточно сказать ребенку “молодец” или “хорошо”, нужно оценить конкретные действия, слова, отмечаю, что хорошо и что плохо. Семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привит ребенку те качества, которыми они сами не обладают и отучить от тех которые сами постоянно демонстрируют.

Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, в детском саду ребёнок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

Возрастные аспекты формирования сознательной дисциплины.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в первую очередь - учителями и родителями, и в меньшей степени - спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей с их помощью побуждает основную массу младших школьников к послушанию.

Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать, развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел.

К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале и справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний дисциплинарному воздействию. Подросток остро реагирует на отношение к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действие наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, общению, представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии. Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.

Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся у большинства из них чувство ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости ко лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в. действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, в овладение профессией, в ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации жизни порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное, неконтролируемое поведение.

Исходя из состава понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», можно предложить наиболее общий набор педагогических задач:

Осуществление нравственно-этического просвещения учащихся;

Обучение умению составлять внутренний план действий;

Обучение самоанализу, самоконтролю, самооценке;

Воспитание воли и саморегуляции;

Воспитание культуры чувств;

Формирование навыков культуры общения.

Методов формирования дисциплинированности учащихся очень много.

Прежде всего, это методы разумной и четкой организации всего учебно- воспитательного процесса, соблюдение НОТ преподавателя и учащегося, хорошая организация урока, процесса самовоспитания, создание благоприятного социально-психологического климата, где хорошо организован учебно-воспитательный процесс, гораздо реже проявляются конфликты на почве дисциплины учащихся.

В общеобразовательных учреждениях распространены методы убеждения: индивидуальная беседа, личный пример педагога, опыт известных людей, выражение общественного мнения.

Применяются также методы принуждения: требование неукоснительного выполнения инструкций, правил, уставов, система наказаний за проступки, приказ, задание.

Особую роль в воспитании дисциплины играют методы стимулирования: поощрение и порицание. Видов поощрения много: похвала, награда, подарок, доброе слово. К сожалению, в школе чаще применяются методы порицания. Порицание в смысле наказания призвано охранять от произвольных нарушений нормы. Задача наказания – способствовать послушанию. Но оно ни в коем случае не должно быть местью педагога, ибо педагогическое наказание есть не способ удовлетворения субъективного чувства оскорбленности, а способ достижения объективной цели. В принципе всякое наказание стремится сделать себя излишним в будущем («чтобы больше так не делал»).

Особую группу представляют методы приучения, выработки привычек: организационные игры, повторение, уроки этики, упражнения (например упражнения в технике общения, разбор конфликтных ситуаций, создание ситуации выбора).

Из организационных форм воспитания дисциплины популярностью в школе пользуются беседы, диспуты, собрания по обсуждению поведения.

Этика и деонтология

На дисциплинированность воздействуют такие регуляторы социального поведения как нравы обычаи и традиции. Основным регулятором социального поведения в малой группе являются социальные нормы. Специфические регуляторы социального поведения выделяются и на уровне личности это ее социальные установки аттитюды. Социальные нормы как некоторые правила стандарты поведения вырабатываются самим обществом или социальными группами и определяются типом общества и деятельностью групп.

Личная дисциплинированность – одно из основных требований к нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов.

На дисциплинированность большое влияние оказывает социальное поведение сотрудника. Социальное поведение можно определить как особую форму существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности. Социальное поведение при этом регулируется различными факторами -- социальными и психологическими. На дисциплинированность воздействуют такие регуляторы социального поведения, как нравы, обычаи и традиции. Основным регулятором социального поведения в малой группе являются социальные нормы. При этом групповые нормы представляют собой продукт, образованный в ходе социального взаимодействия, возникающий в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимый в нее более крупной социальной общностью. Специфические регуляторы социального поведения выделяются и на уровне личности - это ее социальные установки (аттитюды).

В жизни человека, в его поведении и деятельности практически нет таких сфер, которые не регулировались бы социально и, прежде всего с помощью разнообразных и различных по значимости и важности социальных норм. Именно социальные нормы (наряду с другими факторами) регламентируют, предписывают и определяют репертуар поведенческих действий для личности. Социальные нормы как некоторые правила, стандарты поведения вырабатываются самим обществом или социальными группами и определяются типом общества и деятельностью групп. При этом они выполняют социальных функций, важнейшими из которых являются: обеспечение существования общества; обеспечение деятельности социальных институтов; осуществление передачи и сохранения социального опыта; оформление условий жизнедеятельности; и взаимодействия людей.

Социальными нормами регулируется ролевое поведение человека, т.е поведение, которое ожидается от человека со стороны группы, в зависимости от той позиции, которую он занимает в системе общественных отношений. В целом можно сказать, что социальные нормы увязывают требования, условия и задачи общества с определенными поведенческими проявлениями личности. Они выступают в качестве своеобразных проводников, «каналов», по которым требования общества передаются через социальные группы к конкретным людям. В процессе социализации социальные нормы усваиваются, интернализуются индивидом и становятся личностными (внутренними) регуляторами поведения. При этом усвоенные человеком нормы воздействуют на его поведение через систему других внутренних факторов -- например, через Я-концепцию индивида, посредством социальных установок и т.д. Механизм нормативной саморегуляции поведения зависит от степени осознанания принятия тех или иных норм личностью. Осознанные нормы выступают в качестве эталонов, с которыми индивид соотносит и чужие поступки, регулируя тем самым свое поведение.

Итак, любое социальное поведение человека всегда оценивается как им самим, так и другими людьми, сравнивается с некоторыми «стандартами», принятыми в данном обществе или в данной группе, и, если оно не соответствует нормам, такое поведение принято считать девиантным.

Девиантное поведение представляет собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. По мнению Р.Мертона, девиация происходит в результате разрыва («разрегулирования») культурных ценностей и социально одобряемых средств их достижения. Исходя из этого, Р. Мертон строит типологии девиантных поступков, выделяя пять типов поведения, возникающих как способ приспособления индивидов к условиям социального окружения.

