Дневник эмоций. Тренинговое упражнение «Эмоциональный дневник

Пока мы живем - мы ВСЕГДА чувствуем. И сейчас вы, когда читаете этот пост, тоже что-то чувствуете (например, заинтересованность, воодушевление, беспокойство, надежду или что-то еще). Способность чувствовать рождается вместе с нами, поэтому нам очень важно уметь общаться со своим миром чувств. Особенно нам, женщинам, ведь мы по своей природе является гораздо более чувственными, чувствительными и эмоциональными, чем мужчины.

Женщине необходимо осознавать, что она чувствует, потому что это позволяет ей понимать себя, выражать себя и гармонично взаимодействовать с миром. Осознание женщиной своих чувств дает ей спокойствие и эмоциональную уравновешенность, а ведь это очень приятные ощущения, не правда ли?

К сожалению, в детстве родители мало кого спрашивали «Что ты сейчас чувствуешь?», мало кого учили осознавать свои ощущения и переживания, и в результате во взрослую жизнь мы выходим, чаще всего, с полным непониманием себя и того, что делать с тем, что мы испытываем. Но в этом не вина наших родителей, просто у них не было этих знаний, и они в любом случае желали нам самого лучшего, но давали это, как могли. Поэтому у нас с вами сейчас есть возможность помочь не только себе, но и своим близким, и научить своих детей жить в гармонии со своими чувствами.

Осознание своих чувств и эмоций - это ключ к работе с ними, к их изменению, трансформации и отпусканию. Многие женщины, не привыкшие говорить о своих чувствах, сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях с супругами, потому что ждут, что мужья догадаются, что они ощущают, но как они могут это сделать, если мы сами не знаем? К тому же, когда женщина не осознает, что она испытывает, не может дать этому определение, то она чаще всего замалчивает это, держит в себе, и внутреннее напряжение растет, не находя выхода, и выливается в депрессии, нервные срывы, ощущение потерянности, приступы беспричинной злости, страха, гнева…

Очень часто не определенные нами эмоции становятся не завершенными, то есть мы в них как бы никак не можем поставить точку, и они годами живут в нас, отягощая наше сознание. Потому что только когда мы осознаем свое чувство, мы проживаем его полностью.

Когда мы осознаем свое чувство, мы внутренне проговариваем его, выражаем, и это очень важно, так как многие свои эмоции и переживания мы никак не можем отпустить, потому что у нас не было возможности их высказать.

Для вас, девочки, есть хорошая практика, которая называется «Дневник моих чувств», я предлагаю вам вести такой дневник. Почему так важно писать о своих чувствах?

Во-первых, когда мы пишем о своих эмоциях и переживаниях, у нас появляется возможность взглянуть на себя как бы со стороны, лучше понять мотивы своих действий, разобраться в том, что именно нас зацепило, отследить у себя различные жизненные сценарии.

Во-вторых, выписывание своих чувств - это прекрасный способ завершить какую-то ситуацию, потому что нередко у нас возникает ощущение незавершенности чего-либо в своей жизни, словно нас все еще что-то эмоционально тянет. Это происходит в частности от того, что мы не зафиксировали то, что испытали, не дали этому определения, и в результате осталось чувство неопределенности.

В-третьих, через прописывание своих эмоциональных состояний удается многие из этих состояний (обиды, злость) отпустить, потому что мы «выпускаем пар», проговариваем то, что испытываем, а иногда этого оказывается достаточно, чтобы неприятные переживания ушли. Потому что часто какие-то переживания тяготят нас, потому что у нас не было возможности высказать их.

Чувства сами по себe не бывают ни хорошими, ни плохими. Чувства это то, что внутри нас. Однако, для того, чтобы лучше знать себя, для того, чтобы понять, что все-таки следует в себе изменить, нужно уметь слышать и анализировать самого себя, свои эмоции, свою реакцию на то или иное событие, на ту или иную пришедшую в голову мысль. ВСЕ чувства нам полезны и нужны. И каждое чувство по-своему помогает нам адаптироваться к миру.

Как вести дневник чувств?

