Египетские фараоны были белокожими. Личное имя фараона

Пять титулов фараона

Начиная с XI династии Среднего царства фараон при коронации выбирал себе пять титулов, или тронных имен. Эти тронные имена (титулатура фараона) были не случайными, а обозначали намерения фараона, будущие деяния правителя – то, что он хотел осуществить за время своего правления. Кроме того, в перечне тронных имен содержалось указание на бога, который был для этого фараона особенно почитаемым и важным.

Первым называлось «имя Гора», и тем самым подчеркивалась роль фараона в качестве земного воплощения бога Гора. Второе имя – «имя Небти», или «имя обеих владычиц» – подчеркивало, что фараон является повелителем Верхнего и Нижнего Египта. Богиня Нехбет, которую изображали на гербе в виде коршуна, считалась покровительницей Верхнего Египта, а Ваджет – представленная в виде кобры – была покровительницей Нижнего Египта. Третье имя – «золотое имя Гора». Его значение точно не установлено. Четвертое – тронное имя правителя Верхнего и Нижнего Египта, в котором подчеркивалось единение двух частей страны. Пятым именем считается личное имя фараона, данное ему при рождении, снабженное необходимым указанием на его божественное происхождение – сын Ра. В науке фараонов чаще всего называют по первому, четвертому и пятому имени. Все имена обозначились соответствующими иероглифами, и получался длинный ряд. Перечисление всех имен фараона трудно запомнить. Личное имя фараона, данное ему при рождении, известно было только узкому кругу приближенных и родственников. После коронации, когда фараон получал все свои имена, его вообще не называли по имени. На рельефах и живописных изображениях имя фараона помещали внутрь картуша – овального обрамления, по которым ученые сразу определяют, что речь идет об имени.

Картуши были довольно большими, чтобы вместить многочисленные иероглифы. Например, пять тронных имен фараона Тутанхамона выглядели примерно так:

Первое имя Гора – Ka-nacht tut-mesut – «Могучий бык, совершенный в своем воплощении».

Второе имя Небти – Nefer-hepru segereh-taui se-hetep-netjeru nebu – «Движущая сила Закона, умиротворяющего обе страны, угодная всем богам».

Золотое имя Гора – Wetjes-chau sehetep-netjeru – «Дающий знаки, примиряющий богов».

Тронное имя – Nesu-bity: Nebcheprure – «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Проявление бога Ра».

Личное имя – Sa-Re: Tutanchamun (heqa-iunu-schema) – «Сын Ра, Живой образ Амона, правитель Верхнего Египта и Гелиополиса».

Четвертое и пятое имена помещены в картуши. Фараоны первых династий стали помешать свои имена Гора в рамку, так называемый серех – упрощенный рисунок крепости с изображением сокола, символа Гора. Только фараон IV династии Снофру (около 2639-2604 г. до н. э.) приказал заключить его личное имя в картуш. Фараон Нефериркар из V династии, правивший около 2483-2463 г. до н. э., применил обрамление для тронного имени.

На языке древних египтян картуш назывался шену от глагола «шени», означавшего «окружать». Возможно, при начертании картуша за образец было взято «кольцо Шен» – древнеегипетский символ Вечности. В религиозном мировоззрении древних египтян имя имело чрезвычайно важное значение для жизни после смерти. Картуши с именами ненавистных фараонов скалывали с каменных плит саркофагов, храмов и гробниц. Людям запрещалось произносить их имена.

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

На службе у фараона Вопрос 1.46Сравнительно недавно в нашей стране люди считались винтиками.А как любили называть себя древнеегипетские чиновники?Вопрос 1.47Во времена правления XII династии при дворе фараона появляются особые чиновники, именуемые «находящимися над тайной

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Бегство фараона В начале прошлого века известный русский историк, академик Василий Васильевич Струве обратил внимание на собрание древнеегипетских пророчеств. Этот документ относился к IV столетию до новой эры. В нем говорилось, что фараон Нектанеб II был не только главой

Из книги Великий псевдоним автора Похлёбкин Вильям Васильевич

11. Все пять ответов на пять прежде недоуменных вопросов Итак, теперь мы полностью знаем все о происхождении главного псевдонима И.В.Джугашвили – великого псевдонима XX века – «Сталин». И мы располагаем отныне ясными ответами на все пять вопросов, стоявших перед нашим

Из книги Взлет и падение «красного Бонапарта». Трагическая судьба маршала Тухачевского автора Прудникова Елена Анатольевна

Пять орденов и пять побегов Уже 1 августа их полк оказался на фронте. В первом же бою под фольварком Викмундово рота, в которой он служил, отличилась: преследуя врага, они прорвались через реку по горящему мосту. Оба офицера, бывших на этом мосту, получили награды: командир

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Сны фараона Через два года фараону привиделось во сне: стоит он у Нила и видит, как выходят одна за другой семь прекрасных на вид и тучных коров и пасутся в тростниках. И вот вслед за ними на берег поднимаются семь безобразных, тощих коров и становятся рядом с

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора

4. Отказ Пятого Короля от титулов и удаление в монастырь История Василия Блаженного Возвращаясь к западноевропейской версии биографии Пятого Короля (Карла V), нельзя не обратить внимания на примечательную деталь: в конце жизни, в 1556 году, Пятый Король отказался от всех

Из книги Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории автора Звягин Юрий Юрьевич

Г. Пять метров туда, пять метров сюда… Любят, правда, говорить о том, что в прежние времена реки были глубже. Но мы же с вами на примере Ловати видели, что это, скорее всего, миф. Точнее же утверждать нельзя, поскольку, насколько я понимаю, вопрос до сих пор не исследован. В

Из книги История Петербурга наизнанку. Заметки на полях городских летописей автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги Серпухов. Последний рубеж. 49-я армия в битве за Москву. 1941 автора Михеенков Сергей Егорович

Глава 2 Бои за Калугу Пять дней, пять ночей Дивизии 49-й армии выгружают в пути. Они идут на Калужский УР. 5-я гвардейская и полк 194-й стрелковой вступают в бой. Сводки Совинформбюро. Генерал Жуков вступает в должность командующего Западным фронтом. Бои на родной земле.

Из книги Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари автора Кузнецов Сергей Олегович

Часть III ТИТУЛОВ НЕТ - ДВОРЦЫ ОСТАЛИСЬ

Из книги Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта автора Реутов Сергей

Цилиндры фараона История эта началась несколько десятилетий назад, когда слесарь одного НИИ в городе Тбилиси в качестве гонорара за починку крыши получил от своей соседки, пожилой грузинки, возможность выбрать любую книгу из старинного сундука. Выбрав рукопись на

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4. Отказ пятого короля от титулов и удаление в монастырь История Василия Блаженного Возвращаясь к западноевропейской версии биографии Пятого Короля = Карла V, нельзя не обратить внимания на яркую деталь. Оказывается, в конце жизни, в 1556 году, Пятый Король отказался от всех

автора Талина Галина Валерьевна

Глава II Росписи и книги наместнических титулов Систематизацией наместнических титулов в рассматриваемый нами период занимался Посольский приказ, поскольку практика присвоения титулов была непосредственно связана с дипломатической деятельностью. Приказ составлял

Из книги Наместники и наместничества в конце XVI – начале XVIII века автора Талина Галина Валерьевна

Приложение 1 Реестр наместнических титулов 1580–1682 гг. (Реестр составлен на основании записей в книгах наместнических титулов до царствования Федора Алексеевича

Из книги Наместники и наместничества в конце XVI – начале XVIII века автора Талина Галина Валерьевна

Приложение 2 Реестр наместнических титулов 1682–1706 гг. (Реестр составлен на основании записей в книгах наместнических титулов, начиная с царствования Ивана и Петра

Из книги Русская правда [Язычество - наш «золотой век»] автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 3 Пять каст, пять сторон света Шива-Жизнодавец, Повелитель Сил, Сидя у порога дома, живность сотворил, И большим, и малым корм и карму дал, И князьям, и нищим – всем, кого создал Редьярд Киплинг «Артхашастра». Тело Пуруши и сыновья Ману. Пятины Ирландии и ее

Кадр из х/ф "Фараон" (1966г. Режиссёр Ежи Кавалерович)

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тросника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедерной повязки.



Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н.э.), властитель каждого из них имел свою корону. Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен , возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером . Мен с большим войском двинулся на север и захватил дельту Нила. Так образовалось единое египетское царство, простиравшееся с севера на юг примерно на 1000 км, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории, однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные предлагают этот период называть Ранним царством ). Корона Верхнего Египта – белая , в виде кегли, корона Нижнего Египта – цилиндрическая красная , с высоким закруглённым выступом сзади. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент (па-схемти) . Атеф - белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет , которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш ) . Хемхемет (также известна как «тройная корона атеф») - ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».


Роскошь, которую позволяла себе знать – ничто по сравнению с пышностью, которой окружали себя царственные особы. Фараон считался сыном самого бога солнца Ра, его особа обожествлялась. На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика - обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти. Золотая змея-уреус обвивала царственный лоб так, что голова страшной змеи находилась в центре. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями.


Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» - атрибут культа бога Амона - и также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» - скульптурное изображение кобры, хранительницы власти на земле и небе. Поперечную сторону ткани накладывали на лоб горизонтально, укрепляя лентой, сверху надевали диадему со скульптурным изображением раздувшей капюшон змеи. Материю, свисающую сзади, на спине, собирали и туго обвивали шнуром, создавая подобие косы. Боковые части клафта округляли, чтобы спереди на плечах прямые куски ткани подали чётко прямо. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных действий, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке – хепреш. Немес – специальный царский платок, был достаточно велик, чтобы срыть небольшой круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. Немес, как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили зарание. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на немес устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещёнными на рога барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамлённый двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками.


К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки власти относился также полосатый воротник-ожерелье , скроенный по кругу – солярный знак. Знаковую роль выполняли также цвета полос : жёлтый - у светских сановников, синий - у жрецов, красный - у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Помимо урея – главного символа царской власти, фараону принадлежали трёххвостая плеть и скипетр с загнутой крючком верхней частью. Скипетр тоже было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.

Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции. Этот передник был полностью из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обех сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весили несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.





Фараон и его жена носили сандалии с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сами сандалии крепили к ноге длинными пёстрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приёмах нельзя было появляться не обутым. Но поскольку это был знак привилегированного положения, их очень берегли. Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Вообще, Египет единственная цивилизация Древнего Востока, о которой мы знаем достаточно много. В силу своей закрытости от соседних государств, за три тысячелетия своего существования, был создан разнообразный мир правил, традиций и предпочтений. Особо жёсткими правилами этикета был связан фараон. Ни он, ни его подданные не могли ни на йоту отойти от раз и навсегда определённой роли в общем «государственном спектакле». Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.


Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды, который своими крыльями укрывал её головку, а в когтях держал перстень с печатью. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с небольшим, похожим на колпачёк, выступом, к которому крепили цветок лотоса. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.



Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Царский трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Сам стул был обит золотыми листами, сидение расписано разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение фараона. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона.
Не менее роскошно украшались тронные носилки , в которых восседал фараон во время торжественных процессий. Носилки несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота, они были украшены символической фигурой ястреба – эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной – эмблемой владычества над обоими мирами, льва – эмблемы мужества и силы, уреями и т.д. Над сидением устанавливали опахало, которое заменяло балдахин.


Фараон, посредник между людьми и богами, был необходим для благоденствия египетского общества. В этой статье мы расскажем вам о его титулах и различных именованиях.

Пример титула царя: Тутмосе (1506-1493)

Гор, Сильный бык, возлюбленный Маат; Две Госпожи, Увенчанный уреем, чья мощь велика; Золотой Гор, чьи годы прекрасны; Тот, Кто оживляет сердца; Царь Верхнего и Нижнего Египта, Великое проявление ка Ра, Сын Ра, Тутмос, живущий вечно и во веки веков!

Числа, следующие за именем некоторых правителей, таких как Аменемхет IV, Тутмос III, Аменхотеп II, Рамсес II, Птолемей VIII и другие, не использовалась египтянами; их ввели современные историки, чтобы упростить именование этих царей.

С конца Древнего царства фараон носил особый титул: он состоял из пяти частей, за каждой из которых следовало имя, менявшееся от фараона к фараону. У личных имен могли быть общие элементы, но два разных царя не могли именоваться одним и тем же титулом. Из этого титула чаще всего использовались два последних имени, которые вписывались в картуш. Расскажем подробнее о каждой из частей титула.

Гор (Нг)

Это самое древнее именование царя, употреблявшееся еще с додинастической эпохи. Оно уподобляло фараона богу-соколу Гору. Имя, следовавшее за этим титулом, часто заключалось в прямоугольник, который символизировал ограду царского дворца.

Две Госпожи (Nbty)

Этот титул обеспечивал правителю покровительство двух богинь-хранительниц Верхнего Египта (Нехбет из Эль-Каба) и Нижнего Египта (Уаджит из Буто).