В качестве первого типа рассматривается «тотальный конформизм» (подчинение), который предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Этот тип поведения, по сути, не является девиантным и встречается очень часто, поскольку иначе было бы просто невозможно поддерживать стабильность и преемственность общества.

Второй тип поведения -- инновация (обновление). Он предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Приспособление типа инноваций возникает на основе конфликтов, вызванных неудачей в достижении целей законными средствами. Тогда «инноватор» будет использовать новые, но незаконные средства достижения цели.

Третий тип поведения -- ритуализм -- проявляется в отрицании целей культуры группы, но согласии (порой доведенном до абсурда) использовать социально одобряемые средства (например, рьяный бюрократ).

Четвертый тип поведения, названный бегством от действительности (ретреотизм), наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели и социально одобряемые средства их достижения. Люди с таким поведением фактически находятся вне общества, это лица, ищущие для себя выход из жизненных затруднений в погружении во внутренний мир болезненных переживаний (бродяги, наркоманы, хронические алкоголики, душевнобольные).

Наконец, пятый тип поведения -- бунт (мятежа) также одновременно отрицает и цели общества и социально одобряемые средства их достижения. Но такой тип поведения приводит к замене старых целей и средств на новые, при этом развивается новая идеология. Бунт предполагает попытку введения нового социального порядка.

Важной мыслью, заложенной в этой типологии поведения, является то, что девиация не всегда является продуктом абсолютного негативного отношения к общепризнанным стандартам или нормам. Девиация может возникать и в тех случаях, когда расходятся цели и социально одобряемые средства их достижения.

Отличие служебной дисциплины в ОВД от трудовой дисциплины состоит в том, что служебная дисциплина строится на основе установленных государством строгих правил служебного этикета и атрибутики, которые включают в себя наличие специальных званий, правила отдания чести и ношения формы одежды установленного образца; старшие по званию и по должности, старшие по званию при равных должностях во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими дисциплины, правил ношения формы одежды и отдания чести; служебная дисциплина предъявляет значительно более высокие требования к исполнителям, чем трудовая. Например, она возлагает на каждого сотрудника обязанность достойно переносить трудности, связанные со службой в ОВД, не щадить своей жизни, охраняя правопорядок; строго хранить государственную и служебную тайну; служебная дисциплина отличается характером подчинения. Она устанавливает высокую степень подчинения, большую категоричность и императивность приказов и распоряжений начальников; служебная дисциплина предполагает взаимоотношения, построенные на основе строгой служебной субординации, то есть подчинения младших старшим.

Сотрудники, не принимающие уставную мотивацию, имеют низкий уровень развития мотивационной сферы. Ведущие мотивы их поведения формируются главным образом на основе материальных потребностей. «Духовные» побуждения представлены в виде интересов развлечения, самоутверждения, достижения материального благополучия, стремления к различного рода удовольствиям. При этом мотивы долга ограничены ложным пониманием товарищества, давлением референтной группы.

Мотивы и цели недисциплинированного поведения тесно связаны с антобщественными нуждами, средствами и способами их удовлетворения. Эти пути достижения своих целей недисциплинированный сотрудник выбирает тогда, когда они представляются ему более короткими, знакомыми и выгодными по сравнению с правомерными путями достижения тех же целей. Выбор тех или иных путей, способов, средств приемов и методов достижения целей осуществляется по признаку большей доступности, с учетом объективных (особенности личности и деятельности командира, уставной порядок в подразделении, состояние несения службы) и субъективных (индивидуально-психологические особенности нарушителя) условий.

Обстановка, которая способствует укреплению мотивов недисциплинированного поведения, имеет ряд особенностей: бесконтрольность; отсутствие уставного порядка; конфликтный характер отношений между подчиненным и начальником; быстротечность происходящих событий; альтернативность, побуждающая милиционера принять какое-либо одно решение из числа двух или нескольких, исключающих друг друга личностно значимых вариантов; неопределенность обстановки, когда на сотрудника не оказывают должного воспитательного воздействия.

Развитие дисциплинированности обусловлено, в первую очередь, внутренними факторами, а именно развитием мотивов уставного поведения. Чем полнее сотрудник принимает уставную мотивацию и поддерживает требования уставов, приказы и распоряжения руководителей - тем выше уровень его дисциплинированности. Поэтому развитие дисциплинированности сотрудника - это управление формированием его мотивации, в основе которой должны лежать общественно значимые мотивы, придающие его дисциплинированному поведению высокий социальный смысл.

Дисциплинирование сотрудников проводится в сложных внешних обстоятельствах. На руководителя влияют требовательность старших начальников, дефицит времени, разнообразие служебных задач, социально-психологические особенности подчиненных. Часто эти внешние условия приводят к затруднениям в деятельности и к снижению ее эффективности.

Снижение эффективности объясняется психологической реакцией руководителя на внешние обстоятельства, которую можно определить как психологическую напряженность . Степень этой напряженности зависит от силы внешней стимуляции, а так же от индивидуально-психологических особенностей руководителя. Влияние психологической напряженности на эффективность деятельности по формированию дисциплинированности нельзя не учитывать, поскольку она приводит к дефициту внутренней готовности к своей деятельности. Дефицит внутренней готовности образуется из следующих компонентов.

Мотивационный дефицит - когда сотрудник не имеет осознанных побуждений к деятельности, понимает ее как необходимость, продиктованную требованиями руководящих документов и старших начальников. Он может возникнуть и при негативном отношении сотрудника к своей деятельности. Такое отношение можно наблюдать у тех сотрудников, которые назначены на должность в связи с понижением в служебном положении; находятся на должности длительный срок и потеряли служебную перспективу; не имеют опыта работы с людьми; назначены на должность по протекции.

