Эмоции. Тайные сигналы: о чем говорят наши чувства

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

То, что пишу ниже — не надо воспринимать буквально. Эти определения и схемы — не более чем удобный и эффективный инструмент.

Чувства и действия

Чувства — это остановленные действия . Всегда можно понять или постараться понять какие именно действия. Если их совершить, то чувства выполняют свою работу и исчезают.

Чувства также исчезают, а точнее изменяются-модифицируются — если их интенсивно прожить, пережить, осознать-пронаблюдать, вчувствоваться, и в конце концов как-то их эмоционально отреагировать.

Направленность чувств

Чувства — это такая эмоциональная батарейка для того, чтобы совершить определенные действия, на которые эти чувства направлены.

Чувства всегда имеют личностный (или объектный) вектор направленности.
Чувства без вектора направленности — это фальшивая обертка, которая скрывает истинные чувства с имеющимся вектором.

Подавление чувств

Люди подавляют/останавливают действия и от этого разгораются чувства. Разные (не всегда полезные). Далее. Люди подавляют чувства и получают хронические зажимы в теле и соматические заболевания.

Для того, чтобы понять как действовать тому, кто находиться в психологическом тупике, нужно разобраться, какие именно чувства он подавляет. После чего становиться понятным какие действия следует совершить, чтобы выйти из этого тупика. Не всегда есть возможность направить их по истинному вектору направленности и тогда их нужно хотя бы «отреагировать», чтобы они изменились на новые.

Иногда в отношениях, мы используем людей для того, чтобы они помогли вызвать в нас те чувства, которые мы себе не позволяем.

Люди с подавленными чувствами, бессознательно делают так, чтобы эти чувства испытывали окружающие. Таким образом, они добиваются желаемых действий/событий (иногда как бы «вынужденно-ответных» — со своей стороны), избегая ответственности инциатора.

Как усилить чувства

Вообще чтобы действие совершить наиболее эффективно — следует иметь сильную мотивацию (мощные сильные чувства), а чтобы усилить чувства (мотивацию к действию) — нужно какое-то время не позволять себе это действие совершать.

Таким образом достигается баланс, когда борьба этих двух факторов — приводит к тому, что действия совершаются лишь когда чувства разгораются до достаточно высокого уровня мощности, и с другой стороны действия требующие для реализации мощных чувств — не совершаются пока эти чувства не накопятся от неделания.

Тут содержится секретный рецепт усиления мотивации и чувственности. Становится понятным, что иногда удержание от действий — может быть более сильным мотиватором, чем понукание.
Отсюда понятие «запретного плода», «препятствия усиливают чувства» и т.п. Причем обратите внимание, что оптимальным образом это усиливается — когда источник запрета и препятствий находится снаружи. Не зря нации с мощными запретами, типа мусульман, демонстрируют повышенную страстность.

Иногда для такого усиления — нужен кто-то еще со стороны, который поможет что-то подавить или усилить. Пусть даже и опосредованно. Как правило, люди, которые были бы друг другу полезны в этом, — находят друг друга по таинственным неисповедимым путям, с завидной подходящестью друг-для-друга словно ключик точно входит в замочек.

Чувства и отношения

Отношения существуют как циркулирование действий/чувств (в том понимании как растолковано выше) от партнера к партнеру по определенным индивидуальным орбитам, траекториям и конфигурациям. Помогая, или блокируя друг у друга эти операторы — партнеры вызывают определенные эмоционально-энергетические потоки, которые продуцируют новые действия/чувства.

Отношения, как своего рода дополнительная энергетическая машина для обоих участников. Чтобы снабжать их эмоциями и энергией для тех действий, которые они хотели бы совершать (друг для друга, и по отношению к окружающему миру).

Задача отношений — «разогреть» каждого участника до той «температуры», которой он не смог бы добиться один, для выхода на новый энергетический/эмоциональный/чувственный уровень существования.

Когда данные энергетические потоки нарушаются — отношения начинают «гаснуть». Потоки нарушаются тогда, когда один из партнеров или оба не получает необходимых и ожидаемых действий//чувств от другого (и от отношений), которые ему нужны для оптимального функционирования своей энергетики…

И то, что давало отношениям сильный протуберанец энергии вначале, потом работает против них. То, что вначале объединяло их как разных, дополняющих друг друга энерго-начала, теперь начинает ограничивать другого в паре, тем же способом, каким происходит самоограничение действий//чувств на индивидуальном уровне.

Т.е. отношения начинают испытывать то же давление, которое испытывал каждый из них подавляя сам себя, до того как встретил другого.

Это просто гипотеза одной из причины поломок отношений, отчего они перестают «работать». Когда с энергетикой отношений все в порядке, и есть «ради чего все терпеть», никто не торопиться ничего разрушать, а оба имеют причину чтобы стараться все это сохранить.

