Ф фортунатов биография. Фортунатовское движение в языкознании

02 января 1848 - 20 сентября 1914

российский лингвист, профессор, член Российской академии наук

Биография

Родился в семье учителя; окончил Московский университет (1868), занимался диалектологической работой в Литве, стажировался в Германии (у Курциуса и Лескина) и Франции (у Бреаля). Магистерская диссертация (1875) посвящена анализу ведийского языка. С 1876 по 1902 - профессор по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков Московского университета, активно преподаёт, читает курсы индоевропеистики и общего языкознания. Почётный доктор (1884), член-корреспондент (1898), действительный член (1902) Российской академии наук; член ряда зарубежных академий и научных обществ. С 1902, в связи с избранием академиком, работает в Санкт-Петербурге, занимаясь исследовательской и издательской деятельностью.

Вклад в науку

В наследии Фортунатова выделяются две части: индоевропейские исследования и исследования по общей теории грамматики; в обе эти области он внёс существенный для своего времени вклад.

Индоевропейские исследования

Как индоевропеист Фортунатов был последователем приверженцев методологии и концепции младограмматиков, у виднейших представителей которых он учился в Германии; он может считаться первым крупным российским младограмматиком. Наиболее известны исследования Фортунатова в области индоарийской и балтославянской исторической фонетики, и в особенности балтославянской исторической акцентологии, которую он начал изучать один из первых. Его именем названы два звуковых закона: «закон Фортунатова», описывающий условия возникновения древнеиндийских ретрофлексных звуков, и известный «закон Фортунатова-де Соссюра» (независимо сформулированный также Ф. де Соссюром), относящийся к балтославянской исторической акцентологии и описывающий эволюцию одного из типов ударения в балтийских и славянских языках.

Теория грамматики

В ряде работ (но в основном в лекциях «московского» периода его деятельности) Фортунатовым были высказаны оригинальные теоретические взгляды по общей морфологии. Они касаются прежде всего таких понятий, как грамматическая форма, словоизменение, словообразование и формообразование, а также классификации частей речи. Фортунатов обратил внимание на различие грамматических и неграмматических значений и на особый характер выражения этих значений в языках флективного типа; к Фортунатову восходит также популярное в отечественной грамматической традиции противопоставление «словоизменения» и «формообразования», а также «синтаксических» и «несинтаксических» грамматических категорий (использовавшееся позднее в той или иной степени в исследованиях П. С. Кузнецова , Р. И. Аванесова , А. И. Смирницкого и др.). Он особенно подчёркивал роль морфологических (или «формальных» - откуда называние его школы) коррелятов языковых значений и, в частности, предложил нетрадиционную классификацию частей речи, основанную практически только на морфологических критериях.

При анализе взглядов Фортунатова следует учесть, что они не были сформулированы им в целостном виде и во многом реконструируются на основе анализа отдельных примеров и текстов лекций; не все работы Фортунатова опубликованы даже в настоящее время. С другой стороны, идеи Фортунатова, высказанные им на протяжении 25 лет преподавания, оказали значительное влияние на последующее поколение российский лингвистов и во многом подготовили почву для появления российского структурализма в лице

Фортунатов, Филипп Федорович

Выдающийся русский языковед, брат Ал. и Степ. Федоровичей Ф., профессор сравнительного языкознания в Московского университета и ординарный академик по отделению русского языка и словесности СПб. академии наук. Род. в 1848 г., учился в петрозаводской гимназии, в которой его отец был директором, и в Моск. унив., в котором окончил курс в 1868 г. В 1871 г. предпринял вместе с В. Ф. Миллером научное путешествие в Литву, результатом которого был ценный сборник литовских народных песен ("Известия Московского университета", 1872 г. и отд.). Вслед за этим он уехал в заграничную командировку, по возвращении из которой в 1875 г. защитил диссертацию на степень магистра, представлявшую издание древнеиндийского текста Sâmaveda Aranyaka Samhitâ с приложением "Нескольких страниц из сравнительной грамматики индоевропейских языков". Вскоре за сим он был избран в доценты Московского унив. В 1884 г. различные выдающиеся отдельные исследования его, доставившие ему известность в науке и за границей, снискали ему степень доктора сравнительного языкознания honoris causa, предложенную одновременно Киевским и Московским унив. В 1898 г. Ф. был избран в члены Академии наук, а в 1902 г., после 30-летней профессорской деятельности, оставил Москву и переселился в Петербург. Отличное знакомство со славянскими и балтийскими, или литовскими, языками характеризует все работы Ф., из которых особо выдающееся значение имеют исследования литво-славянского и индоевропейского ударения, пролагавшие пути в область, в то время еще нетронутую и получившую с тех пор громадную научную важность. Можно сказать, что в этой области Ф. является первым пионером и одним из основателей современного учения об индоевропейском ударении, родоначальником исследований Лескина, Гирта, Штрейтберга и других новейших акцентологов. К заслугам Фортунатова относится и то, что он первый в наших университетах начал читать курсы по литовскому языку, столь важному для сравнительного языкознания вообще и славянского в особенности. Кроме того, он читал и общие курсы по фонетике и морфологии индоевропейских языков, а также специальные по старославянскому и готскому языкам. По литовскому языку он напечатал несколько статей в "Beiträge zur vergl. Sprachforschung" Куна и Шлейхера, в "Beiträge zur Kunde der indogerm. Sprachen" Бецценбергера и в московском "Критическом обозрении". Кроме того, в 80-х и 90-х годах явился ряд его статей и рецензий в "Mittheilungen der litauischen litterarischen Gesellschaft", в геттингенских "Gelehrte Anzeigen" и в латыш. журнале "Austrums". В 1897 г. под его редакцией вышел первый выпуск "Литовского словаря А. Юшкевича", изданного Академией наук и составляющего в высшей степени ценное научное приобретение благодаря полноте и новизне материала. Фонетике санскрита посвящены: статья "L + dental im Altindischen" в "Beiträge" Беццейбергера (т. VI) и позднейшая работа о том же предмете "Индоевропейские плавные согласные в древнеиндийском языке", явившаяся в юбилейном сборнике в честь Ф. Е. Корша Хαριστήρια (1896). Немецкий перевод ее, сделанный проф. Сольмсеном, появился в "Zeitchrift für vergleich. Sprachforschung" Куна (т. XXXVI), где напечатан и другой интересный этюд Ф., "Ueber die schwache Stufe des urindogermanischen a-vokals". Главное значение в научной деятельности Ф. имеют его труды в области литво-славянской акцентологии, открывающиеся весьма ценной статьей "Zur vergleichenden Betonungslehre der lituslavischen Sprachen" в "Archiv für slavische Philologie" Ягича (т. IV, 1880 и т. XI). Здесь установлен ряд новых законов ударения и количества, давших отправную точку для исследований Лескина и др., высказаны важные замечания относительно русского полногласия и связи некоторых особенностей его с отношениями ударения и т. д. Дальнейшее развитие взглядов Ф. в этой области дает его исследование "Об ударении и долготе в балтийских языках. I. Ударение в прусском языке", явившееся в "Русском филолог. вестнике", 1895 (нем. перевод проф. Сольмсена в "Beiträge" Бецценбергера, т. XXII). Фонетика общеславянского и старославянского языков служила предметом интересных и во многом самобытных университетских курсов Ф. Издание этих лекций его (в "Известиях" Моск. унив.) давно уже начато (равно как немецкий перевод Бернекера, печатающийся в Лейпциге), но до сих пор они еще не обнародованы. Некоторые основные положения учения Ф. изложены им в его статье в "Архиве" Ягича (т. XI-XII): "Phonetische Bemerkungen veranlasst durch Miciosich"s Etymologisches Wörterbuch der Slavischen Sprachen", где он излагает свои взгляды на формы общеславянского языка, часто несогласные со взглядами Миклошича. Ценны и критические статьи Ф., часто излагающие и собственные взгляды критика на затронутые ее авторами вопросы. Таковы: отзыв о "Синтаксических исследованиях" А. В. Попова, талантливого, рано умершего ученика Потебни (в "Отчете о присуждении Уваровских премий", 1884), где находим ряд оригинальных гипотез Ф. о происхождении некоторых падежных окончаний индоевропейских языков, - и рецензия на сочинение ученика Ф., проф. Ульянова, "Значения глагольных основ в литовско-славянском языке" ("Отчеты о присуждении Ломоносовской премии", 1895). К ученикам Ф. принадлежат проф. Варшавского университета, ныне его ректор Г. К. Ульянов (см.), академик А. А. Шахматов, приват-доцент Московского унив. В. К. Поржезинский, В. Н. Щепкин, Яблонский и др. До некоторой степени учениками Ф. могут считаться профессора Казанского унив. Е. Ф. Будде и Одесского Б. М. Ляпунов. Из нерусских ученых, занимавшихся у Ф., назовем проф. Боннского унив. Сольмсена, проф. Гельсингфорсского унив. Миккола, доктора Бернекера и т. д. Среди современных лингвистов Ф. занимает совершенно самостоятельное и независимое положение. В начале своей научной деятельности он несколько отражал влияние геттингенской школы (Фик) и отчасти Шлейхера, но впоследствии совершенно эмансипировался от него и пошел своим оригинальным путем. Характерной особенностью метода Ф. является наклонность объяснять различные позднейшие фонетические особенности индоевропейских языков существованием соответствующих минимальных разниц уже в индоевропейском праязыке - прием, не составляющий исключительной особенности Ф. (на нем основаны гипотезы о двух и трех рядах заднеязычных согласных в индоевропейском праязыке Асколи-Фика-Шмидта, современное учение об индоевропейском вокализме и т. д.), но никем, вероятно, из лингвистов не применявшийся так широко и систематически. Фонетические гипотезы Ф. отличаются остроумием и сложностью комбинации, но страдают некоторой схематичностью и отвлеченностью, лишающими их иногда убедительности. Эта отвлеченность или метафизичность построений Ф. объясняется отсутствием у них надлежащей антропофонической, или звукофизиологической, основы. Вследствие этого у Ф. нередко решение известной фонетической проблемы только отодвигается в область праязыка, но не разрешается действительным образом, и таким образом трудность "wird verschoben, aber nicht gehoben". Важное научное значение трудовФ., впрочем, не колеблется этим недостатком, так как, несмотря на него, они в высшей степени возбуждают научную мысль и вызывают дальнейшую научную работу над затронутыми им вопросами.

С. Б-ч.

{Брокгауз}

Фортунатов, Филипп Федорович

(1848-1914) - русский языковед, профессор Московского ун-та, с 1898 - член Академии наук. Основоположник сравнительной грамматики индоевропейских языков в России, создатель "Московской лингвистической школы", в основном стоявшей на позициях младограмматизма, Ф. за свою 30-летнюю педагогическую деятельность создал крупную школу ученых не только русских, но и иностранных. Его ученики: акад. А. А. Шахматов, проф. Г. Ульянов, проф. В. Щепкин, проф. В. Поржезинский, акад. М. М. Покровский, проф. Д. Ушаков и др., а в Зап. Европе - проф. Буайе (Франция), проф. Бернекер и проф. Сольмсен (Германия) и мн. др. Первые работы Фортунатова были посвящены литовскому языку; затем он дал большое исследование по ведийской филологии и сравнительной индоевропейской грамматике (Sâ-maveda Aranyaka Samhitâ, M., 1875). Своими исследованиями по сравнительной фонетике и особенно по акцентологии, которой он положил начало своими открытиями первостепенного значения, Ф. приобрел мировую известность, какой не имел до него ни один русский лингвист. В конце 19 в. он был крупнейшим авторитетом индоевропейской лингвистики, в особенности в вопросах балтийского и славянского языкознания. В последнее десятилетие своей жизни Ф. много работал над научной грамматикой рус. языка, положив основы т. н. формального направления в ней, а также по вопросам метода и программ преподавания рус. языка в средней школе. Вместе с акад. Коршем он вел в Академии наук упорную борьбу с Я. Гротом за реформу орфографии. Ф. был редактором серии "Памятников старославянского языка", Литовско-русского словаря Юшкевича, Postula Даукши (литовского писателя 17 в.). Очень строгий к своим и чужим работам, "очень осторожный и добросовестный исследователь" (Шахматов), Фортунатов опубликовал мало работ, но оставил в языковедении большое наследство.

Перечень печатных трудов Ф. приложен к некрологу его (сост. А. А. Шахматовым) в "Известиях Академии наук", VI серия, П., 1914, № 14.

Важнейшая часть наследия Ф. - его многочисленные курсы лекций - сохранились только в литографированных изданиях; лишь после революции были напечатаны: Лекции по фонетике старославянского (церковно-славянского) языка, П., 1919; Краткий очерк сравнительной фонетики индоевропейских языков, П., 1922.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Фортунатов, Филипп Федорович" в других словарях:

    Русский языковед, индоевропеист и славист, академик Петербургской АН (1898). Окончил Московский университет (1868). Профессор Московского университета … Большая советская энциклопедия

    - (1848 1914) российский языковед, академик Петербургской АН (1898). Основоположник московской лингвистической школы, сыгравшей большую роль в развитии общего и сравнительно исторического языкознания, в изучении русского языка (история, морфология … Большой Энциклопедический словарь

    Фортунатов (Филипп Федорович) выдающийся русский языковед, брат Ал. и Степана Ф. Ф., профессор сравнительного языкознания в Московском университете и ординарный академик по отделению русского языка и словесности Санкт Петербургской Академии Наук … Биографический словарь

    Филипп Фёдорович Фортунатов (2 (14) января 1848, Вологда 20 сентября (3 октября) 1914, Косалма, под Петрозаводском) российский лингвист, профессор, член Российской академии наук (1902), основатель московской «формальной» (или «фортунатовской»)… … Википедия

    Выдающийся русский языковед, брат Ал. и Степ. Ф. Ф., профессор сравнительного языкознания в Моск. унив. и ординарный академик по отделению русского языка и словесности СПб. акд. наук. Род. в 1848 г., учился в петрозаводской гимназии, в которой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ФОРТУНАТОВ Филипп Федорович - , языковед, акад Пе терб АН (1898). Окончил ист. филол ф т Моек ун та (1868), проф. там же (с 1876). Основоположник моек, т.н. фортунатовской, лингвистич школы… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (1848 1914), языковед, академик Петербургской АН (1898). Основоположник московской лингвистической школы, сыгравшей большую роль в развитии общего и сравнительно исторического языкознания, в изучении русского языка (история, морфология,… … Энциклопедический словарь

    Филипп Фёдорович Фортунатов (2 (14) января 1848, Вологда 20 сентября (3 октября) 1914, Косалма, под Петрозаводском) российский лингвист, профессор, член Российской академии наук (1902), основатель московской «формальной» (или «фортунатовской»)… … Википедия

Выдающийся российский лингвист, славист, индоевропеист, профессор, член Российской академии наук (1902).

Филипп Федорович Фортунатов родился в городе . Отец Ф. Ф. Фортунатова был директором гимназии в , затем семья переехала в . Федор Фортунатов был известным педагогом, а братья Ф. Ф. Фортунатова стали известными специалистами в различных областях знания.

Гимназический курс Филипп Федорович проходил в , а по случаю переезда отца в , кончал гимназии в этом последнем городе. Так как для него важно было продолжать курс в гимназии с греческим языком, которому он начал учиться еще в , была выбрана Московская 2-я гимназия, по окончании которой в 1864 году для него раскрылись двери Московского университета.

Фортунатов обучался на историко-филологическом факультете Московского университета с 1864 по 1868 гг., где под влиянием Ф. И. Буслаева рано проявил интерес к сравнительному языкознанию. После сдачи магистерских экзаменов Фортунатов совершил длительную поездку в Литву для записи живой речи (1871), находился в зарубежной командировке, слушал лекции в университетах Тюбингена, Лейпцига, Парижа, Берлина, Лондона, (1871—1873), развивал вынесенное из общения с Буслаевым понимание языка как социального явления, глубоко изучал древнейшие индоевропейские языки и, прежде всего ведийские и санскритские тексты.

С 1902 года проживал в . Член Правления АН (1912), член и почетный член многих российских и зарубежных университетов. Научное наследие Фортунатова невелико по числу опубликованных работ, но огромно по содержанию. Он стал основоположником Московской лингвистической школы, к которой относились многие выдающиеся русские и зарубежные ученые (еще ее называют Московской формальной или Фортунатовской). В научном наследстве Фортунатова университетские курсы как систематическое изложение основных научных достижений его времени и его школы занимают особое место, но при жизни изданы не были. Важны также разборы трудов других ученых по праславянскому, балтийскому и индоевропейскому языкознанию, являющиеся образцовыми с точки зрения основ московской лингвистической школы.

На основе данных славянских и балтийских языков Фортунатов создал цельную синтаксическую теорию, из которой впоследствии исходили многие синтаксисты. Точность исследования Фортунатов искал в формализации описания, при этом значение звуковой формы слова преувеличивалось в ущерб форме грамматической, в свою очередь противопоставленной семантической структуре слов. В области синтаксиса и семантики Фортунатов оказал влияние на многих создателей современной лингвистической теории.

Уже ранние его работы представляют собой поиск новой научной теории. Фортунатов создавал свою теорию на тех же основах, что и другие русские теоретики-лингвисты (Потебня и Бодуэн де Куртенэ). Первоначально Фортунатов пользовался сравнительным методом. Это объяснялось материалом исследования (архаические и древние языки). Только в последние годы, после переезда в , Фортунатов обратился к сравнительно-историческим исследованиям; с этого времени его интересовала не однолинейная реконструкция праязыка, а исторические этапы последовательного изменения языков, в том числе и славян. В этом духе написаны его труды по праславянскому и старославянскому языкам. Тщательность исполнения и глубокая интуиция автора поразительны; его умение комбинировать, казалось бы, несопоставимые факты и тонкое проникновение в язык сквозь орфографические преграды древнего текста являются образцом до настоящего времени.

Одновременно Фортунатов стал основным редактором Отделения русского языка и словесности АН и занимался изданием старославянских памятников. Он сделал несколько конкретных открытий, которые легли в основу современной славистики и индоевропеистики, особенно в области фонетики и акцентологии (о слабой ступени чередования кратких индо-европейских гласных, о сочетании сонантов и др.). Учениками Фортунатова были десятки выдающихся российских и зарубежных лингвистов, а его научные идеи оказали огромное влияние на развитие российской и мировой лингвистики.

Изложено по: Фортунатов Ф. Ф. // Славяноведение в дореволюционной России. - М., 1979; Москва - Вологодчина: времен связующая нить. - Вологда, 2009.

Российский лингвист, славист, профессор Московского университета, академик РАН, основатель московской лингвистической школы, названной его именем («фортунатовская»). Происходил из семьи директора гимназии. В 1864 г. Фортунатов окончил 2-ю мужскую гимназию в Москве с серебряной медалью. Затем учился на историко-филологическом факультете Московского университета, где под влиянием Ф.И. Буслаева рано проявил интерес к сравнительному языкознанию. В 1868 г., окончив университетский курс первым кандидатом, Ф.Ф. Фортунатов был оставлен при кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков для приготовления к профессорскому званию. В 1871 г. он успешно сдал магистерский экзамен. В том же году началась и его научная деятельность - вместе с В.Ф. Миллером совершил длительную этнографическую экспедицию в Литву для изучения литовских говоров, результатом которой стало издание сборника литовских народных песен («Известия Московского университета», 1872 г. и отд.). 1 октября 1871 г. министерство отправило молодого магистранта за границу. В Тюбингене он под руководством лучшего в то время знатока вед профессора Рота занимался изучением «Ригведы» и «Авесты», в Лейпциге слушал ведущих младограмматиков Г. Курциуса и А. Лескина, в Париже - М. Бреаля, в Берлине - известных филологов Г. Вебера и Г. Эбеля, в Кенигсберге его занятия сосредоточивались в основном на изучении рукописей и старопечатных книг на литовском языке.

После возвращения в Москву в 1873 г. Ф.Ф. Фортунатов продолжил работу над диссертацией, которую успешно защитил 6 октября 1875 г. Это было первое в России исследование по сравнительной грамматике индоевропейских языков, представлявшую издание древнеиндийского текста Samaveda Aranyaka Samhita с научным приложением. Фортунатов был единогласно избран доцентом на вакантную кафедру сравнительной грамматики индоевропейских языков.

В 1884 г. различные отдельные исследования, отмеченные не только в России, но и заграницей, снискали ему степень доктора сравнительного языкознания honoris causa (т.е. без защиты докторской диссертации), предложенную одновременно Киевским и Московским университетом. В 1898 г. он был избран членом-корреспондентом, а в 1902 г. академиком Российской академии наук. После этого он оставил преподавание и переехал в Санкт-Петербург для работы в Отделении русского языка и словесности Академии наук. В последнее десятилетие своей жизни Фортунатов много работал над научной грамматикой русского языка, а также по вопросам метода и программ преподавания русского языка в средней школе. В 1904 г. он возглавлял Орфографическую комиссию при Академии наук, подготовившей принятую после 1917 г. реформу русского письма. Членами комиссии были также А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, Ф.Е. Корш, И.А. Бодуэн де Куртенэ, П.Н. Сакулин, Р.Ф. Брандт.

Ф.Ф. Фортунатов сыграл огромную роль в русской науке и как ученый, и как университетский преподаватель. Подготовив большую группу лингвистов (прежде всего славистов), он во многом способствовал тому, что русское и славянское языкознание, развившееся в России особенно в начале XX в., заняло в мировой славистике одно из почетных мест. Среди наиболее известных учеников Фортунатова можно назвать Г. К. Ульянова, академик А.А. Шахматова, В.К. Поржезинского, В.Н. Щепкина. Своими исследованиями по сравнительной фонетике и особенно по акцентологии, которой он положил начало своими открытиями первостепенного значения, Фортунатов приобрел мировую известность: был действительным членом Сербской королевской академии, почетным доктором университета Христиании (ныне Осло), почетным членом Литовского литературного общества.

За четверть века он прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам, но его творческое наследие состоит из нескольких десятков посвященных частным вопросам статей и рецензий, а также литографированных материалов для студентов. Создал систему преподавания лингвистических дисциплин в Московском университете, придавал большое значение теоретической подготовки выпускников (в отличие от традиционно практической подготовки в русских университетах). Первый ввел в университетский курс изучение многих древних и живых языков (спецкурсы по литовскому, готскому, санскриту). На основе данных славянских и балтийских языков создал цельную теорию, из которой впоследствии исходили многие синтаксисты. Два тома избранных трудов Ф.Ф. Фортунатова были изданы лишь после его смерти в 1956 г., а многие работы до сих пор остаются неопубликованными.

Сочинения:

Сравнительное языковедение. М., 1896.

О залогах русского глагола. Спб, 1899.

О происхождении глаголицы. СПб, 1903.

Состав Остромирова евангелия. Спб, 1908.

Избранные труды, т. I—II. М., 1956.

лингвист, академик Российской академии наук (1898) профессор сравнительного языкознания, ординарный академик по отделению русского языка и словесности Петербургской АН

Дата рождения: 02.01.1848
Место рождения: г.Вологда
Дата смерти: 20.09.1914
Место смерти: д.Косалма около Петрозаводска


(2.01.1848, Вологда – 20.09.1914, д.Косалма около Петрозаводска)

Выдающийся ученый-языковед, лингвист широкого профиля, высокоэрудированный в области общего и индоевропейского языкознания. Исследователь славянских, балтийских, греческого, латинского, древнеиндийского, готского, армянского, бактрийского языков, их основных разделов – фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса. Заместитель председателя Орфографической комиссии, председатель ее подкомиссии, подготовившей принятую после 1917 г. реформу русского письма.


Среди всех ученых старой России академик Л.В.Щерба выделял трех замечательных лингвистов-теоретиков – А.А.Потебню, Ф.Ф.Фортунатова и И.А.Бодуэна де Куртенэ. Каждый их них создал свое направление в науке, особую научную школу, самой крупной из них была школа Фортунатова. Помимо известных ученых России, ее учениками были представители Франции, Германии, Австрии, Румынии, Финляндии, Швеции, Норвегии и других стран. Идеи и достижения научной деятельности Ф.Ф.Фортунатова вывели российскую науку о языке на международный уровень, оказали заметное влияние на языкознание Европы. Фортунатов – член правления Академии наук, член и почетный член Московского, Петербургского, Одесского университетов, университета Христиании, член-корреспондент Сербской академии наук, член целого ряда обществ.

Учительская фамилия Фортунатовых в Вологде начинается с конца XVIII в. Будущий академик родился в семье инспектора губернской гимназии Федора Никитича и Юлии Алексеевны Фортунатовых шестым из семи детей (мать умерла в 1857 г., когда ее предпоследнему ребенку было 9 лет, а последнему, Алеше, один год). Это была необычайно одаренная семья. Отец в 20 лет окончил Петербургский университет, преподавал историю и статистику, писал статьи, был в центре литературной жизни Вологды, имел связи с известными деятелями литературы. Братья Степан Федорович и Алексей Федорович преподавали в московских вузах.

В 1852 г. семья Фортунатовых переехала в Петрозаводск в связи с переводом отца на должность директора народных училищ и местной гимназии. Начав в ней гимназический курс, Фортунатов окончил его во 2-й гимназии в Москве, куда переехал вместе с отцом, вышедшим в отставку в 1863 г.

С 1864 по 1868 г. Фортунатов учился на историко-филологическом факультете Московского университета, после окончания его получил степень кандидата и был оставлен при университете для приготовления к званию профессора по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков.

Научная деятельность Фортунатова началась в 1871 г., когда он вместе с В.Миллером выехал в Литву для изучения литовских говоров (в 1872 г. в «Известиях Московского университета» (№ 1–3) появилась работа «Литовские народные песни, собранные Ф.Фортунатовым и Всев.Миллером»), и продолжалась 43 года. Внимание к литовскому языку, защита его прав, по признанию председателя петроградского Литово-Жмудского общества, «способствовали национальному самосознанию литовского народа…» и оставили у литовцев благодарную память об ученом.

В 1871 г. после сдачи магистерских экзаменов Фортунатов на два года командируется за границу. Во Франции, Германии, Англии под руководством ведущих ученых он занимается изучением древнейших индоевропейских языков, изучает тексты древнеиндийских памятников.

В 1875 г. на основе собранного материала защищает магистерскую диссертацию, являющуюся первым в России исследованием по сравнительной грамматике индоевропейских языков, и избирается доцентом по соответствующей кафедре.

В 1884 г. без защиты диссертации по представлению Киевского и Московского университетов ему присуждается ученая степень доктора и он становится профессором кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков. В Московском университете он читает лекции по старославянскому и литовскому языкам, по общему языкознанию, сравнительной фонетике и морфологии индоевропейских языков, по древнеиндийскому литературному языку, ведет спецсеминары. Здесь под руководством Фортунатова возникла лингвистическая школа, которая принесла русскому языкознанию заслуженную славу.

В 1898 г. за работы, имевшие важное значение для развития языкознания, Ф.Ф.Фортунатов избирается в члены Академии наук по отделению русского языка. В 1902 г. уезжает в Петербург, где сосредоточивается на редактировании академических изданий. В 1904 г. возглавляет подкомиссию Орфографической комиссии. С 1912 г. он – член правления Академии наук.

С выдающимся талантом и высоким научным и преподавательским авторитетом сочетался благородный нравственный облик, основными личными качествами Филиппа Федоровича были правдивость и доброта, высокая гражданственность. Из-за огромной требовательности к себе и скромности свои мысли и высказывания ученый редко оформлял в виде печатных работ (исследователи насчитывают 34–35 печатных работ).

Умер Ф.Ф.Фортунатов скоропостижно на даче во время прогулки, похоронен, как он и завещал, на сельском кладбище у часовни.

Ф.Ф.Фортунатов проявил себя прежде всего как представитель сравнительно-исторического языкознания (возникшего и оформившегося в первой половине XIX в., успешно изучавшего происхождение и историю родственных, восходящих к одному праязыку, языков в их сходствах и различиях с помощью специально разработанных приемов). Он выдвинул ряд новых подходов к изучению языков, в частности указал на необходимость установления причинной зависимости языковых изменений, на связи сравнительно-исторических исследований и изучения истории отдельных языков: наука стремится узнать причину и связь явлений. Фортунатов утверждает иные представления об индоевропейском праязыке (к которому так или иначе восходят живые и мертвые языки одной из крупнейших семей Евразии): этот праязык не был примитивным, имел свою историю, постепенно распадался на диалекты, из которых с течением времени образовались отдельные языки. Фортунатов внес большой вклад в изучение звукового строя индоевропейского языка, его законов, эволюции, в описание его применительно к периоду распада, в установление праформ языковых единиц в древнеиндийском, греческом, латинском и славянских языках. Он уточнил генеалогическую (по родству) классификацию языков, был одним из создателей исторической акцентологии (науки об ударении). Особое значение имеет здесь открытый им закон передвижения ударения от начала к концу слова, отражающийся в славянских и балтийских языках. Выделил наиболее общие грамматические классы слов (отличные от известных нам частей речи), опираясь на строго формальный признак. Предпринятое Фортунатовым сравнительное и историческое изучение языков опирается на философские и общелингвистические положения его языковой концепции.

В области общего языкознания Фортунатов затронул ряд важных вопросов и предложил новые принципы изучения языка, выдвинул целый ряд оригинальных идей. Принципиально важным было требование установления причин и связей языковых явлений, что объективно направлено против распространенного в то время изучения отдельно взятых фактов – атомизма; было выдвинуто положение о связи истории языка с историей общества, указано на социальную сторону языка, рассматривались вопросы о неразрывной связи языка и мышления, о знаковом характере языка (язык – совокупность знаков для мысли и выражения мысли в речи и для выражения чувствований), о различении языка и речи, дано одно из определений слова.

Радикально новым и очень продуктивным был подход к языковым единицам от формы, если не устраняющий, то существенно ограничивающий субъективные решения при подходе от значения, оформившийся как формально-грамматическое направление, давшее одно из названий фортунатовской школе. Центральным в новой грамматической концепции было решение проблемы формы слова, близкое к современным представлениям. Подход от формы не означал отказа от значения, а принципиально предполагал наличие у слова и других единиц не просто значения, а именно грамматического значения. С другой стороны, недостаточное внимание к подходу от значения к форме не позволило увидеть полнее проблематику форм и частей речи в морфологии.

В области другого раздела грамматики – синтаксиса – принципиальным было выделение словосочетания как главной, вбирающей в себя предложение, синтаксической единицы. Это отвечало непрекращающимся поискам лингвистов собственно языковой единицы, отличной от логических и психологических единиц. Учение Фортунатова о словосочетании имело большое значение для выработки современных представлений об этой единице.

Основным недостатком общелингвистических взглядов, и в частности грамматической концепции ученого (как, впрочем, и многих других школ и концепций), с современных позиций был психологический подход – понимание языка как психического явления.

Велика роль Ф.Ф.Фортунатова как представителя подкомиссии в подготовке реформы графики и орфографии. В первом случае были устранены из алфавита буквы «фита», «ижица», «ять», а также написание «ъ» (ера) в конце слов (это была уже вторая, после Петра I, реформа графики), во втором случае были упорядочены и упрощены правила правописания (это была первая и пока единственная реформа орфографии). Известный русский языковед В.И.Чернышев писал: «…Несомненный практический успех реформы, ее удобоприложимость зависели от ее научной обоснованности, от строгой продуманности и четкой формулировки ее основных положений и деталей, от всестороннего обсуждения проектов реформы людьми науки и школьной практики».

В педагогической концепции Фортунатова следует выделить требование общелингвистической научной подготовки студентов (в отличие от традиционно практической подготовки в университетах), выработки сознательного отношения к фактам языка. В низших классах учащиеся должны идти не от грамматической теории, а от наблюдений под руководством учителей к открытиям тех или иных явлений родного языка, в старших классах надо сосредоточиться на понимании грамматических явлений и на этой основе добиваться развития мыслительных способностей у учащихся.

Труды: Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. – Т. 1–2. – М., 1956–1957.


Литература:

Поржезинский В.К. Филипп Федорович Фортунатов. – М., 1914;

Шахматов А.А. Филипп Федорович Фортунатов. Некролог // Известия АН. – VI серия. – 1914. – № 14;

Щерба Л.В. Фортунатов и история науки о языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 1964;

Колесов В.В. Филипп Федорович Фортунатов // Славяноведение в дореволюционной России. – М., 1979. – С. 344–346;

Смирнов С.В. Отечественные философы-слависты середины XVIII – начала XX в. – М., 2001. – С. 240–250;

Чемоданов Н.С. Сравнительное языкознание в России. – М., 1956. – С. 58–77;

Чернышев В.И. Ф.Ф.Фортунатов и А.А.Шахматов – реформаторы русского правописания // Чернышев В.И. Избранные труды. – Т. 2. – М., 1970;

Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России. Конец XIX – начало XX в. – М., 1968. – С. 84–99;

Толкачев А.И. Ф.Ф.Фортунатов // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1964. – Т. XXIII. – Вып. 5.