ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем. Как правильно подготовиться к обществознанию

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Многие философы задавались вопросом: можно ли, изучая «природу» человека - устройство органов его восприятия, характер психических процессов и т. п.,- понять структуру и границы человеческого познания. Или, может быть, не существует такой «природы», и в человеке всё - от восприятия до высших форм мышления - формируется исторически, в социально-культурном процессе. Не в них ли тогда следует искать предельные условия и доминанты познания? Как совместить факт неизбежной конечности человеческого существования, его культурно-исторической конкретности с идеалом объективности познания, с требованием, чтобы получаемое знание было истинным, то есть отражало не структуры и особенности сознания и деятельности человека, а объективное положение дел в самом мире? Как научно-теоретическое познание связано с теми видами мышления, на которые он опирается в практической жизни и в которых человеку дан мир его наличного бытия?

С другой стороны, уже в последние десятилетия - в эпоху научно- технической революции - в теме «Познание и человек» выявились и неведомые ранее проблемы, связанные с социально-гуманистическими аспектами научного прогресса, с непосредственным влиянием последнего на судьбу человечества. Открытие атомной физики, исследования в области генетики, глобальное вмешательство человека в биосферу, сделавшее вероятным её необратимое изменение, - эти и многие другие результаты современной науки и техники уже не могут оцениваться однозначно положительно лишь в силу их научного происхождения.

(В. Филатов)

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Определение структуры и границы человеческого познания.

2. Источник предельных условий и доминант познания.

3. Проблема влияния научно-технической революции на судьбу человечества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например:

познание есть процесс приобретения знаний;

2) два предложения с информацией о познании, например:

- «Потребность в познании - одна из базовых потребностей человека»;

- «Источниками и способами познания являются человеческие чувства, разум и интуиция».

Могут быть составлены другие предложения.

Какие две группы проблем познания природы человека указаны в тексте?

Показать ответ

Должны быть указаны следующие проблемы:

1) сложность совмещения факта неизбежной конечности человеческого существования, его культурно-исторической конкретности с идеалом объективности познания;

2) связь научно-теоретического познания с «практическими» видами мышления.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие проявления взаимной связи научно-теоретического мышления и практической деятельности человека:

1) каждый человек в процессе практической деятельности использует результаты научных достижений, воплотившихся в массе современных вещей;

2) научные представления определяют сознание, поведение и мировоззрение многих людей;

3) материально-производственная деятельность способствует познанию природы, развитию наук.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 23.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


Виды налогов и сборов

примеры

Федеральные налоги и сборы

Налоги и сборы

Виды налогов и сборов в РФ.

Ответ:


1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Виды налогов и сборов

примеры

Федеральные налоги и сборы

Акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др.

Налоги и сборы

Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог

Виды налогов и сборов в РФ.

Ответ: региональные.


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.

Наука; мораль; религия; духовная культура; искусство.

Ответ: духовная культура.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён ряд действий. Все они, за исключением двух, относятся к функциям политических партий.

  • Участие в выборах; 2) выдвижение политических идей, программ, теорий; 3) издание законов; 4) политическая социализация граждан; 5) установление налогов; 6) формирование общественного мнения.

Найдите два действия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 35.


4.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.
  • Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.
  • В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.
  • Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.
  • Практика, по мнению ряда философов, являются основным критерием истины.

Ответ: 2 3 5


5.

Признаки

Б) аллегоричность

В) обоснованность выводов

Г) эмоциональность

Д) выдвижение гипотез

Формы (области) культуры

  • Искусство
  • Наука

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которыми они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки

А) эстетические интерпретации объектов, явлений

Б) аллегоричность

В) обоснованность выводов

Г) эмоциональность

Д) выдвижение гипотез

Формы (области) культуры

  • Искусство
  • Наука

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 1 2 1 2


6.

  • потребность рисовать картины

Ответ:


6.

Антон учится в 11 классе. Что из перечисленного ниже иллюстрирует его социальные потребности? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

  • потребность рисовать картины
  • потребность общаться с одноклассниками
  • потребность в воздухе для дыхания
  • потребность в достижении гармонии с окружающим миром
  • стремление получить престижную профессию
  • стремление достичь жизненного успеха

Ответ: 2 5 6.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Одна из статей доходов государственного бюджета- развитие инфраструктуры.
  • К расходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
  • Государственный бюджет финансово обеспечивает проведение экономической политики государства.
  • Рост дефицита государственного бюджета может привести к снижению инвестиционной активности в стране.
  • Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением доходов над расходами государства.

Ответ: 2 3 4.


8.

Характеристики

Виды ценных бумаг

  • обыкновенная акция
  • облигация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


8.

Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

А) удостоверяет отношение долга

Б) предоставляет право на безусловный возврат номинальной стоимости по истечении срока

В) удостоверяет право обладателя на долю в капитале компании

Г) предоставляет право на участие в управлении компанией

Д) даёт право на получение фиксированного процента

Виды ценных бумаг

  • обыкновенная акция
  • облигация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 2 1 1 2


9.

Ответ:


9.

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Многообразие конкурентных рынков». Один из слайдов называется «Совершенная (чистая) конкуренция». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

  • Рыночная структура, при которой на рынке присутствует единственный продавец уникального продукта.
  • Барьеры, препятствующие выходу на такой рынок, практически отсутствует.
  • Никто из участников рынка не располагает информацией больше, чем все остальные.
  • Множество разных фирм производят одинаковую продукцию, не имея возможности контролировать цену на неё.
  • Рыночная структура, при которой рынок поделён несколькими крупными фирмами.
  • В условиях такой рыночной структуры барьером выхода на рынок является огромный стартовый капитал, необходимый для производства данного товара.

Ответ: 2 3 4.


Ответ:


10. На графике отражена ситуация на рынке плетёной дачной мебели: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике Р- цена товара, Q- количества товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Число граждан, владеющих дачными домами, увеличилось.
  • Число фирм, производящих плетёную дачную мебель, увеличилось.
  • Пошлины на импортную плетёную дачную мебель повысились.
  • Уровень доходов потребителей повысился.
  • Была повышена ставка земельного налога и налога на имущество граждан.

Ответ: 1 4.


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Для семьи демократического (партнёрского) типа характерна взаимосвязь супругов при выполнении домашних обязанностей.
  • Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
  • Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
  • Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.
  • Репродуктивная функция семьи проявляется в ведении домашнего хозяйства и во взаимной материальной поддержке.

Ответ: 1 2 3 .


Ответ:


12. В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, должен сделать до 30 лет современный мужчина?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Доля тех, кто отметил, что современный мужчина должен к 30 годам получить образование, среди юношей больше, чем среди девушек.
  • Среди юношей тех, кто ответил, что современный мужчина должен к 30 годам сделать карьеру, больше, чем тех, кто ответил, что современный мужчина должен к 30 годам создать свой бизнес.
  • Доля тех, кто указал, что современный мужчина должен к 30 годам вступить в брак, среди девушек больше, чем среди юношей.
  • Равные доли девушек отметили, что современный мужчина должен к 30 годам пройти службу в армии и стать отцом.
  • Доля тех, кто отметил, что современный мужчина должен к 30 годам приобрести собственное жильё, среди юношей больше, чем среди девушек.

Ответ: 2 3 5.


13.

Ответ:


13.

Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Степень влиятельности лидеров, результативность их деятельности связаны с характером среды, в которой они действуют.
  • По способу легитимизации власти различают демократический и авторитарный тип лидерства.
  • Политический лидер возглавляет избирательную кампанию политической партии на выборах.
  • Рационально-легальное лидерство предполагает признание подчинёнными исключительных качеств лидера.
  • Политический лидер определяет способы решения политических задач.

Ответ: 1 3 5.


14.

Функции

Б) объявление амнистии

  • Государственная Дума
  • Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


14.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

А) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Б) объявление амнистии

В) назначение выборов Президента РФ

Г) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

Д) назначение на должность Генерального прокурора РФ

Субъекты государственной власти РФ

  • Государственная Дума
  • Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 1 2 1 2


15.

  • уплата налогов

Ответ:


15.

Николай Поликарпович- гражданин РФ. Что из перечисленного ниже относится к возможным формам его участия в политической жизни страны? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

  • членство в политической партии
  • выдвижение кандидатом в депутаты по одномандатному округу в Государственную Думу
  • уплата налогов
  • голосование на избирательном участке в день выборов Президента РФ
  • участие в экологической акции
  • получение диплома о высшем образовании

Ответ:1 2 6.


16.

  • социальное государство

Ответ:


16.

Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • государственное финансирование политических партий
  • поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности
  • социальное государство
  • федеративное устройство, основанное на государственной целостности
  • единая государственная идеология

Ответ: 2 3 4.


17.

Ответ:


17.

Выберите верные суждения о воинской обязанности и альтернативной гражданской службе (АГС) в РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Воинской обязанностью называют установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

2) Воинская обязанность в настоящее время является основой комплектования Вооружённых Сил РФ личным составом как в мирное, так и в военное время.

3) Воинская обязанность граждан РФ предусматривает воинский учёт, обязательную подготовку в военной службе.

4) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву АГС только в случае, если он относится к коренному малочисленному народу, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

5) На АГС направляются все граждане, которые не подлежат призыву на военную службу.

Ответ: 1 2 3.


18.

