Домашнее задание лексическая тема осень осенние цветы. Лексическая тема Осень

Существительные:

осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь,

ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница,

ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.

Глаголы:

наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья),

пожухнуть, расписать, хмуриться

(небо), облетать, накрапывать.

Прилагательные:

жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень), сухой, холодный,

Мокрый, хмурый, осенний,

унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий .

Наречия :

мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

Пальчиковая гимнастика

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

И. Михеева

(Делают волнообразные движения ладонями.)

(Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

(Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

На обеих руках

одновременно на каждый

лист.)

(Звонко хлопают в ладони.)

Пальчиковая гимнастика

Координация речи с движением « Леса - чудеса »

Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику, творческое воображение,

Закреплять в речи названия деревьев.

В леса-чудеса

Мы поедем,

Там встретимся

С умным медведем.

Рассядемся

Я, и ты, и медведь

И будем песню

Лесную петь:

Про ель, про берёзу,

Про дуб, про сосну,

Про солнце и звёзды

И про луну.

Про дуб, про сосну,

Про берёзу и ель,

Про солнце и дождик

И про метель.

Г.Сати

(Идут по кругу, держась за

руки.)

(Усаживаются на колени

на ковёр.)

(Ритмично соединяют

дый палец с большим

пальцем

на правой руке.)

(То же на левой руке.)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной

выразительностью речи.

Солнце, солнце, Ты откуда?

Я из тучки золотой.

Дождик, дождик, Ты откуда?

Я из тучи грозовой.

Ветер, ветер,

Ты откуда?

Я из дальней стороны.

Из пособия Г.

Быстровой, Э.

Сизовой, Т. Шуйской

Закличка

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

ОСЕННЯЯ

Осень, осень,

В гости просим.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Игра «Какие листья спрятались на картинке?»

Цели: развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать

грамматический

строй речи (образование относительных прилагательных от существительных ).

Игра « Четвёртый лишний »

Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление

сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из

Которых изображено одно время года, а на четвёртой -другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках

Изображена осень. И т. п.

Игра «Три листа»

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование

относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев.

Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист - между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист - справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Повторение названий осенних месяцев

Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев».

Проводит беседу по стихотворению,

разучивает его с детьми.

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

Перечислите осенние месяцы по порядку.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные

слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.

После этого дети должны назвать,

какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов - названий деревьев.

Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося

название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово

по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ

выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

Игра «Сколько звуков?»

Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

Учить определять количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

Назвать звук перед или после заданного;

Назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

Игра «О чём плачет тучка?»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек,

на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.

Например: дуб.

Материалы для чтения и заучивания наизусть

* * *

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите - роща золотом одета».

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Наша осень правда золотая,

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет жёлтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки, скуластые, крутые,

То и дело шлёпаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхоза морем разлились.

Е. Благинина

КЛЁН

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, весёлый -

Чудесно, что клёны растут возле школы!

Осенние клёны - цветов хороводы,

И жёлтый, и красный среди непогоды.

Найду я зелёного капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

С. Васильева

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки ).

Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Тексты для пересказа

* * *

Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами.

Из дупла липы

Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.

Дождь

хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.

По В. Бианки

Вопросы:

Какое время года наступило после лета?

Какие приметы осени описываются в рассказе ?

Почему кукушонок остался один?

Как жилось кукушонку в дупле?

ОСЕНЬ

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях

жмутся друг к

дружке тонконогие опёнки...

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи...

В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы...

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года говорится в рассказе?

Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

Какие птицы улетели первыми?

Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

Текст для пересказа

ЛИСТОПАД

Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти

на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

Вот он остановился, прислушался... Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле

это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не

оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев,

А в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

По М. Пришвину

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Кто вышел из густых ёлок?

Почему заяц прислушался?

Правильно ли заяц осторожничает ?

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тема «Осень»

Игры на развитие словаря

Игра «Угадай по описанию»

(Усложнение: добавляются существительные: киви, айва, персик, абрикос, авокадо, хурма, косточка)

Цель : расширение объема словаря предметов и признаков. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование . Набор картинок по лексической теме.

1 Вариант

Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко, абрикос, персик, киви, айва и др.). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Коричневый, овальный, мохнатый, внутри зеленый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все овальные фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают)

2 Вариант

Ребенок дает описание предметной картинки (фрукта или овоща), остальные дети отгадывают. Нужно, как можно больше подобрать определений.