Золотой Гор (Hr nwb)

История происхождения этого титула нам неизвестна. Более позднее его истолкование говорит о победе Гора над Сетом из Ком-Омбо (города в Верхнем Египте), по-древнеегипетски именовавшимся, что объясняет изображение сокола на золотом ожерелье.

Царь Верхнего и Нижнего Египта (nsw bjty)

Титул сообщает о власти фараона над Верхним и Нижним Египтом.

Этот титул может заменяться или сочетаться с другими: Владыка Двух Земель, Владыка обрядов или Совершенный Бог.

Сын Ра

Фараон провозглашается сыном солнечного бога Ра.

Этот титул мог сочетаться с титулом Владыка корон.

Прочие именования царя

Картуши произошли от знака «шен» (sn) изображающего связанную кольцом веревку. Это символ пространства, через которое проходит солнце, то есть символ вселенной. Чтобы вписать в него имя царя, египтяне удлиняли знак так, что он превращался в

Полный царский титул использовался в надписях на храмах и в подписях к важным государственным документам, и мог изображаться как на стелах, так и на папирусе. Много чаще встречается сокращенный титул, состоящий из трех частей: Гор, Царь Верхнего и Нижнего Египта и Сын Ра.

Также для именования фараона использовался ряд специальных слов и выражений. Одно из самых распространенных — «царь» (nsw). Также его часто называли «владыкой» или «принцем».

Однако самое знаменитое именование — это, бесспорно, «фараон». Это слово произошло от выражения первоначально означавшего «великий дом», то есть царский дворец.

Только в эпоху Среднего царства царя стали называть фараоном, и это выражение преодолело границы Египта: оно было отмечено сначала в Библии, затем в греческих текстах и используется до сих пор. В те времена оно часто заключалось в картуш.

И наконец, царя называли «Величеством»; в третьем лице о нем говорили как о «Его Величестве», а обращаясь к нему напрямую, называли «Твое Величество», так как обращение на «Вы» в Древнем Египте не существовало. Сам же фараон называл себя «Мое Величество».

Символизировал как светскую, так и сакральную власть, и представлял также своего рода формулу монархического правления.

Полный титул, состоящий из пяти имён, не был обязательным для использования до эпохи Среднего Царства, но, утвердившись, оставался неизменным и применялся до окончательного покорения Египта Римской империей .

Хорово имя

Имя по Небти

Золотое имя

Эта форма имени фараона начиналась с изображения сокола-Гора, сидящего на иероглифе «золото» или около него.

Значение этого особого имени спорно. Одна версия говорит, что это имя символизирует триумф Гора над своим дядей Сетом , поскольку символика золота может означать возвышенность Гора над всеми противниками. Другая версия утверждает, что золото, как египетская ассоциация с вечностью, было предназначено, чтобы передать бессмертную суть фараона.

Подобно имени по Небти, для золотого имени, как правило, не создавался картуш или серех.

Тронное имя фараона



Тронное имя фараона, первое из двух имен, записываемых в картуш и обычно сопровождаемое Несу-бити - значком, объединяющим иероглифы «камыша» и «пчелы», что может означать «Царь Верхнего и Нижнего Египта», то есть долины и дельты Нила .

Эта форма имени стала обязательной к употреблению в конце Третьей династии , и позже стала самым важным официальным титулом фараона.

Личное имя фараона


Имя, дающееся при рождении. Самому имени предшествовало вступление: «Сын Ра », написанное с использованием иероглифа утки (са ), омонима слова, означающего «сына» (са ), а также смежным иероглифом солнца, бога Ра. Для женщин, которые стали фараонами, вступление интерпретировалось как «Дочь Ра» (сат ).

Это имя было внесено в царский титул при Четвёртой династии , чтобы подчеркнуть роль фараона как представителя солнечного бога Ра.

Современные историки к личному имени фараона, как правило, добавляют порядковые номера (например, «II», «III»), чтобы различать фараонов, носящих одинаковое имя.

Пример

См. также

Ссылки и примечания

  • Allen, James P. Middle Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. - New York: Cambridge University Press, 1999. - ISBN 0521774837 .
  • Dodson, Aidan Mark, and Dyan Hilton. The Complete Royal Families of Ancient Egypt. - Cairo, London, and New York: The American University in Cairo Press and Thames and Hudson, 2004. - ISBN 977-424-878-3 .
  • Gardiner, Alan Henderson. Egyptian Grammar; Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. - 3rd. - Oxford: Griffith Institute, 1957.
  • Quirke, Stephen G. J. Who Were the Pharaohs? A History of Their Names with a List of Cartouches. - London: British Museum Publications Limited, 1990.
  • Schneider, Thomas (1993). “Zur Etymologie der Bezeichnung "König von Ober- und Unterägypten" ”. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde . 120 : 166-181.
  • von Beckerath, Jürgen. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. - 2nd. - Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 1999.