Положения

Б) дееспособность супругов

  • супруги вправе определить

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

В соответствии с Семейным кодексом РФ супруги могут заключить брачный договор. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Положения

А) права и обязанности супругов по взаимному содержанию

Б) дееспособность супругов

В) право супругов а обращение в суд за защитой своих прав

Г) способы участия супругов в доходах друг друга

Д) порядок несения каждым из супругов семейных расходов

  • супруги вправе определить
  • брачный договор не может ограничивать

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 2 1 1


19.

Ответ:


19.

16-летняя Зоя заключила трудовой договор с работодателем. Что отличает е правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие черты отличия.

  • требование соблюдать дисциплину труда
  • обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра
  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время
  • необходимость согласия родителей (опекунов) на заключение трудового договора
  • запрет на привлечение к сверхурочной работе
  • выполнение работы в соответствии с трудовым договором

Ответ: 2 3 5.

20.

Вставьте пропуски.

Список терминов:

2) семья 7) школа

Ответ: А Б В Г Д Е

20.

Вставьте пропуски.

«Социальный институт- это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых-______(А) общества и человека. Социальные институты формируют определённую систему ролей и статусов, устанавливая____(Б) в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как___(В), включает роли учителя и ученика. Между ними складываются определённые ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, ___(Г). Они включают систему____(Д) от правовых до моральных. Социальные институты обеспечивают стандартное поведение людей в____(Е)».

Список терминов:

1)общественное мнение 6) государственное принуждение

2) семья 7) школа

3) образцы поведения 8) социально типичные ситуации

4)санкции 9) обеспечение материальными благами

5) Удовлетворение потребностей

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ: А Б В Г Д Е

5 3 7 1 4 8


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Человек…осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития- и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание- это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.


Часть 2.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру…


Часть 2.

Познавая себя, человек, по мысли Т.Манна, никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.


Часть 2.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии… Рефлексия- размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного…


Часть 2.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными- от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде…

Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

(А.Г.Спиркин)



Ответ:

  • выделение и отличение человеком самого себя, своего я от всего что его окружает; (и/или) осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе;
  • Проявления:

-в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях;

В формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения;

-человек осознаёт себя через созданную им материальную и духовную культуру.


Использованная литература.

  • Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год

Как правильно подготовиться к обществознанию:

  1. Необходима постоянная практика.
    • Особое внимание удели ЕГЭ по обществознанию 2019. Демоверсия от ФИПИ поможет понять структуру билета, разобраться в требованиях. направит тебя какие темы необходимо изучать.
    • Для решения подготовили 10 тренировочных вариантов с ответами. Они разработаны учителями на основе демонстрационного варианта.
    • Чем больше тестов будет решено, тем выше будет подготовленность, так как срабатывает механизм запоминания. Не ленитесь выполнять работу над ошибками. Решать онлайн тесты каждую неделю, пока не будете допускать ошибки. Зарегистрированные пользователи на сайте могут отслеживать статистику решенных тестов.
  2. Правильно распределяй время на решение тренировочных тестов, чтобы получить максимальное количество баллов.
    • Задания 1-3 и 10 решаются за 1–4 минуты;
    • Задания 4-9 и 11-28 отводится от 2 до 8 минут;
    • Задания 29 - 45 минут.
  3. Работа с текстом

      Для выполнения типовых заданий 21-24 важны навыки работы с текстовой информацией. Тренируясь решать тесты ЕГЭ по обществознанию онлайн, обращайте внимание на задачи, требующие не просто извлечения и воспроизведения сути из информационного полотна, но и интерпретации, собственного понимания сказанного или написанного, привлечения обществоведческих знаний при формулировке.

      В задание № 29 (эссе) включено 5 альтернативных задач, ориентированных на написание сочинения на одну из 5 тем. Темы представляют собой высказывания известных общественных деятелей, а также представителей политики, науки и культуры. Задание традиционно считают самым сложным в КИМах.

      Полезная подсказка: для написания качественного сочинения необходимо уметь раскрывать смысл суждения (высказывания, цитаты), привлекать изученные положения обществоведческих наук, делать собственные выводы и конкретизировать яркими примерами.


Перевод баллов в оценки

  • 0-41 баллов - «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла - «тройки»;
  • 55-66 баллов – «хорошо»;
  • 67 баллов и выше - «отлично».

Минимальный – 42, а максимальный - 100.

Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из:

  • Часть 1 – из 20 задач, с коротким ответом в виде слова, нескольких слов или цифр. Половина заданий относится к базовому уровню, другая часть к повышенному. Первая часть оценивается в 35 первичных баллов.
  • Часть 2 – из 9 задач, с развернутым ответом. Задания 21 и 22 - базовые, а с 23 по 29 – с повышенной сложностью и оценивается в 30 баллов. Смотри с развернутым ответом по обществознанию.

Помни!

  • В 2019 году на экзамен по обществознанию отводится 235 минут (3 часа 55 мин.) .
  • Запрещено с собой брать посторонние предметы (шпаргалки, смартфоны, наушники, «умные» часы и др).
  • В последний день пред экзаменом повторите пройденный материал, просмотрите ещё раз решенные варианты.

Пособие содержит 25 вариантов типовых тестовых заданий по обществознанию, а также 80 дополнительных заданий части 2. Все задания составлены с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2016 году.
Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ по обществознанию, степени трудности заданий, большое количество самых разных видов заданий для выработки устойчивых навыков их выполнения.
Авторы заданий - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов.
В сборнике также даны:
ответы на все варианты тестов и заданий части 2;
критерии оценивания части 2;
образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по обществознанию, а также учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля.

Примеры.
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Гонка вооружений повлияла на обострение экологической и экономической ситуации в мире. Выберите из приведенного ниже списка глобальные проблемы, которые непосредственно отражены в данной причинно-следственной связи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) угроза новой мировой войны
2) экологический кризис и его последствия
3) отставание развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран
4) демографическая ситуация на планете
5) алкоголизм и наркомания
6) международный терроризм

Содержание
Инструкция по выполнению работы
Вариант 1
Часть 1
Часть 2
Вариант 2
Часть 1
Часть 2
Вариант 3
Часть 1
Часть 2
Вариант 4
Часть 1
Часть 2
Вариант 5
Часть 1
Часть 2
Вариант 6
Часть 1
Часть 2
Вариант 7
Часть 1
Часть 2
Вариант 8
Часть 1
Часть 2
Вариант 9
Часть 1
Часть 2
Вариант 10
Часть 1
Часть 2
Вариант 11
Часть 1
Часть 2
Вариант 12
Часть 1
Часть 2
Вариант 13
Часть 1
Часть 2
Вариант 14
Часть 1
Часть 2
Вариант 15
Часть 1
Часть 2
Вариант 16
Часть 1
Часть 2
Вариант 17
Часть 1
Часть 2
Вариант 18
Часть 1
Часть 2
Вариант 19
Часть 1
Часть 2
Вариант 20
Часть 1
Часть 2
Вариант 21
Часть 1
Часть 2
Вариант 22
Часть 1
Часть 2
Вариант 23
Часть 1
Часть 2
Вариант 24
Часть 1
Часть 2
Вариант 25
Часть 1
Часть 2
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
Вариант 12
Вариант 13
Вариант 14
Вариант 15
Вариант 16
Вариант 17
Вариант 18
Вариант 19
Вариант 20
Вариант 21
Вариант 22
Вариант 23
Вариант 24
Вариант 25
Дополнительные задания части 2
Ответы на дополнительные задания части 2.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2016, Обществознание, 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2, Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем

Разбираем задания и выстраиваем ответы на вопросы экзамена по обществознанию.

Ежегодно ЕГЭ по обществознанию выбирает едва ли не половина всех выпускников России - это самый популярный экзамен после русского языка и математики. Причины ясны - результаты этого испытания необходимы для поступления на многие гуманитарные специальности.

Экзамен состоит из двух частей, в них представлено 29 заданий: На первые20 заданий (№ 1–20) необходимо дать краткий ответ - выбрать верное из предложенного, соотнести различные варианты между собой, выставить пропущенное слово. На оставшиеся 9 заданий (№ 21-29) необходимо отвечать развернуто.

На выполнение работы дается 235 минут.

Критерии оценки экзамена. Проходной балл за экзамен - 19 первичных баллов, для этого нужно безошибочно выполнить первые 13 заданий.

Несмотря на то, что при оценке результатов применяется стобалльная шкала, многих интересует, какую же оценку по пятибалльной шкале он получил. Приведем эквивалент: «удовлетворительно» - 42-54 балла, «хорошо» - 55-66 балла, «отлично» - от 67 баллов.


Кис Романа Николаевна, учитель истории и обществознания, стаж работы 20 лет:
«Перед тем, как приступать к выполнению работы, я рекомендую своим ученикам прочитать весь текст работы для того, чтобы иметь общее представление о материалах, представленных в работе. В условиях мозгового штурма задействуется внутренний ресурс организма и при дальнейшем выполнении заданий, будет устранен эффект новизны, ученик будет готов к восприятию каждого нового задания. В качестве материалов для работы используем комплекс материалов для подготовки учащихся по обществознанию ФИПИ ЕГЭ 2017. Вариант №7».

Читайте также: ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем



При выполнении данного задания всегда необходимо смотреть на название таблицы. В данном случае таблица называется «Факторы производства», в ней указан один из факторов - Земля, дана его характеристика. Известны основные факторы производства: земля, труд, капитал (физический и денежный), предпринимательские способности и информация. Смотрим на указанную характеристику - деятельность людей, использование умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и т.д. отсылают нас к такому фактору производства, как труд . Учащимся важно помнить и о факторных доходах каждого фактора производства, это позволяет более точно ответить на вопросы, связанные с факторами производства.

Данное задание требует знания родового понятия (в вопросе звучит, как обобщающее понятие). В данном случае мы видим: способности как индивидуальные особенности человека; мировоззрение как система взглядов, понятий и представлений человека о мире и его месте в нем; характер как некие свойства и качества личности, которые влияют на поведение личности; интерес как осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности. Т.е., при выполнении данного задания рекомендуется мысленно каждому понятию дать объяснение. При таком подходе скоро становится понятным, что в данном задании родовым, т.е. обобщающим для всех указанных понятий, будет понятие личности - набора социально значимых свойств и качеств, который будут включать в себя способности, интересы, характер и мировоззрение.


В данном задании нас спрашивают о социальных чертах (качествах) Галины. Помним, что человек - биосоциален, вспоминаем - какие черты человека выражают его социальность (важнейшие свойства личности: знания о мире и о себе, умения, социальный опыт, моральные ценности). Поэтому - светлые волосы и карие глаза показывают природные, индивидуальные черты Галины. А вот то, что она добрая и отзывчивая - это социально значимые свойства ее личности. Ответ 2 - верный. Внешняя привлекательность девушки указывает так же на ее индивидуальные особенности, данные ей от природы, как и ее рост. А вот то, что Галина честный человек, а еще и дружит со многими своими одноклассниками, показывает, насколько она умеет жить и взаимодействовать в обществе. Значит: 2,5,6.


Помним, что важным элементом рыночного саморегулирования является конкуренция, а также не забываем виды рыночной конкуренции и их сущностные характеристики (чистая (свободная) конкуренция, монополистическая, олигополия, чистая монополия, монопсония). Рассматривая первое суждение , мы не можем однозначно сказать, что монополия имеет только недостатки. С одной стороны да - рыночный механизм демонстрирует тенденцию к монополизации производства, так как в целях защиты от конкурентов происходят сговоры и слияния. Но мы знаем о санирующей или оздоровительной функции рынка. В условиях рынка банкротятся нерентабельные предприятия, экономика освобождается от неэффективной хозяйственной деятельности, усиливаются и процветают более мощные производства. Поэтому однозначно говорить о недостатках монополии сложно. Второе суждение верно, ведь монополист, не имея конкурентов, самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию. Поэтому так важна роль государства, проводящего антимонопольную политику. Третье суждение верно. Олигополия характеризуется существованием на рынке нескольких крупных фирм - от двух до пяти, которые контролируют основную часть рынка. В четвертом суждении даны признаки чистой (свободной) конкуренции, когда цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, а отдельные продавцы не могут влиять на цену товара, поэтому ответ неверный. Пятое суждение - верное, т.к. при монопсонии единственный покупатель диктует цену и объем продаж. Ответ:2,3,5.


Выполняя задание 12 в ЕГЭ по обществознанию, нужно внимательно прочитать условия социологического опроса. В данном случае выясняли, какое количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов их населенных пунктов. В диаграмме представлены данные за 2005 и 2015 годы. Прежде чем читать представленные суждения, следует внимательно самому изучить диаграмму. В 2005 году доля отечественных и импортных продуктов, по мнению респондентов, была одинакова, и так считает 40% опрошенных. Далее идет позиция - отечественных продуктов 30%. В 2015 году половина респондентов выбрали позицию - отечественная продукция. Тенденция на увеличение доли отечественной продукции наблюдалась и в 2005 году. В обоих случаях наименьший выбор ответа - затрудняюсь ответить. Теперь смотрим на суждения, представленные в вариантах ответов. Первый ответ соответствует выявленной нами тенденции: доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных товаров увеличилась за 10 лет. Ответ верный. Второй ответ - нет. Доля ответивших увеличение импортных товаров уменьшилась, а не увеличилась к 2015 году. Третий ответ верный, поскольку доля тех, кто отметил равное количество отечественных импортных товаров, действительно, сократилась. Четвертый ответ - неверный, доля тех, кто затруднился ответить меньше в 2005 году, чем доля тех, кто ответил о доминировании импортных товаров. И пятый ответ верный, поскольку мы сразу, при анализе материалов, выявили эту тенденцию - в 2015 году половина респондентов ответили, что доля отечественных товаров выше, чем импортных.




Выполняя задание 16 необходимо вспомнить основы конституционного строя РФ и особенно характеристики принципа политического плюрализма (запрет на установление официальной идеологии, политическое многообразие, свобода политических мнений и действий, оппозиция как основа многопартийности). Первое положение не имеет отношения к политическому плюрализму, поскольку раскрывает принцип федерализма в РФ - равенство субъектов РФ. Второе, третье и четвертое положения раскрывают суть принципа политического плюрализма. Пятое положение так же раскрывает принцип федерализма РФ - государственная целостность. Ответ: 2, 3, 4.



