Добровольная изоляция. Добровольная и насильственная изоляция

Наверняка вы не раз видели картину: в кафе за столиком сидит два или более человек, распивают ароматный бодрящий напиток и… вместо того, чтобы оживленно беседовать каждый пристально смотрит в свой смартфон. Такой формат общения, увы, не редкость. Хорошо это? Плохо ли? И как современные технологии, а точнее привязанность к ним, влияют на построение взаимоотношений, об этом читайте в статье.

Ирина Франкова, врач, медицинский психолог

Виртуальная популярность = реальное одиночество?

Понятие «отшельник», «затворник» существует во многих культурах с незапамятных времен. Но во времена глобального пользования Интернетом такое явление как социальная изоляция становится все более распространенным и именно сейчас стремительно набирает обороты.

Жизнь в Интернете, использование современных мобильных телефонов с мультифункциями делает общение менее эмоциональным, и сокращает потребность в личном контакте. Это, в свою очередь, приводит к обострению социальной изоляции и нарушению взаимодействия между людьми. «Близкие взаимоотношения» встречаются реже. Все больше услуг и сервисов для потребителей становятся виртуальными, а шанс встретиться с незнакомцем в очереди стремится к нулю. Чаты, социальные сети, онлайн доски объявлений и другие типы коммуникаций в Интернете в настоящее время компенсируют все потребности тех, кто предпочитает оставаться в «виртуальных могилах», дома в одиночестве.

Зависимость от технологий, и как следствие, формирование многочисленных нехимических зависимостей – актуальная проблема в нашем обществе.

Что такое социальная изоляция?

Социальная изоляция – это «ощущение отделения от своей общины» в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий. Подобные состояния так же описаны и другими терминами, такими как «одиночество», «отчуждение». В то время как социальная изоляция, как правило, воспринимается как личная проблема отдельно взятого человека, ее источники глубоко заложены в организации нашего социума. Также социальная изоляция потенциально является одновременно и причиной и симптомом эмоциональных или психологических проблем.

Феномен с броским названием «хикикомори» (hikikomori) пришел к нам из Японии и обозначает следующее: острая социальная самоизоляция, поведение для которого характерно полное уединение/отчуждения от общества в течение 6 месяцев или дольше. То есть человек может внезапно бросить обучение в институте, перестать ходить на работу, перейти на freelance, дети могут систематически отказываться от посещения школы. Это избегание участия в жизни общества на протяжении продолжительного времени, а также сокращение общения вне семьи в период изоляции. Попытки общения, становятся все более кратковременными и имеют поверхностный характер. Значимые, длительные отношения, особенно близкие у людей с острой самоизоляцией отсутствуют.

Как выявить острую социальную самоизоляцию?

Приведем основные критерии:

  • Большую часть суток и почти каждый день человек проводит дома, в отдельной комнате.

Первый критерий выглядит абстрактно, и может казаться нереалистичным. На самом деле при острой социальной самоизоляции большинство людей действительно иногда покидают свое место жительства. Ученым из Японии удалось количественно это проанализировать. Оказывается, что 86% опрошенных с проявлениями острой социальной самоизоляции выходят из дома. В среднем выходят 12 раз в месяц (по сравнению с 24 разами для обычных людей) и проводят около трех часов в течение дня вне дома (по сравнению с 9 и более часами в группе контроля).

  • Прослеживается явное и стойкое избегание ситуаций социальных контактов (посещение школы или работы).
  • Явное и стойкое избегание ситуаций социальных отношений (дружба, контакты с членами семьи).
  • У человека социальная самоизоляция и отчуждение вызывает заметный дистресс*, нарушает нормальную жизнь, препятствует профессиональной (или академическом) жизни, или межличностным отношениям.
  • Продолжительность социальной изоляции составляет не менее 6 месяцев (в настоящее время строгость этого критерия пересматривается).

*Дистресс – стресс, с которым организм не в силах справиться.
Он оказывает разрушительное воздействие на здоровье человека.

Поговорим о причинах

Социальная изоляция и отчуждение может быть вызвана одним из перечисленных состояний:

  • социальной фобией (избегание новых знакомств и общения в группе людей из-за страха испытать стыд, выглядеть глупо);
  • большим депрессивным расстройством (из-за снижения уровня серотонина и нарастания апатии);
  • шизофренией (отчуждение из-за продуктивной/негативной симптоматики заболевания) или избегающим расстройством личности (избегание общения из-за страха быть раскритикованным или отвергнутым) либо быть проявлением острой социальной самоизоляции и не соответствовать критериям других психических расстройств.

Для того что бы знать наверняка чем вызвано желание уединиться на долгий период времени, необходима консультация профессионала (медицинского психолога или врача психиатра).

Социолог Роберт Вайсс (Robert S. Weiss) связал интенсивное одиночество с дефицитом в реализации одной из потребностей человека, а именно, потребности в социальной интеграции (вовлеченности человека в общественную жизнь). Эта потребность обычно реализуется через отношения с друзьями, с коллегами по работе, общение с другими, пусть даже малозначительными людьми в процессе реального взаимодействия. Также в основе одиночества и эмоциональной изоляции лежит дефицит в реализации потребности в привязанности, которую должны удовлетворять интимные отношения (супружеские, отношения влюбленных или любовников) и отношения мать-ребенок.

Наши данные показывают, что социальная изоляция и ограничение контактов с людьми появляется из-за нарушения возможности создавать близкие стабильные длительные отношения. Такая способность закладывается в раннем детстве и зависит от стиля привязанности, который когда-то сформировали родители. Человек с острой самоизоляцией очень одинок и имеет дефицит социальной поддержки. Более того, он оказывается не в состоянии самостоятельно справиться с ней. Он нуждается в поддержке и заботе окружающих.

Если вы обнаружили проявления острой социальной изоляции у себя или своих друзей, близких, знакомых – вы можете:

В условиях недостатка общения мозг может самостоятельно генерировать впечатления.

Человеку необходимо взаимодействие с себе подобными, особенно в стрессовые периоды. Если нам приходится справляться со сложными испытаниями в одиночку, недостаток эмоциональной поддержки способствует усилению нервного напряжения и ослабляет наши способности к преодолению трудностей.

Эта мысль является главной идеей трейлера нового фильма «Взаперти». Наоми Уоттс играет роль вдовы, живущей в сельском районе Новой Англии со своим сыном, прикованным к постели после автомобильной аварии. Отрезанная снегами от внешнего мира, она постепенно перестает отличать плоды своего воображения от реальности жутковатого дома, который, похоже, действительно населен призраками.

«Взаперти» – далеко не первый фильм, в котором одиночество ведет героя по пути к безумию. Можно вспомнить хотя бы те же «Сияние» и «Изгой». И хотя сюжеты этих фильмов являются художественным вымыслом, научные данные подтверждают, что человеческая психика платит за одиночество немалую дань.

Важность человеческих взаимоотношений

Конечно, окружающие могут раздражать. Но они также служат нам источником комфорта, и впечатляющее количество психологических исследований подчеркивает важность человеческих контактов. Отторжение обществом наносит психике глубочайшие раны, и человек, подвергшийся остракизму, даже может испытывать физическую боль. Одиночество способствует увеличению уровня гормонов стресса, ставит под удар иммунную систему и вызывает снижение когнитивных способностей у пожилых людей. Широко задокументирован вред, наносимый психике заключенных длительным нахождением в одиночной камере.

