Если такое выражение маргинальный образ жизни. Маргинал: определение, значение слова простыми словами, примеры употребления

Я стою на краю,
Хотя нет, лишь на грани.
Не переиграть мне роль свою,
Не изменить и землю под ногами.

Я маргинал, для вас я аномален,
Я нигилист, а значит инфернален.
И мной общественный режим нарушен,
Но ваши мнения лишь просто тлен!

Маргинальность как качество личности – склонность значительно отличаться от большинства своим поведением, взглядами на действительность, внешностью; находиться вне или на границе своей социальной среды, различных социальных групп, систем, культур, быть в какой-то степени изгоем и испытывать влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей.

Если верить биографам маргинальной Марлен Дитрих, она была равнодушна к сексу, но очень падка на восхищение своей особой - цветы, комплименты, все чувственные виды поклонения нужны были ей постоянно. Поскольку поклонники требовали секса, она спала с ними, смирившись с этой нудной потребностью человечества, но скучала в процессе. Видимо, поэтому она не знала так называемой верности и изумлялась сценам ревности, которые устраивал очередной любовник, когда она, еще не расставшись с ним, позволяла затащить себя в следующую постель, гарантирующую необходимую порцию восхищения. Даже всемирная слава не насытила её чудовищного аппетита - поклонение нужно было ей, как воздух, до старости, которую она провела, валяясь в постели и читая журналы.

Антиподы - ненасытная Дитрих и скрывшаяся от славы Грета Гарбо, - о которых мечтали миллионы мужчин по всему миру, никого не любили - физиологически не были к этому способны, но оплодотворили романтическими чувствами колоссальное количество душ.

Маргинальность (marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Современное значение слово получило в 1928 году благодаря американскому социологу Р. Парку (1864-1944). Маргиналами согласно Парку являются люди, потерявшие связь со своей средой обитания, кругом общения, но не примкнувшие к другой и другому, то есть те, кто находится как бы на краю, на границе культурного общества. В первой трети ХХ века в Америке маргиналами становились сельские жители, оказавшиеся в городах и не смогшие найти в них себе применение, люди, длительное время не имевшие работы, эмигранты, отправившиеся в США за счастьем, но не нашедшие его. Постепенно, однако, понятие «маргинал» приобрело более широкий смысл: Маргинал - ассоциальный человек, образ жизни которого отличается от общепринятого в обществе.

Маргинальность — термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или соци­альной группы. Соответственно, люди, которые по каким-то причинам не при­мыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называются маргиналами. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой че­ловек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом, что обычно связано с болезненными психоло­гическими переживаниями. Обычно состояние маргиналь­ности не является длительным, хотя существуют вынуж­денные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголи­ки, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в нем длительное время.

Для маргиналов характерно враждебное отношение к общественному мнению, неудовлетворённые амбиции, себялюбие, повышенная чувствительность, некоторая тревожность.

Маргинальность – это ни достоинство, но и не недостаток. Это ни хорошо и ни плохо. Это просто никак у всех, это по-другому. Это некоторый разрыв со своей социальной средой. Это путь, когда отвергаются принятые в обществе ценности и традиции. Это попытка утвердить собственную систему норм.

К маргиналам относятся люди, которых невозможно отнести к определённой социальной группе, они как бы зависают на границе отличных между собой групп, а посему ощущают на себе их противонаправленное влияние.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Сталин считал себя человеком русской культуры, отодвинув свое грузинское (по другой версии - осетинское) происхождение; Иван Грозный ощущал себя потомком древнеримского императора Августа (Цезарь, видимо, не казался ему особо легитимным) и легендарного римского героя Пруса, а не русским - лапотность происходящего вокруг, наверное, раздражала его бесформенностью.

Даже Чарльз Дарвин, совершивший революцию в естествознании, проявлял некоторую маргинальность. В 1874 году Чарльз Дарвин сказал своему другу, директору Королевского ботанического сада Джозефу Гукеру, что никогда не научится работать на пишущей машинке, которую только что начал выпускать «Ремингтон». Но его сын Френсис молод и может решиться на любой опасный эксперимент. Мозг шестидесятипятилетнего Дарвина, всего несколько лет назад закончившего «Происхождение человека» и продолжавшего писать научные книги, работал еще в полную силу, но человек, совершивший один из самых радикальных переворотов в естествознании, воспринимал как опасный эксперимент работу на пишущей машинке, ставшей общим местом массовой культуры ХХ века.