Анализируя материалы 17 задания, выделяем основные понятия и нормы, относящиеся к уголовному праву. В статье 2 Уголовного Кодекса РФ определены задачи уголовного права. Это охрана наиболее значимых общественных отношений (права и свободы человека, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, обеспечение мира и безопасности человека от преступных посягательств). Значит, первое суждение об охранительной функции уголовного права будет верным. Второе суждение тоже верное, ведь штраф и пожизненное лишение свободы являются наказаниями, предусмотренными УК РФ. Третье суждение верно, в нем отражены основные характеристики уголовного права как отрасли российского права. Четвертое суждение неверное, так как принципы равенства сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли относятся к частному праву - Гражданскому праву РФ. Пятое суждение является неверным -деловой оборот как источник права относится к Гражданскому праву.


18 задание имеет отношение к Трудовому праву. Здесь рассматривается одна из сторон трудовых отношений - работодатель, его права и обязанности. Работодатель, заключая коллективный договор с представителями работников обязан предоставить полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, достижения соглашения и контроля за их выполнением. Ответ А - обязанности. У работодателя есть право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей. Ответ Б - права. Обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, а также возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (право работника на безопасность труда) - это обязанности работодателя. Ответы В, Г - обязанности. Ответ Д - является правом работодателя - вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

19 задание требует четкого знания оснований получения гражданства РФ на общих основаниях. Получение гражданства на общих основания означает: непрерывное проживание на территории РФ на протяжении 5 лет, отказ от гражданства другого государства (данная позиция указана в задании - Хосе-Луис обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства), наличие законного источника средств к существованию, соблюдение Конституции РФ и законодательства, владение русским языком. Таким образом, ответы 2, 3, 5 являются верными.


Выполняя 20 задание, сначала нужно попробовать прочитать текст и самим подставить слова, так достигается понимание смыслового содержания текста, при повторном прочтении уже обратиться к списку имеющихся слов. Пробуем прочесть, вставляя слова, близкие по смыслу, далее выбираем из имеющихся в задании.

«Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определенных правил, нарушение (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы (в данном случае, соблюдение правил, нарушение которых наносит ущерб показывает последствия несоблюдения правил). В этом качестве выступают мораль и право, обычаи (Б) , административные решения и др. (здесь идет перечисление видов социальных норм). Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций (В) к нарушителям принятых социальных норм (логично, что за нарушение социальных норм наступает санкция - элемент социального контроля). Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за соблюдение (Г) социальных норм (здесь указаны признаки социального контроля - связь с санкциями - наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение).

Социальный контроль выступает как элемент любой системы управления (Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа (здесь отражена регулятивная функция социального контроля).

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его социальная структура усложняется. Возникают социальные институты (Е) , занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».


Приступая к выполнению заданий по тексту 21-24, изначально следует очень внимательно прочитать текст и выделить главные смысловые фрагменты текста. Поработайте текст с карандашом для максимального усвоения содержания.

Исходя из статьи 27 п.2 признание брака недействительным производится судом. Согласно п.4 статьи 27 признается брак недействительным с момента его заключения. Фиктивным называется брак, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Название статьи: «Случаи, когда недействительный брак, признается действительным».

Когда в задании написано проиллюстрировать примером, значит необходимо привести конкретный пример, жизненную ситуацию.

Гражданка Н. и гражданин Д., вступив в фиктивный брак, через год родили сына К. и совместно занимаются его воспитанием, ведут совместный быт, имеют общий семейный бюджет. Посещают курсы молодых родителей (в данном примере мы можем наблюдать, как фиктивные условия заключения брака переросли в семейные).

Добросовестным супругом закон считает того из супругов, чьи права были нарушены заключением недействительного (фиктивного) брака. Если нас просят смоделировать ситуацию, это значит, что мы должны привести конкретные примеры, иллюстрирующие имущественные права добросовестного супруга. Право на получение содержания. Гражданке К., признанной судом добросовестным супругом после решения суда о расторжении недействительного (фиктивного) брака было назначено судом содержание в размере 30 тыс. рублей ежемесячно от лица, вступившего с ней в фиктивный брак. Признание условий брачного договора. После признания судом брака между гражданином С. и гражданкой К. недействительным, гражданину С., признанному судом добросовестным супругом, было сохранено право на долевую собственность, установленную по условиям брачного договора.

