Достижения советских геологов. §10

Известный отечественный геолог А.Е. Ферсман писал:"мне хочется извлечь сырой,на первый взгляд неприглядный материал из недр Земли...и сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию" раскройте значение этих слов

Ответы:

Этот геолог хотел найти залежи нефти

Похожие вопросы

  • где Бетховен получил музыкальное образование? семейное положение композитора?
  • зі словосполученням прийшла осінь скласти речення
  • социальной демографической группой являются
  • З яких клітин складається листок?
  • как решить задачу на прямой линии 10 кустов так что расстояние между любыми соединениями кустами одно и тоже начинает расстояние между крайними кустами составляет 90 штук
  • мир который нас окружает
  • Придумай сценарий утренника "Первый снег".План запиши в "Рабочую тетрадь".
  • спортивные секции занимаются 60 учащихся причем мальчиков в 4 раза больше чем девочек сколько мальчиков занимается в секции
  • Какой город в Украине ближе к Польше?
  • Помогите пожалуйста.Сон также необходим нам, как пища.Выбери условия, при которых сон будет более полноценным.1. Лучше ложиться спать: рано, поздно, в одно и то же время.2. В конце дня лучше: погулять, посмотреть захватывающий фильм.3. Перед сном лучше: почитать, поесть.4. Постель должна быть: жёсткая, нежёсткая, мягкая.5. Спать лучше: при свете, в темноте.6. Плохо спится: в прохладной комнате, в духоте.7. Сну не помешает: тихая музыка, любимая музыка, полная тишина.8. Чтобы поскорее заснуть, лучше подумать: о нерешённой задаче, о приятном, о том, что завтра рано вставать.

Любовь к «прекрасному миру камня» проявилась у Александра Евгеньевича Ферсмана едва ли не в младенческую пору и прошла через всю жизнь, как единодушно признают исследователи жизни, творчества и научной деятельности ученого - О.Баян в книге «Разведчик недр» (Л., 1959) и Д.И.Щербаков в своем труде «А.Е.Ферсман и его путешествия» (М., 1953).

Сам Ферсман пишет: «…я очень хочу вас увлечь в этот мир, хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря, туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы найдем, чем заняться; и в мертвых скалах, песках и камнях мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная».

Увлечь в этот мир ученый хочет вас, наши юные читатели. И именно для детей и молодежи А.Е.Ферсман в 1926 году написал книгу «Занимательная минералогия», которая при жизни автора переиздавалась 12 раз.

Третье издание (М., 1953 год) представлено в нашем Музее детской книги.

Вы, наверно, спросите, а что может быть увлекательного в камне? Камень - это мертвая часть природы: булыжник мостовой, простая глина, известняк тротуаров, драгоценный камень в витрине музея, железная руда на заводе и соль в солонке.

Александр Евгеньевич Ферсман ответил бы вам так: «…Каждый камень живет своей жизнью - растет, изменяется со временем, сохраняет отпечатки растений и животных, которых уже нет, откладывается в животных организмах (желчный, молочный, мочевой и другие камни).

Но, конечно, самое замечательное происходит в громадных печах и домнах заводов – таинственный процесс сгорания, плавления, улетучивания камня. Из невзрачного темного булыжника можно извлечь сверкающее серебро, из красной рудной массы добыть жидкую ртуть, а простой колчедан превратить в тяжелую жидкость серной кислоты».

Разве не интересно? Не увлекательно? Как вы считаете?.. И если, прочитав книгу Ферсмана «Занимательная минералогия» или биографические очерки о нем Щербакова Д.И. «Ферсман и его путешествия» и Баян О. «Разведчик недр», которые есть в нашем Музее детской книги, вы хоть немного загоритесь желанием узнать мир камня, то книги сделали свое дело и написаны не зря.

Но прежде, чем вы заинтересуетесь минералогией и ее исследованиями, давайте узнаем немного о биографии самого выдающегося искателя и исследователя минеральных богатств нашей страны Александра Евгеньевича Ферсмана.

А.Е.Ферсман родился 27 октября (8 ноября) 1883 года в Санкт-Петербурге. Его отец, по образованию архитектор, после турецкой кампании остался на военной службе, так как слабое зрение не позволяло ему работать по специальности.

Мать Александра – образованная женщина - любила естественные науки, была хорошей пианисткой и художницей. Брат ее, оказавший большое влияние Александра Евгеньевича, химик по специальности, жил в Крыму, недалеко от Симферополя, на берегу реки Салгир. Здесь, в Тотайкое, где семья Ферсманов проводила обычно лето, шестилетний Саша начал собирать коллекции камешков. Этот интерес к камню получал большую поддержку со стороны матери и дяди.

Так уж получилось: одни дети в детстве любят машинки всякие, другие собирают бабочек и жучков, а Сашина самая любимая игрушка, самое глубокое детское увлечение – камешки. Начитавшись сказок о «подземном царстве», Саша воображал, что где-то глубоко под землей, за неведомыми запертыми дверями находятся пещеры, полные сверкающих самоцветов.

Но как проникнуть туда? Где найти таинственный ключ? Эта мысль не оставляла мальчика.

Как-то раз Саша вместе с сестрой Верой пробирались по темному ходу каменоломни. Осторожно ступая по скользким камням, прислушиваясь к мелодичным звукам падающих капель, к неясным шорохам и стукам, он старательно нащупывал небольшие пустоты, заполненные кристаллами. При каждой находке он радостно восклицал:

Опять тальянчики (кварц с хорошо образованными гранями - Ю.У.)! Да сколько их тут!

Вера, а Вера, – вдруг обратился он к сестре, - как ты думаешь, может быть, здесь уже начинается подземное царство?

Не успела Вера обдумать, что ей сказать, как Саша сам ответил себе.

Нет. Оно ведь заперто, а ключ мне не найти.

А вдруг и найдешь! – сказала Вера, желая ободрить брата.

В самом деле?! – обрадовался Саша – Может быть, он лежит где-нибудь здесь под камнем. Давай поищем!

Нам пора домой, - уклончиво ответила Вера. Она знала, что никакого подземного царства не существует, а, значит, и никакого ключа от него нет. Но ей не хотелось объяснять это брату, разбивать дорогую для него мечту. Вера была уже не рада, что невольно подала ему эту нелепую мысль. Ведь, не найдя ключа, Саша будет очень огорчен. Что сделать, чтобы избежать этого?

И вдруг ей пришла счастливая, как ей показалось, мысль. В нянином ящике лежит никому не нужный большой ржавый ключ. Она возьмет его и подложит под камень. Вот обрадуется Саша, когда найдет!

Саша действительно необычно обрадовался находке. Раскрасневшийся, возбужденный он прибежал домой с криком:

Нашел, нашел ключ! Теперь увижу все самые красивые камни! Только я не знаю, где дверь в подземное царство. Пойдем, мама, со мной, покажи мне ее, - и он тянул за руку мать.

Та ничего не понимала:

Какой ключ? Где он?

Вот! – и Саша с сияющим видом торжественно поднял над головой свою находку.

Да ведь это старый выброшенный ключ от нашего чулана, - сказала Мария Эдуардовна, - где ты его взял?

Это я подложила его в «пещере» под камень, - виновато потупившись, ответила Вера. – Я хотела порадовать Сашу.

Мальчик понял, что его обманули. Он выронил ключ, опустился на пол и залился горькими слезами.

Мать подняла Сашу с пола, усадила к себе на колени и, вытирая слезы платком, ласково, но уверенно сказала:

Не горюй, родной! Ключ от подземных богатств ты непременно найдешь. Учись. Ищи этот ключ в науке. Она даст его тебе.

Прошло много лет напряженной учебы и исканий… Теперь Ферсман-студент с улыбкой вспоминал свои детские радости и огорчения.

Особенно большое значение для дальнейшей научной деятельности Александра Евгеньевича и укрепления его интереса к минералогии имел Московский университет, куда он пришел в 1902 году из Новороссийского (Одесского) университета. Кафедра минералогии Московского университета возглавлялась в то время Владимиром Ивановичем Вернадским, сыгравшим исключительную роль в истории этой науки и в судьбе Ферсмана.

Владимир Иванович подошел к столу Ферсмана и, вскинув на лоб большие очки, близорукими глазами пристально стал всматриваться в штуф кварца (Штуфы – крупные куски породы, состоящие из разных минералов. – Ю.У.). Ферсман с трепетом ждал вопросов. Он знал, что профессор не пропустит ни одного, даже мелкого включения.

А что это за темный кристаллик? – спросил Вернадский.

Турмалин, – ответил Ферсман (Турмалин – минерал очень сложного состава, содержащий редкий элемент бор, применяется как сырье в электропромышленности, а также в ювелирном деле. – Ю.У.).

А желто-красный?

Монацит. (Минерал, содержащий редкие элементы, добывается из россыпей. – Ю.У.).

А вот эту золотисто-желтую полосочку заметили? Что это?

Циркон. (Минерал, содержащий редкие элементы, используется в медицине, металлургической промышленности, керамике. – Ю.У.).

И вы уверены в этом?

Совершенно уверен.

По каким признакам определили?

Ферсман дал подробный, обоснованный ответ. Вернадский остался доволен своим талантливым учеником. Он предугадал в Ферсмане будущего крупного минералога. Беда только в том, что ради минералогии Ферсман иногда запускал другие предметы. И Вернадский с отеческой заботой спросил:

А как у вас с ботаникой? Кажется, тройка? Подтянитесь. В дипломе вы должны иметь круглые пятерки.

По окончании университета, в 1907 году, Александр Евгеньевич отправился в научную командировку за границу. Он работал в Гейдельберге в кристаллографической лаборатории, где написал большую монографию об алмазах.

После двухлетней заграничной командировки Ферсман возвратился в университет. Он преподает, работает в Геологическом музее, принимает участие в первой своей научной экспедиции на Урал. Затем была Средняя Азия, Хивинская тундра и много других, порой нехоженых земель. Вся жизнь прошла в дороге.

Рассматривая фотографии Александра Евгеньевича Ферсмана, очень трудно представить себе, что этот тучный, массивный человек обладал юношеской легкостью в движениях, что такой с виду «кабинетный» ученый в жилетке и с цепочкой на животе прошагал тысячи километров по местам, которые можно с полным правом назвать труднодоступными районами планеты.

