Фонематическая ритмика для дошкольников. Работа над дыханием

Анна Молостова
Мастер-класс по использованию методов фонетической ритмики и элементов логоритмики с детьми младшей группы детского сада.

Теоретическая часть.

(слайд 4) Всем известно, что в поле зрения работы логопеда сегодня попадают дети подготовительной группы , в лучшем случае – дети старшего дошкольного возраста. Сензетивный период для развития речи упускается.

Это – проблема как для родителей так и для педагогов, так как логопеду тяжелее работать на последующих этапах.

Мы загорелись желанием решить эту проблему и найти выход из сложившейся ситуации, тем самым облегчая задачу себе и родителям и начали работать детьми младшей группы .

(слайд 5) Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному засмеяться или заплакать, как начинают смеяться и плакать другие. Кроме того дети любят подражать друг другу, взрослым и даже животным. Все эти природные особенности детей использует фонетическая ритмика .

Работая с детьми , также необходимо учитывать закономерности формирования детской психики , одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.

При развитии более поздних в плане формирования функций (например – речи, следует опираться на уже созревшие процессы (это эмоции и движения) .

Соответственно, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для развития речи.

Учеными давно доказана связь между движениями рук и формированием произношения (связь моторики рук и артикуляционной моторики) .

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.

(слайд 6) Значит, развивающую коррекционную работу нужно выстраивать от движения к речи, что и делает фонетическая ритмика . Она сочетает в себе 3 компонента – эмоциональный, двигательный и речевой и использует механизм их единства.

В своей работе с детьми мы решили использовать сочетание нескольких методов работы , направленных на развитие речевых навыков детей. Это – фонетическая ритмика – методика Костылевой , многим известная. Это элементы логоритмики в сочетании с музыкальным сопровождением. И конечно использовали различные методы по уточнению артикуляции звуков, начиная с самых простых гласных звуков и заканчивая согласными.

(слайд 7) За основу была взята «Сказка о весёлом Язычке» , нами были разработаны свои сюжеты на каждый отдельный звук и адаптированы на младший возраст .

(слайд 8) Обязательное условие занятий – положительный эмоциональный фон, активное использование жестов , мимики, интонационного языка.

Движения и речевой материал предварительно не выучиваются! Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

(слайд 9, 10) Суть метода фонетической ритмики в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движения и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов , слов с проговариванием фраз и коротких тестов.

(слайд 11) На начальном этапе мы основное внимание обращали на правильность выполнения движений, а не на речь, чередуя противоположные по характеру движения : быстрые и медленные, резкие и плавные, напряженные и расслабляющие.

Происходит влияние на общую гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

(слайд 12) Большим плюсом этого метода является то , что он не принуждает включаться в работу всех детей. Как мы с вами знаем, всегда есть детки, которые не участвуют в занятии со всеми детьми . Они имеют возможность просто наблюдать за остальными детьми и взрослым или не делать этого.

Это даёт возможность ребенку возможность привыкнуть и включиться в работу несколько позже, и уже по собственному желанию.

Во время хорового произнесения звуков педагог должен слышать недостатки произношения детей и тактично их исправлять. Мы же делаем следующее : если многие дети не произносят правильно, к примеру, сложные звуки (Р,Л,С,З, то мы просим детей слушать произношение педагога, а повторять – только движения.

(слайд 13) Наши занятия мы строим по следующему принципу :

Повторение пройденных звуков;

Презентация нового звука через знакомство с новым сказочным персонажем;

Игры на закрепление звука, слога или слова с этим звуком (эта часть занятия делится на два направления – работа логопеда с этим звуком и работа музыкального руководителя);

Итог занятия, мы вспоминаем с каким персонажем мы познакомились и какой звук он нам принес.

(слайд 14,15) Что касается музыкальной составляющей данных занятий, то мы ставим перед собой следующие задачи.

(слайд 16) Музыка детям дает возможность представить образ персонажа, который приходит к ним на занятия (к детям приходил дядюшка Ау, Баба Яга, собачка, козленок, жеребенок, мальчик Дима, мальчик Тема, они слушают этот музыкальный образ, что в дальнейшем мне помогает в постановке театрализованных сценок.

(слайд 17) На наших занятиях мы не только слушаем музыку, которая помогает нам представить образ различных героев,

(слайд 18) но и пропеваем те звуки, с которыми знакомимся. Многие дети не произносят сложные звуки, но в сочетании с музыкой – им становится это проще, потому что они их пропевают.

(слайд 19) И так же, мы стараемся во время пения использовать движения , которые сочетаются с образом и характером песни.

Пение включает упражнения и распевки для тренировки речевого аппарата, а также упражнения для развития координации пения с движением. Мы знакомим детей с элементарными понятиями в музыке – динамические оттенки, мы поем тише – громче; знакомим и учим детей определять и пропевать звуки высоко и низко; поем отрывисто и плавно, соединяя это с движениями рук.

(слайд 20) Что касается музыкально-ритмических движения – они предполагают упражнения, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

(слайд 21) Основная направленность элементов ритмопластики на наших занятиях , - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения .

Это физиологическая потребность детского развивающегося организма.

(слайд 22) Совместные занятия с логопедом мне помогают на музыкальных занятиях в разучивании песен, музыкальных сценок, после таких занятий, дети стараются выдерживать музыкальный ритм , дышать правильно при пении, четко пропевать текст песен.

Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельные занятия или как часть речевого занятия. Отдельные стихотворные тексты можно использовать в качестве весёлых динамических пауз и на других занятиях.

В результате нашей экспериментальной работы с детьми младшей группы у нас получился цикл занятий, идущих в определенной последовательности, со сказочным сюжетом.

Мы использовали последовательность освоения артикуляции звуков и саму методику Костылевой , добавили презентации на каждый сказочный сюжет и оформили музыкальное сопровождение каждого занятия.

(слайд 23) За время проведения наших занятий мы добились того, что :

У детей активнее развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух ;

Нормализуется речевое дыхание;

Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков;

Создается база для успешной постановки звуков;

Повышается речевая активность детей;

- «неговорящие» дети постепенно включились в процесс;

Дети, стесняющиеся своей речи, раскрепостились.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Мастер-класс для воспитателей «Оформление группы детского сада к весне» Прилетай же! Милый скворушка-скворец, Прилейтай же наконец! Для.

Квиллинг (бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наступает самая лучшая пора для всех детей и воспитателей - лето. Мы готовимся к лету со всем своим усердием.

«Фонетическая ритмика»

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования учащихся направлена на создание системы комплексной помощи детям, в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Упражнения, содержащие движение и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

Нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью;

Формирование умений изменять силу и высоту голоса;

Правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях словах, фразах;

Воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

Восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

Умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;

Данная программа предназначена для коррекционно-логопедической работы с группой учащихся возрастом с 7 до 11 лет, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Новизна : Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.

Педагогическая целесообразность:

1.Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.

2. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, в процессе логопедических занятий.

3. Формирования полноценных предпосылок к обучению детей родному языку.

Особенность программы:

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в условии программы общеобразовательной школы, особенно в усвоении таких важных навыков как письмо и чтение.

Школьники с нарушениями звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи- общее недоразвитие речи. Эти учащиеся требуют от учителя-логопеда особого внимания, так как одним из негативных последствий ОНР (общего недоразвития речи) у учеников является недостаточная сформированность основных предпосылок к обучению.

Фонетическая ритмика включает в себя три компонента:

    Эмоциональный

    Двигательный

Фонетическая ритмика характеризуется тремя основными элементами:

    Напряженностью

    Интенсивностью

    Временем

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Цель данной программы - коррекция нарушений речевой деятельности через

развитие:

Слуховой, зрительной памяти, внимания;

Оптико- пространственных представлений и навыков;

Статической и динамической координации общих движений;

Тонкой произвольной моторики и мимики лица;

Фонетического слуха

и воспитание:

Чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущения в движениях и речи ритмической выразительности;

Темпа, ритма дыхания и речи;

Задачи фонетической ритмики:

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

    развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

    формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

    развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    различение и воспроизведение ритмов;

    выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

    Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

    Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.

    Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

Основные направления коррекционной работы:

1.Работа над дыханием . Работа над дыханием направлена на нормализацию речевого дыхания, умение управлять своим голосом, выработку правильного, продолжительного выдоха, сохранение плавности речи и интонационной выразительности, условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой). Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
2.Упражнения по изменению силы голоса . Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.
3.Развитие темпо-ритмических способностей . Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа, развитие чувства ритма; правильное воспроизведение ритмического рисунка слов; является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением; использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи. Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.
Нормализация произносительной стороны речи. В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи: формирование и закрепление произносительных навыков; автоматизация приобретённых навыков; тренировка слухового восприятия. Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.

Сроки реализации программы : занятия проводятся с детьми 7-10 лет 2 раза в неделю (68 ч. в учебный год).

Форма работы : малые группы наполняемостью 5 человек.

    Занятия проводятся регулярно 2 раза в неделю по 30 минут

    Во время занятий дети должны стоять врассыпную, хорошо видеть педагога

    Дети выполняют упражнения по подражанию

    Каждое движение повторяется сначала группой детей, затем отдельно каждым ребенком

    Использование звуков на занятии осуществляется по принципу от простых к сложному

    Занятия должны носить игровой характер

    Речь педагога должна служить образцом для детей, быть естественной и эмоциональной

Форма контроля : проектная работа в конце обучения / театральное выступление обучаемых.

Формирование универсальных учебных действий в ходе коррекционной работы.

Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД : Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД : умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД : Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Перечень учебно-методического обеспечения программы.

    Регулярно обновлять и пополнять методическую копилку методическим

материалом.

    Продолжить подборку и систематизацию дидактического материала по лексическим темам.

    Использование компьютерных технологий на занятиях.

    Продолжить оформления кабинета в соответствии с современными требованиями и программными требованиями.

Следить за методическими новинками и готовить наглядность и другие дидактические материалы в соответствии новых требований.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА:

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Шкафы для пособий – 4 шт.

2. Мольберт для картинок.

3. Стол канцелярский.

4. Стулья – 12 шт.

5. Детские столы – парты – 6 шт.

6. Учебно – методические пособия.

7. Настольные игры, игрушки.

8.Магнитная и разрезная азбука.

Ожидаемые результаты к концу обучения:

Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.

Коренное совершенствование системы оздоровления на основе реализации индивидуального подхода.

Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Повышение заинтересованности работников школы и родителей в укреплении здоровья школьников.

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей

Повышение квалификации работников школьных учреждений.

Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Учебно-тематический план к программе (всего 68 часов):

п / п

Название

Всего часов

В том числе теоритических занятий

В том числе практических занятий

Развитие физиологического дыхания

Развитие речевого дыхания

Развитие ритма движений

Развитие темпа движений,речи

Развитие интонационной выразительности речи

Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений)

Всего часов:

Тема1. Развитие физиологического дыхания (10 часов)-теория, практика- выработка диафрагмального дыхания;

Тема2 . Развитие речевого дыхания (10 часов)-теория, практика- коррекция речевого дыхания, выработка глубокого выдоха;

Тема4 . Развитие ритма движений (8 часов)-теория, практика- развитие чувства ритма, музыкальной памяти, выразительности движений;

Тема5 . Развитие темпа движений,речи (10 часов)-теория, практика- коррекция темпа движений, формирование нормального темпа произношения;

Тема6 . Развитие интонационной выразительности речи (10 часов),теория, практика- коррекция словесных, логических ударений;

Тема7 . Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений)10 часов)-теория, практика- коррекция слухового внимания, памяти, автоматизация произношения смешиваемых звуков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном произнесении а.

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о.

И.п. 1. Глубокий вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у.

Движение напряженное, слабое, длительное.

И.п. 2. Глубокий вдох, руки вверх при одновременном произнесении и ______ .

И.п. 1. Глубокий вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э.

Движение ненапряженное, слабое, длительное.

ЙОТИРОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ

Произнесение Я, Е, Ю, Е необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИО, ИУ, ИЭ, а затем более кратких сочетаний ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ. Для этого нужно повторить движение на звук Й, после чего следует «мини» - движения на гласные звуки.

Примечание.

И.п. 1. Движение небольшое. Руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне рта. Легким взмахом кистей рук «нарисовать» в знак краткости Й – кисти рук движутся немного вниз – назад – вверх – в сторону.

Первый вариант. Выполняется двумя руками. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук А, для чего руки при выполнении движения согнуты в локтях. Движение выполняется при одновременном произнесении Я.

Второй вариант. Взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук О, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини» - движение на звук О при одновременном произнесении Ё.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук У, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук У при одновременном произнесении Ю.

Движение напряженное, слабое, удлиненное.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук Э, уки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук Э, при одновременном произнесении Э.

Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Смычные глухие

И.п. 1. Резкие движения (как удары) вперед и в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов па, па.

И.п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз и в стороны при одновременном произнесении слогов та, та.

Движение напряженное, сильное, краткое.

И.п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.

Движение напряженное, сильное, краткое.

ЩЕЛЕВЫЕ ГЛУХИЕ

П р и м е ч а н и е.

Следует помнить, что для произношения глухих и звонких щелевых согласных характерно наличие сильной воздушной струи. Движения рук в этих упражнениях как бы продолжают естественное направление воздуха.

И.п. 1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _________ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш__________ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф_________ .

И.п. 1. Прижать руки к животу, одновременно произнести слоги х_____а, х________а.

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

ЩЕЛЕВЫЕ ЗВОНКИЕ

И.п. 1. Описать в воздухе руками полукруг и вернуть руки в и.п. при одновременном произнесении з _______ .

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

И.п. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж ______ .

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

И.п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в ________ .

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

СОНОРНЫЕ

И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м _______ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н ________ .

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

П р и м е ч а н и е.

Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.

И.п. 2.Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла …

Движение слегка напряженное, слабое, краткое.

И.п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р ______ .

Движение напряженное, сильное, длительное.

Борздых Наталья
Консультация «Игровые упражнения на основе фонетической ритмики»

Игровые упражнения на основе фонетической ритмики

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений , сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса) . Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь .

Развитие фонематического слуха (различение (анализ и синтез) звуков (фонем ) частей речи) у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы , что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика , сочетающая в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Суть метода в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

В своей практике я использую набор «звуковых карточек» , которые очень нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике .

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что :

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух ;

Нормализуется речевое дыхание;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Гласные звуки.

Звук «А» .

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.» , они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.

Звук «О» .

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…» , они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У» .

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…» , дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Звук «Э» .

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…» , дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И» .

И. п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы» .

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…» , дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину» ).

Звук «Ы» . произносится сердито.

Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.

Цель : Развитие и коррекция речи у детей с ОНР по средствам фонетической ритмики.

— это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса,
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Работа над дыханием.

Работа над дыханием направлена на:

  • нормализацию речевого дыхания;
  • умение управлять своим голосом;
  • выработку правильного, продолжительного выдоха;
  • сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
  • условия поддержания нормальной громкости речи.

С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:

Ф____ Ф_____С_____

С____ С_____Ш_____

Ш____ Ш_____С_____

Ф____ С_____Ш_____

Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

па папу папо_______
папа папопу папопу_____
папапа папопупи… па___по___пу___пи___
папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

Упражнения по изменению силы голоса.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

Проговаривание с движениями:

1. Маленькие ножки - Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
Идут по дорожке - Тихие шаги в круг.
БОЛЬШИЕ НОГИ - Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
ИДУТ ПО ДОРОГЕ - Громкие шаги из круга.

Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги - громким голосом.

2. — ТАНЮШЕНЬКА!
- ау!
- ПОДРУЖЕНЬКА!
- ау!
- ИДИ ГУЛЯТЬ!
- иду!
- ИДИ БЫСТРЕЙ!
- бегу!

Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая - тихим. Затем группы меняются местами.

3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.

Упражнения на изменения высоты голоса.

Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

1. Бьют часы,
Бьют часы:
динь -
дан -
дон.

Дети стоят по кругу, руки опущены.

Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.

Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.

Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.

Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.

2. Шарики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь -
дан -
дон.

3. Бубенчики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь-динь,
дан-дан,
дон-дон.

Развитие темпо-ритмических способностей.

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.

  • развитие чувства ритма;
  • правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;
  • является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;
  • использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.

Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.

На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.

Игра «Радист».

Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.

Игра «Теремок»

Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.

1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан, дети в такт ударов идут по кругу: па па па…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!

2. Учитель быстро стучит в барабан, ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики в такт удара останавливаются: стоп!

3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.

1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па па па (шаг - слог).

2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок - слог).

3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок - два слога).

Стихотворение с движениями:

Кап кап кап Капля - раз, капля - два. медленно,
кап кап кап Капли медленно сперва: постепенно
кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого
кап! кап, кап, кап…

Нормализация произносительной стороны речи.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:

  • формирование и закрепление произносительных навыков;
  • автоматизация приобретённых навыков;
  • тренировка слухового восприятия.

Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.

После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Желанова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №159,
г. Архангельск