Досуговая деятельность и ее значение в дошкольной педагогике. Досуговая деятельность как важный элемент воспитания студенческой молодежи вуза

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Игнатьева Ольга Леонидовна
Сумский национальный аграрный университет
старший преподаватель кафедры иностранных языков


Аннотация
Данная статья посвящена анализу досуговой деятельности как важной составляющей эстетического воспитания студентов. На современном этапе вопроса формирования личности студента не менее важно, чем подготовка конкурентоспособного специалиста. В воспитательном процессе в высших учебных заведениях эстетичное воспитание, главным аспектом которого является формирование эстетичной культуры личности студента, играет очень важную роль. В статье автор акцентирует внимание на особенностях эстетичного воспитания в процессе досуговой деятельности студентов в высших учебных заведениях.

LEISURE-TIME ACTIVITY AS A SIGNIFICANT COMPONENT OF THE AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

Ignatieva Olga Leonidovna
Sumy National Agrarian University
senior teacher of the foreign languages department


Abstract
The subject of this paper is the analysis of the leisure-time activity as a significant component of the aesthetic education of students. Nowadays, the formation of student’s personality is not less important than training of a competitive specialist. The aesthetic education, the main aspect of which is the formation of aesthetic culture of student’s personality, is of primary importance in an educational process in higher educational establishments. In this paper, the author emphasizes some specific features of the aesthetic education in the process of students’ leisure-time activity in higher educational establishments.

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатьева О.Л. Досуговая деятельность как важная составляющая эстетического воспитания студентов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

Ускорение социально-экономического развития общества, интенсификация производства, демократизация и осложнение общественных отношений, сложный и всеобъемлющий процесс перестройки актуализируют проблему обеспечения непрерывности воспитательного влияния, диктуют необходимость использования воспитательного потенциала всех сфер жизнедеятельности личности, включая сферу свободного времени.

В принципе проблема умного использования свободного времени не новая. Особенность и новизна ее заключается в необходимости полностью перестроить формы общественной организации досуга, которые сложились, сделать их предметом постоянного беспокойства не только клубных заведений, каждого коллектива, каждого региона государства, каждого общественного института, которые разрешают социальные и воспитательные проблемы. В этой социально-культурной ситуации повышается роль культурно-просветительной работы как педагогики свободного времени.

Содержание досуга всегда раскрывается в конкретных видах деятельности. Некоторые исследования насчитывают в сегодняшнем досуге до 400 таких видов и форм. Эти досуговые занятия могут быть активными и пассивными, физическими и умственными, коллективными и индивидуальными. Они могут проходить дома или в общественных местах, самостоятельно или под руководством специалистов, но каждый раз должны обеспечивать рекреацию, снижать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку и в то же время стимулировать дальнейшее развитие личности.

Воспитательный потенциал досуга оказывается тогда, когда не заполняется чем-то случайным, а в нем есть цель, желание и стремление. Удовлетворение одной потребности порождает другую, новую потребность, поэтому изменения в сфере досуга должны быть направлены на переход от простых к более сложным формам потребностей: от физических – к духовным, от индивидуальных – к общественным, от пассивности – к активной деятельности. Структура досуга, которая отвечает прогрессивному усложнению и развитию потребностей личности представляется рядом уровней деятельности, которые отличаются культурной значимостью.

Все сферы жизнедеятельности человека информационно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные состояния могут быть самыми разнообразными: радость, грусть, стыд, гнев, испуг, безразличие, презрение и т. д. Другая картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко уменьшается или полностью исчезает информация, порожденная нерушимыми видами занятий. Возникает вакуум, который человеку придется заполнять самому, иначе ему угрожает информационный голод. Рядом с этим возникает голод эмоциональный. Стремление выйти из этого психологического состояния побуждает человека к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а с позитивной эмоциональной расцветкой, впечатлениями, в которых переживание доминирует над познанием, то есть к развлечениям.

«Традиционно развлечениями называют такие виды досуговой деятельности, которые создают условия для веселья, приятного времяпровождения, отвлечения от повседневных обязательных дел, предоставляют удовольствие» . На этом уровне досуг уже становится в какой-то степени целеустремленной, организованной и активной деятельностью. Развлечениями можно считать также прогулки, игру, участие в коллективных экскурсиях или путешествиях, посещение концертов, дискотек, кинотеатров, выставок, музеев, коллекционирование и так далее. Деятельность на уровне развлечений отвечает социально-психологическим потребностям личности и лучше всего проходит в небольших, неформальных коллективах, в группах свободного общения, в семье.

Для людей, которые находятся на уровне развлекательного досуга, важную роль играет зрелище в самых разнообразных формах. Игнорировать потребность в зрелищах – значит, обеднить досуг людей. Действенность зрелищ во многом определяется характером вызванных эмоциональных переживаний. Зрелище адресовано не одному человеку, оно не для каждого отдельного зрителя, а для группы зрителей, для всей публики. Человеческое общество в данном случае – могучий резонатор, который усиливает индивидуальные эстетические переживания и вызывает коллективную эмоцию.

Развитие и усложнение досуга всегда идет параллельно с расширением духовных запросов и потребностей личности, с обогащением мотивов ее деятельности. Духовное наполнение досуга органично связано с возможностью человека владеть средствами его рациональной организации.

Духовность – способ развития личности, это, образно говоря, встреча с самим собой – своей душой, внутренним «Я», выход на ценностные инстанции формирования личности и ее менталитета; ведущий фактор смысловой гармонизации, сочетания образа мира с моральными законами.

Как писал гениальный Г.Сковорода, человек рождается дважды: физически и духовно. Около духовной колыбели стоит духовный наставник – учитель, который становится ребенку вторым отцом, матерью, потому что прививает его душе высокие моральные качества веры, надежды, любви, глубокого уважения к родной земле, своему роду, народу, государству. Духовное рождение Г.Сковорода считал истинным, поскольку человек постигает «божественное в себе», а зародыши его духовности есть в сердце от рождения («философия сердца»), но они не сразу осознаются, потому что им противостоят могучие силы темной телесности.

Духовного человека, по мнению Г.Сковороды и других отечественных мыслителей, создает путь добра: через познание, осознание и понимание своей истинной духовной природы, своего назначения в мире .

Духовность – специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе понимания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. Все вместе они складывают духовный мир человека, чем обеспечивают его социально-психологическое здоровье, культурные, эстетические и духовные потребности. По мнению некоторых современных исследователей и, в частности, Ж.Юзвак, под духовными потребностями мы понимаем «стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их созданию в процессе духовных разновидностей деятельности. К индивидуальным ценностям принадлежат интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. Общечеловеческие ценности включают человечность, добро, красоту, справедливость, знание» .

Досуговое время – часть свободного времени, которая в значительной степени выполняет восстановительные функции. Причем специфика этого процесса заключается в свободном выборе варианта как способа возобновления сил. Сюда принадлежат, как считают исследователи, такие элементы:

1. Культурная потребность индивидуального характера (газеты, журналы, книги, радио-, телепередачи).

2. Культурное потребление публично-зрелищного характера (кино, театры, концерты, выставки и тому подобное).

3. Физические занятия (зарядка, купание, спортивные секции, туризм и др.).

4. Товарищеское общение (встречи дома, в кафе, ресторанах, на улице, в клубах).

5. Развлечения, обусловленные желанием абстрагироваться от серьезных дел, дать разрядку умственному и физическому напряжению, создать хорошее настроение, весело провести время.

6. Пассивный отдых – бездельничанье, дела, не вызванные прямой необходимостью возобновления сил, хотя в определенных пределах они и исполняют эту роль (например, прогулки без четкой цели).

7. Расходы времени, которые можно отнести к антикультуре (злоупотребление алкоголем и его последствия, бесцельное времяпровождение свободное от четкой цели, желаний, потребностей, антиобщественные поступки и так далее).

Изучая и анализируя процесс воспитания досуговой культуры и свободного времени молодежи, нельзя не отметить, что доминантой этого процесса является деятельность заведений культурно-досуговой сферы. Значительные изменения в обществе, а именно: экономические, социальные, политические, научно-технический прогресс, информационное пространство, свобода деятельности нуждаются в поиске новых форм и методов деятельности этих заведений. «Нет потребности убеждать, что понятие «клуб» стало ассоциироваться с местом скучным и неинтересным, каким-то олицетворением бюрократизма в сфере свободного времени. Это результат вырождения его сущности, с тех пор, как он стал деталью идеологической машины тоталитарного режима. Клуб нового типа – качественно другое общественное формирование, свободное от политических наслоений, заорганизованности, формализма, жесткой регламентации внутренней жизни. Это заведение должно способствовать удовлетворению растущего интереса к своей истории, культурно-художественным истокам, бытовым традициям, обрядности» .

Прогнозируя формирование художественно-эстетической культуры личности, следует отметить, что одной из существенных особенностей усовершенствования видов художественно-эстетической культуры (кроме чтения) есть то, что оно (усовершенствование) не может быть обеспечено в достаточной степени каким-то одним типом заведения (клубом, филармонией, театром, выставочным комплексом и так далее). Каждый из них в работе с посетителями дублирует или дополняет друг друга жанрами, видами, формами и методами организации культурной деятельности: вечер, концерт, представление, встречи и т.д.

Контакт со студентом каждого из этих заведений отдельно, как пример, не имеют системы. Анализ практической работы заведений культурно-досуговой сферы позволяет утверждать, что функции главного звена по формированию художественно-эстетических потребностей и воспитания досуговой культуры могут и должны взять на себя именно заведения клубного типа: дворец культуры, клуб, культурный комплекс, культурно-досуговый центр, клубные творческие объединения. В этом случае их деятельность будет аналогичной библиотеке, которая вместе с заведениями книгоиздания, книготорговли, союзами писателей и журналистов являются главной в цепи организации чтения.

Такой подход представляется нам правомерным по некоторым объективным причинам:

Заведение клубного типа, государственное оно или ведомственное, более тесно связано с деятельностью коллектива, в котором учится студент;

Цели и задания заведения клубного типа наиболее близки к решению проблем воспитания и формирования культурных и эстетических потребностей студента и их развития в сфере свободного времени;

Эти учреждения имеют кадры, профессиональная подготовка которых осуществляется с целью организации культурно-досугового развития населения и формирования других эстетических потребностей.

Понятно, что определение клуба главным в цепи системы организации культурного развития личности никоим образом не отрицает работу других заведений культурно-досуговой сферы. Деятельность личности в отрасли искусства или культурно-досуговой практики имеет много сложностей и проблем, обусловленных как объективными, так и субъективными факторами.

На сегодняшний день главный изъян в развитии эстетических потребностей людей – отсутствие в Украине государственной целеустремленной программы, направленной на их систематическое развитие и усовершенствование. «На западе, скажем в Англии, во всех школах (государственных) введено обязательное прослушивание и анализ песен ансамбля «Beatles» и других значительных роковых артистов. Детям и молодежи пытаются привить умение критически оценивать музыкальный материал» . Безусловно, в нашем государстве существуют некоторые документы, направленные на музыкальное воспитание людей и повышение их культурного уровня. Все это осуществляют как государственные, так и коммерческие учреждения (шоу-бизнес). Но результаты их работы пока что мало заметны.

По нашему мнению, дальнейшее развитие заведений культурно-досуговой сферы может идти несколькими путями, связанными с экономическими и социальными проблемами как государства в целом, так и конкретного региона. Один из таких путей – развитие культуры и культурной деятельности населения при условии сокращения бюджетного финансирования. Сравним данные бюджетного финансирования заведений культурно-досуговой сферы Сумской области за 2008 и 2012 гг. В 2008 г. контрольная цифра бюджетного финансирования на содержание этих заведений составляла 6,5 млн. гривен. В 2012 году – 4,9 млн. гривен . Понятно, при таком сокращении финансирования невозможно вести речь о совершенствовании развития заведений культуры. В настоящее время этих средств едва-едва хватает на заработную плату культработникам. Таким образом, на первый план все больше выходит дотация этих заведений из местных бюджетов. Мы считаем, что, невзирая на прямую зависимость развития культуры и культурной деятельности населения от государственной политики, законы государства позволят территориям, органам развития сфер услуг и производства товаров народного потребления рассматривать культурную политику и культурную деятельность населения области, района, города, села как главный путь интенсификации отрасли «культура» по формированию и воспитанию художественно-эстетических и культурных потребностей личности.

При условии нестабильности экономической ситуации в государстве промыслы и сельскохозяйственные предприятия не сразу станут рентабельными. Некоторые из них могут вообще прекратить существование. Другие перейдут к разным формам собственности. По этим причинам не все из них смогут давать средства от прибыли на развитие социально-культурной сферы своего региона, даже невзирая на значительное сокращение заведений этой сферы. Если в 2008 г. в Сумской области насчитывалось 1674 заведений культуры, то в 2012 г. их было только 1399 . Кроме того, нестабильность экономики не могла не повлиять на финансовое положение населения, на уровень его достатка и расходов, а, следовательно, его культурные потребности удовлетворятся не полной мерой.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе досуговой деятельности студенты обогащаются различными качествами личности. Занятия в досуговых заведениях (самодеятельных театрах, музыкальных и художественных студиях, клубах самодеятельной песни и т.д.), посещение выставок, музеев, театров, концертов способствует развитию у них эстетического вкуса, а, следовательно, и воспитанию эстетической культуры. Также необходимо наличие государственной целеустремленной программы, направленной на систематическое развитие и усовершенствование развития эстетических потребностей людей. А это в свою очередь послужит важной составляющей развития эстетической культуры.

Введение

1 Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности

2 Субъективные цели, мотивы, методы и формы культурной-просветительной деятельности

3 Субъекты и функции культурно-досуговой деятельности

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

1 Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

Самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

Человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания.

Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга людей в культурно - досуговых учреждениях предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность опрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.

Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для культурно-досуговые учреждения «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.

Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой - в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это можно назвать личностным выбором деятельности. Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. И третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания, углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности человека.

И третья сфера - это развитие самосознания личности. Здесь осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности, формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальных отношений. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт, творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы освоения действительности. Это и является важным положением, которое означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-досуговые учреждения.

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями. Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.

2 СУБЪЕКТИВНЫЕ ЦЕЛИ, МОТИВЫ, методы и формы культурно-просветительной деятельности

Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Главное в досуге - гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.

Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.

Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга - мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.

Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием.

Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуговых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для самого человека, так и для общества.

Методика социально-культурной деятельности как механизм реализации теории в практическую деятельность учреждений культуры. Цели деятельности учреждения культуры как конкретизации функции социально-культурной деятельности. Цель как идеальная модель и проектируемый результат деятельности учреждения культуры. Осознание цели как важнейший фактор определения направления деятельности учреждения культуры. Основные требования к определению целей деятельности учреждений культуры.

Методика социально-культурной деятельности как процесс определения целей, средств, методов и форм социально-культурной деятельности.

Закономерности функционирования общей методики социально-культурной деятельности. Особенности частных методик социально-культурной деятельности. Особенности специальной методики социально-культурной деятельности. Основы взаимодействия общих, частных и специальных методик в деятельности учреждений культуры.

Средства интеллектуально-эмоционального воздействия в социально-культурной деятельности. Классификация и характеристика средств интеллектуально-эмоционального воздействия на личность.

Слово как ведущее средство в социально-культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно-просветительной деятельности. Закономерности использования художественных средств в социально-культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно-просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально-эмоциональной выразительности социально-культурной деятельности.

Метод как совокупность способов, приемов, средств социально-культурной деятельности с целью воздействия на личность или группу людей. Метод как проявление сущностных особенностей системы действий, ведущих к достижению целей.

Основные методы социально-культурной деятельности: Метод театрализации. Метод иллюстрирования. Метод игры.

Досуг - это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Виды досуговой деятельности:

Самообразование

Общественная деятельность

потребление культурных ценностей

Занятие спортом

Туризм и путешествия

Развлечения

Общение с людьми

Общение с природой

Пассивный отдых

Рациональный досуг - это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.

Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

3 СУБЪЕКТЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организации. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности подразделяются на:

1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об индивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:

Самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятельно-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Самодеятельными субъектами выступают многочисленные любители охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;

Субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, порыбачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предоставляют им такие возможности;

2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

Руководящий состав профессиональных организаторов досуга ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугового и В целом социокультурного сервиса. Представители этой группы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

Профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации - представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией - артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;

Высококвалифицированные работники и специалисты разных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

Рядовые исполнители и производители услуг в области досуга - работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

Вспомогательный персонал - технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незримые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие тепла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещениях, надежную работу техники и др.;

Представители исполнительной и законодательной власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

Лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функции, связанные с финансированием, а также предоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.

Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на примере организаций Российской Федерации):

· учреждения федеральной собственности;

· учреждения субъектов РФ;

· учреждения муниципальной собственности;

· организации частной собственности физических или юридических лиц.

Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:

· производящие товары и продукты культурного назначения (полиграфические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народных промыслов и сувениров и др.);

· оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрационные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);

· осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

· культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;

· отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:

· коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;

· некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. - общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;

· смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации - в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.

Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий.

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)

Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баршай В.М. Активные игры для детей: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

2. Григорьев А.И. Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 2007

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Профиздат, 2005

4. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001

5. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учебное пособие. - Санкт Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2005

6. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: МГИК, 2005

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: «Академия», 2002

8. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - Санкт Петербург: Питер, 2007

9. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. - М.: «Академия», 2000

10. Дукачева Л.В. Планирование клубных мероприятий: Выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004.

11. Клеппер Е.В. Положение об образовательно-культурном центре: положение о новом типе культурно-досуговом учреждении //Клуб. - 2003

12. Карманов А. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика. - 2006.

К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношениях подростка:

1. Ускоренное и неравномерное развитие подростка в период полового созревания:

    неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;

    «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;

2. Изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что объясняется следующими причинами:

    так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;

    чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;

    повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременном внимании к мнению сверстников.

3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:

    активное формирование потребности общения со сверстниками обостряемое стремлением к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах асоциального поведения;

    половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям.

Важно учесть, что кризисность подросткового возраста может быть преодолена при условии, если учебно-воспитательный процесс, воспитательные условия взрослых будут строиться с учетом психофизиологических закономерностей, тех сложных изменений, которые переживает подросток.

Помимо психофизиологических предпосылок, которые характеризуют нормальное развитие в этом возрасте, существуют психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию подростка. К ним относятся:

    Нервно-психические заболевания и отклонения. Психические патологии (олигофрения, психозы, психопатии, неврозы) зачастую тесно связаны с неблагоприятными конфликтными отношениями в семье.

    Социальная адаптация умственно отсталых детей. Умственная отсталость затрудняет социальную адаптацию. При особых неблагоприятных условиях они легко попадают под десоциализирующее влияние взрослых (преступников).

    Пограничные явления, проявляющиеся у детей с отклоняющимся поведением. А.Е. Личко выделяет 11 типов акцентуации характера.

Акцентуации характера это «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего прослеживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим».

Причины, приводящие к акцентуации характера, связаны прежде всего, с условиями семейного воспитания, а также с различными повреждениями головного мозга (черепно-мозговые травмы и т.п.). Чаще всего эти факторы на столько взаимосвязаны, что вызывают серьезные затруднения при определении первопричинности поведения подростка.

Поэтому эффективная профилактика отклоняющегося поведения должна предполагать комплекс мероприятий, как социально-педагогического, так и медико-социального характера, направленных на оздоровление среды и коррекцию поведения подростков.

Завершая рассмотрение проблемы психобиологических предпосылок асоциального поведения, можно сделать такие выводы:

    В качестве психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения могут выступать различные нервно-психические отклонения и патологии, акцентуации характера, отставания в умственном развитии.

    Эффективная ранняя профилактика может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического характера.

    Важным условием эффективной воспитательно-профессиональной деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит минимизировать количество педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей подросткового возраста.

1.3 Формы организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств оптимизации социо-культурной среды окружающей человека. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиться.

Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него».

Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И его коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками девиантного поведения.

Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием.

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно отнести массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.

Яркой формой организации зрелищных представлений являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

В подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.

В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека клуб. Существует два вида дискотеки просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

Особую роль в развитии духовных начал личности подростка играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорту, обучению шитью, техническому творчеству.

«В целевой установке культурно-досуговой деятельности можно выделить несколько приоритетных позиций, в их числе:

    увеличение степени самостоятельности ребенка с дошкольного возраста, подростка, взрослого в выборе и реализации досуговых потребностей, его способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать возникающие проблемы досуга;

    создание условий, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной мере привить досуговую инициативу, творческие возможности». 1

Хотелось бы выделить основные направления культурно-досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он - герой нашего времени» и т.д.

профилактики как : образовательные учреждения...
  • Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы (2)

    Курсовая работа >> Психология

    ... Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы § 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста § 2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения ...

  • Девиантное поведение подростков (5)

    Курсовая работа >> Социология

    Менее Девиантное поведение как средство повышения... культурно -досуговую и спортивно-оздоровительную занятость детей, подростков и молодежи; 7. привлечение к профилактической деятельности ... профилактике наркомании Профилактическая деятельность , как ...

  • Педагогические условия социализации личности подростка с девиантным поведением

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... поведения подростка . Поэтому эффективная профилактика правонарушителей должна предполагать комплекс мероприятий, как ... социализации подростков с девиантным поведением способствует культурно -досуговая деятельность , она является одним из важнейших средств ...

  • Савченко Виктория Сергеевна

    студентка 3 курса, кафедра педагогики и психологии АмГУ, г. Благовещенск

    Бурдуковская Елена Анатольевна

    научный руководитель, канд. пед. наук, доцент АмГУ, г. Благовещенск

    Несмотря на все процессы, происходящие в нашем обществе и влияющие на изменение личностных структур и взаимоотношений между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания молодежи.

    Жизнедеятельность студенческой молодежи предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция .

    В специальной литературе существуют различные точки зрения относительно того, что представляет собой досуг. Он часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и д. р.). Большинство ученых считают досуг способом осознания себя в свободное время, его организации и планирования, включённости в какую-то деятельность и управления ею.

    Досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами учёбы, работы, семьи, политики .

    Для молодёжи содержанием досуга является не только отдых и развлечения, но и решение жизненно важных проблем, т. к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции . Одним из важнейших направлений организации жизнедеятельности студенческой молодёжи является развитие досуговой деятельности. Досуговая деятельность – это целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека . В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания молодого поколения .

    В высших учебных заведениях студенческий досуг является важнейшим звеном воспитательной работы, которая носит системный плановый характер. В процессе воспитательной работы в рамках студенческого досуга создаются оптимальные условия для формирования у студентов нравственности и трудолюбия, развития общей культуры и творческой одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала.

    На базе Амурского государственного университета в этом направлении было проведено исследование, которое показало, что 6% студентов посвящают свободное время учёбе, абсолютное большинство (67%) - отдыху и развлечениям, другие (27%) не дали однозначного ответа, отметив, что занимаются «всем понемногу». Полученные результаты говорят о том, что сфера досуга должна быть подвергнута пристальному вниманию и, в случае необходимости, корректировке, дабы сделать досуг студентов разнообразным и полезным с социальной точки зрения.

    Из вышеизложенного следует необходимость определения факторов, влияющих на выбор досуга студентов. Большинство студентов (53%) при выборе досуга руководствуются собственными интересами; около 40% опрошенных ориентируются на денежные средства; 7% на мнение друзей и знакомых; ни один из опрошенных студентов не прислушивается к мнению родителей и не отмечает влияние социального статуса на выбор досуга. В этом выражается стремление молодых людей к независимости и уверенности в себе.

    При выборе культурно-развлекательных учреждений 42% молодых людей опираются на стоимость входного билета, 32% на шоу-программу; 10% на время работы и престиж заведения; 6% на аудиторию, контингент и ни один из опрошенных не придает большого значения обслуживанию. Сопоставив полученные данные можно проследить тенденцию коммерциализации сферы досуга и ограниченности досуговой сферы студентов материальными благами. В силу финансовых затруднений 93% студентов вынуждены себя ограничивать при выборе досуга и лишь 7% могут себе позволить любой отдых.

    Так какие же заведения посещают студенты? Согласно полученным данным 43% отдают предпочтения кафе и ресторанам, 19% кинотеатрам; 14% концертам и ночным клубам, 10% спортивным комплексам. Нельзя не отметить, что в целом студенты отдают предпочтение различным кафе, ресторанам, барам, ночным клубам – местам, где можно отдохнуть, расслабиться(в том числе употребляя спиртные напитки). Активные, здоровые формы досуга отходят на второй план, уступая место более увеселительным и не требующим больших физических усилий мероприятиям.

    Среди респондентов прослеживается активность и заинтересованность в культурной жизни университета - 53% опрошенных всегда в курсе предстоящих мероприятий, но сами участия не принимают; 13% принимают активное участие во внеучебной жизни; 34% вообще не интересуются культурной жизнью вуза, что указывает на невысокую активность студенческой молодёжи в сфере организации собственного досуга в стенах вуза.

    Молодёжь сама должна проявлять инициативу в организации своего досуга и рациональном использовании свободного времени. В ходе проведения данного исследования мы выяснили, что 20% студентов кардинально бы изменили свой досуг, 80% - немного бы изменили свой привычный отдых. Это говорит о том, что в целом у молодых людей нет полной удовлетворённости своим досугом, как впрочем и желания что-либо менять в его организации.

    Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью, сетью культурно-досуговых учреждений и т.д .

    Ценностные ориентации на досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей. Последние обуславливаются качествами, присущие молодёжному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у молодого человека возникает проблема ориентации в многообразии жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяется среди категорий: добро, зло, честь, достоинство, право, долг. Особенно активно проявляет себя студенческая молодёжь, досуг которой существенно отличается от других возрастных групп в силу присущей ей социальной роли.

    Для того чтобы досуг студентов носил воспитательный характер и был направлен на позитивные изменения в структуре их личности необходимосоздавать оптимальные условия для гармоничного развития всех качеств, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. Воспитательная работа вуза будет носить более целенаправленный и плановый характер в том случае, если будетсистематизирована сфера досуга в вузе. Что подразумевает более тесный контакт и преемственность между различными его аспектами и структурами. В таком случае включаясь в досуговую деятельность студент автоматически вовлекается в самые разнообразные мероприятия, организуемы профессионалами и носящие воспитательный характер. Будучи увлеченные такой работой молодые люди будут сами заинтересованы в проведении своего свободного времени с максимальной пользой.

    При этом огромное значение необходимо придавать самоуправлению студентов. Самоуправление вырастает вокруг подготовки и реализации конкретных коллективно-творческих дел, проектов, событий. В результате, мы получаем социально-полезную досуговую деятельность студентов, организующих подобные мероприятия, а также организованный досуг всех задействованных лиц. Одной из форм самоуправления является студенческий совет. Студенты, занятые в работе студсовета, получают навыки общения, планирования и организации деятельности, учатся анализировать, работать в команде, привлекать дополнительные силы. Необходимо привлекать как можно больше студентов к непосредственному участию в самоуправлении.

    В заключение отметим, что сегодня востребованы новые формы организации досуговой деятельности студентов, где они могут приобрести опыт организации собственной жизнедеятельности и успешно социализироваться. В своём исследовании, кроме анализа существующей ситуации, связанной с досугом студенческой молодёжи, мы предполагаем раскрыть новые возможности его организации на различных площадках – студенческое общежитие, факультет, группа. Например, это может стать создание творческих мастерских, таких как:

    • - «Лечебница социальных проблем» - имитация деятельности социальной клиники – учреждения, где ставится «диагноз» болезням общественной жизни и намечаются пути их излечения. Способствует воспитанию социальной активности, гражданского самосознания и ответственности, а также социальной зрелости.
    • - «Лечебница социальных проблем» - имитация деятельности социальной клиники – учреждения, где ставится диагноз болезням общественной жизни и намечаются пути их излечения. Способствует воспитанию социальной активности, гражданского самосознания и ответственности, а также социальной зрелости.
    • - «Локатор общественного мнения (ЛОМ)» - выявление общественного мнения как состояния массового сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, проблемам, выражающее позицию одобрения или осуждения большинства и регулирующее поведение отдельных индивидов и групп. Развивает гласность и открытость, приобщает к цивилизованным формам решения проблем коллектива, воспитывает активную гражданскую позицию.
    • - «Бартер позитивными качествами характера» - обмен информацией о своих сильных сторонах, с выделением тех качеств, которые студент наиболее ценит в других и желает выработать в себе, затем обмен комплиментами и в заключении обмен советами, как выработать требуемое качество. Способ личностной рефлексии, который вырабатывает адекватную самооценку, выступает стимулом для самовоспитания лучших нравственных качеств, способствует улучшению микроклимата в студенческом коллективе.

    Такие мастерские позволят не только организовать содержательный и интересный досуг студентов, но и решать задачи их социализации и личностного становления, удовлетворения познавательных, профессиональных и других потребностей.

    Список литературы:

    1. Каплан М. Основные модели досуга. М.2008. 198 с.
    2. Клубоведение: Учебное пособие. Под ред. Ковшарова В.А. – М.: Просвещение, 2005.- С. 29-46.
    3. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб: 1996. 360 с.
    4. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Автор-составитель Мардахаев Л.В. – М: Изд. центр «Академия», 2002 г. – 368 с.
    5. Фатов А. Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления // Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.
    6. Шеховцова Е.Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели, 2004 2790

    Муниципальное казенное учреждение

    дополнительного образования

    «Центр внешкольной работы»

    рп.Михайловка

    Доклад

    Тема: «Дополнительное образование или досуговая деятельность

    как средство воспитания социальной активности детей»

    Подготовила

    Малыхина Ирина Федоровна

    педагог дополнительного образования

    Дополнительное образование или досуговая деятельность

    в разные возрастные периоды

    Досуговая деятельность дошкольников (3 - 7 лет)

    Досуговая деятельность в условиях детского сада является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников при соблюдении следующих условий:

      поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы;

      психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами;

      модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности.

    Педагогическая технология развития творческого потенциала дошкольников в продуктивной досуговой деятельности разрабатывается в логике индивидуально-дифференцированного подхода, психолого-педагогического сопровождения ребенка и выстраивается поэтапно.

    Этап 1 - "Путешествие в мир волшебников" - направлен на освоение детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности. Работа на данном этапе строится в зависимости от уровня детской умелости в продуктивной деятельности. Данный этап включает "пошаговое" конструирование образовательного процесса. Первый шаг - "Удивительный мир волшебников" - формирует (закрепляет) общие представления детей о продуктивных видах деятельности (конструирование, работа с деревом, рукоделие, изобразительная деятельность), развивает познавательный интерес.

    Наиболее эффективным для возникновения познавательного интереса

    является организация в детском саду всевозможных выставок работ родителей, например "Чудеса вокруг нас", а также экскурсии в этнографический музей, разные формы работы с детской художественной литературой, дидактические игры. Организация наблюдения творческих трудовых процессов взрослых, беседы об изготовлении разных видов материалов (ткани, древесины, пластмассы, бумаги) и инструментах, используемых в деятельности, позволяют детям приобрести систематизированные представления о продуктивных видах деятельности, их творческой направленности. Появление у дошкольников стремления осуществлять продуктивные виды деятельности самостоятельно, овладение представлениями о структуре продуктивной деятельности, ее творческой направленности послужили основой для перехода ко второму шагу, суть которого в освоении базовых умений в продуктивных видах деятельности (работа с деревом, вышивание, конструирование, рисование), обеспечении освоения позиции субъекта, создании возможности ребенку для реализации свои творческих замыслов в деятельности.

    Основной формой работы являются сказочные путешествия по стране Мастеров с игровыми персонажами (Лоскутик, Веселый Молоточек, Волшебная Кисточка, Кирпичик), что позволяет естественным образом включать детей в проблемные ситуации, разрешая которые, они осваивают базовые умения в продуктивных видах деятельности.

    Презентация педагогами парциальных образовательных программ продуктивных видов досуговой деятельности позволяет познакомить детей и родителей воспитанников с возможным содержанием досуговой деятельности. На основе диагностики детских половозрастных интересов к продуктивным видам деятельности педагог-психолог оказывает помощь ребенку в осуществлении выбора вида деятельности для дальнейшей ее организации в досуге. В результате определяются подгруппы детей, которые проявили желание заниматься в изобразительной студии, Мастерской Умелкина и т.д.

    Характерна положительная динамика в освоении позиции субъекта и развитии творческого потенциала дошкольников. Появляется стремление к творческим проявлениям в деятельности, желание создать неповторимую, индивидуальную поделку с помощью подбора и чередования цвета (вышивка - нитки в узоре, детали конструктора в постройке), украшения (тесьма, блестки, подбор рамочки и т.п.).

    Этап 2 - "Я - волшебник" - направлен на развитие творческого потенциала детей в продуктивных видах досуговой деятельности (конструирование, вышивание, работа с деревом, рисование). На этом этапе определена наиболее оптимальная организация детского досуга небольшими подгруппами (по 4-5 человек), не реже 2-х раз в неделю. Модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности обеспечивает создание образовательного пространства с особой атмосферой творческого взаимодействия в интересном ребенку виде продуктивной деятельности (мини-мастерские, изобразительная студия и др.). Пространственный модуль включает все необходимые материалы и оборудование для данного вида деятельности, а также пособия и игры, побуждающие к творчеству, развитию воображения.

    Тематика досуговой деятельности построена на основе сказочного сюжета, придуманного совместно с детьми. Сказочный сюжет создает эмоциональный настрой, необходимый для творчества. Характерен постепенный рост творческой инициативы детей от принятия игровой проблемы, поставленной педагогом, к придумыванию элементов сказочной ситуации, а затем самостоятельному определению тематики следующей встречи (нового поворота сказочного сюжета). Используется гибкая тактика руководства, где позиция педагога постепенно меняется: педагог - носитель знаний и умений организации продуктивных видов досуга; педагог - координатор досуговых замыслов и взаимодействий; педагог - партнер сотворчества, содеятельности в досуге, демонстратор образцов креативного поведения в деятельности.

    Досуговая деятельность подростков (9-14 лет)

    Виды досуговой деятельности подростков можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, Интернет и пр.) сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.

    Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

    Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).

    Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:

    Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

    Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

    Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу, КВН.

    Досуговая деятельность юношеского периода (15-18 лет)

    Досуговая культура – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга юношества.

    Важную роль в системе досуговой деятельности, и особенно общении старшеклассников играет организация шоу-программ, спецмероприятий, праздничных программ, тематических вечеров, а также занятия в различных творческих студиях, кружках, группах с огромным желанием участвуют в мероприятиях, которые разрабатывали сами, и с не меньшим удовольствием смотрят те программы, в которых участвуют их сверстники. Шоу-программа, представление - непременный атрибут в деятельности молодежных клубов разной направленности. При организации любой такой программы выделяется доминирующий образ, идея, новизна. Программа сочетает доступность и качество, эстетические качества и зрелищность.

    Выбор видов досуговой деятельности индивидуален и зависит от интересов и потребностей, связанных с самовыражением и самореализацией личности.

    Важную роль в культурной социализации старших школьников играет региональная социокультурная среда, в которой развивается личность молодого человека.

    Заключение

    Проблема воспитания социальной активности детей сложна и многогранна. Основной причиной низкой эффективности воспитания социальной активности детей является отсутствие научно-обоснованного подхода к организации данного процесса. Изменение ситуации возможно при внедрении в практику работы учреждений дополнительного образования педагогических средств, повышающих эффективность воспитания социальной активности детей:

      проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности;

      реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг;

      подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.

    Воспитательный аспект имеет особенное значение для деятельности учреждений дополнительного образования. Воспитание в дополнительном образовании имеет следующие особенности:

      в содержании реализуются дополнительные образовательные программы по различным видам деятельности;

      формами организации воспитания являются добровольные детские объединения (кружки, студии, школы, клубы, ансамбли, театры, секции, научные общества);

      основным методом является метод развивающего общения;

      ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;

      уровень взаимоотношений детей и педагогов проявляется в сотрудничестве, сотворчестве

      ребенок - субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации.

    Вывод:

    Социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность в условиях учреждения дополнительного образования имеют свою специфику и отличия от той же деятельности, осуществляемой в рамках общеобразовательной деятельности. Вывод: учреждения дополнительного образования, являясь полноценной единицей социального воспитания, должны и могут способствовать решению собственно социально-педагогических задач.