Эффект социальной фасилитации в психологии. Причины эффекта фасилитации и эффекта ингибиции

Зайонц (Zajonc, 1965) утверждал, что как улучшение, так и ухудшение социальной деятельности происходит потому, что мы взволнованы или раздражены простым физическим присутствием особей того же вида. Согласно теории Зайонца, когда мы окружены другими людьми, будь то наши коллеги, зрители или просто рядом стоящие люди, мы становимся более настороженными, физиологически возбужденными и энергичными. В результате мы прилагаем больше усилий для выполнения нашего задания. Обычно психологи ссылаются на такие чувства, как состояние повышенного возбуждения (драйва). Такие состояния, как голод, страх и фрустрация, являются типичными примерами «драйва». Но остается неясным, какое отношение эта теория имеет к тому, что определенные социальные условия облегчают выполнение одних заданий и вредят выполнению других. Если люди очень сильно стараются, почему же они хуже выполняют некоторые задания?

Чтобы объяснить эту загадку, Зайонц обратился к хорошо известным открытиям (§репсе, 1956), которые свидетельствовали о том, что повышенное возбуждение увеличивает скорость, силу и вероятность доминирующей реакции организма. Доминирующая реакция относится к такому действию, которое животное совершит вероятнее всего в данной конкретной ситуации. Эта доминирующая склонность может быть связана с приобретенными навыками, привычкой, индивидуальными предпочтениями или врожденными факторами. Этот факт напрямую связан с социальной фасилитацией, так как на хорошо знакомые, легкие или рассчитанные на интуицию задания реакция будет доминирующей. Таким образом, появление правильных реакций на легкие задания можно ускорить или облегчить, используя сильное возбуждение. И наоборот, при выполнении заданий, не рассчитанных на интуицию, или при решении трудных задач (т. е. таких, навык выполнения которых не сформирован, как, например, необходимость написать свое имя перевернутыми буквами или задом наперед) правильная реакция не будет доминирующей. В таких случаях сильное возбуждение мешает выполнению задания и верх берет доминирующая (и неправильная) реакция (т. е. умение писать имя обычным способом). Если сказать короче, то, по Зайонцу, осуществится социальная поддержка или будет нанесен социальный вред - зависит в первую очередь от типа задания.

Эмпирическая проверка теории возбуждения/побуждения Зайон-ца была достаточно обнадеживающей. В своих исследованиях он и его коллеги внимательно контролировали основные характеристики заданий, так что доминирующая реакция должна была быть либо правильной, либо неправильной. В итоге, как и предполагалось, удалось доказать, что положительное воздействие присутствующие другие оказывают в тех случаях, когда доминирующие реакции вписываются в ситуацию, являются правильными, а отрицательное - когда доминирующие реакции не соответствуют ситуации - неправильны. Например, при постановке опыта с тараканами доминирующей реакцией этих насекомых было убежать от внезапно возникшего источника света. Зайонц с коллегами (Zajonc et al, 1969) подстроили все таким образом, чтобы в одном случае тараканы могли спастись от неприятного для них света «самым естественным образом»: т. е. побежать настолько быстро, насколько это возможно, прямо по отведенным для них беговым дорожкам. И здесь аудитория, состоявшая из тараканов-наблюдателей, содействовала этой доминирующей реакции. В другом случае тараканы могли избежать прямого источника света, лишь резко свернув направо на полпути. Такая реакция потребовала от насекомых подавить свою доминирующую реакцию (быстро бежать), потому что они должны были замедлить бег, чтобы повернуть. В этом случае зрители мешали правильному исполнению действий. Почему? Потому что зрители усиливали доминирующую и неправильную в данном случае реакцию спасаться от источника света с помощью быстрого бега.

Этот, а также многие другие последовавшие эксперименты показали, что Зайонц прав, утверждая, что характеристики задания играют существенную роль в том, окажут присутствующие другие социальную поддержку или социальный вред. Рассмотрим примеры социальной фасилитации в спортивных мероприятиях.

