Философия альтруизма. Кто такой альтруист

Несмотря на то, что, по мнению многих, современный мир погрузился в пучину материалистических ценностей, эгоцентризма и погони за , в которой люди не останавливаются ни перед чем, в нем находится место проявлениям альтруизма. Для кого-то это слово связано с негативными впечатлениями, кто-то почитает альтруистов как высшее звено в развитии человечества, а кто-то индифферентен к этому явлению. Сегодня я хочу разобраться в причинах, принципах и значении альтруизма.

Начнем с определения. Под альтруизмом понимается бескорыстная активность, деятельность, направленная на служение человечеству (в глобальном смысле) или помощь ближним (в локальном). Принято считать, что альтруисты – это люди, достигшие высшей ступени сознания, когда собственная выгода и материальные ценности уходят на задний план, а высшим благом становится самоотдача для блага других. К становлению альтруистом приводит эволюция, и далеко не каждый человек способен это понять.

Принципы альтруизма и их трактовка

1. Готовность жертвовать своими интересами , благополучием и даже жизнью ради помощи другим людям. Эти люди – вовсе не обязательно близки альтруисту или даже знакомы: он не разделяет людей на тех, кто больше заслуживает его помощи (например, из-за родственных связей) и тех, кто меньше.

2. Бескорыстие. С философской точки зрения, если альтруист испытывает радость, удовольствие, помогая другим, он уже не является альтруистом. Ведь тогда это удовольствие и есть та выгода, которую он получает от своих действий. Если же смотреть на вещи более приземлено, проявления альтруизма никак не связаны с получением личной выгоды (любой – материальной, психологической, физиологической и т.д.). То есть, альтруистический поступок – тот, от которого вы не получите вообще никаких благ для себя.

3. Гуманность. Альтруист не обязательно человек верующий, приверженец какой-либо религиозной концессии. Он верит в жизнь, в человечество и в каждого отдельного представителя этого рода. Синонимом альтруизма является милосердие.

4. Щедрость. Речь идет не только о деньгах и материальных благах, но и о своем личном времени, усилиях, оказании моральной поддержки и т.д. Русское выражение «рубаха-парень» хорошо описывает этот аспект альтруизма: человек, который всегда готов прийти на помощь и ничего не ждет взамен.

5. Передача знаний является еще одним проявлением альтруизма. В мире, где самым ценным сокровищем сегодня является информация, бескорыстное распространение знаний и передача тем, кто в нем нуждается – подлинный шаг альтруиста. Неслучайно помимо благотворительности занимаются преподаванием, «заливают» ценную информацию в Интернет с бесплатным доступом и т.д.

6. Жизнь в гармонии с окружающими. Альтруист не создает проблем ни своим близким, ни кому-либо другому, он не держит зла на обидчиков, не доставляет никому неприятностей, не вступает в конфликты. Это один из самых сложных, на мой взгляд, принципов альтруизма.

7. Скромность и анонимность . Если человек рассказывает о своих благих деяниях – это не альтруизм, а пиар-кампания. Альтруизм несовместим с хвастовством и гордыней.

Характер

07.11.2016

Снежана Иванова

Альтруизм – это естественное состояние человека, раскрывшего в себе природную щедрость и желание быть полезным другим.

Что такое альтруизм? Каждому человеку интуитивно понятно данное определение. Все мы слышали о людях, которые, сумев отказаться от обладания многими материальными благами, посвящали свою жизнь служению окружающим. Человек, избравший альтруизм в качестве основного стиля жизни, как правило, принимает на себя ответственность за происходящее и искренне хочет помочь тем, кто находится рядом с ним. Он уже перестает рассуждать, основываясь на личной выгоде, равно как и забывает об индивидуальных стремлениях. Истинное бескорыстие рождается только в открытом и неравнодушном сердце.

Альтруизм – это стремление человека жить ради благополучия других. Термин альтруизма был введен в 18 веке философом Франсуа Ксавье Контом. Он утверждал, что только альтруизм делает человека сильнее, возвышает его над обстоятельствами.

Теории альтруизма

Говоря о теориях альтруизма, следует принять во внимание тот факт, что каждая из них основывается на различном подходе к жизни. Все теории определенным образом обнаруживают неразрывную связь друг с другом.

Эволюционная теория

Базируется на понятии постепенного нравственного возрастания человека. Согласно данной теории личность получает возможность духовно расти и развиваться только в ситуации, когда ее внутренняя природа будет задействована, раскрыта в бескорыстном служении окружающим. Эволюционная теория гласит, что чем более образованными становятся люди, тем больше реальной пользы способны принести обществу. Культурный человек имеет все шансы достичь нравственного просветления, преображения души.

Теория социального обмена

Данная теория говорит о том, что каждый человек, собираясь совершить то или иное действие, сначала мысленно анализирует собственные преимущества. Теория социального обмена состоит в принятии обоюдных комфортных условий существования: помогая своему ближнему, личность имеет основания надеяться на то, что и ее когда-нибудь не оставят без внимания и участия.

Теория социальных норм

Данная теория предполагает, что человек, действующий бескорыстно, не вправе ожидать ответной реакции на проявленную благость потому, как общество не одобрило бы такого поведения. Теория социальных норм учит поступать по совести, основываясь только на этических и моральных убеждениях.

Виды альтруизма

Исходя из определения альтруизма, можно обозначить его основные виды. Виды альтруизма направлены на выявление составляющих бескорыстного служения в разных жизненных обстоятельствах.

Он заключается в бессознательной потребности каждого родителя заботиться о своем ребенке . Отец и мать часто вынуждены жертвовать собой во имя будущего счастья и благополучия малыша. Если бы их любовь не была бескорыстной, речь не могла идти об альтруизме. Родительская любовь ничем не ограничена: она не судит, не ищет собственной выгоды, не заставляет становиться в позицию «должника». Такой вид альтруизма многие принимают за должное, и потому вовсе не считают чем-то необыкновенным или из ряда вон выходящим.

Нравственный альтруизм

Здесь речь идет о таких высокоморальных поступках, которые меняют сознание человека: пробуждают в нем благодарность, открытость, желание быть полезным, не зависеть от собственного настроения . Нравственные идеалы сильно связаны с общественными установками и служением людям. Данный вид бескорыстной помощи основывается на социальных убеждениях. Именно общественный институт подчас диктует личности, как ей следует жить, на что направлять свои индивидуальные усилия.

Эмпатийный альтруизм

Этот вид благородного проявления лучших качеств характера человека базируется на духовной потребности быть понятым и услышанным. Только тот, кто умеет выслушать и поддержать в трудную минуту , может претендовать на то, чтобы называться лучшим другом и благородным товарищем. Данный вид целостного посвящения себя другому человеку позволяет душе действительно раскрываться, достигать полного взаимопонимания с близкими и дорогими людьми.

Примеры альтруизма

Здесь будет разумно привести значимые характеристики альтруизма, примеры нравственных действий личности, которые позволяют определить истинность благих намерений человека, стремящегося делать добро.

Безвозмездность – основной пример альтруизма. Истинный альтруист, отдавая заботу и тепло окружающим, никогда не задумывается над тем, какой результат с этого действия будет иметь лично он. Такой человек готов бескорыстно делиться с теми, кто находится рядом, своими мыслями, стремлениями, настроением, возможностями. Материальные блага для него, как правило, имеют небольшое значение. Бескорыстная самоотдача делает его узнаваемым в глазах общества. Альтруист никогда не требует ничего взамен. Он готов бескорыстно помогать нуждающимся, внимать желаниям других людей. При этом о себе и собственных потребностях такой человек вспоминает, как правило, в последнюю очередь. Его часто обходят стороной, когда речь идет о повышении по службе, дело касается денег или благодарности.

Жертвенность

Другим примером является отказ от личных выгод . Альтруист привыкает жертвовать своими интересами, поступаться собственными желаниями ради счастья и благополучия близких людей. Иногда создается впечатление, что ему самому ничего не нужно. Жертвенность формируется в характере человека, который сделал альтруизм неотъемлемой составляющей своей жизни. Жертвенность проявляется во всем и особенно сильно в отношениях с окружающими. Альтруист вперед думает о других, а потом о своей личности. Впрочем «о себе» очередь может и вовсе не дойти: всегда можно найти нуждающегося в помощи и утешении. Жертвенность постепенно входит в привычку того, кто живет интересами своих детей, родителей, коллег по работе. Человек, имеющий свободу выбора, сознательно отказывается жить для себя и направляет свое внимание на потребности ближайшего окружения.

Ответственность

Альтруистическое настроение всегда предполагает принятие полной ответственности за свои поступки и действия . Невозможно себе представить альтруиста эгоистичным, не осознающим, зачем он совершает все благие намерения. Ответственность возникает тогда, когда личность осознает, что может реально кому-то помочь. Данный пример демонстрирует, как альтруизм меняет личность.

Душевное удовлетворение

Человек, воспитавший в себе альтруистическое начало, как правило, начинает испытывать значимый душевный подъем. Это пример того, насколько полезно развивать в себе склонность к служению другим людям. Достигая состояние душевного удовлетворения, он получает возможность оставаться довольным жизнью, совершать благочестивые поступки, полностью руководить своими действиями. Человек ощущает счастье, когда имеет возможность делиться радостью.

Таким образом, альтруизм – это естественное состояние человека, раскрывшего в себе природную щедрость и желание быть полезным другим.

Страница 6 из 32

Альтруизм

Альтруизм – это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение) других людей. Благо другого более значимо для альтруиста, чем собственное «Я». Сам термин был введен французским философом О. Контом (1798-1857) в противоположность понятию «эгоизм». Эгоизм - более первичное, почти природное начало, свойственное всем людям, а альтруизм появляется постепенно, в ходе социальной эволюции человечества.

Генетик и философ В.П. Эфроимсон полагал, что в наследственной природе человека заложено нечто такое, что извечно влечет его к справедливости, к подвигам, к самоотвержению.
У человека есть огромные, хотя и противоречивые потенции к совершению добра, которые заложены в самой его наследственной природе воздействием особых биологических факторов, игравших существенную роль в механизмах естественного отбора в процессе эволюции наших предков. И не правы те, кто считает, что человеку свойствен только эгоизм.

Иначе пришлось бы сделать вывод, что все этические начала в человеке порождены лишь воспитанием, религией, верой, убежденностью, что они являются особенностями, каждый раз заново приобретаемыми под влиянием среды в ходе индивидуального развития, то есть ненаследственными. Зато вспышки массовой жестокости - не только результат дурного воспитания и культивирования, но это и возврат к животным инстинктам, к первобытным звериным, из века в век подавляемым, но именно естественным свойствам.

Стада и орды дочеловеков и роды, племена первых людей могли некоторое время обходиться без каких-либо коллективистских и альтруистических инстинктов. Они могли побеждать и плодиться, но были обречены на гибель, были тупиками эволюции, ее иссыхающими веточками. Лишь детеныши стай, орд, родов, племен с достаточно развитыми инстинктами и эмоциями, направленными не только на личную защиту, но и на инстинктивную, полусознательную или сознательную защиту потомства, защиту коллектива в целом, имели шансы выжить. В условиях доисторических и даже исторических индивиды, у которых отсутствовали эти инстинкты, и общины, в которых они были редки, непрерывно устранялись естественным отбором за счет малой численности выживавших детенышей.

Комплекс этических эмоций и инстинктов, подхватываемых естественным отбором в условиях той специфики существования, оказывается необычайно широким и сложным. Многие противоестественные, с точки зрения вульгарного социал-дарвинизма, виды поведения оказывались на самом деле совершенно естественными и наследственно закрепленными. Поэтому свойственное человеку стремление совершать благородные, самоотверженные поступки не является простой позой (перед собой или другими), не порождается только расчетом на компенсацию раем на небе, чинами, деньгами и другими благами на земле, не является лишь следствием воспитания. Альтруизм - не просто религиозный идеал, это непреложная потребность человечества в целом.

В.П. Эфроимсон не мог доказать наличие врожденной предрасположенности к альтруизму, опираясь на факты, но он совершенно прав в том, что без альтруистических мотивов поведения хотя бы небольшой части людей не смогло бы выжить человечество в целом.

Альтруизм, выражающийся прежде всего как жалость, сострадание к другому человеку, - чувство загадочное и таинственное по своей природе. Как возможно, спрашивал А. Шопенгауэр, чтобы не мое страдание сделалось мотивом для меня и побудило бы меня к действию? Как возможно, что при виде чужого страдания страдаю и я сам? Это явление, полагал Шопенгауэр, есть великое таинство этики.

Вл. Соловьев, комментируя эти высказывания Шопенгауэра, не видел ничего таинственного в явлении сострадания. По его мнению, существует естественная, органическая связь всех существ как частей одного целого. Это данные опыта, а не только умозрительная идея, а потому и психологическое выражение этой связи - внутреннее участие одного существа в страдании других, сострадание или жалость, - есть нечто понятное и с эмпирической точки зрения, – как выражение естественной и очевидной солидарности всего существующего. «Это участие существ друг в друге соответствует явному смыслу вселенной, вполне согласно с разумом или совершенно рационально. Бессмысленно или иррационально, напротив, взаимное отчуждение существ, их субъективная отдельность, противоречащая объективной нераздельности. Этот факт внутреннего эгоизма, а никак не взаимное участие между частями единой природы, есть действительно нечто таинственное и загадочное в высшей степени, - нечто такое, о чем разум не может дать прямого отчета, и основания этого явления не могут быть найдены путем опыта».

Соловьев формулировал два правила альтруизма - отрицательное и положительное: не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других; делай другому все то, чего сам хотел бы от других. Короче и проще эти два правила, соединяемые обыкновенно вместе, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай. Первое, отрицательное, правило называется правилом справедливости, второе - милосердия. Правда, считал Соловьев, такое различие не совсем точно. Ведь в основе второго правила также лежит справедливость: если я желаю, чтобы другие помогали мне в нужде, то справедливо, чтобы и я им помогал. С другой стороны, если я не хочу никого обижать, то ведь потому, что я в других признаю такие же живущие и страдающие существа, как я сам, но в таком случае я, конечно, буду стараться по возможности избавлять эти существа от страдания. Я их не обижаю, потому что их жалею, но если я их жалею, то я буду и помогать им. Милосердие предполагает справедливость, а справедливость требует милосердия, это только различные стороны, различные способы проявления одного и того же начала.

Между этими двумя сторонами или степенями альтруизма есть действительное различие, но нет и не может быть противоречия, считал Соловьев. Не помогать другим - уже значит обижать их, человек последовательно справедливый непременно будет исполнять и обязанности милосердия, а человек истинно милосердный не может быть в то же время несправедливым.

Общее правило альтруизма: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою, - вовсе не предполагает материального или качественного равенства всех субъектов. Такого равенства, по Соловьеву, не существует в природе, и требовать его было бы бессмысленно. Дело идет не о равенстве, а лишь о равном праве на существование и развитие своих положительных сил. Дикий папуас имеет такое же право существовать и совершенствоваться в своей сфере, какое имели Франциск Ассизский или Гете. Уважать это право мы должны одинаково во всех случаях - убийство дикаря есть такой же грех, как убийство гения или святого, но из этого не следует, что они были равноценны во всех отношениях, и что мы должны были относиться к ним одинаково вне пределов этого общечеловеческого права. Логические требования альтруизма всеобъемлющи, разум не знает пристрастий и перегородок, и в этом он совпадает с тем чувством, на которое психологически опирается альтруизм. Жалость, как мы видели, также универсальна и беспристрастна, и в ней человек доходит до «уподобления Богу», потому что обнимает одинаковым участием всех без различия: и добрых, и «врагов истины», и людей, и демонов, и даже «естество пресмыкающихся».



Оглавление
Основные моральные понятия. Профессиональная и прикладная этика.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ И НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ
Аскетизм
Эгоизм
Альтруизм
Аморализм
Имморализм
Утилитаризм
Прагматизм
Нигилизм
Подвижничество
Самоотверженность

Альтруизм – это понятие, которое во многом схоже с самоотверженностью, когда человек проявляет бескорыстную заботу о благополучии других людей. По сути, альтруистическое поведение являет собой прямую противоположность эгоизму, а в психологии также рассматривается в качестве синонима просоциального поведения. Но понятия альтруизм и эгоизм не настолько неразделимы, ведь они оба являются сторонами одной медали.

В психологии альтруизм определяется как социальный феномен, а впервые этот термин был сформирован Франсуа Ксавье Контом – основоположником социологии. В его трактовке альтруизм подразумевал жизнь ради других, с течением времени понимание данного понятия не претерпело существенных изменений. Однако подобный принцип морального поведения не всегда становится выражением бескорыстной любви к ближнему. Психологи замечают, что часто альтруистические побуждения возникают из желания быть признанным в той или иной сфере. Отличие альтруизма от любви состоит в том, что объектом здесь становится не какой-то конкретный индивид.

В работах многих философов можно увидеть обоснование альтруизма жалостью как естественного проявления человеческой природы. В социуме альтруистическое поведение может принести и определенную выгоду, выражающуюся, например, в повышении репутации.

Основные теории

На сегодняшний день существует три основные теории альтруизма. Первая из них связана с эволюцией и базируется на мнении, что альтруистические побуждения изначально запрограммированы в живых существах и способствуют сохранению генотипа. Теория социального обмена рассматривает проявления альтруизма в качестве формы глубинного эгоизма, так как, по мнению сторонников этой теории, делая что-то для других, человек все же просчитывает и собственную выгоду. Теория социальных норм выстраивается на принципах взаимности и социальной ответственности.

Конечно, истинную природу альтруизма достоверно и развернуто не объясняет ни одна из выдвинутых теорий, возможно потому, что такое явление должно рассматриваться не в научной, а духовной плоскости.

Формы

Если рассматривать труды философов и психологов, альтруизм может являться моральным, осмысленным, нормативным, но также и патологическим. В соответствии с вышеописанными теориями также можно выделить следующие виды альтруизма:


Проявления в жизни

Чтобы приблизиться к пониманию настоящего альтруизма, можно рассмотреть примеры из жизни. Солдат, закрывающий своим телом товарища во время боевых действий, жена запойного алкоголика, не просто терпящая мужа, но и стремящаяся помочь ему, многодетные матери, не находящие времени для себя – все это образцы альтруистического поведения.

В повседневной жизни каждого человека проявления альтруизма также имеют место быть, выражаясь, например, следующим образом:

  • семейные отношения. Даже в нормальной семье проявления альтруизма являются неотъемлемой частью крепких отношений между супругами и их детьми;
  • подарки. В какой-то степени это также можно назвать альтруизмом, хотя иногда подарки могут преподноситься и не совсем в бескорыстных целях;
  • участие в благотворительности. Яркий пример бескорыстной заботы о благополучии нуждающихся в помощи людей;
  • наставничество. Альтруизм нередко проявляется в том, что более опытные люди обучают других, например, своих менее опытных коллег по работе и т.д.

В литературе также можно найти несколько ярких примеров. Так, образцы альтруистического поведения описал Максим Горький в своем произведении «Старуха
Изергиль», в той части, где герой Данко сумел вывести племя из гиблого леса, вырвав из груди собственное сердце и осветив им дорогу страдающим людям, вынужденным пробираться через бесконечные дебри. Это и есть пример бескорыстия, настоящего альтруизма, когда герой отдает свою жизнь, не получая ничего взамен. Что интересно, Горький в своем произведении показал не только положительные стороны такого альтруистического поведения. Альтруизм всегда сопряжен с отказом от собственных интересов, но в повседневной жизни такие подвиги не всегда уместны.

Довольно часто люди неверно понимают определение альтруизма, путая это понятие с милосердием или филантропией. Альтруистическому поведению обычно присущи следующие особенности:

  • чувство ответственности. Альтруист всегда готов отвечать за последствия своих поступков;
  • бескорыстие. Альтруисты не ищут личной выгоды от своих действий;
  • жертвенность. Человек готов понести определенные материальные, временные, интеллектуальные и прочие затраты;
  • свобода выбора. Альтруистические действия всегда являются личным выбором человека;
  • приоритетность. Альтруист ставит интересы окружающих на первое место, нередко забывая о собственных;
  • чувство удовлетворения. Жертвуя собственными ресурсами, альтруисты не ощущают себя в чем-то обделенными или ущемленными.

Альтруизм во многом помогает раскрыть потенциал личности, ведь человек может сделать для других людей гораздо больше, чем для самого себя. В психологии даже распространено мнение, что альтруистическая натура чувствуют себя гораздо более счастливыми, нежели эгоисты. Однако в чистом виде такое явление практически не встречается, поэтому многие личности вполне гармонично сочетают в себе и альтруизм, и эгоизм.

Что интересно, существуют некоторые различия между проявлениями альтруизма у женщин и мужчин. Первые обычно склонны показывать долгосрочное поведение, к примеру, заботясь о близких. Мужчины чаще склонны совершать единичные поступки, нередко нарушая общепринятые социальные нормы.

Когда речь идет о патологии

К сожалению, альтруизм далеко не всегда является вариантом нормы. Если человек проявляет сострадание к другим в болезненной форме, страдает бредом самообвинения, старается оказать помощь, которая на деле приносит только вред, речь идет о так называемом патологическом альтруизме. Такое состояние требует наблюдения и лечения у психотерапевта, так как патология может иметь весьма серьезные проявления и последствия, в том числе, альтруистическое самоубийство.

Согласно определениям, альтруизм - бескорыстная забота о благе других людей. К проявлению альтруизма можно отнести самоотверженность - приношение своих личных интересов в жертву ради другого человека. Альтруизм трактуется как некое благо, высшее проявление добродетели.

Понятие альтруизма

Термин «альтруизм» (с латинского языка «alter» - «другой») был французским и «отцом» - Огюстом Контом. Согласно Конту, своеобразный альтруизма: «Живи для других». Стоит отметить, что понятие было выделено на основе длительных наблюдений за поведением людей. Выяснилось, что очень многие, даже отъявленные мерзавцы и преступники, кого-нибудь в своей жизни да любят, и об этих людях заботятся. И ради близких многие готовы переступить через собственные принципы, убеждения, оказать помощь, содействие в чем-либо.

Проводилось множество наблюдений, экспериментов с целью выяснить способности людей заботиться о других совершенно бескорыстно. Результаты доказывают, что люди на это способны, но вот выявить истинные мотивы бывает очень трудно.

Альтруизм и эгоизм

Противопоставляется альтруизму, безусловно, эгоизм, который преподносится как некое проявление зла. В отличие от альтруизма, эгоизм предполагает доминирование собственных интересов над общественными. В какой-то мере принято считать, что эгоизм - нечто плохое, порочное. Однако стоит понимать, что ни альтруизм, ни эгоизм не являются «истинами в последних инстанциях», и с высокой долей уверенности можно утверждать, что и то, и другое в разумных пропорциях добродетель.

Практически каждый человек обладает как альтруистическими, так и эгоистическими наклонностями. Навязанная забота может дать эффект, обратный ожиданиям альтруиста. А отказ от собственных целей, мечтаний вряд ли можно воспринимать как чистое благо. Нереализованность собственных желаний очень часто влечет за собой несчастье в жизни.

Стоит понимать, что и альтруизм, и эгоизм в чистом виде практически не существуют. Всеобъемлющее человеколюбие и аналогичное себялюбие на самом деле имеет смысл в рамках контекста. Возможно, большинство людей смогут, покопавшись в себе, согласится с утверждением, что чаще всего люди бывают альтруистами и эгоистами по отношению к конкретным лицам, группам населения, а не ко всем жителем земного шара.