Жившие в советскую эпоху, по сути, уже являются маргиналами. Писательница Надежда Венедиктова высказывает на этот счёт любопытное мнение: « Привычка жить наедине с двумя эпохами, отслеживая их аромат и выверты, сформировалась уже после сорока - развал советской империи и резкий кувырок из одной общественной формации в другую подарил редкую и драгоценную возможность сидеть сразу на двух исторических стульях. И при этом активно ерзать, запуская нос и пальцы во многие трещины, идущие не только по фасаду.

Со временем каждую из эпох удалось приручить - во всяком случае, есть ощущение интима, и они уравновесились до равнозначных живых пространств, каждое из которых подсвечивает другое и позволяет познавать в сравнении, заодно совершенствуя мою позицию маргинала - никому не принадлежать полностью, даже себе, чтобы сохранять хотя бы гипотетическую возможность объективного восприятия жизни. Чёрт его знает, достижимо ли оно на самом деле, но попробовать стоит. Обдуманный флирт с эпохами совпал по времени с долго нарабатывавшимся умением осознавать свою жизнь почти ежесекундно - как говаривал в таких случаях Бердяев, я постоянно трансцендирую; правда, выяснилось, что это занятие требует слишком много энергии, поэтому приходится регулярно сачковать, чтобы не выпасть в осадок раньше времени. Особенно приятно дрейфовать между собой и человечеством, утопая в его яростном многообразии».

Социологи выделяют следующие основные виды маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);

2) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государ­ством или иными структурами);

3) политическая маргинальность, при которой инди­видов не устраивают существующие формы политичес­кой жизни;

4)религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Как утверждает философ Энвер Измайлов, люди не принимают ничего от маргинала. То есть вместо того чтобы исполнять обязанности, вместо того, чтобы находиться внутри ситуации и быть вместе, человек, идущий по пути духовного развития, как бы отделяет себя, он особенный, «белая кровь», голубая, точнее, но в любом случае нечеловеческая, то есть она такая… «духовная». И люди это воспринимают как маргинальность, это, по сути, и есть маргинальность. Поэтому когда человек устойчив в духовном мировоззрении, то эта устойчивость заключается в том, что он преобразует мир, в котором он живёт: его семья, общество, в котором он находится, работа, - там все одухотворяется. Не потому, что он там всем, так сказать, проповедует, не обязательно. Нужно говорить, конечно, о Боге, о философии, но нужно говорить тогда, когда уже есть «кредит доверия», когда человек уже понимает, что вы не маргинал, что у вас есть свой путь, который оберегает вас от страданий.

Петр Ковалев

Человек устроен так, что ему нужно всё определять, создавать ярлыки, которые можно использовать в общении для упрощения или украшения своей речи. Термин «маргинал» создали американские социологи Роберт Эзра Парк (1864-1944) и Эверет Вернер Стоунквист (1901-1979), и его можно отнести не только к одному человеку, как определение архетипа личности, но и к обществу в целом.

Маргинал – это состояние человека, живущего в буфере между существующими социальными группами, расами, политическими взглядами, экономическим влиянием. Производная от латинского слова margo - край.

Такого человека можно отнести к нескольким группам одновременно, и на 100% ни к одной из них, вследствие непринятия и игнорирования его обществом. Он словно застрял в чистилище, из которого не может найти выход и чаще так и не находит, остаётся существовать в нём.

Сам по себе этот термин несёт негативные нотки, и его использование всегда окрашено в грустные тона. Потому, что люди привыкли всё определять, можно определить – значит нормально, значит, вписывается в рамки. К тому же, с политической точки зрения социальными группами людей управлять намного проще, когда знаешь их поведение, и можешь предугадать результат деятельности или планируемых действий. Маргинальные же личности для политиков являются угрозой, особенно когда они собираются в группы и принимают действия, результат которых может быть непредсказуемым и опасным.

Маргинальное поведение можно определить в разных сферах жизни, социологи разделяют его на следующие типы, которые мы разберем последовательно.

