Факты о голосе человека. Интересные факты о человеческом голосе

  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Смеемся мы или плачем, радуемся или печалимся, без него никак не обойтись. Нежный, звучный, металлический, мягкий, вкрадчивый, властный, ласковый и Бог знает какой еще — голос озвучивает все мыслимые человеческие эмоции и состояния. Сам голос нередко оказывается убедительнее произносимых им слов. Энергия звуков помогает не самым красноречивым говорунам настоять на своем и победить враждебность и агрессию оппонентов.
    « »

    То, каким голосом будет говорить человек, во многом зависит от матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, младенец уже в раннем возрасте принимает за своеобразный эталон. Сейчас будущим матерям всерьез предлагают начинать занятия с ребенком еще до его рождения — разговаривать, петь песни и заводить ему музыку. Западные умельцы изобрели даже специальные бандажи для беременных с мини-колонками.
    « »

    Крик новорожденного, по большому счету, мало чем отличается от «голоса» его дальнего родственника — только что родившегося примата. Потом, в течение первых месяцев жизни, младенец проходит семимильными шагами путь многих поколений своих предков. Уже в 3-4 месяца он вовсю пользуется голосом — лепечет, гулит, агукает, прежде всего подражая матери.
    Девочки «обретают голос» раньше мальчиков и пользуются им с куда большей охотой, чем представители сильного пола, не упускающие случая упрекнуть милых дам в болтливости. По одной из антропологических теорий, именно женщине человечество обязано развитием голосового аппарата. При этом ученые ссылаются на древнюю тетеньку возрастом 200 тысяч лет, у которой откопавшие ее археологи якобы обнаружили следы соответствующих генных мутаций. Мутации такой давности — дело, конечно, темное. Одно несомненно — за прошедшие тысячелетия многие прапрапра...внучки древней болтушки научились наповал сражать своими нежными голосами нынешних «охотников на мамонтов».

    Тоновый диапазон человеческого голоса — от самого низкого до самого высокого его звука — обычно располагается в пределах от 64 до 1300 герц, причем разговорный, «бытовой» голос занимает примерно одну десятую этой шкалы. Не густо... Голоса певцов намного «больше».
    « »
    Мужские голоса обычно помещаются в двух с половиной октавах, женские — иногда выходят за пределы трех. Верхним пределом голосистых оперных примадонн принято считать фа третьей октавы в арии Царицы ночи из моцартовской «Волшебной флейты».
    « »
    Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют в децибелах. Для примера: интимный шепоток — это 30 децибел, а гневный окрик — 60. У оперных вокалистов сила звука доходит до 110-130 децибел, иначе они никогда не перекрыли бы многолюдный оркестр. Совсем рядом — сирена «скорой» и рев движков самолета (100-120 дБ). Тембр — особая, индивидуальная окраска голоса, зависящая от обертонов. Обертоны можно сравнить с цветовыми оттенками в живописи. У каждого голоса — свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток, чем-то похожий на дактилоскопический оттиск. Кстати, во многих странах аудиозапись признают полноценной уликой и считают одним из способов идентификации человека.

    Только для мужских ушей!

    Банальная фраза о том, что мужчины любят глазами, явно искажает действительность. Истории известны многочисленные примеры того, как эти исключительно «глазастые» существа влюблялись ушами. Иногда — в поющий голос, как в случае с великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым, положившим всю свою жизнь к ногам певицы Полины Виардо. Но гораздо чаще — в обычный разговорный голос, и в телефонной трубке, и в жизни.
    « »
    Кстати, сексуальная слава легендарной Клеопатры во многом была связана с ее божественно-эротичным голосом. Когда царица хотела потрясти воображение какого-нибудь свежеприбывшего кавалера, она не спешила появиться перед ним во всей красе и начинала беседу из-за занавески. Голос этой сирены сводил с ума и создавал особую ауру необыкновенно привлекательной женщины. Голос для женщины — не менее сильное оружие, чем престижная одежда или дорогая косметика. Главное — не выходить из задуманного образа. Жизнерадостной барышне подойдет звонкий «колокольчик», а бизнес-леди требуется что-то более сильное и густое. Далеко не всем женским голосам присуща особая сексуальная притягательность.
    « »
    На Западе довольно много школ для непрофессионалов, где учат быть обольстительными самых обычных женщин, в том числе делая более сексуальными их голоса (значит, не все так безнадежно с голосом, которым наделила нас природа?). «Курс голоса» в таких школах — самый дорогостоящий, ведь преподают его дипломированные мастера сценической речи. Говорят, на Ближнем Востоке в мусульманских странах в страшном подполье работают свои женские школы. Первым и главным предметом в них идет тренинг мышц влагалища, а вторым — обучение владению голосом.
    « »
    Профессионалы говорят, что самым что ни на есть певческим состоянием можно считать обыкновенный... зевок. Если зевнуть всласть, можно почувствовать, как язык распластывается, мягкое небо высоко поднимается, а гортань, наоборот, опускается. «Во рту — как в церкви, — говорит Вдовин, — а в церкви под высоким куполом, как известно, хорошая акустика». Теперь, выстроив акустику во рту, попробуй что-нибудь сказать или спеть «на зевке» — ты получишь некоторое представление о том, как извлекают звуки сладкоголосые профи.
    Говорят, что в последнее время настоящие большие голоса стали встречаться все реже и реже. Виновата, скорее всего, проклятая урбанизация — где, спрашивается, петь во весь голос современному горожанину, который и голос-то повысить боится? А ведь пение — это художественно оформленный крик.
    « »
    Народные рецепты для голоса вроде коктейля из яиц — чепуха на постном масле. Хотя каждый вокалист мудрит по-своему: один не ест творога перед концертом, другой — на дух не переносит винограда перед спектаклем. Конечно, голос надо беречь, как любой дар Божий. Научные рецепты по его сохранению напоминают советы пекущимся о своей красоте: высыпаться, не злоупотреблять острым, сладким, соленым, никотином и алкоголем, соблюдать режим и не забывать о чувстве меры. Тогда никакие особые лекарства и не потребуются — пой и говори на здоровье.

    Кто-то однажды назвал голос «вторым лицом», и действительно голос может рассказать о человеке также много, как и лицо. Ваш голос способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно себя чувствуете, откуда вы родом, какое получили образование, насколько легко подчиняетесь давлению окружающих. В общем, голос способен раскрыть всю психологическую историю личности.

    В старой Италии в паспорте (в числе прочих примет человека) указывался и тембр его голоса. Считалось, что тембр голоса является природным свойством человека и его изменить нельзя.
    ____________________________________________________

    Американские ученые решили выяснить зависимость сексуальности человека от тембра его голоса. Они записали голоса мужчин и женщин и попросили жюри оценить их привлекательность. Выяснилось, что наиболее красивые голоса принадлежат людям, которые начали свою сексуальную жизнь раньше других.
    ____________________________________________________

    Голос — визитная карточка человека, именно поэтому в крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы на голос владельца. Чуть какой-то тон отклонился в сторону и заветная дверца ни за что не откроется. Так что пародисты могут не беспокоиться о чужих ценностях, тонкая техника распознает их обязательно.
    ____________________________________________________

    Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины. Кстати, статистика подтверждает влияние голоса на успех у противоположного пола. Вы наверняка отмечали возникновение романтических мыслей, общаясь по телефону с незнакомым мужчиной, обладающим приятным тембром голоса.
    ____________________________________________________

    Женщины, работающие в мужском коллективе, начинают говорить более низким голосом, причем это происходит неосознанно.
    ____________________________________________________

    Считается, что голос часто не совпадает в представлениях человека с внешностью. Но в наше время эксперты практически безошибочно определяют по голосу: пол, рост, вес и возраст невидимого собеседника. До чего дошёл прогресс!
    ____________________________________________________

    Оказывается, женщины испытывают возбуждение от звуков собственного голоса. Как следствие, им намного проще выразить свои эмоции, чем мужчинам. Женщины говорят почти в 2 раза больше мужчин. Каждый день женщина произносит в среднем 20 тыс. слов, а мужчина около 7 тыс.
    ____________________________________________________

    Исследования американских ученых показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.
    ____________________________________________________

    Психологи выявили основные реакции человека на различные высоты и тембра голоса собеседника:
    Высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с неопытностью. По статистике, женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение, чем выше голос, тем ниже должность. Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного.
    ____________________________________________________

    Низкий голос возникает из-за повышенного содержания мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким, грудным голосом, кажется мужчинам, более сексуальной.
    ____________________________________________________

    «Золотой голос России» Николай Басков стал первым представителем российского шоу-бизнеса, кто застраховал свой голос. Если Басков потеряет свой голос, то страховая компания выплатит ему 2 млн. долларов. Кстати, первой в мире застраховала свой голос легендарная певица Марлен Дитрих.
    ____________________________________________________

    Однажды, в специальной лаборатории был проведён тест. Слушатели должны были по голосу (который произносил одну и ту же фразу, но с разными интонациями) определить возраст говорящего. Так вот, эмоции гнева и страха делали возраст максимальным, а эмоции радости привели к минимальным оценкам. Разница в оценке одного и того же голоса достигала иногда 10 лет. Вывод: Людям, желающим выглядеть моложе, нужно говорить максимально радостно и доброжелательно.
    ____________________________________________________

    Недавно японским ученым удалось воссоздать голос Моны Лизы. Для того, чтобы смоделировать голос, ученым пришлось изучить строение костей лица женщины по ее всемирно известному портрету. Затем эти данные были оцифрованы и помещены в компьютер. Выяснилось, что у Джаконды был низкий спокойный голос.
    ____________________________________________________

    ____________________________________________________

    Кошка реагирует лучше на женщин, чем на мужчин, потому, что женский голос выше по тональности, чем мужской.
    ____________________________________________________

    Голоса Николай Фоменко, Дмитрия Харатьяна, Эммануила Виторгана и Вячеслава Невинного используются в компьютерных играх. Голосами актёров говорят герои стрелялок и бродилок.
    ____________________________________________________

    Совет для тех, кто хочет улучшить свой голос: Улучшает звучание голоса занятие пением. Оставшись в квартире наедине с собой и домашними заботами, попробуйте что-нибудь достаточно громко спеть. Надувайте воздушные шарики — это очень укрепляет дыхательную систему.
    ____________________________________________________

    Тина Тёрнер, королева рок-н-ролла, застраховала свой голос на 3 миллиона 200 тыс. долларов. Кстати, Тина Тернер на сцене уже около 47-ми лет (в пору попасть в книгу рекордов Гиннеса).
    ____________________________________________________

    Профессиональная болезнь музыкантов — это голосовые связки. Дело в том, что играя на инструменте они инстинктивно проигрывают мелодию на связках.
    ____________________________________________________

    Совет для тех, кто хочет улучшить свой голос: Разнообразьте речь интонациями, особенно если Вы склонны подавать информацию «на одной ноте». Несколько раз прочитайте вслух небольшой отрезок текста (лучше всего стихотворение), с каждым новым прочтением наполняя его новыми интонациями.

    Открытие, которое сделали представители Королевского общества садоводов, удивительно, поскольку оно является свидетельством того, что растения слышат голос человека, реагируют на него и от общения со своим хозяином лучше растут!

    Данные выводы исследователи сделали после длительных наблюдений за темпом роста побегов томата, с которыми разговаривали. В ходе них оказалось, что если говорить с растениями нежным, приятным и доброжелательным тоном, то они начинают расти быстрее.

    Причем, как выяснилось, женский голос в контакте с растением, действует на его рост более заметно, нежели мужской. Так, если с растениями регулярно ласково разговаривает женщина, то за 30 дней ростки становятся выше на 5 см. Если она дополнительно к разговору ещё и напевает, то растения вытягиваются в длину ещё стремительнее.

    «Почему так происходит, мы не знаем, - говорят учёные. - Возможно, дело в звуковых волнах, которые способны оказывать на растения такое же влияние, как вода или свет».

    Когда кого-нибудь просят определить, сексуален другой человек или нет, большинство людей полагаются на то, как тот выглядит. Теперь, согласно результатам нового исследования, оказалось, что судить о привлекательности человека можно и по голосу.

    Исследование, проведенное Сьюзан Хагис, психологом Олбрайт Колледжа из г. Ридинг, Пенсильвания, показывает, что люди, обладающие сексуальными и привлекательными голосами, при более детальном рассмотрении имеют более пропорциональное телосложение.

    «То, как человек «звучит», дает значительный объем биологической информации», — цитирует Хагис «Живая Наука». «Это может свидетельствовать о том, насколько человек ценен в качестве партнера», — добавляет она. Исследование предупреждает, что наличие привлекательного голоса совсем не означает, что у человека привлекательное лицо. Говоря научным языком в терминах эволюции, при выборе партнера в дикой природе соразмерное и пропорциональное тело является генетически значимым фактором. Однако порой изменения, происходящие в период внутриутробного развития, могут слегка нарушить этот баланс. Например, соотношение длин указательного и безымянного пальца, известное как пальцевый индекс (digit ratio), определяется к третьему триместру, в течение которого завершается развитие голосовых связок и гортани.

    Если прилив гормонов, влияющих на развитие голоса, также влияет и на рост пальцев, то между голосом и пальцевым индексом должна быть связь. В своей предыдущей работе Хагис не смогла продемонстрировать связь между привлекательностью голоса и пальцевым индексом, возможно, из-за мутации голоса, происходящей в период полового созревания.

    Поэтому в новом исследовании уже около ста человек прослушивали предварительно сделанные записи и независимо друг от друга оценивали свойства голосов по девяти параметрам, важным при выборе партнёра: влиятельность, доминирование, здоровье, правдивость, интеллигентность, способность назначить свидание, вероятность обрести зрелость, сексуальность и сердечность.

    Мнения участников этого исследования относительно того, что именно делало голос привлекательным, обычно были довольно близкими. Но когда для анализа различных акустических особенностей голосов, — таких как высота тона, насыщенность, тревожность и мерцательность, — Хагис воспользовалась спектрограммой, то не смогла найти общего для них свойства, которое определяло бы их привлекательность. Она сказала: «Это говорит о том, что наша система восприятия, возможно, более развита, чем ожидалось».

    Если ты улыбаешься мне по телефону я почувствую

    С помощью нашего голоса мы, разговаривая по телефону с собеседником, способны передать ему всю гамму переживаемых чувств и палитру настроений, - в этом уверены психологи, тренеры личностного роста и все, чья профессия связана с постоянным общением. «Улыбку человека, голос которого мы слышим в телефонной трубке, мы улавливаем моментально, даже если лично мы с ним не знакомы и не знаем, как он выглядит. Сила улыбки настолько велика, что она изменяет не только голос, манеру говорить, но она также благотворно действует на нашего собеседника, и от его первоначального беспокойства и напряженности не остается и следа», - считает журналист итальянского портала о здоровом образе жизни «Танта Салуте» Джулиано, освещающий новости психологии.

    Эми Драгота, исследовательница кафедры здравоохранения и социальной работы при Портсмутском Университете полагает, что различные типы информации, посылаемые нам во время телефонного разговора, на подсознательном уровне помогают нам правильно интерпретировать все то, что мы слышим.

    Автор исследования провела интересный эксперимент, в ходе которого нескольким добровольцам было предложено, улыбаясь, отвечать на все вопросы одной и той же фразой: «Да, я делаю так летом!». При этом вопросы были разными, например, «Ты греешься на солнышке?» или «Ты когда-нибудь плавал в бассейне без купального костюма?», - и таких вопросов было немало. Чем абсурднее они казались, тем быстрее у респондентов уходила зажатость, и их улыбка становилась искренней и естественной.

    Более того, другой группе добровольцев вскоре было предложено прослушать в записи это интервью и классифицировать тип улыбки. Примечательно, что, анализируя записанные голоса и не видя респондентов в лицо, это группа добровольцев безошибочно определила, когда улыбка естественна, когда она наигранна, и когда она вовсе отсутствует.

    Данное исследование вызвало широкий отклик у читателей портала, которые в многочисленных отзывах писали о «терапевтическом» воздействии голоса на наше окружение, особенно когда мы улыбаемся. Более того, результаты этого эксперимента стали учитывать производители электронных игр, телефонов со встроенным автоответчиком и прочих приспособлений, в которых раньше использовались синтетические голоса.

    Красота и вокал

    Красота - это хорошее психофизиологическое состояние всего организма, что как раз достигается в процессе пения.

    Правильное вокальное дыхание способствует хорошей вентиляции легких, уменьшению застоя крови в сосудах, лучшему насыщению ее кислородом. Это нормализует работу всех внутренних органов, что благотворно влияет на цвет лица и тонус кожи.

    Постоянная работа брюшного пресса при правильном пении способствует укреплению и тренировке мышц живота, не давая им распуститься и ослабеть, что позволяет сохранять хорошую фигуру. «Вокальная постановка» корпуса предполагает ровную линию спины, горделивый разворот плеч, красивую посадку головы. Каждый урок - это эмоциональный подъем от ощущения себя на сцене, в центре внимания, что вызывает прилив энергии, который способствует повышению иммунитета и обновлению всего организма. Умение красиво держать руки и жестикулировать тоже вырабатывается во время занятий вокалом.

    Хочется особое внимание уделить влиянию пения на мышцы лица. Благодаря постоянной тренировке, они надолго сохраняют свой тонус, не поддаваясь возрастным изменениям. Необходимость постоянного участия лицевых мышц в формировании высокой певческой позиции, не дает лицу принять угрюмое, уставшее выражение, которое с возрастом появляется у многих. Даже у пожилых вокалистов одухотворенное и светлое выражение лица делает его моложе и красивее. Состояние творческого подъема надолго сохраняет молодой блеск в глазах, ясность и глубину взгляда.

    В процессе постижения искусства вокала, формируются такие полезные для жизни качества, как умение управлять своими эмоциями - «властвовать собой», достойно держаться в обществе, не поддаваться депрессии.

    Вокал - это радостное ощущение молодости в любом возрасте!

    Хотите узнать, действительно ли употребление сырых яиц помогают пению, какой голос был у Моны Лизы, какой рецепт использовал Фёдор Шаляпин для улучшения голоса, какие ошибки чаще всего допускают начинающие вокалисты? Рассмотрим интересные факты о голосе и пении: вы даже не представляете, сколько секретов таит наш голосовой аппарат.

    Не только отпечатки пальцев, зубов и форма ушей уникальны у каждого человека: голос тоже можно считать визитной карточкой

    Крупные мировые банки уже давно используют эту особенность в системе безопасности вкладов – для доступа к средствам надо предъявить не только документы, но и пройти процедуру голосовой идентификации.

    Хотите, чтобы ваш голос звучал лучше? Тогда уделите пристальное внимание своей осанке. Это благотворно отразится не только на вашем внешнем виде, походке и уверенности, но позволит речи звучать более свободно, легко, т.к. органы дыхательной системы расположены правильно. Старайтесь всегда дышать спокойно и, преимущественно, животом (а не грудью).

    Если вы только начали заниматься вокалом, старайтесь не допускать некоторых ошибок

    Наиболее распространённые из них: стремление часто менять педагогов, потому что через пару занятий что-то в нём не понравилось; желание добиться наилучшего результата и развить свой диапазон за короткие сроки; петь самостоятельно дома. Последняя ошибка кажется странной: что вредного в том, что человек будет петь дома? Педагог даст вам строгие рекомендации, так сказать, будет постепенно настраивать голосовой аппарат, а без его руководства на начальном этапе обучения петь вы будете неправильно. Пройдёт время и юному вокалисту дадут и домашние упражнения для самостоятельного изучения.

    Природные задатки – это хорошо, но научиться петь можно и без них (правда дольше и с бОльшими усилиями). Любой может научиться петь, для этого надо подобрать собственный стиль, репертуар и изучить технику. Мечтаете научиться петь? Сделайте первый шаг – запишитесь на занятия: например, можно взять уроки вокала в Москве или других городах, найти хорошего педагога и т.д.

    Все слышали о том, что перед пением хорошо выпить сырое яйцо. Правда это или миф?

    Сырые яйца являются очень полезным продуктом для голосовых связок. Желток содержит лютеин – сильный антиоксидант, благотворно воздействующее на голосовые связки; после употребления яиц они смазываются и голос звучит лучше. Но не увлекайтесь куриными яйцами – в них может содержаться сальмонеллы – лучше пить перепелиные!

    Фёдор Шаляпин использовал такой рецепт: смешать два желтка с 2 ч.л. сахара до белого цвета, отдельно взбить белки до устойчивых пиков. В желтки добавить 1 столовую ложку коньяка и потом быстро добавить в них и взбить белки. Вот такое блюдо употреблял перед выступлениями великий певец.

    Высота голоса у человека напрямую связана с содержанием половых гормонов в крови

    Чем ниже голос – тем больше мужских половых гормонов. Но есть такая интересная особенность: женщины, которым приходится работать в мужском коллективе, сами того не замечая, со временем начинают говорить более низким голосом.

    Когда пение – это и профессия, и призвание, то впору позаботиться о сохранности своего драгоценного голоса. Поэтому его страхуют, как и жизнь, и части тела. Тина Тёрнер застраховала голос на 3 200 000 долларов, а российский певец Витас – на 2 500 000 долларов.

    В ходе исследований японские учёные сделали открытие, касающееся голоса Мона Лизы . Как можно это выяснить по картине? Они изучили черты лица, примерное расположение костей и т.д. Все данные с помощью компьютерного моделирования были преобразованы в речь. По результатам исследования у всемирно известной Джаконды был низкий спокойный голос.

    Читайте о других интересных фактах обо всём на свете на нашем сайте!

    Поделюсь с вами интересными фактами о вокале . Вокал – вокалом, но что нам вообще известно о голосе?

    Голос является одной из уникальных характеристик человека. В некоторых странах раньше даже указывали тембр голоса в документах человека. По тембру голоса человека можно сказать о его эмоциональном состоянии, умении общаться с окружающими.

    В зависимости от высоты голоса, ассоциируемый с ним возраст может варьироваться в диапазоне 10 лет. Когда вы испытываете , тон вашего голоса повышается. Если же ваше эмоциональное состояние пассивное или отрицательное, тембр вашего голоса будет понижаться. Зная это, вы можете регулировать восприятие себя окружающими, если хотите выглядеть старше или моложе.

    Кстати, если говорить о восприятии вас окружающими людьми, то высокий голос ассоциируется с неопытностью, а низкий наоборот. По этой причине люди с более низким тембром куда чаще, по статистике, занимают высокие посты и должности. Поэтому если вы хотите продвинуться по карьерной лестнице, рекомендуется постараться придать своему голосу более низкий тембр.

    На ваш голос влияет не только ваше настроение и возраст, но и окружающая вас среда . Если вы постоянно общаетесь с мужчинами (например, работаете в мужском коллективе), и вы женщина, то тембр вашего голоса будет постепенно понижаться, как бы подстраиваясь под окружающую обстановку. Таким образом, вы приспосабливаетесь и «маскируетесь».

    По мнению некоторых ученых голос является неповторимым, и его изменить невозможно. Именно поэтому во время рассмотрения юридических вопросов во многих странах запись голоса является неопровержимым доказательством, которое не поддается подделке. Такое практикуется в странах Европы и США.

    Кстати, если говорить о подделке голоса, то интересно знать факт о том, что в Японии смогли воспроизвести голос Джоконды, основываясь на строении ее костей. Оказалось, что у Моны Лизы был спокойный голос низкого тембра. Конечно, по всеобщему мнению, голос часто не совпадает с внешностью, и когда мы пытаемся представить человека, ориентируясь только на его голос, мы нередко ошибаемся. Но, как я уже говорила ранее, на тембр вашего голоса влияет множество факторов (здоровье, настроение, возраст, окружающая среда).

    Также известно много интересных фактов о страховании голоса. В числе застраховавших свой голос присутствует — первый, кто застраховал свой голос на Российской эстраде. Его страховка составляет 2 миллиона долларов. Застрахован и голос Витаса — уже на 2,5 миллиона долларов. Из мировых звезд первой застраховавшей свой голос была Марлен Дитрих. Не поскупилась на страхование своего голоса и известная рок-певица Тина Тернер, самое долгое время поющая на эстраде, получающая по страховому случаю сумму размером до 3,2 миллионов долларов.

    Думаю, всем будут интересны факты о мужских и женских голосах. Например, звучат голоса людей, которые раньше вступили в сексуальную связь.

    Человеческий голос - это поразительный инструмент. С его помощью можно расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Но далеко не все возможности голоса нам известны… Развитие голоса. В этой небольшой статье я сделал подборку любопытных фактов, которые прольют свет на скрытые возможности голоса и помогут вам использовать те выгоды, которые предоставляет мастерское владение своим голосом. Начнем? 1. Согласно Книге рекордов Гиннеса самый громкий голос принадлежит жительнице Великобритании Джилл Дрейк. Она способна кричать с громкостью в 129 децибел - это громче любого рок-концерта и отбойного молотка, и лишь на 10 децибел тише мотора реактивного самолета. 2. Высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью и неопытностью. Исследования показывают, что людей с таким голосом редко назначают на руководящие должности. Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: они воспринимаются как самодостаточные, уверенные в себе профессионалы. 3. Оказывается, каждый двадцать пятый человек регулярно слышит в своей голове чужие голоса. Причем для некоторых голоса в голове оказывают положительное влияние на жизнь, вдохновляют и мотивируют их. Например, Жанна д’Арк не только слышала в своей голове голос архангела Михаила, но и разговаривала с ним. 4. В крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы на голос владельца. Чуть какой-то тон отклонился в сторону, и заветная дверца ни за что не откроется. 5. Интересно, что женщины испытывают возбуждение от звуков собственного голоса. При этом каждый день женщина произносит в среднем 20 тысяч слов, а мужчина - около 7 тысяч слов. 6. Кошки лучше реагируют на женщин, чем на мужчин. Причина заключается в том, что женский голос выше по тональности, чем мужской. 7. Пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней. 8. При этом пение и речь задействуют разные участки мозга. Именно потому некоторые люди, пережившие инсульт, теряют способность говорить, но все еще могут петь. 9. Учеными проведен интересный эксперимент. Слушатели должны были по голосу определить возраст человека, скрытого за шторкой (тот произносил одну и ту же фразу, но с разными интонациями). Так вот, эмоции гнева и страха вели к тому, что слушатели приписывали человеку за шторкой больший возраст, чем он имел, а эмоции радости вели к сокращению возраста соответственно. Разница в оценке одного и того же человека достигала 10 лет. Вывод: людям, желающим выглядеть моложе своих лет, стоит транслировать радость и доброжелательность во время общения. 10. Чем ниже голос мужчины, тем сильнее и надежнее он выглядит в глазах женщин, и тем большим успехом он пользуется у противоположного пола. И это работает даже во время обычного разговора по телефону! Совет для тех, кто хочет улучшить свой голос: следите за осанкой – при хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет голосу быть лёгким и свободным. Звук должен выходить из груди. Чтобы проверить это, во время разговора положите руку на грудь. Если она вибрирует – вы на верном пути. А если вы хотите раскрыть весь потенциал своего голоса, вам придется потратить на тренировки чуть больше времени и сил.

    Предварительный просмотр:

    • Многие будущие мамы замечали, что в ответ на звучащую музыку плод усиливает свою активность, что выражается в его двигательных реакциях. Недавние исследования, проведенные учеными из Ноттингемского и Оксфордского университетов доказали, что музыка увеличивает активность височных долей головного мозга плода. При рождении дети, слушавшие по специальной программе пренатального (дородового) воспитания классическую музыку, громко кричат, расправляя легкие, и получают более высокие баллы по шкале Апгар по сравнению с младенцами, находившимися в музыкальной депривации.
    • Когда будущая мама поёт, она правильнее и ритмичнее дышит. Для неё пение – это своеобразная дыхательная гимнастика. Предпочтительнее петь колыбельные, народные песни.
    • Даже еще неродившиеся младенцы пристрастны к исполнителям. Голоса некоторых певцов им больше нравятся, а голоса других не нравятся совсем. На голос понравившегося певца или хора младенцы реагируют спокойными и плавными телодвижениями, как бы «танцуя», подстраиваются в ритм мелодии, или, наоборот, затихают, как бы вслушиваясь. А на голоса непонравившихся им исполнителей могут выражать бурный «протест» - толкаться, крутиться, и причинять маме такой дискомфорт, что женщин приходится госпитализировать с угрозой здоровья будущему младенцу. У детей учащается сердцебиение, ухудшается снабжение органов и тканей кислородом, что вредно для их здоровья.
    • На пальцах объяснить нерожавшей женщине, как нужно дышать, довольно сложно. По этой причине врачи рекомендуют заранее записаться на курсы по беременности и родам. Но многие женщины, даже если они тренировались правильно дышать до родов, просто не в состоянии сконцентрировать свое внимание на дыхании и отключиться от боли в нужный момент. Считается, что пение помогает будущей маме управлять своим состоянием во время родов. Это древняя методика психофизиологической саморегуляции. Пение снимает боль, а иногда даже позволяет избежать применения лекарственных препаратов. Также многие психологи рекомендуют в процессе родов разговаривать с ребенком и поддерживать его. А если вы будете еще и петь малышу песни, то не только вам, но и ему будет гораздо легче. Только, конечно, надо знать, когда и какие песни петь.
      Естественные роды можно разделить на три этапа - схватки, переходный период и потуги. И на каждом из них от женщины требуется определенная тактика дыхания. Следовательно, потребуется три разные песни.

    Конечно, необходимо заранее подготовиться и выбрать соответствующие песни для каждой стадии родов со специалистом. Вибрация голоса во время пения блокирует поступление болезненных сигналов в мозг, уменьшая физическую боль. Благодаря воздействию на диафрагму улучшается дыхание и уменьшается мышечное напряжение. Также это положительно отражается на ребенке, уменьшает вероятность возникновения осложнений во время родов и снижает риск возникновения родовой травмы.

    • Во Франции существуют «поющие» роддома, где и мама и папа, присутствующий при родах, встречают рождение малыша пением. По статистике, ведущейся более 20 лет. Известно, что дети, родившиеся под пение, более устойчивы психически и эмоционально, доброжелательны и веселы.
    • Известный отечественный педиатр и музыкант Михаил Лазарев доказал, что поющий голос оказывает на новорожденного ребенка гораздо большее влияние, чем звук простого разговора.
    • Новорожденный ребенок безошибочно узнает голос матери, а также реагирует на голоса людей, которые окружали мать во время беременности. Причем, если эти люди были негативно настроены к его матери, он плачет и беспокоится, когда слышит их голоса, а если они положительно относились к ней, ребенок реагирует спокойно или даже радостно.
    • Народные традиции петь малышам колыбельные песни имеют под собой глубоко обоснованные научные корни, которые наши предки априори знали опытным путем. Ребенок, которому пели колыбельные, обладает хорошим музыкальным слухом и голосом.
    • В практике православного пения в храмах используется только голосовое пение без сопровождения музыкальных инструментов (в отличие от католического богослужения, где пение сопровождается звучанием орг а на, или протестантских собраний, где возможно использование различных музыкальных инструментов). Это объясняется тем, что человеческий голос – единственный нерукотворный музыкальный инструмент.
    • Красивое пение греческого хора в храме Софии константинопольской поразило послов князя Владимира. Они сказали князю, что «… не знают, на небе они были, или на земле…». Мнение и убежденность послов предопределило выбор веры для целого народа.
    • Традиция пения в «унисон» благотворно влияет на физическое состояние и поющих, и слушающих. Унисо́н (итал. unisono , от лат. unus - один и sonus - звук) - единозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Унисоном является интервал , имеющий ноль тонов , то есть чистая прима . Выражение «играть в унисон» или «петь в унисон» означает, что два или более инструмента или голоса исполняют одновременно ноты одной и той же высоты.

    Петь в унисон гораздо сложнее, чем по разным партиям (партесно) , так как даже четвертьтоновая фальшь сразу слышна и «режет ухо».

    • В настоящее время музыкотерапия, и, в частности, лечение голосом «чистым звуком» - распеванием гласных по специальной методике, - является способом работы с аутистами , которые реагируют на пение гораздо лучше, чем на разговорную речь. Особенно значимым и даже целебным оказывается для них голос матери. Они чаще и охотнее «возвращаются» в наш мир, а также допускают в свой, если слышат пение родных голосов.
    • Бас-профундо (итал. profondo - глубокий) - очень низкий бас , грудной, объёмнейший мужской голос .

    Бас-профундо часто используется в церковно-хоровой музыке. Певцов с данным типом голоса также называют октавистами.

    Октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контроктавы (43,7 Гц). Октависты чаще всего применяются в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов - в слиянии звуков аккорда , который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять бас-профундо при пении оснований мажорных трезвучий).

    Интересно , что обладателями баса-профундо являются в большей степени русские мужчины. Этот национальный феномен впервые был определен во время первой волны русской эмиграции (в том числе и певцов) за границу – во Франции, Сербии, Турции. При приеме на работу в театры и хоры работодатели удивлялись малоизвестному музыкальному феномену и были рады принять обладателя такого голоса на работу.

    • Разные звуки «омывают» разные отделы вашего тела: более высокие - легкие, диафрагму, более низкие - нижние отделы. Во время беременности полезно заниматься дыхательными упражнениями ежедневно, очень хорошо выполнять их после физических упражнений, а чтобы совместить приятное с полезным, можно иногда заменять, а еще лучше дополнять «правильное дыхание» пением.
    • Английская актриса Джули Эндрюс достигла диапазона голоса в четыре октавы, когда ей исполнилось 8 лет. У обычного человека диапазон достигает максимум 3 октавы.
    • Другие люди слышат наш голос не таким, каким его слышим мы, потому что мы слышим его сквозь воду и воздух.
    • Энрико Карузо обладал голосом, который никого не оставлял равнодушным. Многие выдающиеся композиторы того времени боролись за право работать с Карузо. Даже Джакомо Пуччини, когда первый раз услышал голос певца, назвал его посланником Бога.
    • В самом начале карьеры у Лучано Паваротти появилось утолщение голосовых связок - и он подумал, что его карьера бесславно завершилась. Но выздоровев, он удивленно обнаружил, что у него появился именно такой голос, которого он тщетно добивался до этого.
    • Почему при простуде меняется голос?

    Важнейшая функция носа - обонятельная. В нём «распознаются» все запахи окружающей среды. Но нос вдобавок ко всему действует как голосообразующий резонатор. Тембр нашего голоса во многом зависит от строения и состояния носовых пазух. Вот почему голос неминуемо меняется, если нос «закладывает».

    • Примета в паспорте древней Италии

    В старину в Италии в паспорте среди прочих примет человека указывался и тембр его голоса (баритон, бас, тенор и т. д.). Считалось, что тембр голоса является природным свойством человека и его изменить нельзя.

    • Кто-то однажды назвал голос «вторым лицом», и, действительно, голос может рассказать о человеке также много, как и лицо. Ваш голос способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно себя чувствуете, откуда вы родом, какое получили образование, насколько легко подчиняетесь давлению окружающих. В общем, голос способен раскрыть всю психологическую историю личности.
    • «Золотой голос России» Николай Басков стал первым представителем российского шоу-бизнеса, кто застраховал свой голос. Если Басков потеряет свой голос, то страховая компания выплатит ему 2 млн. долларов.Кстати, первой в мире застраховала свой голос легендарная певица Марлен Дитрих.
    • В США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно (как считает правосудие и криминалистика).
    • Однажды в специальной лаборатории был проведён тест. Слушатели должны были по голосу (который произносил одну и ту же фразу, но с разными интонациями) определить возраст говорящего. Так вот, эмоции гнева и страха делали возраст максимальным, а эмоции радости привели к минимальным оценкам. Разница в оценке одного и того же голоса достигала иногда 10 лет. Вывод: Людям, желающим выглядеть моложе, нужно говорить максимально радостно и доброжелательно.
    • Женщины, работающие в мужском коллективе, начинают говорить более низким голосом, причем это происходит неосознанно.
    • Совет для тех, кто хочет улучшить свой голос: следите за осанкой – при хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет голосу быть лёгким и свободным. Звук должен выходить из груди. Чтобы проверить это положите руку на грудь, если она вибрирует – Вы на верном пути.
    • Считается, что голос часто не совпадают в представлениях человека со внешностью. Но в наше время эксперты практически безошибочно определяют по голосу: пол, рост, вес и возраст невидимого собеседника.
    • Голос человека абсолютно уникален, как отпечатки пальцев. Специалисты утверждают, что голос имеет большую силу, чем музыкальный инструмент.
    • Недавно японским ученым удалось воссоздать голос Моны Лизы. Для того, чтобы смоделировать голос, ученым пришлось изучить строение костей лица женщины по ее всемирно известному портрету. Затем эти данные были оцифрованы и помещены в компьютер. Выяснилось, что у Джоконды был низкий спокойный голос.
    • Голос Витаса застрахован в американской компании на 2,5 миллиона долларов.
    • Кошка реагирует лучше на женщин, чем на мужчин, потому что женский голос выше по тональности, чем мужской.
    • Голоса Николай Фоменко, Дмитрия Харатьяна, Эммануила Виторгана и Вячеслава Невинного используются в компьютерных играх. Голосами актёров говорят герои стрелялок и бродилок.
    • Оказывается, женщины испытывают эмоциональное возбуждение от звуков собственного голоса. Как следствие, им намного проще выразить свои эмоции, чем мужчинам. Женщины говорят почти в 2 раза больше мужчин. Каждый день женщина произносит в среднем 20 тыс. слов, а мужчина около 7 тыс.
    • Совет для тех, кто хочет улучшить свой голос: улучшает звучание голоса занятие пением. Оставшись в квартире наедине с собой и домашними заботами, попробуйте что-нибудь достаточно громко спеть. Надувайте воздушные шарики – это очень укрепляет дыхательную систему.
    • Голос – визитная карточка человека, именно поэтому в крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы на голос владельца. Чуть какой-то тон отклонился в сторону, и заветная дверца ни за что не откроется. Так что пародисты могут не беспокоиться о чужих ценностях, тонкая техника распознает их обязательно.
    • Психологи выявили основные реакции человека на различные высоты и тембра голоса собеседника: высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с неопытностью. По статистике, женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение: чем выше голос, тем ниже должность. Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного.
    • Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины. Кстати, статистика подтверждает влияние голоса на успех у противоположного пола. Вы наверняка отмечали возникновение романтических мыслей, общаясь по телефону с незнакомым мужчиной, обладающим приятным тембром голоса.
    • Низкий голос возникает из-за повышенного содержания мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким грудным голосом кажется мужчинам более сексуальной.
    • Тина Тёрнер, королева рок-н-рола, застраховала свой голос на 3 миллиона 200 тыс долларов. Кстати, Тина Тернер на сцене уже около 47-ми лет (впору попасть в книгу рекордов Гиннеса).
    • Профессиональная болезнь музыкантов – это голосовые связки. Дело в том, что, играя на инструменте, они инстинктивно «проигрывают» мелодию на связках, и, соответственно, напрягают и утруждают их.
    • Колоратурное сопрано редко встречается, и еще реже используется из-за сложности исполнения. При этом, почти все оперные партии, написанные для колоратурного сопрано, принадлежат к мировым шедеврам. Среди них: партия Снегурочки («Снегурочка» Николая Римского-Корсакова), Куклы («Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха), партия Царицы ночи («Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта).

    Обладательницами самых ярких колоратурных сопрано были Мадо Робен (Mado Robin), Лили Понс (Lily Pons), Тоти Дель Монте (Toti Dal Monte), Амелита Галли – Курчи (Amelita Galli-Curci).

    Рекорд России принадлежит москвичке Светлане Феодуловой, занесенной в Книгу рекордов России в номинации «Самый высокий женский голос (самое высокое колоратурное сопрано)» 21 января 2010 года с результатом «взятие ноты до четвертой октавы».

    • Белька́нто (итал bel canto - «красивое пение») - техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос - это инструмент певца.

    Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.

    Подобный стиль характеризуется ровностью голоса, отличным легато, чуть более высоким регистром, необычной подвижностью и гибкостью, и мягким тембром. Технике уделялось большее внимание, чем громкости, и это привело к тому, что стиль бельканто долго ассоциировался с упражнением, которое подтверждало бравуру исполнителя: такой певец должен был держать перед собой зажжённую свечу, петь, и пламя свечи не должно было двигаться. Это делалось для контроля правильности певческого дыхания: оно не должно быть форсированным и колебать пламя свечи. А сила, красота тембра, легкость и полётность голоса достигалась не нажимом дыхания на гортань, а эффективным использованием певцом резонансных свойств голосового аппарата. Техника бельканто - это резонансная техника пения .

    • Определение состояния здоровья по «голосовому дрожанию»

    Применяют пальпацию для определения голосового дрожания (силы проведения голоса на грудную клетку). С этой целью ладони прикладывают к грудной клетке и предлагают больному громко произнести слова, содержащие букву «р» (дает наибольшую вибрацию голоса).

    Колебания голосовых связок передаются по воздуху, находящемуся в трахее и бронхах, на грудную стенку. Чем ниже голос, тем лучше ощущается голосовое дрожание, так как при этом совпадают частоты колебаний голосовых связок и грудной клетки.

    У большинства женщин из-за преобладания в голосе высоких тонов голосовое дрожание плохо или совсем не проводится (ввиду несовпадения частоты колебаний голосовых связок и грудной клетки).

    Прежде всего сравнивают голосовое дрожание на симметричных участках по около-грудинной линии, начиная с надключичных областей и опускаясь вниз, затем по срединно-ключичным, подмышечным, лопаточным и околопозвоночным линиям. Поскольку слева находится сердце, то по срединно-ключичным и окологрудинным линиям голосовое дрожание сравнивают на симметричных участках до III ребра. У здоровых людей голосовое дрожание более выражено в верхних участках грудной клетки, менее - в нижних.

    Усиление голосового дрожания наблюдается при уплотнении легочной ткани в результате воспаления легких, компрессионного ателектаза, пневмосклероза, а также при наличии в легком полости, сообщающейся с бронхом.

    • Влияние вибрации голосового аппарата на функции организма

    Разработчик методики физвокализной регуляции , представляющей собой психофизическую оптимизацию звукообразующего комплекса, А. И. Попов в результате поисков и тренировок пришел к выводу, что голосообразующий аппарат на биоэнергетическом, эндокринном, акустическом, психоэмоциональном уровнях синхронно связан с деятельностью всех внутренних органов и систем человека.

    Примером гармоничной взаимосвязи сильного, красивого голоса и физического здоровья является гений русского вокала Федор Иванович Шаляпин. Как известно, помимо своего уникального баса, он обладал и недюжинной физической силой, которую сохранил до преклонного возраста. Когда он умер, состояние его внутренних органов, по заключению патологоанатомов, было как у человека 35-летнего возраста.

    По утверждению А. И. Попова бас особенно хорошо влияет на здоровье внутренних органов, особенно на сосуды и сердце. Благодаря его мощным вибрациям атеросклеротические бляшки вообще не прилипают к кровеносным сосудам. В чем же секрет такой взаимосвязи голоса и здоровья?

    Все органы, участвующие в фонации, выполняют и более важные функции. Гортань , исполняя при голосообразовании роль вибратора, предназначена для дыхания, защиты легких и поддержания устойчивости грудной клетки после вдоха.

    • Мышцы гортани - это один из самых чутких улавливателей воздействий внешней среды на организм. Устали наши руки - голос хрипнет, потому что устали и мышцы, управляющие натяжением голосовых связок. Напрягается брюшной пресс - в гортани наблюдается спазм, точно так же, как при напряжении ног.
    • Зафиксировано, что, если болит горло, музыкантам труднее играть, снижаются результаты тренировок спортсменов, также дискомфорт гортани негативно влияет на работоспособность. С другой стороны, чем богаче голос, тем больше мышц участвует в его образовании, тем сильнее гортань у такого человека.
    • Еще более удивительна взаимосвязь голосового аппарата и нашей психоэмоциональной сферы, а также деятельности эндокринных желез, прежде всего гипофиза, надпочечников и половых желез.

    Всем знакомо состояние, когда от волнения дыхание «в зобу спирает». От радости голос становится звонким, сильным, а от тоски - тусклым, невыразительным. Поразительно, но организм положительно откликается даже на вибрации рыдания! Оно стимулирует обмен веществ, нормализует давление. Это естественный способ освобождения от стрессов .

    Кроме того, существует тесная взаимосвязь здорового голоса и хорошей половой активности.

    • Изучением конкретной взаимосвязи голоса и внутренних органов занимается наука - остеофония , основоположником которой стал французский ученый Франсуа Луш.
    • Когда мы даже молча слушаем кого-то, кто говорит или поет, мышцы нашей гортани двигаются в унисон звукам. Не замечая, мы автоматически как бы повторяем за поющим и говорящим то, что слышим, иными словами, воспринимаем его манеру звукообразования.

    Именно на этом феномене основан совет певцам как можно больше слушать хороших исполнителей. Таким образом голосовые связки даже в пассивном состоянии «учатся» качественному голосообразованию и голосоведению.

    • Кроме того, голос может поражаться вирусом - искаженной программой восприятия звука. Например, если в хоре появляется обладатель сильного, но расстроенного голоса, то стоящие рядом, начиная резонировать с его вибрациями, тоже не могут петь нормально. Это явление называется «вирусом голоса».
    • Плохим признаком, сигналом организма о неблагополучии, являются хрипота, сиплость, картавость. Не случайно так много случаев психических расстройств, гибели на почве наркомании среди певцов рок-групп, которые применяют неумеренное форсирование голоса, дикие взвизгивания, нарочитое хрипение.
    • «…Протодьякон в славе: голосом гасит лампы и выпирает стекла. Начинает из глубины, где сейчас у него блины, кажется мне, по голосу-ворчанью. Волосы его ходят под урчанье. Начинают дрожать лафитнички - мелким звоном. Дрожат хрустали на люстрах, дребезгом отвечают окна. Я чувствую, как в груди у меня спирает и режет в ухе. Господи, упадет потолок сейчас!.. Гукнуло-треснуло в рояле, погасла в углу перед образом лампадка!.. Падают ножи и вилки. Стукаются лафитнички.

    От протодьякона - жар и дым.Он разгорелся превыше меры, но так показал себя, что в передней шуба упала с вешалки. Такое «многолетие» возгласил, - никто и не помнил такого духотрясения. Как довел до… «…мно-гая лет-та-а-а-а…» - и так-то ахнул… так во все легкие-нелегкие запустил… - грохот, и звон и дребезг. Все глядели потом стекло в окошке, напротив как раз протодьяконова духа, - лопнуло, говорят, от воздушного сотрясения, «от утробы».

    Я видел, как дрожали хрусталики на канделябрах, как фужерчики на столе тряслись и звякали друг о дружку… Сказывали, что на Калужском рынке, дворов за двадцать от нас, слышали у башни, как катилось последнее - «лет-та-а-а-а…» - протодьякона. Что говорить, слава на всю Москву, и до Петербурга даже.

    И радовались все, зная, как сманивал «казанскую нашу славу» Город, сулил золотые горы: не покинул отец протодьякон Примагентов широкого, теплого Замоскворечья». (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

    • В селе Новосёлки Рыбновского района Рязанской области в одном из домов расположен музей Пироговых. Этот дом с середины 19 века принадлежал семье знаменитых оперных певцов Пироговых и хранит память о его обитателях.

    В этой незаурядной семье – родилось десять детей: пять дочерей и пять сыновей. Всех сыновей природа щедро одарила талантом - пять великолепных басов огромной мощи, широчайшего диапазона и чарующего тембра. Природа дала им всё для правильного красивого пения. Имея высокий рост, красивую внешность они были наделены и драматическим дарованием.

    Братья Пироговы обладали упорством и целеустремлённостью, трудолюбием и дисциплинированностью, все эти качества были заложены и воспитаны в семье и дали возможность достичь вершин в искусстве. Четверо братьев стали профессиональными певцами, Григорий, Алексей и Александр стали оперными певцами и связали свою судьбу с Большим театром, а Михаил был широко известным протодьяконом .

    Более сорока лет с 1910 по 1954 года Григорий, Александр и Алексей Пироговы были ведущими исполнителями басовых партий в Большом театре , много гастролировали по стране и за рубежом, утверждая и прославляя русскую оперную школу, стали славой Большого театра и вошли в «золотой» фонд оперного искусства . Некоторые партии в исполнении Пироговых, по мнению специалистов и коллег, так и остались непревзойдёнными.

    Существуют местные сказания о том, что братья Пироговы могли благодаря своим уникальным голосовым данным перекрикиваться через широкие места реки Оки.

    • Протодиакон Константин Розов

    Это был известный всей Москве, знаменитый своим редчайшим басом протодиакон.

    Природный певческий талант отца Константина обратил на себя внимание знатоков редких голосов России, и он был приглашен в Москву.

    Вначале о. Константин служил в храме Христа Спасителя, а затем в сане протодиакона в Успенском соборе Кремля. И здесь он обрел широкое народное признание. Развивая древнерусскую богослужебную традицию, присущую русскому духовенству и передаваемую им из рода в род, он довел это искусство до совершенства.

    Такие композиторы, как П. Чесноков, А. Кастальский, посвящали ему свои произведения. Образ протодиакона Константина Розова нашел отображение в романах Пантелеймона Романова «Русь» (1936), Алексея Толстого «Хождение по мукам» и др.

    В своей книге «Воспоминания и размышления» маршал Советского Союза Г. К. Жуков с теплотой вспоминал о великолепном голосе Розова.

    В 1913 году он был приглашен за границу на торжества освящения храма-памятника русским воинам в Лейпциге. Богослужение наше очаровало иностранцев.

    Кайзер Вильгельм – рассказывали потом – в течение этого дня несколько раз начинал разговор о Русской Церкви, о Розове и хоре.

    – Он бредит Розовым,– говорили у нас.

    Возвращаясь из Лейпцига, синодальный хор дал духовный концерт в Берлине. Вильгельм не только сам приехал на концерт, но и привез капельмейстера своей капеллы. Когда кайзер Вильгельм входил в концертный зал, он прежде всего спросил: «А будет ли петь протодиакон Розов?»