ФОТО Getty Images

Лидия Осипова и Елена Улитова – психотерапевты, тренеры международного уровня, заслуженные профессионалы психотерапии, действительные члены Профессиональной психотерапевтической Лиги, авторы обучающих программ в Центре помогающей психологии «Линия времени».

Мы часто жалуемся на свои чувства. Например, не можем общаться с близкими, потому что злимся на них. Мы хотим избавиться от гнева, чтобы он нам не мешал.

Но что будет, если мы действительно избавимся от гнева? Скорее всего, на его место придут другие неприятные чувства: бессилие, обида, отчаяние. Поэтому наша задача не избавиться от своих чувств, а научиться управлять ими. Если чувство гнева будет нам подконтрольно, то его появление поможет разрешить проблемные ситуации, которые возникают в нашей жизни. Чтобы научиться управлять чувствами, нужно в первую очередь взять на себя полную ответственность за их появление.

Как это сделать? Прежде всего, поняв, какую пользу приносит нам то или иное чувство. Приняв полезное предназначение чувств, и того поведения, в котором они проявляются, мы сможем этим поведением управлять.

Каждое чувство – сигнал о потребности

Каждое чувство – это сигнал какой-либо потребности. Если мы зададим себе вопрос: «На какую потребность указывает мое чувство?», сможем найти способы поведения, которые помогут удовлетворить эту потребность. Также мы можем отказаться от этой потребности, если она не жизненно необходимая. Вовремя удовлетворяя потребности, мы не дадим чувству разрастаться и поглощать нас. Это и есть управление своими чувствами. Естественно, если потребность удовлетворена, то чувство, которое нас раздражало (сигнализировало о неутоленной потребности), уступает место другому чувству – удовлетворению.

Беда в том, что мы часто не воспринимаем раздражающие чувства как собственные образования, принадлежащие нам. А вот сумев понять его (чувства) полезное предназначение, можно изменить отношение к нему и, соответственно, присвоить. Чувство становится моим собственным проявлением, союзником.

Примеры сигналов, которые подают чувства

Обида , как правило, сообщает, что какие-то важные вещи в партнерских отношениях не проговариваются. Мы испытываем потребность в поддержке, но не сообщаем об этом.

Тревожность перед экзаменом, например, может быть сигналом о том, что следует получше подготовиться. А тревожность во время важной встречи дает предупреждение, что надо более четко контролировать ситуацию.

Беспокойство может сигнализировать о необходимости что-то предусмотреть в будущем.

Бессилие – необходимость попросить о помощи другого человека.

Ярость – мои права в чем-то нарушены, и необходимо восстановить справедливость.

Ревность – я слишком сильно сосредоточен на контроле за жизнью другого человека и забываю о своих задачах.

Практикум управления чувствами

Этот пятишаговый практикум поможет понять, в чем полезное предназначение ваших чувств, и при желании изменить привычное поведение на более эффективные действия.

1. Список чувств

Составьте свой список чувств. Просто выпишите в столбик названия разных чувств, которые вам вспоминаются. Выписывайте именно в столбик, так как место справа еще потребуется для выполнения других заданий. Не рекомендуем пользоваться списками, скачанными из интернета. Суть задания именно в том, чтобы активизировать память на чувства и их названия. А прочитанный список, как выяснено опытным путем, практически в памяти не удерживается. Пополняйте ваш список в течение нескольких дней. Вот когда поймете, что больше не можете вспомнить ни одного названия, тогда можно воспользоваться интернет-шпаргалкой и добавить те чувства, которые оказались за пределами вашего опыта.

2. Оценка

Возьмите ваш список чувств и отметьте справа от каждого, как вы (или вообще люди) его воспринимаете: как «плохое» или «хорошее» или, скорее, приятное и неприятное. Каких чувств оказалось больше? Обдумайте, в чем разница между теми чувствами, которые приятны, и теми, которые неприятны?

3. Переоценка

Вместо привычного большинству из нас разделения чувств на «хорошие» и «плохое» переосмыслите их как чувства, которые побуждают к действию, и чувства, которые завершают выполненное действие или удовлетворение потребности. Поставьте в своем списке новые отметки справа от названий чувства. Вполне вероятно, что во время выполнения этого задания вы вспомните новые чувства. Дополните ими список.

4. Предварительные выводы

Сравните, каких чувств больше среди побуждающих к действию: приятных или неприятных. А каких чувств больше среди завершающих действие? Обдумайте выводы, которые вы можете сделать из этого опыта. Как вы сможете это использовать для себя и других?

5. Предназначение чувств

Возьмите свой список. Справа можете написать полезное предназначение каждого чувства. Определите потребность, на появление которой оно указывает. Исходя из характера этой потребности, сформулируйте вероятное полезное предназначение чувства. У вас получится, например, такая запись: «Обида – сигнал о том, что я не умею предъявлять свои права». Проанализируйте, о чем говорят вам эти чувства. К каким действиям они вас побуждают? От чего защищают или к чему призывают? В чем их полезная часть. Что вы надеетесь получить от окружающих или от себя, когда у вас возникают такие чувства?

Таких вариантов может быть несколько, и это хорошо. Они могут отличаться у разных людей. Это помогает пониманию не только себя, но и других людей. Ведь за выражаемым чувством стоит потребность. И можно реагировать прямо на потребность, а не на слова, сопровождающие чувство.

Подробнее читайте в книге «Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта» (Издательские решения, 2016).

Тема: Наши чувства и действия

Цель : формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей, развитие чувства толерантности, воспитание положительного отношения к своей жизни и к жизни окружающих.

ИКТ : мультимедийный комплекс.

Материалы : презентация, мягкий кубик, резиновая игрушка, мягкая игрушка, матрешка, машинка,

План

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы и целей урока
  3. Различие чувств
  4. Подведение итогов

Ход классного часа

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня на нашем занятии.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня классный час я хотела бы начать с такого вопроса: Как вы считаете, что такое чувство?

Чувство – это интуитивное, неосознанное ощущение чего-либо.

А как вы считаете, может ли прожить человек без чувств?

Конечно нет. Существует такое высказывание «Если бы человек не поддавался чувствам, он бы ненавидел жизнь и хотел бы, чтобы она поскорее кончилась или никогда бы не начиналась».

Так вот мы сегодня с вами поговорим о чувствах человека. Какие чувства испытывают люди, и какие действия нужно предпринимать, когда мы испытываем то или иное чувство? Тема нашего классного часа: «Наши чувства и действия»

  1. Органы чувств и внутренние ощущения

Итак, разберемся, что же такое чувство человека.

Чувство – это подсознание человека, какое-то его ощущение.

У вас на столах лежат разные предметы. Пожалуйста, посмотрите на них и опишите их. Какие они? (резиновые, пластмассовые, разноцветные) Через какое чувство вы это поняли? – Через зрение.

А теперь возьмите их в руки. Что вы можете мне сказать про эти предметы. Какие они? (мягкий, шершавый, гладкий, твердый)

Как вы это поняли? – Почувствовали руками.

Чувство, при помощи которого мы ощутили качество предмета, называется осязанием.

Мы с вами посмотрел на эти предметы и потрогали их. Мы использовали зрение и осязание.

А сейчас пожалуйста один желающий выйдет ко мне. Я завязываю ему глаза и прошу ответить. Какой запах он чувствует?

(дольки мандарина или апельсина. Ребенок должен сказать какой запах он чувствует). Пожалуйста а теперь попробуй. Что ты можешь сказать. – Вкусно, кисло.

Скажите какие чувства испытал ваш одноклассник. – Чувство вкуса и запаха.

Правильно. А когда вы слушаете, когда вам учителя что-то говорят, какое чувство используется в тот момент – Слух.

Итак, существует 5 физических чувств человека. Зрение, осязание, обоняние, вкус и слух.

Но, помимо физических чувств есть еще и другие чувства.

Давайте посмотрим на картинки. Что вы можете сказать об этих людях? Какие чувства они испытывают?

Страх

Радость

Обида

Грусть

Смех

Итак, чувство – это не только физическая способность ощущать предмет, его запах, форму и цвет, но это еще и наше внутреннее состояние. Весело нам или грустно, страшно или спокойно.

  1. Различие чувств

Давайте послушаем музыку и подумаем, какие чувства она у нас вызывает:

1 мелодия – грустная

2 мелодия – веселая

3 мелодия – таинственная

  1. Проявление внутренних чувств человека

Посмотрите на данную фотографию (грустный человек)

Что вы можете сказать о чувствах человека? – он печальный, грустный

Почему он такой? – может что-то произошло

Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – побыть одному, ни с кем не разговаривать, уйти от всех и т.д.

Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – подойду и поговорю с ним, попытаюсь развеселить его.

Как можно развеселить человека? – Съесть что-то сладкое. Послушать музыку. Поиграть – и настроение повысится. Давайте немного поиграем. Каждый из вас получит роль. Я буду рассказывать сказку репка. А вы когда слышите свою роль садитесь на корточки. – Репка

Итак, вы знаете, что делать, когда вам будет грустно.

Давайте теперь посмотрим на следующую фотографию. (Злой человек)

Какие чувства испытывает этот человек? – злой, недовольный.

Почему он такой? – чем-то недоволен, что-то не так.

Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – подраться, ударить что-то, порвать и т.д.

Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – попытаюсь успокоить, поговорить, налить чай.

Можно подумать о чем-то приятном и сделать успокаивающий массаж. Давайте попробуем сделать массаж лица.

Сначала помассируем вески, под глазками, шею, за ушами и т.д.