Исследования доказали положительное воздействие присутствующих других на соревнованиях по тяжелой атлетике (Meuman, 1904), беге трусцой (Strube et al., 1981); в спортивной стрельбе (Michaels et al, 1982) и в спортивной ходьбе (Kohlfeld and Weitzel, 1969). Однако не все так просто в исследовании социальной фасилитации. Паулюс и Корнелиус (Paulus and Corneilius, 1974) пришли к выводу, что опытным гимнастам во время выполнения ими спортивной программы зрители мешали, на новичков же они не произвели подобного воздействия. Точно к таким же выводам пришли и Форгас с коллегами (Forgas et al, 1980): они обнаружили, что присутствие зрителей больше сдерживало опытных игроков в сквош, нежели новичков. А Со-килл и Минатт (Sokill and Mynatt, 1984) заявляют, что свободные броски опытных баскетболистов становились менее точными, если зрители заполняли трибуны до отказа. Исследователи объясняют эти данные тем, что даже для спортсменов-мастеров сложные гимнастические элементы, за которые дают высокие баллы, и точные баскетбольные броски не являются «доминирующими» реакциями, наоборот, они требуют очень высокой степени концентрации при выполнении сложных элементов. Следовательно, можно прогнозировать, что социальная поддержка будет иметь место с большой долей вероятности при выполнении тех заданий, которые являются относительно простыми и требуют в первую очередь скорости реакции и силы, - в таких заданиях управляющей будет доминирующая реакция (например, бег на короткую дистанцию, арм-рестлинг). В других видах спорта, требующих точности и достижения хорошей формы (например, в теннисе, сквоше, фигурном катании), доминирующая реакция не обязательно будет управляющей. Итак, определенный аспект задания становится детерминантой того, какой эффект окажет социальная фасилитация.

Это мнение разделяют большинство исследователей, специализирующихся в данной сфере. Однако на этом их единогласие заканчивается, поскольку до сих пор активно ведется спор, касающийся причин социальной фасилитации. После 1965 г., т. е. после появления теории Зайонца, было предложено несколько теоретических объяснений социальной фасилитации. Ниже приведем некоторые их них.

Социальная фасилитация - изменение поведения, вызванное присутствием других людей. Проявляется в усилении активности и эмоционального возбуждения.Усиление возбуждения в присутствии других либо помогает эффективно выполнять задачу (фасилитация), либо мешает этому (ингибиция).Считается, что человек в одиночестве чувствует себя более спокойно и не волнуется, как выглядит его поведение со стороны. Как только появляется хотя бы один посторонний наблюдатель, поведение меняется: начинает зависеть от социальной оценки, человек больше обращает внимание на то, что происходит вокруг и тщательнее контролирует свою деятельность. Возникает внутренний конфликт между потребностью уделять внимание аудитории и самой задаче.Социальная фасилитация влияет на эффективность деятельности. Психологические исследования установили, что в присутствии других человек склонен лучше выполнять относительно простые или хорошо знакомые задачи. Скорость и качество такой работы увеличивается (фасилитируется). В случае выполнения чего-то нового или сложного эффективность снижается (проявляется эффект ингибиции). В присутствии посторонних мы демонстрируем больше «показного» усердия «на публику», поэтому хуже выполняем новые или сложные задачи.

