Егэ по литературе на 100 баллов подготовка. Приложить усилия, конечно, придется, но можно и схитрить

Весь выпускник школы хочет получить наибольшее число баллов по ЕГЭ . Правда вдалеке не все знают, что необходимо в таком случае делать, да и вообще, дозволено ли получить 100 балов по ЕГЭ по литературе? Если да, каков он, многофункциональный рецепт для того, дабы удачно сдать ЕГЭ ?

Вам понадобится

  • Желание сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов.

Инструкция

1. На самом деле, только придерживаясь этого метода, есть ручательство сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Метод, на самом деле, дюже примитивен – примитивно подлинно прочитать всю литературу, нужную для сдачи. Для этого, безусловно, потребуется крупное число времени и сил, впрочем, в таком случае вы можете небезосновательно рассчитывать на огромное число баллов.

2. Сегодня в продаже возникли особые пособия, которые обещают, что даже без каких-нибудь умений вы сдадите ЕГЭ на самый максимальный бал. На самом деле, вы, безусловно, можете приобрести их все и ознакомиться с «магическими формулами», но на деле настоящий триумф это вряд ли принесет.

3. Существует суждение, что подлинно заинтересованный учитель сумеет обучить своего ученика каждому нужному для сдачи ЕГЭ . Доля правды в этом есть, а следственно, есть толк записаться к дорогостоящему репетитору. Впрочем не торопитесь платить деньги вперед. Договоритесь о определенном итоге ЕГЭ и передавайте деньги лишь в случае удачной сдачи.

4. Есть уйма школьных примет и обрядов, исполняя которые, вы якобы сумеете успешно сдать ЕГЭ . На практике, ничего всеобщего с действительностью у этих мистификаций нет, но вот больше уверенными в себе с их поддержкой, вы подлинно будете.

Удачное написание ЕГЭ по литературе представляет собой приобретение как дозволено больше высокой оценки за положительное выполнение заданий. Залогом триумфа при сдаче экзамена станет усиленная и долгая подготовка.

Инструкция

1. Читайте художественную литературу. Чем огромнее прочтете, тем отменнее. Речь идет не только о требуемом школьной программой минимуме художественных произведений. Не ограничивайтесь школьной программой – читайте увлекательные вам книги, выходящие за ее рамки. Познания никогда не бывают лишними – чтение любимых авторов расширит кругозор и не станет лишним для возрастания всеобщего умственного яруса. Читая школьную программу в ускоренном темпе, начинайте с больше трудных произведений. Короткие рассказы и альманахи стихотворений читаются гораздо легче, чем психологическая драма либо роман о войне.

2. Конспектируйте объемные произведения. Короткое оглавление, написанное собственноручно, облегчит вам повторение пройденного материала непринужденно перед экзаменом. Прочитав его, вы освежите в памяти основные моменты произведения. Не перегружайте конспект непотребными подробностями, излишними изложениями природы и малозначительными диалогами. Впрочем подробнее опишите нравы героев и жизненные перипетии, ставшие центральным сюжетом произведения. Конспектируйте материал блоками – скажем, систематизируйте произведения по стилю. Перед ЕГЭ по литературе просмотрите конспект, акцентируя на них внимание – так писать результаты на вопросы будет значительно легче.

3. Интересуйтесь смежными науками – историей, философией, культурологией, обществознанием. Это даст вам вероятность развивать гуманитарное мышление и вольно ориентироваться в исторических романах, философских задачах произведений и нормах права и морали.Написание ЕГЭ по литературе полагает знание изъяснить свои мысли не только в пределах этого предмета, но и опираясь на уроки истории, представления правовой культуры и тезисы философии.

4. Подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе полагает также выполнение пробных тестов. Вы сумеете ознакомиться с приблизительным перечнем вопросов и продумать заблаговременно допустимые варианты результатов. На полновесном экзамене вы будете ощущать себя удобнее, вольно ориентироваться в заданиях. Экзаменационная работа разбита на три части. Первая часть полагает выполнение 20 заданий, толк их состоит в выборе одного правильного результата из четырех допустимых вариантов. Результаты на 2-й блок вопросов полагают высказывание собственного суждения в формате коротких результатов на поставленные вопросы. Третья часть представляет собой сочинение – развернутый результат на поставленный в том либо другом произведении вопрос.

Видео по теме

Обратите внимание!
Помните, что оценки – это вдалеке не основное, а следственно, даже если вы сдали ЕГЭ не потому что хотели – не расстраивайтесь.

Полезный совет
1. В написании шпаргалок нет ничего плохого, чай даже если вы ими не воспользуетесь, запомните часть написанного наверно.2. Не сомневайтесь в своих познаниях и указывайте тот вариант, тот, что пришел вам в голову первым.

Самый проверенный вариант - пойти на перечневую олимпиаду, взять там призовое место и получить льготу, которая и даст сто баллов по литературе. А вот как готовиться к перечневым олимпиадам - вопрос отдельный...

Если же вы решите идти другим путём и получить сотню напрямую, то я бы порекомендовал следующее:

1) Вызубрить наизусть все термины. Они пригодятся в первой, тестовой части. Даже если вам кажется, что вы всё знаете - обратитесь к гуляющим в сети спискам, поскольку трактовки, считающиеся на ЕГЭ правильными, порою очень сомнительны. Вот один из списков, хоть и не новый - http://5litra.ru/lit-terms.html

2) Среди открытых вопросов встречаются и те, в которых предлагается подобрать аналогию. Вот пример одного из таких вопросов: «В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки нашла своё отоб­ра­же­ние тема «отцов и детей» и в чём эти про­из­ве­де­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся с шо­ло­хов­ским «Тихим Доном»?». Чтобы в будущем легче справляться с такими заданиями, стоит заранее найти как можно больше аналогий для каждой очевидной проблемы или для каждой яркой черты персонажа.

3) Советую на время экзамена забыть о наличии у вас собственного мнения. Не пытайтесь оспорить прописные истины и устоявшиеся каноны. Не избегайте опостылевших штампов вроде «фамусовского общества». Не уповайте на проверяющих и как можно тщательней разжёвывайте даже самую очевидную мысль - недостаточно исчерпывающие формулировки будут приняты за «нестройность рассуждений». Вворачивайте при любом удобном случае цитату, причём прямую, потому как косвенное цитирование на ЕГЭ частенько таковым не считается.

Хоть следование этим советам и не гарантирует отличного результата, как не гарантируют его даже сотни часов, проведённые с репетиторами, я верю, что у вас всё получится. Желаю удачи на экзамене!

P. S. С 2018 года в ЕГЭ по литературе будут внесены существенные изменения.

Сдавала в 2012 году, 96 баллов, не хватило одного первичного до 100, и тот снизили за грамотность. Первый ответ бредовее некуда, честно говоря. Писать в сочинении заведомо чужие мысли не стоит. Что помогло лично мне? Я три раза сходила на репетиторство к очень крутому преподавателю. На первое занятие мы сели, он взял стих, чей уже не вспомню, но что-то там гроза, дуб-березка, лесок шелестит, все стандартно. И за полчаса доказал мне, что это о боге и космосе. И у меня сознание перевернулось, потому что я действительно поняла, что это так и почему. Не просто "голубые занавески" - символ чистоты, что нам говорят учителя в школе, что некогда сказали и им, и во что никто не верит. Он провёл анализ вслух при мне, так что связь дуба, поваленного грозой и бога стала предельно очевидной. Так что ищите хорошего репетитора, который поможет вам понять не схему, а суть. Много читать при этом - совет очевидный и базовый, об этом даже говорить не стоит. А, ещё - в произведении есть то, что есть в тексте и то, чего там нет. Для меня великим открытием было. И на ЕГЭ помогло. Нужен был пример темы "поэт и толпа". Маяковский в тексте задания, Пушкина привела, помню что было у Лермонтова, а стиха ни одного вспомнить не могу. Беру "Нет, я не Байрон" - что есть в тексте - я особенный, чего нет, но есть в содержании - я против толпы.

