Эссе тему образование каким ему. Эссе по обществознанию на тему «Образование создает разницу между людьми» (Дж

Эссе на тему: «Качественное образование и воспитание»

Если запастись терпением и проявить старание, то

посеянные семена знания непременно дадут добрые

всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

Леонардо да Винчи

На сегодняшний день современному обществу необходимы, образованные, культурные, творческие, нестандартно-мыслящие люди, которые умеют прогнозировать свою деятельность, планировать ее в перспективе, люди, стремящиеся к саморазвитию, самосовершенствованию.

И чтобы этого достичь, необходимо начинать с самой первой ступеньки - это, на мой взгляд, общение, как средство установления контакта между людьми, ребёнком и взрослым. Ребёнок развивается тогда, когда общается.

Поэтому, первоочередная задача педагогов – развитие личности ребёнка, побуждение ребенка к деятельности, стимулирование поиска, любознательности, создание эмоционально-положительного психологического климата в процессе его воспитания.

Человек постоянно стремится к чему-то новому, неизведанному. Он так устроен. Жизнь меняется, и человек тоже. Но он всегда будет испытывать потребность в другом человеке, в его любви и дружбе, в душевном тепле, умном слове. Только человек может воспитать человека. У каждого из нас был в жизни первый учитель. «… Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем должен раствориться в памяти народа, с которым и для которого он жил» - это слова В. Астафьева.

На мой взгляд, качественное образование и воспитание – система непрерывного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов их усвоения и передачи.

Эти инструменты следует рассматривать с точки зрения организации познавательной деятельности учеников (учения) и профессиональной деятельности учителя (обучения), которые реализуются внутри конкретной образовательной технологии. В этой области реальное положение дел, с моей точки зрения, значительно сложнее, так как средств передачи образовательных стандартов можно разработать огромное количество: как правило, у одной задачи существует множество вариантов решения, и найти наиболее эффективный из них крайне сложно.

Немаловажную роль в воспитании детей, безусловно, играет взрослый: дома – это родители, в детском саду – воспитатель, в школе – учитель. Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная развивающая среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное – корень, у ребенка – душа. Педагог должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические,необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде.

Образование является фундаментом для каждого человека, стремящегося состояться как личность и достичь определенных успехов на том, или ином поприще. Исходя из этого, предоставляется исключительно важным понимание того, что же следует считать качественными характеристиками процесса получения знаний, каковы его функции и тенденции.

Так исторически сложилось, что уровень образования является барометром стабильности и процветания общества, на протяжении долгого периода времени прослеживается прямая зависимость благосостояния страны от эффективности образования. На мой взгляд, мерилом его качества служит способность отвечать на вопросы времени, предлагать возможность перспективы в индивидуальном и государственном масштабах. Каждое поколение сталкивается с вопросом: где и как получать знания, будут ли они востребованы и если да, то на какой промежуток времени.

В современном мире информационные потоки опережают человеческие способности их осмысливать, поэтому очень часто весьма затруднительно принять верное решение, особенно, если оно касается будущего. Когда мы говорим о качестве образования, то начинать следует не с проблем поднятия престижа той или иной профессии, а с другого: дать человеку возможность понять себя, не выполнять социальный заказ, выбирая востребованные профессии. Таким образом, качественный уровень образования напрямую связан с уровнем и качеством жизни. Только образованный и компетентный человек способен достигнуть высокого качества жизни, соответствующего его личным запросам, тем самым становясь ориентиром и примером для своих товарищей, сподвигая их на изменение и повышение уровня образованности.

Нельзя достичь совершенства, необходимо постоянно получать новые знания и применять их в жизни.

Именно к такому виду обучения, при котором конкретизируется каждый школьник, ведет нас государственная программа образования РК. Она в полной мере даёт ребенку возможность получения образования и воспитания высокого качества, ориентированного на результат, спрогнозированный в зоне ближайшего развития ученика, исходя из его максимальных возможностей

Эссе «Образование в условиях кризиса: проблемы, пути решения, перспективы развития»

преподаватель МАУДО «ДШИ №2», пгт Зеленоборский, Мурманская область.
Описание материала: данная работа будет полезна тем, кто интересуется проблемами современного образования. Ее можно использовать для самообразования.
Цель: привлечь внимание к проблемам современного образования.
Задачи:
1. Обозначить актуальные проблемы образования.
2. Предложить варианты решения проблем.
3. Наметить перспективы развития образования.

Россия, как преемница Советского Союза, многое унаследовала от него, в том числе и систему образования. Советское образования, считавшееся в свое время одним из лучших в мире, сегодня безнадежно устарело. Знаниевая модель образования не способна в полной мере удовлетворять потребности быстро меняющейся действительности. Очевидно, что традиционная система образования находится в кризисе. Существует ряд нерешенных и нерешаемых проблем.
Одной из основных проблем российского образования является его низкая практическая направленность. Учащиеся школ, студенты вузов не умеют применять свои знания на практике. Головы студентов переполнены теоретическим материалом. В то же время многие из них имеют слабое представление о том, что конкретно они будут делать на своем рабочем месте.
Еще одной проблемой образования в России, на наш взгляд, является проблема слабой преемственности между различными уровнями образовательных учреждений. Детский сад не дает нужного для школы объема знаний. Для многих ДОУ основной остается так называемая функция призрения - главное, что дети накормлены и в безопасности, а задача обучения отходит на второй план. Во многих ДОУ наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Часто должность воспитателя занимают лица, не имеющие педагогического образования. Всё это негативно сказывается на качестве воспитания и обучения. В итоге детский сад не всегда создает ту платформу, которая необходима ребенку для успешного обучения в школе.
Школа, в свою очередь, также не дает нужного объема знаний, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Дети из небогатых семей не всегда имеют возможность воспользоваться этим. Следовательно, их шансы успешно сдать ЕГЭ и получить возможность поступить в престижный вуз, резко падают. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую.
Проблемой российского образования является слишком большой спрос на высшее образование и пренебрежение к среднему специальному образованию. Большая часть выпускников стремится поступить в вуз. Учреждения НПО (начального профессионального образования) и СПО (среднего профессионального образования) являются непрестижными. Учащиеся ССУЗ (средне специальных учебных заведений) воспринимаются, как неудачники. В результате на рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием и недостаток рабочей силы. Среди людей с высшим образованием высокий процент безработных.
Административный пресс «сверху» - еще одна существенная проблема российского образования. Усиление давления администрации, негативно сказывается на развитии системы образования. «Сверху» в административном порядке глушат инициативу «снизу». Работа педагога (начиная от воспитателя ДОУ и заканчивая преподавателем вуза) перегружена написанием всякого рода «бумажек». Требования, предъявляемые «сверху», толкают педагогов к формализации показателей. Звучат доклады, в которых произносится то, что хотят слышать руководители преобразований. При принятии управленческих решений, игнорируются рекомендации наук, связанных с образованием. Многие нововведения «реформаторов» непродуманны. Например, система ЕГЭ. Сама идея единого экзамена в рамках всей страны, достаточно продуктивна. Теоретически ЕГЭ должен дать выпускникам российских школ равные шансы на поступление в любой вуз страны. Но на деле эта система глубоко коррумпирована. Выбранный вариант проведения экзамена, критерии оценки знаний, умений, навыков не соответствуют современным представлениям о результатах образования. Система ЕГЭ возвращает к натаскиванию на выполнение тестовых заданий. Задачи развития и воспитания отходят на второй план.
Для преодоления вышеперечисленных проблем, на наш взгляд, необходимо, в первую очередь, внедрять компетентностный подход в систему образования. Этот подход позволит подготовить квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Необходима поддержка со стороны государства всех работников сферы образования – не только учителей, но и психологов, социальных педагогов, воспитателей, руководителей секций, кружков и т.д. Важно поднять престиж педагогических профессий, в первую очередь, пересмотрев уровень зарплат педагогов. Разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи. В противном случае в скором времени в школе будет некому работать или в педагогику придут те, кто не смог поступить в престижный вуз.
Для преодоления дисбаланса на рынке труда – слишком много специалистов с высшим образованием и недостаток лиц с рабочими специальностями, необходимо повысить престиж учреждений НПО и СПО. Сформировавшийся еще с прошлого века стереотип того, что данные учебные заведения – это сборище бездельников, хулиганов и тупиц, важно ломать. В школах для будущих выпускников надо вести просветительскую работу по поводу ССУЗ. Проводить презентации этих учебных заведений, объяснять перспективы трудоустройства и т.п.
Уменьшение давления на образовательные учреждения со стороны административной власти - необходимое условие для выведения системы образования из кризиса. Навязывание преобразований «сверху» неэффективно. Важно поддерживать педагогическую инициативу «снизу». Немаловажным является и учет рекомендаций наук, связанных с образованием. Игнорирование этих рекомендаций приводит к плачевным последствиям.
Необходимо серьезно реформировать систему ЕГЭ. Должна измениться форма проведения. Возможно введение двухуровневого экзамена – первый для всех выпускников, второй уровень для желающих поступить в вуз. Необходимо менять условия для поступления в высшие учебные заведения. Помимо результатов ЕГЭ ввести еще какой-то критерий. Важны продуманные меры для преодоления коррупции в сфере ЕГЭ.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что любые преобразования необходимо проводить с учетом мнения педагогической науки и других, смежных с ней наук. Если реформация проводится лишь «сверху» и в обязательном и безапелляционном порядке, то это ведет к недовольству, противостоянию и отчасти к саботажу.

Эссе по обществознанию

Философия

«Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». (Д. Пибоди)

Современное общество должно совершенствовать свое образование хотя бы для того, чтобы, таким образом, позаботиться о будущем своих детей. Безусловно, данное высказывание адресовано духовной сфере общественной жизни и касается не только образования, но и морали – той структуры, которой должно руководствоваться настоящее поколение. Д. Пибоди волнует проблема взаимосвязи поколений, которую он хотел отразить в своем рассуждении на примере преемственности научных знаний и образования. Я разделяю точку зрения автора.

«Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». Я считаю, что образование – один из способов получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Ведь образование является важным элементом социализации – процесса становления индивида личностью. Индивид может иметь определенные задатки к каким-либо творческим способностям, однако, если их не развивать, то он не будет приобретать определенные навыки и знания и, в следствии этого, не станет личностью.

Например, в дошкольном возрасте ребенок уже имел читать и считать, а также выполнять некоторые элементы основной программы начальной школы. Однако, после того, как он закончил уже первый класс, у маленького ученика пропадает интерес к учебе. А уже при последующем обучении он абсолютно не проявляет активности на уроках, редко качественно выполняет домашние задания и игнорирует замечания учителей. Этот пример ярко демонстрирует то, как сам индивид преграждает себе путь становления личностью. Становится понятно, что у подобного лентяя не родятся трудолюбивые дети. Следовательно, еще учась в школе, он не делает вклад в будущее своих детей, что противоречит утверждению Джоржа Пибоди.

Другим примером к данной проблеме может служить недавнее заявление современных ученых об американской образованности. По данным исследований, граждан Соединенных Штатов Америки некоторое время намеренно «принуждали» глупеть, в буквальном смысле этого слова. Безусловно, делалось все это косвенно. Система образования, СМИ, и даже общепит – все это способствовало методичному глупению нации. В результате, на вопрос социологов о том, где на карте мира находится Украина, респонденты, в большинстве которых были школьники, а также обычные граждане, собирались искать её на территориях Ближнего Востока, Юго-Западной Азии и даже Северной Африки. Таким образом, был сделан значительный вклад в развитие будущего поколения, но с точностью до наоборот изречению Пибоди.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, суть которого заключается в том, чтобы донести до обычных людей важность преемственности поколений через образование и науку. Для успешной жизни и сосуществования в современном мире мы должны быть разумными и образованными, а приобретенные навыки и разум передавать новому поколению. Эти слова особенно актуальны в то время, когда мир находится на пороге новой мировой войны. Предотвратить которую не в силах никто. Никто, кроме здорового человеческого разума.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. В. П. АСТАФЬЕВА»

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

студентка 41 группы

Эссе

«Современная школа:

от традиций к инновациям»

Красноярск – 2009

«Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась»

Гордон Драйден.

Известно, что школа – источник знаний. Для одних он освежающий и живительный, для других – скучный и рутинный. Сколько людей, столько и мнений. Я приведу лишь одно из них.

Современная школа, на мой взгляд, представляет собой место взаимодействия разных личностей, к каждой из которых преподаватель должен найти индивидуальный подход. Ключом может стать общение на равных с учеником, интерес к преподаваемому предмету или просто личная симпатия со стороны учащихся и учителя. Я думаю, залогом к хорошему обучению сегодня служит момент успешности, позволяющий не только чувствовать себя комфортно в рамках уже имеющихся навыков, но и с охотой и уверенностью браться за что-то новое. Положительным в современной школе является обширная, но в то же время максимально упрощенная для понимания школьная программа, удобная для умственной работы обстановка и чередование работы с отдыхом. Также школа позволяет расширять кругозор учащихся в области искусства, овладевать иностранными языками и навыками трудового профессионального обучения, посредствам дополнительного образования . Благодаря этому ученики могут ярче проявить свои творческие способности и, возможно, развить их в будущем.


Самая заветная мечта шестилетнего или семилетнего ребёнка - пойти в первый класс, отстоять линейку в своём новом костюмчике, как у взрослых, понять, что у него теперь есть обязательства и радоваться им. Ведь школа - это "работа" детей. В первую очередь, думая о новой современной школе, нужно стремиться, чтобы она воплощала в себе тот дом, в котором происходит очень важное в жизни детей и подростков, тот дом, в котором учат не столько предметам, сколько жизни, надо учитывать, чтобы самые маленькие ученики не потеряли стремления ходить в школу и получать в ней знания и учиться общаться.

Такая школа - дом, в котором происходят удивительные, непредсказуемые и волшебные вещи, школа новых, современных технологий, школа, в которой всем учиться весело и интересно. Эта школа должна быть для всех вторым домом, а учителя вторыми, после родителей. В школе должны уделять внимание в первую очередь воспитанию честности, преданности, целеустремлённости, доброты, щедрости и честолюбия.

Сегодня все меняется. Инновации и традиции – взаимосоставляющие современной школы. Изменения – основа прогресса. Инновации – ключ к изменениям. Непрерывное совершенствование – естественная форма существования человеческой деятельности. Традиции или инновации…Теория или практика… Новое или старое… Ряд антонимов можно продолжать до бесконечности. Но постановка вопроса «Традиции или инновации: что важнее для нашей школы» является спорной. Инновации и традиции - два полюса мира образования. Они служат ориентиром в развитии педагогической науки и практики. Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять каждый раз, когда в нем отражаются новые лица.

Все больше педагогов-практиков приходят к убеждению: многое в судьбе народа и их самих от них же и зависит - от их самостоятельности, профессионализма, готовности к действию. Придет время спокойной эволюции, стабилизируется и взаимосвязь инноваций и традиций в педагогической науке и практике. Мы должны сохранить отечественные образовательные традиции, нашу культуру в целом, самобытность, менталитет и развиваться как великая держава. Россия развивает образование, учитывая свою самобытность, ведь, как говорил, «… нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив он не был…».

Традиция – это то, что не создано индивидом, не является продуктом его собственного творческого воображения, ассоциируется с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению. Понятие «инновация» относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Отличительным признаком инновации является воплощение их на практике.

Образовательные инновации и традиции взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Инновации никогда не появляются на голом месте – им помогает взрасти почва, возделанная усилиями лучших, в данном случае, образовательных, традиций.

Не вызывает сомнения беспредметность и беспочвенность споров о превалировании традиций и инноваций в российском образовании. Их взаимосвязь в развитии педагогической науки и практики необходима и неизбежна. Проблема в том, что эта связь редко бывает ровной и сбалансированной. В каждый конкретный отрезок времени мы можем наблюдать крен то в одну, то в другую сторону. Это, по-видимому, закономерно. Ведь и при ходьбе человек не опирается на обе ноги одновременно. Когда же он стоит на двух ногах - он именно стоит, а не идет. Если работает преимущественно одна из них, результатом будет хождение по кругу.


Перенося этот образ на ситуацию в образовании, можно сказать, что смещение акцентов в сторону инновационной педагогической реальности не служит препятствием движению вперед, а скорее является одной из его инвариантных характеристик. С другой стороны, прорыв в новое, связанный с игнорированием и разрушением «старого», приводит к отказу от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего. Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие положительного результата.

Современная школа, грамотно сочетающая в себе инновации и традиции образования, на мой взгляд, характеризуется следующим: в ней чисто, тепло, уютно, психологически комфортно, физически безопасно; в ней ученики обучены и воспитаны, а учителя профессионалы своего дела и добросовестны. В ней есть согласие по поводу общих целей между всеми ее обитателями – учениками, учителями, родителями и администрацией; в ней существует эмпатия, чуткость, такт, солидарность, сотрудничество, трудолюбие, ответственность, чувство долга; в ней культивируется высочайшее уважение всех ко всем, что выражается в общей радости за успех каждого, в упорной работе по созданию и поддержке школьных традиций; в ней обязательно есть всеобщая увлекательная идея, постоянная готовность педагогов (а значит, и учеников, и администрации, и родителей) к восприятию нового, полезного (новых, интересных форм работы, методов обучения).

Профессия учителя нелегка, не каждому по плечу такая ноша, но, если ты выбрал этот путь, ты должен стремиться к совершенству педагогического мастерства. Ты должен быть открыт для всего нового, но ни в коем случае не забывать о том, что проверено вековой педагогической практикой.

Мы, учителя, воспитываем детей своей личностью: своей внешностью, своим отношением к окружающим, своей оценкой происходящих событий, своей мудростью и любовью. Невольно мы сами формируем свой имидж, конечно же, ориентируясь на запросы детей и родителей. Педагогические исследования показывают неизменность таких требований со стороны детей как доброта, терпимость, любовь к детям, требовательность, справедливость, артистизм. Родители ценят в учителе образованность, эрудицию, педагогическое мастерство, любовь к профессии, уважение к людям, такт.

В основе имиджа лежит нравственная позиция педагога. У каждого учителя есть свое философское обоснование собственной деятельности. Мое педагогическое кредо: все делать профессионально, творчески и с любовью. Наблюдательность, стремление к действию, умение применять на практике полученные новые знания, чувство юмора помогают мне не только выживать, но и комфортно чувствовать себя в профессии.

Но главная составляющая имиджа учителя, по моему мнению, - его мудрость. Мудрый учитель никогда не придет к детям в дурном настроении, принеся с собой домашние проблемы и личные неурядицы. Мудрый учитель всегда найдет, за что похвалить ребенка, чтобы он стал успешным и уверенным в себе человеком. Мудрый учитель всегда несет радость общения, любовь и искорку счастья.

Нравится ли мне моя профессия? Ответ прост: моя работа – это, собственно, и не работа, а вся моя жизнь. Я осознала, что самый простой путь к тому, чтобы получать удовольствие от жизни – это получать удовольствие от того, что ты делаешь каждый день, и верить в мечту. «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты», я говорю себе это каждый раз, как сталкиваюсь с очередными трудностями. Это помогает мне преодолеть препятствия, улыбнуться и достичь своей цели, и ноша, которую я взвалила на свои плечи, совсем не тяготит меня.

Бояркин Олег Данилович

Эссе

«Современное образование, каким я его вижу».

« Много знаний нужных и важных,

но самое главное – как жить».

Л.Н.Толстой

Не зная как начать эту работу, я решил заглянуть в толковый словарь, дабы узнать, как им трактуется слово «образование», и был поражен сухостью и безжизненностью формулировки.

Образование – это приобретение систематизированных знаний и навыков в результате обучения.

И всё. То есть в рамках образования мы пытаемся создать личность которая потом, когда-нибудь, где-нибудь,якобы, себя реализует. Это ли образование? Традиционно человек с высшим образованием вообще, (а педагог – особенно) для обывателя в первую очередь отождествляется с такими качествами, как порядочность, честность, ответственность и тд. Но тогда как быть с коррумпированными чиновниками, «образованными» хамами, циничными врачами, да мало ли. Ведь они учились вместе с действительно достойными людьми, может и не получившими должного образования, но заслужившие уважение за дела и поступки.

Возникает вопрос: Почему учатся по одним учебникам, по одной программе, зачастую у одних учителей, а имеют такие разные моральные и жизненные позиции?

Когда мы говорим о целях образования, мы имеем ввиду - образовать. т.е. создать такого человека, который был бы полезен и необходим именно своим близким, своему народу, своему государству, а не хипповатое «дитя мира». А всегда ли наше образование направлено на это? На мой взгляд, проблема современного образования в том, что оно нацелено не на развитие или совершенствование каких-либо способностей, а на элементарное натаскивание на предмет будущей деятельности. Учитель же в этом случае по словам Л.Толстого «уподобляется плохому ваятелю, который вместо того чтобы отсекать и соскабливать лишнее, налепливает, раздувает, залепляет кидающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает. Это конечно ни для кого не открытие, большинство из нас это видят и понимают. Почему же это происходит? Попробуем разобраться.

Учителя, имеющие большой опыт работы в школе отмечают, что ярких, одаренных, с «божьей искрой» детей становится все меньше и меньше. Эти «искорки» покинув начальную школу, быстро становятся «как все», далее ЕНТ выглаживает всех окончательно, к тому же СМИ активно культивируют и агрессивно навязывают чуждую нам массовую культуру Запада со всеми её «прелестями», во главе, которой известный всем денежный символ. В итоге из школы выходят не «горячие сердца» готовые на подвиг ради своей страны, а инертные молодые люди, смутно представляющие свое будущее, но до тонкостей знающие «законы курятника», поэтому считающие эти «законы» нормой жизни. Почему так? Все просто. Мы живем в век научно-технического прогресса, где за всё нужно платить, в том числе и за блага цивилизации. Мы платим за них утратой Культуры и Духовности. Из истории мы знаем, что лучшие времена человечества связаны с расцветом культуры, а худшие с развитием цивилизации. Культура – это не только балет, музыка или живопись – это понятие рождает многообразие, предполагает многогранность и неповторимость личности, а цивилизация стремится к равенству, стандарту, унификации т.е культурному вырождению, даже ценности духовные оцениваются исключительно с материальной стороны. Эти «прелести» цивилизации пожинают теперь так называемые высокоразвитые страны. Вот интересная статистика собранная департаментом полиции и системой образования г. Фулертон, штат Калифорния, США.

Основные проблемы в школе:

Разговаривают на уроках, жуют жвачку, шумят, бегают по коридорам, не соблюдают очередей, одеваются не по правилам, сорят в классах.

Употребление наркотиков, употребление алкоголя, беременности, самоубийства, изнасилования, ограбления, избиения. Комментарии как говорится излишни.

А теперь скажите: стоит ли провалившиеся европейские и американские программы и стандарты насаждать на нашу культуру, на наш менталитет. А ведь это тоже составная часть современного образования.

Так какое должно быть образование?

Ёще в середине 19 века фундаментально занимаясь вопросами образования, великий Лев Толстой обращал внимание на то, что «педагоги способствуют развитию, а не гармонии развития», и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». На мой взгляд, нужно, прежде всего, создать программу, в которой все предметы были бы взаимосвязаны. Чтобы они не воспринимались отдельно друг от друга, а наоборот находили точки соприкосновения. Учебная программа должна представить наш окружающий мир цельным, не раздробленным на учебные дисциплины, потому что все предметы вышли из этого мира, а не какого-то другого. Каждый предмет должен иметь некий мостик, который переводил бы его от одного вида знаний к другому. Учитель же должен быть устремлен на созидание, «работа эта должна начинаться с самого раннего возраста, с азбуки и давать маленькому человеку высочайшие образцы нравственности. Ценный конечный продукт образования – ЧЕЛОВЕК. На первый взгляд задача архитрудная, но это только на первый взгляд.

Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно чтобы он учился охотно, для того чтобы он учился охотно, нужно:

Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.

Чтобы ученик не стыдился учителей или товарищей

Чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание.

Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями.

«Чтобы иметь сознание приносимой пользы нужно иметь одно качество, это же качество восполняет каждое искусство учительское, и каждое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретёт необходимые знания. Если учитель во время уроков не чувствовал ни минуты скуки - у него есть это качество. Качество это – есть Любовь». Эти простые и внятные советы учителю Лев Толстой написал в позапрошлом веке, их великая мудрость очевидна. Следование только простым указаниям из Толстовской азбуки, вооружит учителя многократно больше, чем современное педагогическое обучение.

Великие учителя человечества - Будда, Иисус, Мохаммед, Конфуций, Лао-Цзы указывают нам единый путь, который по-разному формулируется, но окончательная цель общая – создание гармоничной личности, т.е. совершенного человека. Вот выход из создавшегося положения, вернуться к вечным человеческим ценностям, но вместо этого в силу каких-то диких причин нам как панацею от всех болезней миллионными тиражами «втюхивают» этикетские заморочки Дейла Карнеги.

Несмотря на все трудности в наше время ещё есть возможность построить, тот универсальный фундамент в котором бы отражались особенности любой культуры, любого народа, наверное это и есть тот момент на который стоило бы обратить особое внимание. Образование, в конечном счете, должно опираться не на сеяную муку, не на злобу дня, а на нечто более весомое. Где-то вечное, где-то необходимое, но важнейшее что выработало человечество.