Экзистенциальный кризис: что это такое и как его преодолеть. Как преодолеть экзистенциальный кризис

В жизни практически каждого человека настает момент, когда он остается один на один с вопросом о смысле своего существования. Одни находят смысл в самом бытии, другим же требуется время, чтобы ответить на один из важнейших вопросов своей жизни. На этом пути человек может столкнуться с тревогой, страхом и чувством бессмысленности, которые обозначаются как экзистенциальный кризис.

Что такое экзистенция, какие идеи лежат в основе экзистенциальной психологии, и почему мы приходим к вопросу о смысле существования? Давайте разбираться.

Ключевые понятия экзистенциальной психологии – данности существования, которые априори связаны с нашей жизнью и поддерживают в нас первичную тревогу. Эти данности сопровождают человека от рождения до смерти, а справляется с ними каждый своими способами.

Исходя из этой позиции, мы понимаем, что любые защиты и симптомы, порождаемые нашей психикой – лишь окольный путь к одной из этих данностей.

Всего их четыре:

  • смерть;
  • свобода;
  • бессмысленность;
  • одиночество.

Как же они влияют на жизнь человека и социума в целом?

Отношение к смерти – центральный экзистенциальный конфликт. Хотим мы этого или нет, но приходится принять тот факт, что смерть неизбежна. В психической жизни человека она отражается разными способами, оформляя защитные барьеры на пути к ее принятию:

  • нарциссизм;
  • агрессия;
  • гиперконтроль;
  • навязчивый (фальшивый) героизм – ригидные идеи «защиты» чего-либо (животных, природы, детей, меньшинств);
  • трудоголизм.

Все это – лишь защитное ограждение от принятия конечности бытия. Еще одна форма защиты представлена в идеях о конечном спасении, будь оно дано божественным существом или наукой.

Фанатичная вера в бессмертие души, искусственное омоложение, модификации тела – лишь отголоски идеи продлить свое существование. Развиваясь, подобные способы «спасения» человеком себя от данности смерти приводят к ограничению других сфер жизни, что вызывает неудовлетворение и страдание.

Вторая данность – это свобода. Она неразрывно связана с волей и ответственностью, ведь нельзя быть свободным, не принимая ответственности, как нельзя делать свои выборы безвольно. Лишь сам человек отвечает за все свои решения и поступки. В крайних случаях люди «передают» контроль над своей жизнью внешним факторам – погоде, звездам, предначертаниям. Все это – попытка избавиться от бремени свободы.

Одиночество есть факт нашей непохожести на других. Всегда есть граница, разделяющая нас от не-нас, обрекающая нас на одиночество. Навязчивые попытки спастись от этого одиночества влияют на отношения человека с окружением. Одиночество, переживаемое как неполноценность, пытается быть заменено отношениями, просто другими людьми.

Такие попытки приводят к разрушению собственных границ, выражаясь в эмоциональной зависимости, ревности, слиянием или отчуждением от партнера. Лишь принятие факта изоляции позволяет строит отношения с внешним миром на ином уровне.

И наконец, бессмысленность существования. В рамках этой данности есть две противоположности: от полного отрицания смысла, до бесцельного авантюризма. Первые не знают, во что они верят, но точно знают – во что не верят. Крайние проявления бессмысленности – отказ жить собственную жизнь, не пытаясь что-то менять, пуская все на самотек. Авантюристы же подчиняют свою жизнь некоей сверхценной идее, посвящая ей свою жизнь и утрачивая способность искать удовлетворение в чем-то другом.

Страх и вина

Экзистенциальная вина – это форма ответственности человека перед собой за отказ проживать свою жизнь.

Вина является платой за отказ воплощать свою жизнь, жизнь, отданную другому или идее, за отказ от своих настоящих желаний, чувств и мыслей. Идею экзистенциальной вины можно охарактеризовать как признание того факта, что человек всегда имел возможность изменить свою жизнь, но никогда ее не использовал. Проще говоря – это вина за впустую прожитые годы, которая рождает экзистенциальный кризис личности.