Во время путешествий поражала нетребовательность и невзыскательность Александра Евгеньевича. Он мог передвигаться на чем угодно, спать в любой обстановке и питаться крайне ограниченным количеством самой простой пищи.

Александр Евгеньевич любил ездить в поезде. Вагонная обстановка не только не мешала его личной работе, но, видимо, даже способствовала ей, так как можно было освободиться от постоянно окружавших его людей. Он любил говорить, что, будучи создан природой в «форме шарообразного тела», вынужден постоянно «катиться».

Не один десяток лет упорного труда и собирания материала в разных местах нашей Родины, главным образом на Урале, а также и за границей, привели Александра Евгеньевича, наконец, к новым для науки выводам, имеющим мировое значение.

«Ключ», о котором говорила мама в детстве Саше, найден. Ферсман открыл новые законы перемещения химических элементов в земле. Значение этих законов и явилось тем «ключом» от недр, который Ферсман много лет искал.

Теперь этот ключ ваш, и для того, чтобы им воспользоваться, учитесь, наблюдайте за природой, собирайте коллекцию необычных камней и минералов. И если вас заинтересовала минералогия, наука, которой всю жизнь занимался А. Е. Ферсман, дерзайте!

Александр Евгеньевич дает начинающему минералогу советы:

1. Собирай минералы в природе и наблюдай их там.

2. Собирай и наблюдай минералы, которыми пользуется рядом находящийся завод.

3. Составляй коллекцию минералов.

4. Посещай минералогические музеи.

5. Выращивай дома кристаллы.

6. Читай книги по минералогии.

Когда заинтересуешься камнем и захочешь им заняться посерьезнее: минералогия требует знания химии, физики и геологии, и хороший минералог должен быть хорошо знаком с этими основными науками. Прежде всего, надо заняться химией, чтобы сделаться минералогом, - таков основной совет.

И самое главное, будь активен и энергичен, и ты проникнешь в тайны минералогии.

В небольшом рассказе о большой жизни А. Е. Ферсмана молодые годы занимают, быть может, неподобающе обширное место. Но это делается умышленно. На примере жизни Александра Евгеньевича особенно хорошо видно, как важен прочный фундамент, который закладывается в юные годы под здание дальнейшей жизни. Этот достойный подражания пример жизни полезен для каждого молодого человека, какую бы профессию он не избрал.

Ферсман прожил большую, красивую, полную интереса жизнь, насыщенную пафосом труда.

На его письменном столе осталось лежать предисловие к большому труду, подводившему итоги его горячей любви к камню. В нем он писал:

«Я хочу увлечь читателя в новый мир – мир камня и в ряде бесхитростных очерков раскрыть богатства камней великой страны самоцветами и цветными камнями. Подобно красоте благоухающих цветов, красоте линий, тонов и форм, создаваемых творческим гением человека, я вижу в самом камне заложенные в нем элементы красоты. Мне хочется извлечь сырой, казалось бы, неприглядный материал из недр земли и на солнечном свете сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию. Я хотел рассказать в моих очерках не только то, что узнал, вычитал и выяснил, сколько то, что сам пережил, что видел собственными своими глазами, с чем сроднился в своих многочисленных поездках по Уралу, Алтаю, Забайкалью, Крыму и островам Средиземного моря. Да, впервые я увлекся самоцветами больше тридцати лет назад, когда судьба занесла меня на остров Эльбу. Здесь среди южной ласкающей природы Средиземного моря дивный розовый турмалин так прекрасно гармонировал с серой гранитной породой, а сверкающей красной сталью геманит ярко блестел и ослеплял глаза. Потом много лет все мои часы и думы были заняты алмазом. Тысячи, десятки тысяч природных кристаллов проходили через мои руки. Величайшие законы кристаллографии вытекали из мельчайших деталей строения алмазов, и широкие проблемы зарождения камня в глубинных расплавах земли увлекали меня к другим драгоценным камням. И эти же интересы, полные любви к камню и самоцвету, уже с 1912 года перенесли меня в дебри Урала, и в течении почти двадцати лет каменные богатства недр Алтая, Забайкалья и Уральского хребта приковали мое внимание, давая материал для исследований».

Российские ученые и последователи Ферсмана продолжают начатое им дело. Они открывают неизвестные ранее закономерности в природе, находят все новые и новые богатства в недрах нашей земли. С теплым чувством благодарности вспоминают они о Ферсмане.

Заслуги Ферсмана перед Отечеством велики. В Ильменском заповеднике, в Хибинах установлены мемориальные доски памяти ученого.

Академик

Александр Евгеньевич

8/09-1883г. 20/05-1945г.

Крупнейший советский минералог и геохимик,

один из первых организаторов Ильменского заповедника

имени В. И. Ленина.

Работал в Ильменских горах в период с 1912 по 1942.

В нескольких музеях и научно-исследовательских институтах учреждены стипендии его имени. А. Е. Ферсман был ученым-практиком. В память о нем Академия наук каждые три года присуждает премию имени Ферсмана молодым ученым - минералогам и геохимикам - за лучшие работы, имеющие не только теоретическое, но, главным образом, практическое значение.

Ферсман всегда горячо звал молодежь в науку, но самым боевым призывом является пример его собственной жизни, полной самоотверженного труда на благо любимой Отчизны.