Скажу по опыту своих друзей, которые сейчас учатся на медиакоме Вышки и журфаке МГУ, что получение именно 100 баллов маловероятно. Литература состоит из творческих заданий, важнейшими из них являются мини-сочинения о произведениях, которые оцениваются проверяющими весьма субъективно. Однако, получение 90+ вполне реально. Для этого нужно: 1) Иметь представление, а лучше выучить критерии проверки, чтобы точно знать, чего от вас хотят. 2) Уметь чётко и грамотно формулировать свои мысли. Воду не очень любят, даже если она наполнена средствами художественной выразительности. 3) Много читать. Приветствуется не только знание того произведения, которое дано вам в сочинении, но и тех, чья тематика и затрагиваемые проблемы сходны с ним. Особенно любят примеры из отечественной литературы, но и знание зарубежной лишним не будет. 4) Решать пробные варианты. Круг произведений в школьной программе по литературе ограничен и хоть всё объять невозможно, велика вероятность, что идентичные задания по пройденным произведениям попадутся вам непосредственно на ЕГЭ. Даже если этого не произойдёт, вы будете иметь солидный опыт, который поможет справиться с любыми заданиями. 5) Консультироваться с преподавателями. Они не только знают материал, но и новость относительно формальной составляющей экзамена. В год моей сдачи были сильно изменены варианты двух предметов-истории и литературы. Причем последние изменения произошли всего за 3 месяца до самого ЕГЭ и благодаря учителям мы своевременно узнали об этом и подготовились.

Однако, способ гарантированно получить 100 баллов всё же есть-это призовое место или победа на олимпиаде с профилем "литература" из перечня олимпиад школьников. Перечень обновляется каждый год и его можно посмотреть на сайте Российского совета олимпиад школьников. Победа в некоторых из этих олимпиад может давать право поступления без вступительных испытаний (то есть без ЕГЭ) на бюджет. Даже если вы не займёте призовое место, участие даст вам бесценный опыт, который пригодится и на ЕГЭ.

Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew

Я сдавал в 2014 году. С тех пор пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл - самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек - я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор - перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4 ), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, или «Очарованного странника» , тургеневской «Аси », которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4 ) - вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни , ни , ни , ни , ни - хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте - это не так. Лично я не смог осилить и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: , и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать - это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть - очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело - C-часть . Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8 , 9 и 15,16 ) и одно большое - С-5 (задание 17.1-17.3 ). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим - цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3 ) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас - 8 и 15 ) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией - снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было - тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.

В С2 и С4 (сейчас - 9 и 16 ) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты - нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому - нет.

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий - во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3 ) - самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 - большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное - содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов , при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий - термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье - цитирование, краткий пересказ эпизода, описание - словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое - логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец - то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, - речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это - очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

Можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе? И какие трудности ждут абитуриента на этом пути? Какие ошибки совершают старшеклассники, которые готовятся к ЕГЭ по литературе самостоятельно?

Вот что необходимо, чтобы сдать ЕГЭ по литературе:

Глубокое знание текстов,
Отличное знание требований ЕГЭ по литературе,
Аналитический склад ума.

Как правило, всего этого старшеклассникам-гуманитариям не хватает.

ЕГЭ по литературе сдают в основном те, кто считает себя творческими личностями. И чаще всего они даже не понимают, что от них требуется на экзамене. “Я люблю литературу”, - говорят они и считают, что этого достаточно. И в результате плохо сдают ЕГЭ по литературе!
Мало просто написать “красивое” сочинение. Ведь проверяют сочинения на ЕГЭ по литературе по критериям, как и на всех ЕГЭ. Причем в варианте ЕГЭ по литературе (в отличие от математики) нет прямых и единственно правильных ответов на вопрос.

Те, кто готовятся к ЕГЭ по литературе самостоятельно, плохо понимают специфику этого экзамена. В чем же она состоит?

В школе мы изучаем литературу как искусство. Мы привыкли к тому, что литература воспитывает нравственность. И поэтому выпускники в сочинениях пишут: “мне понравилось” или “я не согласен с автором”. Пишут про свое миропонимание, про впечатления. Но для сдачи ЕГЭ по литературе это не нужно! Требования ЕГЭ по литературе вообще другие.

Необходимо отличное знание теории, терминологии, нужно умение анализировать текст. Требуется показать, насколько сформированы ваши аналитические навыки, которые можно назвать “предметная компетентность”.

Какие ошибки совершают на экзамене те, кто самостоятельно готовится к ЕГЭ по литературе?

Когда вы сдаете ЕГЭ по литературе - не надо «креативить».
Не надо писать посланий в стихах, обращенных к экспертам ЕГЭ.
Если в задании сказано, что ответом должен быть текст на пять-десять предложений, значит, нужно пять-десять, а не двадцать!
Не стоит игнорировать критерии экзамена.

Старшеклассники привыкли к формальным школьным требованиям. Они приучены, что в тексте должны быть вступление и заключение, и поэтому на ЕГЭ пишут бессмысленные фразы, например: «И в этом именно заключается…», или «Это очень важная тема…». Один старшеклассник вообще написал на ЕГЭ: «Спасибо! Я благодарен драматургу Островскому за то, что он дал мне возможность прочитать этот текст». Ну что это такое? ЕГЭ по литературе – это конкретная аналитика, а не ваши благодарности драматургу Островскому!

ЕГЭ по литературе - это прежде всего формат и технология. Их там не меньше, чем в ЕГЭ по математике. Трепетным и тонким “гуманитариям”, сдающим ЕГЭ по литературе, трудно понять, что здесь востребованы аналитическое мышление и четкое знание формата экзамена.

Если вы готовитесь к ЕГЭ по литературе самостоятельно - недостаточно прочитать «Сто золотых сочинений» и написать “что-нибудь красивое”. За это можно получить не больше 50 баллов на ЕГЭ по литературе.

Готовясь к ЕГЭ по литературе самостоятельно, прежде всего следует изучить формат и критерии экзамена.

Порядок ваших действий следующий:

Зайти на сайт ФИПИ.
Скачать актуальную демонстрационную ЕГЭ по литературе и изучить ее.
Демо-версия состоит из трех документов: демонстрационный вариант (КИМ - контрольно измерительные материалы), Кодификатор и Спецификация.
3. Главный элемент демонстрационного варианта – это инструкция по выполнению работы и критерии проверки и оценки. Именно этими критериями будут руководствоваться эксперты.

Да, разбираться в этом гуманитарию не интересно. Но надо заставить себя разобраться.

4. Обращайте внимание на то, что выделено в черных рамочках в КИМе. Там четко указано, что нужно делать.

5. Изучите демо-версию ЕГЭ от корки до корки.

6. Отвечая на вопросы варианта ЕГЭ, анализируйте свои ответы по литературе по следующим критериям:
- Есть ли фраза, которая дает прямой ответ на вопрос?
Есть ли опора на текст?
Есть ли подтверждение цитаты.
Есть ли связь с позицией автора?
Не написал ли я какой-либо глупости, в которой сам не уверен?

Не надо путать ЕГЭ по литературе с ЕГЭ по русскому языку, как делают большинство старшеклассников. ЕГЭ по русскому – это публицистика, это ваше отношение к чему-либо. ЕГЭ по литературе – это анализ текста. Вам надо уметь видеть текст с точки зрения смысла, с точки зрения литературных приемов, теории литературы.