При этом сотрудник испытывает значительные психологические затруднения, поскольку ему приходится удерживать в своем сознании множество основных и дополнительных целей. Имеющаяся у значительного числа сотрудников развитая мотивация избегания неудачи не позволяет им настойчиво достигать успеха в дисциплинировании. Сотрудники с развитой мотивацией достижения успеха отличаются большей целеустремленностью и настойчивостью.

Психологическая неподготовленность к деятельности по дисциплинированию сотрудников может проявится и в слабом владении руководителями приемами и средствами воздействия на сотрудников, т.е в операциональном дефиците. По этой причине у руководителей встречались такие недостатки: копирование приемов, используемых другими руководителями без учета конкретной ситуации; перенос в свою деятельность приемов, которые в прошлом обеспечивали успех; абсолютизация некоторых приемов воздействия и их активное использование в ущерб другим приемам; подверженность шаблону и стереотипам в оценке поведения сотрудника. Все это негативно влияет на успешность по формированию дисциплины.

Эти недостатки необходимо устранять. В результате у руководителя складывается психологическая готовность к деятельности по дисциплинированию сотрудников, которую можно определить как выраженность и устойчивость интереса к деятельности, соответствие этого интереса способностям и умениям руководителя, знание им своих недостатков и стремление их устранить, твердое намерение добиться развития у себя требуемых личностных качеств.

Наряду с развитием психологической готовности к деятельности следует решать и другую задачу - повышение эмоциональной устойчивости сотрудника к воздействию специфических факторов, возникающих в процессе дисциплинирования. «Общеизвестно, - писал А.А. Смирнов, - что любой труд, как бы интересен и привлекателен он не был, всегда включает в себя много такого, что вызывает неприятные переживания, подчас страдания, утомляет, нередко требует больших волевых усилий, длительного волевого и физического напряжения».


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16402. Финансовые функции Excel БЗ, КПЕР и НОРМА 60.74 KB
Финансовые функции Excel БЗ КПЕР и НОРМА. Функция БЗ FV вычисляет будущее значение вклада на основе периодических постоянных платежей и постоянной процентной ставки. Функция БЗ подходит для расчета итогов накоплений при ежемесячных банковских взносах. Синтаксис: БЗ ст...
16403. Пример расчета эффективности неравномерных капиталовложений с по-мощью функций ЧПС, ВНДОХ и Подбор параметра 112 KB
Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности неравномерных капиталовложений с помощью функций ЧПС ВНДОХ и Подбор параметра. Рассмотрим следующую задачу. Вас просят дать в долг 10000 руб. и обещают вернуть через год 2000 руб. через два года 4000 руб через три год
16404. Пример расчета эффективности неравномерных капиталовложений с по-мощью функций НПЗ, ВНДОХ и Подбор параметра 111 KB
Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности неравномерных капиталовложений с помощью функций НПЗ ВНДОХ и Подбор параметра. Рассмотрим следующую задачу. Вас просят дать в долг 10000 руб. и обещают вернуть через год 2000 руб. через два года 4000 руб через три год
16405. Финансовые функции Excel ПЛПРОЦ, ОСНПЛАТ 71 KB
Финансовые функции Excel ПЛПРОЦ ОСНПЛАТ. Рассмотрим пример вычисоения основных платежей платы по процентамобщей ежегодной платы и остатка долга на примере ссуды 100000руб. на срок 5 лет при годовой ставке 2 представленной на рисунке: Ежегодная плата вычисляется в ячей
16406. Финансовые функции Excel ПРОЦПЛАТ, ОСПЛТ 72.5 KB
Финансовые функции Excel ПРОЦПЛАТ ОСПЛТ. Рассмотрим пример вычисления основных платежей платы по процентам общей ежегодной платы и остатка долга на примере ссуды 100000руб. на срок 5 лет при годовой ставке 2 представленной на рисунке: Ежегодная плата вычисляется в ячей...
16408. Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности капиталовложений с помощью функции ПС 145.5 KB
Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности капиталовложений с помощью функции ПС. Рассмотрим следующую задачу. Вас просят дать в долг 10000 руб. и обещают возвращать по 2000руб. в течении 6 лет. Будет ли выгодна эта сделка при годовой ставке 7 В приведенно на рисунке...
16409. Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности капиталовложений с помощью функции ПЗ 144.5 KB
Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности капиталовложений с помощью функции ПЗ. Рассмотрим следующую задачу. Вас просят дать в долг 10000 руб. и обещают возвращать по 2000руб. в течении 6 лет. Будет ли выгодна эта сделка при годовой ставке 7 В приведенно на рисунке...
16410. Практическое задание: использование функции вертикального просмотра (ВПР) 65.5 KB
Практическое задание: использование функции вертикального просмотра ВПР Функция ВПР ищет значение в крайнем левом столбце справочной таблицы и возвращает значение в той же строке из указанного столбца таблицы. Синтаксическая форма ВПРискомое_значение;таблица;...

ТЕМА:ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ И ПОФЕССИОНАЛИЗМ - ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВОИНА.

Экономическая и социально политическая обстановка в современном мире сложна и противоречива. Наряду с развитием интеграционных процессов обостряется борьба за сырьевые ресурсы и рынки сбыта между государств ами и их союзниками. Не прекращаются локальные военные конфликты, в том числе и в близи границы России, наглеет международный терроризм, растет активность сепаратистских, религиозно-экстремистских, других антироссийских организации. Все яснее и понятнее становится тщательно приглаживаемый нашими недругами простой тезис: «Мировому сообществу нужна послушная, предсказуемая, третьестепенная Россия. Великая, сильная, авторитетная нужна только самим Россиянам». За доброжелательными речами дипломатов и «партнеров» из многих государств о дружбе и сотрудничестве стоят попытки снизить роль России в международной экономике и политике, низвести ее до роли сырьевой базы для других развитых стран, заставить идти по пути, начертанном в кабинетах иностранных президентов и премьеров.

