Докажите, что купец Калашников обладает чертами русского национального характера (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

. Открытый урок.

Литература.

Тема. Концепция героической личности в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Цели.

1.Ознакомить учеников с историей создания «Песни…».

3.раскрыть содержание конфликта между героями «Песни…».

5.Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Ход урока .

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырского духа, ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе – «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство).Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, повторы.

«Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов и тиранства»()

3.Краткая историческая справка о времени правления Ивана Грозного .

4. Анализ текста.

1 блок вопрсов

Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

Какое значение имела опричнина для уклада русской жизни?

2 блок вопросов

Каким предстаёт перед нами купец Калашников?

По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?

«Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица», то есть явления природы подсказывают и герою, и читателю, что впереди будут тревожные события.

Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой?

Нарушился порядок в доме, потому что нет ещё жены.

В чём подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго её встречает?

Он сурово разговаривает с женой. Но давайте вспомним законы того времени: жена должна бала беспрекословно подчиняться мужу. Доказательством того является книга “Домострой”.Послушайте “Поучение мужа жене”:“Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием, жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всём ему покоряться и что муж накажет, то с любовью примати и со страхом внимати, и творити по его наказанию. А коли ослушается жена мужа, тот может побить её плёткою”. Раньше брак заключался в церкви, считалось, что муж с женой должны быть верны друг другу до гробовой доски. Не случайно Калашников так строго разговаривает с Алёной Дмитриевной.

Не на то пред святыми иконами
Мы с тобою жена обручалися,
Золотыми кольцами менялися.

Как объясняет Алёна Дмитриевна своё долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?

В семье Калашниковых было счастье до тех пор, пока опричник Кирибеевич не разрушил его, оскорбив Алёну Дмитриевну.

Не случайно она обращается именно к мужу с просьбой защитить её.

На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка.

Муж для неё “красно солнышко”, его немилости она боится больше, чем “смерти лютой”.

Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником? У кого ищет помощи?

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи - в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание “бусурманскому сыну”, это и не страх “злых охульников”: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич - опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам - и семья смирялась с фактом своего бесчестья.

3 блок вопросов

Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?

Кирибеевич - верный опричник, “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича - в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. Выходя на бой, он кланяется только царю - не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой - потеха в царскую угоду: “Лишь потешу царя нашего, батюшку”. Но это не мешает Кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от Иоанна, что Алёна Дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой.

Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алёне Дмитриевне?

Отличительная черта натуры Кирибеевича - желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”:

У ворот стоят у тесовых
Красны девушки да молодушки,
И любуются, глядя, перешёптываясь,
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается.

Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: “Станут все тебе завидовать…” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.

Как и положено опричнику, Кирибеевич лишён честного имени - он “бусурманский сын”, без роду, без племени, не случайно Лермонтов величает Калашникова по имени-отчеству, а Кирибеевича - только Кирибеевичем.

Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.

«Песня…» - ответ Лермонтова бескровной, ничтожной современности. Белинский справедливо заметил: “Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее”. Но и в современной Лермонтову действительности были те, кто “жадною толпой” стояли у трона, были и “невольники чести”. В достойную великую эпоху, как и в “железный” девятнадцатый век, как и в наше время, конфликт чести и бесчестия, независимой гордой личности и “лукавого рабства” не утрачивает своей остроты.

Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?

4 блок вопросов

Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет?

Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?

Каковы ваши впечатления об Иване Грозном?

5.Рефлексия. Работа в группах.

1 группа . Проанализируйте сцену, когда герои кланяются перед боем. Кому и чему кла няется каждый из них? Почему?

Носитель чести в «Песне...» - московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последне го ”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям

2 группа . Почему Калашников не открыл царю всей правды?

Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке - безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании - любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь.

3 группа . Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введён грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд?

В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник - промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память:

Пройдёт стар человек - перекрестится,
Пройдёт девица - пригорюнится.
А пройдут гусляры - споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем

6.Итог урока

7 Домашнее задание

Кодекс чести русича

Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович - один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.

Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою...» и идет домой к молодой жене и детям.

Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников - созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.

Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ - образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».

Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного...»

Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.

Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».

Образ купца Степана Парамоновича - это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Сочинение

Безумству храбрых поём мы песню!
Безумство храбрых - вот мудрость жизни.
М. Горький

В поэме «Песня...» описывается случай, который Лермонтов относит к русской истории XVI века. Купец мстит опричнику и царскому любимцу за свою оскорблённую честь: Калашников выходит на кулачный бой с Кирибеевичем, не боясь смерти и царского гнева.

