Дворец в ляличах. Ляличи

Село Ляличи в Суражском районе Брянской области известно огромной усадьбой екатерининского фаворита графа Петра Васильевича Завадовского. Он отстроил ее в 1780-1790-х годах и назвал Екатеринодаром, в благодарность той, которая возвысила его из низов и осыпала щедрыми дарами - чинами, графским титулом и тысячами крепостных душ. Завадовский пробыл в фаворе недолго, но до конца дней остался у вершин власти, занимая уже при Александре пост министра народного просвещения. Проектирование усадебного ансамбля граф заказал самому Джакомо Кваренги. Архитектор в 1785 году упоминал о сделанном им проекте для деревни графа Завадовского. Рассуждая о своей усадьбе, Завадовский писал своему другу Воронцову про "дом, сад, церковь и гроб", намереваясь упокоиться в склепе под величественным храмом. Храм был освящен в честь Св. Екатерины, что тоже говорит о многом. О причастности Кваренги к его проектированию документальных подтверждений не имеется, но архитектура здания однозначно говорит в пользу этого зодчего. Кваренги создал в Ляличах замечательный ансамбль классицизма, как всегда в своем творчестве - строгий и торжественно-величавый. Дворец с крыльями флигелей и куполом над колонным портиком принадлежал к лучшим образцам палладианства в России. А церковь же и вовсе не имеет аналогов со своими башнями на торцах римских колоннад. Размеры храма более подходят для городской площади, чем для сельского пейзажа. Завадовский и сам писал, что "создал церковь каменную, больше чем деревенскую". И дворец и храм получили изысканную внутреннюю отделку по рисункам Кваренги. В большом живописном парке были павильоны и второй "малой" дворец, спроектированный Н.А.Львовым. Ляличам повезло лишь в одном смысле - усадьба была хорошо описана и отснята в начале 20 века. Вышли содержательные очерки Горностаева и Макаренко, богато проиллюстрированные. Общественность уже тогда била тревогу - усадьба разрушалась, гибли на глазах ценнейшие интерьеры Кваренги. А потом были революция, советская власть и война. Мы побывали в Ляличах летом 2004. Можете сравнить - было и стало.




В этом году исполнилось 275 лет со дня рождения нашего земляка, первого министра народного просвещения и, на секундочку, фаворита самой Екатерины II Петра Завадовского . Родился граф в 1739 году в селе Красновичи, что в Унечском районе. А в селе Ляличи (сейчас это Суражский район) 220 лет назад он построил роскошный дворец в честь императрицы. Экскурсию по уникальной усадьбе, вернее , по тому, что от нее осталось, для корреспондента «Комсомолки» провела лектор-экскурсовод ляличского социально-культурного центра Надежда Литвякова .

Алмазный перстень

Ляличи - село небольшое. Живут здесь человек шестьсот. Широкая асфальтированная дорога ведет к самому центру. По бокам - огромные древние липы, им лет 200, не меньше. Школа, дом культуры, несколько магазинов, старая церковь - это центр села. Из-за деревьев виднеются старинные развалины.

Когда-то здесь находилась роскошнейшая усадьба графа Петра Завадовского. По богатству она лишь немного уступала царским дворцам …

46-летняя Екатерина II и 36-летний полковник Петр Завадовский встретились в 1775 году на балу в Петербурге . Императрица устроила его в честь победы в русско-турецкой войне. Граф был одним из героев кампании: с небольшим отрядом он сумел отбить несколько крупных нападений турок и сам провел блестящие атаки. А когда неприятель запросил мира, Завадовский участвовал в разработке Кучук-Кайнарджийского мирного договора.

На балу Екатерина сразу обратила внимание на красивого и статного Петра Васильевича, - рассказывает Надежда Литвякова. – Императрица пошла к нему через весь зал. Она несколько мгновений смотрела ему в глаза, потом сняла с руки один из любимых перстней с бриллиантом и надела на палец Завадовскому. Это был знак высшей похвалы и личного расположения ее величества.

После этого Завадовского назначили личным секретарем Екатерины II. Он занимался перепиской царицы, подготовкой указов и отчитывался только перед ней.

Царский дар

Вместе с благосклонностью императрицы Петр Васильевич получил землю в деревушке Ляличи – 60 тысяч гектаров и две с половиной тысячи крепостных.