Наряду с этим вследствие развала СССР м самороспуска Организации Варшавского Договора у России стало меньше союзников, нарушена кооперация по производству вооружений. В мире нарастают процессы нового перераспределения геополитических пространств, но не в пользу России, о чем свидетельствует санкционная политика западных стран в отношении России, расширение НАТО на Восток.

В этих условиях руководство России целенаправленно и активно реализует комплекс эффективных мер по обеспечению национальной безопасности государства. В числе таких мер - придание качественно нового облика силовым структурам государства, должным адекватно реагировать на любые внешние и внутренние угрозы. Когда эти угрозы динамично меняются, противостоять им может только морально и духовно готовый к этому специалист- профессионал.

Для современного этапа развития Вооруженных Сил РФ проблема формирования профессионализма военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, матросов и старшин, является одной из наиболее актуальных и сложных. Прежде всего, следует уяснить содержание понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность», «военно-профессиональная компетентность», ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «Профессионализм» отражается такая степень овладения структурной профессиональной деятельности , которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Актуальны и другие определения профессионализма, утверждающие, что профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях; высокое мастерство, глубокое овладение профессией ит. д.

Понятие профессионализм не ограничивается характеристиками высококвалифицированной служебной детальности; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика, определяющая способность и готовность решать профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в различных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

Под понятием «компетенция» подразумевается круг полномочий и прав, предоставленных законом, уставом или контрактом конкретному лицу в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Следовательно, компетентным можно назвать человека знающего, осведомленного в какой-либо области, а также облагающего соответствующей компетенцией.

Различают следующие виды профессиональной компетентности ;

Специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достойно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

Социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

Личная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному рост, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости.

Иногда выделяют еще один компонент, который можно назвать экстремальной профессиональной компетентностью, - готовность к работе во внезапно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этим и близкими этому качествами, более чем другие готовы к смене профессии, к переучиванию.

Названные виды компетентности могут не сочетаться в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую социальную, личностную.

Военно-профессиональная компетентность - это интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

В общем понимании военно-профессиональная компетентность – это военно-профессиональная подготовленность и способность отдельного военнослужащего или воинского подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы.

В военно-профессиональной компетентности выделяются следующие структурные элементы:

Военно-профессиональные знания;

Система профессионально важных навыков и умений;

Военно-профессиональные позиции;

Профессионально значимые качества;

Готовность и способность решать разнообразные задачи, возникающие в воинской деятельности.

Каждому военнослужащему, стремящемуся стать профессионалом, необходимо представлять м понимать сущность, содержание и структурные элементы их военно-профессиональной компетентности.

Военно-профессиональные знания – это совокупность усвоенных и востребованных общих и военно-профессиональных сведений, понятий и представлений о предметах, явлениях объективной действительности и военной деятельности.

Качественная характеристика знаний военнослужащих определяется: глубиной; гибкостью; прочностью.

Военно-профессиональные навыки и умения представляют собой действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей, и выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда. Строго говоря: навык – это способ выполнения действий в результате упражнений, ставших автоматизированными; умение – это освоенный способ выполнения действий, основанный на знаниях и приобретенных навыках; привычки – действие, выполнение которого стало потребностью.

Профессионально значимые качества военнослужащего – это проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также необходимых для успешного осуществления воинской деятельности: 1. общие качества военного профессионала; 2. морально-боевые качества; 3. качества воинской специализации; 4. служебно-должностные качества.

Профессиональная позиция военнослужащего – это его устойчивые установки и ориентации, система отношений и оценок внутреннего и социального опыта, реальности и перспектива, а также собственные притязания, реализуемые в воинском труде. Они включают общесоциальный, военный и военно-профессиональный аспекты.

Готовность и способность решать разнообразные задачи – такие компоненты структуры военно-профессиональной компетентности, которые обуславливают его активность, инициативу и творчество в достижении более высоких результатов своего труда.

В динамике можно выделить следующие стадии развития профессионализма военнослужащего:

а) стадию допрофессионализма , когда военнослужащий уже выполняет должностные обязанности, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

б) стадию собственного профессионализма , когда военнослужащий становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты: эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;

в) стадию профессионализма , или мастерства, соответствующую приближению к вершине профессиональных достижений;

г) стадию «после профессионализма », когда военнослужащий может оказаться «профессионалом в прошлом» «экс-профессионалом» а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специальностей.

Критерием оценки эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы выступает уровень сформированности профессионализма: низкий, допустимый, стабильный, высокий .

Таким образом, следует отметить, что профессионализм военнослужащего- контрактника является интегральной личностной характеристикой человека, который на высоком уровне овладел обобщенными приемами профессиональной деятельности, способен решать военно-профессиональные задачи не только в штатных, но и в экстремальных условиях, на высоком уровне овладел нормами профессионального общения, следует военно-профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает воинскую этику, самостоятельно развивает свою личность, стремится вызвать интерес общества к результатам своей военной специальности, любит свою Родину, уважает конституцию РФ, верен воинской присяге и готов защищать интересы своего государства.

С юридической точки зрения принцип профессионализма обязывает военнослужащего контрактника: знать должностные обязанности и быть в постоянной готовности к их исполнению; хорошо знать предмет собственной служебной деятельности; знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функциональные обязанности, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями; владеть правилами и процедурами деятельности в воинских частях и учреждениях.

Завершая изложение первого вопроса, следует отметить, что профессионализм:

Открывает путь к достижению успеха и жизненных благ;

Дает осознание собственных возможностей;

Дает возможности для самореализации, идущей во благо профессии;

Дает освобождение от неуверенности в себе;

Обеспечивает уважение со стороны сослуживцев командиров;

Дает силы для всех поставленных задач.

Можно назвать следующие основные пути и факторы достижения профессионализма:

1.Обучение. Профессионалу в любой области нужны специальные знания, которые можно получить только в процессе обучения.

2. Опыт работы. Профессионализм не рождается - в них вырастают. Желание отлично делать порученное дело, работоспособность и инициативность – ступени для приобретения профессионализма.

3. Общение. Общение с людьми более опытными, умудренными, внимательность к их советам и рекомендациям помогает выработке профессионализма.

4. Повышение квалификации. Не стоит пренебрегать возможностью повысить свою квалификацию – пределов к совершенству, в том числе и в профессиональной области, нет.

5. Ответственность. Профессионализм проявляется в чувстве ответственности за результаты служебной деятельности. Профессионализм не позволит себе относиться к делу халатно, с ленью, небрежностью.

6. Скромность – еще одно качество людей, ставших профессионалами. Такие сотрудники не хвастаются достижениями, потому что иного исхода даже не мыслят.

7. Мудрость. Профессионалу свойственна мудрость, которая приходит с годами. Именно благодаря этому качеству человек способен выбирать кратчайший путь к цели, экономить время, силы и ресурсы.

Профессионализм как система не может находиться в состоянии застоя, стагнация неизбежно приводит к деградации профессионализма, включая все ее проявления как на уровне характеристик личности профессионала, так и на уровне показателей его деятельности. Согласно известному из теории систем « Постулату развития» длительное существование невозможно без ее развития, она деградирует – разрушается. Этот вывод справедлив и для профессионализма военнослужащего.

Отметим, что дисциплинированность явяляется одним из профессионально значимых качеств личности военнослужащего, вспомним, что такое дисциплина.

Дисциплина – это либо обязательное для всех членов коллектива подчинение твердо установленному порядку, либо выдержанность, привычка к строгому порядку.

Дисциплины – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Определяется господствующим общественными отношениями и служит для их поддержания.

Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами командиров.

Отметим, что существует две формы воинской дисциплины: негосударственная (общественная, профсоюзная, спортивная) и государственная (воинская, трудовая, служебная, учебная). В свою очередь воинская дисциплина подразделяется на подвиды: управления; пограничной службы; боевого дежурства; службы войск; внутренней и караульной службы; личностных и групповых взаимоотношений ; эксплуатации вооружения и военной техники; специальных действий; строя; приказа; уставного порядка

По отношению к другим видам государственной дисциплины воинская дисциплина имеет ряд существенных особенностей.

1. Воинская дисциплина включает в себя как нормативно-правовые, так и морально-нравственные требования к военнослужащим. В уставах и прямой поставке указана обязанность для военнослужащих таких неюридических, а чисто нравственных положений, как добросовестность, уважение, вежливость и других. Т. е. уставы обязывают военнослужащих быть вежливыми, уважать командиров и друг друга.

2. Требования воинской дисциплины распространяются и на военнослужащих, не выполняющих в данный момент служебные обязанности, например, находящихся в отпуске.

3. Требования воинской дисциплины значительно выше и жестче, чем требования других видов государственной дисциплины. Объем дисциплинарных прав у командиров больше, чем у руководителей предприятий, а юридическая ответственность за нарушение военнослужащими положений, законов и уставов очень серьезна - в исключительных случаях командир имеет право применить оружие.

4. В условиях военной службы необходимость неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины обусловлена высочайшей ответственностью и исключительной значимостью решаемых служебно - боевых задач.

Воинскую дисциплину можно подразделить на три уровня:

- универсально воинская дисциплина – основывается на нормативных обязанностях военнослужащих, которые зафиксированы в уставах и в равной степени относятся ко всем военнослужащих;

- дисциплина управления – основывается на нормах управления подчиненными, опирается на обязанности командиров и начальников и на нормы, которые должны реализовываться в процессе командования и организаторской деятельности;

- дисциплина подчинения – относится ко всем военнослужащим и имеет межличностный характер. Это дисциплина нормы подчинения командиру. При этом на отношения подчинения всегда влияют личные качества начальника, его авторитет, управленческая компетентность, а также чувства, которые испытывает к нему подчиненный.

Следует обратить внимание на основные функции воинской дисциплины, к числу которых относятся: регулятивно-корректирующая, боевая и мобилизационная и воспитательная.

Наряду с этим важно уяснить социально-психологические черты воинской дисциплины: сознательность, обязательность для всех, правовое и моральное единство, коллективность эстетичность и этичность.

Военнослужащему контрактной службы важно понимать сущность и содержание индивидуальной дисциплинированности военнослужащих.

Дисциплинированность – качество личности военнослужащего, представляющее собой относительно устойчивую структуру, включающую мотивационные, познавательные, эмоциональные и другие компоненты.

Рассматривая психологическую характеристику дисциплинированности военнослужащего, важно уяснить ведущие мотивы поведения военнослужащих, имеющих различные уровни дисциплинированности:

- высокий – принимает и поддерживает требования командиров. Осознает необходимость выполнения своих обязанностей. Следует чувству долга и ответственности. Не попадает под влияние недисциплинированных сослуживцев;

- средний – необходимость уставного поведения осознает недостаточно. Не желает выделяться среди сослуживцев. Активности в соответствии своих взглядов не проявляет

- низкий – требования дисциплины не поддерживает, но соблюдает из-за боязни наказания или не получения льгот. Социальные мотивы ограничены интересами самоутверждения, развлечения.

Дисциплинированность проявляется: в отношении военнослужащего к выполнению служебных обязанностей, к военной службе в целом; отношении военнослужащего к старшим начальникам; отношении военнослужащего к сослуживцам; личном поведении и отношении к самому себе.

Сознательное повиновение командиру – это подчинение, которое мотивируется пониманием того, что это необходимо: всякая совместная деятельность предполагает управление, а значит, и подчинение.

Дисциплинарная мотивация – желание и стремление следовать социально одобренным нормам, воинскому уставу. Мотивы воинской дисциплины обращены непосредственно к нормам, к уставу, к конкретным общевоинским и должностным обязанностям. Зрелая дисциплинарная мотивация базируется на уважении законов, морали, органов власти и управления, на понимании значимости и существа социальной справедливости.

Дисциплинарное поведение военнослужащих может быть следствием ряда вспомогательных мотивов – межличностная идентификация и др.

Дисциплинированное поведение может быть вызвано ложным мотивом , когда нормативное действие военнослужащего является средством, своего рода жертвой, которая расчетливо приносится определенной эгоистической цели.

В повседневной службе с ее четкими ритмами дисциплинарные мотивы могут принять форму привычек. Распорядок дня, личная и общественная гигиена, дисциплина учебного процесса, пограничной, внутренней, караульной служб и многие другие дисциплинарные задачи наилучшим образом решаются благодаря дисциплинарным привычкам.

Дисциплинированность военнослужащего можно оценить по критерию личностной зрелости. Высокая личностная зрелость выражается в смелости и непринужденности общения, соединенных с тактом, в искренности и внутренней честности во свеем, что касается соблюдения требований службы.

Критериями определения уровня дисциплинированности военнослужащего могут выступать: усердие при выполнении служебных обязанностей; отсутствие проступков, характер совершаемых поступков; успехи в оперативно-боевой и профессиональной подготовке; участие в общественной жизни отделения; оказание помощи начальникам в укреплении уставного порядка.

Показателями индивидуальной дисциплинированности у военнослужащего могут быть внешние и внутренние:

- внешние: строгое соблюдение воинского порядка, точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров, добросовестное несение службы, общественная активность, бережное отношение к вооружению и военной технике, грамотное их использование при решении учебных и оперативно-служебных задач, образцовый внешний вид.

- внутренние : убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины, знание уставов, инструкций и наставлений, требований пограничной службы, умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины, навыки и привычки дисциплинированного поведения; самодисциплины.

Каждому военнослужащему важно знать индивидуально-психологические условия формирования и развития дисциплинированности . К ним относятся:

Понимание значимости воинской дисциплины и содержания дисциплинированности;

Наличие положительных мотивов выполнения служебных обязанностей;

Целеустремленная, познавательная и практическая деятельность;

Правильная оценка своей дисципилины;

Правильное восприятие осуждения коллективом неисполнительности;

Самовоспитание дисциплинированности;

Какова роль военнослужащих по контракту в укреплении воинской дисциплины? Что они реально могут и должны сделать непосредственно на своем месте – на службе, на объекте и в казарме?

1. Важнейшим направлением повышения уровня воинской дисциплины является всемерное укрепление единоначалия . Помощь командирам, их поддержка, личный пример исполнительности и дисциплинированности – это конкретный вклад военнослужащего по контракту в укреплении воинской дисциплины.

2. Приведение всего уклада жизни части, подразделения в соответствии с требованиями законов, уставов, приказов, других руководящих документов.

3. Используя свой опыт, знание своих товарищей, военнослужащий по контракту должен оказывать помощь командирам в подборе, расстановке, обучении младших командиров, активистов, способных обеспечить высокий уровень воинской дисциплины среди своих товарищей и подчиненных.

4. Предупреждение гибели и травматизма личного состава. Опыт и знание военнослужащих по контракту могут оказывать очень серьезное положительное воздействие на решение этой задачи, а также их личный пример в соблюдении правил и мер безопасности.

5. Серьезное ответственное отношение к вопросам воинской дисциплины, осознание того, что «уставы написаны кровью».

Таким образом, профессионализм военнослужащего-контрактника является интегральной личностной характеристикой человека, который на высоком уровне овладел приемами профессиональной деятельности, способен решать военно-профессиональные задачи как в экстремальных условиях, следует военно-профессиональным ценностным ориентациям, самостоятельно развивает свою личность и является патриотом своей Родины.

Одной из важнейших составляющих профкомпетентности является дисциплинированность как профессионально значимое качество личности военнослужащего, обеспечивающее его устойчивое поведение в строгом соответствии с нормами морали и требованиями общевоинских уставов, основанное на осознании их общественной и личной значимости, принятии и поддержке.

Алещенко Максим Валерьевич - адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, е-шаП: [email protected].

Алещенко М. В.

Дисциплинированность относится к волевым чертам характера и понимается как способность осознанно и качественно, несмотря на внешние и внутренние препятствия, выполнять необходимые требования деятельности, следовать ее целям, задачам и доводить дело до конца.

В психолого-педагогической литературе, несмотря на то, что в последние годы эта проблема мало обсуждается, существует ряд определений дисциплинированности:

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов .

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок .

В указанных определениях делается акцент на различные стороны этой черты характера: сознательность, исполнительность, чувство долга, ответственность, способность к выбору и принятию решения и т.д., что обусловливает необходимость разработки более четкого подхода к пониманию дисциплинированности.

На наш взгляд, основными критериями степени развития дисциплинированности являются уровень развития субъектности, имеющий отношение к сознательному самостоятельному выбору и принятию решений; сформированности волевых качеств, обусловливающих целеполагание, ответственное выполнение, настойчивость, самоконтроль и пр.; системы ценностей, на которые человек ориентируется при выборе типа и способа поведения, и мотивов как побудителей деятельности, т.е. в целом дисциплинированность определяется уровнем самоде-

терминации, обуславливающей осознанное и ответственное выполнение тех или иных требований деятельности.

Дисциплина и дисциплинированность является одной из важнейших показателей качества военного профессионализма, влияющая на успешное выполнение задач служебно-боевой деятельности .

Вся героическая история отечественных войск свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Многочисленные воины совершали героические подвиги в ходе великих сражений, проявляя при этом высокую исполнительность и ответственность за выполнение воинского долга - все то, что, по сути, и является дисциплиной.

