Федеральный закон о национальном банке швейцарии. Центральные банки: такие разные и такие одинаковые

Банковская система Швейцарии характеризуется трехуровневой структурой. Первый уровень занимают Швейцарский национальный банк с головными офисами, представительствами и агентствами, кантональные банки, Федеральный орган надзора за финансовым рынком Швейцарии.

Швейцарский национальный банк осуществляет сбалансированную денежно-кредитную политику и вместе с Федеральным органом надзора за финансовым рынком отвечает за стабильное развитие всего финансового рынка. В отличие от центральных банков многих других стран Швейцарский национальный банк является не государственным, а частным акционерным обществом, держателями акций которого выступают кантоны (территориально-административные единицы страны), кантональные банки, частные инвесторы. Нацбанк не осуществляет регулирующих функций – это прерогатива Федеральной банковской комиссии.

Кантональные банки – государственные организации, учрежденные и контролируемые властями одного из 26 кантонов Швейцарии. Они давно и бесспорно являются самыми надежными в мире и появились в результате необходимости развития экономики кантонов посредством дешевых государственных кредитов. В сфере деятельности кантональных банков находятся все отрасли, но наибольшее развитие они получили в сберегательном деле и ипотечном кредитовании, а также в сфере управления активами.

Второй уровень банковской системы Швейцарии представлен деятельностью различных типов частных коммерческих банков. Наиболее крупными являются два транснациональных банка – UBS и Credit Suisse, на долю которых приходится более 50% депозитов Швейцарии, и каждый из них имеет разветвленную сеть филиалов по всей стране и за рубежом. Среди основных их операций лидируют услуги по инвестиционному банкингу, частному банкингу, управлению активами.

Региональные и сберегательные банки Швейцарии осуществляют традиционные банковские услуги (в основном клиентам своих регионов): ипотечное и корпоративное кредитование, прием вкладов.

Биржевые банки, оперируя в сфере управления активами, обслуживают клиентов как внутри страны, так и за ее пределами.

Частные банкирские дома организованы в форме партнерства, являются старейшим банковским кластером Швейцарии, в сфере их деятельности – управление инвестиционным портфелем их клиентов.

Деятельность дочерних банков и филиалов иностранных банков в Швейцарии весьма масштабна: их число превышает 40% от общего количества банковских учреждений страны. Финансовые компании также играют значимую роль в банковской отрасли Швейцарии и делятся на компании, занимающиеся депозитными операциями, и компании, не принимающие депозиты, но оказывающие другие банковские услуги.

Швейцария – страна банков, поэтому третий уровень банковской системы представлен банками кооперативного страхования и ссудными кассами, традиционной сферой деятельности которых являются операции по валютному и процентному арбитражу.

1. Общая характеристика

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

20 марта1903 года национальный советник Шеррер-Фуллер предложил законопроект о создании центрального банка.Федеральный закон о Национальном банке Швейцарии был принят 6 октября1905 года. С 20 июня1907 года Национальный банк Швейцарии начал свою работу в Базеле, Берне, Женеве, Санкт-Галлене и Цюрихе. Впоследствии в других городах Швейцарии были открыты отделения банка. В 1907 году центральный банк Швейцарии начал выпуск банкнот швейцарских франков.

Деятельность банка определена статьей 99 Конституции Швейцарии:

  • 1. денежное и валютное дело находится в ведении Конфедерации; ей одной принадлежит право выпуска монет и банкнот;
  • 2. Национальный банк Швейцарии как независимый центральный банк проводит денежную и валютную политику, которая служит общему интересу страны; он управляется при участии и под надзором Конфедерации;
  • 3. Национальный банк Швейцарии образует из своих доходов достаточные валютные резервы; часть этих резервов содержится в золоте;
  • 4. чистая прибыль Национального банка Швейцарии не менее чем на две трети поступает кантонам.

Более подробно деятельность банка описана в Федеральном законе о Национальном банке Швейцарии от 3 октября 2003 года с поправкам, внесенными 1 января 2009 года. Согласно переводу автора курсовой с английского языка:

Статья первая говорит о правовом статусе и наименовании:

Центральный банк Швейцарии является акционерным обществом с особым статусом. Название банка на официальных языках Швейцарии: нем. Schweizerische Nationalbank, фр. Banque Nationale Suisse, итал. Banca Nazionale Svizzera, ром. Banca Naziunala Svizra.

Статья третья говорит о головных центрах, филиалах, представительствах:

Банк имеет две штаб-квартиры: одна находится в Берне, вторая -- в Цюрихе; филиал банка находится в Женеве, представительства -- в Базеле, Лозанне, Лугано, Люцерне и Санкт-Галлене.

В четвертой статье определяется то, что Национальный банк Швейцарии выпускает банкноты швейцарских франков (монеты выпускает Монетный двор Швейцарии).

Задачи Национального банка Швейцарии изложены в пятой статье первой главы Федерального закона о Национальном банке Швейцарии.

  • 1. Национальный банк должен проводит кредитно-денежную политику, служащую интересам страны в целом. Он должен обеспечивать стабильность цен. При этом он должен учитывать развитие экономики.
  • 2. В рамках этой деятельности он должен выполнять следующие задачи:
    • · Он должен обеспечивать ликвидность швейцарского франка на денежном рынке.
    • · Он должен обеспечивать выпуск и распределение денежных средств.
    • · Он должен содействовать и обеспечивать функционирование безналичных платёжных систем.
    • · Он должен управлять валютными резервами.
    • · Он должен способствовать обеспечению стабильности финансовой системы.
  • 3. Он должен принимать участие в международном валютно-финансовом сотрудничестве. Для этой цели он должен работать совместно с Федеральным советом в соответствии с федеральным законодательством.
  • 4. Он должен предоставлять банковские услуги Конфедерации. При этом он должен действовать от имени компетентных федеральных властей.

В 6 статье говорится о независимости Национального банка Швейцарии, а именно, то что не допускается запрашивать или принимать указания либо из Совета Федерации или Федерального Собрания или любого другого органа.

Во-первых, Национальный банк должен регулярно обсуждать с Федеральным Советом экономическую ситуацию, денежно-кредитную политику и актуальные вопросы федеральной экономической политики. Федеральный совет и Национальный банк должны информировать друг друга о своих намерениях, прежде чем принимать важнейшие решения по экономическим вопросам и вопросам денежно-кредитной политики. Годовой отчет Национального банка, годовой бухгалтерской отчетности должны быть представлены в федеральный совет для рассмотрения до их утверждения на общем собрании акционеров.

Во-вторых, Национальный банк должен отчитываться о выполнении своих задач в соответствии со статьей 5 Федеральному Собранию ежегодно в форме доклада. В-третьих, публикует свой ежегодный доклад. Кроме того, он публикует ежеквартальные отчеты о развитии реального сектора экономики и денежной ситуации, он также публикует данные по денежно-кредитной политике на еженедельной основе.

Согласно 8 статье Национальный банк освобождается от прямых федеральных налогов.

Рассмотрим таблицу «Изменения в операциях центральных банков с 2007 г.»:

Таблица 3. Изменения в операциях центральных банков с 2007 г.

Кредитные операции

Прямые покупки

Больше партнеров

Более либеральные контракты

Большие сроки

Валютные свопы

Частный долг

Государственный долг

Валютные сделки

Выкуп и вложение капитала

Швейцария

Великобритания

Еврозона

Австралия

В последние десятилетия центральные банки придерживались «консенсуса Джексона Хоула», состоящего в том, что основной задачей центробанка признается поддержание низкого и стабильного уровня инфляции. Консенсус включал позитивное отношение к таргетированию инфляции и придавал большое значение транспарентности и предсказуемости при принятии решений по ставкам процента.

2. Сфера деятельности Национального банка Швейцарии

Сфера деятельности Национального банка Швейцарии описана во второй главе, состоящей из 5 статей, Федерального закона о Национальном банке Швейцарии от 3 октября 2003 года с поправкам, внесенными 1 января 2009 года.В них рассматриваются правила проведения сделок с участниками финансового рынка, операций с другими центральными банками и международными организациями, сделок от имени Конфедерации сделки, операций в свои собственных целях, а также способность участия в капитале и право членства.

Для исполнения своих задач, описанных статьи 5, пунктов 1 и 2, Национальный банк может:

  • · держать процентные и беспроцентные счета для банков и других участников финансового рынка, и принять под охрану активы;
  • · открывать счета в банках и других участников финансового рынка;
  • · покупать и продавать, на финансовых рынках, швейцарский франк или иностранную валюту, ценные бумаги, а также драгоценные металлы;
  • · выпускать и выкупать собственные облигации (стоповые и форвардные), а также создавать производные ценных бумаг и драгоценных металлов;
  • · участвовать в кредитных операциях вбанков и других участников финансового рынка при условии, что предоставляется достаточное обеспечение по кредитам;
  • · держать и управлять активами, указанными в этой статье.

Согласно десятой статье Национальный банк может вступать в отношения с иностранными центральными банками и международными организациями и проводить с ними все виды банковских операций, в том числе предоставлять кредиты в швейцарских франках, иностранной валюте и международные платежных средствах.

Согласно 11 статье, Национальный банк может предоставлять банковские услуги Конфедерации. Услуги предоставляются бесплатно, если это способствует реализации денежно-кредитной политики. Национальный банк не может кредитовать Конфедерацию на условиях овердрафта, а также не может разрешать покупать государственные облигации с нового выпуска.

В объеме, необходимом для выполнения своих задач, Национальный банк может участвовать в капитале компаний и других юридических лиц и приобретать права членства в таких компаниях и организациях.

В дополнение к операциям, связанным с его уставных задач, Национальный банк может осуществлять банковские операции своих сотрудников.

3. Полномочия в денежно-кредитной политике

Третья глава- полномочия в денежно-кредитной политике, имеет три раздела: статистика, обязательный резерв, осуществление контроля платежных систем и расчетов по ценным бумагам.

В разделе «статистика» описаны следующие положения:

  • 1. Для целей выполнения своих уставных задач и следить за развитием событий на финансовых рынках, Национальный банк осуществляет сбор необходимых статистических данных.
  • 2. Банки, биржи, дилеры по ценным бумагам, а также управления фондами компаний швейцарских инвестиционных фондов и представители иностранных инвестиционных фондов должны предоставлять в Национальный банк статистические данные, касающихся их деятельности.
  • 3. Национальный банк должен сохранять конфиденциальность по отношению к собранным данным. Он публикует собранные статистические данные. В целях конфиденциальности, данные должны быть объединены.

В разделе «обязательный резерв» описаны следующие положения:

  • 1. В целях содействия эффективному функционированию финансового рынка, банки должны держать обязательный резерв.
  • 2. Национальный банк устанавливает ставки обязательных резервов. Минимальные запасы должны состоять из швейцарского франка номинальных монет, банкнот и на депозитных счетах, которые банки держат в Национальном банке.
  • 3. Банки должны регулярно представлять доказательства в Национальный банк, что они держат необходимый уровень обязательных резервов.

В разделе «осуществление контроля платежных систем и расчетов по ценным бумагам» описаны следующие положения:

  • 1. В целях защиты стабильности финансовой системы, Национальный банк осуществляет надзор системы клиринга и расчетов платежей и операций с финансовыми инструментами, в частности, ценными бумагами (платежные системы, системы расчетов по ценным бумагам).
  • 2. В целях контроля платежных систем или расчетов по ценным бумагам, от которых возможен риск для стабильности финансовой системы, Национальный банк может сотрудничать с иностранными надзорными и запросить информацию и документы от этих властей.
  • 4. Законное положение и организационная структура Национального банка Швейцарии

Четвертая глава- законное положение Национального банка Швейцарии -имеет 2 раздела: структура акционерного общества, определение и распределение прибыли.

В них описаны следующие положения:

  • 1. Уставный капитал Национального банка составляет 25 млн. швейцарских франков. Он разделен на 100000 именных акций номинальной стоимостью 250 швейцарских франков каждая. Акции полностью оплачены.
  • 2. Вместо отдельных акций Национальный банк может выдавать сертификаты, охватывающие несколько акций.
  • 3. Годовой отчет Национального банка, состоящий из прибыли и убытков, баланс и приложения, должны быть составлены в соответствии с положениями закона об акционерных компаний и общепринятыми принципами бухгалтерского учета.
  • 4. Одна треть любой чистой прибыли, оставшейся после распределения дивидендов, начисляются к Конфедерации, а также две третьих начисляются кантонам.
  • 5. Акционерное общество- Швейцарский национальный банк может быть ликвидирован на основе федерального закона. Этот закон определяет также процедуру ликвидации.
  • 6. В состав структуры Национального банка входят: общее собрание акционеров, банковский совет, совет управляющих и аудиторская группа.
  • 7. Общее собрание акционеров проводится ежегодно не позднее, чем в конце июня. Президент банковского совета созывает собрание акционеров в письменной форме не позднее чем за 20 дней до дня собрания.
  • 8. Банковский совет состоит из одиннадцати членов. Федеральный совет избирает шесть членов, собрание акционеров пять. Федеральный совет назначает президента и вице-президента. Срок полномочий составляет четыре года.Полный срок полномочий членов не должно превышать двенадцати лет.
  • 9. Совет управляющих состоит из трех членов. Члены Совета управляющих и их заместители назначаются Советом Федерации по представлению Банковского совета. Срок их полномочий составляет шесть лет. Переизбрание возможно.
  • 10. Собрание акционеров избирает аудиту совета. Она может состоять из одного или нескольких физических или юридических лиц. Аудиторы должны быть избраны на срок от одного года.
Banca Nazionale Svizzera , романш. Banca Naziunala Svizra . Согласно Федеральному закону о Национальном банке Швейцарии, центральный банк Швейцарии является акционерным обществом с особым статусом .
Национальный банк Швейцарии
Штаб-квартира в Берне
Расположение Швейцария Швейцария ,
Берн и Цюрих
Дата основания 1907 год
Валюта Швейцарский франк
Резервы 763 млрд франков (сентябрь 2018)
Веб-сайт www.snb.ch
Национальный банк Швейцарии на Викискладе

Банк имеет две штаб-квартиры: в Берне и Цюрихе ; представительства банка находятся в Женеве , Базеле , Лозанне , Лугано , Люцерне и Санкт-Галлене . Национальный банк Швейцарии выпускает банкноты швейцарских франков (монеты выпускает Монетный двор Швейцарии).

История

20 марта 1903 года национальный советник Шеррер-Фуллер предложил законопроект о создании центрального банка. 6 октября 1905 года был принят Федеральный закон о Национальном банке Швейцарии. 20 июня 1907 года Национальный банк Швейцарии начал свою работу в Базеле, Берне, Женеве, Санкт-Галлене и Цюрихе. Впоследствии в других городах Швейцарии были открыты отделения банка. В 1907 году центральный банк Швейцарии начал выпуск банкнот швейцарских франков.

Деятельность

Деятельность банка определена статьёй 99 Конституции Швейцарии :

Более подробно деятельность банка описана в Федеральном законе о Национальном банке Швейцарии.

Национальный банк Швейцарии в качестве независимого центрального банка осуществляет проведение государственной денежной и валютной политики, которая служит общим интересам страны. Его первоочередной целью является обеспечение ценовой стабильности при учёте экономической конъюнктуры .

В рамках своей деятельности его основными задачами являются:

  • a. Обеспечение ликвидности швейцарского франка на денежном рынке .
  • b. Обеспечение выпуска и распределения наличных денежных средств .
  • c. Осуществление безналичных платежей .
  • d. Управление валютными резервами .
  • e. Надзор за стабильностью финансовой системы .

Банк участвует в международном валютном сотрудничестве, взаимодействуя с этой целью с Федеральным советом в соответствии с соответствующим федеральным законодательством.

Банк оказывает Конфедерации банковские услуги, действуя при этом от имени компетентных федеральных органов .

Золотовалютные резервы

Руководство

Органами управления банка являются банковский совет (Bankrat , Conseil de banque ) и совет управляющих (Direktorium , Directoire ). Банковский совет осуществляет надзор и контроль за деятельностью Национального банка Швейцарии. Срок полномочий членов совета составляет четыре года, а полный срок не может превышать двенадцати лет. Банковский совет состоит из 11 членов, 6 из которых, включая президента и вице-президента, назначаются

В конце июня 2013г. истекают полномочия действующего председателя Банка России Сергея Игнатьева, уже более 10 лет занимающего этот пост. Возглавляемый им ЦБ достаточно успешно справлялся со своими непосредственными задачами, чего только стоят филигранные маневры регулятора во время кризиса, начавшегося в 2008г. Было достаточно и критики. Общественность и эксперты не раз высказывали недовольство значительным оттоком капитала, высокой инфляцией и установлением Банком России высоких ставок.

Недовольные находятся всегда, однако давать профессиональную оценку действиям ЦБ - прерогатива правительства Российской Федерации. И надо отметить, что в последнее время оно все чаще критикует Банк России, особенно в части монетарной политики. В связи с этим возникает вопрос: насколько же тесно Центральный банк должен взаимодействовать с государством и должен ли от него зависеть в своей деятельности?

Мировой опыт

Центральные банки разных стран так или иначе зависят от государства. Есть центробанки, 100% капитала которых принадлежит государству, как, например, в Великобритании, Германии, Франции, России, Дании и Нидерландах. Есть акционерные. К примеру, в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков - членов ФРС, в Италии 100% капитала ЦБ принадлежит банкам и страховым компаниям. А вот в Японии 55% Центробанка находится в собственности государства и 45% - частных лиц, в Швейцарии - 57% - в собственности кантонов и 43% - частных лиц.

В подавляющем большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии. Доля собственности государства в капитале того или иного ЦБ является важным фактором и определяет его место в экономике страны.

Итак, наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, несмотря на то, что в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам - членам ФРС, а в Германии – государству. А вот, например, Центральный банк Италии, хоть и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии и России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).

Еще одним фактором, определяющим независимость ЦБ от государства, является процедура назначения руководства банка. В некоторых странах руководящие органы избираются из предложенных правительством кандидатур или назначаются правительством. К ним относятся Великобритания, Германия, Франция, Россия, Швейцария, Япония, Австрия и Дания.

В Италии же президент Центробанка назначается советом управляющих банка, куда не входят политики страны, получает одобрение Совета министров, а затем утверждается президентом. А вот в Нидерландах решение о назначении принимает Совет министров из кандидатур, предложенных самим Центробанком.

Следующим важным моментом, отражающим независимость ЦБ, является то, насколько полно и четко в законодательстве определены цели и задачи банка. От этого зависят свобода деятельности банка и его полномочия. В Австрии, Дании, Франции, Германии, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции или подробно изложены в законах о Центральном банке и банковской деятельности.

К примеру, в Германии цели и сферы деятельности Центрального банка определены Конституцией. В ней формулируется основная задача Немецкого федерального банка: обеспечение стабильности национальной валюты (конечно, до введения евро). Кроме того, законом о Немецком федеральном банке 1957г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в законе подчеркивается, что банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.

В США, Швеции и Италии законодательно задачи Центрального банка сформулированы лишь в общих чертах. Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи основаны на национальных традициях в этой области.

Важнейшим фактором независимости ЦБ является законодательно установленное право госорганов на их вмешательство в денежно-кредитную политику (ДКП). Наиболее зависимы в этом плане Центробанки Франции и Италии. Правительство этих стран на законодательном уровне определяет направления ДКП, а Центральный банк является лишь консультантом и обязан выполнять решения правительства.

В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законом предусмотрена возможность государства вмешиваться в политику Центрального банка. В Австрии и Дании не предусмотрено вмешательство государства в ДКП, но Центральный банк должен координировать свою политику с экономической политикой правительства.

И, наконец, ЦБ Германии и Швейцарии являются наиболее независимыми от государства. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в ДКП Центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США, Немецкий федеральный банк не отчитывается перед парламентом.

Миссия регулятора

Независимо от того, принадлежит капитал ЦБ правительству или нет, между ними должно быть налажено четкое взаимодействие в проведении экономической политики. Правительство должно быть заинтересовано в надежности банка, так как он играет огромную роль в реализации экономической политики.

В целом любой ЦБ выполняет схожий набор функций с зарубежными коллегами: осуществление эмиссии банкнот, проведение денежно-кредитной политики, валютной политики, рефинансирование кредитных организаций, регулирование их деятельности (осуществление банковского надзора), выполнение функций агента правительства и многое другое. Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны.

Продолжение следует, следите за нашими публикациями.

Андрей Корзин, РБК

Весной 2015 года финансовый мир был сильно удивлен, когда узнал, что одним из крупнейших покупателей акций Apple стал Центральный банк Швейцарии, но, как оказалось, это был не разовый случай.

Национальный банк Швейцарии - в отличие от ФРС и других крупных ЦБ - регулярно публикует состав своего портфеля. В июле 2015 года из очередного такого отчета накануне стало известно, что швейцарский регулятор во II квартале 2015 года приобрел еще 500 тыс. акций Apple . Таким образом, на балансе ЦБ теперь находится колоссальный объем акций самой дорогой в мире компании - 9,4 млн акций. В денежном эквиваленте на 30 июня эти акции оценивались в $1,2 млрд .

Любопытно, что среди акций в портфеле ЦБ Швейцарии Apple занимает первое место по объему акций, что почти в два раза больше, чем у второй по величине позиции - Exxon: $637 млн.

Ниже приведены данные по основным бумагам в портфеле швейцарского "хедж-фонда" на сумму $64 млрд.

Борьба с укреплением франка

Центральный банк Швейцарии за первое полугодие 2015 года потерял $52 млрд. Конечно, это не связано с его активностью на фондовом рынке. Причину стоит искать в событиях на рынке валютном. В начале 2015 года ЦБ был вынужден отказаться от поддержания курса валютной пары EUR/CHF на отметке 1,20. После отказа от привязки франк в одночасье укрепился почти на 20%.

Чего только ЦБ Швейцарии не пробовал, чтобы остановить рост курса своей валюты, но особого успеха так и не снискал. В середине июня НБШ принял решение сохранить депозитную ставку на уровне -0,75%. Регулятор также подтвердил свои планы о проведении валютных интервенций, после того как он пять месяцев назад отказался от сдерживания роста франка. В заявлении говорилось, что отрицательные ставки должны помочь ослабить валюту в течение долгого периода.

На самом деле ставки не очень помогают. В качестве подтверждения можно вспомнить события конца июня, когда на фоне греческой истории Центральный банк Швейцарии вынужден был вмешаться в валютные торги в понедельник, чтобы стабилизировать франк, который стремительно укреплялся к евро.

Дело в том, что растущий риск дефолта Греции спровоцировал резкое снижение евро ко всем валютам, в том числе и к швейцарскому франку. Как заявил глава ЦБ Швейцарии Томас Джордан, банк принимал активное участие в торгах, пытаясь удержать курс национальной валюты.