Габдулла тукай биография на татарском языке краткое. Габдулла Тукай: краткая биография

Габдулла Тукай - известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство патриотизма. Тукай создал школу поэзии, под полезным влиянием которой выросло большое поколение не только татарских, но и других писателей.

Габдулла Тукай: биография

Писатель родился 26.04.1886 г. в деревне Кушлавыч. Отец его - Мухамедгариф - родом из Казанской губернии. Дед писателя был муллой. Когда Габдулле было 4,5 месяца, у него погиб отец, а в три года он потерял и мать. Некоторое время он жил в семье деда Зиннатуллы, после попал в Казань в семью бездетного Мухамметвали, где прожил примерно 2 года.

Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что приемные родители его заболели, и мальчик попал в семью крестьянина Сагди в деревню Кырлай, где прожил три года. Крестьянская жизнь далась ему нелегко. Здесь много работал, учился и познавал жизнь Габдулла Тукай. Краткая биография далее рассказывает о его дальнейшем детстве, которое проходило в г. Уральске. Его взял в свою семью купец Галиаскар Усманов, там хозяйкой была его тетя. Учился будущий писатель в медресе семьи Тухватуллиных, параллельно посещал русский класс, в учебе проявилась его большая природная одаренность.

К 16 годам сформировались основные убеждения и черты поэта. Биография Габдуллы Тукая подтверждает, что юноша был очень образованным: хорошо знал европейскую, русскую, восточную культуры, несколько языков и много сказок, которые интересно рассказывал.

У него был хороший слух, и он неплохо пел, хотя его голос не был особенно красивым, однако юноша умел приукрасить нотки мелодии.

Сотрудничество с изданиями

Первые литературные произведения Тукая частично сохранились в журнале «Аль-Гаср аль-джадид» (1904 г.). В этом же году он перевел на родной язык Крыловские басни и предложил их издать. Интересовался произведениями Лермонтова и Пушкина. Его первой работой в поэзии был перевод произведения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 г.


Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что после того, как началась революция 1905 г., в Уральске появились первые журналы и газеты «Аль-гаср аль-джадид», «Фикер». Тукай сотрудничал с ними и печатал много стихов на темы, которые преподнесла революция. Также писатель участвовал в многочисленных городских демонстрациях.

В 1907 г. Тукай ушел из медресе Тухватуллиных. Так началась его свободная жизнь.

Который случился в том же году, подтолкнул писателя на создание стиха «Не уйдем!». Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что в этом произведении звучал голос борца, зовущий до конца стоять за честь родного края и демократии. Такие поэмы Тукая, как «Пара лошадей», «Шурале», написанные в начале 20 века, посвящены теме родного края.

Творчество Тукая

Много разных жанров охватил Габдулла Тукай. Биография творчество его определяет как народное и реалистическое.

Осенью 1907 г. писатель приехал в Казань, чтобы там заниматься любимым делом. Литературные круги принимают его с легкостью, он сближается с молодыми писателями, которые группируются вокруг издания «Аль-Ислах».

В это время все свои литературные возможности Тукай направлял на сатирико-юмористические журналы «Ялт-юлт», «Яшен». К 1908 г. у писателя собрался цикл интересных поэтических и публицистических очерков. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» наполнены чувствами исторического оптимизма.


За 1909-10 гг. писатель создал сто стихов, две сказки, очерк в автобиографическом стиле «Что я помню о себе», статью о татарском творчестве, 30 рецензий и фельетонов, опубликовал 12 книг. Много лет Тукай собирал народные песни. В 1910 г. писатель опубликовал некоторые собранные песни в книге «Национальные мелодии».

Габдулла Тукай: биография для детей

В то же время Тукай начал сочинять поэзию и прозу для детей. Поэмы «Коза и баран», «Шурале» и 50 стихов, примерно 100 переводных басен он создал за пять лет. Большое место в литературе имели творения «Призыв к труду», поэма «Шурале» и «Веселые странички», написанные по мотивам народных сказок. Тукай создал 2 хрестоматии по татарской литературе для школы. Поэта признали основоположником татарской литературы для детей.

Путешествия писателя

Большая часть стихов Тукая и очерков написаны под впечатлением поездок в деревни Заказанья. В них описана реальность, оцененная заступником народа.

Несмотря на плохое здоровье, в 1911-12 годах Габдулла совершил путешествия, которые имели для него большое значение. В 1911 г. Тукай приехал пароходом в Астрахань, по дороге он познакомился с Поволжьем («Маленькое путешествие», «Дача»). Здесь писатель пробыл в гостях у друга Сагита Рамиева. В Астрахани он встретил азербайджанского общественного деятеля Наримана Нариманова, которого сослали туда за революционную деятельность.


Весной 1912 г. писатель решил отправиться в Казань, Уфу и Петербург. Он прожил в Петербурге тринадцать дней, после этого поехал в Троицк, а затем в степь казахскую пить кумыс в надежде поправить здоровье. В августе Тукай вернулся в Казань. Работал в типографии и, несмотря на плохое состояние здоровья, продолжал заниматься творчеством.

2(15).04. 1913 г. Габдулла Тукай умер. Он погиб в расцвете таланта. Традиции Тукая стали решающими идейно-эстетическими факторами и животворными источниками для развития татарской литературы в дальнейшем под знаменем народности и реализма.

Габдуллу Тукая похоронили на Татарском кладбище в Казани.

Память о поэте

В честь писателя названы: казанская площадь, метро, улицы в Уфе, селе Даутово в Челябинской обл.

Также Тукаю были установлены памятники в Уральске, Санк-Петрбурге и Москве.

Открыты музеи Габдуллы Тукая: Литературный музей в Казани, литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай.

Именем писателя также назвали премию искусства в Татарстане.