Например, вы получили текст - экзамен Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль». Вопрос - в чем комизм этого экзамена?

Чтобы ответить на вопрос, вам надо знать что такое «комизм» с точки зрения теории литературы. Комизм – это не из серии “Ой, как смешно”. Надо знать, что, с точки зрения теории литературы, комедия всегда основана на несоответствиях.

По сути дела, вопрос формулируется так: на какие несоответствия опирается автор, чтобы создать смешную ситуацию?

Митрофана спрашивают о высоких вещах, а он отвечает, хоть и не глуп, на приземленном уровне, воспринимает всё на уровне житейском, бытовом. У него спрашивают про историю, а он говорит: «Иногда в такую историю попадешь, что ого-го!» Что, он ответил неправильно? Абсолютно верно со своей, житейской точки зрения!

В его голове вообще ничего возвышенного нет, и он даже не понимает, о чем его спрашивают. И если мы не знаем теоретической основы - тогда сами и будем как Митрофанушка, который на вопросы экзамена отвечает приземленно, на “бытовом” уровне.

Сделаем вывод.

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по литературе может только очень вдумчивый ученик с аналитическим складом ума.

И это встречается редко, особенно у гуманитариев. Чаще всего гуманитарии с логикой не в ладах. И они никогда не читают инструкций и тем более того, что специально выделено в рамках.

Если вы решили готовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно - у вас есть три варианта.
Либо просто смириться с невысоким результатом.
Либо выбрать другой предмет.
Либо все-таки выбрать курсы ЕГЭ по литературе.

Как это ни удивительно, но для того, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ по литературе, недостаточно просто уметь хорошо писать и иметь в своем багаже огромное количество прочитанных книг. Нет, это, безусловно, важно и необходимо, но надо помнить, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ имеет четкую структуру, а у проверяющих есть определенные критерии, по которым они и оценивают работы одиннадцатиклассников. Как бы вы не были креативны и оригинальны, если ваша работа не отвечает основным требованиям задания, то, увы, 100 баллов вы не наберёте. Поэтому в этой статье мы раскроем все секреты и дадим вам полезные советы, прислушавшись к которым, вы сможете получить высокий результат и поступить в университет своей мечты.

Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.

При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства. Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:

  1. глубина приводимых суждений
  2. убедительность аргументов
  3. следование нормам речи.

Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).

В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:

  1. включение произведения в литературный контекст
  2. убедительность аргументов

Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.

И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:

  1. знание художественного текста
  2. владение литературоведческими терминами
  3. литературный кругозор

Проверяющий будет оценивать:

  1. глубину понимания темы
  2. убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
  3. уровень владения теоретико-литературными знаниями
  4. обоснованность привлечения текста произведения
  5. композиционную цельность
  6. логичность изложения
  7. следование нормам речи.

Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.

Что нужно знать?

Перед тем, как начать готовиться к ЕГЭ по литературе, вы должны узнать, из чего состоит экзамен, сколько времени отведено на решение каждого задания, что нужно прочитать и многое другое.

Начнём по порядку:

  1. Сколько длится ЕГЭ по литературе?

Выпускникам даётся 3 часа 55 минут. Поверьте, этого времени достаточно для выполнения и проверки всех заданий. Но, несмотря на это, из года в год многие выпускники теряют драгоценные баллы как раз из-за того, что просто не успевают ответить на все вопросы или переписать сочинение на чистовик. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе, потренироваться написать КИМ за время, которое будет отведено на экзамене. Засеките время и объективно оцените, успеваете ли вы написать, проверить и переписать все сочинения. Если нет, то попробуйте пересмотреть свои затраты времени, может быть, вам удобнее начать с последнего задания, а потом вернуться к первой части работы. Определите, какое максимальное количество минут вы можете потратить для ответа на тот или иной вопрос и старайтесь не превышать данный лимит.

