Формальные языки программирования примеры. Языки программирования высокого уровня

ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК – искусственная знаковая система, предназначенная для представления некоторой теории. Формализованный язык отличается от естественных (национальных) языков человеческого общения и мышления, от искусственных языков типа Эсперанто, от «технических» языков науки, сочетающих средства определенной части естественного языка с соответствующей научной символикой (язык химии, язык обычной математики и др.), от алгоритмического языка типа обобщенного программирования и т.п. прежде всего тем, что его задача – служить средством фиксации (формализации) определенного логического содержания, позволяющего вводить отношение логического следования и понятие доказуемости (либо их аналоги). Исторически первым формализованным языком была силлогистика Аристотеля, реализованная с помощью стандартизованного фрагмента естественного (греческого) языка. Общую идею формализованного языка сформулировал Лейбниц (characteristica universalis), предусматривавший его расширение до «исчисления умозаключений» – calculus ratiocinator. В Новое время различные варианты формализованных языков разрабатывались на основе аналогии между логикой и алгеброй. Вехой здесь явились труды Моргана , Буля и их последователей, в особенности Шрёдера и Порецкого . Современные формализованные языки – в их наиболее распространенных формах – восходят к труду Фреге «Begriffsschrift» – «Запись в понятиях» (1879), от которого идет главная линия развития языка логики высказываний и (объемлющей ее) логики (многоместных) предикатов, а также применение этих логических языковых средств к задачам обоснования математики.

Характерная структура таких формализованных языков: задание алфавита исходных знаков, индуктивное определение (правильно построенной) формулы языка, т.н. задание правил образования, задание правил вывода, т.н. правил преобразования, которые сохраняют выделенную логическую характеристику формул (истинность, доказуемость и др.). Добавление правил преобразования превращает формализованный язык в логическое исчисление. Существует много видов формализованных языков: это прежде всего языки дедуктивно-аксиоматических построений, систем натурального («естественного») вывода и секвенциальных построений, аналитических таблиц, систем «логики спора» и многих других.

Формализованные языки различаются по своей логической силе, начиная с «классических» языков (в которых в полной мере действуют аристотелевские законы тождества, противоречия и исключенного третьего, а также принцип логической двузначности) и кончая многочисленными языками неклассических логик, позволяющих ослаблять те или иные принципы, вводить многозначность оценок формул либо их модальности. Разработаны языки, в которых логические средства в том или ином смысле минимизируются. Таковы языки минимальной и положительной логик или язык логики высказываний, использующий единственную логическую операцию, напр. штрих Шеффера (см. Логические связки ).

Формализованные языки обычно характеризуют в терминах синтактики и семантики. Но самым существенным является та логическая характеристика его формул, которая сохраняется правилами вывода (истинность, доказуемость, подтверждаемость, вероятность и пр.). Для любого формализованного языка фундаментальными являются проблемы полноты выражаемой в нем логики, ее разрешимости и непротиворечивости; напр., язык классической логики высказываний полон, разрешим и непротиворечив, а классической логики предикатов (многоместных) хотя и полон, но неразрешим; язык же расширенного исчисления предикатов – с кванторами по предикатам и неограниченным применением принципа абстракции – противоречив (такой была логико-арифметическая система Фреге, в которой Рассел обнаружил антиномию, названную его именем).

Формализованный язык может быть «чистой формой», т.е. не нести никакой внелогической информации; если же он ее несет, то становится прикладным формализованным языком, специфика которого – наличие постоянных предикатов и термов (дескрипций) – напр. арифметических, – отражающих свойства прикладной области. Для формализации теорий высокого уровня абстракции формализованный язык может по-разному видоизменяться, расширяться либо «надстраиваться»; пример: формализация классического математического анализа как арифметики второго порядка (т.е. с кванторами по предикатным переменным). В ряде случаев формализованный язык содержит логические структуры многих – даже бесконечно многих – порядков (такова, напр., «башня языков» А.А.Маркова, служащая формализации конструктивной математики, или интерпретация модальностей в виде иерархии «возможных миров»). Семантическая база формализованного языка логики может быть теоретико-множественной, алгебраической, вероятностной, теоретико-игровой и др. Возможны и такие ее «ослабления», которые лишь родственны вероятностной семантике – так возникает, напр., формализованный язык «расплывчатой логики» (в смысле Заде). Тогда язык приобретает специфическую прагматику, принимающую во внимание фактор носителя языка (дающего оценку «функции принадлежности» предмета объему данного понятия). Здесь проявляется крепнущая ныне тенденция учета в формализованных языках «человеческого фактора» – в том или ином его виде, что явно проявляется в некоторых формализованных языках логики квантовой механики. В другом направлении идет разработка формализованных языков, семантика которых предполагает отказ от экзистенциальных допущений либо те или иные онтологические предпосылки – о допустимости правил с бесконечным числом посылок, «многосортности» предметных областей, даже противоречивых, и т.д.

Непременной чертой формализованного языка является «возможностное» истолкование правил вывода; напр., на определенном шаге мы вольны использовать либо не использовать, скажем, правило modus ponens. Этой черты лишены алгоритмические языки, носящие «предписывающий» характер. Но по мере развития компьютерной логики и разработки программ «описывающего» типа это различие начинает сглаживаться. В этом же направлении действует и разработка формализованных языков, ориентированных на решения задач эвристики.

Литература:

1. Черч А. Введение в математическую логику, т. 1. М., 1960;

2. Клини С.К. Введение в метаматематику. М., 1957;

3. Карри Х. Основания математической логики. М., 1969;

4. Фрейденталь Х. Язык логики. М., 1969;

5. Смирнова Е.Д. Формализованные языки и проблемы логической семантики. М., 1982.

ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ (ФОРМАЛЬНЫЕ) ЯЗЫКИ

ПОНЯТЬ

Формализованный (формальный) язык - искусственный язык, характеризующийся точными правилами построения выражений и их понимания.

Формальный язык строится в соответствии с четкими правилами, обеспечивая непротиворечивое, точное и компактное отображение свойств и отношений изучаемой предметной области (моделируемых объектов).

В отличие от естественных языков формальным языкам присущи четко сформулированные правила семантической интерпретации и синтаксического преобразования используемых знаков, а также то, что смысл и значение знаков не изменяется в зависимости от каких-либо прагматических обстоятельств (например, от контекста).

Формальные языки часто конструируются на базе языка математики.

На протяжении всей истории развития математики в ней широко использовались символические обозначения для различных объектов и понятий. Однако, наряду с символическими обозначениями ученые-математики свободно пользовались и естественным языком. Но на каком-то этапе развития науки (XVII век) возникла необходимость строгого логического анализа математических суждений, а также уточнения важного для математики понятия “доказательство”. Оказалось, что решить эти задачи невозможно без строгой формализации математических теорий. Появилась потребность в изложении этих теорий на формальном языке. Веком бурного развития различных формальных языков можно считать XX век.

С точки зрения информатики, среди формальных языков наиболее значительную роль играют формальный язык логики (язык алгебры логики) и языки программирования . Они также имеют важное практическое значение.

Все формальные языки - это кем-то созданные конструкции. Большинство из них строятся по следующей схеме.

Прежде всего выбирается алфавит , или совокупность исходных символов, из которых будут строиться все выражения языка. Затем описывается синтаксис языка, то есть правила построения осмысленных выражений.

Поскольку понятие “символ” имеет многозначную смысловую нагрузку для знаков алфавита чаще применяется термин “буква”. Но следует помнить, что буквами в алфавите формального языка могут быть и буквы алфавитов естественных языков, и скобки, и специальные знаки и т.п.

Из букв, по определенным правилам можно составлять слова и выражения .

Простейшее правило заключается в том, что любую конечную последовательность букв можно считать словом. Фактически слово есть простейшая информационная модель (и оно, разумеется, является конструктивным объектом).

ПРИМЕР 1

Одним из важных с точки зрения информатики является алфавит, состоящий из двух букв “0”, “1”. Всякой конечная последовательность нулей и единиц - есть слово в этом алфавите.

В логико-математических языках среди выражений различают термы и формулы .

Термы - это аналог имен объектов, их основное назначение - обозначать некоторый объект.

К термам прежде всего относятся предметные переменные и константы - выражения, служащие для обозначения конкретных объектов.

Из предметных переменных и констант по определенным правилам строятся более сложные термы. Обычно для этого используются допустимые в языке функции.

ПРИМЕР 2

В логике такими функциями являются инверсия (), конъюнкция (), дизъюнкция (), импликация () и др.

Примеры термов в алгебре логики:

А; АВ А; (АС).

В языках программирования в образовании термов участвуют арифметические операции, операции отношения (,

Примеры термов в языке программирования Pascal:

А; prog_1; ((A1+25)3*B) and (B0)); 2+sqrt(z*sin(b)).

Формулы

ПРИМЕР 3

Примеры логических формул:

(АС)  АС = 1; x((x)(x))

Формулами в языке программирования можно назвать операторы программы.

Примеры “формул” языка программирования Pascal:

A:= 2+sqrt(Z*sin(B)); if F3 then write(R) else R:=sqr(F);

Осмысленные выражения получаются в формальном языке, только если соблюдены определенные в языке правила образования, преобразования и “понимания” термов и формул. К таким правилам относятся:

    правила построения термов и формул;

    правила интерпретации термов и формул (семантический аспект языка);

    правила вывода

Для каждого формального языка совокупность этих правил должна быть строго определена и модификация любого из них приводит чаще всего к появлению новой разновидности (диалекта) этого языка.

ПРИМЕР 4

Оператор языка Pascal

if F3 then write(R) else R:=sqr(F);

интерпретируется в соответствии со следующим правилами:

    переменная F может быть только целого или вещественного типа, а переменная R - только вещественного типа. Если это не так, то считается, что оператор синтаксически неверен, и выполняться он не будет (будет выдано сообщение о синтаксической ошибке);

    переменные (простейшие термы) F и R, должны быть ранее определены, то есть ячейки с этими именами должны содержать какие-то значения соответствующего типа (для некоторых версий Pascal это правило не входит в синтаксис языка. В этом случае выбирается та последовательность нулей и единиц, которая содержится в ячейках с заданными адресами и интерпретируется как десятичное число);

    если значение выражения (сложного терма “F3”), стоящего вслед за ключевым (зарезервированным) словом if, есть “истина” (true), то выполняется оператор, расположенный за ключевым словом then (на экран выводится значение переменной F); если же его значение “ложь” (false), то выполняется оператор, расположенный за ключевым словом else (вычисляется квадрат значения переменной F и результат помещается в ячейку с именем R).

Наличие в синтаксисе формального языка правил вывода термов и формул позволяет выполнять изоморфные преобразования моделей, построенных на базе данного языка. Таким образом формальные языки не только отражают (репрезентируют) ту или иную совокупность уже имеющихся знаний, но являются средством формализации этих знаний , позволяющим путем формальных преобразований получать новые знания . Причем, поскольку преобразования могут проходить только по строгим формальным правилам, построение моделей, изоморфных данной, но дающих новое знание, вполне может быть автоматизировано . Эта возможность широко используется в компьютерных базах знаний, в экспертных системах, в системах поддержки принятия решений.

Формальные языки широко применяются в науке и технике. В процессе научного исследования и практической деятельности формальные языки обычно используются в тесной взаимосвязи с естественным языком, поскольку последний обладает гораздо большими выразительными возможностями. В то же время формальный язык является средством более точного представления знаний, чем естественный язык, а следовательно, средством более точного и объективного обмена информацией между людьми.

ЗНАТЬ

Формализованный (формальный) язык - искусственный язык, характеризующийся точными правилами построения выражений и их интерпретации (понимания).

При построения формального языка выбирается алфавит , и описывается синтаксис языка.

Алфавит - совокупность исходных символов, из которых будут строиться все выражения языка.

Выражениями формального языка являются термы и формулы.

Основное назначение терма - обозначать некоторый объект.

Простейшими термами являются предметные переменные и константы - выражения, служащие для обозначения конкретных объектов.

Сложные термы строятся по определенным правилам путем применения к простым термам допустимых в языке функций.

Формулы образуются из термов, к которым применены допустимые в языке операторы.

Синтаксис языка - совокупность правил построения осмысленных выражений - включает в себя:

    правила построения термов и формул;

    правила интерпретации термов и формул;

    правила вывода одних формул и термов из других формул и термов.

Важное практическое значение имеют такие формальные языки, как язык логики и языки программирования .

Формальные языки широко используются в науке и технике. Они являются средством более точного и объективного обмена информацией между людьми, чем естественный язык.

Формальные языки не только отражают (репрезентируют) ту или иную совокупность уже имеющихся знаний, но являются средством формализации этих знаний, позволяющим путем формальных преобразований получать новые знания. Эта возможность широко используется в компьютерных базах знаний, в экспертных системах, в системах поддержки принятия решений.

УМЕТЬ

ЗАДАНИЕ 1

Перечислите, из каких букв состоит алфавит известного вам языка программирования и какие существуют правила для образования простых термов в этом языке.

Если в этом языке программирования зарезервированные слова? Если да, то приведите примеры зарезервированных и не зарезервированных слов.

Что в языках программирования можно рассматривать как термы и формулы?

ОТВЕТ. В алфавит языка программирования входят все символы, которые можно использовать при написании программ.

Термами языка программирования являются идентификаторы, а также выражения, построенные из идентификаторов, констант, знаков арифметических и логических операций, математических и других (определенных в языке) функций, скобок.

Формулами языка программирования являются допустимые в нем операторы: ввода, вывода, присваивания, условный, цикла и т.п.

ЗАДАНИЕ 2

Если вы изучали основы формальной логики, то:

    приведите примеры, когда формальное преобразование логических формул позволяет получить новое знание об исследуемых объектах;

    проинтерпретируйте формулу: x ((x)  (x)) или  (А  А) = 1

ОТВЕТ. 2) - это закон непротиворечия, суть которого: никакое высказывание не может быть истинным и ложным одновременно.

ЗАДАНИЕ 3

Что является алфавитом десятичной системы счисления?

Каково основное правило образования (записи) чисел в этой позиционной системе счисления?

ОТВЕТ. Алфавит: десятичные цифры, десятичная точка (или запятая) и знаки плюс и минус. Правило: вес цифры в числе зависит от ее позиции в записи числа.

ЗАДАНИЕ 4

Каким образом может быть проинтерпретировано слово двоичного алфавита “0100 1001 0100 0110” в известной вам системе программирования (пробелы вставлены для удобства восприятия)?

ОТВЕТ. В языке Pascal эти два байта могут быть интерпретированы как строка символов “IF”, как два числа типа byte - 73 и 70, как одно число типа integer - 20758 (18758 ???).

ЗАДАНИЕ 5

Графический интерфейс системы Windows содержит такие элементы как пиктограммы или иконки. Можно ли считать, что они входят в алфавит языка пользовательского интерфейса этой системы? Ответ обоснуйте.

РАСШИРЬ СВОЙ КРУГОЗОР

В формальных языках как ни в каких других велика роль знака, понимаемого в широком смысле этого слова. Некоторые аспекты использования знаков рассматривались нами ранее, но есть смысл поговорить об этом более подробно.

Причина возникновения знаков достаточно очевидна: большинство объектов познания и деятельности не доступны непосредственному восприятию в процессе познания и предъявлению в процессе коммуникации.

Знак (гр.  - знак, лат.транскрипция - semeion) - это материальный объект, выступающий в качестве представителя некоторого другого объекта, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

ПРИМЕЧАНИЕ 1. Вместо слова “знак” в схожем смысле употребляются другие понятия: “имя”, “термин”, “обозначение”.

По определению одного из создателей теории знаков (семиотики) Ч.П.Пирса, знак - это такой элемент x, который заменяет субъекту некоторый элемент y (денотат) по некоторому признаку.

Соответственно, денотат - это то, что данный знак обозначает в конкретной ситуации.

Денотат некоторой языковой абстрактной единицы (от лат. denoto - обозначаю) - множество объектов, которые могут именоваться данным знаком.

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Вместо слова “денотат” в логике употребляют другие (тождественные, синонимические) названия: чаще всего “значение”, “обозначаемое”.

В свою очередь каждый знак определяет какие-то свойства обозначаемого им объекта. Ту информацию, которую знак несет об обозначаемом, принято называть концептом знака (от лат. conceptus - понятие).

ПРИМЕЧАНИЕ 3. Термин “концепт” имеет синонимы: “смысл”, “смысл знака”.

НАПРИМЕР, в слове “животное” мы обнаруживаем древнее значение слова “живот” - жизнь. Животные отличаются не наличием живота, а тем, что они живые, им присущ живот-жизнь. Таким образом, концепт знака “животное” - понятие живого существа, детонат - любое конкретное живое существо, которое имеется в виду в данной знаковой ситуации.

Согласно Пирсу все знаки делятся на индексные , иконические и символические по характеру отношения между означающим и означаемым.

Индексное отношение между означающим и означаемым в знаке основано на их фактическом, существующем в действительности сходстве. К этому классу можно отнести, напрмер, звукоподражательные слова или структурные формулы химических соединений. Знаки-индексы связаны с обозначаемым причинным отношением (например, наличие мокрых крыш - знак того, что прошел дождь).

Иконическое отношение между означающим и означаемым - это, по Ч.Пирсу, “простая общность по некоторому свойству”. Знаки-копии (iconic signs) - воспроизведения, репродукции, которые сходны с обозначаемым (например, фотографии, отпечатки пальцев).

В символическом знаке означающее и означаемое соотнесены “безотносительно к какой бы то ни было фактической связи” (например, определенное сочетание звуков, букв, фигур, цветов, движений и т.п. поставлено в соответствие некоторому объекту.

Для построения формальных языков важен именно этот тип знаков (см. параграф первой главы об основном тезисе формализации).

ПРИМЕЧАНИЕ 4. Символические знаки иногда называют символами . По мысли выдающегося русского философа П.А.Флоренского символ есть “бытие, которое больше самого себя. Символ - это нечто, являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и однако существенно чрез него объявляющееся”. Например, мифическое существо грифон, сочетающее в себе льва и орла, является одним из символов Иисуса Христа.

Часто бывает, что знак, впервые возникший как иконический, впоследствии становится знаком-символом.

НАПРИМЕР, буква  в финикийской азбуке называлась “алеф” - бык (она напоминает голову быка). Тогда она была иконическим знаком. В греческом же языке эта буква не связана с быком и становится знаком-символом.

По мере развития математической символики также происходит замена иконических знаков символами. Например, римская цифра V напоминала раскрытую руку (пять пальцев), а современная цифра 5 является символом.

Знаки обозначают соответственно планету Венеру и Марс в астрономии, а в биологии - женский и мужской пол. По происхождению эти знаки иконические. Первый из них - стилизованное изображение старинного зеркала, второй - щита с копьем.

Денотатами далеко не всегда являются реально существующие предметы и совокупности таких предметов. Множество примеров денотатов, не являющихся объектами реальности, содержится в известной сказке Л. Кэрола “Алиса в стране чудес”. В ней же образно сформулирован принцип возникновения таких денотатов:

“Жить-то он жил (Мартовский заяц- прим авт.), а быть-то он не был”. В этой связи и русская присказка “жил да был” вовсе не кажется тавтологией.

Структура знака описывается так называемым “треугольником Фреге” (по имени выдающегося немецкого логика, много сделавшего для развития теории формальных языков). В другой терминологии он называется “семантическим треугольником” или треугольником Огдена и Ричардса. Он устанавливает связь между знаком, денотатом знака и концептом знака.

Рис. 4.3.1. Треугольник Фреге

С помощью этого треугольника можно прояснить ряд известных языковых эффектов (знаковых ситуаций).

1) Синонимия - ситуация, заключающаяся в полном или частичном совпадении значений различных знаков:

Рис. 4.3.2. Схема синонимии

2) знаки могут иметь один и тот же денотат, но обладать разным смыслом (денотативное тождество). Например, знаки “sin 30°” и “1/2” имеют один и тот же денотат, то есть именуют одно и то же действительное число, но смысл этих знаков различен:

Рис. 4.3.3. Схема денотативного тождества

3) Полисемия (многозначность)- наличие у знака более одного значения:

Рис. 4.3.4. Схема полисемии

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Историческая справка

Первые шаги к созданию формального языка логики были сделаны еще в период античности. Аристотель (384-322 д н.э.) ввел в употребление буквенные переменные для субъектов и предикатов простых категорических высказываний, а глава школы стоиков Хрисипп (ок. 281-208 до н.э.) и его ученики - переменные для высказываний в целом. В XVI веке Р.Декарт (1596-1659) создал основу современного формального языка математики - буквенную алгебру, а Г.В.Лейбниц (1646-1716) перенес Декартову символику в логику. Основным языком логики в то время был естественный язык. Осознавая существенные синтаксические и семантические недостатки естественного языка (громоздкость, многозначность и неточность выражений, нечеткость синтаксических правил и т.п.), Лейбниц сформулировал тезис о том, что без создания специального искусственного языка - “универсального исчисления” - дальнейшее развитие логики невозможно. Но лишь в конце XIX века идея Лейбница получила развитие в исследованиях Дж.Буля (1815-1864), С.Джевонса (1835-1882), Э.Шредера (1841-1902) и других - появилась алгебра логики.

Дальнейшее развитие языка логики связано с именами Дж.Пеано (1858-1932) и Г.Фреге (1848-1925). Пеано ввел ряд принятых в современной математике символов, в частности “”, “”, “”, для обозначения соответственно отношений принадлежности, объединения и пересечения множеств. Фреге построил аксиоматическое исчисление высказываний и предикатов, в котором содержались все основные элементы современных логических исчислений.

Опираясь на результаты, полученные Фреге, и используя модифицированную символику Пеано, Б.Рассел (1872-1970) и А.Н.Уайтхед (1861-1947) в совместном труде “Принципы математики” (1913) сформулировали основные положения формального языка логики.

В настоящее время язык логики находит важное применение в информатике, при разработке языков программирования, программного обеспечения компьютера, различных технических систем.

Возникновение языков программирования приходится на начало 50-х годов XX века. Первоначально программы создавались на языке машинных команд и представляли собой последовательности двоичных кодов, которые заносились с пульта в компьютер для выполнения.

Первым шагом в развитии языков программирования явилось введение мнемонических (mnemonic - память) обозначений для команд и данных и создание машинной программы, переводящей эти мнемонические обозначения в машинные коды. Такай программа, а вместе с ней и система обозначений получила название ассемблера .

Для каждого типа машин существовал свой ассемблер, и перенесение программ с машины на машину было очень трудоемкой процедурой. Поэтому возникла идея создания машинно-независимого языка. Такие языки начали появляться с середины 50-х годов, а программа, переводящая предложения этого языка на машинный язык, стала называться транслятором .

Языков программирования и их диалектов (разновидностей) насчитывается несколько тысяч. Классифицировать их можно по-разному. Некоторые авторы разбивают все многообразие языков программирования на процедурные и декларативные. В процедурных языках преобразование данных задается с помощью описания последовательности действий над ними. В декларативных языках преобразование данных задается прежде всего посредством описания отношений между самими данными. Согласно другой классификации, языки программирования можно разделить на процедурные, функциональные, логические, объектно-ориентированные. Однако любая классификация несколько условна, поскольку, как правило, большинство языков программирования включает в себя возможности языков разных типов.

Особое место среди языков программирования занимают языки, обеспечивающие работу систем управления базами данных (СУБД). Часто в них выделяют две подсистемы: язык описания данных и язык манипулирования данными (другое название - язык запросов).

Естественные языки программирования (ЕЯП) определяют следующий шаг развития языков программирования, отличаясь отязыков запросов тем, что пользователь любого уровня освобождается от необходимости освоения каких-либо специальных словарей, грамматики и синтаксиса –предложения ЕЯП весьма похожи на предложения обычной человеческой речи. ЕЯП еще дальше отдаляют пользователя от ВС и ее СПО, существенно повышая интеллектуальный уровень интерфейсапервого с вычислительными ресурсами. В настоящее время на ПК успешно используются ЕЯП с ограниченными возможностями, такие, какClout, Q&A, Savvy Retriever, HAL и др. Основные разработки ЕЯП связываются с задачами ИИ и интеллектуализацией интерфейса в СУБЗ. В этом направлении непосредственную прикладную значимость (особенно в связи с массовым применением ПК) получили различного рода ЕЯП-интерфейсы с ЭВМ. Из ЕЯП такого типа можно отметитьрегламентированные языки (меню, анкетные, инструкций и др.), играющие большую роль в интеллектуализации интерфейса с ЭВМ при использовании различного рода ППО; большую роль они играют в различных системахинтервьюирования ,обучающих, экспертных и др., однако их использование жестко регламентировано определенными рамками, а в случае переноса систем срегламентированными ЕЯП на другие типы ЭВМ зачастую требуются существенные их переделки. Поэтому для более гибкого и естественного общения пользователя с ЭВМ более адекватен именноестественный язык.

Проблема использования естественного языка для организации интерфейса синтеллектуальной ВС на содержательном уровне с интересными иллюстративными примерами хорошо изложена в специальной литературе. Однако по данному вопросу следует сделать одно существенное замечание. Зачастую принимается на веру, чтоестественный язык является наилучшим способом организации интерфейса пользователя с ЭВМ. Данное предположение даже положено в основу проекта ЭВМ 5-го поколения. Однако оно не представляется нам столь ужочевидным.

В целом ряде случаев естественный язык выразителен менееграфического, тщательно отработанныйформальный язык предметной области бывает выразительнееестественного языка (также имеющегонемало недостатков). Более того, многие предметные области (математика, физика, химия, биология и др.) имеют свойязыковый сленг, в ряде случаев существенно отличающийся от обычного естественного языка. Поэтому, развитыйязыковый интерфейс может являтьсясимбиозом естественного иформальных языков либо представлять собойиерархию языков:естественный язык -формальный {структурированный) язык ЭВМ. В любом случае, данная проблема пока еще весьма далека от своего полного решения.

Лекция № 34 прикладное программное обеспечение

План лекции.

1. Прикладное программное обеспечение ЭВМ.

2. Классы пакетов прикладных программ.

3. Основные прикладные средства.

4. Качественные характеристики программного обеспечения.

34.1. Прикладное программное обеспечение эвм

В предыдущем разделе на самом общем уровне обсуждалась структура ППО, основу которого составляют ППП различных типов, назначения и организации. В связи с интенсивным вторжением в человеческую деятельность ПК и массовым характером пользования быстро растет удельный вес ППП в ПО ЭВМ. Учитывая важность данной компоненты, обеспечивающей интерфейс высокого уровня непрофессионального пользователя с вычислительными ресурсами ЭВМ, рассмотрим ее несколько детальнее, основываясь на трех уровнях:

(1) принцип организации ППП;

(2) требования к профессиональной подготовке пользователя;

(3) основные современные группы ППП.

Одной из характерных черт современных ППП является использование принципа синтеза рабочих программ из подпрограмм на основе содержательногоописания задачи на проблемно-ориентированном языке, близком к понятиям и терминам проблемной области пользователя. При таком подходе пользователь посредством специальногоязыка формирования пакета (ЯФП) содержательноописывает отдельную задачу или класс задач(требующих решения), формируяпрограмму генерации конкретного ППП из набора средствфиксированной илирасширяемой программнойсреды (рис. ЗЗа). На основе данной программы генерируется ППП для конкретного приложения со своимвходным языком (ВЯ) общения с пользователем. После создания ППП пользователь работает с ним в процессе решения своих задач. Как правило, описанный принцип организации используется дляпроблемно-ориентированных ППП, когда решаемый ими круг задач достаточно четко определен и задачи связаны какими-либо общими характеристиками, например численными методами, статистическим анализом, моделированием в конкретной предметной области и т.д. Спектр ППП подобной организации весьма широк - отбиблиотечной организации подпрограмм определенной направленности (например, статанализа) досложной программной среды (рис. ЗЗа), требующей специального ЯФП для формального описания предметной области, на которую должен быть ориентирован(сгенерирован) ППП. При создании конкретного пакета используются как средства собственно егопрограммной среды, так и вновь программируемые.

Создание ППП - достаточно длительный и трудоемкий процесс, требующий использования специальных инструментальных средств. Однако в общем случае такие системы оказываются весьма сложными, а создаваемые ими пакеты достаточно далекими от требуемой эффективности. Поэтому одним из способов устранения указанных недостатков является создание специализированных инструментальных систем, ориентированных насемейства проблемно-ориентированных ППП соднородными входными языками иодинаковыми принципами функционирования. Из отечественных средств данного типа можно отметитьмета системы САТУРН иPACKAGE . Так, вPACKAGE подобно другим аналогичным системам выделяются две вышеуказанных фазы:описание искомого ППП на специальном ЯФП (подсистемаКонструктор) игенерация ППП с его входным языком (подсистемаПрепроцессор); при этом обеспечивается технологичность программирования на основных этапахгенерации пакета: (1) описание класса решаемых пакетом задач и методов их решения; (2) создание входного языка ППП; (3) программирование и отладка необходимых программных модулей.

При указанной технологии разработка конкретного ППП начинается с описания на ЯФП подлежащих решению задач в терминах предметной области, т.е. производится программирование функциональных свойств искомого объекта - ППП посредством специальногометаязыка, включаявходной язык, на котором пользователь в последующем должен будет общаться с искомым пакетом. Результатом выполнения оттранслированной ЯФП-программы является искомый ППП с заданным емувходным языком. Таким образом, данная технология в общем случае предполагает наличие двух уровней пользователей- системного, генерирующего ППП с заданной предметной областью, ипроблемного, использующего созданный ППП посредством еговходного языка, близкого к понятиям предметной области или кестественному языку. Естественно, в случае достаточно простой программной среды, узко ориентированного класса решаемых задач и простого ЯФП функциисистемного ипроблемного пользователя может совмещать одно и то же лицо.

В настоящее время компьютерное экспериментирование (КЭ) становится одним из основных средств исследования крупных научно-инженерных, технических и общественных проблем: в космонавтике, ядерной физике и энергетике, прогнозировании и др.,сложность которых не позволяет, с одной стороны, достаточно строго исследовать иханалитически, а с другой - исследовать весьма дорогостоящими экспериментальными методами. Метод КЭ предполагает использование проблемными пользователями наборов различного назначения ППП, которые в силу экспериментального характера работы в значительной степени подвержены различного рода изменениям. Рассмотренный принцип организации ППП обладает достаточно гибкимиадаптационными возможностями для автоматизации подобного типа работ, хорошо отвечая как задачам модификации, так и расширению исходной программной среды пакета. Для повышения интеллектуального уровня интерфейса с пакетом, особенно эксплуатирующимся на ПК массовым пользователем, важную роль играет егографическая составляющая, которая также определяется в развитыхметасистемах проектирования игенерации ППП. Наряду с этим для повышениялогического уровня интерфейса уже существующих популярных ППП создаютсяграфические метасистемы, существенно расширяющиеграфический интерфейс пакетов, делая его более дружелюбным.

В отличие от рассмотренной организации ППП, обеспечивающей их гибкость и адаптируемость к предметной области и выдвигающей ряд требований к профессиональному уровню пользователя, для массового пользователя используется, как правило, жесткая организация, не позволяющая ему модифицировать пакет. Такая организация имеет два основных исполнения: (1) высокийлогический уровеньвходного языка пакета (ВЯП), ориентированного на пользователя и предметную область, ивнутреннего языка пакета, позволяющего создавать в его среде модули, обеспечивающие функции расширения пакета, а также создание документов для конкретных приложений пакета; (2) интерфейс с пакетом обеспечивается только на уровне проблемно-ориентированного ВЯП. Вобоих случаях практика создания ВЯП для пакета использует два основных подхода: (1) создание языка на основе уже существующего ЯВУ (который, как правило, является иязыком реализации пакета) и (2) разработкаоригинального входного языка. Припервом подходе существенно упрощается реализациявходного языка, тогда как для непрофессионального пользователя возникают дополнительные сложности по освоению пакета.Второй подход требует в ряде случаев значительно больших затрат на разработкувходного языка, однако позволяет сделать его легким в освоении и использовании (язык меню, элементы естественного профессионального языка, язык запросов, язык диалоговой графики и др.).

При этом спектр пользовательской ориентированности ВЯП лежит в весьма широком диапазоне - от начинающего пользователя до профессионала в некоторой предметной области. Например,игровые пакеты имеют высокопонятийныйграфический интерфейс и не требуют особого освоения; пакетытекстовых редакторов также имеют развитый языксистемы меню, достаточно высокого понятийного уровня (например пакетMs Word); проблемно-ориентированные пакеты (например,MathCAD, Reduce. Mathematica обеспеченывходным языком, ориентированным на знакомого с математическим языком пользователя. Наконец,внутренний язык пакета ориентирован, главным образом, на программирование функций, непосредственно не поддерживаемых пакетом, либо программированиедокументов для конкретных его приложений. Часто в качествевнутреннего языка используется языкреализации пакета или его модификации (например пакетыReduce. Mathematica и др.); однако в ряде случаеввнутренний язык имеет ориентацию напредметную область пакета имеетвходной язык на основе простой и дружелюбной системы меню ивнутренний С-подобный SALT-язык, позволяющий легко и быстро создавать и выполнять в среде пакета SLT-документы (программы, модули для конкретных приложений пакета)].Сложность внутренних языков ППП различна, требует определенного программистского навыка для их освоения; однако они позволяют создавать развитые библиотеки документов, выполнение которых в среде пакета позволяетсущественно расширять его функции и область приложений.

Наконец, жесткая организация в сочетании с предметно-ориентированным ВЯП ориентирована на относительно небольшие по объему пакеты либо пакеты специальной направленности, но массового применения. В качестве ВЯП, как правило, выступают языки типа меню, диалоговой графики, запросные и др., ориентированные на непрофессионального пользователя. Примером такойорганизации могут служить простые пакеты текстовых редакторов, специальные пакеты и т.д. Вместе с тем более развитые из них располагают макросредствами, позволяющими оформлять на уровнемакросов наиболее часто используемыепоследовательности операций с пакетом (напримерChiWriter , Ms Word , Word Perfect vs . др.).

Согласно своей организации пакеты допускают различных уровней и типов расширения со стороны пользователя: от возможностиполной генерации пакета на конкретные условия применения (с учетом возможности расширения его программной среды) до отсутствия какой-либо возможности расширения пакета. Однако в большинстве случаев современные ППП допускаютрасширения, из которых для проблемного пользователя наиболееестественным способом является созданиебиблиотек (документов, программ, модулей, макросов) навнутреннем языке пакета, решающихзадачи в некоторой предметной области и выполняющихся в среде самого пакета. Целый ряд пакетов допускаютрасширение своих возможностей путем создания каквнешних (относительно основных модулей пакета), так ивстроенных функций. Однако в целяхсовместимости пакетов наиболее целесообразным является расширение пакета за счет еговнешних функций и средств, не дающее возможности пользователю модифицировать (с определенными оговорками)базовую часть пакета, поставляемую и поддерживаемую фирмой-разработчиком.

Большинство современных ППП перед началом использования требуют проведения операции инсталляции, состоящей в настройке пакета на конкретные условияэксплуатации (конфигурация аппаратных средств, режим решения задач и др.). Как правило, инсталляция проводится один раз и выполняется либовнутренними средствами пакета(Ms Word, Quattro и др.), либо посредствомспециальных утилит(Sprint, Mathematica и др.). Для простых пакетовинициализация, как правило, производится каждый раз автоматически при их загрузке средствами операционной системы(Framework , AutoSketch и др.).

Документация, поставляемая с пакетом, должна включать рекомендации по его инсталляции на конкретные условия применения. Рассмотревтри основных принципа организации ППП, кратко обсудимфункциональное наполнение пакетов, которое нафайловом уровне в общем случае можно представить, как: (1)модули обеспечения основных функций пакета; (2) конфигурационные файлы; (3) утилиты общего назначения и расширяющие функции пакета; (4) специализированная БД; (5) библиотека документов для выполнения их в среде пакета; (6) файлы, содержащие справочную, лицензионную информацию по пакету, а также документацию. Как правило, во всех современных ППП прослеживается отмеченнаяструктуризация ихфайловой системы.

Ряд известных пакетов (Expert Choice , Mathematica , MathCAD , Ms Excel и др.) поставляются также на уровне иллюстративных и/или обучающих версий, которые функционально ограничены относительно основного пакета, но позволяют проводить иллюстрацию пакета в действии, а также обучать основам работы в его среде, что в целом ряде случаев позволяет сделать более осознанный выбор данного средства для последующего коммерческого использования.

За последние 70 лет программирование превратилось в обширное направление человеческой деятельности, результаты которой по своей практической значимости вполне сопоставимы с новейшими результатами в области ядерной физики или космических исследований. Эти результаты в значительной мере связаны с появлением и быстрым развитием алгоритмических языков высокого уровня.

Современные языки программирования высокого уровня, такие как Паскаль, Си, Ада, Java, C++, C# и другие, до настоящего времени остаются наиболее распространенным и мощным инструментом у программистов, занимающихся разработкой как системного, так и прикладного программного обеспечения. С появлением новых задач и потребностей функциональные возможности этих языков постоянно расширяются путем создания все более совершенных версий.

Другое направление разработки языков программирования связано с созданием специализированных (проблемно-ориентированных) программных систем и сред для пользователей-непрограммистов (технологов, конструкторов, экономистов и др.). Примерами таких систем и сред являются САПР различного назначения, автоматизированные обучающие системы, системы дистанционного обучения, экспертные и моделирующие системы в экономике и т.д. Назначение соответствующих проблемно-ориентированных языков, используемых в подобных системах, часто отражено в их названиях, например: «Язык описания схем технологического оборудования», «Язык описания сценария обучения», «Язык моделирования ситуаций» и т.п.

Как универсальные, так и проблемно-ориентированные языки программирования обладают одной общей чертой - они являются

формальными языками. Что же такое формальный язык? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: язык - это множество предложений, а формальный язык - это язык, предложения которого построены по определенным правилам.

Предложения строятся из слов, а слова - из символов (букв). Множество всех допустимых символов называется алфавитом языка. В языках программирования предложениям обычно соответствуют операторы (или инструкции), а символы алфавита мы видим на клавиатуре компьютера.

И естественные языки, и языки программирования - бесконечные множества. На языке программирования можно написать неограниченное число программ.

Как же задать правила построения предложений формального языка? При ответе на этот вопрос мы будем отталкиваться от двух важных понятий: синтаксис и семантика языка.

Синтаксис языка определяет структуру правильных предложений и слов, а в языках программирования, ко всему прочему, и допустимые структуры текстов программ.

Существуют различные способы описания синтаксиса формальных языков (способам описания посвящена вторая глава учебного пособия). Наиболее используемыми в языках программирования являются форма Бэкуса - Наура (БНФ) и синтаксические диаграммы.

БНФ была разработана Бэкусом и впервые применена для строгого описания языка АЛГОЛ-60 в 1963 г. Эта форма используется как для описания структуры языка в целом, так и для описания отдельных языковых конструкций (подмножеств языка) и его элементов - операторов, идентификаторов, выражений, чисел и др.

Ниже приведены примеры БНФ, определяющие синтаксис десятичных целых чисел и синтаксис арифметических выражений, содержащих операции «+» и «*».

БНФ десятичных целых чисел:

= 0|1|...|9

БНФ арифметических выражений:

:= () а

В приведенных выражениях а обозначает любой идентификатор и рассматривается как символ алфавита, из которого строится выражение.

В левой части БНФ в угловых скобках записываются названия определяемых синтаксических категорий (понятий, единиц), символ «:= » означает «есть», «это», «определяется как», символ «|» означает «или».

Правая часть БНФ определяет возможные варианты конструирования конкретных значений этих категорий, в данном случае - значений десятичных чисел и конкретных арифметических выражений. БНФ содержит также и алфавит символов, из которых составляются эти значения. Для десятичных целых чисел алфавит - это множество {+,-, 0, 1,..., 9}, а для выражений - это множество {а, *, +, (,)}.

Процесс конструирования значений синтаксической категории состоит в выводе этих значений путем последовательных подстановок правых частей правил БНФ в левые. Ниже приведены выводы числа « - 320» и выражения «а+а*а» с использованием соответствующих БНФ:

БНФ имеют большое сходство с формальными грамматиками , используемыми в теории формальных языков (некоторые авторы их отождествляют).

Именно появление БНФ стимулировало быстрое развитие теории формальных языков и ее применение к прикладным задачам разработки языков программирования и проектирования трансляторов.

Если в рассмотренных БНФ каждую синтаксическую категорию из левой части правил обозначить через А, В и С соответственно, а вместо символа:= использовать -то будут получены следующие формы:

Для десятичных целых чисел:

А->В+В-В В^>СВС С-> 0 | 11... | 9

Для арифметических выражений:

А^А+ВВ

В->В*СС

С^>(А)а

В таком виде записываются правила формальных грамматик. Символы, обозначающие синтаксические категории, в данном случаев, В, С в формальных грамматиках называются нетерминальными символами, а символы алфавита - терминальными.

На практике после получения грамматики языка программирования в «первом приближении» необходимо исследовать ее свойства, а в ряде случаев и выполнить некоторые преобразования. В основном это связано с необходимостью приведения грамматики к виду, удобному для построения соответствующего транслятора. В процессе выполнения этих преобразований с формальной точки зрения не имеет значения, какие конкретные синтаксические категории и символы алфавита содержит БНФ. Поэтому на этом этапе обычно переходят к формальной грамматике и используют соответствующие методы теории формальных языков. В то же время не следует полностью отождествлять БНФ с формальными грамматиками. Определение грамматики в теории формальных языков имеет более общий характер. В частности, с их помощью можно описывать контекстные зависимости, которых не всегда удается избежать при разработке языков программирования и которые нельзя описать при помощи БНФ.

Характерной чертой грамматик языков программирования является наличие в них рекурсии. Рекурсивность означает, что в определении некоторой синтаксической категории содержится сама определяемая категория (это так называемая явная рекурсия). Например, в рассмотренной БНФ определения для категорий и содержат в правой части сами эти категории. Рекурсия - практически неизбежное свойство грамматик языков программирования, позволяющее сделать их бесконечными. В то же время некоторые виды рекурсии, которые будут рассмотрены позднее, значительно усложняют процесс разработки соответствующих трансляторов.

Остановимся коротко на другом упомянутом выше способе описания синтаксиса языка при помощи синтаксических диаграмм. Некоторые авторы при описании стандарта языка отдают предпочтение этому способу в силу его большей наглядности. Примеры синтаксических диаграмм можно найти во многих книгах по программированию (например, в ). Отметим, что оба способа описания - и БНФ, и синтаксические диаграммы эквивалентны и всегда можно перейти от одного способа описания к другому .

Рассмотрим теперь понятие семантика языка. Если синтаксис языка определяет структуру его правильных предложений и текстов, то семантика определяет корректность их смысла. В свою очередь, корректность смысла зависит от значений слов, составляющих предложения. Например, если в естественном языке определить синтаксис предложения как

то можно построить множество предложений с различными смыслами. Например, предложения «автомобиль едет» и «автомобиль думает» правильны с точки зрения синтаксиса. Однако первое предложение имеет корректный смысл, о втором можно сказать, что оно бессмысленно. Таким образом, семантика определяет множество смыслов и допустимых соответствий между предложениями (текстами) и смыслами.

Кроме того, семантика языка зависит от свойств объектов, описываемых на этом языке. Если в рассмотренном примере автомобиль был бы оснащен компьютером с программами расчета оптимальных режимов и маршрутов движения, то второе предложение уже не казалось бы бессмысленным.

Точно так же в языках программирования синтаксически правильно построенный оператор присваивания

будет семантически некорректным, если а имеет значение 10,5 (а = 10.5), а b - значение ложь (b = false).

Формальное описание семантики языков программирования оказалось значительно более сложной задачей, чем описание синтаксиса. Большинство работ, посвященных применению математических методов в реализации языков программирования, освещают именно вопросы описания синтаксиса и построения методов синтаксического анализа. В этой области сложилась достаточно целостная теория и методология. В то же время семантика языка и семантический анализ до настоящего времени остаются предметами многих исследований.

Многие аспекты семантики языка программирования можно описать в виде перечня семантических соглашений, которые носят общий, неформальный характер. Например, программистам известны такие соглашения, как «каждый идентификатор в блоке описывается один раз», «переменная должна быть определена до ее использования» и т.д.

В качестве примера успешного применения теории формальных языков в области семантики и семантического анализа можно привести аппарат атрибутных трансляционных грамматик, позволяющий учитывать семантические соглашения в описании языка и контролировать их соблюдение в ходе трансляции программы .

Что касается прогнозов на перспективы дальнейшего развития языков программирования, то здесь существует достаточно широкий спектр мнений, вплоть до диаметрально противоположных. Некоторые авторы считают, что каждый из языков имеет свои семантические особенности, которые делают его удобным и привлекательным для той или иной области программирования (например, Пролог и Лисп - ориентированы на решение задач искусственного интеллекта; Фортран - наиболее эффективен при решении вычислительных задач; Кобол - используется для экономических расчетов и т.д.). Поэтому следует создавать все новые языки, обладающие специфическими возможностями или периодически обновлять уже имеющиеся версии, а не пытаться создать универсальный язык. В подтверждение этой точки зрения приводится аргумент, что все амбициозные проекты по созданию универсального языка потерпели неудачу (достаточно вспомнить несбывшиеся надежды, связанные с разработкой языков АДАиПЛ-1).

Другая часть авторов считает, что со времени опубликования стандартов первых языков программирования - Фортран, Алгол и др. - в 60-х гг. XX в., произошла «стабилизация» языков в том смысле, что сходные по назначению языковые конструкции в разных языках имеют практически одну и ту же семантическую основу, несмотря на различия в лексике и синтаксисе. Поэтому, как только удастся формально определить эту общую семантическую базу, можно будет приступить к созданию универсального языка, который уже будет не языком программирования в традиционном понимании, а заготовками семантических конструкций. Программа будет представляться набором этих конструкций, а текстовый редактор уступит место структурному редактору. В качестве примера частичной реализации этого подхода приводятся визуальные среды программирования, подобные Delphi, C++ Builder и др.

О железнодорожном языке "Платформу Красные Зори поезд проследует без остановки". Обратим внимание, что машинист употребил существительное "остановка", а не глагол "останавливаться". Остановка - очень важное для железнодорожников понятие. Поезд может "остановиться", но не "иметь остановки". Турчин [Тур-чин 2000], приводя подобный пример, указывает на формализацию языка, употребляемого в узких профессиональных целях.

Формализованный язык можно определить следующим образом [Турчин 2000]. Рассмотрим двухэтажную языковую модель действительности (рис. 4. 4). Ситуация si кодируется языковым объектом Li. Объект L1 есть имя для si. Некоторое время спустя ситуация S1 сменяется ситуацией S2. Осуществляя некоторую языковую деятельность, преобразуем L1 в другой объект - L2. Если наша модель правильна, то L2 есть имя S2. В результате, не зная реальной ситуации S2, мы можем получить представление о ней путем декодирования языкового объекта L2. Выполнение преобразования L1->L2 определяет, будет ли язык формализованным.

    Для формализованного языка преобразование L1->L2 определяется исключительно языковыми объектами Li, которые участвуют в нем и не зависят от языковых представлений si, соответствующих им по семантике языка.

    Для неформализованного языка результат преобразования языкового объекта Li зависит не только от вида самого представления Li, но и от представления si, которое он порождает в голове человека, от ассоциаций, в которые он входит.

Человек способен воспринимать самые неформализованные языки. А компьютер не понимает, точнее, не может исполнить программу на неформальном языке. Именно поэтому важное место в изучении программирования всегда занимают формальные алгоритмические языки программирования,

О формализации неформализованного Формализация неформализованного - процесс неформализуемый. Хотя с этим пытаются бороться логики и военные.

О формуле любви Формула любви не поддается формализации. В лучшем случае она может быть представлена только в виде весьма грубой модели

Языки моделирования

Язык моделирования - набор правил, определяющих построение моделей (упрощенного представления реальности), включающий их визуализацию и определение структуры и поведения. Язык моделирования включает:

    элементы модели - фундаментальные концепции моделирования и их семантику;

    нотацию - визуальное представление элементов моделирования;

    руководство по использованию - правила применения элементов в рамках построения моделей предметной области.

Языки программирования и интегрированные среды

    По словам создателя первой интегрированной среды FRAMEWORK, интегрированная среда -это такая прикладная программа, что пользователь, запустив ее в начале рабочего дня, находит в ней все необходимые для работы ресурсы и поэтому не выходит из интегрированной среды до самого конца рабочего дня. Конечно, это определение не очень корректно и несколько идеализирует ситуацию, но его общий смысл достаточно ясен. Основная особенность интегрированных сред -высокая степень интерактивности. Она достигается за счет интеграции в единое целое различных программных ресурсов, отсюда и происходит название. Так, интегрированная среда какого-либо компилятора языка программирования (программы, которая из текста данного языка программирования создает исполняемую программу) обычно содержит текстовый редактор и собственно компилятор с системой диагностики ошибок компиляции. Кроме того, в ней обычно имеется также отладчик -интерпретатор данного языка, выполняющий программу строчка за строчкой и имеющий ряд других специальных возможностей. Одно из активно развивающихся направлений, визуальное проектирование -полностью основано на использовании возможностей интегрированной среды. Пользователь в интерактивном режиме выбирает необходимые для его программы объекты языка программирования и устанавливает между ними связи. Популярность таких языков как Visual BASIC (Microsoft), а также Object PASCAL (среды Delphi и Kylix, Borland), не случайна. Даже неопытный программист, не знающий кроме BASIC других языков программирования и никогда не программировавший под Windows, может за два-три дня с помощью Visual BASIC создать прикладную программу, работающую под Windows. А вот программисту высокого класса, не программировавшему до того под Windows, с помощью C++ зачастую приходится для создания такой же программы затратить недели, а то и месяцы. Правда, Visual BASIC обладает рядом существенных ограничений. С помощью сред визуального проектирования можно создавать весьма сложные программы, не набрав с клавиатуры ни строчки кода. Однако у всех программ, созданных на основе традиционных языков программирования процедурного типа, имеется один и тот же недостаток. Для них исполняемый код -это одно, а обрабатываемые программой данные -совсем другое. Действительно, код программы содержится в файле с расширением EXE, а данные -либо в специальных файлах данных (как правило, в текстовом либо двоичном виде во внутреннем представлении компьютера), либо вводятся с клавиатуры или с какого либо другого внешнего устройства. А теперь зададим вопрос: как быть, если пользователь должен дать исполняемой программе информацию, которую можно рассматривать как “добавку” к тексту программы? Например, мы хотим, чтобы на экране был построен график функции, и в подобной программе обеспечиваем все необходимые сервисные возможности. Однако формулу для функции должен задать сам пользователь, и заранее неизвестно, какая она будет. Совершенно очевидно, что подобного рода задачи можно решать только с помощью системы-интерпретатора. Но “за все приходится платить”. Компилятор переводит текст программы в исполняемый код, который может работать и без программы-компилятора. Программы же, созданные на основе языков интерпретирующего типа, могут исполняться только под управлением программы-интерпретатора. Кроме того, они работают медленнее скомпилированных, так как интерпретация занимает дополнительное время. Однако во многих случаях это несущественно.

Дата создания: 1963 Повлиял на: ПРОФТ Типизация: бестиповая Диалекты:

    Applesoft BASIC

    Commodore BASIC

    Microsoft BASIC

Реализации и версии:

  • Applesoft BASIC Interpreter in Javascript

    Atari Microsoft BASIC I/II

  • Commodore BASIC

    Galaksija BASIC

    Microsoft Visual Basic

  • Visual Basic for Applications

Бе́йсик (BASIC - сокращение от англ. Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code - универсальный код символических инструкций для начинающих; англ. basic - основной, базовый) - семейство высокоуровневых языков программирования.

Бейсик был придуман в 1963 году преподавателями Дартмутского Колледжа Джоном Кемени и Томасом Куртцом, и под их руководством был реализован командой студентов колледжа. Со временем, когда стали появляться другие диалекты, этот «изначальный» диалект стали называть Dartmouth BASIC.

Бейсик был спроектирован так, чтобы студенты могли писать программы, используя терминалы с разделением времени. Он создавался как решение для проблем, связанных со сложностью более старых языков, предназначался для более «простых» пользователей, не столько заинтересованных в скорости программ, сколько просто в возможности использовать компьютер для решения своих задач.

При проектировании языка использовались следующие восемь принципов:

    быть простым в использовании для начинающих;

    быть языком программирования общего назначения;

    предоставлять возможность расширения функциональности, доступную опытным программистам;

    быть интерактивным;

    предоставлять ясные сообщения об ошибках;

    быстро работать на небольших программах;

    не требовать понимания работы аппаратного обеспечения;

    быть посредником меду пользователем и операционной системой.

Язык был основан частично на Фортран II и частично на Алгол-60, с добавлениями, делающими его удобным для работы в режиме разделения времени, обработки текста и матричной арифметики. Первоначально Бейсик был реализован на GE-265 с поддержкой множества терминалов. Вопреки распространённому убеждению, в момент своего появления это был компилируемый язык. Всеобщую же популярность язык получил с его появления на микрокомпьютере Altair 8800. Многие языки программирования были слишком громоздкими, чтобы умещаться в небольшой памяти. Для машин с таким медленным носителем как бумажная лента, аудиокассета и без подходящего текстового редактора такой небольшой язык как Бейсик был отличной находкой. В 1975 году Майкрософт (тогда это были лишь двое - Билл Гейтс и Пол Аллен, при участии Монте Давидова) выпустила Altair BASIC. Для операционной системы CP/M был создан диалект BASIC-80, надолго определивший развитие языка. В этот период было создано несколько новых версий Бейсика. Майкрософт продавала несколько версий BASIC для MS-DOS/PC-DOS, включая BASICA, GWBASIC и Quick BASIC (QBASIC).Компания Borland в 1985 выпустила Turbo BASIC 1.0 (его наследники впоследствии продавались другой компанией под именем PowerBASIC). На домашних компьютерах появились различные расширения Бейсика, обычно включающие средства для работы с графикой, звуком, выполнением DOS-команд, а также средства структурного программирования. Некоторые другие языки использовали хорошо известный синтаксис Бейсика в качестве основы, на которой строилась совершенно иная система (см. например, GRASS). Однако, начиная с конца 80-х, новые компьютеры стали намного более сложными и предоставляли возможности (такие как графический интерфейс пользователя), которые делали Бейсик уже не столь удобным для программирования. Бейсик начал сдавать свои позиции, несмотря на то, что огромное количество его версий ещё использовалось и продавалось. Вторую жизнь Бейсик получил с появлением Visual Basic от Microsoft. Он стал одним из наиболее часто используемых языков на платформе Microsoft Windows. Позже был создан вариант под названием WordBasic, используемый в MS Word до появления Word 97. Вариант Visual Basic for Applications (VBA) был встроен в Excel 5.0 в 1993 году, затем в Access 95 в 1995-ом, а после и во все остальные инструменты, входящие в пакет Office - в 1997-ом. Internet Explorer 3.0 и выше, а также Microsoft Outlook включали интерпретатор языка VBScript. В полный вариант пакета OpenOffice.org также включён интерпретатор Бейсика.

Hello, World!: Пример для версий QBasic 1.1, QuickBasic 4.50

PRINT " Hello , World !"

Факториал: Пример для версий QBasic 1.1, QuickBasic 4.50

Используется итеративное определение факториала. При вычислении 13! возникает арифметическое переполнение, и здесь поведение разных реализаций отличается: QBasic сообщает о переполнении, а QuickBasic просто выводит отрицательные значения. Кроме того, команда PRINT по умолчанию выводит по одному пробелу перед числом и после него.

DIM f AS LONG f = 1 PRINT " 0 ! ="; f FOR i = 1 TO 16:

f = f * i:

PRINT i; "! ="; f