Биография Тукая - одна из самых драматичных в истории мировой литературы. За двадцать семь лет жизни - от весны 1886 года до весны 1913 года - успел спеть свою песню так, что она уже никогда не смолкала. Творчество Тукая - это высокий образец той идейно-художественной высоты, которую достигла татарская классическая литература.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арского района р. Татарстан) в семье муллы Мухамметгарифа. Не прошло и пяти месяцев со дня рождения Габдуллы, как внезапно, недолго проболев, умер его отец. Спустя примерно два года его мать Мамдуда выходит замуж за муллу соседней деревни Сасна и уезжает из Кушлавыча, оставив сына на попечение бедной старухи по имени Шарифа.

«К этому времени ни одного моего родственника в деревне не было, родители же моего отца (дедушка и бабушка) умерли давно,- писал поэт в автобиографическом очерке «Что я помню о себе» (1909, Исемдә калганнар тат.),- а в избушке старухи Шарифы я был лишним, обузой, поэтому она меня, разумеется, не воспитывала; какое там воспитание - она не проявляла, по отношению ко мне даже ласки, столь необходимой для любого малого ребенка»

Немного спустя мать забирает маленького Габдуллу к себе. Но счастье мальчика длилось недолго. Мамдуда вскоре умирает. Таким образом, Габдулла остался круглым сиротой, и для него началась горькая жизнь «в людях». Габдуллу отправляют в деревню Училе к дедушке Зиннатулле, в доме которого и без того было шестеро детей. Беспросветная нищета, царившая в доме Зиннатуллы, вынуждает Габдуллу на новые скитания. Изнуренного в результате болезней и полуголодной жизни Габдуллу отдают проезжему ямщику, чтобы тот отдал малыша в Казани кому-нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в семью Мухамметвали - кустаря Ново-Татарской слободы Казани. Мухамметвали и его жена Газиза ухаживают за Габдуллой как за собственным ребенком и стремятся содержать его в довольстве. Габдулла на всю жизнь сохранил к ним неподдельную любовь. Года два или больше прожил у них будущий поэт. Мухамметвали и Газиза внезапно заболевают и отправляют его обратно к деду Зиннатулле в деревню Училе.

«Можно себе представить, как там меня встретили; ведь там думали, что навечно избавились от меня,- рассказывал поэт позже.- Дедушка и бабушка окончательно потеряли надежду отправить меня в город, поэтому они договорились сбыть с рук лишнего члена семьи куда-нибудь в чужую деревню».

Старик Зиннатулла старался побыстрей избавиться от мальчика, и Габдуллу берет к себе на воспитание крестьянин Сагди из деревни Кырлай.

Детство, прошедшее среди чужих людей, без материнской любви, без ласки близких, оставило в душе будущего поэта незаживающую рану. Течение времени не изгладило горьких воспоминаний о трудной сиротской доле. Так рождаются годы спустя потрясающие поэтические строки:

Мать моя лежит в могиле. О страдалица моя,
Миру чуждому зачем ты человека родила?
С той поры, как мы расстались, стража грозная любви
Сына твоего от двери каждой яростно гнала.

(«Разбитая надежда», 1910. Перевод А. Ахматовой)

В доме Сагди Габдуллу встретили приветливо. Сагди с женой давно искали мальчонку, которого можно было бы взять на воспитание. У них было две дочери, единственный сын умер два с половиной года назад. «Здесь я начал жить неплохо,- вспоминал поэт об этой поре своего детства,- как об этом рассказывал еще в дороге Сагди-абзы, здесь было много и катыка, и молока, и хлеба, достаточно было и картофеля…»

В Кырлае Габдулла начал учиться - вначале у абыстай - жены муллы, а затем в медресе - школе, дававшей религиозные знания. «В медресе я очень скоро изучил иджек и суры «Хэфтияка»,- вспоминал Тукай,- после чего принялся за «Бэдэвам» и «Кисекбаш». Уроки я усваивал быстро, и чтобы не сидел я без дела, стали поручать мне отстающих детей». В медресе Габдулла слыл смышленым,
одаренным мальчиком, много читал, прочитанное быстро запоминал, на равных спорил со своим учителем.

В Кырлае Габдулла приобщается и к сокровищницам устного народного творчества. Знакомство с волшебным миром народных песен и сказок развивает воображение, фантазию будущего поэта, пробуждает любовь к живому народному языку. «Наши народные песни являются подлинно национальными, свободными от всякого постороннего влияния (арабского, турецкого, узбекского), поэтому я придаю им историческое значение, люблю их»,- писал Тукай спустя годы («Народная литература», 1910).

В Кырлае Габдулла и сам пытался сочинять. По утверждению знавших его с детства односельчан, первые шаги в творчестве он начал с «сочинения» песен, пословиц, байтов.

Наконец, необходимо сказать о самом значительном событии в жизни Габдуллы до отъезда в Уральск. По пути в Уральск он на некоторое время остановился в Кушлавыче в доме Бадри. Вечером, перебирая книги, он обнаружил здесь и начал читать книгу выдающегося ученого, писателя и просветителя Каюма Насыри (1825-1902) «Февакихель-джоляса». «Последние стихи мне очень понравились, я старался понять их»,- вспоминал поэт. Речь идет о последней, сороковой главе книги, где помещены произведения татарского народного творчества - пословицы, загадки, песни, байты. Все это привлекло внимание подрастающего мальчика тем, что эти произведения были написаны на чисто народном языке.

Таким образом, Кырлай сыграл исключительно большую роль в жизни Тукая, в становлении его как поэта. «Именно в Кырлае у меня раскрылись глаза на мир»,- писал впоследствии поэт. Именно в деревне Кырлай зарождается его большая любовь к отчизне, к своему народу. Вот почему Заказанье, родные места, с которыми он «расстался на заре жизни», всегда вспоминал с большой теплотой. Такие, написанные в разные годы, стихотворения, как «Пара лошадей», «Родная деревня», «Родной земле», «Пора, вспоминаемая с грустью» и другие, в душе поэта зародились еще в пору его жизни в Заказанье. Одно из лучших своих произведений- поэму «Шурале» - он посвятил Кырлаю.

Музей поэта в деревне Кырлай

Здесь Габдулла впервые познал будни деревенской жизни, уже в 7-8-летнем возрасте в какай-то мере ощутил на себе и тяжесть крестьянского труда - «сеял, жал и боронил», здесь же зарождаются чувства протеста против несправедливостей жизни.

На втором году жизни Габдуллы в Кырлае у Сагди родился сын, отец продолжал любить Габдуллу по-прежнему, но его жена и дочь начинают унижать и оскорблять мальчика. Лаская своего брата, дочь Сагди многозначительно приговаривала: «Мой собственный братишка! Родной братишка!» «Так я лишился той маленькой крупицы любви, которая выпала было на мою долю»,- писал Тукай в автобиографическом очерке.

Но как раз в это время судьба снова улыбнулась Габдулле: у него объявляется живущая в Уральске родственница - сестра покойного отца - Газиза, бывшая замужем за торговцем Галиаскаром Усмановым. Газиза забирает Габдуллу к себе. Так, в конце 1894 начале 1895 годов начинается новый период в жизни будущего поэта.

Музей Габдуллы Тукая в Уральске

В семье тетки Габдулла не терпит особых унижений. Для Газизы-апа и ее мужа, которые все еще тяжело переживали смерть своего единственного сына, Габдулла поначалу служил как бы отдушиной; сразу же по приезде мальчика определили в медресе «Мутыйгия». В свободное от учебы время Габдулла должен был выполнять кое-какую работу по дому. Но все остальное время мальчонка проводил со своими сверстниками.

В Уральске Габдулла поступает учиться в мусульманскую школу-медресе «Мутыйгия».

Медресе Мутыгия в Уральске

30 июля 1900 года неожиданно умирает зять Галиаскар, последний «наставник» будущего поэта. Габдулла вынужден переехать в медресе, где он, живя впроголодь в душных и тесных каморках, испытал все трудности жизни бедного шакирда (студент). «Весь его доход состоял из одного-двух рублей, которые он зарабатывал репетиторством, а летом перепиской метрических книг для хазрета,- вспоминал известный татарский артист Габдулла Кариев, который в то время учился в другом медресе.- Впрочем, он еще учил русскому языку старших шакирдов. В иные годы он, кажется, получал материю на одежду, а иногда приходили небольшие суммы денег из Гурьева не то от муллы, который приходился ему дальним родственником, не то от какого-то богатого торговца». Всех этих доходов едва хватало на то, чтобы не голодать и не ходить в лохмотьях.

Но Габдулла, как свидетельствуют очевидцы, и в этих условиях занимался с присущей ему страстностью, показал себя учеником, умеющим быть независимым и самостоятельным в суждениях, стал одним из самых одаренных шакирдов медресе.

Медресе «Мутыйгия» в целом оставалось религиозно-схоластическим учебным заведением, но стояло несколько выше других религиозных учебных заведений такого типа; здесь не было тех мелких притеснений, которые делали невыносимым учение в других медресе.

Будущий поэт быстро усвоил арабский, персидский, турецкий языки. С прежней настойчивостью изучая Священный Коран, религиозно-моралистические книги, в период учебы в медресе он знакомится со светской литературой, с любовью читает произведения К. Насыри , Ф. Халиди, 3. Бигиева, Акмуллы, Г. Камала и других татарских писателей, внимательно изучает турецкую и арабскую литературу.

На третьем году обучения Габдулла стал первым учеником и в так называемом «русском классе», который существовал при медресе. Овладев русским языком, он начал самостоятельно изучать русскую классику. Как вспоминал Г. Кариев, «из русской литературы Габдулла с особой любовью читал произведения Лермонтова и Пушкина. Каждый раз, посещая их медресе, я не раз видел две толстые русские книги. То были сборники произведений Лермонтова и Пушкина, но я узнал об этом гораздо позднее».

Любовь к великой русской литературе и свою творческую и духовную связь с нею Тукай ярко выразил в одном из своих первых стихотворений - оде «Пушкину» (1906):

Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я,
Вступил в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я.
Бродил я по садам твоим, стоял перед каждым древом,
Внимал я соловьям твоим, бессмертным их напевам…

В медресе с каждым днем раскрываются и те качества Габдуллы, которые затем станут его большой страстью. Он знал множество сказок и умел увлеченно пересказывать их; не доверяя своей исключительной памяти, каждую услышанную песню Габдулла записывает в особую тетрадь. Это свидетельствовало о том, что будущий поэт очень рано начал осознавать важность и необходимость собирания произведений устной народной поэзии.

Наконец, юный Габдулла пробует силы и в творчестве. Первые творческие опыты его относятся еще к 1897-1898 годам, когда Габдулла начал переводить русских писателей на татарский язык. В числе первых опытов будущего поэта в этом роде были переводы басен Крылова. (Басни эти в 1906 году были опубликованы в журнале «Эль-гаср эль-джадид», т. е. «Новый век», под названием «Сборник басен». Впоследствии эти произведения Тукай выпустил и отдельным сборником.)

Здесь необходимо сказать и о тех факторах, которые оказали непосредственное влияние на формирование Габдуллы как поэта. Один из них - встреча Габдуллы с поэтом по имени Мирхайдар Чулпаный.

Чулпаный много лет тому назад учился в медресе «Мутыйгия», потом служил муллой в одной из деревень близ города Бузулука. Чулпаный каждый год приезжал в Уральск и несколько недель жил в медресе «Мутыйгия». Габдулла впервые в жизни увидел живого поэта; между ними, несмотря на большую разницу возрасте, устанавливается своеобразная дружба. Мирхайдар был неплохим поэтом, хорошо знал аруз - классическую арабо-персидскую систему стихосложения. Именно после знакомства с Чулпаныем Габдулла стал интересоваться арузом. Несомненно, Чулпаный сильно повлиял на Габдуллу, помог ему усвоить размеры арабского стиха, овладеть основами стихосложения.

В 1902-1903 годах в медресе «Мутыйгия» прожил зиму и лето турок-эмигрант, молодой поэт Абдал Вели Эмруллах. Будучи студентом Стамбульского университета, он участвовал в начавшемся тогда движении против кровавого султана Абдулла-Хамида II и бежал за границу, спасаясь от ареста. Абдал Вели был на несколько лет старше Габдуллы, но они быстро нашли общий язык и подружились. «Габдулла-эфенди рассказывал об этом шакирде как о своем самом лучшем друге тех времен,- вспоминал Г. Кариев. - Они провели вместе целое лето. Пели, гуляли, и хотя подчас бывали голодны, но чувствовали себя счастливыми».
Габдулла много узнал от своего нового друга; Абдал Вели рассказывал ему о турецкой литературе, ее истории, поэтах и писателях, давал сведения о французской литературе. Читал своему юному другу и собственные стихи.

И все же решающую роль в судьбе Габдуллы как поэта в том, что он взял в руки перо и начал писать стихи, сыграл Камиль Мутыгый Тухватуллин.

Мутыгый получил знания сначала в медресе отца и в казанском медресе Касыйма-хазрета. Потом отправился в Стамбул, затем в Египет, где поступил в университет «Аль-Азхар» в Каире. Камилю не исполнилось еще двадцати, как он, вернувшись из Египта, уже стал преподавать старшим шакирдам медресе «Мутыйгия» предметы, которые до этого вел сам мударрис.
«В это время,- писал Мутыгый,- Тукаев стал моим самым любимым учеником и питал ко мне большое уважение». Камиль Мутыгый создает в медресе нечто вроде литературного кружка, именуемого «Научное общество» по его инициативе шакирды начинают выпускать стенную газету «Магариф» («Просвещение») и рукописный журнал «Эль-гаср эль-джадид» («Новый век»). Молодой Тукай стал самым активным участником научного общества й рукописного журнала, к 1904 году был признан «первым поэтом медресе «Мутыйгия».

Ураганные ветры революционных событий 1905 года дошли и до Уральска. Среди тех, кто поднялся на борьбу за свободу, был и молодой поэт Габдулла Тукай. В начале 1905 года он поступил учеником наборщика в типографию революционной газеты «Уралец».
Здесь он оказывается в кругу революционно настроенных рабочих-печатников, становится свидетелем революционных событий, участвует в революционных собраниях, вместе со своими сверстниками распространяет листовки, прокламации, революционные песни.

Революция 1905 года способствовала появлению на татарском языке периодической печати, открыла дорогу книгоиздательскому делу. Только в годы первой русской революции передовой татарской интеллигенцией издавалось 12 газет и 7 журналов (из них два - на русском языке). Периодическая печать дала огромный толчок формированию литературной критики, развитию эстетической мысли.

В обстановке относительной свободы слова начинают издаваться газеты и журналы и в Уральске: с ноября 1905 года прогрессивная газета «Фикер» («Мысль»), с января 1906 года - ежемесячный литературно-политический журнал «Эль-гаср эль- джадид» («Новый век»), с июня этого же года - сатирический журнал «Уклар» («Стрелы»), Все они печатались в типографии газеты «Уралец», где Тукай продолжал работать наборщиком и корректором. Перед ним открывается широкое поле для активной творческой деятельности. Почти в каждом номере названных выше газет и журналов печатаются стихи, статьи, фельетоны, памфлеты и пародии Тукая.

В ноябре 1905 года в газете «Фикер» появляется первое печатное произведение начинающего поэта «Сон мужика», написанное как свободный перевод стихотворения русского поэта А. В. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?» Именно от этого стихотворения берет начало в творчестве Тукая тема мужика, тема трагических будней крестьянина. Вдохновленный великими идеями свободы, в первых же своих стихотворениях молодой поэт ставит самые важные и наболевшие вопросы времени, призывает татар освободиться от многовековой спячки, занять подобающее место на ниве просвещения, прославляет борцов за свободу.

В 1907 году в жизни Тукая происходят большие перемены. «Этот год был удивительным»,- писал он в одном из писем Габдулле Кариеву. В начале года власти запретили владельцу и издателю журналов «Уклар» и «Эль-гаср эль-джадид» Камилю Тухватуллину продолжать издательскую деятельность, и он продает типографию с редакциями одному из самых богатых людей Уральска, типичному коммерсанту Муртазе Губайдуллину. На должность редактора был назначен Валиулла Хамидуллин, который до этого подвизался в медресе по хозяйственной части. Тукай, как и прежде, с вдохновением взялся за работу. Однако радость длилась недолго. Новый хозяин, сообразив, что издания приносят одни убытки да беспокойство, поспешил их закрыть. Газета «Фикер», журналы «Эль-гаср эль-джадид», «Уклар» в мае навсегда прекратили свое существование.

Тукай снова остался без трибуны и без заработка. К тому же он все сильнее стал ощущать, как ограниченна жизнь в таком маленьком городке, как Уральск, где нет возможностей для активной творческой и общественной деятельности; его тянуло в Казань, в центр национальной культуры, в очаг «науки, просвещения и искусства». И осенью 1907 г. Тукай приехал в Казань. Сразу же по приезде в город Тукай заводит знакомство среди литературной молодежи, передовой интеллигенции. Большевик X. Ямашев, татарские демократические писатели Г. Кулахметов, Ф. Амирхан, Г. Камал становятся самыми близкими его друзьями.

В Казани Тукай начинает публиковать свои произведения в редактируемой Ф. Амирханом демократической газете «Эль-Ислах» («Реформа»). «Однако незначительный гонорар, который получал поэт из «Эль-Ислаха», выпускаемого на ничтожные средства бедного общества, был недостаточен для сушествования. Как раз в то время молодежью организуется издательство «Китап»… Туда приглашается и Тукай в качестве экспедитора с ежемесячным окладом в 25 рублей. Там он просматривал корректуру, упаковывал посылки и в поте лица таскал их на почту…» (Г. Камал).

В середине 1909 года прекращается выпуск газеты «Эль-Ислах». Почти одновременно с ней, в июне 1909 года, после десятого номера, из-за материальных и цензурных затруднений закрывается и «Яшен». По инициативе Тукая и при поддержке прогрессивно настроенной молодежи в марте 1910 г. начинает издаваться другой сатирический журнал - «Ялт-йолт» («Зарница»).

На страницах журналов «Яшен» и «Ялт-йолт» окончательно окрепло и отточилось сатирическое дарование Тукая. Сатира Тукая весьма многогранна как но содержанию, объекту осмеяния, так и формам художественного отображения. И в прозе, н в стихах поэт использовал богатый арсенал сатирических форм и жанров.

В октябре 1908 г. было написано наиболее яркое сатирическое произведение Тукая - поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», которая знаменовала собою новую ступень в развитии сатирического жанра в татарской литературе. Написанная как пародия на древнетатарский литературный памятник XII века «Кисекбаш» («Отрубленная голова»), поэма эта разоблачает идейную, моральную низость реакционных торговцев, татарских мещан, религиозных фанатиков и другие проявления татарского феодально-буржуазного общества.

Поэма Тукая восторженно была воспринята молодежью, завоевала большой успех среди передовой татарской общественности. В октябре и декабре 1908 г. «Новый Кисекбаш» дважды выходит отдельной книгой, и оба раза ее пятитысячный тираж очень быстро раскупается. Поэма не раз была переведена на русский язык, однако ни одному из переводчиков пока что не удается передать идейно-художественное своеобразие оригинала.

«Если поэма найдет своего переводчика, то и «Новый Кисекбаш», как и «Шурале», обойдет весь мир. Займет достойное место в ряду самых талантливых произведений мировой литературы» (С. Хаким).

Продолжая традиции татарских писателей XIX века в новых условиях, много стихотворений Тукай посвятил тяжелой доле татарской женщины, ведя беспощадную борьбу за ее освобождение от социального и религиозного угнетения («Мольба», «Свобода женщин», «Опозоренной татарской девушке» и др.).

Таким образом, в казанский период ярко расцвел лирический талант Тукая, он был признан великим лириком и истинно народным певцом. Татарская лирика начала XX века в лице Тукая доказала свою подготовленность к изображению сложного внутреннего мира человека эпохи в сочетании или противоборстве разнородных чувств, в смене различных настроений, душевных состояний.

Однако детство, прошедшее в голоде и нищете, годы, проведенные в сырых, холодных номерах казанских гостиниц, постоянная нужда и изнурительный труд надломили здоровье поэта; он заболел туберкулезом. Состояние Тукая, который в течение трех лет мужественно боролся с болезнью, к 1913 году резко ухудшилось.

В своих воспоминаниях «Тукай перед смертью» (1914) Ф. Амирхан поведал о том, как Тукай мучительно боролся за жизнь, насколько трагично было его состояние:

«Была одна из ночей. Бесконечно длившийся, мучительный кашель Тукая во всей жути доносился до моей комнаты. Мне казалось, что вот-вот этот кашель разорвет на части его легкие, и Тукай навсегда покинет этот мир… Я встал с постели и, одевшись, хотел пойти к Тукаю. Но не прошло 2-3 минут, как Тукай сам оказался возле меня… Измученный вид Тукая… при слабом свете ночника показался мне самой смертью… Сердце забилось, душу охватил страх, к горлу подступили слезы».

После этой ночи Тукай в гостинице «Амур» жил уже недолго. 26 февраля (11 марта) 1913 года его отвезли в больницу.

И в больнице, несмотря на тяжелый недуг. Тукай много работает: публикует стихи в журналах «Аң», «Мэктэп», направляет статьи, фельетоны в газету «Кояш», журнал «Ялт-йолт», регулярно читает татарские газеты и журналы, издававшиеся не только в Казани, но и в других городах, следит за периодикой на русском языке, подготавливает к печати большой сборник своих избранных произведений (сборник этот вышел в свет уже после смерти поэта, в 1914 году).

14 марта в газете «Кояш» Тукай публикует статью «Первое мое дело после пробуждения», также написанную на больничной койке. Статья, прозвучавшая как завещание поэта, свидетельствовала, насколько мужественным, принципиальным и взыскательным был Тукай в оценке своей поэтической продукции. Обозревая свой творческий путь, он пишет: «Что меня стесняло и мучало в моменты пробуждения, так это разбросанные по разным сборникам мои стихи, которые не принимала моя душа, совесть, вся моя жизнь». Тукай сожалеет, что «не мог сию же минуту сжечь их, отправив в преисподнюю». «Нынешнее мое «сознание» и самокритичность выше тех стихов»,- замечает поэт. Наконец, «воспользовавшись тем, что открылись глаза». Тукай принялся за чистку своей семигодичной «песенной комнаты» и оставил там только любимые им стихи. Сейчас уже можно смело, с облегчением в душе обратиться к грядущим поколениям; «Эй, тюркское дитя, живущее на земле… теперь уж я не стыжусь впустить тебя в свой дом; кто бы ты ни был, теперь я могу с гордостью подарить тебе книгу своих стихов»…

28 марта Тукай написал свои последние стихи («Слова Толстого», «На досуге», «Школа»). Лишь за два дня до смерти он вынужден был оставить свое самое могучее оружие - перо.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Смерть молодого поэта, погибшего в расцвете своего таланта, потрясла всех. «Тукаев умер… Эта весть мгновенно разнеслась по свету…- писал С. Рамиев.- Это горе. Смерть поэта, которому нет равных, сокрушающим ударом обрушилась на плечи народа. Тяжело перенести это». 4 апреля 1913 года почти все татарские газеты посвятили Тукаю специальные номера, целую неделю продолжалась публикация телеграмм соболезнования из самых разных уголков России. Как писал спустя десять лет филолог Д. Валиди, за десять лет существования газеты «Вакыт» («Время») «ни один вопрос, ни одно событие не вызывало столько писем и статей, сколько вызвала смерть Тукая». Похороны Тукая превратились в стихийную демонстрацию, в которой участвовало почти десять тысяч человек. В эти дни было сложено немало песен, байтов, стихов, запечатлевших замечательный образ великого поэта. Во всем этом выразилась безграничная любовь народа к своему верному сыну. Еще при жизни он признал его своим поэтом. Говоря словами историка и литературоведа Гали Рахима, «народ сам нашел и выбрал своего певца… Он навсегда останется нашим первым «народным поэтом».

Продолжение традиций Тукая, его художественного наследия - в произведениях поэта, которые ежегодно издаются большими тиражами и с любовью воспринимаются народом. После 1917 года произведения Тукая издавались на татарском и русском языках более 150 раз, переведены почти на все языки народов Советского Союза. Общий тираж книг составил более двух миллионов экземпляров. Его стихи звучат на английском, немецком, французском, турецком, арабском, венгерском языках.

С 1907 года по настоящее время о жизни и деятельности Тукая издано около 50 книг, более 600 статей и воспоминаний, написаны романы и рассказы, пьесы и сотни стихотворений. Только в последние годы увидели свет книга И. Нуруллина «Габдулла Тукай» (на русском и татарском языках), стихотворная трагедия И. Юзеева «Тукай», драматическая повесть Р. Ишмуратова «Саз мой нежный и печальный..,.»

Образ поэта стал источником творческого вдохновения и для представителей других видов искусства. На произведения Тукая написано более ста музыкальных сочинений. Гордостью татарского народа, замечальным достижением советского музыкального искусства является балет «Шурале» Ф. Яруллина, который давно пересек границы нашей страны.

В республике Татарстан в целях популяризации творчества Тукая, увековечения его имени осуществлено много других мероприятий. Это и ежегодное присуждение Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая за наиболее значительные произведения литературы и искусства, проведение праздников поэзии ежегодно в день рождения Тукая, сооружение мемориального комплекса в Кырлае, скульптурных памятников в Казани, это и присвоение его имени Татарской государственной филармонии, кинотеатрам, селам и улицам Казани и других городов республики и одному из районов Татарстана.

Поэт, предчувствовавший свое бессмертие, твердо убежденный в том, что поэтические создания его навечно останутся в памяти народной, писал в стихотворении «Иду своим путем» (1912):

Мифтахутдин Акмулла (1831- 1895)

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) появился на свет 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (сейчас эта территория входит в Арский район Татарстана). Отцом будущего литератора был приходской мулла. Он скончался, когда сыну было лишь пять месяцев. Спустя несколько лет умерла и мать Габдуллы. Начались скитания мальчика по приемным семьям. Учиться будущий писатель начал в период 1892-1895 годов, когда жил в семье крестьянина Сагди. Из деревни Кырлай он уехал в Уральск, который в то время был столицей Уральского казачьего войска и входил с состав Оренбургской губернии (на сегодняшний день город расположен в западном Казахстане). В этом городе мальчика приняла семья тетки по линии отца.

Приютившая Габдуллу семья купца Галиаскара Усманова отправила юношу обучаться в медресе прогрессивно настроенных меценатов Тухватуллиных. Одновременно он посещал и русский класс, где начал зачитываться стихами Пушкина и Лермонтова. Уже в тот период преподаватели начали отмечать яркий талант Тукая, пробовавшего себя в литературе. Впервые сочинения Тукая были опубликованы в 1904 году. Они появились на страницах рукописного издания «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век»). Тогда же юный литератор переводит на татарский язык басни Крылова и стихи Кольцова. В творчестве Тукая нашли отражение и революционные события 1905 года. Он активно печатал стихи соответствующего содержания в издании «Фикер». Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, полный решимости полностью посвятить себя творчеству. Молодой талантливый автор смог быстро войти в литературные круги, сблизившись с молодежью, которая объединилась вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В этот период произведения Тукая печатают сатирические издания «Яшен» («Молния») и «Ялт-юлт» («Зарница»). В течение последующих лет Тукай все чаще обращается к очеркам, в его публицистике исторический оптимизм постепенно сменяется трезвыми оценками сельской реальности того времени, стремлением отразить резкие социальные контрасты. В это время поэтом были также написаны такие стихотворные произведения, как «Осенние ветры», «Гнет», «Надежды народа…». В период 1911-1912 годов здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он отправился путешествовать, сначала посетив Астрахань. Гостя у поэта Сагита Рамиева, литератор познакомился с сосланным за революционную деятельность азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым. Затем Тукай решается посетить Уфу и Петербург, где встретится с Муллануром Вахитовым, который в будущем станет революционером. Из-за проблем со здоровьем литератор вынужденно едет в Троицк, а затем - в Казахстан. Вернувшись в Казань, несмотря на плохое самочувствие, Тукай не перестает писать до самой смерти. Сердце двадцатишестилетнего татарского поэта остановилось 15 апреля 1913 года. Максим Горький тогда писал, что литератор умер «от голода и чахотки». В некрологах, которые публиковали казанские газеты, говорилось о том, что в лице Габдуллы Тукая татары «потеряли величайшего национального поэта». Похоронили литератора в Казани, его могила находится на Татарском кладбище Ново-татарской слободы.

Габдулла Тукай был рожден 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Атнинского района. Настоящее имя - Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович. Его отец был обычным приходским муллой. В пятимесячном возрасте мальчик лишился отца, а в четыре года остался круглой сиротой. Его судьба зависела исключительно от милости людей, проявивших к нему благосклонные чувства.

С 1892 по 1895 год жизнь Габдуллы проходила в семье обычного крестьянина Сагди, жившего в деревне Кырлай. Именно он и принял решение усыновить мальчика. В это время будущий писатель начал приобщаться к трудовым крестьянским будням, испытывая радости и горести. Как он сам признался позже, жизнь в деревне показала ему новые грани жизни. Впечатления о жизни в деревне оставили в памяти и, как следствие, в творчестве поэта чувство любви к простым чистосердечным людям.

Следующий жизненный период Габдуллы был связан с городом Уральск. Он был взят туда купцом Усмановым. В этой семье хозяйкой была сестра его отца. В то время он учился в медресе Тухватуллиных «Мутыгия», которые отличались прогрессивной настроенностью. Кроме того, был учеником русского класса, где проявлял высокую одаренность.

Революция 1905 года коснулась и такого небольшого городка, как Уральск. Появляется первые татарская периодика, среди подобных газет и журналов «Фикер», «Уклар», «Аль-Гасральджадид» и многие другие. Биография Тукай Габдуллы начинает быть тесно взаимосвязана с этими периодическими изданиями. Он сотрудничает с ними, выступая с многочисленными стихотворениями и статьями на революционную тематику.

В начале 1907 года молодой писатель покидает медресе Тухватуллиных. С началом его самостоятельной жизни возникает немало трудностей. Как раз в этот период революция шла на спад и вместе с тем, выходит запрет на ту татарскую периодику, в которой печатался Тукай.

Осенью того же года, он принимает решение переехать в Казань, для того чтобы именно здесь начать свою новую творческую деятельность. Ему быстро удается найти свой круг общения и сблизиться с творческой молодежью, связанной с изданием газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Однако его не покидали мысли о продолжении его национально-сатирического уклона прозы, без которого ему трудно было представить дальнейшее развитие собственного творчества и татарской литературы в целом.

Можно сказать, что частично его планы осуществились посредством работы в сатирико-юмористических журналах «Яшен» («Молния») и «Ялт-Юлт» («Зарница»). Свои творческие возможности он всецело отдавал именно этим изданиям. С их помощью он пытался бороться с любого рода проявлениями реакционной политики. Этот, еще ранний период творчества писателя, был охарактеризован страстным рвением к бескорыстному служению народу, при этом еще чувствовалось веяние любви к нации. Все глубже и глубже он проникал в народную реальность, быстро отойдя от просветительской романтики. Немного позже, находясь в условиях жесткой реакции, он с горестью отмечал факт того, как бесчинно зло подтачивает народную душу.

В творчестве Габдуллы Тукая проявляется целый цикл великолепных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых абсолютно понятно его отношение к народу. Его стихотворения «Осенние ветры», «Дача», «Гнет», написанные в 1911 году, а также стихотворение «Чего не хватает сельскому люду?» (1912) являются типичными образцами классической социальной лирики, в которой сквозь призму реализма раскрыта боль народных масс.

В основе поэзии Тукая лежит не столько разговорная, сколько напевная интонация. Поэт утверждал, что дело не в форме, размерах или ритмике, сама суть заключается в смысле и в умении донести этот самый смысл.

В годы реакции здоровье поэта было очень сильно подорвано. Его материальное положение оказалось весьма плачевным. Здесь сыграло роль коммерческое отношение издателей к произведением Тукая, а также, что несомненно, незаинтересованность самого автора в своем материальном благополучии. Свое нищенское существование он коротал в холодных гостиничных номерах.

Во времена нового революционного подъема жизнь поэта значительно меняется. Несмотря на то, что его здоровье резко ухудшилось, в 1911-1912 годах он решается совершить путешествия, которые в корне меняют его жизнь. В середине 1911 года он приехал в Астрахань, по пути познакомившись с жизнью Поволжья (ему он посвящает очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он остановился у своего приятеля поэта С. Рамиева, а позднее встретился с писателем и азербайджанским общественным деятелем Нариманом Наримановым, который был сослан сюда за революционную деятельность на своей родине.

Весной следующего года писатель отважился на более серьезное путешествие, маршрут которого проходил через Казань, Уфу и Петербург. В Уфе Тукай встречает М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий неизгладимый след в жизни двух народных писателей и еще более укрепляет их симпатию друг к другу.

А вот в Петербурге Габдулле Тукаю уже не удается встретить людей, подобных Гафури. Несмотря на это, петербургская передовая интеллигенция хоть и узнала о визите Тукая несвоевременно, все равно пыталась оказать ему максимум своего внимания. В Петербурге он задержался на тринадцать дней, после писатель отправился в Троицк, а затем и в казанскую степь. Проведя незабываемое лето под степным солнцем, попивая кумыс, в надежде улучшить состояние своего здоровья, в августе Тукай все же возвращается в Казань. Здесь он работал в душной типографии, и, не обращая внимания на дурное самочувствие, продолжал литературную деятельность.

В последние годы жизни и вместе с тем творческой деятельности Тукай все ближе постигал народную действительность, к тому же все более резко воспринимал противостояние народа и общества («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и прочие). Писатель бесконечно вел непримиримую борьбу не только с действительностью, но и со своим собственными ошибками и иллюзиями, которые возникали в процессе поиска справедливости и истины.

15 апреля 1913 года Габдулла Тукай скончался. Он покинул этот мир в самом расцвете своего таланта.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Тукая Габдуллы представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

В долголетней истории литературы татарского народа особое место занимает Габдулла (Абдулла) Тукай. Прожив яркую, но короткую жизнь (1886-1913), поэт заложил фундаментальную основу татарского языка и литературы.

Детство поэта

Родившись (1886) в консервативно-религиозной семье (дед – мулла, отец – «указной» мулла в с. Кушлавыч возле Казани), Габдулла рано остался без родительской опеки, оставшись в четырехлетнем возрасте круглым сиротой. Дальнейшее детство у маминых родственников в Пермской губернии осталось тяжким воспоминанием о «шалостях без одобрения», «слезах без утешения».

Будучи болезненным, крайне истощенным и изможденным ребенком, Габдулла часто слышал пожелания смерти в свой адрес, что не могло отложиться светлым воспоминанием о беззаботном детстве. Попытки пристроить мальчика в приемные семьи проходили с переменным успехом: будущий поэт то уезжал из-под неласкового крова, то возвращался обратно. Мытарства и нищета – вот самые яркие детские воспоминания поэта.

Уральский период творчества

В 1895 году тетя по отцовской линии забирает его в г. Уральск. Живя в прогрессивной купеческой семье Г. Усманова, мальчик начинает одновременно посещать медресе и русский класс (втатарско-русской школе). Непреодолимая тяга к просвещению и природная одаренность привели будущего поэта к первым литературным опытам. Частично отобразившись в 1904 году в печатном издании «Новый век», они представляли собой талантливые поэтические произведения. Выступив вначале как подражатель арабско-персидской лирике, Габдулла в короткое время становится талантливейшим народным поэтом.

Увлеченно зачитываясь произведениями А. Пушкина и М. Лермонтова, Габдулла Тукай занимается переводом на татарский язык русских классиков И. Крылова, А. Кольцова.
В печатных альманахах появляются переведенные ним крыловские басни и известный «Сон мужика», представляющий собой вольное прочтение поэзии А. Кольцова.

Влияние революции

Революционные потрясения 1905 года (и последующие реакционные годы) освободили поэта от испытанного в начале творчества пантюркистского влияния, сподвигнув на открытое исповедание демократических мировоззренческих тенденций. Выступив против самодержавия и капитализма, Габдулла Тукай проникся бесправием угнетаемого татарского народа и публикует в первых изданиях татарскоязычной периодики острые публикации и стихотворения на революционную тематику.
Будучи корректором, наборщиком, позже становится сотрудником печатных изданий.
Одной литературой не ограничивается декларирование гражданской позиции: Г. Тукай принимает активное участие в волне демонстраций и протестных мероприятий.
Оставив медресе в 1907 году, в биографии поэта начинается «вольная» жизнь. Совпав во времени с наступлением на демократию жесткой реакции, творчество Тукая этого периода – пламенный боевой отклик, остро прозвучавший в стихотворении «Не уйдем!». Призывы борца отстоять честь родины и устои демократии, стали звучать и в других поэтических произведениях Тукая.

Не сумев до конца понять причины революционного поражения в произошедших событиях, поэт испытывает растерянность, пессимизм, оторванность от действительности, что проявилось в написанных произведениях.

Казанский период творчества

В этот период осознанного протеста татарский поэт возвращается на свою малую родину в город Казань. Огромное желание всецело посвятить себя служению народу приводит к активизации литературного творчества. Сблизившись с активной молодежью, Тукай много пишет для журналов сатирико-юмористического толка («Ялт-юлт», «Яшен»). За год казанского периода появляются очерки, публицистические и поэтические произведения. Главной темой творчества становятся обозначенные приоритеты: тревога за судьбы народа, честь, достоинство, неподкупная совесть, чувство исторического оптимизма.

Посещая малую сельскую родину – Заказанье, поэт ощущает себя народным заступником, на корню отметая идиллическую деревенскую пастораль как основу поэтического творчества. Трезво оценивая тяготы и будничные реалии, Тукай пишет «Возвращение в Казань» и «Гнет».

Последние годы жизни

Путешествуя (1911) Волгой в Астрахань, поэт встречается с интересными людьми (Н. Наримановым, С Рамиевым). Революционные настроения, питающие интеллигенцию того времени, сподвигли Тукая весной 1912-го (несмотря на большие проблемы со здоровьем) на новое путешествие в Санкт-Петербург (через Уфу).
Жадно впитывая в себя впечатления от поездки, Тукай во время остановки в Уфе встречается с писателем М. Гафури. 13 последующих петербургских дней также оказываются богатыми на впечатления. Общение с будущим революционером Муллануром Вахитовым оставляет глубокий след в душе поэта.

Посетив на обратном пути купцов Якушевых в Троицке, Габдулла Тукай уезжает (в поисках излечения от чахотки) в казахскую степь. Надежда на чудодейственный кумыс не оправдалась, и уже в августе 1912-го поэт работает в пыльной казанской типографии, не переставая писать.

Чахотка и голод, подорвав и без того небеспредельные силы Габдуллы Тукая, оборвали его биографию 2 апреля 1913 года.

Тенденции творчества

Став невосполнимой потерей для горячо им любимого татарского народа, Габдулла Тукай вошел в историю литературы Татарстана как национальный поэт. Проповедуя своим творчеством эстетическую концепцию развития национальной литературы под знаменем народности и реализма, Тукай становится фундатором татарских языка/литературы.

Увлеченно собирая фольклор и устное этнотворчество своего народа, литератор творчески его разрабатывал. Г. Тукаем созданы сказки/поэмы («Таз», «Леший», «Речная ведьма») по мотивам татарского устного народного наследия, а также впервые написаны детские стихотворения на родном языке.
Дав миру первые образцы народной поэзии на подлинно-татарском языке, Габдулла Тукай стал голосом своего народа.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .