Фонетические средства выразительности. Основные фонетические средства русского языка

В художественном произведении, главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи. Одним из главных изобразительных средств фонетики является стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания:

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

(А.С. Пушкин)

Здесь повторяются согласные [п], [р], [г], и гласные [о], [а]. Это делает стих музыкальным и ярким.

В зависимости от качественной принадлежности повторяемых звуков различают аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение согласных звуков:

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

(К.Д. Бальмонт)

Повторение согласных звуков [л], [л’], [в], [в’] создает образ ветра, дуновение которого ощущается почти физически.

Прекрасно владел этим приемом А.С. Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он дает описании двух бальных танцев:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал иод каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии тайцев: скопление звуков [г], [р], [з], [ж] при описании первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности; плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков [л], [м].

Ассонансом называется повторение гласных звуков. В основе ассонанса обычно бывают только ударные гласные, так как в безударном положении гласные редуцируются:

Шепот, робкое дыханье, [о-о-а]

Трели соловья, [э-а]

Серебро и колыханье [о-а]

Сонного ручья, [о-а]

Свет ночной, ночные тени, [э-о-э]

Тени без конца, [э-а]

Ряд волшебных изменений [а-э-э]

Милого лица, [и-а]

В дымных тучках пурпур розы, [ы-у-у-о]

Отблеск янтаря, [о-а]

И лобзания, и слезы, [а-о]

И заря, заря!...[а-а].

Быстро лечу я но рельсам чугунным Думаю думу свою.

(Н.А. Некрасов)

Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

В стихотворных текстах, приведенных ниже, ассонанс сочетается с аллитерацией, что создает особую музыкальность поэтических строк:

Но в искупленьях долгой кары,

Претерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат.

(А.С. Пушкин)

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо,

Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух.

(А.С. Пушкин)

Мело, мело но всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(Б.Л. Пастернак)

Другим приемом звукописи (соответствия фонетического состава фразы изображаемой картине), является звукоподражание - употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от данного явления.

Уже более двух веков образцом звукоподражания остаются строки А.П. Сумарокова, где кваканье лягушек изображается так:

О как, о как нам к вам, Боги не гласить!

Есть слова, которые при произнесении напоминают называемые ими действия: шуршать, шипеть, бренчать, храпеть, цокать, тикать и т.п. Звучание таких слов в художественной речи усиливается их фонетическим окружением:

Вот дождик вкрадчиво прокапал.

(А. Твардовский)

Повторение созвучия [кр] напоминает постукивание дождевых капель но железной крыше.

В скроговорке: От топота копыт пыль по полю летит - фонетическая выразительность главного звукоподражательного слова «тойот» усиливается аллитерацией [т-п].

Рифма - яркая особенность стиха, тоже строится на фонетических возможностях русской фонетической системы - на звуковых повторах:

Горные вершимы Спят во тьме ночной.

Тихие долины Полны свежей мглой.

(М.Ю. Лермонтов)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

(С.А. Есенин)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин)

Важным средством организации поэтической речи является ударение, оно ритмически организует стихотворение. Способствует

фонетической выразительности речи ритм и интонация. Ритм - это определенный способ членения речи, способствующий равновесию и благозвучию. С его помощью создается определенное настроение, подчеркиваются эмоционально-выразительные свойства текста. Все виды фонетических средств речевой выразительности позволяют в полной мере не только представить мелодическую суть поэтической речи, но и раскрыть смысл произведения.

Контрольные вопросы

  • 1. Что называется аллитерацией?
  • 2. Что называется ассонансом?
  • 3. Что такое звукоподражание?
  • 4. Что такое рифма?

Практикум

Задание 1. Выделите ассонанс, аллитерацию. Объясните фонетические средства речевой выразительности.

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал Загородил,

И Терека могучий вал Остановил...

4. Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности - средства языка, звучание которых позволяет вызвать определенные ассоциации - звуковые, зрительные и т. д. - создать тем самым сильный, запоминающийся образ и более полно передать смысл высказывания. Фоника, звукопись, звуковая инструментовка - общий термин, используемый для наименования различных видов таких средств, к которым относятся

1. Звукоподражание (звуковая изобразительность, ономатопея) - использование различных единиц языка с целью воспроизведения звуков окружающей действительности. Некоторые слова сами по себе обладают звукоподражательными свойствами: хрюкать, дребезжать, шорох, писк . Звукоподражание используется во многих фольклорных, игровых текстах, в частности скороговорках: От топота копыт пыль по полю летит. Довольно часто можно встретить звукоподражание и в художественных произведениях. Так, в одной из басен А. Сумароков воспроизводит кваканье лягушек при помощи натуралистического звукоподражания: О как, о как нам к вам, боги, не гласить! Этот же прием использован Ф. Тютчевым в стихотворении «Гроза»:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом.

и строках П. Антокольского, передающих характерный для поезда стук колес: Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

2. Звуковые повторы, к частным проявлениям которых относятся следующие средства:

  • Аллитерация - изобразительный повтор согласных звуков, а при более широком понимании - любой звуковой повтор. Аллитерация не обязательно связана со звукоподражанием, нередко она имеет целью придание речи благозвучия. Неслучайно это один из наиболее характерных для поэзии приемов. Напр.:

Элегантная коляска в электрическом биеньи
Эластично шелестела по шоссейному песку.

И. Северянин

  • Ассонанс - изобразительный повтор гласных звуков, как правило, ударных. Например, повторяющийся гласный [ у] в строках Н. Некрасова:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

В поэтическом тексте ассонанс и аллитерация часто сопутствуют (дополняют) друг другу:

Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена!

М. Цветаева

  • Звуковая анафора - единообразное начало некоторого числа ритмически или синтаксически соотнесенных фрагментов, построенное на повторении одного звука (или группы звуков):

Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.

А. Пушкин

Очевидно, что звуковая анафора всегда присутствует в других видах анафоры (если повторяются слова, синтаксические единицы, то повторяется их звучание) и тавтограммах - игровых текстах, все слова которых начинаются на одну букву. Последние распространены в детском фольклоре: Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто , но в поэзии как отдельный стилистический прием используются довольно редко в силу своей навязчивости.

  • Звуковая эпифора - повторы звуков в конце отдельных фрагментов текста или на конце близко расположенных слов: Вещь и нищ. Связь? Нет, разлад - М. Цветаева. Звуковая эпифора, соответственно, является составной частью других видов эпифоры - морфемных, грамматических, лексических. Частным случаем звуковой эпифоры является рифма:

И новые волны,
В непознанный час,
Все новые волны
Вставали для нас.
Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали…

К. Бальмонт

  • Анаграмма - слово (или ряд слов), образованное путем перестановки букв или звуков, входящих в состав другого слова или отдельного фрагмента текста: «В анаграммах слепень превращается в плесень, минтай - в наймита, анаконда выползает из канонады, спаниель выпрыгивает из апельсина и синоптик влияет на погоду как истопник» (М. Голубовский). Этот прием широко используется в художественных произведениях, прежде всего поэтических

Все древности, кроме: дай и мой,
Все ревности, кроме той, земной,
Все верности, - но и в смертный бой
Неверующим Фомой.

М. Цветаева

Иногда исходное слово, на основе которого создана анаграмма, не называется прямо, но контекст своим звучанием подсказывает скрытое содержание. Так, строки

Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.

в стихотворении М. Цветаевой «Имя твое - птица в руке...» анаграммируют фамилию «Блок» и тем самым намекают на поэта, к которому они обращены.

Особым видом анаграммы является палиндром - слово, фраза или текст, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: Кит на море - романтик.

  • Паронимическая аттракция (также парономазия, поэтическая этимология, звуковая метафора) - намеренное сближение слов, имеющих звуковое сходство: Минута, минущая, минешь! - М. Цветаева. Использование этого приема в некоторых случаях восстанавливает забытую этимологическую связь между словами: В тисках бесконечной тоски - В. Маяковский.

3. Звуковой символизм (также звукосимволизм, фонетическое значение, фоносемантика) - связь между звучанием и значением языковых единиц, обусловленная способностью звуков вызывать в сознании слушающего определенные слуховые, визуальные, эмоциональные и др. ассоциации. Восприятие фонетического значения слова особенно развито у писателей и поэтов. В лекции «Поэзия как волшебство» К. Бальмонт посредством метафор давал развернутые характеристики разных звуков речи: «Лепет волны слышен в Л, что-то влажное, влюбленное, - Лютик, Лиана, Лилея. Переливное слово Люблю. Отделившийся от волны волос своевольный локон. Благовольный лик в лучах лампады. Светлоглазая льнущая ласка, взгляд просветленный, шелест листьев, наклоненье над люлькой». Тонкая интерпретация образа персонажа, основанная на звукосимволизме, представлена в статье В. Набокова о Н. Гоголе: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец…»

Кроме перечисленных приемов, к средствам фонетической выразительности относятся длина слова, произносительная деформация слова, на письме воспроизводимая графическими средствами, ритм и рифма, анжамбеман (или анжамбман, от фр. enjambement, enjamber ‘перешагнуть, переступить’) - несоответствие между интонационно-фразовым и метрическим членением стиха:

По надберегу, по мосту, по
всей душе, излинованной ливнем…

Л. Аронзон

Использование фонетических средств выразительности направлено не только на создание образа, но и на придание тексту благозвучия - особой звуковой организации, при которой произнесение текста и восприятие его на слух максимально облегчено. Стремление автора создать гармоничный по звучанию текст может быть продиктовано и самим предметом изображения. Известно, что Г. Державин намеренно избегал звука [р] в стихотворении «Соловей во сне»

Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой, соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он;
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон...

с тем чтобы придать стихотворению звучание, подобное соловьиной песне, а также показать «мягкость» и «способность к выражению самых нежнейших чувствований», свойственные русскому языку.

Для передачи драматического настроения, тяжелого, смятенного состояния души авторы могут, напротив, затруднять звучание текста. Примером намеренно созданного неблагозвучия может служить стихотворение Б. Пастернака «Ледоход»:

И ни души. Один лишь хрип,
Тоскливый лязг и стук ножовый,
И стакивающихся глыб
Скрежещущие пережевы…

Использование фонетических средств выразительности не ограничено художественной литературой: они широко применяются в публицистических и рекламных текстах, нейминге (область маркетинга, специализирующая на разработке названий предприятий, фирм, продукции и пр.), а также в живом общении.

Navigation

    • Site pages

      • Дополнительные образовательные программы

        • Повышение квалификации

          Профессиональная переподготовка

          Общеразвивающие

          • Биология

            Образование и педагогика

            Русский и иностранные языки

            • Русский как иностранный. Краткосрочный интенсивный...

              Русский как иностранный. Краткосрочный интенсивный...

              Русский язык как иностранный (начальный курс)

              • Participants

                General

                Маршрут 1

                Маршрут 2

                Маршрут 3

                Маршрут 4

 Что изучает фонетика? Звук – это минимальная единица, которую произносят или слышат. Звук не обладает самостоятельным значением, но с помощью звуков можно различать слова: лампа-рампа, дом – сом, вол – вёл.  Как называлась данная роль звуков в русском языке?  На какие группы делятся звуки речи? Гласные звуки образуются воздушной струей, которая проходит через рот и не встречает при этом никаких препятствий. Они состоят из тона. В русском языке 6 гласных звуков, встречающихся под ударением, это – [а о и ы у э]. Согласные звуки образуются в том случае, когда для воздушной струи в ротовой полости нет свободного прохода. Язык может прикасаться к зубам или небу, губы могут смыкаться. Воздушной струе приходится преодолевать эти препятствия, и тогда образуются согласные звуки. Их в русском языке довольно много: они бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, некоторые из них образуют пары.  Возможно ли при помощи использования звуков в какой-либо фразе придать ей выразительность? Слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами (союзами, предлогами, частицами, междометиями), ничего не значат, не имеют никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Приведем пример со звуком [р], который входит в слова «гром, греметь, гроза, раскаты, грохот.» Перечисленные слова с давних пор используются художниками слова для передачи соответствующих им явлений природы. Так, поэт Тютчев в стихотворение «Весенняя гроза» намеренно включает слова, содержащие этот звук: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты громовые… На наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы. Г. Линдман-Орлова  Как называется прием использования в речи повторяющихся звуков? В художественной речи используется звукопись, т. е. соответствие фонетического состава фразы изображаемому явлению. Применяются такие виды звукописи, как звуковые повторы и звукоподражание. аллитерация, т. е. повторение одинаковых или сходных согласных, например: Полночной порою В болотной глуши Чуть слышно, бесшумно Шуршат камыши (К.Бальмонт.) [ш] создает звуковое впечатление шелеста камыша;  ассонанс - повторение одинаковых гласных, например: Я коротаю жизнь мою. Мою безумную, глухую: сегодня трезво торжествую, а завтра плачу и пою (А. Блок.) - повторение гласного [у] создает гнетущее, удручающее впечатление; Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А. Пушкин.) - [а], [о] звучат открыто и радостно; анафора - повторение одних и тех же начальных сочетаний звуков, например: Грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища плывут по улицам! (А. Пушкин.); Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. (С. Есенин.);  эпифора - повторение конечных звуков в словах, например: Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (С. Есенин.);  стык - повтор конечного и начального звуков рядом стоящих слов, например: Плащ, щеголяющий дырою (М. Цветаева.).  называется использование слов определенного звучания для создания слуховых впечатлений - шороха, цоканья, бренчанья, дребезжанья, чириканья и т. п., например:  В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста травы. (Л. Толстой.) - звуком [ш] передаются тихие заглушённые звуки;   Партер и кресла, всё кипит. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит (А. Пушкин.) - повторение звуков [р], [п] передает усиливающийся шум в театре перед началом спектакля, а повторение звуков [з], [ш], [с] создает слуховое впечатление шума поднимающегося занавеса. Среди звукоподражаний выделяются ономатопеи, т. е. слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими процессы.  Они называют звуки, издаваемые человеком, животным, неживой природой, например: ахать, хихикать, охать; чирикать, мяукать, шипеть, кудахтать, кукарекать, скрипеть, шуршать, цокать, тикать, бренчать, дребезжать; тренькать (на балалайке), хруст (хвороста).   Используются также звукообразные слова, которые не подражают звукам, а своей экспрессивностью по звучанию помогают образной передаче явлений, например: бой, грубо, крик, рвать - произносятся резко; дева, льнуть, милый, нега - произносятся мягко; тише, слышишь - произношение напоминает шелест.  Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них разные виды звуковых повторов и звукоподражания. Область рифм моя стихия И легко пишу стихи я. Без раздумья без отсрочки Я бегу к строке от строчки Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром. (Д. Минаев.) Кажется шепчут колосья друг другу Скучно нам слушать осеннюю вьюгу Скучно склоняться до самой земли Тучные зерна купая в пыли! (Н. Некрасов.)  Город грабил греб грабастал...  ...Где он, бронзы звон или гранита грань?.. (В. Маяковский.)  Теория  309 (з.1) или 309 (з.2) – всё на А4 с иллюстрацией или оформлением  http://do.gendocs.ru/  http://images.yandex.ru/

Урок по теме "Фонетика", всегда привлекает студентов музыкального колледжа. Во - первых, тема связана с дисциплиной "Гармония" , где важен фонематический слух студентов (им близко),а, во - вторых, включает их в исследовательскую работу, а не пустое заучивание терминов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 курс)

ТЕМА УРОКА:

ФОНЕТИКА.

Фонетические средства художественной выразительности

Цели урока:

познавательные:

  1. формирование представления об особенностях фонетических средств выразительности русской речи;
  2. чтение и комментирование стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
  3. приобретение навыков исследовательской работы над лирическим произведением;

развивающие:

  1. развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья в процессе анализа лирического произведения;
  2. формирование умений и навыков фонетического анализа стихотворения; подготовка к единому государственному экзамену;
  3. формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к осознанному чтению стихотворений Ф.И.Тютчева;

воспитывающие:

  1. воспитание внимания к слову;
  2. развитие любви к творчеству русских поэтов;
  3. формирование культуры речи;
  4. развитие эстетического вкуса

Оборудование : стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»; картины «Осень» Ю.Левитана; «Осень» Ю.Попова; музыка П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (фрагменты); фотографии поэта; таблица «Звуки русской речи», осенние листья на партах.

Форма урока – урок – исследование

ПЛАН урока

  1. Организационный этап;
  2. Основная часть: исследование фонетических средств художественной выразительности на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»
  3. Заключительный этап. Выводы.
  4. Задание на дом. Подведение итогов.

Ход урока

Поэзия есть внутренняя Музыка,

внешне выраженная размерною речью.

Слово есть чудо, Стих - волшебство.

Музыка, правящая Миром и нашей

Душой, есть Стих.

(Бальмонт)

В природе существует звук,

который неслышим,

также существует цвет,

который невидим,

но который может быть услышан.


Е. П. Блаватская

1.Организационный этап. Организация курса. Объявление темы урока, цели.

Слово учителя: Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении несет, конечно, слово. Именно найденное гармоничное сочетание смысла слова и звучания обладает огромной силой воздействия.

Поэтическое произведение – это мир слов и звуков, которые не всегда можно соотнести с принятыми звуковыми средствами. Поэтому мы, анализируя стихотворение, обращаемся к звукам русского языка, которые в сочетании с другими звуками влияют на восприятие стихотворения с точки зрения звучания и смысла.

На уроках русского языка мы рассмотрели фонетические особенности русской речи. Сегодня обратимся к фонетическим средствам выразительности русской речи.

Наши цели –

  1. повторить фонетические средства языковой выразительности,
  2. продолжить работу по их распознаванию,
  3. выявить их роль в организации художественного текста
  4. продолжить работу по анализу художественного текста.

Преподаватель : Обратите внимание на первый эпиграф нашего урока (написан на доске):

Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.

(Бальмонт)

Материалом нашего исследования станет стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. Терминологический диктант.

Преподаватель : Мы с вами изучили термины, необходимые для звуковой организации стихотворения и как яркие средства художественной выразительности стихотворения. Вам необходимо, услышав лексическое значение слова, записать языковедческий термин.

(у доски работает студент)

А) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, усиливающих выразительность поэтической речи - (ассонанс;)

Б) повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей - (ритм);

В) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи - (аллитерация);

Г) основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит - (интонация);

Д) подбор слов близкого звучания (звукопись);

Е) красота и естественность звучания звуков – (благозвучие)

Ж) одна из сильных позиции стихотворного текста, скрепленная интонацией, рифмующимися словами и смысловыми (семантическими) связями - (РИФМА_)

Преподаватель : Назовите 2 слова, образованные способом сложения ( звукопись и благозвучие)

Курс поделен (заранее) на 3 группы

  1. Работа по группам.

Преподаватель : Поэты, исследователи стихотворной речи давно заметили, что звуки играют определенную роль в смысловой организации текста. (Чтение по группам высказываний.)

1.группа: « В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)

2.группа: « О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор . Все огромное проявляется через О , хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь . Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако . Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О ».(К. Бальмонт.)

3.группа: « Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом …»(Е. Замятин.)

Преподаватель : В течение урока вы можете пользоваться высказываниями. Эти высказывания – подсказки для дальнейшей нашей с вами работы. Какие ассоциации вызывает у вас слово «ОСЕНЬ»?

Студенты называют: (листопад, дождь, зонтики, насморк, плащ….) (по группам – 2-3 ассоциации)

У доски студент выполняет фонетический разбор слова «ОСЕНЬ».

На столах у студентов есть таблица. С помощью таблицы («что передают звуки») группы ищут слова, которые ассоциируются со звуками в фонетическом разборе: [о] - пространство, осторожность; [с ́ ] - шелест, беспокойство; [и] - мечтание, вдохновение; [ н ́ ] - танец;

Вместе с преподавателем студенты приходят к выводу, что лексическое, ассоциативное и звуково е значение слова «осень» очень похожи.

2.3. Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»».

(текст стихотворения лежит на партах)

Преподаватель : Стихотворение «Осенний вечер» написал один из представителей поэзии «чистого искусства» Федор Иванович Тютчев, слава к которому пришла на шестом десятке лет. Поэты этого направления (А.Фет, А.Майков, Плещеев и другие) акцентировали своё внимание на природу и чувства человека, на гармонию между человеком и природой . Образами природы поэты выражали свои сокровенные мысли и чувства. Себя Тютчев называл «верным сыном природы» .

2.3.1. Прослушивание стихотворения наизусть. Читает студент.

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830 Тютчев (27 лет)

Преподаватель : (Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста.) Какую картину вы рисуете, услышав стихотворение? (Работа по группам: каждая группа высказывает своё мнение)

2.3.2. Работа над лексикой стихотворения. Проверка домашнего задания (лексическое значение слов необходимо было найти в толковом словаре):

  1. истома - чувство приятной расслабленности;
  2. томный - исполненный истомы, устало – нежный
  3. изнеможенье – состояние полной усталости, бессилия;
  4. кроткий – незлобивый, покорный, смирный;
  5. пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос…
  6. увядать – вянуть
  7. стыдливый – застенчивый, стеснительный
  8. с традание – физическая или нравственная боль, мучение

Преподаватель : Найдите в стихотворении слова - неологизмы – (светлость, стыдливость, пестрота, грустно – сиротеющий..) (Запись в тетрадь)

Преподаватель : Найдите в стихотворении слова высокого стиля – (дерев, ветр, кроткий..) (запись в тетрадь) Для чего, на ваш взгляд, автор их употребляет?

2.3.3. Преподаватель : Давайте обратимся к звукописи стихотворения. Одно из фонетических средств – это аллитерация. Обратите внимание на согласные звуки. Каких звуков встречается больше в этом стихотворении? (Работа по группам)

Приходим к единому мнению – это звуки [ Р.С.Л ](запись в тетрадь )

Преподаватель : Найдите в таблице соответствие этим звукам.

Каждой группе дается один звук. Приходим к выводу (вихри, танец, устремлённость) (см таблица)(запись в тетрадь). Соотносим слова с темой осени и темой стихотворения.

Преподаватель : Остановимся на двух последних строчках стихотворения:

«Что в существе разу м но м м ы зове м» – Какой звук в этой строчке чаще всего встречается? Приходим к выводу - 4 М . В таблице ищем понимание этого звука. -(философствование, размышление )

«Боже ст венной ст ыдливостью ст раданья.» –– Какие звуки в этой строчке повторяются в каждом слове?

Приходим к выводу - 3 СТ В таблице ищем понимание этих звуков . Приходим к выводу - (сомнение, беспокойство, поиск; ответственность, творчество, разрушение)

Преподаватель: Чтобы понять, что же этими строчками хотел сказать автор, перейдем к лексическим пояснениям некоторых слов и словосочетаний. (студенты записывают в тетрадь)

Существо разумное - подберите синоним (это человек)

Страдание - подберите синонимы (мука, терзание, пытка)

Стыдливость – подберите синонимы (застенчивость, стеснительность)

Божественный - подберите синоним (духовный,)

Преподаватель : Что же подсказывают читателю эти строки?

(Только человек разумный понимает, что тот, кто обладает духовностью, страдает, переживает муки, терзания, живет в гармонии с природой, со всем миром.)

Преподаватель : Так какова же основная тема стихотворения? Что подсказало нам основную мысль стихотворения? (аллитерация может помочь выразить основную тему стихотворения)

2.3.4. Преподаватель : Как вы думаете, а какое еще фонетическое средство сможет помочь нам в разборе стихотворения? (ассонанс).

Рассмотрим еще 2 строчки стихотворения.

Есть в светлости осенних вечеров

Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки. (запись в тетрадь)

Ответ - [Э, Э, Э, О ].

Преподаватель : Найдите соответствие в таблице. Приходим к выводу – вдохновение, мечтательность, романтизм и восторг, пространство, простота

Порывистый, холодный ветр порою ,

Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки (запись в тетрадь)

Ответ - [ Ы, О, Э, О]

Обращаясь к таблице,приходим к выводу: устрашение, шум, приговор, колокол, победный клич, крик, пространство, приговор, осторожность.

Соотносим с темой стихотворения .

Преподаватель : : Что же помогли увидеть, услышать гласные звуки в стихотворении?

2.3.5. Преподаватель : Особое внимание уделим с вами яркому средству художественной выразительности - рифме. Вспомните значение этого слова. Рифма задает ритм стихотворению. (Рифма - важный фактор в возникновении поэтических образов, рычаг поэтического мышления. «Рифма - крылья», - говорила А. А. Ахматова).

Как называются рифмы, оканчивающиеся на гласную (- открытые ), на согласный (- закрытые)?

Преподаватель : Каких же строк больше в стихотворении: открытых или закрытых? Почему?

Работа по группам: высказывают свое мнение.

ВЫВОД: закрытых строк больше,т.к. открытые – такие окончания считаются плавными, напевными, а закрытые – признаются резкими, отрывистыми, энергичными; именно последние рисуют борьбу и победу наступающей холодной стихии.

Преподаватель : рифма один из главных инструментов мелодики стиха, бывают женские и мужские рифмы. Как их отличить друг от друга? Рассмотрим это на нашем стихотворении.

(А) женские – ударение падает на предпоследний слог (волнами)

6 строк с женской рифмой; Б) мужскими – ударение падает на последний слог – (на скале)

6 строк с мужской рифмой)

Преподаватель : Почему автор, на ваш взгляд, применяет одинаковое количество мужских и женских рифм?

(сравнимо с падающими листьями, зрелостью человека)

2.4 Преподаватель : . Обладают ли звуки цветом? Обратимся ко 2 эпиграфу:

«В природе существует звук, который неслышим, также существует цвет, который невидим, но который может быть услышан».Е. П. Блаватская

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете . Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.

Прослушаем фрагменты музыкальных произведений: П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (осень); Какую цветовую гамму вы услышали? (Работа по группам, находим общее, различное у композиторов, потом выясняем, какой музыкальный фрагмент ближе к стихотворению Тютчева, почему))

Преподаватель : Есть мнение о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.

А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки.

Стихотворение читает подготовленный студент.

А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий;

тайну их скажу я в свой черед,

А - бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

И - пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

О - дивных глаз ее лиловые лучи.

Преподаватель : Есть даже результаты эксперимента (музыкантов и языковедов) по звукоцветовым соответствиям. Они приведены в таблице, которой мы сейчас и воспользуемся.

Давайте и мы исследуем стихотворение Тютчева.

ЗВУКОБУКВЫ

ЦВЕТ

А, Я

Красный, ярко – красный, густо - красный

Светло – желтый. белый, пурпурный

Е,Ё

Зеленый, желто – зеленый

И,Й

Синий, небесно – голубой, синеватый

Серый, Темно - синий, сине – зеленый, темно – лиловый

Голубоватый

Мрачный, темно –коричневый, черный


РАБОТА ПО ГРУППАМ

  1. Е.Ё, У в стихотворении
  1. группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы А, Я, Ы
  1. группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы И,О

Сделайте вывод по каждому цвету.

Попробуем нарисовать картину осеннего вечера с помощью цвета. Рисуем в тетради таблицу

звукобуква

количество

Цветовая гамма

цитата

Е, Ё

Желто - зеленый

Пестрота деревьев

А Я

красный

Багряные листья

Небесно - голубой

Туманная и тихая лазурь

Светло - желтый

Светлость осенних вечеров

серый

Порывистый холодный ветр

черный

Грустно – сиротеющей землею

3.0. Заключительный этап.

Преподаватель : Ещё раз попросим студента прочитать стихотворение, обратим внимание на репродукции, картины, иллюстрации, соотнесем с музыкой.

Выводы:

«Осенний вечер» - не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину, но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Природа, как и человек, живет по законам: необходимо умереть, чтобы вновь возродиться. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

Преподаватель :Так какую же роль играют фонетические средства выразительности в русской речи?

(Фонетические средства выразительности русской речи помогают лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю. Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.)

4.0.Подведение итогов.

Домашнее задание:

Найдите фонетические средства выразительности ещё в одном стихотворении Ф.И.Тютчева.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

ПРИЛОЖЕНИЕ

звуки

ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки

И, Э

Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение, скрытость, слабость, переменчивость, приспособление, вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к духовному,

Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайна

Б, П

Гром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание, комфорт, устойчивость, пессимизм, прах, пепел.

Н, М

Мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец, философствование, размышление

Гром, звон, разрушение, разорванность, рокот, дробь, ветер, рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание, ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость.

Ощущение плавности, текучести, танец

Звук восторга, торжествующее пространство, приговор, колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство, осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота, довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций.

Ы, Ш

широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия.

З, Ц,Ч

Шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь, резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет, ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность. твердость

устремлённость, сияние, сила стремления, слабость в утверждении, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким.

Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, творчество, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок, такт, ритм, толк. скромность

напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар. Страсть, могущество, власть, тиранство,.

К,Х

сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман

В. П, Ф

влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию.

резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом ("умный в гору не пойдет"):

Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание, добротность, доброта


«Каждый звук речи - малый колдующий гном». (К. Бальмонт)

Урок -исследование в 7 классе «Фонетические средства выразительности. Звукопись».

Цель урока

рассмотреть особенности фонетической организации звучащей речи, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.

Задачи урока:

1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.

2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;

3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.

Ход урока

1. Целеполагание

Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать «очень трудную» загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Учащиеся. Это жук.

Учитель. Хочу отметить, что эту «очень трудную» загадку легко разгадывают дети 4-5 лет. Как вы думаете, почему малышам это легко удается?

Учащиеся. Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.

Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?

Учащиеся. Это звукопись.

Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь на нашем уроке. Сформулируйте, пожалуйста, его тему.

Учащиеся. Фонетические средства выразительности. Звукопись.

Учитель. Эпиграфом нашего урока станут слова замечательного русского поэта конца 19-нач. 20 века К.Бальмонта: «Каждый звук речи - малый колдующий гном». (Записываем в тетрадь). Как вы понимаете слова поэта?

Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.

Учитель. Я приглашаю вас на урок-исследование. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя.

2. Актуализация знаний

Учитель. Любое исследование предполагает определение понятия исследования. Вспомним, что же такое звукопись? (опережающее задание)

Учащиеся.

1) Аллитерация-повтор одинаковых или сходных согласных звуков. Это средство выразительности мне поможет проиллюстрировать стихотворение детской поэтессы А.И.Токмаковой:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише!»

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Ночью пусть пируют мыши

Тише, тише, тише, тише!

Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.

2) Ассонанс-повтор гласных звуков. Проиллюстрирую это языковое явление, обратившись к поэме А.С.Пушкина «Полтава»:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украинской ночи.

3) Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. Я искала примеры во многих словарях и справочных пособиях, и в каждом из них в качестве примера приводили строки А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так:

О как, о как нам к вам, бога, не гласить!

3. Сообщения учащихся

Учитель. Звукопись как средство выразительности привлекала внимание мастеров слова давно. В этом нас убеждает историческая справка, подготовленная ребятами:

1) Уже в 18 веке М.В.Ломоносов в "Риторике" доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: "В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства глубины и вышины; учащение письменных Е,И- к изображению нежности, ласкательства; через Я показать можно приятность, увеселение, нежность, через О,У,Ы - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль".

2) Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт тоже пытается наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О - звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море, простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако».

3) Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако

Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] - близкое, низкое, стискивающее".

4. Ассоциативная разминка № 1

Учитель. Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Исследование предполагает экспериментальную работу. Мы опытным путем докажем или опровергнем высказанную мысль о связи звука и смысла. Если такая связь существует, то у разных людей одинаковые звуки должны вызывать одни и те же ассоциации.

(Сначала показываю звуки, ребята дают характеристики, потом открываю ответы, т.е. те характеристики, которые даны звукам поэтами и писателями. Делаем вывод о связи звука и смысла)

Учитель. Дайте характеристику звукам (1-2 определения) по величине, силе, красоте.

[п"], [х"]- слабые, хилые, маленькие, плохие;

Учитель. Передайте настроение, характер, который создается при помощи следующих звуков:

[х"] [с"] - трусливые;

[С], [к], [т] - печальные;

[Д], [н], [л], [м] - добрые;

[Ж], [з], [с], [ф] - злые;

[и], [л"] [м"]- нежные.

5. Исследовательская работа

Учитель. Теперь, когда связь между звуком и смыслом не вызывает сомнения, познакомимся с ней поближе. Проведем свое лингвистическое исследование. Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Мы не случайно обращаемся к фольклору. Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:

Карточка 1

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.

Карточка 2

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.

Карточка 3

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.

Карточка 4

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.

Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?

Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.

6. Ассоциативная разминка № 2

Учитель. Продолжаем наше исследование. Поговорим о роли звукописи в поэтических тесках, ведь именно поэзия является самым ярким выражением всех средств речевой выразительности, в том числе и звукописи. Предлагаю вам ассоциативную разминку № 2: вы закрываете глаза и слушаете стихи, а потом рассказываете о тех образах, которые представили, о тех чувствах, которые возникли. Какие звуки помогли вам? Сделайте вывод о роли звукописи. (Читаю наизусть).

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

Учащиеся. Я слушаю стихотворение, и в моем воображении возникают образы сумрака, вечера, кажется, что слышишь шорохи, возникает чувство тревоги, смятение. Повтор слова сухие намекает на отжившее, мертвое, это рождает в душе неопределенность, страх. Звукопись помогает поэту изобразить, а читателю представить различные образы, картины, вызывает определенные чувства.

М.Цветаева

Бузина цельный сад залила!

Бузина зелена, зелена!

Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена, значит, лето в начале!

Синева - до скончания дней!

Бузина моих глаз зеленей!

Учащиеся. В стихотворении использованы звонкие, жизнеутверждающие звуки. Так и слышится многоголосая перекличка звуков, которые отражают буйное торжество красок, ярких, контрастных звуков. Звукопись рождает конкретные слуховые впечатления.

К.Бальмонт

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнил откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то,

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь. Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

Учащиеся. В данном стихотворении преобладают гласные [а, о, у] - сильные, открытые, радостные. Именно их обилие создает радостное, торжественное, громкое звучание. За ними - образ лирического героя, уверенного в жизни, стремящегося к жизненным победам, открытиям, утверждающего могущество человека. Звукопись помогает нарисовать образ лирического героя.

7. Рассуждение на лингвистическую тему

Учитель. И еще раз мы убедились в том, что «каждый звук нашей речи- малый колдующий гном», способный передать мысли и чувства поэтов, нарисовать в нашем воображении самые разные картины, понять настроение и характер лирического героя.

Не только поэты и писатели, но и многие лингвисты указывали на эти способности звуков, изучали их, причем исследования последних десятилетий, которые ведутся с применением совершеннейших компьютерных технологий, только подтвердили те ассоциативные связи, о которых писалось сто и более лет назад. Лингвисты Л.Крысин, А.Журавлев и другие представили в своих работах много интересных наблюдений о связи звука и смысла. Познакомимся с некоторыми из них. Обращаемся к учебнику. Работаем в парах (упр. 400 исследуем поэтические тексты упр.33). Результатом нашего исследования должно стать рассуждение на лингвистическую тему. (См. приложение).

Учащиеся. Современный лингвист Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Убедиться в истинности этих слов нам помогут стихотворные строчки Максимилиана Волошина:

Костер мой догорал на берегу пустыни,

Шуршали шелесты струистого песка,

И горькая душа тоскующей полыни

В истомной мгле качалась и текла.

В первой строчке автор использует ассонанс: повтор [а] передает изображение пространства, великолепия, вышины, в ней же аллитерация на [р] передает потрескивание, которое можно услышать возле костра. Во второй строчке аллитерация на [щ] передает шум песка, волнующегося на ветру. Ассонанс в третьей и четвертой строчках [о, а, а, а], [о, а, э, а, а, а, а] передает напевность, мелодичность. Мастерство поэта состоит в том, что он смог найти слова с таким звуковым составом, что мы живо представили себе догорающий костер среди необъятной пустыни (вероятно, так названа степь), одинокую травинку полыни, может быть, и лирического героя, страдающего от горького одиночества.

Учащиеся. Многие исследователи русской фонетики указывали на то, что звуки речи наделены смысловой нагрузкой. В частности, Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Проиллюстрировать названную функцию звуков поможет стихотворные строчки К.Бальмонта:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

В первых двух строчках аллитерация на [ч, с, ш] передает шуршание и шепот прибрежных камышей. Камыши не только шепчут, они издают и другие звуки, поэтому автор использовал аллитерацию на [р]. Поэт создал такие стихотворные строки, которые никого не оставят равнодушным. Читаем их, и наше воображение рисует ночь на берегу лесного озера, крупным планом камыши и другие прибрежные травы. Прислушаемся, и мы услышим тихий плеск воды, нежное шуршание камышей, перешептывание осоки, потрескивание высохших травинок.

Учитель. Как видите, при помощи ассонанса и аллитерации мастера поэтического слова многое могут сказать своим читателям.

8. Сочинение-миниатюра

Учитель. Любое исследование по лингвистике предполагает наличие своего слова по вопросу исследования. В нашем случае это может быть написание сочинения-миниатюры с использованием звукописи. Прочитайте задание у упражнению 404 (Подумайте, о чем шепчутся листья в пасмурный осенний день). Напишите миниатюру, используя живопись. Работаем в парах.

Ключевые слова: сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся, посмеиваются, потрескивают.

9. Рефлексия урока

Прав ли был Бальмонт, считавший, что каждый звук нашей речи- «малый колдующий гном»?

Учащиеся. Безусловно, каждый звук нашей речи- «малый колдующий гном». И сегодня на уроке мы увидели, как умелым сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, рисуют в нашем воображении великолепные картины родной природы.

Учитель. Искренне надеюсь, ребята, что, проведя исследование, вы увидели, что звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысль поэта, чувства и настроение лирического героя. Поэтическое слово как будто имеет свой вкус, цвет, запах, объем. И почувствовать это слово, а не просто понять его лексическое значение, почувствовать его вкус, запах, его другой смысл, часто скрытый, помогает его ЗВУЧАНИЕ. Важно уметь слышать, а слыша, понимать и скрытый, не всегда на поверхности лежащий, смысл. Слыша и понимая, наслаждаться звучащим словом. Желаю, чтобы вас окружали только приятно звучащие слова, чтобы вам хотелось произносить только приятно звучащие слова. Будьте здоровы и счастливы!

Использованная литература

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис Пресс, 2006.

Горшков А.И. Русская словесность. М.: Просвещение,1995.

Доронина Т.В. и др. Анализ стихотворения. Учебное пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.

Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. -М.: «Московский лицей».

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9кл.: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 1996.

Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов.-2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2000.

Меркин Г.С. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2005.

Новиков В.И. Литературоведение и стилистика. М.: Педагогика - Пресс, 1997.

Приложение к уроку «Фонетические средства выразительности. Звукопись»

Звуки и смысл

великолепие, великое пространство, глубину,

высокое, голубое,

близкое, низкое, стискивающее

грусть, нежность, напевность

громкое, яркое, красное, горячее, быстрое, дрожащее

бледное, голубое, холодное, плавное, легкое

нежность, снег, небо, ночь

душное, тяжкое, туман, о тьма

милое, мягкое, мать, море

[ш, ж, с, ч, ф, х]

шорох, шум, шептанье, шелест

Характеристика звуков по величине, силе, красоте

[в], [а], [р] - сильные, активные;

ю, [п"], [х"]- слабые, хилые, маленькие, плохие;

[а] - широкий, сильный, хороший;

[к], [ш], [ж], [с], [ф], [щ] - шероховатые;

[о], [и], [м], [л], [у] - гладкие.

Характеристика звуков по настроению, характеру

[а], [р] - храбрые, бодрые, радостные;

[с], [х"] - трусливые;

[С], [к], [т] - печальные;

[Д], [н], [л], [м] - добрые;

[Ж], [з], [с], [ф] - злые;

[и] [м"] [л"] - нежные

Карточка 1

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

Ответ стройте по образцу:

Карточка 2

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.

Ответ стройте по образцу:

Это (….). В загадке использован(а, ы) (ассонанс, аллитерация, соединены ассонанс и аллитерация). Повторение (каких звуков?) передает (что? какие звуки?), помогает представить (что?).

Карточка 3

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.

Ответ стройте по образцу:

Это (….). В загадке использован(а, ы) (ассонанс, аллитерация, соединены ассонанс и аллитерация). Повторение (каких звуков?) передает (что? какие звуки?), помогает представить (что?).

Карточка 4

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Ответ стройте по образцу:

Это (….). В загадке использован(а, ы) (ассонанс, аллитерация, соединены ассонанс и аллитерация). Повторение (каких звуков?) передает (что? какие звуки?), помогает представить (что?).

Современный лингвист Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Убедиться в истинности этих слов нам помогут стихотворные строчки Максимилиана Волошина (прочитайте выразительно).

В первой строчке автор использует (ассонанс, аллитерацию?): повтор передает (что?)_______________________________________________________________. Во второй строчке (ассонанс, аллитерация?) на живо рисует воображению (что?)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________. (Ассонанс, аллитерация?) в третьей и четвертой строчках позволяет увидеть (что?)____________________________________________________________________. Мастерство поэта состоит в том, что он смог найти слова с таким звуковым составом, что мы живо представили себе (какую картину? проникнутую какими чувствами?)___________________________________________________________________ Каким увидели лирического героя?)_____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Как видим, права была исследовательница русской фонетики Г. Лидман-Орлова, считавшая, что «поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы».

Многие исследователи русской фонетики указывали на то, что звуки речи наделены смысловой нагрузкой. В частности, Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Проиллюстрировать названную функцию звуков поможет стихотворные строчки К.Бальмонта (прочитайте выразительно).

В первых двух строчках (ассонанс, аллитерация?) на передает (что?)_____________________________________________________________________. Камыши не только шепчут, они издают и другие звуки, поэтому автор использовал (ассонанс, аллитерацию?) на . Поэт создал такие стихотворные строки, которые никого не оставят равнодушным. Читаем их, и наше воображение рисует (что?) ________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Прислушаемся, и мы услышим (что?)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Стихотворные строки проникнуты (каким настроением?)______________________________________________________________________________________________________________________________________________, и в этом, безусловно, велика роль звуковых повторов и умелого подбора звуков.

Как видим, права была исследовательница русской фонетики Г. Лидман-Орлова, считавшая, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи».

Созданный проектный продукт адресован, прежде всего, ученикам старших классов (15-17 лет) и студентам, которые любят играть в интеллектуальные командные игры.