Эссе. моя миссия психолог

В одно смотрели двое,
Один увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое,
В одно окно смотрели двое.
(Омар Хайям)

Омар Хайям - поэт, философ и ученый. Его светлые мысли, четверостишия зацепили меня в начале моей профессиональной деятельности. Уж слишком изящны и точны по глубине и форме его слова, трактаты и цитаты. Не так ли, друг мой!? «Да - да» - ответишь ты, и поддержу тебя я в этом! Поддержу, помогу, увижу «листвы зеленой вязь, весну и небо голубое» в тебе, мой ученик, коллега, ребенок иль клиент.

Моя профессия – психолог. Я так давно решила. Еще в детстве мне хотелось помочь всем, кому плохо и больно. Друзья удивлялись, как мне не скучно все это: чужие проблемы, чужие ссоры и конфликты. А нет!!! Я радовалась, когда мир вокруг становился добрее и прекраснее.

Миссия… Когда слышишь это слово, начинаешь думать о чем-то высоком, значимом. Кажется, что ты, отдельно взятый человечек, не можешь нести в себе все, что заключено в это понятие – не под силу. Профессия психолога наряду с некоторыми другими - например учителя или врача - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, психолог - помочь стать человеком, увидеть положительное даже там где его... Может и нет?А может оно так спрятано далеко, что понадобятся годы, чтобы взрастить его!

Психология зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии: быть всегда готовым оказать помощь, хранить тайну, внимательно и заботливо относиться к любому, действовать исключительно в его интересах, проявлять высочайшее уважение к жизни ребенка, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Психолог встречает ребенка в детском саду, в школе, центрах раннего развития, поликлиниках,... К нему обращаются за помощью родители, бабушки, дедушки, воспитатели, педагоги. Изо дня в день мы сражаемся с Нечто (равнодушием, злостью, агрессией, скукой), спасаем страну, Школу и ее жителей. Это определяет и особую ответственность профессии психолога, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Промахи и ошибки психологов не остаются без внимания.

Искусство психолога - это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с детьми, родителями, воспитателями, учителями. Психолог должен быть добрым человеком, чувствовать чужую боль, настроение другого.

Профессия психолога - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к ребенку, любовь к человеку, любовь даже к «трудному» подростку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Часто я возвращаюсь к словам «Сначала полюби - потом воспитывай, сначала полюби, потом обучай». Почему? Видимо сила этих слов в их глубоком понимании. Ведь часто в глазах детей я читаю «Люби меня таким, какой я есть, помоги мне, если можешь».

Эта профессия требует мужества, необходимости принятия единственно правильного решения, от которого зависит детская жизнь. Я бесконечно рада, когда ребенок говорит, что ему нравятся мои занятия, когда он не хочет уходить. Я очень долго шла к этой профессии, но моя ДОРОГА все-таки нашла меня, или я нашла ее, это уже неважно, важно, что кому-то я приношу пользу и для кого-то пусть на чуть - чуть делаю мир ярче и волшебнее.

Я от всей души желаю тебе, мой друг, удачи. Надеюсь, что мое письмо хоть немного помогло тебе по-новому взглянуть на некоторые вопросы, связанные с нашей нелегкой, но самой замечательной в мире профессией психолога!

Галактионова Юлия Сергеевна - педагог-психолог МОУ «Средняя школа № 12» г. Петрозаводска Галактионова Юлия Сергеевна.

В ожидании появления на свет своей третьей дочери мне иногда было немного страшно, иногда у меня появлялась уверенность, что я справлюсь. Когда я была полна сил и энергии, я относилась к родам как к чему-то волшебному и удивительному, как к великой ценности. Однако, дочка, которая сидела в моем животе ничего не знала о том, что ей предстоит. Она не знала, что ей предстоит пройти через боль и страх, она не знала, что ей придется потерять многое из того, чем она тогда обладала, что являлось все ее миром. При этом, все ее существо готовилось к этому испытанию. У большинства деток, которым предстоит появиться на свет, есть достаточно ресурсов, для того чтобы справится с этой задачей. И все же, в некоторых случаях деткам нужна помощь.

Мы приходим в этот мир через боль. Через радость и счастье зачавших нас папы и мамы и через боль. Проходя свой жизненный путь, мы встречаемся с большим количеством разных испытаний, которые формируют нас. Мы встречаемся с радостью и болью, мы много чего теряем, но многое и приобретаем. Перед каждым из нас стоит задача понять устройство этого мира, научится жить в нем и выбрать свою личную дорогу воплощения и самореализации. Решая эти задачи, мы часто встречаемся с болью. Как правило у каждого из нас есть свои внутренние силы, свой ресурс для того чтобы справится с болью, которая встречается нам по жизни. Для каждого из нас очень важно на определенном этапе пути опираться на близких людей в момент боли, а так же иметь возможность разделять свою радость с ними…

Однако мир устроен сложнее, чем описанная выше модель. По каким-то причинам, наши родители далеко не всегда могут быть рядом с нами в нужный момент… Иногда они уходят слишком рано… Иногда у них есть ресурс только для того чтобы дать нам жизнь… Есть события, в которых наши родители теряют власть и не могут нам помочь… Есть ситуации, когда нам нужно больше, чем помощь нашего родителя.

Каждого из нас увлекает и заряжает что-то свое. Кто-то чувствует музыку — он способен и желает донести через нее что-то важное, для окружающих его людей. Кто-то стремиться сделать жизнь людей свободнее автоматизируя производство. Не исключено, что изначальная идея при своем воплощении может принести вред – жизнь есть жизнь и мы просто люди имеющие свои ограничения.

Мне как психологу-психотерапевту важно помогать человеку в ситуации, когда ему больно, помогать проходить через боль. Повторюсь, не во всех ситуациях нам нужна помощь, но иногда она просто необходима… Иногда отсутствие помощи приводит к тому, что мы консервируем свою боль, так и не поняв, что произошло с нами.

Хорошо, когда младенец прошел через родовые пути, благополучно задышал и встретился с мамой. В этой ситуации, он многое испытал, многое потерял, однако он приобрел что-то удивительно ценное, он приобрел возможность идти по своему пути дальше, ведь жизнь в утробе, как бы она не была хороша, не может быть бесконечной…

Если же новорожденному трудно дышать, если он не имеет возможности встретится со своей мамой, если жизнь его после рождения не определена и не предсказуема… тогда все те испытания, которые он прошел в момент родов не могут быть присвоены, как личная победа в инициации. Тогда ему требуется помощь, чтобы выжить, требуется помощь, чтобы жизнь продолжалась.

Если кто-то из нас встретился с болью, смысл которой не понятен, если у нас не было достаточно сил, чтобы справится с той болью, которая захлестнула, если мы вынуждены были переживать боль в одиночестве, то наша психика сделает все возможное, чтобы эту боль спрятать в железный ящик под тяжелый замок – ведь иначе идти дальше по жизни становится невыносимо. Такая спрятанная боль, может разрушать нас годами, просачиваясь из этого ящика, пытаясь вырваться на свободу, напоминая о себе бесконечное количество раз. Такая боль будет мешать нам двигаться дальше по своему жизненному пути… Мы конечно будем расти и даже взрослеть… Раз мы пришли в это мир у нас будет ресурс и возможность как-то справляться с этой жизнью, но будет так же что-то, что тянет назад, что заставляет замирать, что не пускает двигаться вперед, что все время напоминает о себе…
Как много у каждого из нас таких событий, которые тормозят наш путь, которые как резинки тянут нас назад, которые раз за разом возвращаются в нашу жизнь, потому, что мы так и не смогли прожить их… У каждого свой набор, отпущенный судьбой.

Я вижу свою роль, свою миссию как психолога-психотерапевта, быть проводником в душевных страданиях… Иногда к ним надо найти дорогу. Ведь психика очень старательно прячет этот ящик, чтобы у нас была возможность просто жить. Иногда важно увидеть в болезненных переживаниях ценность – ведь они многому научили нас. Иногда важно найти ответственных и перестать винить себя за то, что не совершал. Есть ситуации, когда бывает достаточно понять, что именно болит, и дальше человек сам может найти помощь внутри себя или рядом со своими близкими. Ведь порой, то чудище, которое казалось в детстве непобедимым, легко может быть повержено, когда мы стали взрослыми. Но бывают ситуации, когда боль можно прожить, только рядом со специалистом. В этих случаях, боль найденная, рассказанная, описанная, разделенная, признанная – теряет свою силу и власть над нами. Психике нет необходимости тратить свои силы на то, чтобы удерживать ее под тяжелым замком и следить, чтобы она не проникала через ржавеющие углы.

Я вижу ценность психотерапевтического процесса в том, чтобы образовалось место, время и пространство, где мы с вами можем максимально безопасно встретиться с болью, понять ее, принять, дать ей право на существование, определить ее ценность.

Станете ли вы счастливее после прохождения психотерапии? Нет. Скорее вы перестанете быть несчастным. Станет ли ваша жизнь проще и понятнее, если вы начнете личную психотерапию? Нет. Скорее, вы поймете уникальность своего личного пути и будете лучше понимать устройство своего внутреннего мира.

Один семилетний мальчик, сходив на первую тренировку в бассейн и испугавшись тренера, спросил маму:
— А ты можешь плавать рядом, чтобы я знал, что ты близко?
— Я не знаю, как сегодня распределять тренировочные дорожки, возможно я буду плавать в соседнем бассейне… — ответила мама.
— Спасибо, мне этого достаточно, мне важно просто знать, что ты рядом.

Я точно могу обещать, что «буду рядом» (в том месте и в то время, о котором мы с вами договоримся), если вам понадобится помощь, чтобы справится с трудной ситуацией. Я точно могу обещать, что благодаря психотерапии вы научитесь сами себе оказывать помощь в таких ситуациях. Я точно знаю, что вам станет интереснее жить рядом с тем человеком, которого вы видите в зеркале (если вы в него заглядываете), а главное вы узнаете и поймете про него много важного. Я точно знаю, что в результате психотерапии ваши отношения с миром и людьми станут более ясными и понятными, а главное более предсказуемыми и менее болезненными. Я точно знаю, что это стоит вложенных вами сил, времени и денег, потому что сама 8 лет проходила личную терапию и по своему опыту знаю, какие удивительные открытия ждут вас на этом пути.

«МОЯ МИССИЯ – ПСИХОЛОГ» (Республиканский конкурс психологов)

«Четверть всех знаний мы получаем от учителей.
четверть – слушая самих себя,
четверть даруют нам друзья,
а еще четверть – прожитые годы».
(Пауло Коэльо.)

Как громко сказано «Моя миссия – психолог». Когда я прочитала эту фразу, то у меня появилась тяжесть внутри меня, она сковала меня определенным страхом и тревогой. Я спросила себя: «А, ты задумывалась, что тебе отведено судьбой, выполнять эту миссию?»
И не смогла ответить сама себе.
Передо мной встал образ моей старшей сестры. Она стояла передо мной и требовала нарисовать ей такую же красивую куклу, как я нарисовала себе, но, сколько я не совершала попыток, они все заканчивались неудачей. Я вышла из этой ситуации. Я просто подарила ей эту куклу. Ее лицо стало таким светлым и лучезарным от счастья, что я радовалась вместе с ней.
У меня всегда было непроизвольное желание помочь неуспевающим учить уроки, младших учить кататься на коньках, на санках, оберегать их от опасностей, проводить с ними КВН… до сих пор храню фотографии своих подопечных, помню только имена, забыв фамилии.
Я постоянно кого-то нянчила, кого-то опекала, за кого-то заступалась, доказывала учителям, что они не правы по отношению к той девчонке, которая грезила стать актрисой, певицей, а математика с химией для нее были абстракцией. Эта девчонка стала знаменитой в своем крае. Она сама пишет стихи и музыку, гастролирует по северному миру, неся волшебные звуки своего голоса и души.
Мои одноклассники назвали меня после выпускного вечера жандармом преступного мира из-за моей нетерпимости ко лжи, предательству, несправедливости.
В то время меня эти представления обо мне переполнили обидой.
Прошли годы, я научилась контролировать свои чувства, принимать мир во всем его многообразии, раскрашивая взаимоотношения с окружающими во все цвета радуги. Но до сих пор не переношу ложь, приспособленчество, предательство, несправедливость.
Не смотря на это, меня до сих пор называют странной женщиной. Может за то, что из большого крупного промышленного уральского города приехала с двумя детьми в край синих озер, сказочного неба. Может за то, что впоследствии с четырьмя детьми уехала жить на хутор…
Действительно странностей много.
Когда добираюсь автостопом до города На вопрос «Кем вы работаете?», -отвечаю – «человеком».
Однажды я прочитала, что в одном из европейских зоопарков находится комната на двери, которой написано «Здесь находится самый страшный зверь планеты». Кого же видит человек, заходя в эту комнату: Самого себя – отражением в зеркале.
Как научиться жить в окружающем мире и не стать зверем и остаться человеком?
На вопрос: «Кто такой человек?» Начинают перечислять, что есть у человека, но ни один из ребят никогда не обратился к внутреннему содержанию, состоянию души человека.
Кто поможет ребенку найти самого себя, не потеряться в мире прошлого, настоящего и будущего. Как научить его стать сильным, уметь выстоять перед искушением, ошибиться и не разочароваться, смочь подняться и остаться самим собой, верить и быть верным, любить и быть любимым, хотеть счастья и быть счастливым.
Каждый из моих учеников отправляется в путешествие, полное приключений, удач, обид, переживаний. Кто будет исполнять роль путеводителя, роль экскурсовода, мудреца, попутчика, друга? Какую роль возьмет на себя сам ребенок, а какую возьмешь ты?
Ты должна помнить твой девиз « Не навреди».
Каждое дитя – дитя земли нашей. И если этот ребенок не может попросить помощи у нас взрослых тогда, когда ему плохо. Он не может понять, отчего ему плохо, почему он не принят своими одноклассниками, у него нет друзей. Почему детская жестокость так больно бьет таких же, как они, детей.
«Я бегу по поляне, заросшей жесткой травой. Я стою пред сплошной стеной гор, взбираюсь, мне трудно дышать. Вокруг меня один забор». - это образы детства, описанные детьми
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что у ребенка трудности в общении, во взаимодействии с близкими. Только не я решаю его проблему, а он решает ее сам. Соотнесение моей ситуации к своей, помогает ребенку принять правильное решение для самого себя.
Невозможно увидеть мгновенный результат моего воздействия на чувственную сферу ребенка, но то, что он после этого распрямляет спину, начинает сам находить друзей – это достижение его самого и чуточку мое.
Трудно дается учеба, требования школы для маленького человека, как цунами, обрушиваются на него, а он еще не научен, быть стойким, выносливым. Он растерян. Как помочь найти ему свой путь к освоению знаний? И я протягиваю ему свою руку «Держись малыш, все будет хорошо!».
«Я лечу. У меня появились крылья сильные, крепкие. Они несут меня над полями, морями, городами. Как здорово! Как прекрасен мир и я в нем!» это уже не тот малыш, который сжимал голову в плечи, сторонился своих одноклассников. Это человек, познающий себя, тебя и меня…
«Не хочу, не буду, отпусти меня, там мои друзья, они ждут меня» – это как в сказке о Маше и медведе, когда дорога домой, стала заблудшей. И ты в ночи становишься путеводной звездой, ты должен помочь, осветить путь домой, к теплу, пониманию, а может в доме уже не горит очаг, самое трудное научить ребенка разводить его самому, если родители до сих пор не могут найти мир в своем сердце.
Не повторить, предупредить, предотвратить – эти глаголы самые актуальные. Чтобы ребенок знал, чего в жизни необходимо опасаться
Надо его вооружить знаниями об этом, научить, его этими знаниями пользоваться, чтобы они стали правилами и ценностями
его жизни.
Ошибок можно избежать, если постоянно насыщать взрослых и детей доступными их восприятию психологическими знаниями о возможностях разных периодов развития человека, трудностях, возникающих на нашем пути, последствиях, если мы сами нарушаем законы природы.
Вот теперь я вижу, что не малый труд вкладываю я в знания детей, как учитель, друг, проживая с ними их жизнь. И делаю это незаметно для него, чтобы он почувствовал свою значимость, индивидуальность. Может этот мой путь психолога и можно назвать миссией…?

Как и среди остальных людей, среди психологов бывают мудрые и не слишком, но речь не об этом. Речь о еще одном искушении «сверхчеловечеством» - искушение ролью Великого Учителя, мессии, пастыря, гуру - искушение тем более соблазнительное, что многие приходящие за помощью готовы в психологе такового признать. Разумеется, есть психологи, на такую роль претендующие - как вообще достаточно людей, полагающих, что именно они ведают главные истины жизни и зовут (а то и тащат насильно) за собой, полагая, что именно они «знают, как надо». Но если кто–то и знает истину - то лишь Тот, кто Выше, а самообожествление, вероятно, лишь проявление мелкой гордыни и неудовлетворенного самолюбия. Психолог - не священник и не имеет права говорить от Божьего имени; он не вправе навязывать свой путь и свое мировидение, он может лишь постараться помочь другому увидеть собственный его - другого - путь или его возможность.

6. Психолог имеет дело с «ненормальными» людьми. Нормальный, здоровый человек к психологу не пойдет. Один из самых популярных мифов. Прежде всего, психолог чаще всего имеет дело со здоровыми людьми, имеющими те или иные трудности, проблемы. С психическими отклонениями имеет дело врач, психиатр. Психолог не имеет медицинского образования и даже не имеет права лечить. Что касается разделения психолог и психотерапевт , то оно не столь очевидно. Однако можно сказать, что психотерапевт имеет дело с более сложными случаями, более глубокими психологическими травмами, личностными проблемами. Психотерапия предполагает более глубокую и долгосрочную работу, в ходе которой довольно существенно может измениться внутренний мир клиента. Психолог же скорее консультирует, разбирается с частными случаями, дает рекомендации (к примеру, психолог вместе с клиентом может наработать список приемов, помогающих расслабиться или, наоборот, сосредоточиться и т.п.). Однако пока это разделение довольно условно. Да и работа, начавшаяся как консультация, может перерасти в серьезную и длительную психотерапию.

7. «Психоаналитик» и «психолог» – это одно и то же. На самом деле эти слова – не синонимы. Психоанализ – лишь одно из направлений в психологии, со своими принципами и спецификой работы. Именно работу психоаналитика вы наблюдаете, когда видите, как человек ложится на кушетку и начинает рассказывать о себе. Кстати, хоть кушетка и считается традиционно атрибутом психоанализа, но современные психоаналитики уже далеко не всегда ее используют. Кроме психоанализа существует еще несколько направлений (подходов) в психологии, в рамках которых могут работать психологи: гештальт-психология, когнитивная психология, экзистенциальная психология и др. У каждого подхода свои принципы, способы работы и т.д.



8. У психолога не должно быть проблем, иначе какой же он психолог и как может помочь другим?! Психолог – не Бог. У него могут быть и бывают проблемы. Единственное, что требуется от хорошего специалиста, это осознавать свои проблемы, держать их под контролем, чтоб вовремя отследить, если его проблемы начинают мешать эффективной работе с клиентом. Для этого, по-хорошему, психолог сам должен периодически проходить личную психотерапию.

Как показывает опыт, люди, приходящие на факультеты психологии, как правило, в той или иной степени ориентируются на один или несколько упомянутых мифов, стоящих за тем, как они формулируют причины своего профессионального выбора. Чаще всего звучит следующее:

«Хочу лучше в себе разобраться». Мотив по–человечески весьма достойный, но, согласитесь, разбираться в себе - это не профессия.

«Хочу помогать людям». Весьма достойно и красиво - если сказано честно. Действительно, практический психолог - один из тех (но не единственный), кто помогает другим. Но что за этим стоит? Почему выбрана именно психология? Ведь помогает другим и священник, и педагог, и социальный работник, и благотворитель, и милиционер, и многие другие.

«Хочу научиться владеть собой».

«Хочу научиться лучше общаться».

«Интересная наука».

Вообще говоря, за каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки, отчего становится иллюзорной и «искушающей», ведя по пути иногда опасному не только для себя, но и для других (о чем в дальнейшем будет специальный разговор).

Мифы о психологии и психологах:

1. Психология – наука, все знающая о человека и его душе, психолог – человек, «видящий людей насквозь».

2. Психолог – человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

3. Психолог – человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

4. Психолог – человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

5. Психолог – мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

За каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличено, обретает ложные оттенки,

По этим же причинам мотивы своего профессионального выбора будущие психологи озвучивают следующим образом:

- «Хочу лучше разобраться в себе»;

- «Хочу помогать людям»;

- «Хочу научиться владеть собой»;

- «Хочу научиться лучше общаться»;

- «Интересная наука».

Профессиональный выбор - центральный компонент формирования жизненного плана. Жизненный план – явление одновременно социального и этического порядка. Он возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся (И.С.Кон).

Выбор той или иной профессии молодым человеком помимо собственного интереса к ней, потребности в самоактуализации и самовыражении зачастую определяется ее социальной престижностью, образовательным уровнем, профессиями родителей, благосостоянием семьи, уровнем предполагаемой зарплаты. Любой выбор должен быть осознанным, особенно выбор профессиональный. Каждый человек должен хорошо представлять себе, насколько выбранная им сфера соответствует его склонностям, способностям, интересам, его призванию.

Профессиональное самоопределение – сложный, многомерный и многоступенчатый процесс, включающий осознание запросов общества на данный вид профессиональной деятельности, оптимизацию баланса своих предпочтений, интересов, склонностей и принятие решений на личностном уровне и процесс формирования индивидуального жизненного стиля, частью которого и будет выбранная профессия.

В любом случае профессия должная пробуждать любопытство, нравиться, быть романтичной, увлекательной, вызывать положительные эмоции, приносить удовлетворение, стимулировать непрерывный познавательный и практический интерес и обогащать духовную жизнь.

Принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их не способен увидеть. «Задача высшего образования заключается не в том, чтобы сделать человека умнее …, но и в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного познания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению»,- С.И.Гессен (1995). Метод научного познания может быть использован специалистом применительно и к самому себе, и к своей научно-практической деятельности, что составляет основу для его профессиональной рефлексии, то есть «видения себя со стороны».

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической и формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика. Специалист выбирает методики, адекватные поставленным задачам.

4. Особая ответственность психолога-профессионала. Задача профессионала – постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентом, а не брать всю ответственность на себя (как это делает «любитель»).

5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами. Это позволяет специалисту быть в курсе событий, обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты просто получать морально-эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку.

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании.

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала. Задача психолога – создавать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале – научить его обходиться без психолога. В этом проявляется уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем.

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию.

9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, он не истощается эмоционально и психически, как правило. Психолог должен уделять особое внимание сохранению своего психического и физического здоровья. Это делает его более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям.

10. Осторожное и критичное отношение к существующим и появляющимся методам. Профессиональная психология должна удерживать свой предмет науки и научные критерии анализа.

В полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога–профессионала могут даже далеко не все реально работающие психологи–специалисты. Да и некоторые психологи–любители все–таки могут приближаться к настоящим профессионалам. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической науки и практики.

Профессионализация вообще, и применительно к развитию психолога-профессионала в частности, является длительным и даже противоречивым процессом.

Говоря о профессионализации, выделяют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений, между которыми существуют довольно интересные взаимоотношения. Знания чаще носят осознаваемый характер (и поэтому они приобретаются гораздо быстрее). А вот умения - менее осознаваемые и приобретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания (хотя начинающий специалист еще не обладает настоящим умением, но он уже знает, как надо работать), затем по мере освоения умения оно все менее осознается, все больше «автоматизируется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший специалист с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо работает. Но иногда необходимо все–таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его) и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по–новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала–психолога.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями.

Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». Видимо, поэтому Е. А. Климов считает высшим уровнем развития профессионала уровень «наставничества», когда специалист не просто хорошо сам работает, но и способен передать свой лучший опыт другим специалистам (Климов, 1996). Но при этом специалист и сам продолжает свое развитие (продолжается его профессионализация), поскольку, объясняя что–то другим, он начинает лучше в этом разбираться - вот такой «парадокс» профессионализации.

Психолог–профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами (а также коллегами, администрацией, «заказчиками» и т. п.), но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Только преодолевая какую–то сложность, можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности. Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот «шанс» развития, ведь кризисы, к сожалению, иногда «ломают» человека. Поэтому кризисов надо не бояться, к ним надо готовиться.

Отсюда происходит множество психологических проблем.

Поэтому родители нуждаются в том, кто даст ответы на вопросы духовного направления в воспитании детей. В школе это – психолог. Кому и зачем мы нужны в школе? То, что школе нужен психолог, принимается как постулат.

Вместе с тем, встречи и разговоры с коллегами, текучесть психологических кадров в образовании заставляют задать два простых вопроса: «Зачем нужен в школе психолог?» и «Кому он там нужен?». Тема не новая. В разное время были статьи Битяновой, Бегловой, Сартана, Степановой и других авторов.

Начнем с того, что, хотя психологическая служба в школах появилась почти двадцать лет назад, по сей день не существует четких представлений о ее задачах и целях. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем в школе психолог. Самые частые из них – «адвокат ребенка», «ну, что бы помогать» - кому "помогать" - точно не отвечают, кажется, детям.

Обращаю внимание – это говорят будущие школьные психологи, которые начнут работать через год-два, но у которых пока еще свеж свой школьный ученический опыт.

Директора и завучи школ тоже смутно представляют, какой заказ можно сформулировать психологической службе. Тем, кому стыдно признаться, цитируют фразы о психологическом сопровождении, но, при прояснении запроса, обычно сталкиваешься с тем, что от тебя ждут чуда: то ли ты знаешь на какую кнопку нажать, чтоб Вася стал из сорванца идеальным, то ли можешь дать индульгенцию на педагогический неуспех.

Вместе с тем, с родителями отношения складываются адекватно, если инициатор контакта с психологом – семья. И хотя по содержанию такое общение мало чем отличается от консультативного (и по жанру, и в смысле консультативного центра), но, в случае взаимопонимания между собеседниками, можно прогнозировать хороший результат, так как у психолога расширены возможности – ребенок все время перед глазами. Надо отметить, что сами психологи тоже плохо представляют свою роль. Как сложится психологическая служба в школе, целиком зависит от того, что собой, как личность, представляет психолог, какие идеи о психологии у администрации школы и как психолог с администрацией договорятся.

Педагог-предметник имеет право преподавать по любому учебнику из существующих по его предмету, согласовав это с администрацией, но все знают, чего от него ждать, как это может выглядеть, что должно быть в результате.

Школьный психолог так же может выбрать одну из принятых концепций: научно-методическое руководство учебно-воспитательным процессом, оказание помощи детям, испытывающим трудности или психолого-педагогическое сопровождение ребенка. А дальше - полная свобода. И это было бы прекрасно, если бы не рождало у окружающих неоправданные надежды. Итак, предположим, что психолог нужен в школе ребенку. Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала.

Только это надо, скорее, взрослым – учителям, родителям – знать, что делать.

Ребенку больше надо уважение, надо, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу.

Ситуация обследования в школе не всегда безопасна для ребенка и практически всегда – тревожна. Если тестирование плановое, от него практически невозможно отказаться. Кому и как сообщат результаты – дети тоже не всегда знают (это вполне относится к службам, соблюдающим все требования конфиденциальности – тестируемым не всегда известна судьба результата). В процессе развивающих занятий, тренингов, уроков психологии мы можем помочь учащимся больше узнать о своем внутреннем мире, об особенностях людей, об отношениях между людьми и научиться пользоваться этими знаниями. Думаю, что психологические знания, возможность сформировать когнитивные качества, коммуникативные навыки – действительно, то, что мы можем дать детям.

Только как бы не вышло «демьяновой ухи» - это ведь дополнительные уроки при достаточно большой учебной нагрузке Нужны ли мы учителям? Как уже отмечалось выше, школьных психологов часто рассматривают как неких волшебников, знающих, «где кнопка». И это ожидание – наш троянский конь. Оно льстит профессиональному самолюбию психолога, создает ловушку осознания своей полезности, может дать ощущение власти или надежду на сотрудничество. В такой ситуации учитель неоправданно занимает детскую позицию, и, как ребенок, ждет, что психолог сейчас все сделает, решит все проблемы. И - так же, как ребенок, обижается, если не видит желанный результат. Если же все-таки результат удалось достигнуть, то порой, как ребенок, приписывает все заслуги себе. Ситуация, в которой невозможно сотрудничество.

Вместе с тем, психолог может быть во многом полезен педагогу.

Учитель добивается результата, психолог - исследует процесс.

Именно психолог может выявить точки прерывания контакта учителя с классом или отдельными учениками, проанализировать причины и помочь восстановить продуктивные отношения. Как бы ни было справедливо все выше сказанное, но это описывает только частные области психологической деятельности.

Видится проблема в том, что нет пока в образовательном сообществе представления о миссии школьного психолога.

Именно поэтому не понятно, в какое время брать ребенка на обследование, когда проводить тренинг с классом, когда заниматься развивающими занятиями, когда оказывать психотерапевтическую помощь.

Именно поэтому мы ловим у коридоре, просим у завуча, договариваемся с учителями, чтоб назначили, чтоб отпустили, чтоб дали и т.д. Очень красивая и справедливая задача обеспечения психологического здоровья звучит размыто, на нее трудно опереться, потому что не видно границ.

Именно поэтому каждый специалист на своем месте договаривается с администрацией, что он будет делать и почему. Кроме того, специфика нашей работы требует «следования за клиентом», и необходимость учитывать конкретные потребности конкретного детского и педагогического коллективов оставит место для свободы Нужно обсудить с коллегами эту проблему: в чем они видят свою миссию.

Сейчас, когда наработано достаточно материала, есть прекрасные технологии и понятно что делать и как, хорошо бы вернуться к вопросу «зачем?». Определить наше место (или его возможные варианты) в структуре образования. Н аверное, каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум) положение. С одной стороны, имеется - чуть ли не явно сформулированная - миссия: помочь каждому ребенку стать автором собственной жизни.

Поэтому каждый, кто занимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознавать конечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии школьного психолога. Мы видим ее в организации образовательной среды, направленной на наиболее полное развитие потенциала учащихся. Для этого нужно совсем немного - принять ребенка таким, какой он есть, со всем его своеобразием и особенностями развития. Такая позиция психолога открывает возможность индивидуального подхода к становлению личности каждого ученика. Это в корне противоречит устоявшемуся представлению о том, что задача психолога - находить недостатки в развитии детей и с помощью коррекции «подгонять» их под определенный стандарт «нормального ученика». Действительно, принадлежность к определенной (часто околокриминальной) субкультуре накладывает больший отпечаток на формирование личности ребенка, чем воздействие даже самого хорошего психолога.

Оспаривая это мнение, особо отметим, что задача психолога, занимающегося сопровождением, - открыть ребенку «различные грани бытия», показать, что жизненные ценности могут быть более яркими и значительными, чем дети могут это себе представить, находясь в рамках той или иной субкультуры. Но в любом случае ответственность за свою дальнейшую жизнь и право выбора своего жизненного пути остается за ребенком.

Подводя итоги отметим значимость подобных споров, в результате которых уточняется содержание самих понятий. Стоит признать, что право на существование имеют различные модели психологического сопровождения.

Главное при этом, чтобы психолог постоянно осознавал цели своей деятельности.

Должны ли школьные психологи принимать участие в воспитании? Психолог, безусловно, должен заниматься воспитанием, но он не должен слепо верить в свое могущество и всесилие. Мне кажется, что многие представители психологической науки считают, что именно с ее помощью можно решить все проблемы и как бы встать над остальными.

Ответственность психологов за то, что происходит в школе, очень высока.

Конечно, хорошо, что за последние пятнадцать лет произошла психологизация образования: этому можно только аплодировать. Но у психологов своя миссия. В начале века выдающийся русский философ и педагог С.И. Гессен определил, что существуют четыре сферы бытия человека.

Первая сфера - биологическая.

Вторая - социальная.

Третья охватывает сферу культуры.

Четвертая рассматривает человека как члена «социума духовных существ». Психолог в большей степени может воздействовать на первые две сферы. Две другие сферы требуют глубокого знания культуры, философии, социологии. Не у каждого психолога есть такие знания. А при неумелом вмешательстве в эти сферы существует немалый риск. От воспитателя требуется определенный уровень личностного развития.

Многие известные психологи и психиатры в расцвете своего творчества обращались к проблемам духовности.

Впрочем, мне известны и современные психологи, которые являются замечательными воспитателями.

Принципы в ассортименте П рофессиональное сообщество психологов образования все еще обсуждает вопрос, который можно считать главным: зачем в школе психолог? Года полтора назад я уже приводил список вариантов ответа на этот вопрос. С тех пор принципиально новых версий не появилось, но и прежних не поубавилось.

Рассмотрим их еще раз в том же порядке.

Вернее, наоборот, в том же бес порядке, поскольку никакой строгой последовательности здесь быть не может.

Обеспечение психологического здоровья и психологического комфорта ребенка и всех участников образовательного процесса Безусловно, красивая идея, но само понятие «психологическое здоровье» пока еще обсуждается, что затрудняет практическую реализацию.

Мониторинг образовательного процесса с целью обеспечения грамотных управленческих решений - распространенный взгляд управленцев, во всей своей полноте реализованный, например, в Самарской области.

Принцип хорош четкостью разделения обязанностей и логичностью встраивания психологической службы в систему образования. Но его оборотной стороной является отстранение психологов от принятия решений. А это создает опасность «омертвления» данных мониторинга. Грубо говоря, легко скатиться в ситуацию: «мерим-мерим, а ничего не меняется». Помощь ребенку в принятии самостоятельных ответственных решений при выборе собственного жизненного пути - идеология психологического сопровождения. Эта позиция предполагает, что у психолога есть миссия (помочь ребенку обрести себя), а потому легко разделяется истинными энтузиастами.

Содействие образовательному учреждению в создании социальной ситуации развития - официальная формулировка из Положения о службе практической психологии образования. За несколько лет так и не встретил человека, который бы ее понимал, а тем более ею руководствовался.

Комплексная помощь различных специалистов в профилактике и преодолении трудностей - питерская модель сопровождения.

Мучительно пытается перерасти рамки метода организационного построения и стать именно идеологией, осознающей не только свои цели, но и свое назначение.

Защита интересов ребенка, его уникальности и индивидуальности - воплощение тезиса о психологе как специалисте по неодинаковости. Здесь обратная ситуация: миссия заявлена, но организационные приемы, позволяющие ее выполнить на практике, пока не разработаны.

Возврат в школу воспитательного процесса - ностальгический реликт, озвучиваемый самыми разными специалистами.