Е в суффиксе ен существительных на мя. Этот суффикс в таких словах пишется только через е

Вы уже знаете типы склонений имен существительных, знаете, что существуют несклоняемые имена существительные. А еще есть группа имен существительных, которые «умудряются» изменяться по разным типам склонения. Об этих «капризных» существительных и особенностях их склонения пойдет речь на уроке.

Тема: Имя существительное

Урок: Разносклоняемые имена существительные. Склонение существительных на -МЯ. Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ.

1. Понятие о разносклоняемых именах существительных.

Особенность разносклоняемых имен существительных понятна из названия: они склоняются по-разному, т. е. их нельзя отнести к какому-то одному типу склонения.

К разносклоняемым существительным относятся:

Десять существительных на -мя: бремя, время, стремя, семя, вымя, имя, знамя, темя, пламя, племя;

Существительное мужского рода путь ;

Существительное среднего рода дитя.

2. Особенности склонения разносклоняемых существительных.

Разносклоняемым существительным присущи следующие особенности:

1. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание -и , как и существительные 3-го склонения.

Таблица 1. Окончание И в разносклоняемых существительных

2. В творительном падеже единственного числа имеют окончание -ем , как во 2-м склонении.

Таблица 2. Окончание ЕМ в разносклоняемых существительных

3. У существительных на -мя во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа, появляется суффикс ен или ён.

Таблица 3. Суффикс ЕН в разносклоняемых существительных

Таблица 4. Склонение разносклоняемых существительных во множественном числе

У существительного мужского рода путь наблюдаются падежные формы 3-го склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма 2-го склонения.

Таблица 5. Склонение существительного путь

Существительное дитя :

В единственном числе сохраняет архаическую форму склонения:

В творительном падеже множественного числа имеет окончание -ми :

Таблица 6. Склонение существительного дитя

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О разносклоняемых именах существительных ().
  2. Hi-edu.ru ().

Домашнее задание

1. Упражнение №1.

Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемые существительные на -мя. Не повторяйтесь!

Законы

Цвет

Происхождение

Потеря

2. Упражнение №2.

Исправьте ошибки в следующих предложениях:

Время было в обрез.

У тебя нет время поговорить?

Сколько время прошло?

210 . Спишите. Обозначьте условия выбора орфограммы «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя » (см. образец в рамке). Укажите фразеологизм. Что он обозначает?

Распространить по подписк.., язык плам..ни костра, прик..саться к стрем..ни, встретиться на площадк.., построиться на площад.., вождь племен.., до поры до времен.., раньше врем..ни, нога в стрем..ни, ун..верситет им..ни М. В. Ломоносова, улица им..ни Юрия Гагарина, под брем..нем* лет, свежие сем..на, не дать погаснуть плам..ни, боль в тем..ни, кости тем..ни, к..снуться клавишей, прик..снуться к машинк.., новые врем..на, высокой значимост.. .

211 . Запишите слова с изучаемым видом орфограмм в родительном падеже единственного числа. Обозначьте часть слова, в которой находится изучаемая орфограмма.

Знамя, пламя, время, имя, племя, стремя, семя.

212 . Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически обозначая условия их выбора. Составьте простое распространённое предложение с любым из данных словосочетаний.

Из маленького сем..ни, в плам..ни к..стра, к знам..ни полка, пр..йти к св..ему врем..ни, прикоснуться к стрем..ни, з..вём по им..ни, из соседнего плем..ни.

213 . Спишите, употребляя слово имя в нужной форме и расставляя разделительные запятые между однородными членами и частями сложного предложения. Графически объясните условия выбора орфограмм.

Многих инт..ресуют вопросы которые связаны с русскими личными (имя). Хочет(?)ся узнать, откуда (имя) произошли что они обозначают.

Ответы можно найти в специальных сл..варях русских личных (имя). Сл..варную статью такого сл..варя во..главляет полное официальное имя. После (имя) даёт(?)ся этимологическая справка о происхожден.. и первоначальном значен.. (имя). Затем приводят(?)ся отчества которые образуют(?)ся от (имя), далее следуют уменьшительные производные для наименования человека в быту в кругу сем..и в кругу друзей товарищей.

214 . Составьте и запишите план словарной статьи словаря русских личных имён по тексту упр. 213. По этому плану составьте словарную статью об имени одного из ваших близких.

215 . Подготовьте устное публичное выступление перед классом о происхождении имён. Используйте по выбору следующие рабочие материалы. Будет ли ваше выступление только информационным или вы постараетесь убедить одноклассников, как интересно изучать происхождение имён?

Рабочие материалы: Алексей, м. [греч. «защищать», «защитник», «помощник»]; Наталия, ж. [лат. «родная»]; Алексеевич, Алексеевна; Алексеич, Алексевна (разг.).

Производные: Алексейка, Алёша, Алёшенька, Алёшечка, Лёша, Лёха, Алёня, Лёня и др. Всего 76 производных.

Производные: Наталка, Наташа, Наташенька, Наташечка, Наташка, Ната, Натуля, Натуся, Туся, Таша и др. Всего 95 производных.

216 . Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами группами по видам вставленных орфограмм, одновременно обозначая графически условия их выбора.

Саше шесть лет. Отец в..дёт его за руку через ра..паханное поле. Саша часто спотыка..тся, ему т..жело идти по отвалам. Последние ра..гулявшиеся ласточки бе..шумно вверх-вниз переч..ркивают красный закат, тонущий за лесами.

По полю ползает трактор, ровно стучит м..тором, покашливая, выбрасыва..т из трубы мутновато-лиловый дымок. Время от врем..ни слышен скреж..т подвернувшегося под лемех булыжника. Из-под р..стопыренной железной п..терни плуга густыми руч(?)ями теч..т земля. Отвалы её тускло л..снятся на з..кате.

Отец ост..новился, нагнулся и полной пр..горшней забрал землю, поднёс к лицу. Трактор с д..ловитостью втянувшегося в работу труженика, попыхивая, уд..лялся.

Чуешь, пахнет? - произнёс отец.

Саша тоже схватил горсть, поднёс к носу. Но земля пахла землёй.

Через подобревший голос, через непр..вычно мягкое лицо отца шестилетний Саша поч..вствовал тогда смутную благодарность к земле. Как драгоценность, держал её, горсть влажных крошек, по-отцовски. Б..режливо мял, нюхал. Земля пахла землёй.

(В. Тендряков.)

217 . Диктант (свободный). Сравните свой текст с текстом в упр. 216 (любые абзацы по выбору). Какие существительные и глаголы вы заменили своими словами?

Цели урока:

  • знать о правописании суффикса -ен- существительных на -мя ; знать о значении семян для растений, животных, человека;
  • уметь употреблять суффикс -ен - в безударном положении в письменной речи;
  • прививать любовь к родной природе.

Ход урока

Начальный этап. Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас необычный урок. Нашу новую тему мы будем не просто изучать, опираясь на учебник русского языка, на примере сегодняшней темы мы разберём, как тесно взаимосвязано всё в нашем мире. И будем рассматривать это на примере текстов из учебника биологии. Откройте ваши тетради. Запишите сегодняшнюю тему.

Фронтальный опрос. Ответьте на вопрос: "Какие имена существительные называются разносклоняемыми?"

Ответ: "10 существительных на -мя и существительное путь"

Вопрос: "Назовите известные вам имена существительные на -мя ."

Ответ: "Существительные на -мя : бремя, племя, время, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя"

Этап введения нового материала и актуализации знаний.

Учитель русского языка: "Совершенно верно. Нам известно, что эти существительные в безударном положении имеют окончание , несмотря на то, что являются существительными среднего рода. Следующее правило о правописании подобных существительных представлено в нашем учебнике на странице 89. Прочтёт правило::."

Письменная отработка правила упражнение 211.

Учитель русского языка : Давайте проследим употребление подобных существительных на примере существительного семя .

Статья из учебника биологии "Значение семян для растений" проецируется на доску:

Значение семян для растений . В жизни растений семена играют важную роль: с помощью семян растения размножаются и расселяются по земной поверхности.

Известны случаи, когда семена кокосовой пальмы морскими волнами переносились с одного тропического острова на другой, находящийся от него на расстоянии около 250 км. Семена ели, сосны, лиственницы, берёзы, одуванчика разносятся ветром. Семена дуба, лещины (орешника) распространяют на значительные расстояния белки. Люди для выращивания перевозят на большие расстояния семена нужных им, но произрастающих в других местах растений. Этим они способствуют расселению растений.

Вопросы учителя русского языка: "Назовите и выпишите словосочетания, в которых есть существительное семя, употреблённое с суффиксом -ен " (семена растений, семена пальмы, семена сосны, лещины, дуба, березы и т.д.) В какой форме употреблено существительное семя в вышеперечисленных случаях?"

Ответ: Во множественном числе И.п."

Вопросы учителя биологии : "Каково значение семян в жизни растений?" "Приведите примеры распространения семян по земной поверхности при помощи семян, используя материалы статьи".

ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ.

Учитель биологии: "Кроме огромного значения семян для жизни самих растений, не меньшее значение они играют в жизни животных и человека. Давайте ознакомимся с ещё одной статьёй нашего учебника"

Статья и рисунки проецируются на доску.

Значение семян для животного мира . Семена с их запасом крахмала, жиров, белков представляют собой высококалорийный питательный корм для многих мелких и крупных животных. Птицы, различные млекопитающие (овцы, медведи,олени, крупный рогатый скот, грызуны, ежи, слоны, обезьяны, белки и многие другие) поедают в большом количестве семена и плоды.

Учитель биологии: "Почему семена являются прекрасным кормом для животных?" "Перечислите животных, которые питаются семенами".

Учитель биологии: "Откройте учебник биологии страница 47. Давайте ознакомимся с маленькой информационной статьёй учебника"

Чтение статьи.

Некоторые животные запасают семена в своих норах на зиму. Так, бурундук ежегодно к зиме способен в своих кладовых до 5-7 кг кедровых орешков. Многие насекомые питаются недозрелыми семенами, высасывая из них питательные вещества.

В целом животные поедают до 85-90% выросших на растениях семян. Таким образом, растения в большой степени обеспечивают существование животного мира.

Вопрос учителя биологии: "Каким образом растения обеспечивают существование животного мира? Докажите".

Слово учителя: "Помните, ребята, сохраняя зелёные насаждения, оберегая природу, вы сохраняете жизнь многим животным, ведь растения обеспечивают жизнь многим животным и нам, людям".

Вопрос учителя русского языка: "Назовите и выпишите словосочетания со словом семя. Выделите суффикс" (запасают семена, недозрелыми семенами ).

Учитель биологии: " Последний вопрос, который мы не затронули сегодня, это значение семян для человека".

Текст проецируем на доску.

Значение семян для человека. Семена имеют жизненно важное значение и для человека. Семена- пищевой продукт. Из семян злаков (из их плодов зерновок)- пшеницы, риса, кукурузы, ржи, ячменя- во всём мире делают крупу и муку. В пищу широко используют горох, фасоль, чечевицу и др. Из семени подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса вырабатывают пищевые, технические растительные масла, необходимые людям. Ценными пищевыми продуктами являются семена грецкого ореха, мака, миндаля, кофейного дерева и какао, кокосовой пальмы, кедровой сосны и других растений. Семена чёрного перца, тмина, мускатного ореха, ванили используют как пряность.

Издревле человек выращивал (культивировал) нужные ему растения. Благодаря этому растения образуют намного больше семян, чем это необходимо для своего возобновления. Это свойство оказалось очень полезным человеку.

Вопрос учителя биологии: "Какие растения использует для своих нужд человек? Как? Какое свойство растений оказалось полезным человеку?"

Вопрос учителя русского языка: "Назовите и выпишите словосочетания, в которых существительное семя стоит в Р.п. ед.ч., выделите суффикс" (из семени подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, вырабатывают из семени)

Завешающий этап. Давайте сделаем выводы:

Вопросы учителя биологии : "Каково значение семени в природе? Почему все сформировавшиеся семена нужны для диких и домашних животных и для человека? Почему растение образует много семян?"

Вопрос учителя русского языка: "Какая буква пишется в безударном суффиксе существительных на -мя?"

Самостоятельная работа упражнение 212.

Домашнее задание. По русскому языку упр.213, параграф 38.

По биологии параграф 12, вопросы стр. 49(устно)

«Правописание суффиксов прилагательных Н НН» - Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. II Пост.- нариц., неодуш.,1 скл., ж.р.; непост.- ед.ч.,в В.п. IIIЛюбить(что?) поэзию. Балко..ый, око..ый, конституцио..ый, ю..ый. Доска объявлений. Решая кроссворд, повторяем правило написания –Н и –НН в суффиксах прилагательных. I Любить(что?) поэзию- сущ.,н.ф.- поэзия.

«Суффиксы прилагательных» - -ful. Что ещё нужно знать: Например: -able (-ible). -ic. -al. -ate, -y. -less. -ful, -less, -ive, -ic, -al -able (-ible), -ent, -ant, -ate, -y, -ed. -ent, -ant. -ive. -ed. Часть 4. Суффиксы прилагательных.

«Правописание суффиксов глаголов» - В кустах пересвистывались и перелетали веселые птички. Даша разглядывала узоры на покрытом инеем окне. Правило в таблице (выделите суффиксы во всех словах). Словарный диктант. Задание: выделите суффиксы глаголов. Закрепление изученного материала (текст под диктовку с последующей самопроверкой). Контрольный срез (проверка полученных знаний).

«Правописание суффиксов» - Страдательные. Действительные. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Все глаголы на -овать. Буквы О и Ё в суффиксах после шипящих. В остальных случаях употребляется суффикс –ЩИК-. Причастия настоящего времени (от основы настоящего времени). Холодный – холодно, истинный – истинно, внешний – внешне, искренний – искренне.

«Суффикс в слове» - Не имеет значение. Пароход… После корня. Перед корнем. Кружоч… Для связи слов в предложении. Суффикс. Дождич… Билет… Выбери верное выражение. Корабл… Годоч… Комоч… Суффикс стоит. Часть слова. Для образования новых слов. Винт… Суффикс служит. Имеет значение. Сыноч… Голубоч… Звоноч… Пакет… Маленькое слово.

«Суффиксы упражнения» - Исключение: ещё Гласная е после шипящих в суффиксах. Упражнение 4. Суффиксы –ова-, -ева-, -ыва-, -ива- в глаголах. Например: платочек - платочка, сыночек – сыночка. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. В прилагательных, образованных с помощью суффикса -ан- (-ян-): кожа – кожаный, серебро – серебряный.