У человека, длительное время находящегося в одиночестве в статической обстановке, непредсказуемым образом меняется способ обработки сенсорной информации. Если обычно большую часть ресурсов мозг тратит на обработку внешних раздражителей, то монотонность окружения может способствовать обращению внимания внутрь себя – и в этой области далеко не каждый обладает достаточным опытом.

Подобная ситуация может вести к значительным изменениям состояния сознания. Мы начинаем задаваться вопросами относительно нашего окружения. Действительно ли этот скрип наверху – лишь ветер в щелях старого дома, или там кроется что-то более зловещее? Обычно, если мы в чем-то не уверены, мы первым делом смотрим на реакцию окружающих. Но если рядом нет никого, с кем можно обменяться информацией, неопределенность становится трудноразрешимой. И наш разум может быстро прийти к самым мрачным заключениям.

Нечто подобное происходит также и среди небольших групп людей, оказавшихся в изоляции. Многие знания об этом феномене почерпнуты из наблюдений за сотрудниками исследовательских станций в Антарктике, особенно в периоды зимовки.

Экстремальные температуры, длительные периоды темноты, чуждые ландшафты и резкое снижение количества сенсорной информации создают идеальную природную лабораторию для изучения эффектов изоляции и уединения. Волонтеры испытывали изменения аппетита и режима сна. Некоторые оказались не в состоянии отслеживать течение времени и теряли способность концентрироваться. Ограниченность способов времяпровождения и скука от общения с одними и теми же людьми провоцировали стресс. Характер и привычки остальных начинали раздражать до такой степени, что волонтеры сравнивали их с пыткой.

Призрачные видения

Но, возможно, самое странное, что может случиться с человеком в изоляции – это «чувство присутствия» или ощущение, что рядом находится кто-то еще. Обычно это ощущение появляется в условиях низкой физической и социальной стимуляции – например, если вы находитесь в одиночестве в тихом удаленном месте. Холод и стресс также играют свою роль.

Наиболее яркие описания чувства присутствия дают моряки, альпинисты и исследователи Арктики, испытывавшие галлюцинации и даже ощущения выхода из тела. В 1985 году Джошуа Слокум, первым совершивший одиночное кругосветное плавание, заявлял, что во время путешествия он общался с лоцманом корабля Христофора Колумба «Пинта». Якобы лоцман помогал ему вести лодку во время шторма, когда сам Слокум лежал на дне, страдая от отравления.

Живость ощущения присутствия может варьировать от слабого чувства, что за вами наблюдают, до явного видения реальной персоны. Это может быть кто угодно – Бог, призрак, предок или знакомый. Знаменит случай 1933 года, когда британский исследователь Франк Смит пытался подняться на Эверест в одиночку. Он так уверился, что его сопровождает кто-то еще, что даже предлагал невидимому партнеру кусок пирога.

Каковы же возможные научные объяснения этого эффекта? Различные версии включают в себя покачивание лодки (при одиночном плавании), атмосферную и геомагнитную активность. Стресс, недостаток кислорода, монотонная стимуляция могут вызвать изменения в химии мозга, провоцирующие альтернативные состояния сознания. Исследовательская группа под руководством нейробиолога Олафа Бланке недавно получила впечатляющие доказательства того, что стимуляция специфических отделов мозга может вызвать у людей чувство сверхъестественного присутствия.

Хотя ощущение присутствия люди чаще всего испытывают в необычных или опасных местах, можно предположить, что подобный опыт доступен и в более обыденном окружении. Например, стресс от потери любимого человека в комбинации с низкой сенсорной стимуляцией могут создавать схожие биологические условия и провоцировать галлюцинации визитов умершего. В некоторых работах отмечено, что почти половина овдовевших стариков рассказывают о том, что видели умершего супруга. Возможно, этот опыт является частью естественного механизма преодоления горечи потери.

На основании всех этих данных становится ясно, что контакты с другими людьми так же важны для здоровья, как воздух, которым мы дышим. Даже самая крепкая психика может не выдержать длительной изоляции – и мозг начинает самостоятельно воспроизводить имитацию общения в последней попытке сохранить наше душевное здоровье.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта

СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗОЛЯТЫ

Социальная изоляция может рассматриваться в качестве формы либо источника социальной деформации, равно как и нормальной формы чело­веческого существования, необходимой для выполнения каких-либо важ­ных социальных и культурных функций. Она может играть как негативную, так и позитивную роль. К примеру, изоляция наркомана от его друзей, под­верженных тому же недугу, в период его реабилитации играет, несомненно, положительную роль, так как позволяет снять главную причину - группо­вое давление, подражание другим, пребывание в криминогенной среде. В уголовной практике есть много примеров, когда методы казни из-за не­предвиденных обстоятельств обрекали осужденного на затяжную, мучитель­ную смерть. Следовательно, социальная изоляция может рассматриваться как относительно гуманное и в то же время справедливое воздаяние по зас­лугам.

Под изоляцией понимают либо физическое, либо эмоциональное одино­чество. Социальная изоляция - такое общественное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других инди­видов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокра­щения социальных контактов и взаимодействий.

Социальная изоляция и остракизм могут формироваться на основе как объективных условий, независящих от действий отдельного человека, так и личностных характеристик, таких как необычная внешность, болезнь или девиантное поведение. Социальная изоляция может относиться к отдель­ному человеку и целым общностям.

Общности (племена, этносы, этнографические группы, страны), в тече­ние долгого времени ведущие замкнутый от внешнего мира образ жизни, ограничивающие любые контакты с другими сообществами и таким спосо­бом сохранившие свою самобытность, в литературе принято называть со­циальными изолятами. Этот термин, по всей видимости, позаимствован из биологии, где давно распространены соответствующие понятия, определя-

ющие изолированный от доминирующей популяции способ биологическо­го существования каких-либо представителей флоры и фауны.

Социальные изоляты появляются добровольно и принудительно, суще­ствуют относительно непродолжительное или длительное время, порыва­ют полностью или частично контакты с остальным миром, получая от сво­его состояния как добро, так и вред. К примеру, отдельные приемы ману­ального воздействия сохранялись в народной среде, прежде всего в изолятах, и передавались только избранным из поколения в поколение. Точно так же

шаманские традиции, техники и ритуалы передавались из поколения в по­коление только в пределах одной семьи (родственного клана), благодаря чему они и дошли до наших дней.

Термин «изолят» впервые появился в концепции функционирования культуры известного антрополога Б. Малиновского. Природа изолятов раз­лична. Во-первых, есть географические изоляты, оторванные от массива Евразии, которую следует рассматривать как главную арену развития ми­ровых цивилизаций. Во-вторых, можно указать на изоляты, обязанные кли­матическим условиям. К таким местам следует отнести далекий Север и не­которые экваториальные регионы. Специфический этнокультурный изолят представляет собой Северный Кавказ - горная страна, отделенная от Ев­ропы естественными преградами.

Различают географические изоляты - островные сообщества, племена, долгие годы жившие затерянно в джунглях, и социокультурные (соци­альные) изоляты - андерграундные сообщества (гетто, замкнутые религи-

озные общины, криминальные группировки и заключенные, общины хип­пи), живущие в обществе, не принимающие его законы и культурные цен­ности, сознательно дистанцирующиеся от него.