Интересно сопоставить представления о дисциплинированности русских философов. Многие рассматривали дисциплинированность как «общественную репутацию» личности, как сложную систему устойчивых умственных и нравственных качеств, через которую раскрывается сущность человека - члена общества. Воспитание является важнейшим, по их мнению, социальным фактором, обуславливающим развитие дисциплинированности. В современных социокультурных условиях на военную службу приходят призывники, у которых недостаточно развиты саморегуляция, целеполагание, волевые качества, что обусловливает необходимость специально организованной работы командиров над развитием дисциплинированности.

В то же время современные исследования воли, саморегуляции, целепола-гания и пр. позволяют расширить и уточнить эту категорию, требуют более основательного изучения этой черты, выявления условий и факторов, которые могут повлиять на формирование дисциплинированности как необходимого для военной службы качества характера.

В исследованиях педагогов и психологов советского периода дисциплинированность рассматривается как сложный и длительный процесс, который обусловлен взаимодействием как природных, так и средовых факторов. При этом наследственность лишь обеспечивает необходимые природные предпосылки в отношении направления развития дисциплинированности; а обстоятельства жизни (социальные, общественные, трудовые условия, семейная атмосфера, культура жизни и быта), воспитание являются основными условиями его развития. Главным же фактором, особенно начиная с подросткового и юношеского возрас-

та, становится собственная деятельность и жизненный опыт взаимодействия человека с миром.

Проблема дисциплинированности достаточно активно обсуждается в военной психологии. Однако ее определение и структура, как правило, носят описательный характер, что не позволяет разработать достаточно полноценную программу ее исследования и развития в условиях военной службы . Задачей настоящей статьи является разработка структуры дисциплинированности, как важнейшего качества характера военнослужащих.

Анализ дисциплинированности военнослужащего позволяет описать ее структуру в следующей схеме.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ

(схема в отдельном файле)

Данная схема позволяет разработать комплекс методик, посредством которого можно выявить уровень дисциплинированности воина и при необходимости осуществить психолого-педагогическую работу по ее развитию.

Понятие «дисциплина» рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон.

Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха . В них излагались требования к воеводам - быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам - беспрекословно исполнять приказы.

В течение многих десятилетий Российского государства подходы к понятию дисциплины в военных коллективах менялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея строгости и жестокости. Но во времена великого полководца А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма . М.И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания» .

Особую сложность представляет определение дисциплины. Военнослужащий испытывает на себе влияние противоречивых факторов и условий: с одной стороны, требование высоких духовно-нравственных качеств офицера, с другой - необходимость применять при определенных условиях силу по отношению к другому; с одной стороны, необходимость продвижения по службе, связанная с выраженностью честолюбия, с другой - риск, самоотдача в экстремальных ситуациях. Выраженность выделенных противоречий может быть снижена при условии создания особых условий воспитания военнослужащих и установления позитивных социокультурных отношений в армейской среде в целом, способствующих актуализации мотивов саморазвития. Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач военнослужащим, предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Дисциплинированность как качество характера военнослужащего представляет собой отношение его индивидуального сознания к установленной в войсках дисциплине и способность строить свое поведение в соответствии с ее требованиями. Следовательно, дисциплинированность выражает единство двух сторон - особого свойства сознания и определенной формы поведения. Во-первых, трудно согласиться, что дисциплинированность выражает лишь отношение к дисциплине. Ведь отношение к дисциплине может считаться признаком как дисциплинированности, так и недисциплинированности. Поэтому дисциплинированность следует рассматривать как положительное отношение к воинской дисциплине, основанное на принятии (ответчивости ) системы духовно-нравственных ценностей (патриотизм, ценность человеческой жизни, достоинства и др.). Соответственно, способность строить свое поведение в соответствии с требованиями дисциплины (дисциплинированность) связана с духовной, нравственной составляющей личности. Значит, есть основания полагать, что дисциплинированность структурно включает в себя признаки, относящиеся к духовной сфере, представляя элемент сознания воина.

Тем не менее, и «дисциплина воина» (личная дисциплина) также обладает обоими этими компонентами. Поэтому-то и нельзя согласиться с утверждением, что, «употребляя понятие «дисциплина воина», (личная дисциплина), мы выде-

ляем лишь одну сторону дисциплинированности (соблюдение установленных норм, правил поведения), а именно, практическое поведение, выражающееся в соблюдении требований дисциплины».

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2/ Под ред. А.А. Бо-далева и др. - М.: Педагогика, 1980. 288 с.

2. Бархударова С. Г., Протченко И. Ф., Скворцова Л. И. Большой орфографический словарь. 3 изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование». 2010. 1152 с.

3. Большунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность: монография / Н.Я. Большунова. Новосибирск: изд. НГПУ. 2011. 235 с.

4. Военная психология: Методология, теория, практика Учебно-методическое пособие. Москва Военный университет 1996. 231 с.

5. Дисциплинарный устав В.С. Р.Ф. Утвержденный Указом Президента Р.Ф. от 10.11.2007г. №1495.

6. Кутузов М.И. Субординация и дисциплина - душа службы воинской. // На боевом посту. 2005. №5.

7. О долге и чести воинской в российской армии (Сборник). Москва. Военное издательство. 1991. 210 с.

8. Сидоров С.В. Психология от А до Я [Электронный ресурс] // Сайт педагога исследователя. - URL: http://si-sv.com/dir/.

9. Суворов А.В. Каждый солдат должен знать свой маневр.// На боевом посту. 2005. -

Цыпленков Руслан Германович - адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства

внутренних дел Российской Федерации», г. Пермь.

614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1.