Для этого нужно завести тетрадь или блокнот и каждый день в удобное для вас время, когда вы можете побыть наедине с собой, записывать то, что вы чувствовали в течение дня. Причем, акцентировать внимание нужно прежде всего на тех эмоциях и ощущениях, которые вас чем-то зацепили. Постарайтесь как можно точнее назвать то, что вы испытывали, понять, что стало причиной этому. Здесь есть один важный момент - не нужно писать «я испытала злость, потому что мой муж…». Вы таким образом как бы перекладываете ответственность на мужа за свое чувство. Пишите когда, при каких обстоятельствах вы испытали что-то, без «потому что».Понаблюдайте, что происходит с вашим чувством и переживанием после того как оно названо? Оно может на некоторое время стать сильнее, и потом рассеяться, а может сразу стать менее актуальным. Наблюдайте за собой.

Вы можете носить дневник своих чувств с собой, и в течение дня, как только осознаете в себе какое-то чувство, записывать его в дневник.

Если через несколько дней записей вы прочитаете записанное, вы сможете увидеть некоторые закономерности. Окажется, например, что злость и обиды у вас возникают по одному и тому же поводу…

«Я-сообщение» поможет вам проще осознавать свои чувства. При взаимодействии с другими людьми постарайтесь говорить им о своих чувствах и эмоциях, начиная свое предложение с «Я» или «Мне», например: «Я чувствую сейчас разочарование, потому что…», «Мне очень неприятно то, что…».

Ешьте только полезные продукты! Присоединяйтесь к

Вспомните недавнюю ситуацию, когда вы испытывали сильные эмоции, будь то раздражение, гнев, обиду, или же восхищение, радость, счастье. Наверняка, позитивные эмоции добавили вам сил, энергии и уверенности в себе, что называется, «мир улыбнулся!». А что происходит с вами после негативной эмоциональной волны? Бывает ли так, что приступ злости или раздражения выбивает из рабочего ритма и требует времени для восстановления? Случается ли, что чувство вины или обиды не отпускает еще долго после неприятного разговора или негативной новости? Уже и конфликт вроде бы исчерпан, и напряженная стрессовая ситуация завершена, а неприятное эмоциональное «послевкусие» портит ваше настроение и снижает работоспособность (Ранее мы выкладывали кейс о том, как разрешить конфликт между руководителями, ознакомиться с Кейсом можно здесь). Могу предположить, что каждый из нас время от времени переживает подобный опыт.

Как прекратить заниматься «дожиганием» эмоциональных ситуаций? Как научиться экологично «утилизировать» свои неприятные эмоции? Как обнаружить собственные источники самомотивации и внутренней энергии? Как научиться приходить в тонус и концентрироваться в эмоционально сложной ситуации?

В арсенале эмоциональной компетентности есть отличный инструмент для ответа на эти вопросы — «Дневник эмоций».

Дневник эмоций — это техника отслеживания своего эмоционального состояния с целью улучшения самопонимания и самоконтроля.

Эта техника основана на базовых принципах эмоциональной компетентности:

  • — Осознание приводит к управлению.
  • -То, что мы не осознаём, управляет нами.

Мы устроены таким образом, что сначала чувствуем, затем думаем. И это одна из причин того, что мы редко задумываемся о том, какие именно эмоции мы испытываем. В то время как именно эмоции являются «ключами» к нашим мотивам и потребностям, источниками нашей энергии или ее утечки!

В этом смысле к эмоциональному менеджменту можно применить известную цитату классического менеджмента: «Вы не можете управлять тем, что не можете измерить» (Деминг).

Задачи «Дневника эмоций»:

  • — получить реальную картину своего эмоционального состояния;
  • — понять свой ведущий (типично преобладающий) эмоциональный фон;
  • — наглядно увидеть взаимосвязь и различия между эмоциями, потребностями и своими намерениями;
  • — получить простую структурную схему для самоанализа и самоконтроля.

Участникам тренингов по эмоциональной компетентности и моим клиентам в коучинге я предлагаю в течение одной-двух недель поработать с «Дневником эмоций» для решения этих задач. На сегодняшний день форма «Дневника» выглядит следующим образом (см. пример одной характерной записи):

Дневник эмоций

Вы можете сильно удивиться, обнаружив через неделю регулярного ведения «Дневника эмоций», как часто вы испытываете раздражение, злость, страх, обиду и подобные эмоции, при этом считая себя в целом позитивным и дружелюбным человеком!

Наилучшие результаты в применении этой техники дает регулярная практика. Когда я несколько лет назад сама вела такой «Дневник», я ставила таймер мобильного телефона с шагом в 1 час, и делала краткие заметки по сигналу. Таким образом, в конце дня у меня была полная «карта эмоций» моего рабочего дня. Такой вариант применения «Дневника» хорош для работы над самопониманием и концентрацией.

Для развития навыков самоконтроля можно попробовать другой подход: заполняйте «Дневник» в наиболее эмоционально окрашенных ситуациях дня, сразу же, по горячим следам. Помимо самоанализа и осознания того, что вас вывело из себя, вы получаете немедленный бонус: вербализация эмоций сама по себе снимает стресс!

Вариант для «продвинутых» пользователей «Дневника эмоций»: попробуйте проследить динамику отношения к собственным эмоциям. Образно говоря, метаэмоции — какие я испытываю эмоции по поводу собственных эмоций? Например, принимаю ли я себя разгневанным, обиженным, трусливым? Или я испытываю в связи с этим самообвинение и осуждение, создавая себе еще больше стресса и замыкая «порочный круг» эмоций?

Эта на первый взгляд простая техника может дать вам много практической информации для понимания причин собственной неэффективности, источников стресса и нахождения личных ресурсов. Конечно же, для этого нужна более глубокая работа с коучем. Часто в коучинге мы работаем с клиентом над такими темами:

  • — О каких ситуациях в «Дневнике» вам было писать легче, а о каких — сложнее?
  • — Какие эмоциональные состояния обычно вам помогают, а от каких вы бы хотели избавиться?
  • — Обратите особенное внимание, в каких ситуациях чаще всего вы испытываете к себе жалость, самообвинение, страх? О чем вам говорят эти ситуации?
  • — и т. д.

При регулярном ведении «Дневника эмоций» через некоторое время (примерно месяц) у вас вырабатывается навык самопонимания и эмоционального самоконтроля. Кроме того, само по себе ведение такого «Дневника» делает ваше эмоциональное состояние более стабильным и позитивным.

Желаю вам побольше вдохновляющих эмоций и высокой эффективности!

Источник: Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О.Прохоров. - М.:ПЕР СЭ, 2004.- 176 с.

Цель: Исследование психического состояния детей дошкольного возраста в детском саду в течение длительного времени (более 1 месяца).

Подготовка: На каждого ребенка подготовить бланки (или использовать тетради), в верхней части которых - пиктограммы, изображающие психическое состояние (веселость, страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость, обида, стресс, скепсис). Ниже, горизонтально, располагаются рисунки - модели, обозначающие: дату заполнения, приход ребенка в детский сад, завтрак, познавательную, музыкальную, продуктивные виды деятельности, прогулку, обед, подготов­ку ко сну, подъем, полдник, игры со сверстниками, общение с пе­дагогом, ужин, уход из детского сада. Между рисунками проводятся вертикальные линии.

Всего 15 колонок, 16-я - «баллы». По верти­кали: обозначается дата заполнения, предлагается ребенку выбрать то психическое состояние, которое он отмечает у себя (из предло­женных пиктограмм) в течение дня в каждой из колонок.

Подготовка детей: совместно с детьми смоделировать и обсудить изображения пиктограмм, характеризующих определенные психи­ческие состояния; составить обозначения, отражающие режимные моменты, деятельность, общение. Первую неделю необходимо ока­зывать помощь ребенку при заполнении («вместе, но не вместо!»).

Инструкция: «Заполните пустые клеточки, выбрав то лицо, ка­кое бывает при выполнении этой деятельности (называется колон­ка, которую требуется заполнить)».

Дополнительно проводится индивидуальная беседа с каждым ре­бенком с целью выявить причины, мотивацию, научить распознавать собственное состояние и обозначать его при помощи пиктограммы.

Можно использовать и другой вариант методики: порекомендо­вать родителям и дома вести такой дневник. По горизонтали рас­положить такие разделы:

1) Общение с каждым членом семьи.

2) Сон, отдых.

3) Любимые занятия ребенка.

4) Совместная деятельность с взрослым.

5) Гигиенические процедуры.

6) Принятие пищи.

7) Труд и т.д.

Можно предложить родителям вести свой дневник, параллельно с ребенком. Его оформляют так же, как и предыдущий, и отмечают психическое состояние своего ребенка. А затем сравнивают с резуль­татом заполнения ребенка. Это поможет установить адекватную оценку родителями психического состояния своего ребенка.

Обработка данных проводится по горизонтали и вертикали дневника.