  1. Сколько заданий на экзамене?
  2. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. 1 часть делится на 2 блока – в первом от вас требуется ответить на 7 вопросов, которые проверяют ваше знание теории литературы, и на 2 вопроса с развёрнутым ответом в 5-10 предложений. Весь первый блок посвящён эпическому или драматическому родам литературы. 2 блок касается лирики и также состоит из 7 вопросов по теории и 2 вопросов, при ответе на которые вы должны написать «маленькое сочинение».

    Часть 2 представляет собой написание сочинений на одну из трех предложенных тем. Каждая тема касается определённой эпохи (1 тема – древнерусская литература, литература 18 века или литература первой половины 19 века, 2 тема – вторая половина 19 века и 3 тема затрагивает литературные произведения, написанные с конца 19 до начала 20 века). Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов.

    1. Что читать?

    Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочитать весь перечень художественной литературы, составленный именно для этого экзамена, так называемый, , который вы можете прочесть на сайте.

    Но должны сразу предупредить вас, если в течение всех школьных лет вы не читали практически ничего из школьной программы, то наверстать упущенное за 1 год невозможно. А вот если вы, напротив, всегда ответственно относились к списку школьной литературы, то ничего дополнительного вам читать уже не придётся.

    1. Когда придут результаты?

    И на самом экзамене, и на официальном сайте ЕГЭ будут обозначены сроки получения результатов. Не переживайте, в неведении вы не останетесь. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если ваши результаты по литературе задерживаются (такое бывает), все, что было в ваших силах, вы уже сделали. И не бойтесь, проверяющие – не звери, они просто выполняют свою работу, и если вы усердно трудились, то ваш труд оценят по достоинству.

    Как готовиться?

    Смотри предыдущий пункт. Действительно, начинать подготовку к ЕГЭ по литературе, если ты еще не прочитал большую часть произведений, просто бесполезно. Если же со списком прочитанной литературы все в порядке, то стоит обратиться к теории литературы. В первой части есть целых 14 вопросов, касающихся литературоведческих терминов (жанр и род литературы, размер стихотворения и т.д). Все эти вопросы абсолютно несложные, так что терять на них свои баллы будет очень обидно. А чтобы подготовиться, вам достаточно просмотреть, знание которых будет проверяться, понять и подробно разобрать их, тогда вы никогда не перепутаете ямб с хореем.

    Ну а к заданиям с развёрнутым ответом способ подготовиться только один – тренировка. Пишите как можно больше сочинений, старайтесь соблюдать все требования, внимательно перечитывайте свои работы (очень важно уметь замечать собственные ошибки), и, конечно, будет очень хорошо, если найдётся человек, который будет проверять ваши литературные достижения хотя бы в первое время (думаю, ваш школьный учитель не должен отказать в такой просьбе).

    Как проходит экзамен?

    Точно так же, как и любой другой ЕГЭ. Вы приходите в пункт проведения экзамена, оставив перед этим все электронные устройства дома (вы ведь весь год усиленно готовились, и они вам ни к чему, правда?), идёте в определённую аудиторию и ждёте начала экзамена. Когда наступает час икс, наблюдающий еще раз подробно озвучивает правила проведения мероприятия. Далее вы приступаете к заполнению бланков (отнеситесь к этому серьезно, не забудьте перепроверить, все ли вы заполнили верно, иначе будет обидно, если на блестяще выполненной, стобалльной работе не будет вашей фамилии).

    Когда все организационные моменты закончатся, вы наконец-то получите свой КИМ и сможете приступить к его выполнению. Очень внимательно читайте задания! В стрессовой ситуации можно легко перепутать Толстого с Достоевским, так что перечитывайте несколько раз не только свои ответы, но и вопросы (даже прекрасно написанная работа о проблеме маленького человека в творчестве Чехова не будет засчитана, если вопрос был о Гоголе). Проходит 3 часа 55 минут, вы сдаёте все свои заполненные бланки и со спокойной душой идёте домой.

    Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

    Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

    Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!