Социальные маргиналы

К ним относятся люди, с неопределённым статусом в обществе. В основном это молодые и пожилые люди. В первом случае, потому что еще не сформировался жизненный костяк, и они на перепутье в достижении социального статуса, который позволит им устояться как личности.

К примеру, освоение профессии после полученного образования, и карьера, семейное положение, и материальные предметы, такие как собственное жильё, машина, дача, гараж и т.д. В пожилом возрасте маргинальность возникает в связи с малой значимостью статуса в обществе.

Сюда же относятся люди, попавшие в межклассовое положение, в силу сложившихся обстоятельств. Молодой парень, получивший наследство после смерти отца и прокутив его, попал на дно жизни. Или жена олигарха, привыкшая жить в роскоши, после развода, оставшаяся ни с чем.

Биологические маргиналы

Люди, имеющие инвалидность или недееспособность, как физическую, так и умственную, которых не могут приравнять к основному статусу в обществе. Потому что они не смогут выполнять полноценную деятельность, к ним нужен особый подход, который не сразу ещё можно понять, поэтому чаще всего их отрицают и не принимают.

Их отрицают настолько, что общество порой даже не знает о существовании некоторых заболеваний и не хочет их узнавать.

Это так же отражается в отношении государственных деятелей, которые не следят за выполнением принятых норм построения инфраструктуры жизни для инвалидов. Редко в каком городе России встретишь пандусы на каждом тротуаре, или работающие механизмы для поднятия колясок в общественный транспорт. Они есть, но частями, как заплатки, тут и там, как сдали объект так и закончили, а как сможет продолжать свой путь инвалид в коляске, никому уже неинтересно.

К биологическому типу относятся и сексменьшинства – геи, бисексуалы, трансгендеры и лесбиянски. Много споров вызывают эти люди, и достаточно долгое время идёт процесс официального принятия их обществом. В некоторых странах их начали официально принимать, что проявляется в регистрации браков, и возможности усыновления детей.

И, тем не менее, отношение к таким людям в большинстве своём очень негативное, их обходят стороной, кто-то намеренно может причинить насилие, им сложно жить в обществе, их отрицают и могут не принимать на работу, или в свой круг общения. На них смотрят с отвращением. И сейчас, кажется, что их становится больше, но на самом деле, они просто начинают раскрываться, и объединяться в группы, устраивают, пикеты, парады, и другие акции в силу защиты своих прав на существование и принятие обществом. Такими действиями они доказывают свой статус и право на жизнь в равных условиях с другими людьми.

Этнические маргиналы

Миграция разных народов в страны других рас породило данный тип маргинального человека. При этом сильное внешнее отличие создает всё большее отрицание, но даже если внешне человек не отличается от живущей в стране расы, он так же находится в повышенной зоне риска - не принятия его обществом.

Ярким примером этнических маргиналов служит острая проблема в США «белой» расы с афроамериканцами. Отрицание их в обществе доходит до абсурда: если афроамериканец заезжает в район таунхауса, то «белые» соседи просто съезжают, лишь бы быть подальше от них. Или начинают вытеснять их, используя как психологический прессинг, так и физическое насилие.

В России маргиналы из восточных стран, приезжающих на заработки или с мечтами о лучшей жизни, подвергаются насмешкам и предвзятому отношению коренного населения городов. Их часто обманывают, и поступают недобросовестно.

Политические маргиналы

Смена власти и политического строя в стране порождает маргинальное поведение у человека, который отрицает новое направление власти и не способен принять его, остаётся в настрое старых политически устоев.

Самый яркий пример политического маргинального поведения это период перестройки в России, потому как до сих пор старые устои в обществе советской власти живут в сознании многих людей.

В Европе создание Евросоюза и объединение многих стран в него, так же отражают маргинальное поведение политического характера у народов, не принимающих его, и тем самым возникают мелкие революционные стачки, которые приходится подавлять властям.

Экономические маргиналы

В большинстве своем пересекается с политическим типом, потому как экономические маргиналы – это люди, потерявшие работу в связи с закрытием производств, в которых больше не нуждается государство, либо устаревшей профессией или заменившие их труд на машинный.

Примером экономического маргинала так же могут выступать люди, у которых пенсионный возраст наступает раньше установленного как основной в стране. В России ранний уход на пенсию положен для таких категорий работников: военнослужащие, медицинские работники, горнорабочие и некоторые другие у них наступает период, который называют маргинальным, потому что жизненная сила и способности еще на высоте, а возможности обретения новых профессий и знаний не всем бывают по силам.

