Дореволюционные жалования и их эквиваленты в советских и современных деньгах. Какое денежное довольствие военнослужащих в советской армии

Дореволюционные жалования

и их эквиваленты в советских и современных деньгах

Этот материал впервые появился на 19 октября 2010 года. За это время много чего изменилось, и расчёты, проделанные полтора года назад, требуют обновления. Поэтому сегодня мы публикуем обновлённый вариант это материала.

Очень многие задают вопрос, сколько получали до революции русские люди, и на что хватало этих денег. Возьмем для примера жалование внетабельного канцеляриста, то есть чиновника, не достигшего даже чина коллежского регистратора. В рублях оно составляло 37 рублей и 24 с половиной копейки. В те годы существовал золотой стандарт, и каждый рубль содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774235 г в пересчёте на метрические меры. Поэтому зарплата канцеляриста равна 28,836382575 грамма золота. Если мы разделим этот вес на нынешнее золотое содержание рубля по состоянию на 17 июня 2013 года ,

то получим 39 909 рублей и ещё 55 копеек. Как видим, царский рубль равен сегодня 1071 современному рублям 54 копейкам .

Напомним, что в 1983 году он был равен 7,45 советского рубля, который таким образом, равен ныне 143,83 российским рублям .

А сколько же тогда получал русский рабочий? Средняя зарплата в первой половине 1914 года составляла в Петербурге 22 рубля 53 копейки. Умножим эту сумму на 1071,54 и получим 24142 российских рубля. В советских деньгах это, соответственно, 166 рублей 64 копейки. А теперь заглянем в , из которой видно, что в 1983 году средняя зарплата в СССР составляла 165,75 копеек, то есть, примерно столько же, сколько и получал русский рабочий до революции. Но ведь зарплата рабочего это не есть средняя зарплата – средняя зарплата в России 1913 года составляла 37,5 рубля, что почти в точности соответствует вышеприведённому жалованию внетабельного канцеляриста.

А сколько, спросите вы, тогда стоили продукты? Фунт мяса в 1914 стоил 19 копеек. Русский фунт весил 0,40951241 грамма (см.:

). Значит, килограмм, будь он тогда мерой веса, стоил бы 46,39 копеек – 0,359 грамма золота, то есть, в нынешних деньгах, 551 рубль 14 копеек. Таким образом, рабочий мог купить на свое жалование 48,6 килограмма мяса, если бы, конечно, захотел. Внетабельный же канцелярист мог затарить свой лёдник 80,26 килограммами.

В советских деньгах дореволюционное мясо стоило бы 3 рубля 48 копеек. Теперь давайте посмотрим, сколько стоило снять жильё. Аренда жилья стоила в Питере 25, а в Москве и Киеве 20 копеек за квадратный аршин в месяц. Эти 20 копеек сегодня составляют 256 рублей, а квадратный аршин – 0,5058 м². То есть, месячная аренда одного квадратного метра стоила в 1914 году 506 сегодняшних рублей. Квартиру в сто квадратных аршин наш канцелярист снимал бы в Питере за 25 рублей в месяц. Но он такую квартиру не снимал, а довольствовался подвальной и чердачной каморкой, где площадь была поменьше, а арендная ставка – пониже. Такую квартиру снимали, как правило, титуляшки – титулярные советники, получавшие оклад на уровне армейского капитана, но без добавочных денег, введённых для армейских офицеров с 1 января 1909 года. Голый оклад титулярного советника составлял 105 рублей в месяц (112 тысяч 508 современных рублей) в месяц. Таким образом, 50-метровая квартира обходилась титуляшке менее чем в четверть жалования.

Чин

Жалование в дореволюционных рублях

Эквивалент в советских рублях 1983 года

Эквивалент в современных рублях

3725

535 770

2608

375 039

2049

294 637

2444

348 250

Коллежский советник

1550

222 880

1378

155 373

Надворный советник

1080

185 932

Коллежский асессор

1006

173 109

1080

185 932

Титулярный советник

782

112 512

Штабс-капинан

767

110 369

80 603 85 723

Коллежский секретарь

462

66 435

521

75 008

Губернский секретарь

410

58 935

Околоточный надзиратель** 50 373

53 577

Коллежский регистратор

43,275

322

46 371

Денежное содержание офицеров в России в 1913 году.

К 1913 году в Русской Армии денежные доходы офицеров складывалось из следующих элементов:

Размер жалованья определялся чином офицера и занимаемой должностью. Сумма жалованья указывалась в штатах полков, табелях и отдельных нормативных указаниях Императорской квартиры и Военного ведомства. Во всех документах того времени указывались суммы, положенные офицеру на год. Выдача же денег осуществлялась как правило один раз в 4 месяца (так называемые выдачи "в треть года").

Оклады жалованья существовали основные и усиленные. Усиленные оклады были положены офицерам, проходящим службу в отдаленных местностях.

Основной оклад Усиленный оклад
Жалов Столов Добав Итого Жалов Столов Добав Итого
Генерал от инфантерии (от кавалерии) в должности командира корпуса 2100 5700 - 7800 2490 5700 - 8190
Генерал-лейтенант в должности начальника дивизии 1800 4200 - 6000 2472 4200 - 6672
Генерал-майор в должности командира бригады 1500 3300 - 4800 2004 3300 - 5304
Полковник 1200 600 660 2460 1536 600 660 2796
Подполковник (войсковой старшина) с выслугой в чине 5 лет и более 1080 600 660 2340 1344 600 660 2604
Подполковник (войсковой старшина) с выслугой в чине 1-4 года 1080 600 480 2160 1344 600 480 2424
Капитан (ротмистр, есаул) 5 год командования ротой 900 360 480 1740 1080 360 480 1920
Капитан (ротмистр, есаул) 1-4 год командования ротой 900 360 360 1620 1080 360 360 1800
Штабс-капитан (штабс-ротмистр, подъесаул) 5 год в чине в должности младшего офицера роты 780 - 420 1200 948 - 420 1368
Штабс-капитан (штабс-ротмистр, подъесаул) 1-4 год в чине в должности младшего офицера роты 780 - 300 1080 948 - 300 1248
Поручик 720 - 240 960 876 - 240 1116
Подпоручик 660 - 180 840 804 - 180 984
Прапорщик запаса на действительной службе в военное время 600 - 120 720 732 - 120 852
Прапорщик запаса на действительной службе в мирное время 300 - 120 420 - - - -

В гвардии офицеры получали содержание на ступень выше, чем в армии, плюс:
* подпоручик гвардии - 147 руб.
* поручик гвардии - 156 руб,
* штабс-капитан гвардии -169 руб.
* капитан гвардии - 183 руб,
* полковник гвардии 343 руб.

К отдаленным местностям, в которых офицерам были положены усиленные оклады, относились:

*Петербургский военный округ - Архангельская губерния местные команды Кемская, Мезенская, Онежская, Пинежская, Холомогорская.

*Казанский военный округ -Тургайская область, Уральская область (но только по левой стороне от реки Урал и в пределах бывшей области Оренбургских киргизов).

*Кавказский военный округ - кубанская область, Терская область, Закавказье.

*Туркестанский военный округ - вся территория округа.

*Омский военный округ - Акмолинская область (кроме городов Омск и Петропавловск и полосы, занятой казачьим населением), Семипалатинская область по левой стороне реки Иртыш и в приграничьи с Китаем, Кокпеты, Зайсанское приставство, Березовская местная команда Тобольской губернии.

*Иркутский военный округ - Якутская область, Забайкальская область, Иркутская губерния, Енисейская губерния.

*Приамурский военный округ - Приморская область, Амурская область, Камчатская область, Сахалинская область.

Добавочные деньги выплачивались лишь офицерам строевых частей пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных и железнодорожных войск, т.е. тем офицерам, которые служили в полках и отдельных батальонах, а также в штабах бригад, дивизий, корпусов, крепостей, а также, которые служили уездными воинскими начальниками.

Офицеры, обучающиеся в военных академиях получают содержание то, которое они имели к моменту поступления в академию.

При обыкновенном отпуске для отдыха или по домашним делам продолжительностью до 2 месяцев офицер полностью сохранял свое денежное содержание. Однако, при условии, что офицер использует свое право на 2-месячный отпуск не чаще, чем один раз в два года. Офицеры в чине капитана и выше - не чаще, чем 1 раз в год. Во всех остальных случаях денежное содержание за время отпуска офицер не получает.

Если же офицер получает отпуск по болезни продолжительностью до 4 месяцев, то он за время отпуска сохраняет все свое денежное содержание.

По окончании военных академий офицер имеет право на один 4-месячный отпуск с сохранением денежного содержания полностью. Причем, это право сохраняется в течение 3 лет.

Увольняемые со службы офицеры получают все содержание по день исключения из списков части.

Офицеры, награжденные орденами, выплачивали в капитул ордена определенные денежные суммы единовременно. Размер взноса определялся статутом ордена.
Так за орден св.Станислава 3 степени взнос составлял 15 рублей, 2 степени 20 рублей, за орден св. Анны 3 степени 20 рублей, 2 степени 35 рублей, за орден св.Владимира 4 степени 40 рублей, 3 степени 45 рублей.

Суточные деньги.

1)За каждые сутки несения службы в карауле в своем гарнизоне офицерам выплачивалось:
*обер-офицерам - 30 коп.
*штаб-офицерам - 60 коп.

2) При несении караульной службы с выездом за пределы гарнизона в оплачиваемое время включается и время следования к месту несения караульной службы и обратно.

3) При выполнении задач по восстановлению порядка во время массовых волнений:
*генералы - 3 руб. в сутки,
*штаб-офицеры - 2 руб. в сутки,

4) При передвижении войск (учения, учебные марши и т.п.) продолжительностью свыше 3 суток выплачивается суточное походное довольствие в размерах:
*генералы - 2.50 руб. в сутки,
*штаб-офицеры - 2.25 руб. в сутки,
*обер-офицеры - 1.5 руб. в сутки.

5) Во время лагерных сборов выплачиваются суточные лагерные деньги:
*штаб-офицеры - 1.5 руб. в сутки,
*обер-офицеры - 1.0 руб. в сутки.

6) Во время полевых поездок выплачиваются суточные деньги (но не более чем за 8-10 дней):
*генералы - 5 руб. в сутки,

7)За время командировок в состав аттестационных комиссий и комиссий по приему экзаменов:
*генералы - 5 руб. в сутки,
*штаб-офицеры - 4 руб. в сутки,
*обер-офицеры - 3 руб. в сутки.

8)За время командировок в состав комиссий по проверке мобилизационной готовности частей:
*генералы - 4 руб. в сутки,
*штаб-офицеры - 3 руб. в сутки,
*обер-офицеры - 2 руб. в сутки.

9)За время следования по железной дороге в командировки
штаб-офицеры - 2.25 руб. в сутки,
*обер-офицеры - 1.50 руб. в сутки.

10) Офицерам, командированным для обучения ратников ополчения - 3 руб в сутки.

11) Офицерам, назначенным в состав комиссий по постройке казарм от 5 руб до 50 коп. в сутки, в зависимости от исполняемых обязанностей.

12) Офицерам, находящимся по пути на излечение в медицинских учреждениях - штаб-офицерам 2.25 руб в сутки, обер-офицерам 1.50 руб в сутки

Порционные деньги

Порционные выплачивались:
* Младшим офицерам рот (1 рубль в сутки) и командирам рот (1.75 руб. в сутки) в Мервском уезде Закаспийской области в гарнизонах Керкинском, Термезском, Чарджуйском.
* Всем обер-офицерам по 30 коп. в сутки в остальных местностях Закаспийской области, в степных укреплениях Тургайской и Уральской областей, В Приамурском военном округе, в Забайкальской области,
*Офицерам в командировках от главного артиллерийского ведомства штаб-офицерам-1.75 руб, обер-офицерам -1.15 руб в сутки.
*Офицерам, командированным в Уездные (Окружные) Воинские Присутствия на время проведения призывной кампании - штаб-офицерам по 1.25 руб в сутки, обер-офицерам по 0.90 руб. в сутки.
*Офицерам, сопровождающим нештатные команды, арестантские партии и арестантов - штаб-офицерам 1 руб в сутки, обер-офицерам - 0.50 руб в стуки.
*Офицерам, назначенным для выполнения работ в инженерном, артиллерийском ведомствах, работ на железной дороге и морских портах - штаб-офицерам - 0.30 руб в сутки, обер-офицерам 0.15 руб в сутки.