Красное, круглое, сладкое, сочное, спелое.

Зеленый, длинный, пупырчатый, продолговатый.

Игра «Кто, что делает?»

Цель: Активизация словаря предметов и действий.

1 вариант:

Подбор к предмету действий (глаголов). Педагог спрашивает: «Ветер что делает?» Ребенок отвечает: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет». Дождь, что делает? Капает, идет, моросит, льет, брызгает. Птицы осенью, что делают? Собираются в стаи, улетают.

2 вариант:

Подбор к действиям предмета. Педагог спрашивает: «На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это?» Ребенок: «Солнце».

Игра «Назови целое»

Цель: Активизация словаря, развитие умения определять целое по его частям.

Ствол, ветки, сучья, кора, листья.

Игра с мячом «Назови части».

Цель : Активизация словаря. Развитие умения называть части предметов.

Игра с мячом «Я знаю шесть названий деревьев» или «Я знаю шесть названий овощей ». (Грибов, фруктов, перелетных птиц)

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Игра с мячом «Четвертый лишний»

( добавляются новые слова предметы, признаки. Дети должны аргументировать свой выбор)

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

    Голубой, красный, спелый, фиолетовый.

    Кабачок, огурец, лимон, паттисон.

    Пасмурно, ненастно, ясно, ветрено.

    Осень, лето, суббота, зима.

    Понедельник, вторник, лето, суббота.

    День, ночь, осень, вечер

    Лопата, грабли, черенок, мотыга

    Малина, крыжовник, апельсин, смородина

    Подосиновик, опенок, мухомор, белый гриб

    Осина, береза, ель, дуб

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово, аргументируя свой выбор.

Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Игра «Что за чем?»

Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?

Цель : Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Варианты вопросов : «Сколько месяцев в году?» «Назовите осенние месяцы». «Назовите первый месяц осени». «Назовите последний месяц осени». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»

Игра «Бывает - не бывает»

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Усложнение для детей 6-7 лет: Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра «Кот- наоборот»

(Усложнение для детей 6-7 лет: новые слова предметы, признаки, действия )

Цель: обогащать словарь словами –антонимами.

    Лето- (зима)

    Осень –(весна)

    Холодно –(жарко)

    Мокрый –(сухой)

    Солнечный – (пасмурный)

    Весело- (грусно)

    Вечер – (утро)

    Короткий- (длинный)

    Широкий- (узкий)

    Улыбаться –(хмурится)

    Моросить – (лить)

    Высоко- (низко)

    Сажать – (выкапывать)

    Съедобный – (ядовитый)

Игра «Весна-осень»

Цель: Обобщать словарь, развивать словарь антонимов.

Весной в огороде сажают, а осенью …..(убирают)

Весной птицы прилетают, а осенью ….(улетают)

Весной цветы распускаются, а осенью….(вянут)

Весной природа расцветает, а осенью….(увядает)

Весной дожди теплые, а осенью ….(холодные)

Весной день длиннее, а осенью…(короче)

Игра с мячом «Осенние ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование . Набор картинок по лексической теме «Осень».

Игра «Скажи по-другому»

Цель: Учить детей подбирать синонимы к словосочетанию.

Содержание: Детям называют словосочетания, например: осень идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Осень идет-как можно сказать по-другому?» Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает). Дождь идет (моросит, льет, капает).

Игра «На что похоже?»

Цель: Развивать умение подбирать похожие слова, путем сравнения.

Полосатый арбуз похож на ….(что?)

Синий лед похож на …

Густой туман похож на …

Чистый дождь похож на …

Блестящая на солнце паутина похожа на ….

КОНСПЕКТ

интегрированной непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Поздняя осень»

Учитель-логопед: Пивоварова А. П.

Педагог-психолог: Левушкина И. В.

Коррекционно-образовательные:

Расширить представление об изменениях, которые происходят в природе осенью.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Поздняя осень»;

Совершенствовать навык словообразования.

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи;

Развитие мышления, внимания, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы

Развитие длительности и силы выдоха;

Развитие мелкой и общей моторики детей;

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков взаимопонимания, содружества, доброжелательности, сплочённости группы.

Оборудование: карточки с изображением обуви, одежды, мяч, изображения луж.

Организационный момент (выступает педагог – психолог)

По очереди пальчиками правой руки нужно поздороваться с пальцами левой руки:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, вольный ветерок!