Вина перед собой редко осознается, что не мешает ей активно влиять на нашу жизнь. С возрастом это чувство усугубляется, если человек оказывается не способен открыть жизнь для себя. Чувство недовольство всеми обстоятельствами своего существования есть выражение силы экзистенциальной вины человека перед самим собой. Когда чувство виновности становится слишком тяжелым, человеку проще принять идею фатализма, неизменности ситуации, чем пытаться что-то менять. Нередко столкновения человека с экзистенциальной виной заканчиваются самоубийством, как формой отказа от ответственности за свою жизнь.

Другая категория экзистенциализма – это страхи. Это не фобии в классическом понимании и не удел малой группы людей; экзистенциальные страхи присущи каждому человеку и связанны с данностями бытия. Они лежат глубоко в подсознании, неконкретны и безобъектны, а поэтому изжить их нельзя, только ослабить.

Выделяют четыре группы экзистенциальных страхов:

Первый связан с данностью смерти, непознаваемостью будущего. Пространственные страхи связаны с данностью свободы и часто выражаются в боязни замкнутых пространств, глубины, темноты и свободного места. Страх жизни связан с данностями бессмысленности и одиночества, выражаясь в боязни непохожего, непонятно и непознаваемого, нового. И наконец, последний страх связан с непониманием своего бытия, страхом быть собой и потерять контроль над своими действиями.

Причины кризиса бытия

Причины развития экзистенциального кризиса стоит искать в четырех данностях и связанных страхах. Как правило, экзистенциальный кризис – это непонимание собственной жизни, отчуждение самого себя от проживаемой жизни, отказ от ответственности. Зачастую этот кризис связывается с периодом взрослости, когда человек впервые глобально окидывает взглядом прожитую часть жизни и задается вопросом о том, его ли это жизнь?

Столкновение двух идей – ценности собственной жизни и осознания бессмысленности существования как такового приводит к внутреннему коллапсу. Если человек ощущает свою жизнь по истине своей – то кризис как таковой не развивается, он переживает полноту своей экзистенции (существования), видит свою жизнь как часть бытия (всего сущего), что можно обозначить как Dasein – «вот-бытие».

Когда же человек видит свою жизнь как нечто чуждое, непонятное и пугающие – это приводит к дальнейшему развитию кризиса, который может быть успешно решен через страдание, либо привести к развитию патологических симптомов: наркоманиям, депрессиям, суицидальным попыткам.

Страдание есть необходимое условие для примирения со своей жизнью, кристаллизующее наш опыт и позволяющее принять свою жизнь. Особую роль играет страдание тогда, когда экзистенциальный кризис развивается ввиду утраты: смерти близкого, расставании, смертельного диагноза (утрата здоровья).

В такие моменты рушатся защитные барьеры, не пускающие мысли о конечности существования в сознание и человек сталкивается со страданием. Его функция – помочь нам собрать цельную картину своей жизни и создать в нашей памяти приятные воспоминания об утраченном.

Однако это не делает страдание приятным: его нужно принять и пережить, не пытаясь спрятаться за бравадой.

Преодоление

В принципе, экзистенциальная психология рассматривает каждую экзистенцию (жизнь, существования) как уникальную, поэтому говорить об универсальных способах совладать с экзистенциальным кризисом – грубо. В любом случае, экзистенциальный кризис связан со страданием, которое человек должен пережить сам.

Кто-то это делает это успешно, переосмысляя свою жизнь и находя смыслы в уже сделанном и еще запланированном. Другие сталкиваются с чрезмерно тяжелой ношей и могут оказаться на грани развития патологических симптомов, о которых мы писали выше.

В таком случае стоит искать помощи у экзистенциальных аналитиков, к которым обращаются именно с запросами о бессмысленности существования. В долгой и тяжелой работе со специалистом человек постепенно начинает обнаруживать себя настоящего в своей жизни, что помогает и найти смыслы, и смириться с тем, что не изменить.

Особо важную роль играет кризисное сопровождение, связанное с утратой. Однако стоит понимать, что задача аналитика состоит не в облегчении страданий, а в помощи нахождения ресурсов для того, чтобы их пережить.

Развитие через страдание, катарсис – это нелегкий, но верный путь к своей исполненной экзистенции.

Со школьной скамьи мы задаемся вопросами смысла жизни. В школе нам преподают естественно-научную картину мира, но она, в отличие от религиозной и мифологической картин, не несет в себе нужных нам ответов, за которыми мы приходим в школу. В итоге, знания которые мы накопили к взрослому возрасту не отвечают на те вопросы, которые нас волнуют с детства. Знания, полученные в школе: о том, как устроен мир на физическом, химическом, биологическом уровне оставляют нас неудовлетворенными в наших духовных исканиях. Мы хотим узнать зачем, для чего он существует? Зачем мы живём? Какой в этом смысл? Мы ищем основания нашей жизни и не находя их, в итоге стараемся забыть, не думать об этом. Вопрос о смысле жизни зачастую ставит в тупик, вызывает иронию, а иногда и агрессию даже у взрослого человека. Дети более расположены к тому, чтобы задаваться вопросами смысла, но не находя ответов в школе и у родителей, перестают их активно задавать.

Однако потребность в поиске смысла у них остается. В нас остается внутренняя тревога, страх вызванный неразрешенной проблемой смысла, который, накопившись, может вылиться в кризис.

Экзистенциальный кризис – это чувство беспокойства, тревоги и страха, вызванного вопросами о смысле, осознания ничтожности человеческого существования. Кризис может настигнуть человека в любой момент жизни, обычно в рутине повседневности мы склонны избегать этого состояния. Современная культура "помогает" бегству: развлечения, алкоголь и работа являются лишь способами отвлечься от ощущения потери смысла, но лишь до какого-то момента. В итоге, оставаясь наедине с собой, мы приходим все к тем же вопросам об основаниях нашего существования, обычно подавляемых нашей психикой.

Смысл и бессмысленность

Есть ли смысл или все в этом мире случайно и бессмысленно? Зачастую к этому вопросу нас возвращает смерть близких нам людей. Мы понимаем, что они прожили свою жизнь, представляем как, но не знаем зачем. Это "зачем" терзает наше сознание днем и ночью. Вспомним Будду, для которого столкновение со смертью человека, стало началом пути к просветлению.

Если Я – это то, что я делаю, значит, моя работа – это часть меня. Вот только обычно наша работа имеет весьма фрагментарный характер, мы вынуждены делать одно и тоже каждый день. Задаваясь проблемой смысла, А. Камю рассказывает нам миф о Сизифе.

В этом мифе Сизиф вынужден тащить камень на вершину горы. Возведение камня на вершину - это тяжелое занятие, каждый раз требующее Сизифа воли и мужества. Но, когда камень оказывается на вершине, он снова скатывается обратно вниз, и Сизифу приходится вновь и вновь катить его на вершину. Эта деятельность не имеет никакого смысла, она придумана богами в качестве наказания для Сизифа за обман. Он попытался обмануть смерть, за что и несет тяжкое бремя. Так же и наша жизнь, по мнению А.Камю - это абсурд, лишенный смысла. Мы, подобно Сизифу, каждый день пытаемся возводить камень на вершину, который все равно скатится с нее, но в отличие от нас, Сизиф счастлив, ему все же удалось противостоять смерти и богам. Наша деятельность приносит нам только страдания. Единственное, что мы можем сделать - это выражать свое несогласие с таким порядком вещей, то есть бунтовать. Бунт против абсурда - единственный смысл имеющий право на существование в бессмысленном мире. Однако выход ли это?

Выбор и ответственность

Нам известно, что мы сами наделяем смыслом свои поступки, так как несем ответственность за то, что делаем. Каждый раз совершая выбор, мы соизмеряем степень ответственности, которую за него понесем и свои способности его нести. Бунт тоже выступает таким выбором, поэтому к бунту необходимо подходить с осознанием ответственности за способы и методы бунта, одним из которых, как считает А. Камю, является бунт через творчество.

Ж. П. Сартр заявил о том, что каждый человек создает себя и несет ответственность перед собой и обществом за этот созданный им образ. В этой ответственности за свой образ и заключается смысл жизни. Если этот образ не соответствует, планам и ожиданиям человека, то нужно иметь мужество это признать и жить с ним до конца.

Взаимодействие с равнодушным миром

В естественно-научной картине мир нейтрален по отношению к человеку, человек хоть и включен в него, но его действия не влияют на движение небесных светил или смену времен года. Мы начинаем чувствовать себя заброшенными, оставленными в мире, где все и так существовало бы без нашего присутствия. Это чувство заброшенности и не дает нам смириться с равнодушием мира. Мы начинаем вносить смыслы в свою деятельность, взаимодействовать с миром осознано и эти смыслы оживляют безжизненный мир. Мир перестает быть безликим и равнодушным, он становится пространством смыслов, которые дают нам возможности для духовного развития. Смыслы, которые мы обнаруживаем в искусстве и природе, оживляют нас, а потому творчество имеет силу, способную возвысить человека над обыденностью и придать ему мужество взаимодействовать с миром, но уже не равнодушным миром, а миром красоты и смыслов.

Страх перед смертью

Страх перед смертью, самый сильный страх, которому подвержен любой человек, независимо от социального положения или религиозных убеждений. Мы не знаем, что там, а потому страх перед смертью – это страх перед ничто, перед неизвестным. Этот страх отлично описал М. Хайдеггер, назвав его первобытным ужасом.

Хайдеггер пишет о том, что когда-то человек был один, окружающий мир его пугал, он не знал, что от него ожидать в следующее мгновение. Познавая мир, человек научился его обозначать словом. Процесс обозначения словом – называние, которое постепенно стало снимать тревогу и ужас человека перед миром. Но и сегодня еще остались те области, о которых мы не чего не можем сказать, а потому они вызывают в нас чувство тревоги и ужаса. Ужас - это страх перед неизвестным, который может преодолеть только познание. "Познай самого себя" - вот основной способ борьбы с экзистенциальным кризисом.

Вера

Часто в состоянии кризиса мы не знаем, где искать поддержки, на что опираться. Мы как бы находимся в состоянии постоянного падения в бездну. Представьте, что вы возвращаетесь поздно вечером домой, но по какой-то причине фонари вдоль вашей улицы уже не горят. Эту дорогу вы знаете наизусть, но, так как сегодня весь день шел дождь, вы не знаете наверняка, в какой момент под ногами у вас может оказаться лужа или грязь. Скорее всего, вы будете идти очень осторожно, пытаясь осмыслить каждый сделанный вами шаг. Вера в этой ситуации подобна внезапному свету от загоревшегося рядом фонаря, который делает ваш путь к дому ясным и понятным. А главное, вы больше не испытываете тревоги и страха наступить в яму или лужу. В состоянии экзистенциального кризиса человек находится в постоянном стрессе, он начинает искать опору, любой источник света, для того чтобы ощутить твердое основание под ногами. Однако этим основанием могут оказаться и сомнительные социальные связи и организации: деструктивные секты, субкультуры, маги и шарлатаны. Важно помнить, что существуют дипломированные специалисты способные помочь в случае кризисной ситуации.

Любовь

Любовь способна вывести нас из кризиса и дать основания для дальнейшей жизни, которую мы будем выстраивать с принятием активной роли любимого в наших повседневных делах.

Встречая на своем жизненном пути другого человека, мы можем заинтересоваться им. Что лежит в основании этого интереса - не столь важно. Важно, что по мере общения этот интерес усиливается и никогда не бывает полностью удовлетворен. Мы хотим узнать о нем все. Чем он занимается, как и почему носит именно такую одежду, какую музыку он слушает и т. п. Мы настолько привязываемся к любимому, что хотим узнать его в разных жизненных ситуациях, однако, мы должны всегда помнить, что познать полностью другого человека невозможно. Получается, мы можем принять на веру, что то, чего мы не знаем, не существенно, а потому не угрожает нам. Любовь - это всегда доверие, придающее смысл нашему существованию, поэтому вера – неотъемлемая часть любви. В любви человек получает уверенность в себе и основание, придающее ему силы для преодоления трудных жизненных ситуаций.

Любовь – преобразующая мир сила, способная спасти человека. Появляясь в жизни каждого, она дает нам свободу преобразовывать себя и мир, потому что дает ответ на вопрос зачем это необходимо делать.

Творчество

Экзистенциальный кризис не всегда является деструктивным для человека и не всегда приводит к негативным последствиям. Кризис дает нам возможность остановиться, уединиться и задуматься о себе и своей жизни. В результате уединения мы можем открыть в себе ранее неизвестные нам способности к творчеству. Писатели "потерянного поколения" (Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд), столкнувшись с экзистенциальным кризисом на войне, вернулись с нее, осознав свой долг перед человечеством – писать. Их творчество – это правда о себе и своей жизни, у каждого из них своя жизнь и свои взгляды на роль войны в ней. Однако творчество писателей "потерянного поколения" стало для них единственным способом спасения души, единственным выходом из экзистенциального кризиса.

Благодаря творческому общению человек способен измениться и преодолеть кризис. Если он может доверить свои переживания другому человеку, а другой принять их как свои, поддержать его и помочь поверить в себя, то такое общение может дать человеку твердое основание под ногами.

Стремление к саморазвитию – естественный механизм выживания, без него человечество никогда бы не достигло современного уровня. Проблема в препятствиях, подстерегающих на этом пути, одним из которых может стать экзистенциальный кризис, развивающийся из внутренних противоречий. Возникает невроз, когда нет необходимости беспокоиться о минимальных жизненных потребностях.

Экзистенциальный кризис в жизни человека

Желание обосновать свое существование возникает у всех, но у многих объяснения получаются простыми и гладкими благодаря глубокой религиозности или заложенным установкам другого толка. Экзистенциальные проблемы возникают в момент разочарования в выбранных ранее идеалах. Человек перестает ощущать удовлетворение от повышения статуса или утрачивает веру в сверхъестественную ценность своей жизни. Другой причиной таких переживаний может быть ощущение неизбежности смерти.

Экзистенциальные проблемы человека

Может показаться, что подобные размышления посещают только обладателей неограниченного количества свободного времени, у тяжело трудящихся людей сил на невроз уже не остается. Отчасти это верно, чаще экзистенциальные переживания посещают представителей творческих профессий, занимающиеся физическим трудом менее склонны к самокопаниям, но и они от этого полностью не защищены.

Предпосылками для невроза могут стать:

  • потеря близкого человека;
  • угроза собственной жизни;
  • применение психоделиков;
  • продолжительная изоляция;
  • расставание с любимым человеком или детьми.

Экзистенциальный кризис и суицид

В процессе размышления человек сталкивается с противоречием, порождаемым ощущением важности собственной жизни и одновременным осознанием ее бесполезности. Неспособность найти разрешение этой ситуации переходит в экзистенциальное отчаяние, для которого свойственна утрата интереса к собственному будущему. Усугубление кризиса может привести к желанию окончить свое бессмысленное существование, не способное никому принести пользы. В таком случае человеку чрезвычайно сложно разрешить ситуацию самостоятельно.

Экзистенциальное одиночество

Есть два типа одиночества: повседневное и экзистенциальное. Для первого характерно ощущение оторванности от общества, зачастую связанное со страхом быть отвергнутым или боязнью подпустить кого-то слишком близко. А второй тип отличается большей глубиной, не опираясь только на фактическое отсутствие людей рядом. Здесь проблема заключается в разрушении внутреннего мира, который есть у каждого человека.

Следствием этого становится экзистенциальная фрустрация, определяющаяся потерей желания определить хоть какой-то смысл. Человек ощущает апатию, ему все наскучило, но при этом состояние не носит патологический характер. То есть экзистенциальный кризис на этом этапе характеризуется общей подавленностью, человек ощущает бессмысленность бытия, ему не хочется узнавать что-то новое и развиваться, но и желания причинить вред себе тоже нет.

Экзистенциальный страх

Переживания такого типа принято выделять в отдельную группу, потому что они не относятся к конкретному событию, а переплетены с . Экзистенциальная тревога в разной степени возникает у всех, но не всегда ярко ощущается из-за мощного блока подсознания. Эта глубина и сложность придания страхам четких границ делают невозможным их полное устранение, реально только снизить остроту. Все экзистенциальные тревоги делят на 4 основные группы:

  • страх перед временем – человек боится состариться, стать беспомощным, умереть, переживает из-за неопределенности будущего;
  • страх перед пространством – , глубины, открытого пространства, перемен, желание четко упорядочить жизненный уклад и следовать только ему;
  • страх жизни – переживания относительно загадочности, таинственности и одновременной бессмысленности бытия;
  • страх перед собой – боязнь сойти с ума или потерять контроль, непонимание собственных стремлений или поступков.

Экзистенциальная вина

Это самый положительный момент размышлений о собственном предназначении, так как при правильном подходе может воспитать желание двигаться дальше, развивать не только профессиональные навыки, но и способы эмоционального общения с миром. Оказывает помощь в выходе личности на новый уровень. Проходящий экзистенциальный кризис в жизни может дать три основные причины возникновения вины:

  • неполная самореализация;
  • недостаточно прочные связи с родственниками и важными людьми;
  • потеря связи с Абсолютом.

Как бороться с экзистенциальным кризисом?

При наличии глубоких переживаний и ощущении потери жизненного стержня человек безуспешно ищет силы, чтобы разрешить экзистенциальный кризис, преодоление которого состоит из двух основных этапов:

  1. Признание . Проблема есть, ее нужно решать, и это возможно, каждый человек абсолютно свободен в своем выборе.
  2. Новый смысл . Кризис – это начало нового этапа, старые причины жить уже не подходит, время найти новые. Смысл можно найти и в получении максимума удовольствия от жизни, и в принесении пользы человечеству.

Психотерапевты отмечают возможность снизить остроту переживаний при помощи бесед с близкими людьми. Если меры не приняты, на фоне переживаний развивается экзистенциальный невроз, приводящий к нарушению работы внутренних органов. С неврозом справиться сможет только специалист, который будет использовать комплексную терапию (психокоррекция и медикаменты).

«Экзистенциальный кризис» - типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению - исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм - это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее - все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia - «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда - его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации - такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета - «быть или не быть?» - были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса - личное дело каждого. Но, как и в случае с многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом - не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» - «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать - нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы - ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии - логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, - творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, - серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления - австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии - логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог - творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса - «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели - как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно - «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис - болезнь эпохи перемен».

К.п.н, экзистенциальный терапевт.

Тема экзистенциальных кризисов – модная и популярная, но не простая. Из практики мы знаем, что каждый сталкивается с экзистенциальным кризисом в своей жизни, но далеко не каждый может его опознать и правильно в этой ситуации действовать. Чтобы подготовить практичный и полезный материал, мы провели опрос и уточнили, какие вопросы беспокоят читателей, и сформулировали ответы.

Вопрос 1. Чем экзистенциальный кризис отличается от других кризисов?

Кризис = поворот, перелом. Экзистенциальный = относящийся к бытию, к человеческому существованию.

Экзистенциальный кризис – это отрезок жизни, когда подвергаются сомнению и пересмотру все привычные жизненные опоры.

В этот момент человек задает себе вопросы: "Кто я?", "В чем смысл жизни?", "Что я могу сделать в этой жизни?", "Как обрести настоящую свободу?". Обычно от процесса осмысления своего бытия отвлекают каждодневные дела и развлечения. А остроту экзистенциальному кризису добавляют непростые жизненные повороты – когда человек страдает, борется, чувствует беззащитность, преодолевает жизненные препятствия.

Если мучают вопросы смысла, а удовлетворительного ответа на них нет, начинается экзистенциальный кризис. "Жизнь не имеет предначертанного смысла", – вдруг понимает человек. Это откровение может спровоцировать и уход в глубокую депрессию, но и начать судьбоносный переворот.

Вопрос 2. По каким признакам можно понять, что у меня экзистенциальный кризис?

Старые отношения рушатся, а новые не образуются. Внешность меняется, и тело становится не привлекательным. Скоро придут болезни и дряхлость – будущее пугает. Достижения кажутся несущественными. У чувств нет остроты. Дети живут своей жизнью. Родители умирают – мы следующие. Депрессия может начаться от вопросов самому себе – "И это все? Что еще сделает значимой мою жизнь?".

Виктор Франкл, австрийский психиатр, создатель логотерапии, рассказывал о точечном признаке экзистенциального кризиса – "воскресном неврозе". Это угнетенное состояние и чувство пустоты, отсутствие смысла жизни, которое наступает, как только нет срочных дел.

В целом, кризис середины жизни приоткрывает нам тайну встречи со смертью – данностью всех живущих.

Вопрос 3. Экзистенциальный кризис бывает один – в середине жизни?

Нет. Таких кризисов может быть несколько, и все они связаны с переходными жизненными этапами. Например, в подростковом возрасте. Но основной экзистенциальный кризис связывают со зрелым возрастом (30-50 лет) и называют "кризис середины жизни".

Канадский психоаналитик Элиот Жак пришел к выводу, что в зрелом возрасте люди чувствуют кризис из-за двух вещей. Первое – начинают ясно осознавать свою смертность. Второе – к этому возрасту перестраивается восприятие жизни, когда отсчет времени начинает вестись не "от момента рождения", а "до смерти".

Вопрос 4. У всех бывает экзистенциальный кризис?

Да, но не все хотят и не у всех есть желание и возможность осознать и прочувствовать его. Можно благополучно не заметить свой кризис середины жизни и факт своей смертности. Кризис остро чувствуют те, кто не занят выживанием, у кого есть время, чтобы поразмышлять о смысле жизни, прийти к перестройке собственного бытия.


Вопрос 5. Как обычно люди справляются с экзистенциальным кризисом?

Петер Вессель Цапфе, норвежский философ, считал, что все люди пользуются четырьмя способами, чтобы справиться с абсурдом существования. Это – изоляция, фиксация, отвлечение и сублимация.

Изоляция – уход от тревожных мыслей, чувств. Человек старается не думать ни о чем тревожащем. А тех, кто задумывается о смысле бытия, считает бездельниками и пустыми мечтателями.

При фиксации человек принимает за абсолютную истину принятые убеждения – веру, мораль, судьбу, законы жизни. И старается построить свою жизнь в соответствии с этими "данными" правилами, не пытаясь их критически осмыслить и выбрать, а какие из них реально ему подходят, а какие нет.

Отвлечение проявляется, когда человек фокусирует всю энергию на какой-либо задаче или идее и пытается не замечать кризиса. Часто отвлечение представляет собой переход от одного развлечения к другому, будь то путешествия, женщины, азартные игры, хобби и тп.

При сублимации энергия страха, отчаяния, бессилия перенаправляется и переплавляется в энергию творчества и построения отношений любви.

Вопрос 6. Как выйти из кризиса и понять, что он преодолен?

Экзистенциальный кризис завершает взросление и выводит на новую ступень развития. Кризис пройден, когда человек находит свой смысл бытия, становится автором своей жизни. Осознает, что он не должен и не хочет жить ту жизнь, которую придумали для него другие.

Так, человек обретает свободу действий и оборотную ее сторону – ответственность за нее перед собой и миром. Он сам начинает ставить себе цели, опираясь на интуитивное знание себя, и сам оценивает, справился ли он и насколько хорошо.

Виктор Франкл утверждал, что помогают обрести смысл жизни проживание и чувствование ценностей жизни, творчество, осознание и принятие обстоятельств, которые мы не можем изменить.

Задача нового периода, который начинается вместе с экзистенциальным кризисом, это умение жить свою неизбежную, но осмысленную, ответственную, красивую и достойную жизнь.