Есть люди, с именем которых ассоциируются важные события и свершения целой исторической эпохи. В науке к числу таких людей можно отнести выдающегося ученого, неутомимого искателя природных богатств академика Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945 гг.). Это был блестящий ученый-естествоиспытатель, геохимик и минералог, кристаллограф и геолог, географ и краевед. Всю свою жизнь А.Е. Ферсман отдал поискам и внедрению в народное хозяйство минеральных ресурсов страны, развитию науки, подготовке молодых специалистов, пропаганде научных знаний.

А.Е. Ферсман очень много путешествовал: себя он называл «пожирателем пространств ». Только в путешествиях по Крыму, с которым он прямо или косвенно был связан на протяжении 55 лет своей жизни, он преодолел, по нашим подсчетам, более 13 тысяч километров! Истинный землепроходец и краевед, он исследовал все ландшафты Крымского полуострова: минералы и пещеры Главной горной гряды, грязевые сопки Керченского холмогорья, лечебные грязи (илы) Сакского региона... В Крыму написаны его первые научные статьи (1905 г.). Крыму академик А.Е. Ферсман посвятил и свою последнюю прижизненную опубликованную работу (1944 г.).

А.Е. Ферсман родился в Петербурге, обучался в Одесском университете, окончил Московский, однако именно в Крыму родилась у него и осталась на всю жизнь любовь к камню.. Без преувеличения можно сказать, что ученый был создан Крымом. Александр Евгеньевич называл Крым своим «первым университетом».

«Он научил меня , - писал ученый, - интересоваться природой и любить ее. Он научил меня работать, раскрывать тайны природных богатств, и не в быстром осмотре, проезжая на автомобиле или на лошади, а упорно, ползая на четвереньках, в течение многих дней изучая одну и ту же скалу, следя за всеми извилинами исследуемых едва заметных жил, строя по отдельным мелочам и деталям картину прошлого и фантазируя о будущем».

По существу первые шаги в науку будущий академик сделал здесь в возрасте 7-10 лет. На небольшой каменистой горке к юго-востоку от Симферополя, в долине Салгира, вблизи дачи, где его родители проводили лето, целые дни пропадал любознательный Саша Ферсман. Как тут все было интересно! Разноцветная галька в русле реки, кусочки изверженных пород лакколитоподобных массивов - «неудавшихся» крымских вулканов - каждый красивый камешек, каждый необычный минерал был открытием для юного природоведа. Вот совершенно потрясающая находка - жилка сверкающего горного хрусталя в серо-зеленых диабазовых скалах! За ней следовали новые и новые удивительные образцы, так что детская коллекция росла с каждым днем... «Много лет подряд занимала нас наша горушка под Симферополем» , - писал впоследствии, вспоминая о своих детских и юношеских годах, академик А.Е. Ферсман.

Шли годы. Любовь к камню, страсть к минералам, словно магнит, увлекали будущего ученого все дальше от дома. Особенно богатыми были минералогические сборы в Курцовской каменоломне вулканических пород в 6-7 километрах от Симферополя (с. Курцы, ныне с. Украинка). Юный Ферсман много раз доверху наполнял свой рюкзак замечательными образцами. Чего только не было там - и тонкие, ломкие иголки люблинита, и небольшие кристаллы ярко-зеленого эпидота, и красивые розоватые сростки уэлльсита, и зеленые корки пренита. И первым настоящим научным открытием стало обнаружение «горной кожи» - редкого минерала палыгорскита.

Небольшие экскурсии за камнем вскоре уступили место продолжительным походам и поездкам по Крыму - к выходам вулканических пород у мыса Фиолент близ Балаклавы, древнему вулкану Карадаг у Коктебеля, на гору Кастель у Алушты, в Феодосию, Керчь, Евпаторию, Саки... В ферсмановской коллекции минералов появились образцы удивительных карадагских камешков - полудрагоценные халцедон, сердолик, агат, яшмы, а рядом - керченские железные руды, мраморовидные известняки Главной Крымской гряды, белые и розовые кристаллы соли. Вместе с расширением маршрутов экскурсий и объема коллекций формировался географический кругозор, укреплялось призвание к науке о минералах.

В 1905 году, будучи студентом Московского университета, под руководством академика В.И. Вернадского А.Е. Ферсман готовит и публикует первую научную работу с описанием минералов Крыма. За нею следует целая серия статей (1906-1910) о барите и палыгорските, леонгардите и ломонтите, уэлльсите и цеолитах.

При таком стремительном научном взлете молодой ученый оставался очень скромным человеком. Об этом свидетельствует содержание его письма к В.И. Вернадскому. В 1906 г. Александр Евгеньевич писал своему учителю:

«Прежде всего я кончил статью о баритах; все написал и приготовил ее для печати. Получилось нечто скучное и растянутое. Может быть, прислать ее Вам? Больше всего я сидел над палыгорскитом. Почти два месяца я провозился с этим минералом и пришел к некоторым результатам. Хотя статья о палыгорските и написана мной, тем не менее я не решаюсь послать ее Вам, так как многое в ней является слишком смелым и недоказанным в характеристике палыгорскита как самостоятельного минерального вида. Закончив полный анализ этого минерала из Симферополя.., я надеюсь по Вашем приезде только прочесть ее (статью) Вам...»