Ежегодное пособие офицерам гвардии

*Всем офицерам гвардии ежегодно пособие в размере половины годового денежного содержания (жалованье и столовые деньги) из личных сумм императора.

Кроме регулярного денежного содержания офицеров существовали еще различные единовременные пособия, призванные обеспечить нормальное исполнение служебных обязанностей офицерами:

Единовременное пособие на обмундирование

*Выпускники военных училищ, успешно окончившие их по 1 и 2 разрядам - 300 рублей.
*Выпускники военных училищ, не получившие офицерский чин и выпущенные унтер-офицерами - 50 рублей (в случае присвоения офицерского чина позднее - дополнительно 250 рублей).
*Выпускники военных училищ, выпускаемые в казачьи полки хорунжими - 300 рублей на обмундирование и 200 рублей на лошадь.
*Вольноопределяющимся, получившим чин подпоручика и определившимся на действительную офицерскую службу - 300 рублей.
*Прапорщики запаса при призыве на действительную службу по мобилизации -300 рублей.

Единовременное пособие на первоначальное обзаведение

*Всем, получившим офицерский чин, по прибытию к месту службы - 100 рублей.
*Успешно закончившим Михайловскую артиллерийскую академию при поступлении в гвардейскую артиллерию - 500 рублей, в армейскую артиллерию - 300 рублей.

Единовременное пособие на книги и учебные припасы

*Слушателям академий в 1 классе -40 рублей.
*Слушателям академий во 2 и последующих классе академий -100 рублей.
*Обучающимся на курсах восточных языков - 15 рублей.

Единовременное пособие по выпуску из Николаевской военной академии

*Выпускники, выслужившие к выпуску право на орден по выслуге лет - годовой оклад содержания.
*Выпускники, не выслужившие к выпуску право на орден по выслуге лет - два годовых оклада содержания.
*Выпускники, закончившие дополнительный курс академии - 300 рублей.

Единовременное пособие по выпуск у из гимнастическо-фехтовальной школы

*Успешно окончившим курс обучения - 120 рублей.

Единовременное пособие при вступлении в должность

*150 рублей - командир бригады, генерал для поручений при командующем округом, начальник госпиталя, дежурный штаб-офицер начальника местной команды, уездный воинский начальник, начальник штаба дивизии, начальник штаба крепости, начальник штаба бригады, начальник штаба Забайкальского казачьего войска, штаб офицер при штабе казачьей бригады, ряд должностей артиллерийского и инженерного ведомств, командиры юнкерских рот и батальонов.

*100 рублей - уездный воинский начальник в мелких уездах, штаб-офицер, переводимый в другой гарнизон не по своему желанию, капитан при производстве в подполковники, штаб-офицер Генерального штаба, штаб офицер штаба корпуса, ряд должностей артиллерийского и инженерного ведомств, военно-учебного ведомства

Единовременное пособие на лечение и погребение

*Подполковник- 125-175 руб.
*Обер-офицеры - 30-125 рублей

Прогонные деньги

Для служебных поездок, а также для поездок при определении на службу, назначении на должность, при переводах офицерам выплачивались прогонные деньги.
Расчет этих денег нам сегодня не вполне понятен, но согласно справочника прогонные деньги выдавались из расчета:
*генерал-фельдмаршал - на 20 лошадей,
*генерал от инфантерии (от кавалерии) -на 15 лошадей,
*генерал-лейтенант - на 12 лошадей,
*генерал-майор - на 10 лошадей,
*полковник - на 5 лошадей,
*подполковнику, гвардии капитану -на 4 лошади,
*капитану и гвардии штабс-капитану - на 3 лошади,
*остальным офицерам - на 2 лошади.

Офицеры свиты императора и прочие офицеры, командируемые срочно по особым поручениям прогонные деньги получают в двойном размере.

Квартирные деньги.

Если офицеру не могло быть предоставлено жилье в казенных домах или домах, арендуемых военным ведомством, то ему отпускались деньги на наем квартиры. Размеры выдаваемых сумм очень разнились в зависимости от чина и от того, к какому разряду отнесена та или иная местность. Всего местности делились на 9 разрядов. К 1 разряду относились столичные и некоторые крупные губернские города, к 8 разряду мелкие городишки типа Жмеринка, Галич, Жиздра, Липецк. К 9 разряду относилась сельская местность.
Перечислить все города и размеры квартирных денег в рамках статьи невозможно. Скажем лишь, что суммы колебались для полных генералов от 1692 руб до 426 руб, для обер-офицеров от 246 руб до 72 руб. в год.
Можно сказать, что размеры сумм должны были предусматривать наем квартир в тех размерах, которые предусмотрены нормативами казенных квартир.

Кроме денег на оплату самих квартир или предоставления казенных квартир офицерам выдавались деньги на отопление и освещение. Размеры сумм также зависели от разряда местности (здесь также учитывался климат) и чина офицера (очевидно, что здесь исходили из площади положенной офицеру квартиры).

Сегодня трудно судить относительно того, насколько велико было денежное довольствие офицеров Русской Армии. Даже в сравнении с существовавшими тогда ценами. Во многих книгах, исследующих быт офицеров в начале XX века говорится о том, что жалованье было совершенно недостаточным, что обер-офицеры едва ли не голодали и были вынуждены экономить буквально на всем.
Во всяком случае, утверждения советской историографии о том, что офицеры царской армии это были сплошь представители эксплуататорских классов, т.н. "белая кость" и горой стояли за самодержавие и за угнетение трудящихся, являются безосновательными.

Источники и литература

1. С.М.Горяинов. Уставы о воинской повинности. Комиссiонеръ военноучебныхъ заведенiй. С.-Петербургъ 1913г.
2.Настольная справочная книга для строевыхъ Обер-офицеровъ. Типографiя войскъ Гвардiи и Петербургского военнаго округа. С.-Петербургъ 1913г.
3. Справочник необходимых познаний. Вся Пермь, Алгос-Пресс. Пермь. 1995г.
4.Быт Русской Армии XVIII-начала XX века. Военное издательство. Москва. 1999г.
5.А.Воробьева и О.Пархаев. Росийские юнкера 1864-1917. История военных училищ.Астрель.АСТ. Москва.2002г.
6.А.А.Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. Военное издательство. Москва. 1986г.
7.Л.Е.Шепелев. Чиновный мир России. Искусство-СПБ. Санкт-Петербург. 2001г.
8.С.В.Волков.Русский офицерский корпус. Центрполиграф. Москва. 2003г.

В 1996 г. примерно на 1% выросла доля доходов, приходящихся на 20% беднейшего населения, произошло незначительное улучшение положения второй и третьей групп с низкими и средними доходами. Напротив, на 2% сократилась доля доходов, полученных 20%-ной группой наиболее обеспеченного населения. Наконец, на 3% увеличилась доля доходов, полученных самой богатой 10%-ной группой.

В целом, сообщенные Госкомстатом данные несколько противоречивы и не позволяют сделать определенных выводов о наличии сколько-нибудь существенных изменений в распределении доходов населения. Так, обращает на себя внимание рост разрыва в уровне доходов между самой богатой и второй по размеру доходов 10%-ными группами населения - этот разрыв составил в 1995 году примерно 2 раза, а в 1996 году - уже 3,17 раза. Вместе с тем, в этой ситуации должна была увеличиться и неравномерность в распределении доходов. С другой стороны, вторая десятипроцентная группа в 1996 году получила лишь 10.7% всех доходов (против 15.9% в 1995 году), но при этом на долю второй двадцатипроцентной группы пришлось 22,4% доходов. Иначе говоря, в сообщенных Госкомстатом данных имеются разночтения (чисто статистически такого соотношения в доходах “более богатой” десятипроцентной группы и следующей непосредственно за ней двадцатипроцентной группы зарегистрировать нельзя). По данным Госкомстата, зарегистрирован и рост в разрыве уровней доходов между первой и второй десятипроцентными группами - с 1,4 раза в 1995 году до 1,5 раза в 1996 году.

В 1996 году оставался крайне высоким уровень межрегиональной дифференциации доходов населения. Разрыв между среднедушевыми доходами, зарегистрированными в г.Москве, и душевыми доходами по России в целом увеличился с 3.1 раза в марте 1995 г. до 3.4 раз в сентябре 1996 г. Если в первой половине 1995 г. среднедушевые доходы в Москве были ниже доходов, полученных в Магаданской области, то в конце 1996 г. московские доходы превышали магаданские более чем в два раза. Таким образом, разрыв между московскими доходами и доходами населения остальных регионов России в значительной степени объясняет итоговые высокие показатели, характеризующие дифференциацию населения России по уровню доходов. Некоторое сокращение неравенства в доходах в подобной ситуации можно объяснить только устойчивым сокращением внутрирегиональных показателей дифференциации. Впрочем, г. Москва и в данном случае становится заметным “исключением из правил” - по данным Московского городского комитета по статистике, индекс Джини в последние два года находился на уровне 0.55-0.6 - иначе говоря, по уровню неравенства доходов Москва обогнала Бразилию. Отчасти московский феномен объясняется, впрочем, самой методикой сбора данных - из-за сверхвысокой концентрации в Москве финансовых и банковских структур и торговых учреждений в доходы жителей Москвы включается и определенная часть доходов жителей других регионов, полученных “при посредничестве” московских организаций.

Величина прожиточного минимума (определенная по методике Минтруда) составила на конец 1996 года 379 тыс. руб. на человека. Впервые отмечено сокращение величины прожиточного минимума в течение года - в декабре для всех групп населения прожиточный минимум оказался несколько ниже, чем в июне. Это обстоятельство, на наш взгляд, лишний раз подтверждает, что используемая статистическими органами методика расчета минимума, разработанная Минтрудом, построена на излишне жесткой привязке размера минимума к ценам базовых продовольственных товаров. В самом деле, едва ли одного только сезонного понижения цен на овощи может быть достаточно для вывода об удешевлении минимального потребительского набора (в сентябре размер прожиточного минимума в среднем по России оказался ниже, чем в июне на 5-6%). Сохранение прежней структуры расходов в базовой корзине, используемой для исчисления прожиточного минимума - то есть ориентация на пропорции распределения денежных средств, характерные для низкодоходных семей на пороге 1990-х годов, - приводит к тому, что отслеживание значения соответствующего показателя, рассчитанного по методике Министерства труда, постепенно становится формализованным статистическим упражнением.

Среднедушевые денежные доходы 22% населения в 1996 году были ниже минимума (в 1995 году в эту группу попали 24,7% населения). При этом численность бедного населения в течение 1996 года постоянно снижалась - с 24% в I квартале до 19 процентов в IV квартале 1996 г.

В 1996 г. было зафиксировано некоторое улучшение соотношения между средним уровнем денежных доходов и прожиточным минимумом - с 201% в 1995 г. до 211% в 1996 г.

В декабре 1996 года средняя заработная плата выросла до 944 тыс. руб.; номинальная средняя заработная плата в целом за 1996 год составила около 800 тыс. руб. и выросла по сравнению с 1995 г. в 1.6 раза. Cредняя начисленная заработная плата в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) увеличилась в 1996 г. на 5%, а ее отношение к прожиточному минимуму (для трудоспособного населения) в течение 1996 г. выросло с 1.68 до 2.2 раза. Прирост задолженности по выплате заработной платы в 1996 году составил свыше 26 трлн руб. (около 4% от общего объема начисленной заработной платы); с учетом этого обстоятельства реальная заработная плата в 1996 году практически не изменилась. Помесячная динамика средней начисленной заработной платы по народному хозяйству в 1996 году характеризуется данными таблицы 3.4.

При общей стабилизации реальной заработной платы происходило медленное выравнивание заработной платы по отраслям хозяйства: так, средняя заработная плата в здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении относительно среднероссийского показателя составила (по данным за январь-ноябрь 1996 г.) 75% против 71% год назад, в народном образовании этот показатель повысился с 63 до 68%, в культуре и искусстве - с 58 до 63%, в науке и научном обслуживании - с 75 до 81%. С другой стороны, несколько сократился разрыв в средней заработной плате между отраслями-лидерами и экономикой в целом: если в 1995 г. средняя зарплата в нефтедобыче была выше средней в экономике в 2.88 раза, то в 1996 г. - в 2.78 раза, этот же показатель для газовой промышленности сократился с 3.98 до 3.83. Лишь в одной отрасли - легкой промышленности- средняя заработная плата в течение 1996 г. несколько раз опускалась ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения. В целом по экономике средняя заработная плата примерно соответствовала прожиточному минимуму для семьи из двух человек в трудоспособном возрасте.

В сети пошёл гулять очередной панегирик Сердюкову. По и-нету пиарят эту хуйню.

Суть её - Сердюков «тайный герой», который героически отреформировал армию и за это должен быть награждён. Вот так!

Что же, если есть такой заказ на отмытие сего персонажа от грязи, пойдём по порядку. К сожалению, сразу предупреждаю, что букв будет много! Но, если вы хотите разобраться и понять, чтоправда, а что ложь - читайте!

Тезис анонимного сетевого дрочера:

К 2006 году в РФ насчитывалось 15 тысяч воинских частей, причем полностью боеспособных и укомплектованных, тем более, современной техникой не было ни одной. Большая часть из этих тысяч частей (извиняюсь за тавтологию) существовали только на бумаге или представляли из себя "кадрированные" полки. То есть, по факту кроме командования части и нескольких офицеров и прапорщиков и складов с техникой (частью давно устаревшей, разворованной и сгнившей) в них ничего не имелось. В советское время предполагалось пополнять эти части в угрожаемый период мобилизованными гражданами, ранее прошедшими срочную службу.

Возможно в период глобального противостояния и Холодной войны такая система имела смысл, но в наше время она оказалась полностью нежизнеспособной - сжирала огромное количество средств и давала ложное ощущение большой и могучей армии, приэтом реально боеспособных частей вообще не оказалось. Доходило до того, что в первую чеченскую формировали сводные части из дальневосточных морпехов - ибо полноценных укомплектованных подразделений не было.

Реальность:

В 1991 ГОДУ НАЧАЛОСЬ формирование ВС РФ. После завершения вывода войск из Германии попытались создать новую структуру ВС и систему управления. В 1993 году в ВС РФ появилась "Концепция Мобильных Сил". Но после длительных согласований с Правительством РФ, "Концепция" претерпела значительные изменения. Были созданы Отдельные Мотострелковые бригады. В последующем количество этих ОМСБр было сокращено до 3. К 1993 году в ВС РФ вошли 74-я, 131-я и 136-я ОМСБр. От развертывания остальных было решено отказаться, а их место в составе "Мобильных сил" заняли мотострелковые полки (МСП) из различных мотострелковых дивизий (МСД). Также было решено отказаться от развертывания частей и соединений "Мобильных сил" до штата военного времени, они так и остались на 70% укомплектованности с мобилизационной потребностью. В 1993 году МСД также перешли на новый штат. В каждой дивизии был один МСП (ТП), развернутый по штату мирного времени (70% личного состава), а остальные части и подразделения содержались по штату сокращенного состава (до 30% личного состава) либо вообще были кадрированными. По странному стечению обстоятельств, подобной участи избежали 19, 20 МСД, которые были полностью укомплектованы по штату мирного времени, без наличия в своих ОШС частей сокращенного состава и частей кадр. Позже к ним присоединилась вновь созданная 27-я (Миротворческая) МСД, которая единственная во всех ВС РФ была развернута по штату военного времени (ей не требовалось доукомплектования гражданами, призванными из запаса).
Но ситуацию изменил конфликт в Чечне 1994 года. По плану к операции привлекались только части и соединения "Мобильных сил". Но количество этих частей и соединений было ограниченным. К тому же, они были не доукомплектованы до штата военного времени. Понятно, что никто не собирался призывать граждан из запаса, поэтому поступили так, как было в Афганистане. Оставшиеся 30% личного состава в частях и соединениях "Мобильных сил" были взяты из других частей и соединений военных округов, от которых части и соединения отправлялись. На бумаге всё это выглядело замечательно. А на практике был хаос. Если СКВО счастливо избежал доукомплектований своих частей и соединений "Мобильных сил" (сказалось наличие 19-й и 20-й МСД), то остальным военным округам досталось по полной. В Сибирском военном округе 74-ю гвардейскую ОМСБр укомплектовывал весь округ. Частей и соединений, из которых бы не брали личный состав на доукомплектование 74-й, практически не было. В Уральском военном округе, от которого в Чечню уходил 81-й гвардейский ТП, ситуация была еще хуже. Хоть ТП и числился развернутым по штату "мирного времени", но о 70% укомплектованности речи не шло. Полк, считай, сформировали заново. Ясно, что приданный личный состав был слабо обучен и плохо оснащен, но выбирать не приходилось. Также для МО РФ и ГШ ВС РФ стало открытием, что лишь малый процент частей и соединений "Мобильных сил" был укомплектован на 70%, а значительная часть этих частей и соединений была укомплектована в лучшем случае на 30-40%. Сказалось резкое снижение количества призываемых на военную службу граждан.
Результатом всех этих доукомплектований стали необоснованно высокие потери в "чеченской" группировке ВС РФ, а также малое количество сил и средств, которые были задействованы для операции. Сразу были сделаны выводы. Кроме частей и соединений "Мобильных сил", в Чечню стали отправляться и другие части и соединения, укомплектованные по штатам мирного времени. Встал вопрос о восполнении людских потерь в воюющих частях. И вот тут как раз пригодились части сокращенного состава, которые стали "донорами" для воюющих частей, из их состава восполнялись все потери. К середине 1995 года система восполнения потерь и поддержания боеготовности частей и соединений, которые воевали в республике Чечня, была отработана. Потери в них компенсировались за счет военнослужащих частей сокращенного состава округов, откуда были отправлены воюющие части и соединения. Эти же части восполняли и потери в технике. Ситуация, которая сложилась в 1-й Чеченской войне, повторяла ту, которая была во время войны в Афганистане. С той лишь разницей, что потери 40-й Армии восполняли все ВС СССР, а в чеченской войне — только военные округа, из которых были направлены части и соединения.
В 1996 году, сразу после окончания войны, были разработаны новые мероприятия по модернизации структуры и системы мобилизационного развертывания ВС РФ. Наконец-то было решено, что все части постоянной боевой готовности, которые раньше содержались по штату мирного времени с 70% укомплектованности личным составом, переходили на новую организационно-штатную структуру. Согласно этой ОШС, они становились частями, укомплектованными по штату мирного времени, но с укомплектованностью не менее 95% личного состава. В таком штате ЧПГ больше не зависели от доукомплектования и могли выполнять поставленные задачи с тем количеством личного состава, которые они имели. Были ликвидированы "Мобильные силы", теперь на их место пришли Части Постоянной Готовности (ЧПГ). Но основную массу ВС РФ, как и прежде, составляли части и соединения сокращенного состава и кадров. Соединения кадров с 1996 года стали официально называться "Базами хранения вооружения и военной техники" (БХВТ). Резкое увеличение личного состава в ЧПГ привело к тому, что в результате этого в частях сокращенного состава резко сократилось количество военнослужащих. Многие части в связи с этим были переформированы в БХВТ, а многие части и соединения — вообще расформированы. Это связано с тем, что с 1996 года Правительство РФ постоянно сокращало количество личного состава ВС РФ, а также количество граждан, призываемых на военную службу. Вскоре выяснилось, что и в мирное время ЧПГ невозможно постоянно поддерживать на 95% уровне укомплектованности. Военнослужащих по призыву часто увольняли по болезни, по семейному положению, а еще они имели такую дурную манеру, как "самовольно оставить часть", тем самым совершая уголовное преступление. И опять, как и в случае с 1-й чеченской войной, донорами для доукомплектования ЧПГ становились части и соединения сокращенного состава, а также БХВТ.
Система показала свою жизнеспособность и даже начала давать результаты. Несмотря на утверждения бывшего Президента РФ В.В. Путина о том, что группировку ВС РФ для проведения 2-й чеченской кампании пришлось собирать со всех Сухопутных войск, дела во 2-й кампании шли гораздо лучше. Группировка, созданная в сжатые сроки, по количеству и качеству значительно превосходила группировку, созданную в 1-ю войну. Система восполнения потерь среди личного состава работала хорошо. С 2000 года большинство соединений и частей, воюющих в Чечне, стали переходить на контрактный способ комплектования. Так что части сокращенного состава и БХВТ стали в основном поставлять уже не солдат-сержантов, а офицеров и прапорщиков, и не только на замену выбывших в результате смерти или ранения, а также тех, которые уходили в отпуска. В воюющих частях начались ротация и замена личного состава.

Назревала кардинальная реформа. Болезненная и малоприятная, особенно для старого генералитета и высшего командного состава ельцинской закваски.

При этом стоило учитывать пристальное внимание наших западных друзей, которые внимательно следили за попытками восстановить былое подобие военнолй мощи. Отдаю должное предвиденью нашего руководства - они задолго до Крыма просчитали точную реакцию наших заокеанских друзей на попытку восстановить национальный суверинетет, вернуть влияние России в мире, и восстановить армию, как главное и необходимое условие для этого.

Как бы то ни было, реформу армии продводить было необходимо, а начинать перевооружение, имея на баллансе десять тысяч воинских частей состоящих из прапорщиков и полковников и складов со ржавой техникой абсурдно.

Очередной пустой пиздёшь! Реальность:

Напомним, что в октябре 2008 года господин Сердюков громогласно заявил, что, опираясь на какой-то там «мировой опыт», за три следующих года он «оптимизирует» офицерский корпус.Правда, чей этот опыт, и насколько он подходит нам - Сердюков не уточнил. Как не уточнил и то, кто же является автором этой реформы, на основании каких выкладок и моделей она создавалась и с кем обсуждалась. Но бодро доложил, что из 310 000 офицеров, числящихся в нашей армии, через три года останется 150 000. То есть уволен будет каждый ВТОРОЙ!!! офицер. Тогда же министр обороны пустился в лекцию по геометрии, из который мы узнали, что в армии должна быть некая «пирамида», а у нас сейчас, оказывается, какое-то «яйцо». И поэтому поводу за следующие три года каждый второй офицер будет «оптимизирован». То есть - уволен. При этом министр с азартом объяснил, что сначала уволят всех кто достиг предельного возраста службы - 26 000 в2008 году и 9 000 в следующем, а за тем уволят 117 000 «остальных»…

О необходимости его радикального реформирования речь шла, как минимум с начала 90-х. Идеи массового резкого сокращения исходили «молодых реформаторов» . Позиция военных была более взвешена. Еще в 1993 году при планировании создания Вооруженных сил Российской Федерации, первый Министр Обороны РФ генерал Павел Грачев, выступил против резкого сокращения офицерского корпуса. Даже наоборот, он выступил с несколькими предложениями, направленными на то, что бы сохранить их как можно больше для создания будущих ВС РФ. Но эти предложения, впрочем, как и весь его проект создания Вооруженных Сил были отвергнуты правительством и, лично, Президентом ВС РФ. Главным поводом для сокращения офицерского корпуса ВС РФ стало утверждение самого Министра Обороны, что «в современном мире количество врагов РФ ограничено». Ну, если врагов нет, то какой смысл готовить новых офицеров и содержать старых? Необходимо сократить их количество до минимума. Это сокращение следует назвать красивым названием, которое и скроет суть происходящего. Так и появилась понятие «Реформирование офицерского корпуса». Красиво и со вкусом. Правительство не сокращает офицеров, а проводит реформирование согласно новым угрозам ВС РФ. В итоге всего за год из ВС РФ было уволено больше ста тысяч офицеров.

