Фрейд родился. Зигмунд Фрейд: биография и трудовая деятельность

Зигмунд Фрейд (Фройд; нем. Sigmund Freud; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud). Родился 6 мая 1856 года в Фрайберге, Австрийская империя - умер 23 сентября 1939 года в Лондоне. Австрийский психолог, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством. Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных учёных и писателей, таких как , Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус и многих других. Эмпирический базис теории Фрейда называли «неадекватным» Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум, «мошенничеством» психоанализ окрестил Питер Медавар, псевдонаучной теорию Фрейда считал Карл Поппер, что не помешало, однако, выдающемуся австрийскому психиатру и психотерапевту, директору Венской неврологической клиники в своём фундаментальном труде «Теория и терапия неврозов» признать: «И всё же, как мне кажется, психоанализ будет фундаментом и для психотерапии будущего...Поэтому вклад, внесённый Фрейдом в создание психотерапии, не теряет своей ценности, и сделанное им ни с чем не сравнимо».

За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ - полное собрание его сочинений составляет 24 тома. Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества. Не только о психоанализе, но и о самом учёном выпущено множество биографических книг. Каждый год о Фрейде издаётся больше работ, чем о любом другом теоретике психологии.


Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшом (около 4500 жителей) городе Фрайберг в Моравии, которая на тот момент принадлежала Австрии. Улица, на которой родился Фрейд, - Шлоссергассе - сейчас носит его имя. Деда Фрейда по отцовской линии звали Шломо Фрейд, он умер в феврале 1856 года, незадолго до рождения внука, - именно в его честь последний получил имя.

Отец Зигмунда, Якоб Фрейд, был женат дважды и от первого брака имел двоих сыновей - Филиппа и Эммануила (Эммануэля). Во второй раз он женился в возрасте 40 лет - на Амалии Натансон, которая была вдвое его моложе. Родители Зигмунда были евреями, происходившими из Германии. Якоб Фрейд имел собственное скромное дело по торговле тканями. Во Фрайберге Зигмунд прожил первые три года жизни, пока в 1859 году последствия индустриальной революции в Центральной Европе не нанесли сокрушительный удар по небольшому бизнесу его отца, практически его разорив, - как, впрочем, и почти весь Фрайберг, оказавшийся в значительном упадке: после того, как завершилась реставрация находящейся поблизости железной дороги, город переживал период роста безработицы. В том же году у четы Фрейдов родилась дочь Анна.

Семья решилась на переезд и покинула Фрайберг, перебравшись в Лейпциг - там Фрейды провели только год и, не добившись значительных успехов, переехали в Вену. Зигмунд достаточно тяжело пережил переезд из родного городка - особенно сильно на состоянии ребёнка сказалась вынужденная разлука со сводным братом Филиппом, с которым он находился в тесных дружеских отношениях: Филипп отчасти даже заменял Зигмунду отца. Семья Фрейдов, находясь в тяжёлом финансовом положении, осела в одном из беднейших районов города - Леопольдштадте, в то время представлявшем собой своеобразное венское гетто, населённое бедняками, беженцами, проститутками, цыганами, пролетариями и евреями. Вскоре дела у Якоба начали налаживаться, и Фрейды смогли перебраться в более приемлемое для жилья место, хотя роскоши себе позволить не могли. В это же время Зигмунд всерьёз увлёкся литературой - любовь к чтению, привитую отцом, он сохранил на всю оставшуюся жизнь.

По окончании гимназии Зигмунд длительное время сомневался относительно будущей профессии - его выбор, впрочем, был достаточно скуден вследствие его социального статуса и царивших тогда антисемитских настроений и ограничен коммерцией, промышленностью, юриспруденцией и медициной. Первые два варианта были сразу же отвергнуты молодым человеком по причине его высокой образованности, юриспруденция также отошла на второй план вместе с юношескими амбициями в сфере политики и военного дела. Импульс к принятию окончательного решения Фрейд получил со стороны Гёте - однажды услышав, как на одной из лекций профессор читает эссе мыслителя под названием «Природа», Зигмунд решил записаться на медицинский факультет. Итак, выбор Фрейда пал на медицину, хотя к последней он не испытывал ни малейшего интереса - впоследствии он неоднократно в этом признавался и писал: «Я не чувствовал никакой предрасположенности к занятиям медициной и профессии врача», а в поздние годы даже говорил, что в медицине никогда не чувствовал себя «как в своей тарелке», да и вообще настоящим врачом себя никогда не считал.

Осенью 1873 года семнадцатилетний Зигмунд Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета. Первый год обучения не был непосредственно связан с последующей специальностью и состоял из множества курсов гуманитарного характера - Зигмунд посещал многочисленные семинары и лекции, всё ещё окончательно не выбрав специальность по вкусу. На протяжении этого времени он испытывал множество трудностей, связанных со своей национальностью, - из-за царивших в обществе антисемитских настроений между ним и однокурсниками происходили многочисленные стычки. Стойко перенося регулярные насмешки и нападки сверстников, Зигмунд начал развивать в себе стойкость характера, способность давать достойный отпор в споре и умение противостоять критике: «С раннего детства меня заставили привыкнуть к уделу быть в оппозиции и находиться под запретом по „соглашению большинства“. Таким образом были заложены основы для определённой степени независимости в суждениях» .

Зигмунд начал изучать анатомию и химию, но наибольшее удовольствие получал от лекций известного физиолога и психолога Эрнста фон Брюкке, который оказал на него значительное влияние. Помимо этого, Фрейд посещал занятия, которые вёл именитый зоолог Карл Клаус; знакомство с этим учёным открывало широкие перспективы для самостоятельной исследовательской практики и научной работы, к которой тяготел Зигмунд. Усилия амбициозного студента увенчались успехом, и в 1876 году он получил возможность осуществить первую исследовательскую работу в Институте зоологических исследований Триеста, одной из кафедр которого руководил Клаус. Именно там Фрейд написал первую статью, опубликованную Академией наук; она была посвящена выявлению половых различий у речных угрей. За время работы под руководством Клауса «Фрейд быстро выделился среди других учеников, что позволило ему дважды, в 1875 и 1876 годах, стать стипендиатом Института зоологических исследований Триеста» .

Фрейд сохранял интерес к зоологии, однако после получения должности стипендиата-исследователя в Институте физиологии всецело попал под влияние психологических идей Брюкке и перешёл к нему в лабораторию для научной работы, оставив зоологические изыскания. «Под его [Брюкке] руководством студент Фрейд работал в Венском физиологическом институте, просиживая по многу часов за микроскопом. ...Он никогда не был так счастлив, как в годы, потраченные в лаборатории на изучение устройства нервных клеток спинного мозга животных» . Научная работа полностью захватила Фрейда; он изучал, помимо прочего, детальную структуру животных и растительных тканей и написал несколько статей по анатомии и неврологии. Здесь же, в Физиологическом институте, в конце 1870-х Фрейд познакомился с врачом Йозефом Брейером, с которым у него завязались прочные дружеские отношения; оба они имели схожие характеры и общий взгляд на жизнь, потому быстро нашли взаимопонимание. Фрейд восхищался научными талантами Брейера и многому научился у него: «Он стал мне другом и помощником в трудных условиях моего существования. Мы привыкли разделять с ним все наши научные интересы. Из этих отношений, естественно, основную пользу извлекал я» .

В 1881 году Фрейд сдал на отлично выпускные экзамены и получил учёную степень доктора, что, однако, не изменило его образ жизни, - он остался работать в лаборатории под началом Брюкке, надеясь в конечном счёте занять следующую вакантную должность и прочно связать себя с научной работой. Научный руководитель Фрейда, видя его амбиции и учитывая финансовые трудности, с которыми он сталкивался из-за бедности семьи, решил отговорить Зигмунда от продолжения исследовательской карьеры. В одном из писем Брюкке заметил: «Молодой человек, вы выбрали путь, ведущий в никуда. На кафедре психологии в ближайшие 20 лет вакансий не предвидится, а у вас недостаточно средств к существованию. Я не вижу иного решения: уходите из института и начинайте практиковать медицину» . Фрейд внял совету своего учителя - в определённой степени этому способствовало то, что в этом же году он познакомился с Мартой Бернайс, влюбился в неё и решил на ней жениться; в связи с этим Фрейд нуждался в деньгах. Марта принадлежала к еврейской семье с богатыми культурными традициями - её дед, Исаак Бернайс, был раввином в Гамбурге, два его сына - Микаэл и Якоб - преподавали в Мюнхенском и Боннском университетах. Отец Марты, Берман Бернайс, работал секретарём у Лоренца фон Штейна.

Для открытия частной практики у Фрейда не было достаточного опыта - в Венском университете он приобрёл исключительно теоретические знания, тогда как клиническую практику необходимо было нарабатывать самостоятельно. Фрейд решил, что для этого лучше всего подходила Венская городская больница. Зигмунд начал с хирургии, но уже через два месяца оставил эту идею, найдя работу слишком утомительной. Решив сменить область деятельности, Фрейд переключился на неврологию, в которой смог достичь определённых успехов - изучая методы диагностики и лечения детей с параличом, а также различные нарушения речи (афазии), он опубликовал ряд работ на данные темы, которые стали известны в научных и медицинских кругах. Ему принадлежит термин «детский церебральный паралич» (ныне общепринятый). Фрейд приобрёл репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. При этом его увлечение медициной быстро сходило на нет, и на третьем году работы в Венской клинике Зигмунд окончательно в ней разочаровался.

В 1883 году он принял решение перейти на работу в психиатрическое отделение, возглавляемое Теодором Мейнертом, признанным научным авторитетом в своей области. Период работы под руководством Мейнерта был для Фрейда весьма продуктивным - исследуя проблемы сравнительной анатомии и гистологии, он опубликовал такие научные труды, как «Случай кровоизлияния в мозг с комплексом основных косвенных симптомов, связанных с цингой» (1884), «К вопросу о промежуточном расположении оливовидного тела», «Случай атрофии мускулов с обширной потерей чувствительности (нарушение болевой и температурной чувствительности)» (1885), «Сложный острый неврит нервов спинного и головного мозга», «Происхождение слухового нерва», «Наблюдение сильной односторонней потери чувствительности у больного истерией» (1886).

Кроме того, Фрейд писал статьи для «Общего медицинского словаря» и создал ряд других работ, посвящённых церебральной гемиплегии у детей и афазиям. Впервые в жизни работа захлестнула Зигмунда с головой и превратилась для него в истинную страсть. В то же время стремившийся к научному признанию молодой человек испытывал ощущение неудовлетворённости своим трудом, так как, по собственному представлению, действительно значительных успехов не достиг; психологическое состояние Фрейда стремительно ухудшалось, он регулярно пребывал в состоянии тоски и депрессии.

Непродолжительное время Фрейд работал в венерическом подразделении отделения дерматологии, где изучал связь заболевания сифилисом с болезнями нервной системы. Свободное время он посвящал лабораторным исследованиям. Стремясь как можно больше расширить свои практические навыки для дальнейшей самостоятельной частной практики, с января 1884 года Фрейд перешёл на отделение нервных болезней. Вскоре после этого в соседней с Австрией Черногории вспыхнула эпидемия холеры, и правительство страны обратилось за помощью в обеспечении медицинского контроля на границе - большинство старших коллег Фрейда вызвались добровольцами, а его непосредственный руководитель на тот момент находился в двухмесячном отпуске; из-за сложившихся обстоятельств в течение длительного времени Фрейд занимал должность главного врача отделения.

В 1884 году Фрейд прочёл об опытах некоего немецкого военного врача с новым препаратом - кокаином. В научных работах фигурировали заявления о том, что данное вещество способно повысить выносливость и значительно снизить утомляемость. Фрейд крайне заинтересовался прочитанным и решил провести ряд опытов на себе.

Первое упоминание данного вещества учёным датировано 21 апреля 1884 года - в одном из писем Фрейд отмечал: «Я раздобыл немного кокаина и попробую испытать его воздействие, применив в случаях сердечных заболеваний, а также нервного истощения, в особенности при ужасном состоянии отвыкания от морфия» . Действие кокаина произвело на учёного сильнейшее впечатление, препарат был охарактеризован им как эффективный анальгетик, дающий возможность проводить сложнейшие хирургические операции; восторженная статья о веществе вышла из-под пера Фрейда в 1884 году и получила название «О коке» . Долгое время учёный использовал кокаин как обезболивающее средство, употребляя его самостоятельно и выписывая своей невесте Марте. Восхищённый «волшебными» свойствами кокаина Фрейд настоял на его использовании своим другом Эрнстом Флейшлем фон Марксовым, который был болен тяжёлым инфекционным заболеванием, перенёс ампутацию пальца и страдал сильнейшими головными болями (и к тому же страдал от морфиновой зависимости).

В качестве лекарства от злоупотребления морфием Фрейд и посоветовал другу использовать кокаин. Желаемого результата достичь так и не удалось - фон Марксов впоследствии быстро пристрастился к новому веществу, и у него начались частые приступы, схожие с белой горячкой, сопровождавшиеся страшнейшими болями и галлюцинациями. В это же время со всех концов Европы начали поступать сообщения об отравлениях кокаином и привыкании к нему, о плачевных последствиях его употребления.

Однако энтузиазм Фрейда не уменьшался - он исследовал кокаин как анестезирующее средство при различных хирургических операциях. Итогом работы учёного стала объёмная публикация в «Центральном журнале общей терапии» о кокаине, в которой Фрейд изложил историю употребления листьев коки южноамериканскими индейцами, описал историю проникновения растения в Европу и подробно изложил результаты собственных наблюдений за эффектом, производимым употреблением кокаина. Весной 1885 года учёный прочёл лекцию, посвящённую данному веществу, в которой признал возможные негативные последствия от его употребления, но при этом отметил, что не наблюдал никаких случаев привыкания (это происходило до ухудшения состояния фон Марксова). Фрейд закончил лекцию словами: «Я, не колеблясь, советую применять кокаин в подкожных инъекциях по 0,3-0,5 грамма, не беспокоясь о его накапливании в организме» . Критика не заставила себя ждать - уже в июне появились первые крупные работы, осуждающие позицию Фрейда и доказывающие её несостоятельность. Научная полемика относительно целесообразности применения кокаина продолжалась вплоть до 1887 года. В этот период Фрейд опубликовал ещё несколько работ - «К вопросу об изучении действия кокаина» (1885), «Об общем воздействии кокаина» (1885), «Кокаиномания и кокаинофобия» (1887).

К началу 1887 года наука окончательно развенчала последние мифы о кокаине - он «был публично осуждён как одно из бедствий человечества, наряду с опиумом и алкоголем». Фрейд, к тому моменту уже кокаинозависимый, вплоть до 1900 года страдал от головных болей, сердечных приступов и частых кровотечений из носа. Примечательно, что разрушительное воздействие опасного вещества Фрейд не только испытал на себе, но и невольно (поскольку на тот момент пагубность кокаинизма ещё не была доказана) распространил на многих знакомых. Этот факт его биографии Э. Джонс упорно скрывал и предпочитал не освещать, однако данная информация стала достоверно известна из опубликованных писем, в которых Джонс утверждал: «До того, как опасность наркотиков была определена, Фрейд уже представлял социальную угрозу, так как он толкал всех, кого знал, принимать кокаин» .

В 1885 году Фрейд решил принять участие в проводимом среди младших врачей конкурсе, победитель которого получал право на научную стажировку в Париже у знаменитого врача-психиатра Жана Шарко.

Помимо самого Фрейда, среди претендентов было немало подающих большие надежды врачей, и Зигмунд отнюдь не являлся фаворитом, о чём ему было прекрасно известно; единственным шансом для него была помощь влиятельных в академических кругах профессоров и учёных, с которыми он ранее имел возможность работать. Заручившись поддержкой Брюкке, Мейнерта, Лейдесдорфа (в его частной клинике для душевнобольных Фрейд непродолжительное время замещал одного из докторов) и ещё нескольких знакомых учёных, Фрейд выиграл конкурс, получив тринадцать голосов в свою поддержку против восьми. Шанс учиться под руководством Шарко был для Зигмунда большой удачей, он возлагал огромные надежды на будущее в связи с предстоящей поездкой. Так, незадолго до отъезда он с воодушевлением писал своей невесте: «Маленькая Принцесса, моя маленькая Принцесса. О, как это будет прекрасно! Я приеду с деньгами... Потом я отправлюсь в Париж, стану великим учёным и вернусь в Вену с большим, просто огромным ореолом над головой, мы тотчас же поженимся, и я вылечу всех неизлечимых нервнобольных» .

Осенью 1885 года Фрейд прибыл в Париж к Шарко, который в то время находился в зените своей славы. Шарко изучал причины и лечение истерии. В частности, основным трудом невролога было исследование применения гипноза - использование данного метода позволяло ему как индуцировать, так и устранять такие истерические симптомы, как паралич конечностей, слепоту и глухоту. Под началом Шарко Фрейд работал в клинике Сальпетриер. Воодушевлённый методами работы Шарко и поражённый его клиническими успехами, он предложил свои услуги в качестве переводчика лекций своего наставника на немецкий язык, на что получил его разрешение.

В Париже Фрейд увлечённо занимался невропатологией, изучая различия между пациентами, пережившими паралич вследствие физической травмы, и теми, у которых симптомы паралича проявились по причине истерии. Фрейду удалось установить, что истерические пациенты сильно различаются по степени тяжести паралича и местам травм, а также выявить (не без помощи Шарко) наличие определённых связей между истерией и проблемами сексуального характера. В конце февраля 1886 года Фрейд покинул Париж и решил провести некоторое время в Берлине, получив возможность изучать детские болезни в клинике Адольфа Багинского, где и провёл несколько недель до возвращения в Вену.

13 сентября того же года Фрейд женился на своей возлюбленной Марте Берней, которая впоследствии родила ему шестерых детей - Матильду (1887-1978), Мартина (1889-1969), Оливера (1891-1969), Эрнста (1892-1966), Софи (1893-1920) и Анну (1895-1982). После возвращения в Австрию Фрейд начал работать в институте под руководством Макса Кассовитца. Он занимался переводами и обзорами научной литературы, вёл частную практику, в основном работая с невротиками, что «неотлагательно ставило на повестку дня вопрос о терапии, который не был столь актуальным для учёных, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью». Фрейд знал об успехах своего друга Брейера и возможностях успешного применения его «катартического метода» лечения неврозов (данный метод был открыт Брейером при работе с пациенткой Анной О, а в дальнейшем и повторно использовался совместно с Фрейдом и был впервые описан в «Исследованиях истерии»), но Шарко, остававшийся для Зигмунда непререкаемым авторитетом, весьма скептически относился к данной технике. Собственный опыт подсказывал Фрейду, что исследования Брейера были весьма перспективны; начиная с декабря 1887 года он всё чаще прибегал к использованию гипнотического внушения при работе с пациентами.

В ходе работы с Брейером Фрейд постепенно начал осознавать несовершенность катартического метода и гипноза в целом. На практике оказалось, что его эффективность далеко не столь высока, как утверждал Брейер, а в некоторых случаях лечение вовсе не приносило результата - в частности, гипноз был не в состоянии преодолеть сопротивление пациента, выражавшееся в подавлении травматических воспоминаний. Зачастую попадались пациенты, вообще не пригодные для введения в гипнотическое состояние, а состояние некоторых больных после сеансов ухудшалось. В период между 1892 и 1895 годами Фрейд начал поиски иного метода лечения, который был бы более эффективен, чем гипноз. Для начала Фрейд попробовал избавиться от необходимости применения гипноза, используя методическую хитрость - надавливание на лоб с целью внушения пациенту того, что он обязательно должен вспомнить ранее имевшие место в его жизни события и переживания. Основная задача, которую решал учёный, заключалась в том, чтобы получить искомые сведения о прошлом пациента в нормальном (а не гипнотическом) его состоянии. Использование накладывания ладони дало определённый эффект, позволив отойти от гипноза, но всё же оставалось несовершенной методикой, и Фрейд продолжал поиск решения проблемы.

Ответ на вопрос, который так занимал учёного, оказался совершенно случайно подсказан книгой одного из любимых писателей Фрейда, Людвига Бёрне. Его эссе «Искусство в три дня стать оригинальным писателем» заканчивалось словами: «Пишите всё, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках, - и через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей» . Эта мысль подтолкнула Фрейда к использованию всего массива информации, который клиенты сообщали о себе в диалогах с ним, в качестве ключа к пониманию их психики.

Впоследствии метод свободных ассоциаций стал основным в работе Фрейда с пациентами. Многие больные сообщали о том, что давление со стороны врача - настойчивое принуждение к «проговариванию» всех приходящих на ум мыслей - мешает им сосредоточиться. Именно поэтому Фрейд отказался от «методической хитрости» с надавливанием на лоб и позволил своим клиентам говорить всё, что заблагорассудится. Суть техники свободных ассоциаций заключается в следовании правилу, согласно которому пациенту предлагается свободно, без утаивания высказывать свои мысли на предложенную психоаналитиком тему, не пытаясь при этом сосредоточиться. Таким образом, согласно теоретическим положениям Фрейда, мысль будет неосознанно двигаться в сторону того, что значимо (того, что беспокоит), преодолевая сопротивление вследствие отсутствия сосредоточенности. С точки зрения Фрейда, никакая появляющаяся мысль не является случайной - она всегда есть производное от процессов, происходивших (и происходящих) с пациентом. Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания. Применение данного метода позволило полностью отказаться от использования гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа.

Итогом совместной работы Фрейда и Брейера стала публикация книги «Исследования истерии» (1895) . Основной клинический случай, описываемый в данной работе - случай Анны О - дал толчок к возникновению одной из важнейших для фрейдизма идей - концепции трансфера (переноса) (данная идея впервые возникла у Фрейда, когда он размышлял над случаем Анны О, бывшей на тот момент пациенткой Брейера, заявившей последнему, что ждёт от него ребёнка и имитировавшей в состоянии невменяемости роды), а также лёг в основу появившихся позднее представлений об эдиповом комплексе и инфантильной (детской) сексуальности. Обобщая полученные в ходе сотрудничества данные, Фрейд писал: «Наши истеричные больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях» . Публикацию «Исследований истерии» многие исследователи называют «днём рождения» психоанализа. Стоит отметить, что к моменту выхода труда в печать отношения Фрейда с Брейером окончательно прервались. Причины расхождения учёных в профессиональных взглядах по сей день остаются не до конца ясными; близкий друг Фрейда и его биограф Эрнест Джонс считал, что Брейер категорически не принимал мнение Фрейда о важной роли сексуальности в этиологии истерии, и это явилось основной причиной их разрыва.

Многие уважаемые венские врачи - наставники и коллеги Фрейда - отвернулись от него вслед за Брейером. Заявление о том, что именно подавленные воспоминания (мысли, идеи) сексуального характера лежат в основе истерии, спровоцировало скандал и сформировало крайне негативное отношение к Фрейду со стороны интеллектуальной элиты. В это же время начала зарождаться многолетняя дружба учёного с Вильгельмом Флиссом, берлинским отоларингологом, который некоторое время посещал его лекции. Флисс вскоре стал очень близок Фрейду, отвергнутому академическим сообществом, утратившему старых друзей и отчаянно нуждавшемуся в поддержке и понимании. Дружба с Флиссом превратилась для него в подлинную страсть, способную сравниться с любовью к жене.

23 октября 1896 года умер Якоб Фрейд, чью смерть Зигмунд переживал особенно остро: на фоне охватившего Фрейда отчаяния и ощущения одиночества у него начал развиваться невроз. Именно по этой причине Фрейд решил применить анализ к самому себе, исследуя детские воспоминания при помощи метода свободных ассоциаций. Этот опыт заложил основы психоанализа. Ни один из прежних методов не был пригоден для достижения нужного результата, и тогда Фрейд обратился к изучению собственных сновидений.

В период с 1897 по 1899 годы Фрейд усиленно работал над произведением, которое впоследствии считал самым важным своим трудом, - «Толкованием сновидений» (1900, нем. Die Traumdeutung). Важную роль в подготовке книги к печати сыграл Вильгельм Флисс, которому Фрейд высылал написанные главы для оценки, - именно с подачи Флисса из «Толкования» были убраны многие детали. Сразу после выхода в свет книга не оказала сколько-нибудь значительного влияния на общественность и получила лишь незначительную известность. Психиатрическое сообщество вообще проигнорировало выпуск «Толкования сновидений». Важность этого труда для учёного на протяжении всей его жизни оставалась неоспоримой - так, в предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Фрейд писал: «Эта книга... в полном соответствии с моими нынешними представлениями... содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить. Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» .

Согласно предположениям Фрейда, сновидения имеют явное и скрытое содержание. Явное содержание - это непосредственно то, о чём человек рассказывает, вспоминая свой сон. Скрытое же содержание является галлюцинаторным исполнением некоторого желания сновидца, маскирующегося определёнными визуальными картинами при активном участии Я, которое стремится обойти цензурные ограничения Суперэго, подавляющего это желание. Толкование сновидений, по Фрейду, заключается в том, что на основании свободных ассоциаций, которые отыскиваются к отдельным частям сновидений, можно вызвать определённые замещающие представления, открывающие путь к истинному (скрытому) содержанию сна. Таким образом, благодаря толкованию фрагментов сновидения воссоздаётся его общий смысл. Процесс толкования представляет собой «перевод» явного содержания сна в те скрытые мысли, которые его инициировали.

Фрейд высказал мнение, согласно которому образы, воспринимаемые сновидцем, являются результатом работы сновидения, выражающейся в смещении (несущественные представления обретают высокую ценность, изначально присущую другому явлению), сгущении (в одном представлении совпадает множество значений, образуемых через ассоциативные цепочки) и замещении (замена конкретных мыслей символами и образами), которые превращают скрытое содержание сновидения в явное. Мысли человека трансформируются в определённые образы и символы благодаря процессу наглядной и символической репрезентации - в отношении сновидения Фрейд это назвал первичным процессом. Далее эти образы преобразуются в некоторое осмысленное содержание (появляется сюжет сна) - так функционирует вторичная переработка (вторичный процесс). Впрочем, вторичная переработка может и не произойти - в таком случае сновидение превращается в поток странно переплетённых образов, становится обрывистым и фрагментарным.

Несмотря на весьма прохладную реакцию научного сообщества на выход «Толкования сновидений», Фрейд постепенно начал формировать вокруг себя группу единомышленников, заинтересовавшихся его теориями и взглядами. Фрейда стали изредка принимать в психиатрических кругах, иногда используя его техники в работе; медицинские журналы начали публиковать рецензии на его труды. С 1902 года учёный регулярно принимал в своём доме заинтересованных в развитии и распространении психоаналитических идей врачей, а также художников и писателей. Начало еженедельных собраний было положено одним из пациентов Фрейда - Вильгельмом Штекелем, который ранее успешно завершил у него курс лечения от невроза; именно Штекель в одном из писем предложил Фрейду встретиться у него в доме для обсуждения его работы, на что доктор ответил согласием, пригласив самого Штекеля и нескольких особо заинтересованных слушателей - Макса Кахане, Рудольфа Рейтера и Альфреда Адлера.

Сформировавшийся клуб получил название «Психологическое общество по средам» ; его собрания проводились вплоть до 1908 года. За шесть лет общество обзавелось достаточно большим количеством слушателей, состав которых регулярно менялся. Оно неуклонно набирало популярность: «Оказалось, что психоанализ постепенно пробудил к себе интерес и нашёл друзей, доказал, что имеются научные работники, готовые признать его» . Так, членами «Психологического общества», получившими впоследствии наибольшую известность, были Альфред Адлер (член общества с 1902 года), Пауль Федерн (с 1903), Отто Ранк, Исидор Задгер (оба с 1906), Макс Эйтингон, Людвиг Бисвангер и Карл Абрахам (все с 1907), Абрахам Брилл, Эрнест Джонс и Шандор Ференци (все с 1908). 15 апреля 1908 года общество было реорганизовано и получило новое название - «Венское психоаналитическое объединение».

Время развития «Психологического общества» и роста популярности идей психоанализа совпало с одним из самых продуктивных периодов в творчестве Фрейда - в печать вышли его книги: «Психопатология обыденной жизни» (1901, где рассматривается один из немаловажных аспектов теории психоанализа, а именно оговорки), «Остроумие и его отношение к бессознательному» и «Три очерка по теории сексуальности» (обе 1905). Популярность Фрейда как учёного и практикующего врача неуклонно росла: «Частная практика Фрейда увеличилась так, что занимала всю рабочую неделю. Очень немногие его пациенты, как тогда, так и позднее, были жителями Вены. Большинство пациентов приезжали из Восточной Европы: России, Венгрии, Польши, Румынии и т. д.» .

Идеи Фрейда начали обретать популярность за рубежом - интерес к его трудам проявился особенно отчётливо в швейцарском городе Цюрихе, где с 1902 года психоаналитические концепции активно применялись в психиатрии Эйгеном Блейлером и его коллегой Карлом Густавом Юнгом, занимавшимися исследованиями шизофрении. Юнг, высоко ценивший идеи Фрейда и восхищавшийся им самим, в 1906 году опубликовал работу «Психология Dementia praecox», которая основывалась на его собственных разработках концепций Фрейда. Последний, получив от Юнга данную работу, достаточно высоко её оценил, и между двумя учёными завязалась переписка, продолжавшаяся почти семь лет. Фрейд с Юнгом впервые лично встретились в 1907 году - молодой исследователь сильно импонировал Фрейду, который, в свою очередь, считал, что Юнгу суждено стать его научным наследником и продолжить развитие психоанализа.

В 1908 году состоялся официальный психоаналитический конгресс в Зальцбурге - достаточно скромно организованный, он занял всего один день, но был в действительности первым международным событием в истории психоанализа. Среди выступавших, помимо самого Фрейда, было 8 человек, представивших свои работы; встреча собрала всего лишь 40 с небольшим слушателей. Именно в ходе этого выступления Фрейд впервые представил один из пяти основных клинических случаев - историю болезни «Человека-крысы» (также встречается перевод «Человека с крысами»), или психоанализ невроза навязчивых состояний. Подлинным же успехом, открывшим психоанализу путь к международному признанию, стало приглашение Фрейда в США - в 1909 году Грэнвилл Стэнли Холл предложил ему прочесть курс лекций в Университете Кларка (Вустер, штат Массачусетс).

Лекции Фрейда оказались восприняты с большим энтузиазмом и интересом, а учёный был награждён почётной степенью доктора. Всё больше пациентов со всего мира обращались к нему за консультациями. По возвращении в Вену Фрейд продолжил публиковаться, издав несколько работ, в том числе «Семейный роман невротиков» и «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Воодушевлённые успешным приёмом в США и растущей популярностью психоанализа, Фрейд и Юнг решили организовать второй психоаналитический конгресс, состоявшийся в Нюрнберге 30-31 марта 1910 года. Научная часть конгресса прошла успешно, в отличие от неофициальной. С одной стороны, была учреждена Международная психоаналитическая ассоциация, но в то же время ближайшие соратники Фрейда начали разделение на противоборствующие группы.

Несмотря на разногласия внутри психоаналитического сообщества, Фрейд не прекращал собственной научной деятельности - в 1910 году он опубликовал «Пять лекций по психоанализу» (которые читал в университете Кларка) и несколько других небольших работ. В том же году из-под пера Фрейда вышла книга «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства», посвящённая великому итальянскому художнику .

После второго психоаналитического конгресса в Нюрнберге назревшие к тому моменту конфликты обострились до предела, положив начало расколу в рядах ближайших соратников и коллег Фрейда. Первым из ближнего круга Фрейда вышел Альфред Адлер, чьи разногласия с отцом-основателем психоанализа начались ещё в 1907 году, когда была опубликована его работа «Исследование неполноценности органов», вызвавшая негодование многих психоаналитиков. К тому же Адлера сильно беспокоило то внимание, которое Фрейд уделял своему протеже Юнгу; в связи с этим Джонс (характеризовавший Адлера как «мрачного и придирчивого человека, поведение которого колеблется между сварливостью и угрюмостью») писал: «Любые несдерживаемые детские комплексы могли находить выражение в соперничестве и ревности за его [Фрейда] благосклонность. Требование быть „любимым ребёнком“ имело также важный материальный мотив, так как экономическое положение молодых аналитиков большей частью зависело от тех пациентов, которых Фрейд мог к ним направить» . Из-за предпочтений Фрейда, делавшего основную ставку на Юнга, и честолюбия Адлера отношения между ними стремительно портились. Адлер при этом постоянно ссорился с другими психоаналитиками, отстаивая приоритетность своих идей.

Фрейд и Адлер разошлись во взглядах по ряду положений. Во-первых, Адлер считал стремление к власти главным мотивом, определяющим поведение человека, в то время как Фрейд отводил основную роль сексуальности . Во-вторых, акцент в исследованиях личности Адлером ставился на социальном окружении человека - Фрейд же уделял наибольшее внимание бессознательному . В-третьих, Адлер считал эдипов комплекс фабрикацией, а это полностью противоречило идеям Фрейда. Впрочем, отвергая основополагающие для Адлера идеи, основатель психоанализа признавал их важность и частичную обоснованность. Несмотря на это, Фрейд был вынужден изгнать Адлера из психоаналитического общества, повинуясь требованиям остальных его участников. Примеру Адлера последовал его ближайший соратник и друг Вильгельм Штекель.

Непродолжительное время спустя круг ближайших соратников Фрейда покинул и Карл Густав Юнг - их отношения были окончательно испорчены расхождениями в научных взглядах; Юнг не принимал положение Фрейда о том, что подавления всегда объясняются сексуальными травмами, и к тому же активно интересовался мифологическими образами, спиритическими феноменами и оккультными теориями, что сильно раздражало Фрейда. Более того, Юнг оспаривал одно из основных положений фрейдовской теории: он считал бессознательное не индивидуальным феноменом, а наследием предков - всех людей, когда-либо живших в мире, то есть рассматривал его как «коллективное бессознательное» .

Юнг не принимал и взглядов Фрейда на либидо: если для последнего данное понятие означало психическую энергию, основополагающую для проявлений сексуальности, направленной на различные объекты, то для Юнга либидо было просто обозначением общего напряжения. Окончательный разрыв между двумя учёными произошёл после публикации Юнгом «Символов трансформации» (1912), в которых критиковались и оспаривались основные постулаты Фрейда, и оказался крайне болезненным для них обоих. Помимо того, что Фрейд потерял очень близкого друга, сильным ударом для него стали расхождения во взглядах с Юнгом, в котором он первоначально видел преемника, продолжателя развития психоанализа. Свою роль сыграла и потеря поддержки всей цюрихской школы - с уходом Юнга психоаналитическое движение лишилось ряда талантливых учёных.

В 1913 году Фрейд окончил длительную и очень сложную работу над фундаментальным трудом «Тотем и табу» . «Со времени написания „Толкования сновидений“ я не работал над чем-либо с такой уверенностью и подъёмом» , - писал он об этой книге. Помимо прочего, работа, посвящённая психологии первобытных народов, рассматривалась Фрейдом как один из крупнейших научных контраргументов цюрихской школе психоанализа во главе с Юнгом: «Тотем и табу», по мнению автора, должен был окончательно отделить его ближайшее окружение от диссидентов.

Началась Первая мировая война, и Вена пришла в упадок, что закономерным образом сказалось на практике Фрейда. Экономическое положение учёного стремительно ухудшалось, в результате чего у него развилась депрессия. Новообразованный Комитет оказался последним кругом единомышленников в жизни Фрейда: «Мы стали последними соратниками, которых ему когда-либо суждено было иметь», - вспоминал Эрнест Джонс. Фрейд, испытывавший финансовые затруднения и располагавший достаточным количеством свободного времени вследствие уменьшившегося количества пациентов, возобновил научную деятельность: «Фрейд замкнулся в себе и обратился к научной работе. ...Наука олицетворяла его труд, его страсть, его отдых и являлась спасительным средством от внешних невзгод и внутренних переживаний». Последующие годы стали для него весьма продуктивными - в 1914 году из-под его пера вышли работы «„Моисей“ Микеланджело», «К введению в нарциссизм» и «Очерк по истории психоанализа». Параллельно Фрейд трудился над серией эссе, которые Эрнест Джонс называет самыми глубокими и важными в научной деятельности учёного, - это «Влечения и их судьба», «Вытеснение», «Бессознательное», «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» и «Печаль и меланхолия».

В тот же период Фрейд вернулся к использованию ранее оставленного понятия «метапсихология» (впервые этот термин был использован в письме Флиссу от 1896 года). Оно стало одним из ключевых в его теории. Под словом «метапсихология» Фрейд понимал теоретический фундамент психоанализа, а также специфический подход к изучению психики. По мнению учёного, психологическое объяснение может считаться законченным (то есть «метапсихологическим») только в том случае, когда оно устанавливает наличие конфликта или связи между уровнями психики (топография), определяет количество и тип затраченной энергии (экономика) и соотношение сил в сознании, которые могут быть направлены на совместную работу или же противостоять друг другу (динамика). Год спустя увидела свет работа «Метапсихология», объясняющая основные положения его учения.

С окончанием войны жизнь Фрейда изменилась только в худшую сторону - отложенные на старость деньги он был вынужден истратить, пациентов стало ещё меньше, одна из дочерей - София - умерла от гриппа. Тем не менее, научная деятельность учёного не прекращалась - им были написаны работы «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс» (1921), «Я и Оно» (1923).

В апреле 1923 года у Фрейда обнаружили опухоль нёба; операция по её удалению прошла неудачно и едва не стоила учёному жизни. Впоследствии ему пришлось пережить ещё 32 операции. Вскоре рак начал распространяться, и Фрейду удалили часть челюсти - с этого момента он пользовался крайне болезненным, оставлявшим незаживающие раны протезом, в дополнение ко всему ещё и мешавшим говорить. Наступил самый мрачный период в жизни Фрейда: он больше не мог выступать с лекциями, поскольку слушатели его не понимали. До самой смерти о нём заботилась дочь Анна: «Именно она ездила на конгрессы и конференции, где зачитывала подготовленные отцом тексты выступлений». Череда горестных для Фрейда событий продолжалась: в возрасте четырёх лет от туберкулёза умер его внук Гейнеле (сын покойной Софии), а спустя некоторое время скончался близкий друг Карл Абрахам; Фрейдом начали овладевать печаль и горе, всё чаще стали появляться в его письмах слова о собственной приближающейся кончине.

Летом 1930 года Фрейд был удостоен премии Гёте за весомый вклад в науку и литературу, что принесло учёному большое удовлетворение и способствовало распространению психоанализа в Германии. Однако это событие оказалось омрачено очередной утратой: в возрасте девяноста пяти лет от гангрены умерла мать Фрейда Амалия. Самые страшные испытания для учёного только начинались - в 1933 году канцлером Германии был избран Адольф Гитлер, и государственной идеологией стал национал-социализм. Новой властью был принят ряд дискриминационных законов, направленных против евреев, а книги, противоречившие нацистской идеологии, уничтожались. Наряду с трудами Гейне, Маркса, Манна, Кафки и Эйнштейна под запрет попали и работы Фрейда. Психоаналитическая ассоциация была распущена по приказу правительства, многие её члены подверглись репрессиям, а фонды были конфискованы. Многие соратники Фрейда настойчиво предлагали ему покинуть страну, но он наотрез отказывался.

В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в Гестапо Фрейд принял решение покинуть Третий рейх и уехать в Англию. Осуществить задуманное оказалось непросто: в обмен на право покинуть страну власти потребовали внушительную сумму денег, которой Фрейд не располагал. Учёному пришлось прибегнуть к помощи влиятельных друзей, чтобы получить разрешение на эмиграцию. Так, его давний друг Уильям Буллит, в то время посол США во Франции, ходатайствовал за Фрейда перед президентом Франклином Рузвельтом. К прошениям также присоединился германский посол во Франции граф фон Велцек. Общими усилиями Фрейд получил право на выезд из страны, но вопрос «долга германскому правительству» оставался нерешённым. Разрешить его Фрейду помогла его давняя подруга (а также пациентка и ученица) - Мари Бонапарт, принцесса Греческая и Датская, ссудившая необходимые средства.

Летом 1939 года Фрейд особенно сильно страдал от прогрессирующей болезни. Учёный обратился к ухаживавшему за ним доктору Максу Шуру, напомнив о данном ранее обещании помочь умереть. Поначалу Анна, не отходившая ни на шаг от больного отца, воспротивилась его желанию, но вскоре согласилась. 23 сентября Шур ввёл Фрейду несколько кубиков морфия - дозу, достаточную для прерывания жизни ослабленного болезнью старика. В три часа утра Зигмунд Фрейд умер. Тело учёного было кремировано в Голдерс-Грин, а прах помещён в древнюю этрусскую вазу, подаренную Фрейду Мари Бонапарт. Ваза с прахом учёного стоит в мавзолее Эрнеста Джорджа (Ernest George Mausoleum) в Голдерс-Грин.

В ночь на 1 января 2014 года неизвестные пробрались в крематорий, где стояла ваза с прахом Марты и Зигмунда Фрейдов, и разбили её. Теперь этим делом занялась полиция Лондона. Смотрители крематория перенесли вазу с прахом супругов в надёжное место. Причины поступка злоумышленника не ясны.

Труды Зигмунда Фрейда:

1899 Толкование сновидений
1901 Психопатология обыденной жизни
1905 Три очерка по теории сексуальности
1913 Тотем и табу
1920 По ту сторону принципа удовольствия
1921 Психология масс и анализ человеческого «Я»
1927 Будущее одной иллюзии
1930 Недовольство культурой

Рождение психоанализа

История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко , оказавшего на него сильное влияние. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями , как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. До работы Шарко считалось, что женщины с истерическими признаками имели блуждающую матку (hystera по-гречески означает «матка»), но Фрейд установил, что у мужчин тоже могли возникать подобные психосоматические симптомы. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером . Это лечение представляло собой сочетание гипноза и катарсиса , и позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция ».

Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.

В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным . Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений . Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией , а в настоящее время известно как конверсионный синдром.

Символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Символы встречаются не только в сновидениях, но и в сказках , мифах , обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидених символами, ограниченно.

Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков. После того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос - что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы , и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Кроме того, некоторые особые элементы сновидений всё же могут быть истолкованы психоаналитиком и без помощи обладателя сновидения. Это символы - элементы сновидений, имеющие постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

Последние годы жизни

Книги Фрейда

  • «Толкование сновидений», 1900
  • «Тотем и табу», 1913
  • «Лекции по введению в психоанализ», 1916-1917
  • «Я и Оно», 1923
  • «Моисей и монотеизм», 1939

Литература

  1. Брайн Д. «Психология Фрейда и постфрейдисты». - Рефл-бук. - 1997.
  2. Зейгарник. «Теории личности в зарубежной психологии». - Издательство Московского университета. - 1982.
  3. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954) М: Гнозис/Логос, 1998.
  4. Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-1955) М: Гнозис/Логос, 1999.
  5. Марсон П. «25 ключевых книг по психоанализу». Урал Ltd. - 1999
  6. Фрейд, Зигмунд. Собрание сочинений в 26 томах. СПб., изд-во «ВЕИП», 2005 - изд. продолжается.
  7. Пол ФЕРРИС. «Зигмунд Фрейд»

С тех пор как Зигмунд Фрейд опубликовал многие из своих новаторских книг и статей, минуло более 100 лет. Основатель современного психоанализа любил бродить по закоулкам человеческого разума. Он изучал и теоретизировал сны, культуру, развитие детей, сексуальность и психическое здоровье. Его интересы были разносторонними. Некоторые из выдвинутых Фрейдом теорий были дискредитированы, однако большая часть идей подтверждена современными учеными и находит широкое применение на практике. Если вам интересны идеи самопознания, вы не сможете пройти мимо учений австрийского психоаналитика.

Фрейд рассказывал о том, что не многие из нас хотят слышать. Он уличал нас в незнании собственной самости. Скорее всего, он был прав, и наши сознательные мысли - это всего лишь верхушка большого айсберга. Перед вами 12 фактов, оставленных нам великим предшественником в подарок.

Ничто не происходит просто так

Фрейд обнаружил, что не бывает никаких недоразумений или совпадений. Вам кажется, что эти чувства случайны и продиктованы импульсами? Но на самом деле любое событие, желание и действие, даже совершенное на подсознательном уровне, играет важное значение в нашей жизни. Молодая женщина случайно оставила ключи в квартире своего любовника. Ее подсознание выдает тайные желания: она не прочь вернуться туда снова. Выражение «оговорка по Фрейду» возникло неспроста. Ученый верил в то, что словесные ляпы и ошибки выдают истинные человеческие помыслы. Очень часто нами движут страхи из прошлого, пережитые травмы или скрытые фантазии. Как бы мы не пытались подавить их, они все равно прорываются наружу.

Слабость и сила каждого человека в его сексуальности

Секс является главной движущей силой для людей. Это именно тот знаменатель, под который можно подогнать всех нас. Однако многие люди всеми силами отрицают это. Мы так прониклись высокими принципами дарвинизма, что стыдимся своего животного естества. И, несмотря на то что мы возвысились над всеми остальными живыми существами, мы по-прежнему обладаем их слабостями. Большую часть своей истории человечество отрицало свою «темную сторону». Так на свет появился пуританизм. Но даже самые правильные люди всю жизнь вынуждены бороться против собственных сексуальных аппетитов. Взгляните на многочисленные скандалы, потрясшие Ватикан, другие фундаменталистские церкви, видных политиков и знаменитостей. На раннем этапе своей профессиональной деятельности Фрейд наблюдал эту похотливую борьбу у мужчин и женщин в викторианской Вене, откуда и сделал выводы.

«В некоторых случаях сигара - это просто сигара»

Общепринятая идея в современной психологии рассматривает каждый предмет с нескольких точек зрения. Например, сигара вполне могла бы стать фаллическим символом. Однако не все значения имеют далеко идущие последствия. Сам Фрейд любил курить, поэтому и изрек такую истину.

Каждая часть тела эротична

Основатель теории психоанализа знал, что люди являлись существами сексуальными с самого своего появления на свет. Он вдохновлялся видом матери, кормящей младенца грудью. Эта картина наглядно иллюстрирует пример более зрелой сексуальности. Все, кто видел сытого ребенка, отпустившего материнскую грудь, замечают, как малыш с пылающими щеками и блаженной улыбкой на устах тотчас же засыпает. Позже эта картина полностью отразит картину сексуального удовлетворения. Фрейд был глубоко убежден, что сексуальное возбуждение не ограничивается одними гениталиями. Удовольствие достигается за счет стимулирования партерами любой части тела. Секс и эротика не ограничиваются половыми сношениями. Однако сегодня большинству людей трудно принять эту идею.

Мысль - это крутой вираж на пути к исполнению желания

Фрейд высоко ценил сам акт мышления (желания и фантазии). Психотерапевты и психоаналитики в своей практике часто наблюдают за людскими фантазиями. Часто они оценивают их выше, чем фактические реальные действия. И хотя реальность не может быть измерена с помощью яркой фантазии, у этого явления есть свое уникальное предназначение. По утверждениям нейробиологов, это служит основой для воображения.

За разговорами человеку становится легче

Психологическая терапия индивида, базирующаяся на психоанализе, доказывает, что разговор облегчает эмоциональные симптомы, уменьшает беспокойство и высвобождает разум. В то время как лекарственная форма терапии носит лишь краткосрочный характер, и она эффективна в борьбе с основными симптомами недугов, разговорная терапия является мощным инструментом в улучшении состояния пациента. Необходимо помнить, что в лечении участвует человек, а не просто набор симптомов или диагноз. Если пациент рассчитывает на долгосрочные изменения, с ним необходимо разговаривать.

Защитные механизмы

Теперь термин «защитный механизм» мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Это давно стало частью базового понимания человеческого поведения. Теория, которую Фрейд разработал совместно дочерью Анной, гласит, что в целях защиты от чувства тревоги или неприемлемых импульсов, подсознание может отрицать или искажать действительность. Видов защитных механизмов много, наиболее известными являются отрицание, отказ и проекции. Отрицание - это когда человек отказывается признать, что произошло или происходит. Отказ формируется по причине нежелания признать свои пагубные пристрастия (например, алкоголизм или наркоманию). Этот вид защитного механизма также может быть проецирован на социальную сферу (например, нежелание признавать тенденцию изменения климата или жертв политических репрессий).

Сопротивление переменам

Человеческий разум навязывает определенную модель поведения, которая всегда стремится сопротивляться изменениям. Все новое в нашем понимании таит угрозу и влечет за собой нежелательные последствия, даже если перемены происходят к лучшему. К счастью, метод психоанализа нашел средства для регулирования сознания, которые дают возможность победить упорную способность создавать препятствия на пути движения вперед.

Прошлое воздействует на настоящее

Сейчас, в 2016 году, этот постулат может показаться более прозаичным, чем 100 лет тому назад. Но для Фрейда это стало моментом истины. Сегодня многие из теорий Фрейда о развитии детей и последствиях влияния их раннего жизненного опыта на более позднее поведение в значительной степени способствуют успеху в лечении пациентов с психическими расстройствами.

Концепция переноса

Другая широко известная теория Зигмунда Фрейда рассказывает о том, каким образом прошлое может воздействовать на настоящее посредством концепции переноса. Этот постулат также широко используется в современной психологической практике. К переносу относятся сильные чувства, переживания, фантазии, надежды и страхи, которые мы испытывали в детстве или подростковом возрасте. Они являются бессознательной движущей силой и способны воздействовать на наши взрослые отношения.

Развитие

Человеческое развитие не заканчивается с наступлением половой зрелости, а продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Успех зависит о того, как мы способны меняться под воздействием тех или иных проблем. Жизнь всегда бросает нам вызов, а каждый новый этап в развитии позволяет нам снова и снова оценить личные цели и ценности.

Цивилизация является источником социальных страданий

Фрейд заявлял, что склонность к агрессии является самым большим препятствием на пути к цивилизации. Немногие мыслители выглядели столь непоколебимо по отношению к этому человеческому качеству. В 1929 году, с расцветом европейского антисемитизма, Фрейд написал: «Человек человеку волк. Кто может это оспорить?». Фашистский режим запрещал теории Фрейда, как это делали впоследствии коммунисты. Его называли разрушителем морали, но сам он больше всего не любил Америку. Он полагал, что американцы направляют свою сексуальность в нездоровую одержимость деньгами: «Разве не грустно зависеть от этих дикарей, которые не являются лучшим классом людей?». Парадоксально, но именно Америка, в конце концов, оказалась самым благоприятным хранилищем идей Зигмунда Фрейда.

Зигмунд Фрейд родился в Фрайберге, в 1856 году, и являлся самым старшим ребенком из восьми детей. Его семья переехала в Вену, когда Фрейду было четыре года. Он учился в подготовительной школе в Леопольдштадте, где он преуспел в греческом, латинском языках, истории, математике и в других науках. Его одаренность к наукам позволила ему поступить в Венский университет в возрасте семнадцати лет. По завершении он продолжил свое обучение, получив медицинскую степень и став кандидатом наук по неврологии.

Фрейд женился на Марте Бернайс в 1886 году, и у пары было шестеро детей. Самый младший ребенок, Анна Фрейд, стала влиятельным психологом и ярым защитником теорий своего отца.

После работы с Джозефом Брейером в общей больнице в Вене, Фрейд отправился в Париж, чтобы изучить гипноз под руководством Жан-Мартина Шарко. Когда он вернулся в Вену в следующем году, Фрейд открыл свою первую медицинскую практику и начал специализироваться на мозговых и нервных расстройствах. Фрейд вскоре определил, что гипноз был неэффективным методом для достижения желаемых результатов, и он начал применять форму беседы с пациентами. Этот метод стал называться «говорящим излечением», и целью было побудить пациента отпустить подавленную энергию и эмоции в нем. Фрейд назвал это состояние репрессией и осознал, что оно препятствует развитию эмоциональной и физической функциональности. Фрейд также полагал, что причиной возникновения неврозов являются сильные отрицательные переживания, которые произошли в прошлом пациента. Использование разговорной терапии в конечном итоге стало основой психоанализа. Фрейд и Брейер опубликовали свои теории и выводы в «Исследованиях истерии» (1895).

После долгой совместной работы Брейер перестал общаться с Фрейдом, чувствуя, что Зигмунд слишком много внимания уделяет сексуальному происхождению неврозов пациента и совершенно не желает рассматривать другие точки зрения. Фрейд продолжал работать над своими собственными теориями, и в 1900 году, после долгого периода самоанализа, опубликовал «Интерпретацию сновидений». Позже, в 1901 году, он опубликовал «Психопатологию повседневной жизни», а в 1905 году - «Три очерка о теории сексуальности». В течение нескольких лет Зигмунд Фрейд не получал признания. Большинство его современников, как и его бывший друг Брейер, считали его акцент на сексуальном происхождении неврозов либо скандальным, либо переигранным. В 1909 году его пригласили выступить в Соединенных Штатах. Именно после этих визитов в США и публикации книги «Пять лекций по психоанализу» в 1916 году, его слава начала расти в геометрической прогрессии.

Фрейд бежал из Австрии от нацистов в 1938 году. Он умер в Англии 23 сентября 1939 года, в возрасте 83 лет, после того, как попросил у своего врача смертельной дозы морфина, из –за долгой и тяжелой битвы с раком полости рта.

Его жизнь

Биография Фрейда Зигмунда о главном

Зигмунд Фрейд очень известная личность в сегодняшние дни. При жизни он был великолепным врачом неврологом, психиатром и отменным психологом, который помогал разбираться людям с их душевными проблемами. Сейчас он известен, как отменный толкователь снов.

Сам он родом из Чехии, из славного городка Фрайберг. Будущий психолог появился на свет 6 мая 1856 года. Из родной страны всей семье пришлось переехать в Украину из-за еврейских преследований. Все семейство поселилось в небольшом городке Тысменица что расположен в Ивано-Франковской области.

Его психоанализ постоянно основывался на изучении тех травматических переживаний, которые он сам на себе ранее испытывал и изучал от многочисленных посетителей. На основании снов он мог растолковать, какое заболевание поглощает человека, и давал дельные рекомендации по спасению их здоровья и жизни в целом.

Помимо анализа человеческих снов, теория Зигмунда включала в себя и методику простых ассоциаций. В 1900 году Фрейдом была написана работа под названием «Толкование сновидений», где психолог впервые выдвинул свою теорию о том, что все это сниться людям в результате тесной взаимосвязи их сексуальных желаний и частых неврозов.

Исходя из теории Зигмунда, можно смело утверждать, что каждый человек имеет 3 основные составляющие: Я (отвечающее за реальность), Сверх-Я (совесть человека) и Оно (неосознанные инстинкты).

Изучению психологии Зигмундом Фрейдом было создано и посвящено несколько работ.

В 1938 году известный человек снова переезжает, на этот раз он останавливается в Лондоне. Фрейд обратился с огромной просьбой к Максу Шуру: дело в том, что знаменитый психиатр мучался от страшных болей, возникающих в результате заболевания раком и он попросил Макса ввести ему увеличенную дозу морфия. Шур не мог не согласиться. В 1939 году 23 сентября Зигмунда не стало.

О его жизни

Интересные факты и даты из жизни

Freud S., 1856-1939). Выдающийся врач и психолог, основатель психоанализа. Родился Ф. в моравском городе Фрейбурге. В 1860 г. семья переехала в Вену, где он с отличием окончил гимназию, затем поступил на медицинский факультет университета и в 1881 г. получил степень доктора медицины.

Ф. мечтал посвятить себя теоретическим исследованиям в области неврологии, но был вынужден заняться частной практикой в качестве невропатолога. Его не удовлетворяли используемые в то время для лечения неврологических больных физиотерапевтические процедуры, и он обратился к гипнозу. Под влиянием врачебной практики у Ф. появился интерес к психическим расстройствам функционального характера. В 1885-1886 гг. он посещал клинику Шарко (Charcot J. М.) в Париже, где гипноз применялся при исследовании и лечении истерических больных. В 1889 г. - поездка в Нанси и знакомство с работами другой французской школы гипноза. Эта поездка способствовала тому, что у Ф. сложилось представление об основном механизме функциональных психических заболевании, о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение, причем сам пациент об этом не знает.

Решающим моментом в становлении оригинальной теории Ф. был отход от гипноза как средства проникновения к забытым переживаниям, лежащим в основе неврозов. Во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, так как встречал сопротивление, которое не мог преодолеть. Ф. был вынужден искать другие пути к патогенным аффектам и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических проявлений, чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забывании и т. п. Особое внимание он обратил на феномен переноса больным на врача чувств, имевших место в раннем детстве по отношению к значимым лицам.

Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Ф. назвал психоанализом - оригинальной формой психотерапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Ф. охватывает несколько десятилетий, в течение которых его концепция претерпевала существенные изменения, что дает основания для условного выделения трех периодов.

В первый период психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Не утратили своего значения такие работы Ф. этого периода, как "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901). Основной побудительной силой поведения человека Ф. считал подавленное сексуальное влечение - "Три очерка по теории сексуальности" (1905). В это время психоанализ начал приобретать популярность, вокруг Ф. сложился кружок из представителей разных профессий (врачей, писателей, художников), желавших изучать психоанализ (1902). Распространение Ф. фактов, полученных при изучении психоневрозов, на понимание душевной жизни здоровых людей было встречено весьма критически.

Во втором периоде концепция Ф. превратилась в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. В 1909 г. он читал лекции в США, вышедшие затем как полное, хотя и краткое, изложение психоанализа - "О психоанализе: пять лекций" (1910). Наиболее же распространенной работой являются "Лекции по введению в психоанализ", первые два тома которых представляют собой запись лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг.

В третьем периоде учение Ф. - фрейдизм - претерпело существенные изменения и получило свое философское завершение. Психоаналитическая теория стала основой для понимания культуры, религии, цивилизации. Учение об инстинктах было дополнено идеями о влечении к смерти, разрушению - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). Эти представления, полученные Ф. при лечении неврозов военного времени, привели его к выводу о том, что войны являются следствием инстинкта смерти, т. е. обусловлены природой человека. К этому же периоду относится описание трехкомпонентной модели личности человека - "Я и Оно" (1923).

Таким образом, Ф. разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал научного знания о ней. В круг научного анализа были вовлечены феномены, которые традиционная академическая психология не привыкла принимать в расчет.

После оккупации Австрии нацистами Ф. был подвергнут преследованиям. Международный союз психоаналитических обществ, уплатив фашистским властям в виде выкупа значительную сумму денег, добился разрешения на выезд Ф. в Англию. В Англии его встретили восторженно, но дни Ф. были сочтены. Он умер 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет в Лондоне.

ФРЕЙД Зигмунд

1856–1939) – австрийский врач-невропатолог, основатель психоанализа. Родился 6 мая 1856 года во Фрайберге (ныне Пршибор), расположенном неподалеку от границы Моравии и Силезии, примерно в двухстах сорока километрах к северо-востоку от Вены. Спустя семь дней мальчику сделали обрезание и дали два имени – Шломо и Сигизмунд. Еврейское имя Шломо он унаследовал от своего деда, умершего за два с половиной месяца до рождения своего внука. Лишь по исполнении шестнадцати лет юноша сменил имя Сигизмунд на имя Зигмунд.

Его отец Яков Фрейд женился на Амалии Натансон, матери Фрейда, будучи намного старше ее и имея от первого брака двух сыновей, один из которых был ровесником Амалии. К моменту рождения их первенца отцу Фрейда шел 41-й год, в то время как его матери оставалось три месяца до исполнения 21 года. В течение десяти последующих лет в семье Фрейдов родилось семеро детей – пять дочерей и двое сыновей, один из которых умер несколько месяцев спустя после своего рождения, когда Сигизмунду было менее двух лет.

В силу ряда обстоятельств, связанных с экономическим упадком, ростом национализма и бесперспективностью дальнейшей жизни в маленьком городе, семья Фрейда переехала в 1859 году в Лейпциг, а затем через год в Вену. В столице австрийской империи Фрейд прожил почти 80 лет.

За это время он блестяще окончил гимназию, в 1873 году в возрасте 17 лет поступил на медицинский факультет Венского университета, который окончил в 1881 году, получив диплом врача. На протяжении нескольких лет Фрейд работал в физиологическом институте Э. Брюкке и Венской городской больнице. В 1885–1886 годах он прошел шестимесячную стажировку в Париже у знаменитого французского врача Ж. Шарко в Сальпетриере. По возвращении со стажировки он женился на Марте Бернайс, став со временем отцом шестерых детей – трех дочерей и троих сыновей.

Открыв частную практику в 1886 году, З. Фрейд использовал различные способы лечения нервнобольных и выдвинул свое понимание происхождения неврозов. В 90-е годы ХIХ века он заложил основы нового метода исследования и лечения, получившего название психоанализ. В начале ХХ столетия он развил выдвинутые им психоаналитические идеи.

На протяжении последующих двух десятилетий З. Фрейд внес дальнейший вклад в теорию и технику классического психоанализа, использовал свои идеи и методы лечения в частной практике, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.

З. Фрейд получил международное признание, дружил и переписывался с такими выдающимися деятелями науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Ромен Ролан, Арнольд Цвейг, Стефан Цвейг и многими другими.

В 1922 году Лондонский университет и Еврейское историческое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой, Эйнштейном оказался и Фрейд. В 1924 году Венский городской совет присвоил З. Фрейду звание почетного гражданина. В день своего семидесятилетия он получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира. В 1930 году ему присудили литературную премию имени Гете. В честь его семидесятипятилетия во Фрайберге была установлена памятная доска на доме, в котором он родился.

К восьмидесятилетию З. Фрейда Томас Манн зачитал написанное им обращение перед Академическим обществом медицинской психологии. Под обращением стояло около двухсот подписей известных писателей и деятелей искусства, включая Вирджинию Вульф, Германа Гесса, Сальвадора Дали, Джеймса Джойса, Пабло Пикассо, Ромена Ролана, Стефана Цвейга, Олдоса Хаксли, Герберта Уэллса.

З. Фрейд был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации. Ему было присвоено официальное звание члена-корреспондента Королевского общества.

После вторжения нацистов в Австрию в марте 1938 года жизнь З. Фрейда и его семьи оказалась под угрозой. Нацисты захватили библиотеку венского психоаналитического общества, побывали в доме З. Фрейда, проведя там тщательный обыск, конфисковали его банковский счет, вызывали в гестапо его детей – Мартина и Анну Фрейд.

Благодаря помощи и поддержке со стороны американского посла во Франции У.С. Буллита, принцессы Мари Бонапарт и других влиятельных лиц З. Фрейд получил разрешение на выезд и в начале июня 1938 года покинул Вену, чтобы через Париж перебраться в Лондон.

Последние полтора года жизни З. Фрейд провел в Англии. В первые же дни пребывания в Лондоне его посетили Герберт Уэллс, Бронислав Малиновский, Стефан Цвейг, приведший с собой Сальвадора Дали, секретари Королевского общества, знакомые, друзья. Несмотря на преклонный возраст, развитие ракового заболевания, впервые обнаруженного у него в апреле 1923 года, сопровождавшегося многочисленными операциями и стойко переносимого им на протяжении 16 лет, З. Фрейд осуществлял почти ежедневные анализы больных и продолжал работать над своими рукописными материалами.

21 сентября 1938 года З. Фрейд попросил своего лечащего врача Макса Шура выполнить обещание, которое тот дал ему десять лет тому назад при их первой встрече. Во избежание непереносимых страданий М. Шур дважды ввел своему знаменитому пациенту незначительную дозу морфия, оказавшуюся достаточной для достойной кончины основателя психоанализа. 23 сентября 1939 года З. Фрейд умер, не узнав о том, что несколько лет спустя оставшиеся в Вене его четыре сестры будут сожжены в крематории нацистами.

Из-под пера З. Фрейда вышли не только разнообразные работы, посвященные технике медицинского использования психоанализа, но и такие книги, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Воспоминание о Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и другие.