Горизонтально:

Анализируется каждый день, прожитый ребенком, подсчитывается количество позитивных психических состояний и ставится балл. Он может быть от 0 до 14. Сравнивается с ключом:

0 - 3 балла - НПС высокой степени;

4 - 6 баллов - НПС средней степени;

7-10 6аллов - НПС низкой степени;

11 - 14 6аллов - ППС (позитивное психическое состояние).

В целом по методике анализируется количество используемых пиктограмм, отмечается, какие пиктограммы, отражающие позитивное психическое состояние, не применял ребенок, выясняется причина. В норме используется 5-7 пиктограмм. Анализ дает информацию для: руководителей ДОУ - об обеспечении педагогом эмоцио­нального комфорта каждого ребенка в группе детского сада;

педагогу - о проблемах ребенка, его реакции на определен­ный вид деятельности, взаимоотношениях со сверстника­ми, педагогами, об отношении к посещению детского сада, режимным моментам;

психологу - о наличии у дошкольников конфликтов, страхов, нарушениях поведения и взаимоотношениях с окружающими.

Каждые два месяца проводится вертикальный анализ.

  1. Рассматривается каждый режимный момент, вид деятельнос­ти, общение и т.д., отдельно. Присваивается по 1 баллу за количе­ство негативных выборов. Их может быть от 0 до 40, также учиты­вают, какую пиктограмму чаще всего выбирает ребенок для оценки своего гг. с. Полученные данные сравнивают с ключом методики.
  2. Прослеживается периодичность появления того или иного состояния: «каждый день», «определенный период», «несколько раз в месяц», «не наблюдается системы». Выявляются причины.

Количество негативных выборов от 10 и выше могут свидетель­ствовать:

  • об устойчивом негативном отношении к определенному виду деятельности, педагогу, связанному с этой деятельностью;
  • низком социальном статусе ребенка в группе;
  • роли ребенка как объекта или субъекта агрессии (уточняет­ся с помощью бесед, наблюдений);
  • депрессивном состоянии (грусть, склонность к слезам, нару­шение аппетита, раздражимость - продолжаются в течение 2-х и более недель);
  • о тяжелой степени адаптации ребенка, вновь поступившего в детский сад (при 35-40 выборов по вертикали и при соот­ветствии НПС степени горизонтального анализа);
  • об отсутствии взаимопонимания, помощи и поддержки со стороны педагога группы и т.д.

Ключ к методике при вертикальном анализе результатов

Состояния

Степень устойчивого отрицательного психического состояния

Низкая

Средняя

Высокая

Нарушения

Агрессия Злость

Невротические страхи

Невротическая потребность в любви и

привязанности

Чувствительность к отвержению;

чувство вины

Враждебность

Соперничество

Эмоции. Чувства. Психологи утверждают, что это индикаторы нашей жизни. То, что остается с нами всегда, выражает наше отношение к чему-либо и дает ощутить жизнь сполна, во всех её проявлениях!

Это также важные сигналы, не осознавая которые, мы просто совершаем преступление… Против самих себя.

Какое-то чувство не приняли, считайте – что-то украли у себя. Что-то отрицаете – возможно убиваете какую-то часть себя. Не позволяете чему-то быть выраженным – скрываете «врагов» внутри самих себя, которые однажды сыграют с вами злую шутку.

Но, возможно, вы возразите и скажете, что дабы быть преступником, нужно нарушать какие-то законы, уставы, правила или ещё что-то строго регламентированное и прописанное.

А вы таких законов не знаете, не встречали ни одну статью, в которой говорилось бы о необходимости осознавания эмоций и чувств в нашей жизни, о том, что это очень губительно их не выражать, а ещё губительнее их подавлять или отрицать…

Да, верно! К сожалению, «входя» в жизнь мы обучаемся всему: изучаем криминальный кодекс, административные предписания, чтобы быть законопослушными гражданами, осваиваем и запоминаем правила поведения в обществе, чтобы быть им принятыми. А потом ещё дополнительно осваиваем нюансы межличностного взаимодействия, включая моменты манипуляций и психологических игр.

Но, к сожалению, мало кого учат искренности с собой, элементарным психологическим законам, применяя которые есть шанс научится быть, а не казаться (как бы ни была заезжена эта фраза)! Спросите кого-то: «Что ты сейчас чувствуешь!». Большая часть скажет: «Все нормально!» или «Со мной всё хорошо!» и не слова о том, какое за этим переживание. Еще часть испугается и заметно занервничает от того, что вы застали их врасплох таким вопросом. И лишь малая доля ответит, что сейчас чувствует смущение от того, что ими заинтересовались или взволнованность от того, что важно ответить искренне.

Чувства под запретом

Очень часто чувства находятся под запретом. С самого детства нам могут твердить: «Мальчики не плачут», и взрослые мужчины не позволяют себе грустить. Они подавляют печаль, ища утешение в работе, алкоголе или расплачиваясь психосоматическими заболеваниями. Мы можем слышать от родителей или значимых людей: «Не расстраивайся!», и, как следствие, во взрослой жизни подавляем разочарование, грусть, пытаясь быть сильными, выдерживая всё, что приносит нам дискомфорт. Со всех сторон общество транслирует: «Нельзя злиться! Гнев разрушителен!». В результате для многих он находится под запретом и, как правило, частое его подавление приводит к чувству беспомощности, отсутствию ощущения контроля над своей жизнью и происходящим в ней и возможности защитить свои границы.

Другие крайности и поиск золотой середины

Бывает и так, что чувства переполняют через край. Чрезмерный всплеск эмоциональных волн делают жизнь похожей на землетрясение. Они появляются и тут же находят выход. Без осознания, без понимания. Стимул – реакция! Что может причинять немалый дискомфорт и самому человеку, и окружающим.

Как всегда, норма где-то посередине . Когда мы принимаем эмоции и чувства, даем себе возможность прожить их, понимая, что именно с нами происходит, что их вызвало и как с ними быть. Мы понимаем, что чувства – это не то, что нас разрушит. Да, они могут быть сигналами боли, они могут быть непросты в проживании, выбивать нас из колеи, делать еще уязвимее, полностью перекраивать нашу жизнь. Но, в тот же момент, они – основа нас. То, что позволяет прожить определенную ситуацию, отпустить её и интегрировать полученный опыт в свою личность.

Важно знать свои эмоциональные переживания и экологично выражать их. Для этого для начала неплохо будет их хотя бы знать и дифференцировать.

В этом здорово могут помочь описания эмоциональных реакций, предложенных психологами – учеными, которые занимались данной тематикой.

Классификации чувств

К примеру, американский психолог К. Изард предлагает классификацию из десяти фундаментальных эмоций (радость, грусть, удивление, отвращение, гнев и другие), каждая из которых имеет широкую разновидность проявлений и может быть составляющей сложных чувственных переживаний.

Вот известно ли вам, что радость может быть очень даже многогранной и иметь различные вариации?

Как, например, закончив подготовку к важному мастер-классу, вы чувствуете радость – удовлетворение от того, что выполнена важная часть для его реализации, вы вложили в него душу и готовы представить вашим слушателям.

После удачного мастер-класса вас может переполнять уже радость – восторг от отзывов, которые вы получили и того, что всё удалось на все сто процентов.

Есть и другие классификации, как научные, так и бытийные. Например, Клод Штайнер, говоря об эмоциональной грамоте, выделяет 4 аутентичных чувства: радость, гнев, печаль и страх. Все остальные чувства считаются рекетными (то есть обусловленными жизненным сценарием) или производными от четырех базовых.

Но, можно ли весь спектр эмоциональных реакций «втиснуть» в какую-то классификацию? Кажется, что это практически нереально. Но, в тот же момент они могут помочь нам лучше понять себя, научиться называть свои переживания.

Изучаем чувства

Предлагаем вам ознакомиться с одним из инструментов, который может в этом помочь. Перед вами таблица чувств:

В самой верхней строке перечислены базовые чувства, которые являются производными для остальных (они размещены внизу, в столбике определенного базового) . Это чувства радости, гнева, страха, грусти, любви. К примеру, тревога – это своего рода разновидность страха, но обусловлена она не моментом здесь и сейчас, а переживанием о будущем. Интерес – это радость от познания, стремление узнать что-то новое.

Ниже перечислены часть возможных мыслей или состояний человека, которые могут быть вызваны теми или иными чувствами.

Попробуйте поработать с этой таблицей каждый раз, когда вы испытываете трудность в определении своих эмоциональных переживаний. Обращайтесь к ней в той ситуации, когда вам сложно разобраться в своём чувстве, или вы испытываете общий дискомфорт и не знаете, что с ним сделать.

Со временем ваши знания о ваших эмоциях и чувствах станут богаче, а ваша жизнь – намного насыщеннее и ярче!