В благодарность Завадовский даже переименовал Ляличи в Екатеринин -дар, - говорит Надежда Литвякова. – Усадьба была огромной, граф хотел, чтобы здесь стоял царский дворец. Своего кирпича в Сураже не было. Поэтому Завадовский приказал поставить несколько тысяч крепостных в три ряда от Ляличей до унечского кирпичного завода. Цепочка растянулась на 30 километров. Люди несколько месяцев из рук в руки передавали кирпичи.

Усадьбу строили по проекту знаменитого итальянского зодчего Джакомо Кваренги. В центре, на вершине холма возвышался трехэтажный дом-дворец. Внутри его украшала золоченая лепнина, мраморные статуи и бюсты, шелковые гобелены, картины, золотая и серебряная посуда, хрусталь… Говорят, во дворце было 365 комнат, ровно по количеству дней в году. Ежедневно одну из них готовили к приему Екатерины II.

У каждой комнаты имелось свое название: «Аван-зал» - для торжественных приемов, «Круглый зал» - для танцев. Особенно гости были восторгались «Зеркальным залом», который предназначался для особых торжеств: все стены от пола до потолка здесь были увешаны зеркалами.

Над каждым окном дома красовался барельеф Екатерины II, в каждой комнате стоял ее бюст, - рассказывает Надежда Литвякова. – Самая большая статуя, изображавшая императрицу в полный рост, находилась в вестибюле. По преданию, взглянув на нее, многие дамы падали в обморок, а кавалеры – на колени. Настолько правдоподобно она была сделана. Но сама Екатерина так и не приехала в Ляличи.

А Михайловский замок ниже!

Павел I графа ненавидел. Сразу после смерти матушки он отправил графа в ссылку в Ляличи. Существует легенда: как-то Завадовскому сказали, что император послал к нему ревизию. Мол, дошли до государя слухи, что у Петра Васильевича дом выше, чем Михайловский дворец. Тогда граф велел срочно засыпать первый этаж землей. Все сделали за ночь.

Было ли это на самом деле или нет, могут рассказать раскопки, - поясняет Надежда Литвякова. - Но в Ляличах их никто не проводил. Однако через проломленный пол во флигелях дворца отчетливо виден цокольный этаж, который примерно на два метра уходит под землю.

Ко двору Петр Васильевич вернулся только при Александре I. Внук Екатерины Великой назначил нашего земляка первым министром народного просвещения. Именно при Завадовском в стране появились уездные училища и народные школы, были основаны Казанский и Харьковский университеты. Этот пост граф занимал почти до самой смерти. Скончался Завадовский в 1812 году.

Сударь, вы банкрот

В плане имения кроме дворца значились: церковь святой Екатерины, малый летний дворец, несколько беседок и ротонд, а также огромный парк с каскадом из четырех озер . От былого великолепия сейчас не осталось практически ничего. Большой дом-дворец – в руинах, летний дворец – полностью разрушен, парк – зарос бурьяном. Более-менее сохранилась лишь церковь святой Екатерины. Как случилось, что это чудо, жемчужину русской архитектуры 18 века исчезла?

Все очень просто. После смерти графа его сын Василий не смог поддерживать роскошное имение в должном виде, - рассказывает Надежда Георгиевна. – Василий Петрович был человеком недалекого ума, наделал много долгов, обанкротился и бежал во Францию . Так что роскошный дворец пришлось продать купцам Энгельгардам.

У тех тоже не хватило средств содержать «царские хоромы», пришлось имение перепродать. Так оно и переходило из рук в руки и к началу 20-го века Ляличи было уже не узнать. Все мало-мальски ценное оттуда вывезли, остались голые стены...

Некоторые историки, впрочем, говорят, что банкротство было надумано. Мол, от усадьбы желала избавиться вдова Завадовского Вера Николаевна. Графа она любила, а Ляличи – нет. Ее очень тяготил образ императрицы, который был здесь повсюду.

«Не любим мы сюда ходить…»

Еще в 30-е годы прошлого века у дворца был цел второй этаж. Ляличские ребятишки часто бродили по нему, рассматривали остатки старинной росписи на потолках и стенах. В 50-70-х годах в правом флигеле даже разместили школу. В левом - тракторную мастерскую. В 80-х, когда построили новую школу, - все забросили.

Сейчас к дворцу опасно приближаться: потолок первого этажа может обвалиться в любую минуту, - говорит Надежда Литвякова. – Кстати, в Великую Отечественную ни одна бомба не попала во дворец.

Вся территория дворца в огромных ямах. Это разрушенные подземелья.

Земля может в любой момент уйти из-под ног – обваливаются цокольные этажи и погреба дворца, - предупреждает Надежда Георгиевна. – Да и не любим мы сюда ходить. Можно нарваться на волков . В последнее время их часто видят за селом…

… Чтобы сделать снимки развалин дворца, я подошла к ним поближе. Вдруг послышался жуткий треск и грохот…Прямо на наших глазах рухнула метровая каменная глыба настенного карниза. Под ней мы прошли лишь пару минут назад…

Внутри церкви святой Екатерины - голые стены. Служба здесь идет лишь по большим праздникам. Недавно отремонтировали фасад храма, сделали лестницу, установили главный купол, накрыли крышу.

Мы и этому рады, потому что раньше крыша протекала, не было окон и дверей,- рассказывает Надежда Литвякова. – Здесь постоянно собирались компании, молодежь портила старинную кладку. Сейчас мы хотя бы можем закрывать церковь. Трудно представить, но старожилы рассказывали, что звон ляличских колоколов слышали аж в Красной Горе. А это почти 100 километров!..

Карета императрицы и дама в черном

Как и любую старинную усадьбу, поместье Завадовского окружают легенды. Местные говорят, что по вечерам возле дворца можно услышать цокот копыт и женский смех. А еще перед развалинами нет-нет да и промчится золоченая карета. Рассказывают, что это императрица наконец-то приехала в гости к своему возлюбленному.

А некоторые в сумерках порой замечали на втором этаже, возле остатков колонн, силуэт женщины в черных одеждах. Поговаривают, что это вдова Завадовского Вера Николаевна до сих пор оплакивает своего любимого супруга.

История «графских развалин»

В нашей области немало интересных исторических мест, памятников материальной и духовной культуры, архитектуры, природы, связанных с известными деятелями отечественной науки, литературы и искусства, политики, которые могли бы составить честь любому уголку России, а то и всего мира. Теперь, когда автомашины есть у многих, жители города и области охотно путешествуют по родному краю, бывают в исторических местах, связанных с именами А.К. Толстого, в с. Красный Рог, Ф.И. Тютчева, в Овстуге, посещают поселения, где прежде были знаменитые монастыри, храмы, как, например, ныне возрождаемый Свенский монастырь под Брянском, или Покровский монастырь в Климовском районе. Каждое такое путешествие добавляет к нашим представлениям о своей малой родине что-то новое, побуждает глубже осознавать своё личное место в цепочке поколений, чувствовать связь с предками, которые когда-то давно создали всё, чем мы теперь можем гордимся.

К сожалению, наша причудливая история не всегда даёт повод лишь только для гордости, в разные времена и по разным причинам мы утратили часть своего духовного и культурного наследия, обратив в руины то, чем жители иных зарубежных стран восхищаются и доныне, превратив места своих средневековых замков и дворцов, прекрасных старинных парков в доходное предприятие, привлекающее туристов со всего света. Отрадно, поэтому, узнавать, что в последние годы и в нашей области стремятся возродить некоторые разрушенные памятники истории и культуры, чтобы и мы, и будущие поколения, увидели то, чем славилась прежде наша древняя земля. Об одном таком месте и будет моя новая запись.

В Суражском районе нашей Брянской области сохранились величественные развалины бывшей богатой усадьбы, принадлежавшей когда-то одному из знаменитых екатерининских вельмож, графу Петру Васильевичу Завадовскому. Усадьба, построенная по проекту знаменитого Джакомо Кваренги в далёком от столицы имении Ляличи, тогдашней Малороссийской губернии, поражала современников и потомков своими размерами и красотой. Немного было подобных мест в Российской империи, где богатство владельцев являло себя с такой роскошью и размахом.

На территории 1343 на 1180 метров были возведены грандиозные постройкибольшой дом дворцового типа с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные строения, церковь святой Екатерины и был разбит обширнейший пейзажный парк с летним дворцом, храмом — ротондой, всевозможными «затеями» и статуями. «Затеями» именовались укромные уголки среди парка, гроты, летние беседки, необычные клумбы с невиданными прежде цветущими растениями, крошечные водопады, небольшие пруды и ручейки, которые создавали прохладу в летние дни и придавали рукотворному парку очарование «патриархальной природы».

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Величественное, трёхэтажное в центре, здание, было украшено раскинувшимися закругленными галереями, по высоте равными первому этажу дома, которые соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями. Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов «зеркальный» зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада. Одна из легенд, связанных с этим дворцом, утверждает, что всего в нём было 365 комнат, по одной на каждый день года, и ежедневно одна из них убиралась по-царски, чтобы показать, что хозяин этого великолепия каждый день ждёт свою повелительницу, Екатерину II, в гости. Скорее всего, это просто более поздняя выдумка, но кто теперь может знать точно?!.. Во всяком случае, в старых описаниях дворца говорится, что в нём было 250 помещений.

А другая легенда рассказывает, что, когда Павел I, ставший императором после смерти Екатерины II, узнал о том, что дворец Завадовского выше, чем тогда предписывалось, он послал ревизоров проверить, так ли это, но граф за ночь успел засыпать первый этаж, превратив его в цокольный и, таким образом, избежал обвинения, что его дворец выше Гатчинского дворца самого Павла. Правда, есть сведения, что этот этаж и планировался Кваренги как цокольный, но кому это интересно?! История любит сохранять подобные легенды, где Закон отступает перед хитростью! Ещё рассказывают, что во время постройки дворца, кирпич для него передавался из г. Мглина по цепочке, выстроенной из крепостных графа, это около 25 км.

На старых фотографиях можно увидеть как усадьбу, так и внутренние помещения дворца.




Величие этих построек восхищало и поражало современников и изумляло, да и продолжает изумлять, потомков. Но усадьба разделила судьбу многих подобных грандиозных сооружений, она переходила из рук в руки, постепенно разрушалась и представляла собой печальное зрелище уже накануне революции.

После революции большой дворец был почти до основания разобран, из кирпичей построили фабрику в Сураже, отдельные постройки ансамбля использовались новой властью, там располагалась школа, вероятно ещё что-то, но былое величие утратилось. Лишь в последние годы стали выделяться средства на реставрацию, уже заметно, что частично восстановили храм Святой Екатерины, по планам — впереди восстановление многих объектов, в том числе и дворца.

Максимы русского барина

Судьба самого Петра Васильевича Завадовского (1739 — 1812) очень интересна. Это тот случай, когда человек сделал карьеру из самых низов — благодаря тому, что сначала оказался в фаворитах у Императрицы, а потом сумел проявить себя как умный и деятельный чиновник, занимавший разные посты, он остался в нашей истории. Именно он был первым министром просвещения в России.
На эту должность граф Завадовский был назначен в 1802 году при учреждении Министерств. В ведение его министерства входили Академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний. При Завадовском были учреждены учебные округи, росло количество народных школ, уездных училищ, гимназий. В 1804 году были открыты университеты в Харькове и Казани, а так же педагогический университет на базе учительской семинарии в Петербурге. Жива память о Завадовском и в Прибалтике, где в 1802 году был открыт Дерпский университет, а 4.04.1803г. образован Виленский университет, при котором, по ходатайству П.В. Завадовского, была учреждена главная семинария для священников.

Граф был не чужд и творчества, — ему принадлежит немало метких и остроумных высказываний о разных вещах. Ведь это был великолепный XVIII век, когда вся просвещённая Европа внимала глубоким мыслям великих мудрецов — Руссо, Дидро, Вольтера… Наш русский барин тоже оказался небесталанным, и его мысли, возможно, наивные для его далёких потомков, думаю, ценились и повторялись современниками. Вот, например (спасибо estatez за помощь):

  • Кто две стороны судит, тот лучше видит истину.
  • У нас обычно не привыкли облегчать ношу, но чем кто ретивее, тем паче груз увеличивают.
  • Трудное не ставят невозможным, да и последнее не остановляет наших воображений.
  • К чему простирать рассуждения по делам вон из своего поста? Вёсла не указывают рулю в его деле.
  • Разность мнений бывает и от того, ежели не в один пульс щупаем тело.
  • Нельзя, да и трудно попадать на сущий быт вещей в заочности.
  • В незнании вещей и худшее принимается за лучшее.
  • Не бессознательным шагом, а ощупью надобно проходить своё поприще.
  • Злословие всегда устремляется и на самые полезные подвиги.
  • Обыкновенно всех вещей великих начатки скудны и малы.
  • Ничто не уходит от критики. Но сколько вещей знаменитых совершилось, не взирая на запинания от оной.
  • Кротость и умеренность не годятся при дворе: почитая всякого, сам от всех будешь презрен.
  • Иногда лекарства хуже болезни.
  • Долготою века и пресечением оного не прельщаюсь, ни мятусь, полагая, что для умерших то и другое совершенно ничто.
  • Кто жил довольно и нагляделся на волны житейского моря, тот не приобщится заблуждениям и отойдёт, чтобы издали смотреть, опираясь на свой посох.
  • Закон непреложный самой природы и на быт физический и на быт политический ровно действует, чтобы вещи пребывали в вечном движении. Ничто не рождается, ничто не погибает, а только сложное расходится, а разрушенное слагается; и в сём состоит течение мира и всех веков.
  • В войне то обычайно, что первым громом ушибленные, редко восстают, а по крайней мере оправляются нескоро.
  • Пользоваться победою не все победители умеют.

Не беда, что некоторые максимы графа напоминают высказывания его отдалённого потомка, директора Пробирной палатки, К.Пруткова, всё же к одному сословию принадлежали и даже в отдалённом родстве состояли. Понятно теперь, откуда Козьма Петрович черпал свою мудрость! (Графский род Толстых породнился с потомками графа Завадовского).

Сегодняшний день старой усадьбы

Как и многие, я знала об этой усадьбе давно, но побывать там довелось лишь 17 ноября, в пасмурный и неприветливый день поздней осени. Однако, величественные развалины не могли оставить меня равнодушной, я ходила среди них и пыталась представить себе вельможную фигуру хозяина, прекрасную хозяйку в старинном одеянии, вереницу нарядно одетых гостей, съезжающихся на очередной праздник в богатую и процветающую усадьбу. Высокие деревья в парке ещё сохраняют строгую направленность прежних парковых аллей, по каким-нибудь признакам я старалась угадать, что за «затеи» располагались в укромных уголках этого старинного парка, что за статуи укрывались за поворотами дорожек, где были любимые места для прогулок у хозяев и гостей этой усадьбы… На её территории можно увидеть не только руины и развалины былого великолепия, но и частично сохранившиеся постройки.

Отправиться в поездку совершенно не подготовленной - это совсем неплохо. Даже имеет свои плюсы - прочти гарантированы сюрпризы. А если сюрприз выплывает из густого тумана, то он двойной)

Здесь речь пойдет об усадьбе Петра Завадовского, недолгого фаворита Екатерины II, в селе Ляличи Брянской области. Первый для меня был случай, когда увидела усадебный дворец, пришедший в унылый упадок ещё до революций, до начала бурного века. При этом он был великолепен настолько, что вызывал зависть даже Павла I. И что тоже бывает нечасто, сохранилось много фото интерьеров, когда в начале 20 века усадебный дворец надеялись восстановить.

Церковь Святой Екатерины, 1793-1797

В начале - о церкви Святой Екатерины; затем о том, что осталось от роскошного дворца; и в конце, чтобы на грустной ноте не заканчивать - о собаках)

Документальных данных об авторстве Джакомо Кваренги проекта церкви пока не обнаружено. В своем автобиографическом письме 1785 года Кваренги упоминает о дворце и конюшнях "для господина генерала Завадовского на Украине", но о храме ничего не говорит. Тем не менее характер архитектуры и вся композиция храма в целом свидетельствуют о несомненном авторстве Кваренги. Никто из исследователей творчества Кваренги не подвергает сомнению его авторство. И это справедливо.


Дворец имел более трехсот комнат. На первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения, на втором- столовая, гостиные и парадные залы, на третьем- жилые помещения членов семьи П.В.Завадовского. Поражало изящество внутренней отделки, для которой были использованы ценные породы дерева и камня, зеркала. С большим мастерством и вкусом помещения дворца украшали художественная лепка, мрамор и бронза. Павел I, узнав, что дом П.В.Завадовского выше царского дворца в Гатчине, возмутился и послал в Ляличи специальную комиссию. Граф опередил проверяющих, засыпал песком территорию около подвального этажа. Комиссия, проведя измерения, доложила Павлу I, что ляличский дворец немного ниже гатчинского. Инцендент был исчерпан.



В 1914 году Гомельская епархия приобрела усадьбу с целью ее восстановления и использования для размещения учительской школы, сельскохозяйственного высшего училища и церковно-приходской школы. Для реставрации дворца был приглашен художник Н.А. Протопопов. На месте разобранных еще в XIX веке оранжерей было решено возвести два одноэтажных каменных корпуса с двумя портиками по фасаду каждого из них. Южный корпус - учебный; северный - административно-хозяйственный, столовая и общежитие учащихся. Удалось возвести один южный корпус. 6 мая 1915 года в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета русской армии на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 года была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 года состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.


А в 1918 году Ляличи были сожжены. Погиб главный дворец, от него остались только руины подвальной части и одиноко стоящие колонны главного портика. Боковые флигели, также горевшие, впоследствии были восстановлены. В усадьбе разместилась еврейская коммуна, позднее преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла. Свою "деятельность" артельщики начали с заготовки древесины в парке, вырубив туевую аллею. В 30-х годах дворец вообще наполовину разобрали, и кирпич пустили на строительство картонной фабрики в Сураже. Общее бесхозяйственное использование в соединении с развившимся кладоискательством (бытовала легенда о "несметных сокровищах", где-то скрытых в стенах дворца), заставлявшим долбить стены, привели почти к полному уничтожению дворца и всех других построек. В поисках мнимых сокровищ уничтожали реальные ценности...
Последний удар Ляличам нанесла Великая Отечественная война.


Туман к концу пребывания в Ляличах рассеялся. Снега было по колено и времени оставалось мало. Летом бы я непременно полазила внутри.
Друг по ФБ сказал, что летом там будут устраивать субботник. Из Москвы, видимо. С нынешними "Ласточками" 4 часа дороги и это уже не проблема.

Возле церкви встретили очаровательную Каштанку. Кадров у меня с ней много, но она была такая вертлявая, что "затвор" за ней не поспевал)

Мистер Икс, тоже любопытный, но посдержанней. Рисует же природа)

С наспупившим вчера годом Жёлтой Земляной Собаки, кстати!)

Был ещё и Трус. Колоритная компания)

В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи.

У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога.

За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.

За дворцом и по обеим сторонам его, по склонам, спускающимся с западной и восточной сторон к ручью Излучье, располагается громадный парк. Первоначально его территория достигала 150 гектаров.

Планировочное строение парка представляет собой сочетание регулярной части с ландшафтной, при территориальном господстве последней. Регулярную зону составлял и парадный двор, цветочный партер, простиравшийся от паркового фасада дворца почти до озера и, частично, фруктовый сад, несколько входящий с юга на территорию парка.

Вся остальная территория своим устройством уподоблялась живой природе. Территория парка была заключена в каменные стены многоверстной ограды. Вход и въезд в парк были через парадный двор дворца.

Среднюю часть парка занимали искусственные пруды, образованные в долине Излучья. Они разделяли территорию парка на две части - восточную и западную. Вокруг прудов строилась вся композиция паркового пространства.

Уместно отметить и такую черту, свидетельствующую о стремлении устроителей усадьбы как можно ближе соединить природу и жилище: это живописные изображения видов парка и большой аллеи внутри здания, на стенах главной лестницы. Изображенные в летнее время, они помогали зимним гостям дворца представить и оценить красоту парка в иные времена года. Таким образом, парк "присутствовал" в доме. Так достигалось единство природы и сооружений, парка и архитектуры.

С двух сторон открытая середина западной части парка обрамлялась дубравами и купами иных деревьев. С юга к ней примыкал большой фруктовый сад, а ниже его гляделась в воды березовая роща. Восточная часть парка, находящаяся за прудами на противоположном дворцу склоне, утопала в сохранившихся вековых рощах.

В изумруде рощ красовались два каменных цветка - "Летний дворец" и "Храм Благодарности" - они одухотворяли искусством архитектуры эту природную часть парка.

Кроме дворца и этих двух построек на территории парка, оживляя и украшая его на видовых местах, размещалось около полусотни скульптур. Мостики, беседки, пристани и прочие столь любимые в то время "затеи" наполняли парк. Здесь было все, что почитала необходимым иметь в парке эпоха крепостников. Даже зверинец, обитатели которого населяли парк.

В пойме Излучья, в пределах парка, были два больших и один малый пруды. К территории парка непосредственно примыкал четвертый пруд и - несколько выше по течению - пятый. Все водоемы имели свободные "натуральные" очертания

Озеленение парка основывалось на искусном использовании деревьев и кустарников местных пород: березы, дуба, клена, сосны, липы, ольхи черной. Встречаются ясень, ильм, белая акация, черемуха, тополь, сосна кедровая сибирская, луносемянник даурский, виноград амурский и дикий американский и другие виды. Довольно разнообразен ассортимент кустарников: бересклет, калина, терновник, шиповник (выродившиеся культурные розы), свидина, сирень. Иногда удивляют встречи с растениями, не свойственными местной флоре, сохранившимися от былых времен: барбарис, рябинник, жимолость, спирея дубровколистная и спирея прекрасная. В юго-восточной части парка раньше существовала целая аллея из туи. На парадном дворе дворца и в других местах росли отдельные экземпляры тополя пирамидального. По краям главной аллеи сохранились несколько почти трехсотлетних лип.