Противостояние Калашникова - Кирибеевича и Ивана Грозного подтверждается композиционным построением произведения. В первой части описывается шумный пир у Ивана Грозного, где гости-опричники пьют сладкое заморское вино, хвалятся удалью да подвигами и подобострастно славят царя, а он благосклонно наблюдает покорность своих слуг. Во второй части изображается спокойная, мирная трудовая и семейная жизнь купца Калашникова, в которую врывается беда. В третьей части показан кулачный бой-столкновение двух героев, двух взглядов на жизнь: правды и совести, со стороны Калашникова, самодовольства и деспотизма, со стороны Кирибеевича и царя. Однако противостояние купца - опричника и царя не столько отражает историческую реальность русской жизни, сколько иллюстрирует романтическую антитезу и философскую идею Лермонтова о превосходстве сильной личности над обстоятельствами.

Поэт изображает купца Калашникова защитником традиционных ценностей (семьи, чести, любви, правды) и одновременно романтическим героем-максималистом, для которого честь и собственное достоинство дороже всего в жизни. Удалой Степан Парамонович своим поведением доказывает превосходство личности над властью, его противоборство с опричником и царём неизбежно и является единственной возможной реакцией романтического героя на оскорбительное поведение Кирибеевича. Молодой Кирибеевич живёт не по христианскому закону, а по закону, установленному Иваном Грозным для своих опричников, - «всё позволено, кроме ослушания царской воли». Кирибеевич также романтический герой, ибо готов идти до конца ради своих желаний: обмануть царя на пиру, не сказав, что Алёна Дмитриевна замужем; опозорить честную жену, приставая к ней на улице:

А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали... (II)

Рассказывает Алёна Дмитриевна. Таким образом, Калашников и Кирибеевич противопоставлены как романтические герои-антагонисты: первый - благородный мститель, борющийся за справедливость («за святую правду-матушку» II), второй - носитель неограниченного личностного начала (тип лермонтовского Демона).

Однако Лермонтов нарушает в поэме каноны романтизма, так как его простонародный герой побеждает аристократа-эгоиста, причём побеждает морально ещё до боя. Здесь проходит ещё одна грань противопоставления купец - царь и царский любимец, которая доказывает демократические симпатии поэта. Калашников объяснил Кири-беевичу, почему вышел биться против него:

И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною... (III)

Кирибеевич смутился после этих слов, ибо чувствует свою вину перед соперником:

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег,
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло... (III)

Оба героя изображаются резко индивидуально. Калашников - суровый и решительный муж и глава семейства, Кирибеевич - молодой, самоуверенный удалец, охваченный неодолимой любовью. Недаром образ купца связывается с фольклорной разбойничьей песней. Один из вариантов этой песни поют пугачёвцы в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (VIII): царь обещал наградить пойманного разбойника - устроить ему красивую казнь. И в лермонтовской поэме Иван Грозный издевательски перечисляет детали казни Калашникова: остро наточенный топор, парадный костюм палача, звон набатного колокола:

Чтоб знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью... (III)

Образ опричника связан с лирической песней о тоске-печали влюблённого молодца, который вызывает в народной песне сочувствие, также как и в лермонтовской поэме. Достаточно вспомнить грустное признание Кирибеевича на пиру:

Как увижу её, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться. (I)

Убив царского любимца, Калашников, частный человек, вступает в конфликт с самим царём и не склоняется даже перед царской властью: не объясняет причин убийства Кирибеевича, не просит пощады, хотя знает, что казнённых хоронят не по-христиански - без имени, по обочинам дорог, а не на кладбище. Но «лютая, позорная» (III) смерть не страшит героя, то есть Калашников выдерживает свой романтический характер до конца. В этом отношении Калашников отличается от Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник».

И у Пушкина, и у Лермонтова простой человек сталкивается с самодержцем и в результате этого погибает. Но Пётр Первый явно превосходит Евгения, так как несчастный сумасшедший обращает к Медному всаднику туманные угрозы и невнятные упрёки, а потом всю ночь мечется по городу, спасаясь от воображаемой погони. Иван Грозный ни в чём не превосходит удалого купца, у Лермонтова державное и индивидуальное начало оказываются равновеликими. Кроме того, суд царя в лермонтовской поэме очевидно неправедный.

Подводя итог, отметим, что историзм «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» не стоит преувеличивать. Противостояние частного человека (Калашникова) деспотизму (непосредственно Ивану Грозному или царскому любимцу Кирибеевичу) - тема, которая волновала романтиков XIX века, но была неактуальной для общественного сознания XVI века - эпохи Грозного. Конечно, Лермонтов дал зарисовки средневековой Москвы, показал сцены царского пира, кулачного боя, но эти атрибуты времён Ивана Грозного являются в поэме только экзотическим фоном (обязательным требованием эстетики романтизма) для раскрытия главной идеи произведения: герой совершает подвиг во имя чести и долга, он не подвластен объективным историческим обстоятельствам. Эта идея была близка поэтам-декабристам (думы и поэмы К.Ф.Рылеева), и Лермонтов тоже утверждает её в поведении Калашникова. Характеры трёх героев (купца, опричника, царя) решены в романтическом духе: в сложной, противоречивой натуре человека выделяются одна-две главные черты.

«Песню...», где даётся романтическое решение проблемы «личность- исторические обстоятельства», можно сравнить с «Медным всадником», где та же проблема решается в реалистическом ключе: Пушкин видит бесперспективность бунта отдельной личности против объективных исторических обстоятельств, Лермонтов воспевает этот бунт. В обоих произведениях есть описание могил: Евгений похоронен «ради Бога» (II) на маленьком безлюдном острове; Калашников- «промеж трёх дорог: Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской» (III). Первая могила забыта, второй - мимо проходящие люди всегда кланяются, хотя на ней нет ни креста, ни имени удалого купца. Такие разные финалы - следствие беспомощного бунта пушкинского героя и героического поступка лермонтовского героя.

Другие сочинения по этому произведению

Жить не по лжи За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Калашников - носитель национальных черт русского народа Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове») Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…») Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...») Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова? Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству? Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино») Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Портретная характеристика образа купца Калашникова Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» Моё любимое произведение Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Мое отношение к поступку купца Калашникова Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова Калашников – носитель лучших черт русского национального характера «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3) Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством.

В основе поэмы М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича…» представлены столкновение противоположных человеческий характеров, конфликт взглядов и принципов. Кирибеевич и Калашников — два совершенно разных представителя русской знати. Первый из них — Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна. Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортилиего, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила. Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь: «Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать…» Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине. Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю. Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал: «Присмирели, небось, призадумались! Так и быть, обещаюсь, для праздника, Отпущу живого с покаянием, Лишь потешу царя нашего батюшку». Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает: «Ты поведай мне, добрый молодец, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться». В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения. Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей. Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина: «Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквям, А потом всему народу русскому…» На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так: «И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… К тебе вышел я теперь, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!» Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что — не скажет, а скажет только богу единому». Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести. Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории и находил в ней ярких героев, величие духа, героизм поступков. В русской истории поэт искал героев, которые вызывали бы восхищение богатством и красотой своей души. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов изображает суровую эпоху царя Ивана IV. И именно в этом времени находит достойного героя в образе «удалого купца» Калашникова.

В произведении рассказывается, как в жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Ослепленный страстью, он схватил ее за руки прямо на улице, на глазах у соседей, стал обнимать и целовать. Недостойное поведение опричника бросило тень на честь молодой женщины. Узнав про позор, Калашников решил биться с обидчиком в кулачном бою. Автор показывает нам двух совершенно разных людей, которые имеют разные точки зрения на жизнь, на моральные ценности. Купец Калашников - честный и достойный человек, верный и любящий муж. На кулачном бою он говорит о себе:

* А родился я от честнова отца,
* И жил я по закону Господнему:
* Не позорил я чужой жены,
* Не разбойничал ночью темною,
* Не таился от свету небесного…

Совсем другим предстает перед нами царский любимец Кирибеевич. Он - «удалой боец, буйный молодец», «верный слуга» царя. Но душа у него темная. Думая лишь о своих страстях и желаниях, он готов поломать чужое счастье и жизнь, разрушить семью, опозорить женщину. Такой человек не способен на высокие чувства, на чистые помыслы. Но за честь любимой жены вступается Степан и вызывает обидчика на смертный бой «за святую правду-матушку». Калашников побеждает хвастливого опричника, но победой навлекает на себя гнев царя. Даже перед лицом смерти храбрый купец не раскрывает царю своей тайны, чтобы позор не запятнал честь жены.

М. Ю. Лермонтов не говорит прямо о своем отношении к героям поэмы. Лишь в конце произведения пишет он о могиле доблестного купца, что

* … Пройдет стар человек - перекрестится,
* Пройдет молодец - приосанится,
* Пройдет девица - пригорюнится,
* А пройдут гусляры - споют песенку.

    Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается...

    Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» мы встречаемся с двумя непохожими взглядами на жизнь, двумя совершенно...

    Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен...

    Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова. Произвол и беззаконие...

    Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а...