Следующая фотография – веселый человек

Какие чувства испытывает этот человек? – они счастливы

Почему? – потому что вместе, все хорошо.

Что вам хочется сделать, когда вам весело?

Фотография – виноватый

Какие чувства испытывает этот человек? – ему стыдно

Почему? – что-то плохое сделал

Что вам хочется сделать когда вам стыдно? –

Что бы вы посоветовали? – признаться и постараться не совершать больше таких поступков.

  1. Подведение итогов

Итак, чувства человека – это уникальное явление, без которого невозможно жить. Важно уметь правильно понимать чувства свои собственные и своих близких.

Чувства, человеческие чувства,

Кто позволил ими поиграть?

Чувства-это же святое!

Чувства надо просто уважать!

Просто видеть, понимать, пытаться,

В чувствах человека разобраться.

Надо очень-оень постораться

Разгллядеть тяжолую беду,

Отличить от радости обиду,

И понять предательство и злобу.

Выход в ситуации найти,

В человека положение войти.

Надо прото человечным быть,

Окружающих людей уметь ценить!

Я хочу, чтобы вы помнили о том, что нужно делать, когда вам грустно, страшно, стыдно и весело.

Список использованной литературы

Если бы мы попросили робота описать погоду на улице, он ответил бы примерно так: «Температура воздуха – 5 градусов ниже нуля, снег, ветра нет» .

А вот как рассказал бы о погоде человек: «Ура! Настоящая зима! Снег идет целый день, просто великолепная погода для того, чтобы покататься на санках и поиграть в снежки!» .

Как вы думаете, в чем отличие эти двух высказываний? Главное отличие людей от роботов состоит в том, что способен испытывать чувства и эмоции .

Об этом мы и поговорим.

То, что для нас полезно, обычно вызывает положительные эмоции; то, что опасно — отрицательные.

Эмоции могут изменять состояние организма. Так, при виде чего-то пугающего у нас учащаются пульс и дыхание, мозг начинает получать больше кислорода и питательных веществ, расширяются зрачки.

Все это нужно для того, чтобы суметь убежать или наоборот, сразиться с врагом: иначе говоря – защититься от опасности.

Эмоции побуждают нас к действию или заставляют не повторять «вредных» действий. Например, заинтересовавшись чем-то, мы обязательно изучим предмет или явление, вызвавшее наш интерес.

А если нам стыдно за какой-то поступок, мы постараемся в будущем вести себя иначе. Центр распознавания эмоций «включается» в очень раннем возрасте: младенец умеет различать улыбку матери и улыбается в ответ.

Чем эмоции отличаются от чувств и настроения?

Эмоция улетучивается сразу же, как только исчезают те обстоятельства, которые ее вызывали.

Настроение же, напротив, — длительное состояние общего эмоционального фона. Если оно хмурое, то все вокруг кажется мрачным, как будто смотришь на окружающий мир сквозь темные очки.

А когда настроение хорошее, мелкие неприятности кажутся незначительными. Не случайно о людях, которые замечают только положительные моменты, говорят, что они смотрят на мир сквозь розовые очки.

Считается, что базовых эмоций всего десять:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Интерес
  4. Грусть
  5. Отвращение
  6. Презрение
  7. Страх

Эмоции испытывают и животные. Глядя на собаку или кошку, мы сразу же можем понять, в каком она настроении.

Домашние любимцы тоже «считывают» выражение нашего лица, положение тела, оценивают движения. Если хозяин рассержен, его пес мгновенно это почувствует.

Обращаем ваше внимание на и – очень увлекательная информация!

Чувства человека

Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение к другим людям и явлениям. Эмоции обычно проходят мимо нашего сознания, а чувства мы можем выращивать, словно цветы.

Можно вырастить в себе чувство прекрасного – умение радоваться красоте, любовь, чувство ответственности; а можно и отрицательные чувства – ненависть, зависть, ревность или обиду.

Этот момент очень важен, так как любой человек несет ответственность за те чувства, которые он в себе воспитывает.


Гравюры чувств и эмоций, подготовленные для энциклопедии Londinensis. 1821 год.

Важно помнить, что отрицательные, негативные чувства и эмоции не только мешают общаться с другими людьми (мало кто захочет дружить со злюкой или нытиком), но и ослабляют организм.

Не случайно народная мудрость гласит, что все болезни происходят от нервов.

Позитивное же отношение к жизни помогает справиться с любой проблемой.

Ученые утверждают, что плохое настроение можно преодолеть с помощью бананов или шоколада, поскольку при их употреблении в кровь начинают поступать эндорфины – гормоны радости.

Если вам нравятся интересные факты обо всем – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

  • 20 важных психологических фактов
  • Что такое импринтинг
  • 10 примеров того, как мозг выдает наши секреты
  • Кровеносная система