Антропологам хорошо известно, что изоляция малых групп приводит к замедлению эволюции сообщества. Если ныне встречаются отсталые пле­мена, то с высокой долей вероятности можно считать, что задержаться на неолитической и даже палеолитической стадии развития их заставила со­циальная изоляция.

Этнологи причисляют к условиям социальной изоляции еще и формы брака, исторически сформировавшиеся в разных уголках планеты. Так, на­пример, эндогамия (от «эндо...» и греч. gamos - брак) - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытно-общин­ного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племе­ни, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фрат­рий. Такого рода изоляты образуют группы населения с брачными связя­ми, реализуемыми лишь в достаточно узких рамках. Сообщества, живущие изолированными колониями, в результате малочисленности и родствен­ных браков постепенно вырождаются. Полудикие племена сохранились в изолятах, таких как острова Тихоокеанского региона, джунгли Амазонки и Африки.

В Библии описано правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. По­скольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, эндога­мия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указа­ние на такого рода эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который

Врезка

И. Кон Одиночество

В средние века люди редко обособлялись друг от друга: даже схимники, принимавшие обет молча­ния, зачастую обосновывались вблизи монасты­рей, а то и прямо на городских улицах на страх и поучение верующим. Одиночество обычно пони­малось как физическая изоляция; ценность оди­ночества для сосредоточенного, интимного обще­ния с богом подчеркивали только мистики вроде Эккарта.

В новое время картина усложняется. Более бога­тая и многогранная личность, не отождествля­ющая себя ни с одной из своих предметных и со­циальных ипостасей, нуждается в обособлении от других, добровольно ищет уединения. В то же время она все чаще ощущает дефицит эмоцио­нального тепла или невозможность выразить бо­гатство своих переживаний. Отсюда поэтизация одиночества и одновременно страх перед ним. Оттенки этих чувств имеют определенную логи­ку развития. Так, в дворянской культуре XVII в. любовь к одиночеству ассоциируется с эстети­ческими переживаниями (уединение - подруга муз); пиетизм считает его благотворным для уг-


лубления религиозного чувства; просветители обсуждают плюсы и минусы одиночества с точ­ки зрения развития личности и ее разума (этому посвящен чрезвычайно важный для немецкой культуры четырехтомный труд «Об одиночестве» Иоганна-leopra Циммермана, вышедший в 1784 г.). пропагандируя образ одинокого мыслителя, ко­торый удовлетворен собою и в то же время все­гда готов помочь другим. Сентиментализм пере-



носит центр проблемы на изучение внутренних чувств человека. Наконец, романтики делают одиночество своим программным лозунгом, пони­мая его, однако, по-разному: от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокостей мира.

не желал, чтобы его сын вступал в брак с хананеянкой. Моисеево законода­тельство также запрещало брачные союзы с язычниками Ханаана. Однако эндогамия не была абсолютной и строго не соблюдалась. Жен-иноплемен­ниц имели сам Моисей и почти все цари Израиля. Принцип ветхозаветной эндогамии был обусловлен не этническими или расовыми мотивами, а опасениями языческого влияния.

Определенные правила, предписывающие браки между партнерами, су­ществуют в любом обществе. Согласно правилам эндогамии, брак возможен только между партнерами, принадлежащими к одной социальной группе (родственной, этнической, классовой, религиозной и т.п.). Правила экзо­гамии предписывают брак между партнерами, принадлежащими к различ­ным социальным группам (например, запрет кровосмешения - инцеста).

Эндогамия и экзогамия, можно прочесть в словаре Брокгауза и Ефрона, это термины первобытного права, введенные в 1865 г. Мак-Леннаном в его сочинении «Primitive marriage» и получившие право гражданства в науке. Сами явления, которым Мак-Леннан дал имя, были известны и раньше. Еще в 30-х гг. XIX в. Джорж Грей описывал обычаи австралийцев, запрещавшие брак между лицами, имеющими одно фамильное имя или общий тотемный знак, указав на аналогичный обычай у североамериканских индейцев, де­лившихся на тотемные группы и вступавших в брак только с лицами не сво­его тотема. Этому обычаю, наиболее распространенному между первобыт­ными племенами, Леннан дал название экзогамии, а обычаю противополо­женному, когда брак обязательно предписывался внутри собственной группы (например у маньчжуров, у которых запрещались браки между ли­цами разных фамильных прозвищ), дал название эндогамии.

Основой самосознания средневекового челове­ка было чувство неразрывной связи с его общи­ной, сословием и социальной функцией. Вся жизнь человека от рождения до смерти была регламентирована. Он почти никогда не покидал места своего рождения. Его жизненный мир был ограничен рамками его общины и сословной при­надлежности. Как бы ни складывались обстоя­тельства, дворянин всегда оставался дворяни­ном, а ремесленник - ремесленником. Соци­альное положение для него было так же органично и естественно, как собственное тело. Каждому сословию присуща своя система доб­родетелей, и каждый индивид должен знать свое место.

Средневековый человек часто использовал свой дом как крепость, чтобы спастись от врагов, но он не стремился спрятать за его стенами свою по­вседневную жизнь. Все ее драмы и комедии про­исходили открыто, на глазах у всех, улица была продолжением жилища, и важнейшие жизненные события (свадьбы, похороны и т. п.) совершались при участии всей общины. Двери дома в мирные Дни не запирались, и все уголки его были откры­ты для обозрения. В новое время положение постепенно меняется, семья начинает ограждать


свой быт от непрошеного вторжения, обзаводит­ся замками, дверными молотками и колокольчи­ками, позже о визитах начинают договаривать­ся заранее письменно или устно, еще позже - созваниваться по телефону. Дифференцируется и само жилое пространство. В раннем средневековье жилище состояло из од­ного помещения, в котором рыцарь размещался вместе со всеми своими чадами и домочадцами и даже вместе с домашними животными. Затем оно делится на жилую комнату, в которой члены семьи спят, едят и развлекаются, и кухню (в кре­стьянских семьях этот тип жилища просущество­вал вплоть до XIX-XX вв.). В начале Нового вре­мени входит в обычай разделение спальни и сто­ловой. Слуг и детей поселяют теперь отдельно, для приема гостей оборудуются специальные гостиные и т.д. Если раньше индивид чувствовал себя частью семьи, общины и т.д., то теперь он сознает себя автономным субъектом, который лишь частично входит в эти многообразные общ­ности.

Сокращено по источнику: Кон И. Открытие «Я». Историко-психологический этюд // Новый мир. 1977. № 8

В Древнем Египте практиковались внутридинастические браки фарао­нов со своими сестрами (система просуществовала до конца греческой ди­настии Птолемеев), что справедливо рассматривается как пережиток эндо­гамии (браки внутри родственной популяции). Такие же пережитки были характерны для царских семей Элама 33 .

До сих пор ученых удивляет стойкость цыганского этноса, который, по­стоянно перемещаясь с места на место, кочуя по разным странам, городам и весям, умудрился сохранить уникальную самобытность не только с этни­ческой, но и с культурной точки зрения. Устойчивость бытовой культуры цыган, преемственность в отношениях к обычаям, обрядам, нормам пове­дения отмечаются абсолютно всеми исследователями. Неотступное следо­вание законам таборной жизни, по мнению многих из них, было вызвано инстинктом самосохранения. «Жизнь табора регламентируется системой патриархальных родовообщинных пережитков. В этом смысле прогресс человеческой цивилизации почти не затронул цыган. Лишь несколько ме­няется атрибутика цыганской жизни, но суть ее остается постоянной» 34 . Строгая регламентация образа жизни характерна и для оседлых цыган: «Вот что удивительно: как бы ни жили цыгане - кочуя, полуоседло или оседло, уклад их жизни оставался практически неизменным» 35 .

При таком образе жизни налицо все предпосылки к смешению или рас­творению в более крупном народе. Но этого не произошло. Постоянное со­седство с многочисленными народами не привело к ассимиляции цыган. Уникальный феномен изоляции в условиях, казалось бы, полной открыто­сти тем более удивителен, что цыгане как этнос не обладают теми цементи­рующими скрепами, которые есть у любого другого народа, а именно госу­дарственное, экономическое и терри­ториальное единство у них отсутству­ет. В условиях многовековой диаспо­ры, при отсутствии государственного аппарата, экономического и террито­ риального единства цыганский этнос, тем не менее, сохраняет свою само­бытность. По мнению Ю.Г. Григорьевой, устойчивость цыганского этноса к ассимиляции в условиях отсутствия территориальной консолидации объясняется культурными факторами. Механизмами поддержания этой ус­тойчивости являются: «закон», язык, эндогамия, миф о происхождении, кочевой образ жизни 36 .

Другой пример социальных изолятов - касты. Это замкнутые, т.е. эндо­гамные страты с аскриптивным (приписанным) членством и полным отсут­ствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации - кастовой. В чистом виде кастовая си-

33 См.: Юсифов Ю.Б. К вопросу об эламском престолонаследии // Вестн. древней истории. 1974.
№ 3. С. 3-19; др. примеры см.: Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества:
Доисторический эгейский мир. М, 1958.

34 Друц Е., ГесслерА. Цыгане. М., 1990. С. 43.

36 Григорьева Ю.Г. Сохранение этнической самобытности цыганского народа в условиях отсутствия
территориального единства (http://www.mai.ru ).

стема существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система при помощи религии жестко закрепля­ет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической осно­ве, - каждой касте разрешается только определенный род занятий.

Формирование изолятов обусловливается такими причинами географи­ческого порядка, как, например, жизнь на изолированном и небольшом по размерам острове. В человеческом обществе наряду с географической изо­ляцией (при жизни в труднодоступных местах - на островах, в горах и т.д.) существовала и кое-где сохраняется социальная изоляция: в связи с заклю­чением браков определенной социально-экономической, конфессиональ­ной или этнической ограниченности 37 .

Примером относительной изоляции могут служить коренные жители гор. В горных деревнях Центральной Италии 64,2% браков заключались до не­давнего прошлого в пределах одного церковного прихода; в 16,5% случаев вступающие в брак жили на расстоянии 1-8 км друг от друга и в 9,1% слу­чаев на расстоянии свыше 20 км.

Еще относительно недавно круг брачных связей был достаточно узок и вне горных массивов. Так, В.В. Бунак 38 на примере жителей русских дере­вень Алтайского края отметил, что родители современного взрослого насе­ления (бабушки и дедушки) в 74-81% случаев были из одного селения. В 90% случаев круг брачных связей охватывал 1-2 смежных селения. Дети, рожденные в близкородственных браках, отстают в физическом и умствен­ном развитии. В этих условиях риск проявления в потомстве наследуемых патологических изменений повышен, так как резко увеличена вероятность гомозиготного носительства летальных и полулетальных генов.

Современной эпохе свойствен повсеместный распад изолятов с прогрес­сирующим расширением круга брачных связей. Примером может служить население Северной Италии, где доля близкородственных браков состави­ла в 1903-1923 гг. 6,17%, в 1926-1931 гг. - 3,72%, а в 1933-1953 гг. - 1,85%. Подобно этому показатель кровнородственной близости населения умень­шился во Франции между 1926-1930 и 1950-1953 гг. более чем в 2,5 раза 39 .

Примером социальной и культурной изоляции может служить Австра­лия. Аборигены заселили Австралию как минимум 40 тыс. лет назад, при­ехав на ее северную оконечность из южных частей Азии, а белые австралий­цы, выходцы преимущественно из Европы, причем англоговорящей ее ча­сти, появились на континенте чуть более 200 лет тому назад. Благодаря раннему заселению аборигенами материка произошла их относительная расовая и культурная изоляция. Австралийские аборигены на протяжении многих тысячелетий формировались как своеобразная этнокультурная общ­ность вдали от мировых торговых и культурных путей. Изоляция придала уникальную специфику аборигенной субкультуре, сделала ее непохожей на прочие. Их общество технологически и экономически развивалось очень медленно и в ряде мест - глубинная часть Австралии, Новая Гвинея и Тас­мания - сохранило первоначальную культурную форму даже до наших

См.: Кузин В.В., Никитюк Б.А.

Бунак В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в свете

советских соматологических исследований // Вопр. антропологии. 1968. Вып. 28.

См.: Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. М., 1996.

дней. Археологи обнаружили образцы «кремации», наскальной живописи, бумеранги, каменные топоры, точильные камни, которые были изобрете­ны человечеством на ранних стадиях исторического развития и повсемест­но, кроме Австралии, исчезнувших. В Австралии раньше насчитывалось бо­лее 200 аборигенных языков, из которых большинство сегодня исчезли, а часть находится на грани исчезновения. О сохранившихся 40 языках в Ин­тернете создано 140 сайтов, 30% которых - самими аборигенами. К древ­нейшим памятникам австралийских аборигенов относится наскальная жи­вопись. Первым ее обнаружил в 1967 г. археолог Кармел Шрайер. На полу­острове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. Затем в южной Австралии были обнаружены фрагменты наскальной живописи, выполненные охрой и датируемые 20, 24 и 34 тыс. лет до н.э.

Культура тасманийцев является как бы локальным вариантом австралий­ской культуры, вследствие длительной изоляции отрезанным от воздействия других локальных австралийских культур, которые в процессе продолжи­тельного взаимного общения и культурного обогащения выработали в це­лом более богатую и разнообразную материальную и нематериальную куль­туру. Относительная бедность тасманийской культуры как локального ва­рианта общеавстралийской культуры вполне объяснима ее изоляцией, про­должавшейся тысячелетия, а также естественно-географическими усло­ виями. Вследствие этого тасманийцы утратили - полностью или частич­но - некоторые культурные достижения прошлого, но в целом их матери­альная культура - типичная культура охотников и собирателей на дозем-ледельческой стадии 40 .

Массовая миграция из стран Европы привела в Северной Америке к сме­шению ранее изолированных частей многих популяций. Изменения харак­тера брачных связей у переселенцев тщательно прослежены на примере на­селения Калифорнии, представленного выходцами из кантона Тессин в Швейцарии 41 . Хотя большинство иммигрантов женились на женщинах из своего кантона, только треть из них взяла себе в жены женщину из той же швейцарской деревни, откуда и они родом. Отметим, что в Швейцарии 2 / 3 браков заключались между уроженцами одной деревни.

Многие ученые считают ломку прежнего, весьма ограниченного круга брачных связей и заключение смешанных, так называемых гетеролокаль-ных, браков одной из основных причин акселерации развития. Еще Ф. Эн­гельс писал: «Не подлежит сомнению, что племена, у которых кровосмеше­ние было... ограничено, должны были развиваться быстрее и полнее, чем те, у которых брак между братьями и сестрами оставался правилом и обязан­ностью» 42 . Ф. Энгельс имел в виду, как это видно из предшествующего тек­ста, не только единоутробных, но и более отдаленных в генетическом от­ношении родственников. Эти мысли подтверждаются современными дан-

40 Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.

41 Hulse F.S. Exogamie et heterosis // Arch, suisses anthropol. gen. 1957. Vol. 22. N 2.

42 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 21. С. 43.

ными. Потомство от экзогамных браков отличается большей высокоросло-стью, чем люди эндогамного происхождения. Например, для населения со­временной Франции доказано наличие корреляционных связей между по­казателями кровного родства в отдельных группах населения и средними значениями длины тела у них же 43 .

Таким образом, клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (ког­да запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогам­ных браков поддерживается их закрытость.

Социальными изолятами в социологии именуют так называемые закры­тые общества. Яркий пример - Япония, существовавшая многие столетия в изоляции от других стран и народов. Примерно 400 лет тому назад, начи­ная с 1603 г., страна была отрезана от остального мира. Только через 250 лет, после революции Мейдзи в 1867 г., Япония открылась миру и, осознав свое отставание, быстро примкнула к мировой цивилизации.

Другой пример - малые коренные народы, к каковым современные эт­нографы относят 3% населения Земли, или 200 млн человек, занимающих, к великому удивлению, 20% обитаемых земель. Коренные народы Севера, заселившиеся на бесконечные просторы тундры, неприспособленной для строительства городов и постоянных поселков, географически удалены от основных центров цивилизации.

Существование в изоляции от мировой культуры замедляет рост числен­ности данной популяции и темпы социального прогресса данного сообще­ства. В результате возникает деформационный парадокс: социальный про­гресс для всего человечества ускоряется от одной эпохи к другой, а для мест­ного сообщества он замедляется либо вовсе приостанавливается.

Поучительна судьба доколумбовой Америки. Заселение западного полу­шария произошло 40 тыс. лет назад, когда уровень Мирового океана был на 100-120 м ниже, чем в настоящее время. В ту эпоху климат Земли был го­раздо холоднее и суше, чем сейчас. Север Европы и Америки был покрыт мощным ледником. Азию и западное полушарие соединяла обширная тер­ритория Берингии, по которой на протяжении тысячелетий мигрировали племена, перенося с собой технологию и культуру. Однако в дальнейшем в результате потепления и таяния ледников климат изменился, а уровень Мирового океана заметно поднялся.

То, что будет названо Америкой, длительное время развивалось самосто­ятельно, но в замедленном темпе, во многом следуя теми же этапами, что и остальной мир, связанный в единое целое. Сравнение путей развития до­колумбовой цивилизации позволяет понять как общность путей развития мировой и местной цивилизаций, так и то, в какой мере разрыв повлиял на развитие. После драматического столкновения цивилизаций Старого и Нового Света мир стал свидетелем разницы в развитии, приведшей к умень­шению на порядок населения доколумбовой Америки в результате ее заво­евания европейцами.

43 г^

<~м.: Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. М., 1996.

В других регионах результат был еще более трагичен. При колонизации Тасмании все коренное население, триста тысяч туземцев, было истребле­но до последнего человека. В нашу задачу не входит подробное описание таких эпизодов истории, но напоминание о них служит иллюстрацией того, к чему приводили в прошлом, дай в настоящем, столкновения культур и ци­вилизаций после их длительного разделения, вызванного географически­ми и климатическими факторами 44 .

Таким образом, судьба изолятов подтверждает значение информацион­ного взаимодействия для роста и то, что информацию, знания, связь с ми­ровым сообществом следует рассматривать как необходимый ресурс развития. В отделившихся сообществах было более чем достаточно террито­риальных, пищевых и минеральных ресурсов, и только информационный отрыв от мирового вза­имосвязанного сообщества привел к неминуемо­му отставанию. Причем отставание происходит как в скорости численного роста, так и в темпах культурного развития.

Именно это более всего характерно для изоля­тов - они как бы замирают и останавливаются в своем развитии. В изолированной подсистеме культурное развитие и численный рост оказыва­ются, как и для человечества в целом, системно сцепленными, но вследствие их изоляции замед­ленными. Изоляты становятся настоящей маши­ной времени, любимым объектом антропологов, которые могут таким образом совершать путеше­ствия в далекое прошлое. Если в эпоху палеолита отставание от соседей практически никак не ска­зывалось на судьбе запаздывающей общности, то в Новое время отставание может стать роковым: на коротком промежутке времени, например, в течение жизни одного демографического поколе­ния, сменяется несколько поколений техники, стилей жизни, речевых прак­тик, культурных комплексов. С каждой следующей исторической эпохой плотность событий, формирующих ее содержание, возрастает, следователь­но, цена отставания, равно как и изоляции, увеличивается. Довольно корот­кая, всего на 60 лет (с 1930 до 1990 г.), изоляция, пусть и не полная, Совет­ского Союза привела к его неминуемому отставанию, несмотря на то что срок разрыва казался не таким большим. Но мир именно за эти годы, счи­тает С. Капица, изменился качественным образом.

В четвертом томе мы уже касались фундаментального закона ускорения исторического времени. Он гласит, что народы и нации развиваются с не­одинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриаль­но развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, со­хранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

44 См.: Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. Очерк теории роста челове­чества. М., 1999.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только по­зитивные, но и негативные моменты. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой ско­ростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других - медлен­нее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее раз­витой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации ко­ренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX в., вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вско­ре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма как раз и было при­звано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализ­ма, народные обычаи и нравы. А это одновременно означает - повернуть историческое время вспять.

Вследствие неодинакового движения по линии прогресса разных стран, народов, культур и континентов, современная геополитическая картина мира представляет собой крайне пеструю мозаику. Одновременно на Земле могут сосуществовать страны, относящиеся к первобытно-общинному, ра­бовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическо­му строю. Сегодня распался СССР, считавшийся оплотом социализма, но социалистический режим сохранился в Китае и на Кубе. Правда, Китай разорвал прежнюю изолированность от мирового сообщества, но Куба про­должает существовать в политической изоляции. Она напоминает жизнь СССР за «железным занавесом», которая продолжалась в течение 70 лет. Кубе до этого юбилея осталось недолго (кубинская революция произошла 1 января 1959 г.). Но уже сегодня появляются первые признаки прорыва многолетней блокады. На эволюционной периферии могут оказаться не только дикие племена, обитающие в заброшенных уголках планеты, но и развитые промышленные или аграрно-индустриальные страны, превратив­шиеся или превратившие себя в социальных изолятов.

Самоизоляция как качество личности – склонность сознательно отделять себя от общества, создавать внешнюю видимость принадлежности к какой-то группе, не чувствуя себя членом этой группы.

Мышка убежала от врагов в расщелину громадной скалы. Она сделала себе неплохое убежище, вполне уютное. Натаскала зёрен с поля, и теперь чувствовала себя свободной делать то, что она захочет. Можно слушать завывание ветра, шум падающих со скалы камешков, шелест капель дождя, а можно было и не слушать то, что она слушала. Можно было бы погулять, выйдя из норки - но там враги, могут поймать и проглотить, ведь она такая маленькая. Лучше сидеть в уютной норке и чувствовать себя свободной и счастливой. Она забыла со временем, какое бывает солнце, как светит луна и как красиво звёздное небо. Так как над ней была скала, мышка не могла проделать выход наверх и, получив малое, она потеряла большое.

Самоизоляция – прямая дорога в кабинет психиатра. Это правило справедливо, если человек находится под влиянием энергии страсти или невежества. Самоизоляция в благости – это когда личность выросла из тесных штанишек несовершенного общества. Ее уже не утраивают устаревшие взгляды группы, ей видится убогим миропонимание этой группы. Когда зрелая, целостная личность осознает пропасть между собой и обществом, она уходит в самоизоляцию. Зрелая личность, если ничего сделать нельзя, оставляет общество с его ограничивающими убеждениями, предрассудками и заблуждениями. Следовать прогнившим стандартам, косным взглядам, закостенелым идеям, значит предать себя. Когда тебя никто не хочет слушать и слышать, единственный разумный выход – самоизолироваться, свести к минимуму общение с людьми – приверженцами антагонистичных взглядов.

Это положительная, благостная самоизоляция, являющаяся элементом духовного роста. Человек не желает осквернять своё сознание грязью невежества, конформизма, приспособленчества и, заботясь о чистоте своего разума, уходит в благостную самоизоляцию с ее высокими стандартами, требовательностью к себе, целеустремленностью, совестливостью и нравственностью.

Самоизоляция дружит с аскетизмом, в частности с такой его формой как отшельничество. Человек в силу своих убеждений добровольно отрекается от мирской жизни, максимально ограничивая свои социальные контакты. Лишая себя межличностного общения, он уходит в пустынные места. Зачастую отшельничество является панацеей от социальной опасности (например, вспомним старообрядцев, укрывавшихся от преследования властей), но всё же сегодня эта практика связывается с духовным развитием.

Самоизоляция в страсти и в невежестве стоит на платформе скрытности. Человек, де – факто являясь членом какой-либо партии, на самом деле не принимает ее идеологию и программу. Формально он член партии, но фактически и психологически такой человек «ложится на крыло» самоизоляции. Он отделяет себя от партии, несмотря на то, что платит ей членские взносы. Конформные, корыстные, конъюнктурные интересы побуждают его находиться под «крышей» партии, но душой он от нее далеко – далеко. Под внешней декорацией преданности идеалам партии скрывается самоизоляция. Он может одеваться, как все члены партии, вести себя аналогично их поведению и реакции на обстоятельства жизни, но внутри не считать себя членом партии, внутренне дистанцироваться от неё.

Самоизоляция может стать следствием действий, отвергаемых обществом. Например, революционная борьба не соответствует устоям общества и ее приверженца подвергают гражданской казни. В России XVIII-XIX вв. – это был вид вид позорящего наказания для дворян. Осужденного привязывали к позорному столбу и ломали шпагу над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и т.д.).

19 мая 1864 года на Мытнинской площади в Петербурге состоялось событие, которое навсегда вошло в летопись русского освободительного движения. Было дождливое, хмурое петербургское утро. На эшафот поднялся Николай Гаврилович Чернышевский. Палач снял с него шапку, и началось чтение приговора. Не очень грамотный чиновник делал это громко, но плохо, с заиканиями, с передышками. В одном месте он поперхнулся и едва выговорил «сацалических идей». По бледному лицу Чернышевского скользнула усмешка. В приговоре объявлялось, что Чернышевский «своею литературной деятельностью имел большое влияние на молодых людей» и что «за злоумышление к ниспровержению существующего порядка» он лишается «всех прав состояния» и ссылается «в каторжную работу на 14 лет», а затем «поселяется в Сибири навсегда». Дождь усиливался. Чернышевский часто поднимал руку, обтирая холодную воду, струившуюся по лицу, сбегавшую за воротник пальто. Наконец чтение прекратилось. «Палачи опустили его на колени. Сломали над головой саблю и затем, поднявши его еще выше на несколько ступеней, взяли его руки в цепи, прикрепленные к столбу. В это время пошел очень сильный дождь, палач надел на него шапку. Чернышевский поблагодарил его, поправил фуражку, насколько позволяли ему его руки, и затем, заложивши руку в руку, спокойно ожидал конца этой процедуры. В толпе было мертвое молчание,- вспоминает очевидец «гражданской казни».- По окончании церемонии все ринулись к карете, прорвали линию городовых… и только усилиями конных жандармов толпа была отделена от кареты. Тогда… были брошены ему букеты цветов. Одну женщину, кинувшую цветы, арестовали. Кто-то крикнул: «Прощай, Чернышевский!» Этот крик был немедленно поддержан другими и потом сменился еще более колким словом «до свидания». На другой день, 20 мая 1864 года, Чернышевский в кандалах, под охраной жандармов был отправлен в Сибирь, где ему суждено было прожить без малого 20 лет в отрыве от общества, от родных, от любимого дела.

В самоизоляции находился и знаменитый писатель и публицист А.И. Герцен. Писатель Николай Стариков рассказывает о таком эпизоде его жизни: «Владелец тысяч крепостных крестьян, Герцен, жил на средства от своих имений. Русский император призывает всех подданных вернуться домой из охваченной революцией Европы - Герцен отвечает отказом. Неоднократные «предложения» и приказы вернуться не действуют. Тогда Николай I решает склонить своего мятежного подданного к послушанию экстраординарными мерами. «…Надо велеть наложить запрещение на его имение, а ему немедля велеть воротиться» - накладывает резолюцию русский монарх. Логика правительства была простой и понятной - если перекрыть борцу с темным царством финансовый ручеек, то он должен покориться. Потому, как вряд ли захочет лишиться своего крупного состояния.

Поначалу Герцен банально прятался. В течение года (!) ни Министерство иностранных дел, ни русская миссия в Париже просто не могли бунтаря найти. Он просто на время испарился, исчез. Почему будущий смелый обличитель самодержавия сразу не послал это самое самодержавие куда подальше? Он вовсе не хотел терять свои деньги, но и ехать в Россию не желал. Наконец русский консул в Ницце сумел наконец-то передать ему царский приказ о возвращении. Отказ вернуться в письменном виде пришел через три дня. Отчего же прятавшийся более года Герцен, теперь отвечает царю моментально? Потому, что он нашел себе могущественного покровителя и теперь мог не беспокоиться за судьбу своих капиталов.

Российский суд накладывает арест на все имущество Герцена. Но не будем ронять скупую слезу - светочу русской литературы не пришлось мыть посуду в парижских бистро. Зная, что его имущество арестовано, Герцен отправился к богатейшему человеку Франции - барону Ротшильду. И продает ему билеты московской сохранной казны, на которые был наложен в России арест. Ротшильд выплатил деньги, а потом в свою очередь потребовал оплаты билетов у своего русского контрагента - одного петербургского банкира. Тот ответил, что этого сделать не может, в силу запрета властей.

Герцен не был родственником Ротшильда, как не был и другом барона. Более того - Герцен обманул банкира, всучив ему арестованные активы. И вот вместо того, чтобы просто потребовать деньги назад у лжеца Герцена, барон Ротшильд пригрозил бойкотом России со стороны международных финансовых институтов! Банкир потребовал у своего петербургского партнера получить аудиенции у министра иностранных дел и министра финансов и заявить, что он, Ротшильд, «советует очень подумать о последствиях отказа, особенно странного в то время, когда русское правительство хлопочет заключить через него новый заем».

Кто для барона Ротшильда важнее - мелкий вкладчик Герцен или Российская империя, крупнейший заемщик прошлого, настоящего и будущего? Ротшильд решил, что… Герцен. Николай I, наоборот решил, что важнее всего, хорошие отношения с главными финансистами того времени. В итоге русский царь выплатил барону все причитающиеся суммы, даже с процентами и процентами на проценты. Лояльность банковского мира ему была важнее.

А вот почему Ротшильд так поступил, остается загадкой. Если, конечно, забыть, что через небольшой промежуток времени именно Герцен становится первым «профессиональным» борцом с Россией, начав выпускать в Лондоне первые антирусские издания. Причем, ровно накануне начала Крымской войны. «Деньги - независимость, сила, оружие. А оружие никто не бросает во время войны, хотя бы оно и было неприятельское, даже ржавое» - напишет позднее Герцен.

Так он объявил войну своей Родине. Оттого-то банкир Ротшильд так его и опекал».

Петр Ковалев 2014 год

Обычная девушка Сара Шурд около двух месяцев провела в Эвинской тюрьме Тегерана: ей слышались посторонние шаги, виделись огоньки света, большую часть времени она проводила на четвереньках и прислушивалась к тому, что происходит за закрытой дверью. Тем летом 32-летняя Сара в сопровождении двух своих друзей отправилась путешествовать по горам Иракского Курдистана. На границе с Ираном они были арестованы по подозрению в шпионаже и заключены под стражу. Сара провела порядка десяти тысяч часов в одиночном заключении, ее преследовали галлюцинации. «Боковым зрением я фиксировала вспышки света, но когда поворачивала голову, они тут же пропадали» - рассказала девушка в интервью The New York Times в 2011 году. - Однажды я услышала, как кто-то кричит. Этот крик стоял в моих ушах до тех пор, пока меня не привел в чувство один дружелюбный охранник. Оказалось, что кричала я сама».

Нам всем время от времени хочется побыть в одиночестве, вдали от толпы и разговоров с коллегами. Но одиночество внутри группы людей и наедине с собой - это две разные вещи. Для преобладающего большинства людей длительная социальная изоляция пагубно сказывается на психологическом здоровье. Мы знакомы с этим феноменом не только на основании чужих историй, но и из научных исследований и экспериментов, посвященных изоляции и социальной депривации, многие из которых так и не удалось завершить из-за пугающей реакции подопытных. Отчего люди способны лишиться рассудка, оставшись наедине с собой, и есть ли способ избежать помешательства в подобных ситуациях?

Мало кто поспорит, что изоляция вредна для человека физически . Известно, что одинокие люди чаще страдают от высокого давления, они более уязвимы для вирусных инфекций, кроме того, у них повышенный риск развития синдрома Альцгеймера и слабоумия . Одиночество отражается на самочувствии: состоянии сна, внимании, логическом и вербальном мышлении, вызывает расстройство иммунной системы, гормональный дисбаланс, активизирует воспалительные процессы в организме. Что стоит за подобными нарушениями, до конца не ясно - возможно, причина кроется в эволюции - для наших предков оказаться без поддержки соплеменников было физически опасно.

В современном же мире отказ от контактов с другими людьми влечет за собой не только разного рода болезни, но наибольший удар приходится по работе сознания. Например, изоляция влияет на наше восприятие времени. Люди, которые провели долгое время без солнечного света, отмечали эффект временного сдвига. Микель Сиффре отправился в двухнедельную экспедицию по изучению подземных ледников французских Альп. По прошествии некоторого времени он обнаружил, что под воздействием темноты его сознание начало меняться, и решил провести под землей еще два месяца. Исследователь оставил все измерительные приборы снаружи и жил в соответствии со своими биологическим часам. После завершения эксперимента Микель обнаружил, что двум минутам земного времени были эквивалентны 5 его субъективных минут под землей.

Аналогичный эффект замедления времени наблюдал социолог и спелеолог-любитель Маурицио Монталбини. В 1993 году он провел 366 дней в подземной пещере, построенной NASA для подготовки космонавтов. Сам Маурицио был убежден, что за время его отсутствия прошло всего 219 дней, его дневной цикл увеличился почти вдвое. Недавние исследования также показали, что в темноте большинство людей перестраиваются под 48-часовой ритм - 36 часов бодрствования и 12 часов сна. Причины данного явления до сих пор не установлены.

В середине ХХ века проводилось множество экспериментов по социальной депривации человека. В 1950-60-х годах существовало мнение, что китайцы используют камеры-одиночки для «идеологической обработки» американских военнопленных, захваченных во время Корейской войны. Примерно в то же время министерства обороны США и Канады начали финансировать серию экспериментов, которые с точки зрения современной западной этики казались недопустимыми. Например, исследование психолога Дональда Хебба, которое проходило в медицинском центре университета МакГилл в Монреале. Ученые пригласили волонтеров - в основном, студентов колледжа - пожить от двух до нескольких недель в звуконепроницаемых помещениях. Цель была в том, чтобы свести физическую деятельность испытуемых к минимуму и посмотреть на их реакцию. Подопытным раздали специальную амуницию, сводящую способности воспринимать инфорацию к минимуму: очки, перчатки, картонные манжеты, доходящие до кончиков пальцев, U-образные звукопоглощающие подушки, которые надевались на голову. Внутри комнат были установлены кондиционеры, чей шум заглушал любые внешние звуки. Спустя всего пару часов волонтеры почувствовали тревогу, они хотели вернуть себе способность чувствовать и пытались нарушить монотонность своего времяпрепровождения: пробовали говорить, петь или читать стихи вслух.

Позже многие из них стали вести себя крайне эмоционально и беспокойно, изоляция повлияла и на их интеллектуальные возможности, способность решать арифметические задачи и проходить ассоциативные тесты. Наиболее тревожными последствиями были галлюцинации - огоньки света, превращающиеся в линии, пятна и даже конкретные визуальные образы вроде белок, несущих рюкзаки за плечом, или процессии очков, спускающихся вниз по улице. Испытуемые не контролировали свои видения: кто-то воображал собак, кто-то - младенцев. У некоторых были слуховые галлюцинации: они слышали звуки шарманки или хоровое пение. У других - мнимые тактильные ощущения, как будто им стреляли в руку или били током. В реальном мире испытуемым было нелегко сбросить с себя это измененное восприятие реальности. Им казалось, что комнаты, где они сидели, находятся в движении, а объекты окружающего мира постоянно изменяют свою форму и размеры.

Тревожный конец

Эксперимент пришлось прервать ранее запланированного из-за неспособности студентов физически продолжать испытания - никто не смог продержаться в таких условиях дольше недели. Впоследствии Хебб писал в American Psychologist, что результаты его насторожили: «Одно дело читать о том, как китайцы «промывали» мозги военнопленным, совсем другое - своими глазами наблюдать, как лишенные возможности наблюдать, слушать и осязать люди сходят с ума».

В 2008 году клинический психолог Ян Роббинс совместно с BBC повторил эксперимент Хебба. Он посадил шесть добровольцев на 48 часов в звукоизолированные камеры бывшего ядерного бункера. Результаты оказались схожими - развитие тревожности, повышенная эмоциональность, навязчивые мысли, нарушение психики, галлюцинации. Почему мозг лишенного тактильных ощущений человека так себя ведет? Когнитивные психологи верят, что часть мозга, отвечающая за выполнение текущих задач, привыкает принимать и обрабатывать большое количество поступающей к органам чувств информации. Роббинс отмечает, что когда источники информации пропадают, нервная система все еще продолжает передавать сигналы в центральный процессор головного мозга, несмотря на ложность этих сигналов. Мозг в свою очередь пытается интерпретировать их, создавая на данной основе целостные образы. Другими словами, он пытается сконструировать мир на базе слабо доходящих до него импульсов, в результате чего порождает фантастическую реальность.

Подобные обманы психики не должны удивлять нас. Во-первых, мы знаем, что другие приматы тоже плохо приспособлены к социальной изоляции. Гарри Харлоу, психолог Университета Висконсин-Мэдисон, решил изучить данный вопрос в 1960-х годах на примере макак-резус. Новорожденные макаки от нескольких месяцев до года росли совершенно одни. Они проявляли тревожность уже после 30 дней, по прошествию года их способность к социальным контактам любого уровня практически была уничтожена. Во-вторых, потому что человек учится осознавать свои эмоции благодаря общению с другими людьми. Биологи верят, что именно сотрудничество наших предков в далеком прошлом способствовало эволюции чувственного опыта человека. Первоначальная функция эмоций - социальная. Если не будет никого, кто может разделить с нами чувство страха, гнева, тревоги или грусти, и оценить их уместность, то человек будет жить с искаженным представлением о самом себе, иррациональным восприятием окружающих событий и явлений.

На сегодняшний момент в особо охраняемых тюрьмах США находятся около 25 тысяч заключенных. Без социального взаимодействия у таких узников нет никакой возможности проверить реальность своих эмоций и адекватность своих мыслей, рассуждает Терри Куперс, судебный психиатр Калифорнийского института в Беркли. Это одна из причин того, что многие люди страдают тревожностью, паранойей и одержимостью. Крэг Хэйни, психолог Калифорнийского университета в Санта-Круз и ведущий специалист по психическому здоровью заключенных США, утверждает, что некоторые из них целенаправленно начинают открытую конфронтацию с надзирателями с целью подтвердить свое существование, вспомнить, кто они есть.

Стратегии противостояния

Социальная изоляция может разрушить сознание человека, но существуют способы противостоять этому. Каждый справляется по-своему - кто-то лучше, кто-то хуже. Существует ли способ защититься, если вы по воле случая оказались в заключении? У ученых нет единого мнения на этот вопрос, но давайте посмотрим на примеры тех людей, которым удалось избежать помешательства после многих лет проведенных наедине с собой.

Хуссейн Ал-Шахристани был главным советником Саддама Хуссейна по ядерным вопросам. Его посадили в тюрьму Абу Храим рядом с Багдадом после того, как он отказался поддержать проект разработки атомного оружия для Ирака. Хуссейну удалось сохранять свой рассудок на протяжении 10 лет одиночного заключения, он тренировал свой мозг, решая математические задачки, которые сам для себя и сочинял. Сегодня он работает заместителем министра энергетики Ирака. Подобный метод использовала во время своего семилетнего пребывания в плену у венгерского коммунистического правительства Эдит Бон, доктор медицинских наук и переводчица. Она конструировала счеты из кусочков черствого хлеба и перебирала в уме словарный запас из шести языков, которыми владела в совершенстве.

Члены военных организаций переносят изоляцию сравнительно легче. Кэрон Флетчер, психиатр-консультант, работающий с бывшими военнопленными, говорит, что задержания и допросы, которым он не раз подвергался во время службы в королевских ВВС, хорошо подготавливают к принятию собственного заключения. «Вы учитесь основам сопротивления, - говорит он. - Кроме того, вы верите, что ваши друзья и коллеги вывернутся наизнанку, чтобы освободить вас. На мой взгляд, военным людям в меньшей степени свойственно поддаваться отчаянию в тяжелой ситуации. Чувство безнадеги и беспомощности могут сыграть с вами злую шутку, они подрывают моральный дух и волю к жизни".

Американский сенатор Джон Маккейн доказал на своем примере, что военный склад ума дает психологические преимущества в данном вопросе. Пять с половиной лет, проведенных им в тюрьме Вьетнама, только укрепили его дух. О двух годах своего заключения он рассказывает так: «Одиночные камеры - это страшная вещь. Они подавляют твой дух и ослабляют способность к сопротивлению сильнее, чем любая другая форма жестокости… Отчаяние охватывает вас незамедлительно. Оно - ваш главный враг на период заточения».

Экстремальная реальность

Психологи, изучающие то, как люди справляются с последствиями изоляции, узнали много нового из опыта первооткрывателей и альпинистов. Для многих любителей приключений, добровольно отдалившихся от социума, нахождение в контакте с природой может послужить эффективной заменой личному общению. Норвежский психолог Гру Сандал из Бергенского университета проводил опрос группы путешественников на тему того, как они справляются в экстремальных условиях в одиночку, и отметил, что способность принять ситуацию является основным методом решения данной проблемы: «Тогда они чувствуют себя в безопасности, чувствуют себя менее одинокими». Аналогичный психологический феномен объясняет, почему у потерпевших кораблекрушение и выброшенных на необитаемый остров моряков появляются вымышленные друзья, а порой и группы мнимых соратников, с которыми они пытаются разделить одиночество. Подобное безумство - это просто-напросто защитный механизм. Как в истории путешественницы Эллен Макартур и ее тримарана под названием Моби. Во время своего кругосветного плавания в 2005 году девушка отправляла письма друзьям с подписью «С любовью, Э. и Моби». В своих публичных записях в интернете она использовала местоимение «мы», вместо «я».

Сложно найти более яркую иллюстрацию силы одиночества, которое способно сокрушить одного человека и раскрепостить другого, чем история Бернарда Муатессье и Дональда Кроухерста, двух участников кругосветной регаты Sunday Times Golden Globe 1968 года. Муатессье, аскетичный француз, на протяжении всего своего путешествия занимался йогой и кормил буревестников, садившихся к нему на корму - ему настолько понравился процесс, что идея возвращения к цивилизации стала ему чужда. Проплыв еще один раз вокруг земли, он высадился на острове Таити: «Я все время провожу в открытом море, потому что здесь я счастлив, - заявил он. - Быть может, это поможет спасти мою душу». Второй участник, Кроухерст, чувствовал себя несчастным с самого начала. Он покинул Англию, недостаточно подготовившись к мероприятию, и с самого начала пути отправлял фальшивые отчеты о своем местонахождении. Он бесцельно дрейфовал в течение нескольких месяцев у берегов Южной Америки, а его уныние и одиночество только усиливались. В конце концов, он закрылся в своей каюте, написал предсмертную записку и прыгнул за борт. Его тело так и не нашли.

Какой вывод мы можем сделать из этих историй противостояния и отчаяния? Очевидно, мы теряем немало сил, оказываясь вне общества. Изоляция, по мнению писателя Томаса Кэрлайла, лежит в основе несчастья. Однако, существуют и более оптимистичные оценки, которые не менее справедливы - мы всегда можем остаться в здравом уме, даже находясь в одиночестве, если сумеем найти утешение за границами собственного «я». Нужно всегда быть наготове и уметь проявлять стойкость. Вместе с тем, нельзя недооценивать силу нашего воображения, которая стучится в стены одиночных камер, проникает внутрь ледяных пещер и знакомит нас с вымышленными друзьями.