Остается добавить, что все эти работы вскоре были опубликованы в академических изданиях.

Уже став профессором, А.Е. Ферсман за заслуги в минералогическом познании Крыма в 1911 г. был избран членом Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы. К нему, уже признанному знатоку Крыма, академик В.И. Вернадский обращается в 1912 г. с просьбой «достать для Академии минералы Крыма». А.Е. Ферсман вскоре отвечает: «Везу с собой массу палыгорскита из Курцов, напал на хорошую, чистую жилу...». Кстати, впоследствии минералами из месторождений, открытых ученым, пополнились многие геологические музеи страны и мира.

Каждого исследователя всегда влекут новые идеи, новые перспективы, а подготовка научных статей требует много интеллектуальных сил и времени. В 1913 г. А.Е. Ферсман пишет: «Палыгорскиты мои, слава богу, закончились печатанием, и я могу заняться своей геохимией». В те годы ученый уже приступил к разработке основ этой молодой науки, и мы по праву считаем Александра Евгеньевича - вместе с академиком В.И. Вернадским - ее основоположником. В 1914 г. «Записки Крымского общества естествоиспытателей» публикуют первую научную работу А.Е. Ферсмана в этой области - «Химическая жизнь Крыма в ее прошлом и настоящем».

В последующие годы А.Е. Ферсман занимался исследованием соляных озер Крыма (ему, в частности, первому удалось установить хронологию Сакского озера), Керченских железорудных месторождений, грязевых вулканов, месторождений кила - крымской глины. Теперь ученому приходилось на основе геолого-минералогического анализа решать задачи хозяйственного использования природных богатств Крыма. Чудесные кристаллы синего вивианита в железных рудах Камышбуруна (близ Керчи) теперь привлекали его внимание не своей красотой, а тем, что свидетельствовали о значительном содержании фосфора в руде. Становилась реальной перспектива использования фосфористых руд в металлургии. Голубовато-зеленый кил оказался интересен своими отбеливающими свойствами и возможностью использования его для сухой рафинации нефтяных и жировых продуктов. Эти и другие вопросы нашли отражение во многих научных трудах А.Е. Ферсмана.

Академик обычно принимал непосредственное участие в трудоемких полевых исследованиях наравне с другими, без скидки на ранги. Его ученик, известный исследователь соляных богатств Крыма профессор А.И. Дзенс-Литовский так описывает работу на Сакском озере:

«С раннего утра мощная фигура Александра Евгеньевича маячила на озере, дамбах и перемычках озера и соляных бассейнов... С геологическим молотком в руке, двадцатикратной лупой на груди и оттопыренными карманами, набитыми образцами озерного гипса и друзами различных солей, он босиком, засучив брюки, бродил по колено в соляной рапе озера».

В годы индустриализации страны особенно ярко проявилось умение ученого увязывать научные исследования с решением практических задач.

«Мы не хотим быть фотографами природы, земли и ее богатств , - писал А.Е. Ферсман. - Мы хотим быть исследователями, творцами новых идей, завоевателями природы, борцами за ее подчинение человеку, его культуре и его хозяйству».

Десятилетняя упорная, поистине героическая исследовательская работа в условиях Заполярья, в Хибинах, приводит А.Е. Ферсмана к открытию здесь богатейших залежей апатита, нефелина и других полезных ископаемых, на базе которых выросли мощные промышленные предприятия. В Средней Азии, в центральной части пустыни Каракум, геолог обнаруживает большие запасы исключительной по качеству серы. Он руководит многочисленными экспедициями по исследованию Урала, Сибири и других районов страны.

А.Е. Ферсман был ректором первого в стране Географического института в Ленинграде, а позднее - деканом географического факультета университета, организатором и руководителем Уральского филиала Академии наук.

Очень часто в своих лекциях, научных докладах и статьях А.Е. Ферсман обращался к примерам из природы Крыма, с увлечением рассказывал о его минеральных богатствах и геохимической жизни. Профессор А.И. Дзенс-Литовский, слушавший удивительно богатые по содержанию ферсмановские лекции, приводит отрывки из них:

«Среди всех картин химического прошлого Крыма особенно интересны те моменты, когда нарушилось равновесие земной коры и глубокие разломы открыли вход расплавленным массам. С них, собственно, и начинаются в Крыму наиболее интересные страницы геохимии, которая протекает уже в наши дни...».

«Еще слишком мало исследована эта химическая жизнь Крыма. Изучение минералогии Крыма только начинается, и систематическое исследование горных пород ждет вас...».

Эти слова выдают настоящего ученого: много знающего, но не удовлетворенного достигнутым, жаждущего новых открытий и нацеливающего на них молодое поколение.

Будучи человеком огромной эрудиции, А.Е. Ферсман опубликовал 1500 научных работ по разным отраслям знаний. Из них 36 написаны на крымские темы.

А.Е. Ферсман - автор ряда книг, ставших настольными для наших школьников: «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Воспоминания о камне», «Рассказы о самоцветах», «Путешествия за камнем» и других. Написанные в живой, увлекательной форме, они отразили глубокую любовь их автора к минералам и минералогии. Не случайно писатель А.Н. Толстой назвал А.Е. Ферсмана «поэтом камня».