Факторы, влияющие на эффект социальной фасилитации и ингибиции

Уровень мастерства. Феномен фасилитации и ингибиции проявляется по-разному у «новичков» и «профессионалов». Например, человек, который только учится чему-то новому, тренируясь самостоятельно, чувствует себя более спокойно, чем рядом с людьми. Присутствие других вызывает у него эмоцинальное напряжение и приводит к ошибкам. Прежде он должен овладеть навыками в спокойной атмосфере, отработать их до автоматизма, и только потом переходить к «выступлениям на публику».Опытные профессионалы, достаточно ловкие и натренированные, наоборот - и присутствии других людей улучшают свою эффективность, поскольку чувствуют себя уверенно в давно знакомой деятельности и стремятся продемонстрировать свои умения.Компетентность аудитории . Человек склонен работать лучше, если его коллеги-наблюдатели обладают немного большей компетентностью, чем он сам (однако разница в профессионализме не должна быть слишком большой).Значимость аудитории . Эмоциональное возбуждение снижается, если в группу авторитетных людей включаются те, чье мнение нам безразлично - фасилитация уменьшается.Знакомство с наблюдателями . Наибольшее проявление эффекта социальной фасилитации (ингибиции) происходит, когда присутствующие нам не знакомы и мы не успеваем следить за ними.Личностная тревожность и боязнь социальных оценок. Наибольшее влияние чувствуют на себе те, кто переживает по поводу мнений наблюдателей.Пол наблюдателей . Люди обычно больше испытывают на себе действие фасилитации или ингибиции, если аудитория состоит из представителей противоположного пола. Так, женщина выполнит легкое задание лучше и быстрее в присутствии мужчин, но сделает больше ошибок в сложном задании.Настроение . На фасилитацию влияет также настроение: хорошее настроение и расположение духа способно усилить ее.

Социальная фасилитация

Социальная фасилитация - эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции.

История

Эффект социальной фасилитации, тогда еще не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером, а когда участвуют в коллективных заездах. Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провел один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент, в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке. Дальнейшие эксперименты (Allport, 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычеркивание из текста определенных букв. Однако вскоре был выявлен обратный эффект (см.ниже), и поскольку данные разных экспериментов противоречили друг другу, ученые на некоторое время перестали заниматься этой проблемой.

Обратный эффект

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции. Так, при действиях, не доведенных до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения (Dashiell, 1930, Pessin, 1933, Pessin & Husband, 1933). В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: "возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям" (Zajonc & Sales, 1966). Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растет количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно.

Около 300 исследований на 25000 добровольцах подтвердили гипотезу Зайонца (Bond & Titus, 1983, Guerin, 1993). Позднее было выявлено, например, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с легкими лабиринтами и труднее - со сложными (Hunt & Hillery, 1973), а хорошие игроки в бильярд показывают еще более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть еще хуже.

У животных

Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и на животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зерен, а спаривающиеся крыс проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар (Larsson, 1956). У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зеленые зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная фасилитация" в других словарях:

    социальная фасилитация - Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и facilitare облегчать. Категория. Социально психологический феномен. Специфика. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в… …

    - (от лат. socialis общественный и facilitare облегчать) социально психологический феномен. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования … Психологический словарь

    Социальная фасилитация - (лат. fas – веление неба, предопределённое судьбой) социально психологический феномен, проявляющийся возрастанием активности в присутствии членов своей группы. Обычно касается простых и автоматизированных действий и не распространяется на плохо… …

    СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ - Общий феномен, показывающий, что активность возрастает {облегчается) в присутствии членов своей группы. Примеров тому множество. Сытые цыплята будут есть, если их поместят среди цыплят которые едят с жадностью, атлеты достигают лучших результатов … Толковый словарь по психологии

    Социальная фасилитация (социальное способствование) - улучшение деятельности в присутствии других людей … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    фасилитация социальная - (от англ. facilitate облегчать) повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека … Большая психологическая энциклопедия

    фасилитация -    ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)    16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально психологических исследований.    Слово… … Большая психологическая энциклопедия

Известно, что присутствие других людей может заметно влиять на индивидуальное поведение и это влияние проявляется различным образом. Так, иногда люди справляются со своими заданиями лучше именно в присутствии других, а не в одиночестве. Это явление называется социальной фасилитацией (термин американского психолога Ф. Оллпорта). Первым среди психологов обратил свое внимание на данное явление Н. Триплетт в конце XIX в., который и провел соответствующий эксперимент (см. гл. 2). На рубеже XIX- XX вв., в период индустриальной революции, значительное внимание в разных странах уделялось способам повышения производительности труда в индустрии. Так, В. Меде в Германии обнаружил, что рабочие обувной фабрики забивали гвозди в кожу быстрее тогда, когда рядом другие люди также выполняли эту операцию, нежели в одиночестве }