Есенин русь советская анализ краткий. Анализ стихотворения С.А

Сегодня на уроке мы продолжили изучать творчество Шолохова и рассмотрели его рассказ эпопею под названием . Знакомясь с рассказом, мы возвратились к трагическим событиям, что происходили в нашей стране, а именно, вернулись в годы Великой Отечественной войны. В работе мы следим за судьбой Андрея Соколова. При этом, описывая его судьбу, автор описывал судьбу всего народа, что выстоял в войне. Народа, который выявил все свои сильные стороны в своем характере, что раскрылись в трудный жизненный период.

Прочитав произведение Шолохова, мы можем выделить главного героя, дав ему полную характеристику. Теперь мы можем описать характер Андрея Соколова из рассказа Судьба человека, выделяя отдельные эпизоды из жизни героя, которые наиболее ярко раскрывают судьбу и образ персонажа.

Как вы уже поняли, главным героем работы Шолохова является Андрей Соколов — обычный русский работяга, у которого была жена, дети, то есть полноценная семья. Была крыша над головой, обычные будни. Во всем этом он видел свое счастье, а в семье он видел смысл жизни. Но нагрянула война, и все изменила.

На долю героя выпали настоящие испытания пленом. Однако Андрей не сломился, он оставался до конца истинным , сильным, смелым и мужественным. Очень сильно запомнился эпизод при чтении рассказа о том, как не смог он закрыть глаза на предательство. Зная, что один из солдат собирается предать своего командира и выдать его врагам, он идет на убийство. Этот эпизод показывает силу воли героя, его справедливость. Нельзя не отметить эпизод, когда Андрей Соколов получил буханку хлеба и кусок сала. Он не съел все самостоятельно, он по-товарищески разделил каждый кусочек еды между остальными пленными. Это говорит о его заботе о ближнем, о его щедрой душе.

Вспоминается и его эпизод побега, где Соколов проявляет себя смелым и мужественным.

Однако не плен стал для него сильнейшим испытанием. Его он выдержал, как и выдержал другое известие. Он узнал, что война забрала не только дом, но и жизни его родных, забрала жену и сына. Она забрала смысл его жизни.

Его душа опустошена. Он возвращается с войны в места, где его уже никто не ждет и эту боль невозможно до конца почувствовать. Можем только ее представить. Соколов теперь не живет, а существует. Он ходит на работу, стал выпивать. Однако не спился, как это часто происходило. Нашел в себе силы не упасть лицом в грязь. Читая работу, мы видим герой несмотря ни на что, не очерствел. Ему встретился мальчишка, которого война также сделала сиротой. Андрей берет мальчика к себе на воспитание и это говорит о его человечной натуре, о его сердечности и доброте. Теперь у него новый смысл жизни — вырастить этого человечка достойным того будущего, за которое он проливал свою кровь во время войны.

Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека»

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • Назовите самые драматические эпизоды бои на еду судьбы Андрея Соколова охарактеризуйте поведение героя в них

Сочинение на тему: «Судьба человека» М. Шолохова Сочинение на тему: Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына

1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности.
2. Нравственный поединок.
3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера.

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания - сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Наблюдая за поведением главного героя, мы можем оценить русский национальный характер, отличительной чертой которого является гордость и самоуважение. Военнопленный Андрей Соколов, измученный голодом и тяжелой работой, в кругу братьев по несчастью произносит крамольную фразу: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этой фразе стало известно немцам. И далее следует допрос героя.

Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером - это своеобразная психологическая «дуэль». Один из участников поединка - слабый, изможденный человек. Другой - сытый, благополучный, самодовольный. И, тем не менее, победил слабый и изможденный. Андрей Соколов по силе своего духа превосходит фашиста Мюллера. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия показывает внутреннюю силу Андрея Соколова. «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Сама мысль об этом показалась Андрею Соколову кощунственной. На предложение Мюллера выпить за свою погибель, Андрей соглашается. «А что мне было терять? - вспоминает он впоследствии. - За свою погибель и избавление от мук я выпью».

В моральном поединке Мюллера и Соколова последний одерживает победу еще и потому, что абсолютно ничего не боится. Андрею нечего терять, он уже мысленно простился с жизнью. Он откровенно издевается над тем, кто в данный момент наделен властью и обладает значительным преимуществом. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Силу духа Андрея фашисты оценили. Комендант сказал ему: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников».

Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника.

/ / / Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода рассказа Шолохова «Судьба человека»)

Кульминацией в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» можно считать эпизод, в котором немецкий комендант Мюллер допрашивает пленного Андрея Соколова. Эта напряженная сцена сполна показывает сильные стороны главного героя.

Шолохов сделал своеобразный прорыв в советской литературе, сделав подробное описание плена. До него редко кто решался хотя бы затронуть эту щекотливую тему. Непосильный труд, истощение от голода, пытки – все это терпели пленные солдаты. Автор отмечает, что большинство из них проявили чудеса мужественности и не пали морально. Хотя вся немецкая машина пыток была направлена на истребление человечности в пленных.

Главный герой Соколов попал на фронт и первое время ему везло. Но как-то их группа попала в осаду, ему нужно было помочь товарищам. И он рванул на всех скоростях на своем грузовичке, но не увернулся от снаряда. Оглушенный взрывом Соколов не сразу понял, что оказался в плену.

Пребывая в лагере, герой стойко сносил все тяготы тяжелого труда и голод. Но сносить еще не значит смириться. Андрей обладал огромным чувством справедливости и не смог молча смотреть на издевательства. Однажды он не выдержал и в конце рабочего дня в каменном карьере проронил неосторожную фразу о том, что немцы требуют от несчастных пленных слишком много кубометров выработки за день. Четыре кубометра выработки в день было и, правда, непосильным трудом. Кто-то донес на Соколова и на следующий день его вызывали к коменданту. Это считалось равным вынесенному приговору к расстрелу.

О коменданте в рассказе говорится достаточно подробно. Немец по фамилии Мюллер исправно работал в лагере комендантом. Его называли лагерфюрером. И неспроста. Этот человек был чрезвычайно жесток и честолюбив. Он любил насладиться своей властью. Пленных строили перед блоком, комендант в сопровождении эсэсовцев вышагивал вдоль строя, держа руку на отлете. На руку он надевал кожаную перчатку, в которой была свинцовая прокладка. Таким образом, он не повреждал пальцы, когда бил в нос каждого второго пленного, называя эту процедуру «профилактикой от гриппа».

Рассказывая о Мюллере, слегка даже усмехался. «Аккуратный был, без выходных работал», - иронически говорит герой.

Еще одну интересную особенность отмечает Соколов у Мюллера – он отлично знал русскую речь, и делал особое ударение на звуке «О», как истинный волжанин.

Такое подробное описание коменданта было необходимо, чтобы читатель мог глубже понять суть эпизода с допросом Соколова.

Зайдя к коменданту, Соколов сразу увидел богато накрытый стол. Герой был сильно голоден, но подавил физическое желание и смог отвернуться от стола. Так же он проявил храбрость, не отказавшись от своих слов о тяжелом труде пленных.

Комендант предложил перед расстрелом выпить герою за победу немецкого оружия. Когда Соколов отказался, немец предложил выпить за его нелегкую участь. Тот соглашается и выпивает три раза, не закусывая предложенной едой. Несмотря на истощение, он даже не пошатнулся, чем сильно удивил Мюллера. Необыкновенная стойкость Соколова удивила даже врага. Комендант не стал стрелять в смелого солдата. Шолохов показывает, что во время испытания главный герой поступает правильно и это его спасает.

Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского, а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.

Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.

Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение « » , написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.

Само название - «Русь советская» - звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения - человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и - сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина - «В хате», «С добрым утром!», «Берёза».

Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни» , «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись» , «хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп» . Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.

Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна» , а его «поэзия здесь больше не нужна» , и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?

Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».

Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .

А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита» . Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом» , а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю» , но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.

Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать
Всем существом в поэте

Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».