А 1994 году началась Первая чеченская война.Средствами массовой информации в обществе было создано мнение, что ВС РФ показали на этой войне свою полную беспомощность. На армию была возложена вина за неудачную войну и не обосновано высокие потери. В основе критики лежал тезис, что офицеры ВС РФ были подготовлены к масштабной воине со странами НАТО, но были абсолютно беспомощны в локальном конфликте.

Но так ли это на самом деле? В ВС РФ на тот момент почти восемьдесят процентов офицеров получили военное образование еще в СССР, изучали тактику и оперативно-тактическое искусство по боевым уставам СА, ту технику и вооружение, что стояли на вооружении в СА. И, не смотря на ориентированность войск на большую войну, в боевых уставах и методических пособиях содержалось достаточно необходимых сведений для ведения боевых действий в локальных конфликтах, большое количество офицеров имели опыт ведения боевых действий в Афганистане. Беспристрастный анализ показывает, что, несмотря на нищенское финансирование, нарастающую деградацию и неудачи начального периода армия выполнила все поставленные перед ней задачи, и не вина военных, что грубые ошибки высшего политического руководства, а зачастую и откровенное предательство свели на нет все усилия и жертвы военных.Офицерский корпус выполнил свой долг перед Родиной. Но антиармейская пропаганда принесла свои плоды.

В 1996 году резко сократился набор в военные ВУЗ-ы. Финансовое благосостояние офицеров упало ниже черты бедности, профессия военного стала малопрестижной. И мало кто из родителей был готов отдать своих детей в высшие военно-учебные заведения.Возник всё увеличивающийся некомплект младших офицеров. В этой ситуации мог бы помочь предложенный Грачёвым план сохранения офицерского корпуса, но он так и не был принят. В итоге, для того, что бы хоть как то выйти из сложившейся ситуации, министерство Обороны было вынуждено объявить о том, что начинает реформирование офицерского корпуса. Военные ВУЗ-ы были приравнены к гражданским, сменив свои названия с «училишь», на «институты» и «университеты», одновременно в армию стали массово призывать «офицеров-двухгодичников» выпускников гражданских ВУЗов.

За двадцать лет офицерский корпус сократился более чем в три раза. С 900 тысяч в 1991 году до 350 тысяч в 2008. При этом, в общей сложности из вооружённых сил за эти годы из училищ армия получила более 300 тысяч лейтенантов, а уволено было более 1 миллиона офицеров. Уже к середине 90-х проблемы уволиться перед офицером не стояло. Любой, кто считал себя лишним в армии, мог это сделать без особых хлопот в течении полугода - года.

Поэтому любому специалисту уже к концу девяностых было очевидно, что проблемы офицерского корпуса не исчерпывались одной лишь его «избыточностью».

Эти проблемы разделялись на целый «пучок» конкретных проблем характерных для конкретных групп.

Да, ВС РФ имели избыточное количество офицеров в звании от майора и выше, но при этом, в этой же категории мы имели и наибольший процент подготовленных и обученных офицеров. И как следствие - наши ВС до 2009 года практически не испытывали проблем с поиском и назначением на должности старших офицеров хороших профессионалов. В этом звене основными были проблемы функционирования кадровых органов: засилье кумовства, протекционизма, торговля должностями и местами службы. То есть старший офицерский состав более всего нуждался не в радикальных сокращениях, а в реформе системы кадрового отбора и продуманном поэтапном сокращении, обеспечивающем преемственность и ротацию. Избыточность же старших офицеров определялась, прежде всего, большим комплектом старших офицерских должностей в штабах армий и округов, структурах тыла, военной медицины, военного образования и военно-научных институтах.

Причина такой ситуации крылась в том, что ВС РФ унаследовали систему управления от Советской Армии. Что бы ни говорили, но СА была мобилизационной армией, четко делившейся на «армию мирного времени» и «армию военного времени». Основная задача «армии мирного времени» была направлена на то, что бы обеспечить развертывание и отмобилизование «армии военного времени». А так как в момент началамобилизационного развертывания, Советская Армия увеличивалась в несколько раз, то для этого в составе «армии мирного времени» должно было быть достаточное количество органов военного управления для этого увеличения, а, уже существующие органы военного управления должны точно и четко руководить процессом моб. развертывания.

Эта избыточность могла быть решена созданием корпуса военных чиновников, поэтапным переводом части должностейв военное чиновничество и сокращением должностей «по выслуге», когда должность сокращается вместе с увольняемым в запас по достижению выслуги офицером, что позволяет сохранить преемственность, передать опыт и провести сокращения без социального напряжения.

В звене младшего офицерского состава накопился целый букет совсем иных проблем.

Во-первых, не желание служить. На фоне нищенских зарплат и полного отсутствия социальной защиты удержать молодых офицеров в армии было крайне трудно. Широко известна статистика второй половины 90-хгодов, когда в течении первого года службы увольнялось от 50 до 79% всех выпускников военных училищ.

Во-вторых - низкая мотивация к службе. И именно звено младших офицеров было наименее обученным и профессиональным. Не имело серьёзных стимулов повышать свой профессиональный уровень и тянуло лямку, что называется, из под палки.

В-третьих - общая слабая подготовка младшего офицерского состава. Из-за отсутствия нормального финансирования боевая подготовка в войсках велась на недопустимо низком уровне. Младшие офицеры продвигались по службе, не набирая необходимых навыков, имея весьма условные понятия о должностях на которых служили. К середине 90-х в войсках сплошь и рядом встречались командиры батальонов, которые ни разу не проводили даже ротные тактические учения, командиры полков, которые ни разу не выводили на учения даже батальон.

Фактически к началу реформы офицерский корпус России по уровню своего образования и подготовки разделён на две неравные части. Это постепенно уменьшающаяся доля старших офицеров, успевших послужить в Советской Армии и получить там достаточно высокий уровень подготовки и огромная масса молодых офицеров, пришедших в армию после 1991 года. Среди них немало профессионально подготовленных командиров, но общий уровень их подготовки, конечно, серьёзно уступал тому, которым обладало «советское» поколение офицеров. И это понятно - их становление пришлось на период, когда боевая подготовка войск была фактически свёрнута.

То есть, очевидно, что в ходе реформы офицерского корпуса необходим был дифференцированный подход к офицерскому составу.Необходимо было, в первую очередь, провести реформу кадровых органов, навести здесь порядок, разогнать коррупционеров, выработать критерии отбора и сохранения лучших в звене старших офицеров, провести реформу тыла. Создать в структуре Вооружённых Сил корпус «военных чиновников» - специалистов тыла, медиков, юристов и т.п. чьи специальные звания в мирное время обеспечивали им государственный статус и место в структуре ВС, а в военное время могли без проблем «конвертироваться» в военные звания. Такая реформа при постепенном - за три-пять лет численном сокращении старшего офицерского корпуса, сохранялалучших специалистов в армии.

Одновременно с этим необходимы были серьёзные усилия по укреплению младшего офицерского звена. Повышение денежного содержания, улучшения условий службы, развитие социальной инфраструктуры гарнизонов, стимуляция к службе, разработка системы премий и служебных преференций для лучших.

Вместо всего этого возобладал ничем не мотивированный механистической подход «гильотинного» сокращения под некие условные цифры и проценты. Публике презентовались некие «яйца» и «пирамиды» которые должны были продемонстрировать структурные преобразования офицерского корпуса. И эти сокращения были отданы для исполнения самым разложившимся и поражённым армейским структурам - кадровым управлениям видов и родов, которые, стремясь избегнуть попадания под эти самые сокращения, безропотно приступили к «секвестированию» офицерского корпуса.

До сих пор нет четкого понимания того, откуда у Сердюкова возникла мысль, что офицеры должны составлять 15% от общего числа военнослужащих. По мнению нынешнего руководства ВС РФ, такое соотношение является «мировой практикой». Именно такое количество офицеров в составе ВС США, Франции, ФРГ. Но так ли это на самом деле? Как ни странно, но найти цифры о четком процентном соотношении очень сложно. Такие данные, как в прочем и большинство статистических данных по ВС стран мира являются закрытыми. Теоретически можно посчитать процентное соотношение между офицерами в войсках. Но при этом не известно, сколько будет офицеров в органах военного управления. Так что вопросо 15% в странах НАТО повис в воздухе. Теоретически, конечно, можно сослаться на то, что в ВС США не было частей и соединений сокращенного состава и нет стольких органов военного управления, как в ВС РФ. Но это, мягко говоря, ложь, ведь существуют части и соединения резерва ВС США, а так же Национальной Гвардии. В мирное время в составе этих частей и соединений имеется большое количество должностей регулярной Армии, что делает их аналогом частей и «кадрированных» соединений ВС РФ. В батальоне НГ США в развернутом штате в 623 человека военнослужащих - из них 50-75 человек это офицеры и сержанты регулярной Армии. Эти военнослужащие обеспечивают ремонт техники, боевое планирование, проведение занятий с призванными гвардейцами.Но в общую численность регулярной Армии эти военнослужащие не входят, так как они откомандированы в НГ. Эта ситуация прекрасно описана в мемуарах Д. Фьюри «Убить Бен Ладена».

Такая же точна ситуация и в резерве ВС США.

Возникает вопрос, а учитывали ли эти должности при составлении пресловутых 15%? Скорее всего нет. В составе Национальной Гвардии Армии США входит 28 brigade combat team (сведенные в 9 дивизий) и 78 support brigades, вот и считаем, сколько неучтенных в составе Армии США, но тем не менее существующих должностей военнослужащих регулярной армии есть в составе ВС США. Тут уже ни о каких 15% речи не идет, процент офицеров значительно выше.

Еще более интересная ситуация в структуре органов военного управления.В Армии США существует 21 командование, которые отвечают за операции в различных регионах земного шара (CENTCOM , AFRICACOM и т.д.), за подготовкуличного состава и различные виды боевого и материально-технического обеспечения. Все эти структуры не имеют в прямом подчинении частей и соединений. То есть являются чисто административными единицами. И это на 48 combat brigades . Точное количество личного состава, а тем более офицеров в этих командованиях не известно, но их явно не по 20-30 человек, а гораздо больше, если судить по возложенным на них обязанностям.

Это только в составе Армии США - аналоге Сухопутных Войск ВС РФ. В ВВС США и ВМФ США офицеров еще больше, а количество сержантов и военнослужащих рядового состава в несколько раз меньше чем в Армии США.

Так откуда взялись, эти пресловутые 15%? Ясно же видно, что в ВС США явно не 15% офицеров, а гораздо больше.

Поэтому решение министра обороны Сердюкова о более чем двукратном сокращении офицерского корпуса России явилось катастрофической ошибкой. Фактически тем самым была запущена система отрицательного отбора, при которой худшие выбирали ещё более худших. Всего за два года из 355 тысяч офицерских должностей осталось только 150 тысяч.

В первую очередь из армии были уволены самые опытные и подготовленные офицеры - они автоматически попали под сокращения как «достигшие предельно возраста».