Согласно записям Платона, древние египетские жрецы указывали, что священный род фараонов происходит из Атлантиды.

Первые египетские фараоны в Додинастический (конец V тыс. - ок. 3100 до н. э.) и Раннединастический период (3120 по 2649 годы до н. э.) истории Древнего Египта, вплоть до 4 династии фараоны известны только под единственным Хоровым именем, так как фараон считался земным воплощением небесного бога Гора-Хоруса , символом которого был сокол. Хор - бог неба, царственности и солнца. Хорус от ведического: Харшу - hṛṣu – Агни, огонь; солнце; . По ранним египетским мифам Сокол приносил с неба сому - священный напиток богов.

В конце Древнего царства имя фараона связывается с мифом об боге Осирисе. Слово фараон (англ. Pharaoh ; греч. Φαραώ; слав. Перун, от «Пъро» - «потомок Солнца» .)


Фараоны Древнего Египта вели свою родословную от богов, инцест рассматривался, как приемлемая мера для сохранения святости царского рода. Родословная Тутанхамона довольно сложна, в его семье были кровосмесительные браки.

Тутанхамон родился в 1341 году до нашей эры и умер в 1323 до н.э. в возрасте 19 лет.
Его отцом был Аменхотеп IV, который провозгласил в Египте единобожие, единым богом – Солнце, а себя – его сыном, и взял себе имя Эхнатон -«сын Солнца» (годы правления: 1351 и 1334 до н.э.).

Как показал генетический анализ останков мумии Тутанхамона (мумия KV35YL), его матерью была сестра Эхнатона. Тутанхамон родился слабым ребёнком, так как его родители были братом и сестрой.

Мачехой Тутанхамона была белокожая . В 1348 до н.э. у Нефертити и Эхнатона родилась дочь Анхесенамон - сводная сестра Тутанхамона. В возрасте десяти лет Тутанхамона женился на ней, своей сводной сестре.

Имя Тутанхамон (Tutenkh-, -amen, -amon) , по-египетски: twt-nḫ-ı͗mn; принадлежал к 18-й династии египетских царей, правящих с 1333 г. до н.э. -. 1324 г. до н.э. Этот период египетской истории называют «Новое царство».
Тутанхамон означает «живой образ Амона» . Тутанхатон (Tutankhaten), означает «живой образ Атона» - бога Солнца.

Исследователям удалось выявить ряд мумий из родословной Тутанхамона. Результаты исследований основаны на компьютерной томографии и двух летних исследованиях ДНК 16 мумий, включая Тутанхамона.
Фараон Аменхотеп III (мумия KV35EL), возможно, был дедом Тутанхамона.
Фараон Эхнатон (мумия KV55) отец Тутанхамона.

Тейе — жена фараона Аменхотепа III, мать Эхнатона и бабушка Тутанхамона.

Мумия KV35YL - мать Тутанхамона, хотя её личность до сих пор окутана тайной, анализ ДНК показывает, что она была дочерью Аменхотепа III и Теии, а также она была родной сестрой своего мужа Эхнатона, правившего древним Египтом в 1351-1334 годах до н.э.

Тейе (Teje) — жена фараона Аменхотепа III, Мать Эхнатона, бабушка Тутанхамона

После смерти отца Эхнатона, Тутанхамон стал фараоном в возрасте 10 лет в 1333 г. до н.э. , и правил в течение всего девяти лет вплоть до своей смерти.
В возрасте 12 лет Тутанхамон женился на своей сводной сестре Анхесенамон -дочери Эхнатона и Нефертити, но у пары не было выживших детей.


Тутанхамон был одним из последних царей Египта 18-й династии и правил в критический период истории, после смерти отца Эхнатона египетские жрецы и священники вернули свои полномочия и, отвергая монотеизм (единобожие) вернули культ многобожия, поклонения нескольким божествам древнего Египта.

Открытие могилы Тутанхамона в 1922 году принадлежит британскому археологу Говарду Картеру. В гробнице Тутанхамона было найдено более 5000 уникальных экспонатов.

В 2009 и 2010 году в Цюрихе в центре ДНК-генеалогии (iGENEA) швейцарские учёные генетики провели расширенные исследования ДНК мумии Тутанхамона и других членов его семьи. В феврале 2010 года результаты исследований Y-ДНК были опубликованы лишь частично, информация о результатах Y-ДНК была закрытой.

Оказалось, что Y-ДНК мумии Тутанхамона, его отца Эхнатона и его деда Аменхотепа III принадлежат к Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, широко распространённой в Италии, на Пиренейском полуострове и западной Англии и Ирландии.

До 70% испанских и британских мужчин принадлежат к той же Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, что египетский фараон Тутанхамон. Около 60% французских мужчин принадлежат к гаплогруппе R1b1a2.
Около 50% мужского населения в странах Западной Европы принадлежат к гаплогруппе R1b1a2. Это указывает на то, что они имеют общего предка.

Согласно результатам исследования швейцарского центра ДНК-генеалогии (iGENEA) среди живущих в Египте современных египтян гаплогруппа R1b1a2 составляет менее 1%. Очень немногие современные египтяне связаны с древними фараонами.

Директор Центра iGENEA Роман Шольц заявил, что фараон Тутанхамон и члены царской семьи, правившие Египтом более 3000 лет назад, принадлежали к генетической гаплогруппе R1b1a2, распространённой среди современных европейцев, и не существующей ныне среди современных египтян.

Фараон Тутанхамон принадлежит гаплогруппе R1b1a2, как и более чем 50% всех мужчин в Западной Европе , а это означает, что Тутанхамон был «белым» -«Caucasian», то есть человеком европейского вида, а не «кавказцем», как переводят некоторые умники.


Древние египтяне использовали для бальзамирования различные синтетические смолы, от которых мумии чернели. Это создавало ложное впечатление, что древние египтяне были африканцами. В самом деле, белокожие фараоны считались высшей кастой господствующей над темнокожим египетским населением, состоящим из разных племён. Вероятно, белая кожа фараонов также сыграло свою роль в их обожествлении 3000 лет назад. Чем светлее цвет кожи, тем выше статус человека в обществе.


Исследователи iGENEA считают, что общий предок людей, носителей генетической гаплогруппы R1b1a2, жил на Кавказе примерно 9500 лет назад. Гаплогруппа R1b1a2 происходит от гаплогруппы R1b и R1a , представители которой из Причерноморья и Кавказа пришли в Африку (Египет) через Малую Азию во времена неолита (Neolitic population). Гаплогруппа R1a - это Прото-Индоевропейцы и… и легендарные Арии, согласно ДНК их современных потомков.

Самые ранние миграции людей с гаплогруппой R1b1a2, возникшей в регионе Чёрного моря около 9500 лет назад, расселились по всей Европе с распространением сельского хозяйства в 7000 до н.э.


В Египте найдена новая гробница, высеченная в пустынных скалах близ египетского города Фивы, датированная примерно 1290 г. до н.э. — временем после царствования Тутанхамона. В гробнице захоронены принцессы, правящих династий, включая дочерей фараона Тутмоса IV. В этой же гробнице захоронен начальник полиции и его жены , что свидетельствует о высоком статусе этой государственной должности, обеспечивающей спокойствие и порядок в египетском обществе. Не смотря на то, что «гробница принцесс» была разграблена в древние времена, археологам удалось раскопать помещения, где не побывали грабители, и найти уникальные изделия из слоновой кости, ритуальные сосуды и украшения, дающие возможность увидеть богатство и великолепие фараонов Египта.

На барельефе, найденной в Фиванской «гробнице принцесс» изображены принцессы Египта, совершающие священные ритуалы очищения перед фараоном Аменхотепом III в честь его юбилея. Барельеф датируется примерно 1390-1352 до н.э.

Придёт время и фараоны оживут. Как и хотели

Йоханнес Краузе (Johannes Krause), палеогенетик из университета Тюбингена сообщил в журнале Nature Communications, что из 151 одной мумии, с которыми работали немецкие исследователи, геном трёх мумий удалось восстановить полностью, так как их ДНК хорошо сохранилась . Дожили до наших дней, как выразился учёный. Сохранилась, несмотря на жаркий египетский климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Полное восстановление генома трёх мумий сулит - пусть в отдаленной перспективе — восстановление и их владельцев путём клонирования. Это вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали как-нибудь и когда-нибудь восстать из мертвых, ради этого их и мумифицировали! Они словно предвидели , что останки плоти и костей пригодятся.