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понимать, что является предметом семейного права: отношения, связанные со вступлением в брак и прекращением брака; личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи и здесь мы найдем поле для нашего предположения. Потому что здесь важными являются вопросы воспитания детей, приобретение и разделение имущества, оказание помощи нетрудноспособным членам семьи; отношения, возникающие в связи с устройством в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Равенство прав супругов в реализации своих интересов. Конституция РФ гарантирует мужчинам и женщинам равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Поэтому, при заключении брака, государство гарантирует супругам равные возможности в реализации семейно-брачных отношений. Например, условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.
2. Защита интересов нетрудноспособных и несовершеннолетних членов семьи. По Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Поэтому, в случае расторжения брака, в котором у супругов имеются несовершеннолетние дети, брак будет расторгаться в судебном порядке, под контролем государственной власти.
3. Приоритет воспитания детей . Государство ставит в качестве приоритета обязанность родителей заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. В случае несоблюдения родителями установленного порядка, родители могут быть лишены родительских прав, здесь вступает в силу государственное принуждение.

Данное задание можно успешно выполнить только при знании основных понятий курса. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая общественно полезные функции. Основными социальными институтами в экономической сфере являются собственность, банки, фирма. Социальные институты - семья, детский сад, школа выполняют важнейшую функцию социальных институтов - обеспечивают социализацию индивидов.

1. Приводит к монополизации производства , так как защита от конкуренции стимулирует сговоры и слияния компаний. В данной ситуации государство может силой своего принуждения запретить договоры о слиянии фирм, принять антимонопольное законодательство или применить экономические санкции к монополистам.
2. Не гарантирует решения социально-экономических проблем: безработица, инфляция, Государство проводит мероприятия по регулированию количества денег в обращении, устанавливает величину процентной ставки, объемы инвестиций, валютный курс. Все эти меры направлены на борьбу с инфляцией. Для борьбы с безработицей государство устанавливает минимальную зарплату, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, замораживает цены, чтобы снизить уровень социальной напряженности в обществе.
3. Распределяет экономические блага по результатам конкуренции , что приводит к социальному неравенству. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, что создаст здоровую конкурентную среду и множество рабочих мест, перераспределение доходов для устранения чрезмерного социального неравенства, выравнивание уровня социально экономического развития регионов.


Внимательно читайте каждый эпизод и сразу находите фрагмент, относящийся к форме государства. Глава государства избирается всенародным голосованием - речь идет о республике. Придерживаться общеобязательной идеологии - признак тоталитаризма. Постоянный контроль государства над всеми сферами жизни общества - признак тоталитаризма. Внесудебное преследование оппозиционных движений - признак тоталитаризма. Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью - признак унитарного государства. К составляющим формы государства относятся: форма правления, политический режим и государственно-территориальное устройство.

1. Форма правления - республика (Глава государства избирается всенародным голосованием);
2. Политический режим - тоталитарный;

Государственно-территориальное устройство - унитарное государство (Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью).

Для написания плана по любой из обществоведческих тем, необходимо четко представлять структуру изучения темы. Поскольку, план направлен на воссоздание структуры темы. От качества усвоения материала темы, понимания ее структуры, зависит и написание плана. В данном случае тема плана понятна и прозрачна. Речь идет о важнейшем обществоведческом явлении - социализации. Такую тему важно раскрыть через саму характеристику социализации, далее показать этапы социализации, агентов социализации, функции социализации, коснуться вопросов ресоциализации и десоциализации и завершить план проблемным вопросом, касательно темы плана.

1. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей общества, необходимых для успешной жизни в обществе.
2. Этапы социализации:
А) начальный (социализация ребенка);
Б) средний (школа, вуз);
В) завершающий (социализация взрослого, приобретающего новые социальные роли - муж, отец, дед)
3. Агенты социализации:
А) первичная социализация (семья, школа, компания друзей);
Б) вторичная социализация (вуз, армия, церковь, СМИ и др.)
4. Функции социализации:
А) освоение системы знаний о мире, человеке, обществе;
Б) получение опыта взаимодействия в обществе;
В) усвоение моральных норм и ценностей;
Г) освоение умений, навыков, компетенций
5. Процессы десоциализации и ресоциализации.
6. Проблема влияние окружающей среды на процессы социализации личности человека.

При написании эссе, в первую очередь, необходимо четко представлять сферу общества, к которой выбранная тема относится. Следует внимательно прочитать предложенные темы, проанализировать свой багаж знаний, понять по какой из тем у вас имеются более четкие представления о понятийном аппарате темы, по какой из тем вы сможете привести наиболее относящиеся к теме примеры.

В данном случае, мы выбираем тему из раздела экономика. Внимательно читаем цитату. Понимаем, что сразу поднимается проблема ограниченности ресурсов, при безграничных (бесконечных) потребностях человека. По сути, звучит основной вопрос экономики - как удовлетворить безграничные потребности человека при ограниченности экономических ресурсов. В цитате затронута еще одна проблема - невозможности удовлетворения всех потребностей человека, значит, необходимости делать выбор в пользу наиболее необходимых благ. Так, мы выходим на проблемы грамотного потребителя.