Даже в годы, когда деятельность академика А.Е. Ферсмана уже не была непосредственно связана с Крымом, он неоднократно бывал здесь, посещая месторождения минеральных ресурсов. В начале 1930-х годов в составе совета Крымской комплексной экспедиции по изучению соляных озер им была предпринята новая поездка в Крым. Кроме целевых экспедиционных проблем, его заинтересовал тогда вопрос о наличии пресных подземных вод в песчано-ракушечных прибрежных косах. В 1939 г. ученый проводит геохимические исследования крымских месторождений минералов. Тогда же в «Докладах Академии наук СССР» была опубликована его статья «К геохимии и минералогии Крыма».

За годы работы в Крыму он первым нашел и описал несколько десятков минералов. Это был существенный вклад в собрание более чем трехсот минеральных видов, известных здесь сегодня.

Нельзя забывать и о том, что А.Е. Ферсман (совместно с В.И. Вернадским) внес существенный вклад в подготовку нового поколения отечественных географов и геологов - исследователей Крымского полуострова. Среди них можно назвать С.В. Альбова, П.А. Двойченко, А.И. Дзенс-Литовского, А.И. Моисеева, П.М. Мурзаева, Б.А. Федоровича, Д.И. Щербакова и других. О том, как оценивал учитель своих учеников, как способствовал их научному росту, мы можем судить, например, по впервые публикуемым нами отрывкам из отзыва А.Е. Ферсмана о научной деятельности минералога-крымоведа П.М. Мурзаева (1938 г.).

«П. М. Мурзаев принадлежит к молодому поколению минералогов и окончил Крымский университет в 1924 году... Он прошел хорошую школу профессора С.П. Попова, который выработал в нем, с одной стороны, точное наблюдение природных явлений, умение их описывать и изучать существующими методами минералогии, - с другой.

Первые его работы, связанные с изучением минералов Крыма, как раз характеризуют его как точного минералога, владеющего всеми методами научной работы. В других работах «Мурзаев показал себя как опытный геолог-геохимик, умеющий справляться с картированием и геологической съемкой... удачно справился с очень сложной темой...

На основании изложенного, исходя из ширины научных интересов П.М. Мурзаева, я считаю его вполне подходящим для занятия кафедры профессора в одном из наших университетов».

До самого конца жизни А.Е. Ферсман не утратил научного интереса к краю, вдохновившему его на научный поиск. В 1944 г., радуясь освобождению Крыма от фашистских оккупантов и стремясь помочь быстрейшему восстановлению его хозяйства, разрушенного войной, он опубликовал в журнале «Природа» статью об ископаемых богатствах полуострова. Публикация подытоживала накопившиеся к тому времени свежие данные о местных минеральных ресурсах.

В этой работе А.Е. Ферсман отмечает, что на Крымском полуострове имеются 47 химических элементов таблицы Менделеева (в более поздней своей работе «Геохимический очерк Крыма», опубликованной посмертно, в 1959 г., он насчитывает 54 элемента). Ученый подразделяет их на 4 группы: элементы преобладающего значения, второстепенного геохимического значения, малого значения и элементы, наличие которых требует подтверждения. Здесь же он производит классификацию элементов «с чисто промышленной точки зрения» , определяющей характер поисковых и разведочных работ. Далее А.Е. Ферсман характеризует полезные ископаемые Крыма, выделяя три важнейшие группы: железные руды, разнообразные соли озер, орнаментовочные и строительные материалы. Он классифицирует их по экономическому значению на ископаемые: 1) всесоюзного или общемирового значения (железные руды, строительные материалы; соли магния, натрия, калия, кальция, хлора, брома и йода); 2) общего значения для юга СССР (флюсовые известняки, трасы, изверженные породы, кил, ракушечники, цементные мергели, глины зеленые, поделочные халцедоны, агаты и яшмы); 3) местного значения (уголь, нефть, асфальт, горючие газы и др.); 4) неизвестного значения (гелий, фосфориты, трепел и др.). Ученый с гордостью отмечает:

«в Крыму... открыто и изучено около 200 месторождений полезных ископаемых, начиная с самоцветов для украшений и кончая ценнейшими известняками для мраморов Московского метро и чистыми известняками для флюсов металлургических заводов».

А.Е. Ферсманом поставлена задача освоения и активной охраны замечательной крымской природы, в том числе минеральных ее богатств.

В заключение статьи, которую мы цитируем, ученый-патриот пророчески писал:

«И теперь, когда наш прекрасный Крым пережил тяжелые годы нашествия варваров и оккупацию, он с его живительным солнцем и морем скоро сумеет залечить свои раны, и снова Крым превратится... в богатейший музей природы».

В память о замечательном ученом поселок близ Симферополя, где он начинал свой путь в науку, называется ныне Ферсманово, а близлежащий карьер в вулканических породах на берегу Симферопольского водохранилища - Ферсмановским. В Карадагском природном заповеднике оригинальная стенка-дайка древнего вулкана носит имя А.Е. Ферсмана. На здании школы-интерната в Ферсманово в 1973 г. в честь академика была установлена мемориальная доска, текст которой гласит: «Здесь в детские и юношеские годы жил академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945 гг.) - выдающийся советский минералог и геохимик». А старый «Ферсмановский дом» - архитектурный памятник на правобережье Салгирской долины в пос. Ферсманово, хорошо заметный с трассы Симферополь-Алушта и несколько напоминающий «Ласточкино гнездо» - сильно обветшал и ждет реставрации, с надеждой, что здесь мог бы разместиться в будущем Ферсмановский минералогический музей Крыма.