Тел.: 8-342-274-52-55. E-mail: [email protected]

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Кризис власти, низкое материальное положение большей части населения, духовное неблагополучие граждан и другие проблемы, обусловленные социально-политическими и экономическими трансформациями в стране в конце ХХ столетия, повысили уровень девиации в российском обществе. Особенно подвержены риску асоциальных проявлений молодые люди призывного возраста, то есть та социальная группа, за счет которой пополняются ряды Вооруженных сил и других силовых структур России . Согласно данным Росгосстата, на фоне «демографической ямы», в которой находилась страна в последние десятилетия, повышение нравственности и духовности населения не ожидается, поэтому вероятность того, что в числе военнослужащих окажутся призывники, склонные к недисциплинированному поведению, сохраняется (рис.1). Относится это и к будущим офицерам - курсантам военных вузов.

Для подтверждения данной гипотезы автор провел экспериментальное исследование с курсантами Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Диагностика проводилась по итогам первых двух лет обучения. Этот выбор обусловлен тем, что именно к этому времени завершается период полной адаптации курсантов к военной службе и становление ротного коллектива .

Целями и задачами констатирующего этапа эксперимента являлись:

Установление уровня личной дисциплинированности курсантов второго года обучения, а также уровня дисциплинированности структурных курсантских подразделений (учебных групп, курса);

Определение соответствия имеющихся традиционных воспитательных методик задачам формирования дисциплинированности;

Выявление факторов и условий, влияющих на процесс формирования дисциплинированности у курсантов военного вуза.

Изучение военно-педагогической литературы, анализ определений дисциплины и дисциплинированности курсантов военного вуза позволили выделить сферы проявления дисциплинированности. К ним относятся: учебная, служебная, внеслужебная и повседневная деятельность . Исходя из этого были разработаны основные показатели и критерии, которые с достаточной степенью объективности позволяют оценить уровень дисциплинированности у курсантов военного вуза (см. таблицу 1).

Для проведения эксперимента была использована методика А.Б. Мелихова , которая позволила осуществить диагностику исходного уровня дисциплинированности курсантов военного вуза в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента. Суть методики заключалась в том, что каждый курсант оценивался по пятнадцати позициям, из них десять позволяли заработать положительные баллы, а пять - либо несли отрицательные баллы, либо снижали конечный результат оценки уровня дисциплинированности до нуля.

Для подтверждения предположения о том, что сформированные экспериментальная и контрольная группы принадлежат к одной совокупности курсантов, был использован метод математической статистики - непараметрический критерий К. Пирсона х2 . Критерий X вычислялся по следующей формуле: (/Э -/х)2//х, где

/т - теоретическая частота,

/Э - эмпирическая частота.

ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИИ

Деятельность курсанта по освоению учебной программы 1.Уровень освоения учебной программы 2.Наличие поощрений

Служебная деятельность 1.Результативность исполнения служебных обязанностей при несении караульной и внутренней службы 2.Наличие поощрений

Внеслужебная деятельность 1. Участие в научной работе курсантов 2. Участие в спортивной работе 3. Участие в общественной жизни подразделения 4. Наличие поощрений

Повседневная деятельность 1. Уровень ответственности.

2. Уровень инициативности

3. Действия по устранению недостатков

4. Наличие поощрений

Табл. 1. Показатели и критерии дисциплинированности курсантов военного вуза.

В результате проведенных расчетов были определены значения х2 по наблюдаемым в начале констатирующего эксперимента уровней дисциплинированности курсантов: х^мп = 5,222. Различия между двумя распределениями могут считаться достоверными, если %2эмп достигает или превышает х\о5, и тем более достоверным, если х2эмп достигает или превышает х20,01. Х^мп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны.

Расчетная таблица для вычисления значения х2 уровня дисциплинированности курсантов на этапе констатирующего эксперимента:

1) расчет теоретической частоты (/т);

2) подсчитана разность между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду;

3) определено число степеней свободы; внесена поправка на «непрерывность» (если v=1);

4) полученные разности возведены в квадрат;

5) полученные квадраты разностей разделены на теоретическую частоту (последний столбец);

6) полученная сумма является х^мп.

Уровень дисциплинированности курсантов Эмпири- ческая частота Теорети- ческая частота Э 1 / (/э- /t) (/э-/t) //t

низкий 36 39 -3 9 0,231

удовлетворительный 41 34,5 6,5 42,25 1,225

КГ средний 16 20,5 -4,5 20,25 0,988

высокий 7 6 1 1 0,167

I 100 100 - - 2,611

низкий 42 39 3 9 0,231

удовлетворительный 28 34,5 -6,5 42,25 1,225

ЭГ средний 25 20,5 4,5 20,25 0,988

высокий 5 6 -1 1 0,167

I 100 100 - - 2,611

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа.

Табл. 2. Уровень дисциплинированности курсантов контрольной и экспериментальной

Результат: ^эмп = 5,222

Примечание: v - число наблюдений или число интервалов (для случая интервального вариационного ряда); р - число оцениваемых параметров закона распределения

Табл. 3. Критические значения х при v=2 (количество выборок)

Различия между двумя распределениями могут считаться достоверными, если х2эмп достигает или превышает х20,05, и тем более достоверным, если х2эмп достигает или превышает х\01

Если же х2эмп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны.

Таким образом, был установлен уровень дисциплинированности курсантов второго года обучения.

На основе полученных в ходе эксперимента данных можно сделать суждение о том, что традиционный комплекс мероприятий, входящих в существующую систему воспитательной работы, не приносит положительных результатов. Из этого следует необходимость разработки новых подходов к процессу воспитания курсантов военных вузов, которые смогут повысить уровень их дисциплинированности.

1. Андруник А.П. Концепция педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М.: Военная академия РВСН им. Петра Великого, 2009.

2. Андруник А.П., Дубровский А.В. Системно-динамическая модель непрерывного воспитания и развития личности курсантов (слушателей) в профильных образовательных учреждениях: монография. Пермь, 2008.

3. Мелихов А.Б. Психолого-педагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза: дис. ...канд. пед. наук. Курск: Курский гос. ун-т, 2005.