Пишем эссе:

В данном высказывании авторы поднимают важнейшую экономическую проблему - ограниченности ресурсов, необходимых для производства материальных благ. Как известно, свободных благ, неограниченных и доступных для всех в них нуждающихся, в природе существует очень мало. Экономические блага - средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и находящиеся в распоряжении общества в ограниченном размере, не могут удовлетворить бесконечные человеческие желания в полном объеме. Здесь мы подходим к основному вопросу экономической теории: как удовлетворить бесконечные и возрастающие потребности населения при ограниченности материальных ресурсов? Проблема ограниченности ресурсов приводит общество к необходимости делать выбор. Выбор делают производители материальных благ, используя необходимые ресурсы, известные нам как факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация). Каждый из этих производственных ресурсов обладает своими ограничениями. Так, труд, как фактор производства, связанный с деятельностью людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и интеллектуальных возможностей, навыков, может быть ограничен численностью трудоспособного населения, территориальным размещением или профессиональными компетенциями. Общеизвестно, что земля, как фактор производства, включающий все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства материальных благ, ограничен природным рельефом, количеством пригодной земли, необходимой для занятий сельским хозяйством или же наличием и разработанностью полезных ископаемых и их исчерпаемостью. Физический капитал будет ограничен уровнем научено-технического развития общества, а денежный капитал - объемом денежной массы, находящейся в обращении государства и уровнем инфляции. Предпринимательскими способностями обладают только 13% населения планеты, в этом проявляется редкость их таланта. Информация как фактор производства будет как минимум ограничена уровнем науки и образования в конкретной экономической системе. Помимо основных факторов производства, в экономической жизни большую роль играют такие факторы, как общая культура производства и потребления, наука, состояние нравственности, уровень правосознания. Производитель, опираясь на исходные доступные экономические блага, учитывая издержки производства - затраты производителя на приобретение и использование факторов производства и размер экономической прибыли (разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками), которая позволит оценить возможность существования предприятия, произведет тот товар, который будет максимально для него выгоден в условиях рыночной конкуренции.

Примером может служить Model N, пятая по счету модель компании Генри Форда, которая стала настоящим бестселлером производства и потребления. Она была дешевой и надежной, крепкой и неприхотливой. За 1906 год Форду удалось продать 2194 экземпляра - огромный успех по меркам начала ХХ века. В Америке в то время 485 американских компаний предлагали потребителям свою продукцию. Технология производства была простой, но в среднем цена автомобиля составляла в 1900-х $1000 - фантастические деньги для того времени. Генри Форд понимал уже тогда, что выиграть у конкурентов можно только при условии снижения цен. И ему это удалось, Форд создал не только дешевый, но и надежный автомобиль, который пользовался большим спросом у покупателей. Примером, может служить и компания «Мерседес», которая в период мирового экономического кризиса 2008-2010 годов отказалась от массового производства пятидверных дорогостоящих моделей и перешла к производству трехдверных моделей, что позволило, прежде всего, сохранить рабочие места на предприятии, не закрывать заводы, находящиеся на территориях других государств. И сохранить потребительский рынок.

Обратимся еще раз к другой части цитаты, в которой утверждается, что всего того, что хочется, иметь невозможно, поэтому приходится выбирать. Проблема экономического выбора важна не только для производителя, но и для потребителя. Готовность приобретать блага имеет две стороны: желание и возможность. Возможность связана с таким экономическим понятием, как спрос- готовность покупателя приобретать товары и услуги по определенной цене в определенный момент времени и в определенных количествах. Другими словами, спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. На величину спроса большое влияние оказывают и неценовые факторы. Примером может служить косметический рынок, который традиционно является одной из наиболее динамичных и прибыльных отраслей экономики.

Известно, что годовой объем косметического рынка до кризиса лета 1998 года эксперты оценивали в 3 млрд. долларов США. После кризиса эта сумма упала почти в два раза. Однако, кризис дал возможность отечественным производителям захватить лидерство. В результате произошло практически полное импортозамещение товаров средней ценовой категории. Здесь сыграл свою роль неценовой фактор. После кризиса, отечественные производители смогли преодолеть потребительский стереотип «хорошей может быть только импортная косметика», предложив покупателям высококачественный продукт. Сегодня российская косметическая промышленность имеет отличные предпосылки для роста: в стране имеется развитая химическая промышленность, значительное количество специалистов и научных лабораторий. Помимо этого, национальные традиции заставляют женщин тратить значительные суммы на поддержание красоты. Климатические условия России требуют особого ухода за кожей, что создает дополнительные возможности для производителя, но и потребители всегда имеют возможность определится со своим выбором.

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в . В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.