Вспомните

Какие полезные ископаемые вам известны?

Существуют топливные полезные ископаемые – торф, уголь, нефть (осадочное происхождение).

Рудные полезные ископаемые – руды цветных и черных металлов (магматическое и метаморфическое происхождение).

Нерудные полезные ископаемые – горно-химическое сырье, строительные материалы, минеральные воды, лечебные грязи.

Это я знаю

1. Что такое земельные ресурсы? Минеральные ресурсы?

Земельные ресурсы – территория, пригодная для расселения людей и размещения объектов их хозяйственной деятельности.

Минеральные ресурсы – природные вещества земной коры, пригодные для получения энергии, сырья и материалов.

2. Каково значение минеральных ресурсов в жизни человека?

Минеральные ресурсы – основа современного хозяйства. Из них получают топливо, химическое сырье, металлы. От количества и качества минеральных ресурсов во чаще всего зависит благосостояние страны.

3. Чем обусловлено размещение полезных ископаемых?

Размещение полезных ископаемых обусловлено их происхождением.

4. Какие закономерности можно установить в размещении полезных ископаемых?

Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ. Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.

5. Где сосредоточены основные нефтегазоносные месторождения?

Основные нефтегазоносные районы сосредоточены в шельфовых зонах – Северное море, Каспийское море, Мексиканский залив, Карибское море; осадочных чехлах платформ – Западная Сибирь; предгорных прогибах – Анды и Уральские горы.

7. Выберите верный ответ. Полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены в основном: а) к щитам платформ; б) к плитам платформ; в) к складчатым областям древнего возраста.

Б) к плитам платформ

Это я могу

8. Используя схему «Образование горных пород» (см. рис. 24), объясните, какие превращения происходят с горными породами в результате круговорота веществ.

В результате круговорота веществ, происходит превращение одних полезных ископаемых в другие. Первичными можно считать магматические горные породы. Они образовались из излившейся на поверхность магмы. Под действием различных факторов магматические породы разрушаются. Обломочные частицы переносятся и осаждаются в других местах. Так формируются осадочные горные породы. В складчатых областях происходит смятие горных пород в складки. При этом часть из них погружаются на глубину. Под действием высоких температур и давления они переплавляются и превращаются в метаморфические горные породы. После разрушения метаморфических горных пород вновь образуются осадочные породы.

Это мне интересно

9. Считается, что в каменном веке почти единственным полезным ископаемым был кремень, из которого изготавливали наконечники стрел, топоры, копья, рубила. Как, по вашему мнению, изменились с течением времени представления людей о многообразии полезных ископаемых?

Представления людей о многообразии полезных ископаемых с каменного века очень быстро менялись. После кремня люди очень быстро нашли медь. Наступил медный век. Однако медные изделия для использования были непрочными и мягкими. Прошло еще немного времени, и люди познакомились с новым металлом - оловом. Олово - очень хрупкий металл. Мы можем предположить, что произошло так, что кусочки меди и кусочки олова попали в огонь или костер, где они расплавились и смешались. В результате появился сплав, объединяющий в себе лучшие качества как олова, так и меди. Так и была найдена бронза. Период бронзового века - это время, начиная с конца четвертого- до начала первого тысячелетия до нашей эры.

Как мы все знаем, железо в чистом виде не встречается на Земле - его нужно добыть из руды. Для этого руду нужно нагреть до очень высокой температуры, и только после этого из нее можно выплавить железо.

То, что века были названы в честь полезных ископаемых, говорит о их огромном значении. Использование все новых полезных ископаемых открывает для человека новые возможности и может коренным образом изменить все хозяйство.

С тех прошло очень много времени и сейчас люди используют огромное количество минеральных ресурсов для разных целей. Разведка и добыча минеральных ресурсов актуальная задача для хозяйства во все времена.

10. Известный отечественный геолог Е.А. Ферсман писал: «Мне хочется извлечь сырой, на первый взгляд неприглядный материал из недр Земли… и сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию». Раскройте смысл этих слов.

Минеральные ресурсы, при извлечении из их из земной коры чаще всего имеют вид далекие от внешнего вида продукта, который из него получают. Они действительно представляют собой неприглядный материал. Но при правильном подходе, переработке из этого материала можно извлечь много ценного для человека. Ферсман говорил о ценности недр Земли, о необходимости их изучения и разумного подхода к этому.

Но ученые занимались не только теоретическими вопросами геологии. Они тщательно исследовали геологическое строение отдельных районов, в том числе отдаленных районов Сибири и труднодоступных горных местностей.

Геологическое изучение Средней Азии связано с именем талантливого ученого и неутомимого путешественника И. В. Мушкетова (1850-1902). Отважный геолог работал в горах Тянь-Шаня, на Алтае, на Памире. Он поднимался в высокогорные районы, проходил по труднодоступным снежным перевалам. Мушкетов исследовал и описал геологическое строение этих горных систем, изучал ледники, месторождения полезных ископаемых. Он составил руководство по геологии, которое не потеряло значения и в наше время.