Мы живём в одном краю,

Я приветствую всех Вас!

I. Введению в тему (выступает педагог – психолог)

Дети, давайте отгадаем загадку:

Птицы к югу полетели,

В парках листья пожелтели

Дождь холодный стучит в окно…

Какое время к нам пришло?

II. Объявление темы

Молодцы ребята! Наверное вы догадались, что сегодня мы с вами будем разговаривать об осени.

1. Игра «Один - много»:

Листок - листья

Лужа – лужи

Зонт – зонты

Шапка – и т. д.

2. Ответь полным предложением:

Логопед: -Сентябрь, октябрь, ноябрь –что это? (названия месяцев)

Эти месяцы относятся к какому времени года? (К осени)

Сколько мы назвали осенних месяцев? (Мы назвали три месяца)

Сколько месяцев продолжается осень? (Три)

Какой из этих месяцев обозначает начало осени? (Начало осени обозначает сентябрь)

Какой из этих месяцев обозначает середину? (Середину осени обозначает октябрь)

Назовите по порядку осенние месяцы (Сентябрь – октябрь – ноябрь)

Какой месяц обозначает конец осени (Ноябрь)

Ноябрь – какой по счёту осенний месяц? (третий)

Как можно про этот месяц сказать иначе? (Это последний месяц осени) .

Давайте скажем вместе: Ноябрь – это поздняя осень.

3. Работа с демонстрационным (наглядным) материалом. Проводится логопедом (повторяются признаки осени)

«Солнце». (Осенью солнце светит совсем мало (греет)

Желтая и черная полоска разной длины- символы дня и ночи. (В ноябре дни становится короче, а ночи ещё длиннее.)

Зонт чёрного цвета, с изображением капель дождя и снежинок. (В ноябре часто идет холодный дождь со снегом.)

Снежинка большого размера. (Ночами бывают заморозки.)

Изображение дерева с двумя-пятью листьями. (На деревьях в ноябре листочков почти не осталось.)

Корова или кормушка с птицами (Человек кормит птиц зерном, а домашних животных сеном, так как они не пасутся уже на лугах)

Делается логопедом вывод: «Это время осени также называют «предзимье, поздняя осень, перед зимой»

4. Пальчиковая гимнастика (проводится педагогом-психологом)

«Осенние листья »

Ветер по лесу летает,

Ветер листики считает: разжимание и сжимание пальцев

Вот кленовый

Вот дубовый, поочередное загибание пальцев на обеих руках

каждое название - одновременное

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

4. Дыхательное упражнение «Ветерок» (проводит учитель – логопед)

Ребята с ладошки сдувают листики, вырезанные из салфетки.

5. Игра «Назови лишнюю картинку, лишний признак» (проводит педагог – психолог)

Зеленеет травка, улетели птицы, низкие тучи, голые деревья;

Холодные дожди, листопад, бегут ручейки, снег с дождём;

Одна картинка с изображением лета и три картинки с осеним изображением.

6. Коммуникативная игра (проводится педагогом – психологом)

«Сапожки»

Дети встают друг за другом, держатся за талию своего впереди стоящего товарища. Ведущий дает команду, по которой дети идут по дорожке. Главной задачей играющих – сохранить единую цепь (не разорвать, не наступить в «осенние лужи», которые находятся рядом с тропинкой (вырезанные из бумаги) .

Нарядили мы ножки в новые-красивые сапожки,

Вы шагайте, сапожки, прямо по дорожке,

Вы топайте, шагайте, по лужам не шлёпайте,

В грязь не наступите, сапожки не порвите.

7. Игра «Признаки осени» (проводится учителем – логопедом)

У каждого участника альбомный лист, который разделен карандашом на 6 частей. Логопед говорит признак осени, каждый ребёнок рисует схему (картинку – опору) в соответствующей части листа.

Смотри пункт 3

8. Составление описательного рассказа

Ребята составляют рассказ – описание, в котором перечисляют признаки поздней осени. (по цепочке и одним (двумя, тремя детьми) ребёнком.

III. Итог занятия.

Прощание: Дети берут друг друна за руки и говорят: «Мы молодцы! »

www.maam.ru

НОД для старшего дошкольного возраста «Поздняя осень»

НЕПОСРЕДСТЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Поздняя осень»

Интеграция о. о. : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: закреплять и углублять представления детей о поздней осени; продолжать знакомить с народными приметами; развивать интерес к природным явлениям окружающего мира; учить взаимодействию в группах.

Стихотворение

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Про какое время года это стихотворение?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Послушайте загадку. О каком месяце в ней говориться?

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Мы знаем разные периоды осени. Какие? Какая наступает осень с началом ноября?

На мольберте картина с изображением ранней осени и поздней.

Посмотрите на картинки. Какая это осень? А это? Чем отличаются? Что вы можете сказать о поздней осени? Какие приметы назовете?

Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней их уже нет.

Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней листья под деревьями, опали.

Ранней осенью мы собирали яблоки с деревьев, а поздней их нет.

Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью овощей на огородах нет.

Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом.

Какая погода поздней осенью?

Какими становятся дни и ночи?

Не даром в народе говорят «Осень- перемен восемь»

Как одеваются люди в такую погоду?

Игра «Подбери одежду»

Ноябрь это самый холодный осенний месяц, его можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь - это самое тёмное время года.

Люди в старину этот месяц называли полузимник.

Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц:

Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Ноябрь-ворота зимы.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Давайте эти пословицы и поговорки о поздней осени поместим в нашу коробочку крылатых выражений.

Холодно и птицам. Что происходит с ними? Правильно, перелетные улетают в теплые края, а какие остаются с нами зимовать? (зимующие)

Игра «Найди зимующих птиц»

Без ног, а на большой скорости мчит и во все окна стучит (ветер.)

Ветер что умеет делать? (выть, дуть, завывать, гудеть, бушевать).

На всех садиться, никого не боится (снег).

А снежинки что делают? (летают, кружатся, падают, ложатся)

Холодно не только людям, но и животным. Где они готовятся зимовать?

Сейчас ребята превратятся в животных и расскажут о себе.

Раз, два, три, ребят в лесных животных преврати!

Игра «Животные»

Дети берут картинки и рассказывают от имени животного о подготовке к зиме.

Просмотр видео фильма на мультимедиа «Кто как к зиме готовиться? »

Какое настроение у вас после просмотра фильма? Выберите подходящую карточку.

www.maam.ru

Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД в старшей группе «Поздняя осень»

Цель: формировать понятия об осени как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки). Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений. Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных. Воспитывать любовь к природе и интерес к природным явлениям.

Материал: презентация осени (ранняя и поздняя, музыкальные произведения, презентация как животные готовятся к зиме.

Ход НОД:

воспитатель читает стихотворение Н. Заболоцкого:

Суровой осени печален внешний вид,

Уныло спят безмолвные растенья,

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мерзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

Рубаху дерева сгибая пополам.

Воспитатель: С каким настроением говорит поэт с нами в этом стихотворении? (печальным, грустным)

О каком времени года говорится в этом стихотворении? (осень)

А как мы называем раннюю осень? (золотая)

Показ слайдов золотой осени

А как называем позднюю осень? (серебряная)

Показ слайдов серебряной осени.

Ребята, посмотрите на картину и скажите, где ранняя осень, а где поздняя?

Показ слайда № 3, сравнение.

Игра "Ассоциации".

Ребята, а теперь давайте подойдем все к столу, разделимся на 2 команды:золотая и серебряная осень.

(карточки с изображением ранней и поздней осени перемешаны, выбираем карточки в соответствии с названием команд, объясняем почему.)

Воспитатель: Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете?

А какой сейчас месяц? Какие приметы осени вы знаете?

Дети говорят приметы осени - 5 человек.

Воспитатель: Ой, какие вы молодцы! А я знаю приметы ноября, вот послушайте.

* В ноябре зима с осенью борются. (как вы понимаете эту примету? что значит, зима с осенью борются)

* В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. (а как вы понимаете эту примету)

Воспитатель: Ребята, а какие стихи мы с вами учили про осень? (дети читают стихи)

Воспитатель: Осень чудная пора, она вдохновляет художников писать картины, поэты сочиняют стихи, а музыканты сочиняют музыку. Давайте послушаем два произведения и скажем, какое настроение композиторы передали в своих произведениях. Музыкальное произведение (ранняя и поздняя осень) .

А теперь ребята, давайте посмотрим, как животные готовятся к зиме. (показ слайда)

Как звери готовятся к зиме?

Игра с мячом "Угадай что назову"

* Как зимуют лиса и волк?

* Что происходит с шубкой зайчика осенью? Зачем он ее меняет?

* Кто из зверей ложится в зимнюю спячку?

* Какие птицы улетают от нас в теплые края?

* А какие остаются с нами зимовать?

Ребята, а как мы заботимся о тех птицах, которые остаются с нами зимовать? (ответы детей)

Осенняя пора прекрасна: и солнечная, и дождливая, и морозная. и мы прощаемся с этим прекрасным временем до следующего года. Ведь на смену осени придет зима.

www.maam.ru

Приметы осени для дошкольников. Поговорки про осень для детей

Золотая осень - унылая пора… Так называют многие поэты прекрасное время года. Сколько стихов, поговорок, пословиц и загадок придумано на осеннюю тематику. В начале сентября она разноцветная, пышная, тёплая. Нет уже такой знойной жары.

Согласитесь, что после лета хочется немножко прохлады. В ноябре солнце выглядывает всё реже, небо темнеет, начинаются частые дожди и много одежды. Однако в каждом времени года есть своё неповторимое очарование. Малыши тоже учатся всем природным прелестям.

В этой статье вы найдёте новые для себя пословицы, поговорки, приметы об осени.

Осенняя пора - веселится детвора

Ночи стали более прохладные, днём уже не так жарко, а утро пахнет осенью. Взрослые и дети устали от зноя и мечтают, чтобы хоть немножко стало прохладнее. Однако никто не хочет периода дождей или заморозков.

Ведь от этого становятся серые унылые будни и тянутся до весны. Так и хочется окунуться в спячку, как медведь в берлоге, и проспать все тусклые дни. А если так не думать, а помнить о том, что осенью есть прекрасная возможность насладиться последним теплом.

Только в эту пору можно увидеть разноцветные, причудливой формы листики. С ними ребята в детских садах и в школах делают замечательные аппликации.

Сначала они ходят с педагогами в парк, где много ярких и красивых листочков, собирают из них букеты, делают гербарии, а потом поделки. Как же детвора любит прыгать в горы листочков или просто шуршать ими при ходьбе.

Кто-то считает, что именно осенью идёт расслабление организма после бурного и эмоционального лета. Как говорится, каждому своё.

Осенние приметы

В далёкие времена появилось много разнообразных примет про осень. Отсюда можно сказать, зима будет ранняя или поздняя, какая будет осень и т. д. Есть и народные приметы осени для дошкольников 4, 5 лет. Они написаны доступным и понятным языком.

Вот некоторые из них:

  • Если рано опали листочки - рано начнутся зимние денёчки.
  • Гром в сентябре - тёплая и долгая осень детворе.
  • Какой первый день декабря - такой будет зимой земля.
  • Комнатный попугай молчит - вьюга к нам в окно стучит.
  • Клубочком свернулась кошка - дорогая будет картошка.
  • Много шишек на сосне - зима холодная втройне.
  • Дождливые дни в сентябре - весь январь в серебре.
  • Осенью мало грибов, а много орехов - зимой будет не до смеха.
  • Много запасов у белки в дупле - к лютой зиме.
  • Птицы низко летят - дожди к нам хотят.
  • Мордашку кошка спрятала - холода нагрянули.

Осенние поговорки

Детям педагоги и родители рассказывают много поговорок. Таким образом даётся представление о хитростях природы, о погоде, о животных и др. Лучше, чем народные поговорки, малышу не рассказать про времена года.

Благодаря им он больше понимает природу и несложные словосочетания. Поговорки про осень для детей говорят о том, что не бывает плохой погоды.

Каждое время года радует взрослых и детей по-своему. Прочитайте детям поговорки про осень и спросите, как они их понимают.

  • Осень - время еды (поговорка говорит о сборе урожая) .
  • Осень богатая - зима сытная (если собрано много урожая, значит в зимнее время будет доступное питание) .
  • Осенью любая птица богатая (на полях есть чем поживиться) .
  • Несколько часов дождливых - много дней сохнет земля.
  • Сентябрь - проводы лета, встреча холодов.
  • День не работал - урожай прохлопал.
  • Ноябрь - зимний порог (к зиме готовы) .
  • Ноябрь - на носу морозы.

Поговорки про осень для детей лучше рассказывать в коллективе. Так они быстрее усваивают материал.

Осенние пословицы

Пословицы детям говорят о явлениях природы, рассказывают о повадках животных. Приметы осени для дошкольников находятся почти в каждой пословице.

Поэтому их малышам полезно рассказывать. Именно в коротких пословицах есть вся информация:

  • Осенью все знают, что дожди идти мешают.
  • В сентябре много яблок, в октябре капуста в подарок.
  • Разноцветная осень пришла - веселье детям принесла.
  • Осенняя палитра - к гербарию привыкла.
  • Когда сено косили - дождей не просили.
  • Дерево посадите - урожая сейчас не ждите.
  • В сентябре холодно, да сытно.
  • Что с урожая соберёшь, на том зимой и живёшь.
  • Тот хлеб, что в поле, в рот не положишь.
  • Плохой земли не бывает, есть хозяева, которые ничего в урожае не понимают.
  • В ноябре зима с осенью спорят.
  • Осенью покопаешь, зимой не голодаешь.
  • Кто осенью не работал, зимой ничего не имеет.
  • Осень пришла - дожди с собой принесла.

Рассказывайте пословицы и поговорки про осень для детей доступным языком. Они должны понимать, о чём именно говорится в них. Если же дети задают вопросы, то разъясните, что означают фразы или слова в пословицах или поговорках.

Стихи про осень

Много поэтов пишут именно про эту пору небольшие четверостишья для детей. Почему именно про осень? Наверное, потому что природа очень красивая, играет разноцветной палитрой.

Если весной всё зелёное, то осенью можно увидеть яркие красные, жёлтые, оранжевые и другие цвета.

Лексическая тема Осень

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

Какое сейчас время года? - Сейчас осень. - Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице. - На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу.

Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы.

На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы.

Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы - организуйте беседу.

Какое сегодня небо? - А каким чаще бывает небо поздней осенью? - Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. - Какие листья ты видишь на деревьях? - Листья красные, желтые, оранжевые. - А какими бывают деревья поздней осенью? - Поздней осенью деревья голые. - Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? - Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. - Что произойдет с травой поздней осенью? - Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. - Подойди к муравейнику.

Расскажи, что ты видишь. - Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. - Что происходит с насекомыми поздней осенью? - Поздней осенью насекомые исчезают. - Посмотри на небо. Кого ты видишь? - Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь И птицы улетают, И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например:

Приметы осени для дошкольников

С наступлением осени прогуляйтесь с малышом по парку или лесной опушке, понаблюдайте вместе за признаками осени в природе, проанализируйте изменения, случившиеся с приходом нового сезона. Все это поможет ребенку лучше разобраться во временах года и особенностях каждого из них.

В этой статье мы расскажем об осенних приметах для детей, а также о старинных традициях, связанных с появлением первых признаков осени и осенними церковными праздниками.

Осенние традиции и праздники

Осень принято разделять на несколько периодов-подсезонов: сентябрь – начало осени, октябрь – глубокая осень, ноябрь – предзимье. С научной точки зрения (астрономическая осень) смена сезона происходит 22 сентября, в день осеннего равноденствия.

Большинство церковных праздников осени так или иначе связаны со сбором урожая. К примеру, 13 сентября (Куприянов день) выкапывали корнеплоды, 7 октября (день Феклы-заревницы) молотили хлеб, 8 октября (Сергий) срубали капусту.

С наступлением устойчивых холодов работы в саду и на огороде приостанавливаются, а значит, свободного времени становится больше. Отчасти именно поэтому осень – традиционный свадебный сезон.

Приметы осени для детей

Приметой называют отличительный признак какого-либо процесса или явления. Многовековые народные наблюдения позволили выделить следующие осенние приметы:

  • белки собирают много орехов – к холодной и продолжительной зиме;
  • если журавли летят высоко и медленно, перекликаясь – осень будет мягкой и долгой;
  • большой урожай рябины – к сильным морозам зимой;
  • кошка прячет мордочку – на холод;
  • редкие облака осенью предвещают ясную и холодную погоду;
  • куры начинают рано линять – зима будет мягкой;
  • листья на деревьях стоят желтые, но долго не опадают – долго не будет мороза;
  • береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с верха – ранней;
  • паутина стелется по растениям – к теплой погоде;
  • если поздней осенью появились комары – зима будет теплой;
  • чем больше муравейники, тем холоднее будет зима;
  • если в сентябре слышен гром – осень будет мягкой.

Даже маленькие дети могут самостоятельно определить такие признаки наступления осени: пожелтевшая трава и листья на деревьях, увядшие цветы, перелет птиц на юг, смена погоды (меньше солнца, частые дожди) , уменьшение длины дня.

­ти и другие признаки осени для детей помогут вам сделать прогулку с ребенком более интересной, увлекательной и познавательной. Не упустите возможность подышать прозрачным осенним воздухом и погреться в последних теплых солнечных лучах – соберите коллекцию листьев, сделайте гербарий, нарвите рябины, сходите в лес по грибы. Спустя годы и вы, и ваш малыш будете вспоминать эти прогулки с теплотой и любовью.

Статьи по теме:Мультики про дельфиновДельфины - одни из самых разумных млекопитающих, живущих на нашей планете. В мультфильмах они чаще всего выступают добрыми героями, попадающими в увлекательные истории и помогающими другим героям справиться с трудностями.

В нашей статье мы расскажем о самых популярных мультфильмах о дельфинах.Мультфильмы про волковТак уж сложилось, что серый лесной житель, волк, чаще предстает в мультфильмах в невыгодном свете, совершая плохие поступки, за что и бывает наказан. Но существуют мультики, где главные герои, волки, показаны и с положительной стороны и попадают в удивительные приключения.

Предлагаем вам список популярных мультиков про волков.Мультики про вампировВампирская тематика, так популярная в наши дни, проникла и мультипликационный мир. И дети всех возрастов с удовольствием смотрят мультики про вампиров.

Предлагаем вам список самых популярных из них.Мультики Диснея про принцессКинокомпания Уолта Диснея ежегодно радует зрителей появлением все новых и новых мультфильмов. Но одними из любимейших у девочек, конечно, являются мультфильмы про принцесс, которых набралось уже немало.

Предлагаем вам список диснеевских принцесс!Не знаешь, что надеть? Стань модной немедленно! Ваше имя *Адрес электронной почты *Другие статьи:Джиджи Хадид обхитрила своих поклонников, одев парик Фанаты привыкли видеть Джиджи Хадид с копной густых золотистых волос.

На церемонию American Music Awards модель пришла с совершенно другой прической - коротким боб-каре. Однако оказалось, что с длиной ее пшеничных локонов все в порядке.Чарли Шин выгоняет своих детей из дома в Беверли Хиллз Чарли Шин нуждается в деньгах и занялся сбытом недвижимости.

Он продает свой особняк и намерен выгнать бывшую жену Брук Мюллер с сыновьями из другого дома и переехать жить туда с новым бойфрендом.Премия American Music Awards прошла в Лос-Анджелесе Вчера в Лос-Анджелесе состоялось торжественное награждение победителей музыкальной премии American Music Awards. Мероприятие прошло с грандиозным размахом ведь на сцене Microsoft Theater собралось множество звезд.

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter

Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые.…, потому что начинается листопад, деревья готовятся ко сну.…, потому что птицы готовятся к отлету, дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук - готовятся ко сну.…, потому что собирают урожай овощей и фруктов.…, потому что можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты.…, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки. Воспитатель.Значит, осень, какая пора? (Ответы детей) . Игра – имитация «Поможем друг другу собраться на прогулку».

Воспитатель.Как в лесу красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.- Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти? (Ответы детей) .- Нарисуем осень не карандашами, а словами.«Словесный этюд» (Составление рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы) В этом нам поможет наша помощница-таблица. Воспитатель.А какими словами можно начать рассказ про « Осень»?

Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется составление рассказа.-Что вы можете рассказать по этой картинке? Кто еще знает об этом?Осень Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь.

В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.- А какими словами можно закончить рассказ? (Ответы детей) .- Я думаю, что у вас получатся интересныерассказы, послушаем их. (2-3 рассказа)

Осень вам дарит новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение ней и приглашает на прогулку – попрощаться до следующего года.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ"

Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья

С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед -назад.)

Одеялом их накрыл.(Ладони крепко прижать к столу.)

Е. Карельская

Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Упражнения для мышц шеи

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в исходную позицию - выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Упражнение для губ и щёк

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

Упражнения для языка

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Развитие физиологического дыхания

Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и.носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Источник: Пожиленко Е.А.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сосчитай до пяти

Один осенний день – два осенних дня,...

Одна чёрная туча – ...

Одна маленькая лужа –...

Один красивый зонт –...

Что лишнее?

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Зима, весна, осень, февраль.

Ранняя, золотая, поздняя, летняя.

Хитрые вопросы

Чего больше – осенних месяцев или дней?

Чего больше – осенних месяцев или летних?

Что не так?

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы.

Если начинают опадать листья – наступает весна.

Дети идут в школу первого октября.

Какое слово отличается от других?

Осень, осень, восемь, осень.

Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.

Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.

Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.

Назови листья

У клёна – кленовые,

у берёзы –... у ивы – ... у тополя –... у рябины –... у дуба –... у липы –...

Угадай по признаку / действию

Льет, моросит, крапает –...

Краснеют, желтеют, опадают –...

Дубовые, кленовые, липовые – ..

Сильный, пронизывающий, холодный –...

Дуб, липа, ива, береза – это...

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это».

Как можно закончить предложение?

Пошел дождь, и...

Наступила осень, поэтому...

Деревья качаются потому, что…

Скажи наоборот

Ясный – пасмурный.

Погода –...

Дождливый –...

Тёплая –...

Поздняя –...

Собери предложение

На, осенью, полях, урожай, убирают.

Собирают, в, дети, лесу, осеннем, грибы.

Отгадай загадки

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Доскажи словечко

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи)

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (осень)

Летом вырастают,

Осенью опадают. (Листья)

Измени по образцу

Осень – осенний.

Холод –... Сентябрь –... Дождь –... Ветер –... Октябрь –... Грязь –...

Какое слово самое короткое?

Туча, погода, непогода, ненастье.

Сентябрь, грязь, деревья, слякоть.

Ноябрь, листва, зонт, похолодание.

Объясни словечко

Разноцветные; листопад; проливной.

Какое слово не подходит?

Осень, осенний, ясень, по-осеннему.

Лить, проливной, линять, ливень.

Дождь, дождливый, подожди, дождик.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Р ебёнок прослушивает сказку. Отвечает на вопросы. Пересказывает текст. Придумывает продолжение. Рисует иллюстрацию.

Букет для мамы.

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня - и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.

«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе. ёВопросы к тексту:

Где было очень красиво?

Какие были листья на деревьях?

Из каких листьев Зайчонок собрал букет?

Кому он подарил букет?

Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о времени года – осени.
Задачи: Развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитывать любознательность.
Описание:
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Хорошее владение родным языком, речью – это искусство, которому надо учиться.
Для чего необходимо развивать устную речь?
- Уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях
- Выражать свои мысли и чувства
- Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.
Речь служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. И, конечно, детям хочется, чтобы их понимали. Дети часто испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас, большинство детей не умеют правильно говорить, им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе, вести диалог.
Формирование связной речи является главной задачей речевого воспитания. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Предлагаемые задания направлены на закрепление материала по лексической теме: «Осень». Это своеобразное домашнее задание, которое интересно выполнять с детьми после логопедического занятия дома, на прогулке.
Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, родителям, логопедам.

Задание:

«Читай, добавляй, предложения составляй».



Задание:

«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».

Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)


Задание:

"Любимые стихи"

Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)


Задание:
Прочитай стихотворение. Придумай название.



Задание:

«Уточним признаки»

Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?


Согласование прилагательного с существительными:
Задание: Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, день, погода, деревья, трава, животные, птицы, насекомые.



Задание:
Подобрать антонимы к словам: тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, сухой – мокрый, длинный – короткий.

Задание:

«Проговори скороговорку».

Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.

«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»


Задание:

«Учимся отвечать на вопросы»

В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.
Послушай рассказ. Расскажи, о каком времени года идет речь?
Рассмотри картинки, какая из них соответствует рассказу?
Важно, чтобы текст, читаемый взрослым, был образцом правильного литературного построения предложения, был ярким, выразительным. Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.




Поделитесь своими впечатлениями об осени. Спросите, а как вы относитесь к осени? Рассказ начните с таких слов:
Я люблю осень потому что…
Мне не нравится осень, потому что…



Составь по плану рассказ: "День знаний!"


Задание: «Что нам осень подарила».
Слова – помощники: сад, фрукты, овощи, огород, уборка, урожай, грибы, корзины, лес, собирать, созрели, заготавливать.



Игра: «Что растет в огороде?»
Вспомни, что растет в огороде. А что растет в саду? Посмотри на рисунки, сначала назови все овощи, потом все ягоды и наконец все фрукты.
Ответь на вопросы и объясни, почему на один и тот- же вопрос можно дать несколько правильных ответов.



Игра: «Я готовлю сам»
Покажи и назови овощи, из которых варят суп борщ, и фрукты для компота.
Мы сварим борщ из…
Мы сварим компот из…



Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …