Формы взаимодействия классного руководителя с семьей. Нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с семьёй

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ

Перечисленные выше направления (см. предыдущую лекцию) совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!

2. Не беседуйте с родителями в второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

8. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

9. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализирует ответы родителей и на их основании планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.

Примерное планирование групповой работы с семьей уч-ся на учебный год

Октябрь

Мои родительские университеты. Занятие №1. Тема: «Как сохранить здоровье ребенка?»

Вечер вопросов и ответов для родителей старшеклассников «Есть проблема - есть

решение»

Ноябрь

Впереди - экзамены... Моя правовая культура Декабрь

Мои родительские университеты. Занятие №2. «Правовые знания и их значение в жизни семьи» (по вопросам родителей)

Маленькие и большие радости празднуем вместе. Совместное празднование Нового

года с родителями и детьми.

Январь

Встреча администрации учебного заведения с родительскими комитетами школы.

Анализ работы школы за прошедший учебный год и планы на будущее.

Заседание попечительского совета учебного заведения. Отчеты родительских

комитетов школы о проделанной работе за первое полугодие.

Заседание дискуссионного клуба родителей.

Встреча с психологом и социальным работником школы.

Февраль

Праздничное подведение итогов конкурса «Папа, мама, я - счастливая семья»

Родительские собрания по параллелям.

Март

Мои родительские университеты. Занятие №3. «Как научить ребенка быть

нравственным»

Апрель

Радость творим вместе. Неделя совместного творческого общения детей и родителей класса.

Круглый стол совместно с администрацией школы

Итоговая отчетная конференция родительских комитетов школы.

Итоговые родительские собрания в классах.

Июнь

Участие родителей в ремонте школы и подготовке школы к новому учебному году. Участие инициативной группы родителей в походах и поездках с уч-ся класса

Хорошо налаженное и организованное взаимодействия семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.

Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста уч-ся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребенка-школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести 4 обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на

одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа - начале сентября.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит проведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения уч-ся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса, с помощью уч-ся.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни уч-ся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

Из истории воспитания детей в семье

Великие педагоги мира

Традиции воспитания народов мира

Крылатые фразы о воспитании

Азбука воспитания детей в семье

Книжная полка родителей

Обсудите вместе с ребенком

Шкатулка мудрости

Творческая мастерская семьи

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе учитель - ученик - родитель.

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива.

Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? В первую очередь, это традиция поощрения родителей активно участвующих в жизни класса. Поощрение родителей осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками уч-ся. В честь родителей помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты.

Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень хорошо, если такое благодарственное письмо родители получат в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход определенных ритуалов. Например «Волшебная шкатулка». К каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и помещают его в помещении, где проходит собрание. В своих письмах они рассказывают о том, что их волнует, о своих проблемах и радостях, о том, о том, что порой бывает трудно рассказать вслух.

Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут. Иногда традиция написания писем становится семейной, о чем родители рассказывают с удовольствием и благодарят за ее введение в практику родительских собраний.

Очень важным для классного руководителя должно быть мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот ж сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых и когда педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Выступление на педагогическом совете школы

Тема: "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями". Романова Лариса Вениаминовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 217 Красносельского района г. Санкт-Петербурга РР

«Самое сложное в работе с детьми -

это работа с их родителями».

(Старый школьный афоризм).

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье и в школе, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка, в целях повышения мотивации к обучению.

Огромное значение в работе с родителями учащихся коррекционного класса имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с пятиклассниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в среднем звене школы, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья пятиклассников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. 3. Участие семей в учебно-воспитательном процессе.

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями пятиклассников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и многое другое.В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний: организационные, тематические, итоговые. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.

Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:

  • «Свободное время в жизни школьника».
  • «Как помочь ребёнку стать уверенным».
  • «Роль семьи в успешном обучении ребёнка».
  • «О трудностях учения».

Каждое родительское собрание требует тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, заранее предлагаю родителям анкету (Приложение 2) по проблеме, результаты которой выносятся позже для беседы; рекомендую прочесть книги или использовать домашние сочинения детей, часто родители пишут ответные письма детям. Заранее продумываю оформление классной комнаты (оформляем с детьми выставку творческих работ, подбираю литературу для родителей, готовлю памятки (Приложение 3); фрагменты сочинений детей по теме).

Выступая перед родителями на собрании, использую диалог, втягиваю их в обсуждение и ставлю в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе.

Ведь не секрет, что каждый взрослый норовит не только слушать других, сколько говорить сам. Поэтому стараюсь организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно учиться брать советы, принимать решения, подпитываться оптимизмом - не только от классного руководителя, но и друг от друга (со - брание -“совместно брать”) и чем больше они унесут, тем богаче станут наши ученики и мы сами.

И еще один маленький “секрет”: во многих статьях психологов можно встретить совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет. Причем заканчивать разговор тоже лучше с похвалы.

И еще важное: готовить заранее приглашения (Приложение 4) родителям, где вы просите их о встрече (обратите внимание - не “вызываете” в школу, а именно “просите о встрече”), т.к. очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации - собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:

В случае необходимости приглашаю учителей-предметников с целью совместного обсуждения проблемы и поиска путей устранения её.

При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа . В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:

  • Если ребёнок лжёт.
  • Режим дня в жизни школьника.
  • Детская агрессия.
  • Тревожность детей. К чему она может привести?

Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:

Формы познавательной деятельности:

  • Дни открытых уроков.

Формы досуга:

  • Совместный классный час: «Семейные традиции. Семейные праздники» (намечен на конец учебного года).
  • Классное мероприятие «Новогодний огонёк».

Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя - это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники , где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.Приучаю родителей и к электронной переписке.

Посещение семьи эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями, не посещающими школу или редко идущими на контакт. При посещении семьи Михайловых в декабре 2012 года состоялось зна­комство с семьёй и условиями жизни ученика, что впоследствии помогло выработать правильный подход к обучению ребёнка.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового школьника.

Приложение 1.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!
  2. Помогайте!
  3. Объясняйте!
  4. Доверяйте!
  5. Учитесь!
  6. Спрашивайте!
  7. Благодарите!

Важно!

  1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех - за что- нибудь.
  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

  1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
  2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
  3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
  5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
  6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Использованные литература и интернет - ресурсы:

  • Издательский дом «Первое сентября». Методический журнал

«Классное руководство». 2012-2013. На сайте: www.1september.ru

  • Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М. 2001.
  • Пахомова Л.Е. « С любовью к детям»: материалы к родительским

собраниям. 5-8 классы. Волгоград: Учитель, 2008.

  • Черных О.Г. Родительские собрания: 5-8 классы. - М.: ВАКО, 2008.

Буянова Лариса Николаевна, МКОУ ШР «СОШ №6»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ

ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЁЙ»

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребёнок усваивает морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье. Сила влияния семьи состоит и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время, в самых различных условиях и ситуациях.

В силу житейских обстоятельств в настоящее время моральные устои семьи утратили своё былое влияние. Родители в большей степени заняты содержанием семьи и своими личными интересами. Дети же предоставлены сами себе, «общаются» с телевизором и компьютером. При этом живое общение родителей с детьми большая редкость.

Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы классного руководителя с семьёй.

Только в процессе сотрудничества классного руководителя и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Система работы школы с родителями основана на следующих принципах:

Решая задачи повышения явки родителей на родительские встречи и объединить усилия родителей и учителя для успешного решения воспитательных задач учитель часто использует нетрадиционные формы сотрудничества с семьями обучающихся.

Эффективны следующие формы работы: тематические консультации, родительская конференция, организационно - деятельностная игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейные встречи, встреча за круглым столом, педагогический практикум, тренинг для родителей, день открытых дверей, совместные походы на природу, выезды в театры.

Данные формы взаимодействия с родителями имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя для совместной деятельности.

Тематические консультации рассчитаны на то, чтоб дать родителям рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерные темы: ребёнок не хочет учиться, агрессия в младшем возрасте, повышенная тревожность ребёнка, что такое гиперактивность, талантливый ребенок в семье.

Родительская конференция позволяет родителям расширить, углубить свои знания о воспитании детей.

Примерные темы: наши дети - наше будущее, вопросы семейного воспитания, авторитет – основа воспитания.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Они учат слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы: каким я вижу будущее своего ребёнка, праздники нашей семьи, друзья моего ребёнка.

Родительские лектории дают возможность родителям не только слушать лекцию педагога, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Такая форма взаимодействия проводится после анкетирования родителей, где родители определяют интересующие их вопросы.

Примерные темы: поощрение и наказание в семье, неуспешность в учебе, как воспитать толерантную личность.

Семейные встречи позволяют организовать совместные мероприятия с родителями и детьми.

Примерные темы: наша мама рядом с нами, Новогодняя сказка, настоящий мужчина дня.

Встречи за круглым столом дают возможность родителям узнать особенности школьного возраста от психолога, логопеда, социального педагога.

Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознаютпроблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственнымребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимаютнеобходимость приобретения новых знаний иумений в воспитаниисобственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

Сотрудничество школы и семьи – это целенаправленный и длительный процесс. Взаимодействие участников этого процесса должно быть спланировано и организовано.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

Литература:

    Букина, Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Н. Букина. СПб., 1999.

    Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.

    Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

    Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).

    Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Е.А. Поборчая и Л.В. Козлова предлагают, как в работе с педагогами, так и с родителями, использовать следующие формы интерактивного обучения:

1. «Большой круг » – наиболее простая форма группового взаимодействия. Прием оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа проходит в три этапа.

Первый этап – участники рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча, выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

2. «Аквариум» – форма диалога, когда участникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Этот прием обеспечивает возможность увидеть участников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

3. «Круглый стол» – проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1 – 3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Предоставляется слово участникам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждении дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Такие формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных участниками, раскрывается по возможности наиболее полно. Участники должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы.

5. «Деловая игра » – эффективна в том случае, если участники имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой участники получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Социальная защита как функция классного руководителя – это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и в узком смысле слова.

Социальная защита воспитанников в узком смысле слова – это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети-беженцы и остальные, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

Социальная защита в широком смысле слова – это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

В качестве критерия эффективности деятельности классного руководителя по социальной защите обучающихся, как указывает М.А. Ковальчук, может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя группами показателей – объективными и субъективными. Объективные – это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе, нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценке детей, а также специалистов-экспертов работой классного руководителя по реализации функции социальной защиты детей.

Важной задачей реализации классными руководителями функции социальной защиты обучающихся становится разработка оптимальной модели ее системы, которая может представлять взаимосвязь и взаимодействие следующих элементов: дети в целом как объект социальной защиты; различные группы и категории детей; государственные, общественные и частные институты, с которыми классный руководитель вступает во взаимодействие, реализуя функцию социальной защиты как субъекта социальной защиты; социальная инфраструктура детства; деятельность по социальной защите воспитанников. Особым компонентом системы социальной защиты детей должна быть представлена семья.

Социальная защита ребенка – это целевая функция деятельности классного руководителя, реализуя которую, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.


Похожая информация.


Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Красноярский государственный

педагогический университет

Им. В.П. Астафьева

Институт дистанционного образования (ИДисО)

Контрольная работа по теоретической педагогике

На тему: " Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника"

Красноярск 2007

Содержание

Введение

Вывод

Введение

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Целью данной контрольной работы является наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрение деятельности классного руководителя. Непосредственно, объектом, изучаемым в данном педагогическом исследовании, будет весь процесс деятельности классного руководителя. Предмет - особенности этой деятельности, ее главные стороны. Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, взаимодействие классного руководителя с семьей школьника.

Рассматривая подробнейшим образом все стороны деятельности и личности классного руководителя, попытаемся вникнуть и осознать не только всю сложность должности классного руководителя, но и конечно её необходимость.

1. Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.

Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.

В общем виде назначение работы школы с родителями учащихся состоит в создании единой (вместе с коллективом класса и школы) воспитывающей среды, в которой бы считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей» .

Педагогический коллектив школы, и классный руководитель в частности, более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии. Более компетентен в вопросах психологии, педагогики, эстетики, права... Поэтому может оказать помощь в нестандартных ситуациях семейного воспитания: в условиях многодетной семьи и семьях с единственным ребенком, в неполных семьях (материнских или отцовских), в семьях повышенной психологической конфликтности, в разрешении проблем и противоречий семейного воспитания, в преодолении его ошибок.

2. Формы работы классного руководителя с родителями учащегося

По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.

Нельзя забывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полое право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся. Кроме того, статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, и уголовно-процессуальным).

Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:

    ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;

    психолого-педагогическое просвещение родителей;

    вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

    корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

    взаимодействие с общественными организациями родителей.

Раскроем более подробно каждую из этих функции.

О знакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований. Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями изыскиваются возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании. Все проблемы классный руководитель держит в поле зрения родителей на протяжении всего учебного года, корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе. В школе накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Применяются практические формы психолого-педагогического просвещения родителей:

    народные Университеты;

    школьный лекторий;

    школьные и классные тематические конференции для родителей;

    родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов;

    поклассное просвещение родителей;

    индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические);

    различного рода читательские конференции, обзоры, и выставки литературы для родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – эта форма широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности.

Участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем – походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы. Подготовка и школьных лагерей труда и отдуха, дальних походов высокой категории сложности, поездок по городам страны. Участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации. Ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности. Участие в работе Советов школы, школьных и классных родительских комитетов. Оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы со своими предприятиями, фирмами. Участие родителей в подготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я – спортивная семья».

Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся – первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким- либо формам внеурочной деятельности). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период, профилактика формирования вредных привычек. Помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи профилактика правонарушений. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся: аморальными и противоправными; вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей – эта работа ведется совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования.

Взаимодействие с общественными организациями родителей- с родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Женскими Советами воинских организаций и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетентность может входить:

    оказание материальной помощи школе, отдельным семьям и учащимся;

    связь с административными и правоохранительными органами;

    коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

    помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;

    участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).

Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя, способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

2.2. Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

    организационными;

    текущими или тематическими;

    итоговыми;

    общешкольными и классными.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны – педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей. Самой главной стороны – детей.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

Психолого-педагогическое просвещение.

Обсуждение организационных вопросов.

Личные беседы с родителями.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Советы психологов:

    Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.

    Длительность собрания не более 1,5 часов.

    Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

    Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

    Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

    Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

    Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).

    Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

    В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.

    Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

    Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

    Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.

    Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

    Давать негативную оценку всему классу.

    Переоценивать значение отдельных предметов.

    Избирать для общения назидательный тон.

Правила подготовки классного родительского собрания:

    Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей.

    Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

    План проведения родительского собрания должен быть им известен.

    общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

    родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

    родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы. Планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления). Итоги работы за определенный промежуток времени и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы. Так же общешкольные собрания могут носить торжественный характер, например юбилей школы. Такие собрания носят глубокий нравственный характер, положительно влияют на родителей. Стимулируют их на изменение педагогической позиции в семье.

Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

3. Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, а значит, и три основных тактики взаимодействия.

    Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.

    Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «я занимаюсь своим делом – школа своим», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут – тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину – все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитанием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы» содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно – и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

    Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка…», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери), «в учителя идут одни жизненные неудачники и недоучки», «в других школах все гораздо лучше» и т.п. В этих и подобных ситуациях возможна различная степень непонимания, противоречия отношений, противостояния и даже противодействие, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители – школа»: хотим или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом родителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность.

Классному руководителю следует немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противостояние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, проявлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел, широкой эрудированностью и кругозором. Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать привлекательность своей личности (тактично, ненавязчиво, скромно), вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного). Обязательно в конце первого собрания предложить каждому родителю письменно или устно высказать свои суждения по поводу услышанного, замечания, предложения, дополнения, просьбы и рекомендации. При первых контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура речи, позитивная эмоциональность, оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем. Такое начало позволит классному руководителю выстроить систему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно положительными, бесконфликтными. Такого быть не может, так как в основе этих отношений – жизнь со всеми её радостями и печалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями.

Конфликт в педагогике и психологии трактуется как несовпадение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношениях к объектам окружающего мира. Конфликт – это противоречие в диалектическом подходе к явлениям – источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу – ученика, отношений в классе и с родителями, Самого педагога. Неразрешенный конфликт усугубляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя и учащихся, родителей и детей. Классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конфликта (в этом поможет имеющаяся философская, педагогическая и психологическая литература).

Сложная

совокупная причина

Типы возможных конфликтов в отношениях классного руководителя с родителями
Причины объективные

Причины субъективные

Типы возможных конфликтов в отношениях «классный руководитель ↔ родители» по возрастающей степени глубины и сложности:

    несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля. Похода, музыкального произведения… (такого рода противоречие не затрагивает ни одну из сторон);

    несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);

    спор непродуктивная дискуссия по поводу личностных особенностей ребенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного процесса в школе (это противоречие затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);

    ссора прерывание отношений на краткий или более длительный срок – могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний, подчеркнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и других органов народного образования);

    разрыв – конфликт, доведенный до крайней точки, когда в отношениях образовалось противостояние, делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всего в таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

Первая группа – причины объективные :

    различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях, в убеждениях;

    различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию детей;

    возрастные и половые различия педагога и родителей;

    различия в типе отношений к ребенку: в основе отношения родителей – чувство любви и родственные связи. В основе отношения педагога – общественные и общечеловеческие требования;

    однобокая, односторонняя информированность о ребенке (у родителей из наблюдений в домашних условиях, у педагога – в системе общественных отношений)

    предъявление завышенных требований родителей – к педагогам, педагогами – к родителям;

    разница условий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физического, эстетического, нравственного…).

Вторая группа – причины субъективного характера , кроющиеся в личностных особенностях классного руководителя и родителей:

    личностные качества: особенности протекания психологических процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления, речи), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих и специальных), темперамента, черт характера;

    история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию;

    сложившийся стереотип в понимании воспитания;

    воспитание как стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как нас воспитывали», «как… наказать, пригрозить, запугать…», как бесконечное морализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях с высоким уровнем образования, в педагогических семьях);

    предшествующие мелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;

    отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;

    недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия, неврастения);

    вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);

    равнодушие к детям, неисполнение прямых родительских или педагогических обязанностей и другие.

Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, классный руководитель, как правило, выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание её позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющие6ся или возникающие конфликты.

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, классный руководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

    сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;

    компромисс (действия на основе взаимных уступок);

    перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к нерешенным проблемам на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);

    спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;

    выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;

    временный отказ от своего требования;

    привлечь других лиц (директора школы, завуча, учителей-предметников, других членов семей) в качестве «третейского судьи»;

    выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых необычных формах): в библиотеке, в сквере, дома за чашкой чая;

    проявление авансированного доверия, Уважения, Надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);

    конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону, убедительными доводами, доказательными фактами);

    умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «её глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;

    использование метода «параллельного действия» А.С. Макаренко умелое приведение примера из литературы, истории, жизни, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;

    личный пример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классного коллектива.

Очень важно при организации классным руководителем разрешения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия. А в случае их отсутствия следует подумать о возможности их создания. Основные из них таковы:

    убежденность обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;

    психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;

    этическая образованность, владение, владение нормами культуры поведения, соблюдение правил этикета;

    психологическое здоровье сторон (в противном случае уместно участие врача-психоневролога, психиатра);

    скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, их типов, способов выхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классному руководителю управлять ситуацией возникновения, развития, и разрешения конфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, а следовательно – средством повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

Вывод

В этой работе я отразила некоторые особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся. А также педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважение к детям, наличие организаторских способностей, творческий подход к воспитательной работе, повышение квалификации.

Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия, дети уже привыкли к активной деятельности классного руководителя.

Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем над социальным положением каждого ученика.

Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а действуют в современных школах. Несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.

Список используемой литературы

    Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. – М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с.

    Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. – с. 304.

    Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление)

    Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).

    Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993, с. 10