Характерные признаки маргиналов

Современные социологи, психологи и философы находят проявление маргиналов в обществе как положительное, потому что такие люди гибкие, и способные на перестроение и усвоение новых знаний и норм поведения.

Когда человек по разным причинам, больше не видит ценности в существующем положении его дел, он переходит в состояние маргинала, и поиска новых идей и течений, при этом чувствуя и предполагая своё отрицание обществом, и близких людей.

Старые жизненные устои для него теряют смысл, а новые не принимаются, он подвержен состоянию депрессии и склонен к саморазрушению личности. Выход возможен в случае перехода в другую социальную группу и проявление именно в ней своих замыслов. Придя в комфортное состояние, он открывает у себя много новых возможностей, знаний и те грани жизни, которые другие не замечают из-за устоявшихся рамок обществом.

от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием и социальной стратификацией на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.

Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари, "генеалогия власти" Фуко, "деконструкция" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говоря, все девианты не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Термин

Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции , реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса . Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Ссылки

См. также

  • Маргиналии - надписи и рисунки на полях книги, исходное значение этого термина.

Ссылки

  • Маргинальность как средство от постмодернизма . Интервью с Марусей Климовой

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маргинальность" в других словарях:

    - (позднелат. marginalis находящийся на краю, от лат. margo край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к. л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его… … Философская энциклопедия

    - (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 4 обочинность (1) пограничность (3) промежуточность … Словарь синонимов

    Качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них … Энциклопедия культурологии

    маргинальность - и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово патриотизм на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    маргинальность - Франц. maroinalisme, англ. marginalism. В буквальном смысле слова периферийность, «пограничность» какого либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    Маргинальность - (лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Маргинальность - (позднелат. marginalis находящийся на краю) социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком.

Сегодня мы дадим определение одному интересному понятию, встречающемуся даже в разговорной речи людей. Итак, кто такой маргинал? Значение слова: маргинал (от лат. margo - край) - это человек, находящийся вне социальной группы, который не вписывается в неё из-за своего положения в обществе, образа жизни, происхождения или мировоззрения.

Кто такие маргиналы, и какова их роль в обществе? Изначально для обозначения записей на полях употреблялся термин "маргинальный". Но у слова было и другое значение - "убыточный, экономически близкий к пределу". Впервые этот термин употребил американский социолог и один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк в 1928 году. У Парка маргинальность означала положение индивидов, которые находились на границе двух конфликтующих между собой культур. Таким образом, сначала главной проблемой маргинальности был культурный конфликт. Но в 1940-1960-е годы концепция маргинальности стала активно разрабатываться в американской социологии и перестала ограничиваться культурными и расовыми гибридами.

Социальные маргиналы

Чтобы понять, кто такие маргиналы, необходимо узнать, что такое маргинальность. Маргинальность - это состояние в процессе перемещения индивида или группы, а также характеристика социальных групп, которые находятся в промежуточном положении социальной структуры. К маргинальности также относится разрыв социальных связей между обществом и индивидом. По мнению социологов, причиной возникновения социальных маргиналов является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. При этом из-за неуправляемого перемещения большой массы людей разрушается устойчивость прежней социальной структуры. В связи с этим наблюдается девальвация традиционных норм и ухудшение материального уровня жизни. Таким образом, маргиналами в обществе считаются люди, избегающие или отрицающие общественные устои.

Современные маргиналы - это личности, социальные слои или группы, которые находятся за рамками характерных для данного общества социально-культурных норм и традиций.

Существует множество групп маргиналов в обществе, вот некоторые из них:

  • этномаргиналы: национальные меньшинства;
  • социомаргиналы: группы людей в процессе незаконченного социального перемещения;
  • политические маргиналы: таких людей не устраивают легитимные правила и легальные возможности общественно-политической борьбы;
  • биомаргиналы: их здоровье перестаёт быть предметом заботы общества;
  • возрастные маргиналы: формируются при разрыве связей между поколениями;

В настоящее время маргинализация не является прогрессирующим процессом, но ей стоит уделять своё внимание, чтобы быть в курсе событий общественной жизни.