В далекой Сибири в 70-х и 80-х годах прошлого столетия работал геолог-самоучка И. Д. Черский (1845-1892). Он впервые подробно исследовал берега оз. Байкала, Забайкалье и дал правильное описание сложного геологического строения этого района. Когда Черский, вызванный из Иркутска в Петербург, поехал на почтовых лошадях по унылому Сибирскому тракту, то и в пути он продолжал геологические исследования. Работы Черского долгое время были незаменимым пособием при изучении геологии Сибири.

В 1891 г. Академия наук организовала экспедицию на р. Колыму. Возглавил ее Черский. В составе экспедиции были его жена и двенадцатилетний сын. Здоровье Черского в это время сильно пошатнулось, и путешествие оказалось для него последним. Он умер в пути, на берегу р. Колымы. Советские геологи, высоко чтя память неутомимого исследователя Сибири, назвали один из высочайших горных хребтов Колымы хребтом Черского.

Чтобы лучше организовать совместную работу геологов в России, в 1882 г. было создано особое учреждение - Геологический комитет, в котором объединились почти все геологи страны. Первой его задачей было составление геологической карты Европейской России в масштабе 10 верст в 1 дюйме .

С конца 70-х годов прошлого века стали собираться международные геологические конгрессы . В них участвовали и русские геологи. VII Международный геологический конгресс собрался в 1897 г. в Петербурге. Члены конгресса совершали научные экскурсии в различные районы России.

Конгресс, созванный в России, был поистине торжеством русской геологической науки. При разрешении многих вопросов геологической науки особое значение стало придаваться трудам русских геологов.

В XX в. развивающаяся промышленность в России требовала все больше угля, железа, цветных и других металлов. Нужно было искать новые месторождения. К этому же времени в науке были сделаны крупнейшие открытия: Д. И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, французские физики супруги Кюри открыли явление радиоактивности элементов, немецкий физик Рентген обнаружил лучи, носящие теперь его имя. Эти открытия имели большое значение для геологической науки. Появилась новая наука - геохимия. Одним из основателей ее был крупнейший русский ученый В. И. Вернадский.

Ученый доказал, что минералы только на первый взгляд представляют собой как бы «мертвые», безжизненные тела. На самом деле они оказываются продуктами различных химических процессов и, находясь в недрах Земли, подвергаются непрерывным изменениям. Задача минералогов состоит в изучении свойств минералов, условий их образования и дальнейших изменений в природе.

«Я положил в основу широкое изучение минералогических процессов земной коры, обращая основное внимание на процесс, а не только на исследование продукта процесса (минерала), на динамическое изучение процессов, а не только на статическое изучение их продуктов»,- писал ученый.

Задача геохимии - изучение закономерностей образования и распространения элементов в нашей планете.

Если мы знаем, при какой температуре и каком давлении образуются определенные минералы, то, зная условия, в которых образовались горные породы, залегающие в определенном районе, можно предсказать, какие руды в этом районе могут встретиться.

Таким образом, геохимия имеет огромное практическое значение, так как дает научную основу для поисков полезных ископаемых. Особого расцвета геохимия достигла благодаря трудам талантливого ученика Вернадского A. Е. Ферсмана.

Исследованиям Сибири всю жизнь посвятил советский геолог акад. В. А. Обручев (1863-1956). В Сибири Обручев начал работать еще в 1888 г. в качестве первого и единственного штатного геолога. Ученый работал в Прибайкалье, занимаясь геологическими исследованиями при постройке Сибирской железной дороги, а затем совершил длительное путешествие по Китаю и Центральной Азии.

В. А. Обручев установил сложное геологическое строение Забайкалья. Он доказал, что Сибирь, так же как и Европа, в прошлые геологические времена покрывалась льдом. В. А. Обручев занимался исследованием вечной мерзлоты и создал новую науку - мерзлотоведение. Им были описаны многие месторождения полезных ископаемых Сибири и Алтая. Труды Обручева создали целую эпоху в познании геологического строения Сибири. Ценнейшие работы B. А. Обручев осуществил уже в годы Советской власти.

Исследуя минералы и горные породы, ученые стремились раскрыть тайну внутреннего строения земного шара. В жизни Земли бывают моменты, когда внезапно проявляются ее внутренние силы и слегка приоткрывается завеса, скрывающая глубокие недра. Это - землетрясения. Сведения о них имеются в древних летописях; их изучением занимались многие ученые, в частности в конце XIX в. А. П. Орлов, выдающийся геолог И. В. Мушкетов, Л. А. Ячевский и др.

А. П. Орлов составил «Каталог землетрясений Российской империи». Этот каталог дополнил и издал после смерти Орлова И. В. Мушкетов.

Особенно же детально начал изучать землетрясения в России Б. Б. Голицын (1862-1916). Он организовал на Пулковской обсерватории сейсмическую станцию , ставшую впоследствии одной из крупнейших станций мира.

Голицын изобрел новую конструкцию прибора, регистрирующего землетрясения,- сейсмографа. В настоящее время почти все сейсмические станции мира снабжены точнейшими сейсмографами системы Голицына. Благодаря работам Б. Б. Голицына, Г. В. Левицкого и других ученых в России развилась наука о землетрясениях - сейсмология.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .