Гамзатов о моей родине анализ. Расул Гамзатов: цитаты и афоризмы выдающегося поэта

Министерство образования и науки РД

Научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова

«Поэзия и проза Расула Гамзатова как философия жизни».

Доклад на тему:

«Мне ль тебе, Дагестан

мой былинный, не молиться...»

(образ Родины в творчестве Расула Гамзатова).

Выполнил:

учитель русского языка и

литературы МБОУ «Гимназия№1

им. С.М.Омарова» г. Махачкалы

Гаджиева А.М.

Махачкала2013

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный, не молиться...» (образ Родины в творчестве Расула Гамзатова)

Художников всех поколений неослабно волновала и волнует тема родины и народа. Поэты и труженики горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Но любовь - это была иного качества, так как страна сама напоминала орла, не раскрывавших своих крыльев:

Иной, чем у предков любовью,

Люблю тебя, дорогая отчизна моя.

Люблю за твою весну, за твое солнце

Особенно, за пятиконечную твою звезду.

Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова - Дагестан. Он - колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, оттуда еще шире к странам и континентам планеты.

Объясняя замысел многих своих произведений, созданных за рубежом или на зарубежную тематику, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет:

«Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь мир».

Постоянно опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая гражданское национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе, ибо видят они в нем своего современника, одинаково близкого всем большого советского писателя».

Великий поэт рассказал людям земли об удивительной республике Дагестан и его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и континентов.

У Расула Гамзатова, на первый взгляд, понятие родины кажется несколько ограниченным, суженным любовью только к родному аулу, к его “семидесяти теплым,очагам”. В этом смысле записи, сделанные в Бельгии на встрече поэтов мира, настораживающие.

Гамзатову пришлось не по душе выступление поэта, провозгласившего: “Я-дождь, который поливает землю, не задумываясь о своей национальности, я - дерево, которое одинаково цветёт во всех уголках земного шара’". Все аплодировали ему, но Гамзатов не смог разделить восторг присутствующих, ибо он, сознавая свою причастность к радостям и горестям людей всей земли, все же думает первым долгом о родных горах. Любовь к большому берет начало с любви к малому, близкому.

Куда бы судьба не забрасывала Гамзатова, он чувствовал себя представителем своего народа, специальным корреспондентом Дагестана. Кремль, с которого начинается земля, и родной аул - “два крыла птицы, две струны моего пандура”,- признается автор. Еще в поэтической книге “Высокие звезды” Гамзатов страстно утверждал мысль о том, “что на пиру и в дни Страды во всем единокровна - судьба аула и страны”.

С чем сравнить ему, Расулу Гамзатову - поэту наших дней, родной Дагестан? Какой образ отыскать, чтобы выразить свои мысли о его сегодняшней судьбе? И такой образ найден: современный Дагестан это “маленькое окно, открытое на великий океан мира”. “Чувство родины я нахожу во всех явлениях мира и во всех уголках его”,- пишет Гамзатов.

В этом смысле тема его творчества- весь мир.

Авторская мысль разворачивается медленно, подобно неторопливо переливающей свои воды с отрога на отрог реке. Ручейками, вливающимися в ее русло, являются разделы книги «Мой Дагестан»: “Вместо предисловия. О предисловиях вообще”,;“0 форме этой книги. Как ее писать”, “Язык”, “Тема”, “Жанр”, “Стиль”, “Здание этой книги”, “Сюжет”, “Талант”, “Работа” и т. д. Эти несколько литературоведческого характера главы органически входят в общую ткань повествования.

«Мой Дагестан» напоен атмосферой высокой заботы о дальнейшем развитии национальных культур, размышлениями о ее исторических судьбах в век нарастающей цивилизации. В этой сфере среди проблем, волнующих Расула Гамзатова, видимо, самое главное все же - проблема национальных языков. Это и естественно, ибо родные языки и в прошлом были в загоне, да и теперь нет- нет, но раздаются голоса упрощенцев; толкующих процесс сближения национальных культур, как тенденцию к ассимиляции малых языков.

Этим и объясняется особая озабоченность Расула Гамзатова и его волнение: Трагедийные нотки звучат в рассказе о судьбе художника-дагестанца, искавшего свое счастье в Италии, во Франции. Он оттолкнулся от родины, принял чужую культур, чужой язык , но не нашел счастья вдали от гор, не расцвело его творчество. Написал, правда, художник одну по-настоящему волнующую картину, и называлась она “Тоска по родине”.

Беседовал Расул Гамзатов земляком аварцем через переводчика. Узнавшая о том, что сын забыл родной язык, горянка-мать художника “закрывает лицо черной фатой, как закрывают его, когда услышат, что сын умер”. После долгого молчания мать сурово произносит: “Ты ошибся, Расул. Мой сын давно умер. Это был не мой сын. Мой сын не мог забыть языка, которому e го научила я, аварская мать”.

С детства учили Расула Гамзатова любить, уважать родной язык, как главное богатство и достоинство горца. “Я верю тем геологам,- пишет Гамзатов,- которые говорят, что и в маленькой горе может оказаться много золота”.

Это его программное утверждение - нет малых народов, нет и малых языков.

Мой Дагестан" явился произведением крупного значения не только в судьбах дагестанской литературы. Это новаторский вклад в мировую литературу.

Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов подметил новаторскую роль дагестанского поэта:

«Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже чрезвычайно значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял самое широкое слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о родном аварском крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств, нового человека- строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое, близкое все, стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего времени ».

    История аварской литературы.

    Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Р. Гамзатова.

    Каковы основные темы и мотивы его послевоенной лирики? Каковы ее художественные особенности?

    Какое значение имеют образ отца – поэта Гамзата Цадаса и образ матери в творчестве Р. Гамзатова?

    Раскройте тему родины в творчестве поэта.

    Каковы особенности любовной лирики аварского поэта?

    Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова? Покажите развитие образа Шамиля в произведениях Р. Гамзатова.

    Каковы художественные особенности книги «Мой Дагестан»?

    Охарактеризуйте поэмы, написанные по впечатлениям поездок в зарубежные страны («Колокола Хиросимы», «Остров Женщин», «Колесо жизни»).

    Расскажите о фольклорных мотивах в творчестве поэта.

    Раскройте особенности творчества Р. Гамзатова конца ХХ – начала XXI в.

    Изучение творчества Р. Гамзатова в школе.

Литература

Дементьев В. Расул Гамзатов. – М., 1984.

Забора П. Писатели советского Дагестана. – Махачкала, 1980.

Огнев В. Расул Гамзатов. – М., 1964.

Хайруллин, Р. З. Литература народов России: учебное пособие для вузов / Р. З. Хайруллин. – М. : Дрофа, 2009.

Хайруллин, Р. З. Литература народов России XIX – XX веков. Учебное пособие для 10-11 классов / Р. З. Хайруллин. – М., 1995;

Хайруллин, Р. З. Литература народов России. Материалы к факультативному курсу / Р. З. Хайруллин. – М., 1992;

Хайруллин Р. З., Пушкин В. Н. Писатели народов России. Библиографический справочник. – М., 1993.

Черноиваненко Е. Автобиографизм и художественная структура произведения «Мой Дагестан»// Вопросы литературы народов СССР: Сб. статей. – Киев-Одесса, 1981. – Вып. 7.

Эфендиева Т. Лирика К. Кулиева и Р. Гамзатова. – Махачкала, 1981.

Юсупова Ч. Дагестанская поэма. – М., 1989.

В Национальной библиотеке ЧР имеются:

Поэт аула и планеты: методические рекомендации по пропаганде творчества народного поэта Дагестана, лауреата Ленинской премии Расула Гамзатова: (к 60-летию со дня рождения) / Гос. респ. юнош. б-ка РСФСР им. 50-летия ВЛКСМ; [Всесоюз. о-во любителей книги; сост. В. П. Александров и др.]. – Москва: ГРЮБ, 1983. – 44 с.

С(Даг)

Гамзатов, Р. Книга любви: [избранные стихи, сонеты, поэмы: пер. с авар.] / Расул Гамзатов. – Москва: Советская Россия, 1974. – 334 с.

Гамзат ов, Р. Разговор о Любви: пер. с авар. / лирик Р. Гамзатов; сост. В. И. Свиридов. – Москва: Искусство, 1983. – 88 с.

83.3(2)6

Дементьев, В. В. Кавказская тетрадь: [О. К. Кулиеве, Р. Гамзатове, А. Кешокове] / В. В. Дементьев. – Москва: Современник, 1989. – 430 с.

Любовь всего превыше на земле: песни на стихи Расула Гамзатова: для голоса в сопровожд. фп. (баяна)/ сост. Ю. Олизаров; [авт. предисл. Ч. Айтматов]. – Москва: Советский композитор, 1983. – 87 с.

Тема 6. Тема Великой отечественной войны в повестях в. Быкова.

Тексты: Сотников. Обелиск.

    Творческая биография В. Быкова.

    Нравственно-этические основы повестей: проблема выбора и нравственный максимализм.

    Особенности сюжета и конфликта.

    Драма человеческого сознания, логика предательства.

    Идея долга и истоки героизма героев В. Быкова.

    Особенности поэтики В. Быкова. Роль психологизма.

Литература

1. Бугаев Д. Вступительная статья // Быков В. Собр. соч. В 4 т. М., 1985. Т.1.

2. Быков В. Как создавалась повесть «Сотников» // Литературное обозрение. 1973. №7. С. 100 – 102.

3. Дедков И.А. В. Быков. Очерк творчества. М., 1980.

4. Лазарев Л.И. В. Быков. М., 1979.

5. Лазарев Л. Не щадя себя // Литературное обозрение. 1979. № 6. С. 29 – 33.

6. Лазарев Л. Преодоление // Октябрь. 1987. С. 176 – 183.

7. Лазарев Л. Высший кодекс человечности // Литература в школе. 1978. №1. С. 13 – 24.

8. Овчаренко А. Пафос и главный герой книг Василя Быкова // Дружба народов. 1983. № 11. С. 244 – 250.

9. Шагалов А. В. Быков. Повести о войне. М., 1989.

В предыдущей главе мы попытались определить степень приверженности Р.Гамзатова к традициям национальной поэзии как народной, так и профессиональной, а теперь попробуем найти в творчестве Р.Гамзатова обновление традиций. Одно из достоинств литературы - ее связь с современностью. Она выражается в обращении к насушим задачам человечества, идеям гуманизма и демократизма, в видении мира, его прошлого, настоящего, будущего глазами современного художника, современности художественного языка, изобразительно-выразительных средств. По определению В.В.Гринина и А.Б.Ладыгина «Современность в искусстве - это новый современный герой, новые человеческие характеры и принципиальное новое восприятие мира ровно как и творческие находки воплощении замысла».

Относительно российской многонациональной литературы термины и понятия, современность и новаторство воспринимаются как синонимы, так как лучшие художники - наши современники являются подлинными новаторами в области художественного творчества. К плеяде таких мастеров искусства мы относим Гамзатова, с творчеством которого начинается новый более зрелый период развития аварской да и всей дагестанской литературы, когда «она разрабатывает более глубокие пласты национальной действительности, когда расширяются поэтические пашни, когда художники слова все смели и чаще обращаются к общечеловеческим проблемам». Нельзя пройти мимо одного из ранних стихотворений Р.Гамзатова «Иной чем у предков любовью», в которой поэт говорит о новом качестве патриотизма советских людей. Да, его предки - поэты и труженики горячо любили свою Родину и народ, жили и творили ради их блага и процветания. Но любовь - это была иного качества, так как страна сама напоминала орла, не раскрывавших своих крыльев: Иной, чем у предков любовью,

Люблю тебя, дорогая отчизна моя.

Люблю за твою весну, за твое солнце

Особенно, за пятиконечную твою звезду.

Родина свободных от векового угнетения кабалы горцев и горянок, республика строящая в большой семье народов советской страны счастливую жизнь - предмет особой любви и восхищении. Как пишет Хайбуллаев: «Чувство семьи еденной, понимание своей причастности в великой созидательной деятельности советских народов значительно расширили поэтические дали творчества Расула Гамзатова и стали ведущей темой всего творческого, определили его обращение к судьбам людей нашей многоликой планеты.» Буквально с каждым новым сборником поэт все сильнее и сильнее тянется к проблемам вечным и не приходящим: проблеме добра, справедливости, человечности, внимательности, чуткости к заботам и нуждам народов стран близлежащих и отделенных. Разрабатывая дагестанскую национальную тему, поэт приходит к масштабным выводам, обобщениям злободневным для человечества...».

Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова - Дагестан. Он - колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России, оттуда еще шире к странам и континентам планеты. Объясняя замысел многих своих произведений, созданных зарубежом или на зарубежную тематику, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве Родины. Наоборот, чувство Родины нахожу во всех явлениях мира, во всех его уголках». И в этом смысле моя тема - весь мир». В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов видит Чингиз Айтматов силу воздействия поэзии Расула Гамзатова на читателя. Он пишет: «Практика Гамзатова дает полное основание судит благотворности творчеству сочетания национального и интернационального в искусстве и в литературе. Постоянно опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая гражданское национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе, ибо видят они в нем своего современника, одинаково близкого всем большого советского писателя». Знакомясь с жизнью разных стран и народов, убедила поэта, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы связывают их. В современном мире люди, где бы они не жили, не могут думать о завтрашнем дне человечества и нашей многострадальной земли.

Эти мысли получают воплощение в конкретном поэтическом материале. «Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Конкретность образов и глубина обобщения - вот присущие ей качества». Каким бы явлением и фактам национальной и интернациональной деятельности он не обратился, поэт умеет вложить в этот поэтический материал заряд большого эмоционального и художественного воздействия. В своей поэзии Расул Гамзатов стремится найти созвучное для людей иных стран и языков. Обращается к большим и важным вопросам современности, и вводит это общечеловеческое, общезначимое в дагестанскую действительность. Ценность и необходимость поставленных проблем, умения связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность сделала поэзию Расула Гамзатова понятной и близкой людям планеты, благодаря ей он приобрел миллионы друзей и единомышленников среди людей доброй воли. Своим творчеством Расул Гамзатов поднял дагестанскую литературу на небывалую высоту, придал ей новые качества, сделал достоянием поэзии многие проблемы современности, одинаково важные и близкие для его родного народа, родной страны. Он сумел перекинуть мосты дружбы между народами, укрепить их взаимное доверие. Расул Гамзатов рассказал людям земли об удивительной республике Дагестан и его людях. А горцам открыл необычайно пестрый мир стран и континентов.

В творчестве Расула Гамзатова прослеживаются самый разнообразный подход наследию национальной художественной культуры. Он выражен «Во- первых, в использовании традиционных поэтических жанров и видов, художественных форм для отображения новой действительности, нового человека, новой психологии. Во-вторых, существенном обновлении и введении в творческую практики прививных, но выпавших в предельном этапе литературного развития художественных форм. В-третьих, в ломке прививных эстетических представлений о природе того или иного жанра, обогащении его новыми критериями, т.е. новыми содержательными или формообразующими признаками, компонентами. В-четвертых, в введении национальную художественную систему непривычных ей жанров и видов, широко бытующих в мировой художественной практике».

Новое у Расула Гамзатова, как нам кажется, выражении новых черт народного духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Речь идет, конечно, не о степени таланта - среди предшественников предшественников Гамзатова были великие поэты. Но он олицетворил иной новый день страны, сроившей коммунизм. Новых людей, новую любовь, новые песни, новый пейзаж, Дагестан победивших творцов и строителей, Дагестан множеством путей связанный не только жизнью соседей, но с современностью самых дальних стран и народов, частица могучей державы, - в полный голос первый об этом сказал он. Новизна не принесла ему потерь самобытности своего горского. Но и самобытность его - новое. Мелодия Аварии в его стихах о Кубе, об Африке или Японии. Понятно, он - поэт «общий» применяя определение С.Стальского, т. советский. Но общесоветское и общечеловеческое (потому что и оно богатство его таланта) не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали национальное более высоким, зорким, могущественным. Вспомним слова А.Блока: «Страсть всякого поэта... насыщена духом эпохи... ибо в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим...». Личное (свое) и общее (общественное) в каждый момент творческого акта не могут не соприкасаться, не координироваться между собой.

Нация, голосом которой говорит поэт, не может быть выключена из исторической жизни. И разве восьмистишие или надписи аварской поэзии Гамзатова не подтверждает этого? Чем шире круг раздумий, чем значимее эти раздумья, чем глобальнее география стихов Расула Гамзатова, тем с годами все охотнее прибегает он к источнику, который назвал чистым и вечным, - к горской поэтической традиции. Пролистаем «Четкий лет» горская песня, легенда, сказка, не только как одно из слагаемых, а и в первородном, так сказать, в виде вошли в книгу. Они блестяще служат замыслам поэта. У лезгин есть придание о богатыре Шарвили. Этот горский герой подобно Антею, терял силу, стоило оторваться ногам от родной земли. Шарвили был побежден, когда на месте поединка рассыпали горох и покрыли его коврами. Может быть, в наш век для поэта горох - это опасность рассыпаться в мелкотемье, а ковры - равнодушие и успокоенность? Слава богу, ни то, ни другое никогда не коснулись Расула Гамзатова. Сулу поэта удесятеряет родная земля. Его все более видимое родство с народной дагестанской традицией. В творчестве Расула Гамзатова наряду с унаследованной кровью горской поэзии есть и свежая плазма, вливающаяся в плод современной и советской поэзии, рядом с проторенными дорогами дагестанской поэзии он прокладывает новые магистрали, по которым идут поколения молодых и признанных поэтом Страны гор. Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов вечно подметил эту новаторскую роль дагестанского поэта:

«Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже чрезвычайно значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял самое широкое слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о родном аварском крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств, нового человека-строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое, близкое все, стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего времени ».

Р. Гамзатов один из многочисленных художников, - который пишет в широком творческом диапазоне. Он объемлет в своем творчестве почти все роды и виды искусства слова. Одни из них он унаследовал от национально-художественной традиции, другие были предоставлены опытом мирового литературного процесса.

С другой стороны, в творчестве Расула Гамзатова мы встречаем как отмечает Хайбуллаев: «... обновление традиционного жанрового арсенала аварской поэзии или обогащение определенных жанров новыми качествами, которые не были им присущи в ранней, привычной, художественной практике».

В фольклоре народов Дагестана, да и в профессиональной литературе, широко бытовали и бытуют малые художественные формы, как четверостишие, восьмистишие, надписи, являющиеся миниатюрами. Гамзатов все чаще и чаще обращается к этим громким локаничным формам. В творчестве Расула Гамзатова эти лирические миниатюры отчасти были заготовками или же набросками для больших поэтических вещей. Сам поэт так определяет творческую историю этих произведений. «Говорили о том, что я пришел к жанру «восьмистишие», следуя горской поэтической традиции. Мне трудно с этим согласится. Я начал писать восьмистишие, потому что в них мне тогда мне удобно было высказаться. И «заготовки» на большие вещи не редко находили сове полное и законченное воплощение в этом коротком жанре». Несмотря на глубокие исторические корни лирических миниатюр, их связь с опытом предшествующей литературой и на их вспомогательную роль в творческих замыслах поэта можно сказать, что лирические миниатюры - это поэтическое открытие Расула Гамзатова, оживление им в новых условиях традиций этого жанра. «Миниатюры - не побочный продукт или же издержки поэтического творчества, а оригинальная и вполне самостоятельная форма художественного изображения и выражение.

«Восьмистишие» и «надписи» составлены из блистательных миниатюр, образцы для которых поэт искал в народной речи. В них он вложил не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Этих предельно-сжатых стихотворениях он выступает как опытный и мудрый гранильник. Чувство, воплощенное слово, встает перед нами очищенным от всего косного или лишнего». В овладении жанром лирических миниатюр проявилась закономерность творческого процесса, которая точно подмечена и названа Р. Гамзатовым. Есть момент, когда границу художественного опыта прошлого незаметно проходишь в поисках нового. Сохраняя старое в себе, идешь к новому. В результате такого движения происходило обновление жанров:

Напишите на своем кинжале

Имена детей, чтоб каждый раз

Вспыльчивые люди вспоминали

То, что забывается подчас.

На ружейном вырежьте прикладе

Лица матерей, чтобы каждый раз

С осужденьем иль мольбой во взгляде

Матери смотрели бы на вас.

Поэт заново открыл жанр лирических миниатюр, показал его богатейшие художественные возможности, соответствующие его эстетическим запросам времени, поэтому к нему стали обращаться и другие поэты. Если восьмистишием и четверостишием, надписям можно найти аналогии и исходные формы в народной и профессиональной поэзии аварцев, то такие жанры, как эпиграммы сонет, сказание, утвердившиеся в творчестве Р.Гамзатова, являются жанрами новыми и необычными для поэзии народов Дагестана. Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику обусловлены индивидуальностью самого художника, его мирововидением, эстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического мышления, интересами склонностями, профессиональным уровнем и подготовкой. Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на традиции и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как современному художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной культуры, ее завоевания. Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем художественного мышления народов Дагестана, является сонет.

Твои глаза.

Я видел разными твои глаза:

Когда затишье в них, когда гроза,

Когда они светлы, как летний день

Когда они темны, как ночи тень

Когда они, как горные озера,

Из под бровей глядят прозрачным взором

Я видел их когда им что-то снится

Когда их прячут длинные ресницы,

Смягчающимися видел их, бывало,

Печальными глядящими устало...

Склонившимися над моей строкой...

Они забрали ясность и покой

Моих невозмутимых раньше глаз, -

А я чудак, пою их сотый раз.

Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к сонету.

На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу Петрарка, Данте, Микеланджело, Л. Роксор, В. Шекспир, Гете, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Мицкевич, А. Фет, А. Блок, В. Брюсов, А Ахматова, и. Бехлер и многие другие признанные мастера художественного слова.

Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес многомиллионных.

Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной культуры углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На такой трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего творческого пути.

Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому и видят вещи такими, какими они есть на самом деле. Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение действительности. В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое счастье, которого человек добивается в непрерывных трудах и боях. Гамзатовское понимание счастья, его отношение к жизни вообще, представляется прямым продолжением и дальнейшим развитием лучших традиций мировой поэзии. В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические чувства и постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах продолжает лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В. Маяковского. «Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его поэтической лирики. Она стала явлением мировой поэзии. Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть гостеприимство как явление общечеловеческое.

Хоть дом мой в стороне

Но все же сделай крюк

И загляни ко мне,

Мой незнакомый, друг.

Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В Гамзатовских стихах о любви мысли и чувства, слитые воедино, переливаются, словно краски на солнце. Чувства привязанности к возлюбленной передаются в них с благородной сдержанностью.

Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине, возвышение и воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в любовной лирике Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви, воплощенные в совершенной художественной форме. Знаменательно, что в гамзатовских стихах, воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет слова «любовь». Поэт воспевал любовь не употребляя самого этого слова».

Буду я ночью осеннею длинной

Молча хранит твой покой

Кленом, склоненным над спящей долиной,

Тихой скалой над рекой.

Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских читателей о лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не принимать легковесное стихотворение за истинную поэзию.

Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов пришел в литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего «расцвета» бездумной риторики в поэзии, ханжества в лирике, когда со страниц поэтических книг почти ушли нежность, любовь, тоска. Лирические герои многих и многих книг были одинаково безлики лишены сомнений, тревог, боли, в конечном счете - плоти. Конечно, это значит, что в то время совсем оскудела советская поэзия, - она жила и служила народу, но слишком уж много было ней пены. А ведь пена скорее всего бросается в глаза».

гамзатов художественный творчество поэт

Кажется, что Гамзатов весь прочитан, продуман. Однако писать о нем трудно. Трудно потому, что Гамзатов находится в постоянном творческом движении, его талант и ход поэтических исканий слишком своеобразен. Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанровыми пристрастиями, не закомплексован застывшими настроениями. Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. Путем сомнений и многочисленных испытаний, через мучительные переживания и освоение глубин народной морали он дошел до сокровенного пласта истин. "Если вода протухает, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена", "если ты не выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки", "от кривой палки прямой тени не бывает". Гамзатов убежден, что нельзя "засыпать соломой или песком свои блуждающие мысли, нельзя заглушить громкими оправданиями глухо произнесенную фальшь". Иногда тонкая лирика, казалось бы, интимнейших чувств является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь - это счастье:

Нет, не люблю стихов я о любви,
Когда о ней кричат, как о несчастье!
Нет, не люблю я песен о любви,
Когда, как о беде, поют о страсти!

Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришел он к вожделенному прозрению, достиг обобщенного звучания темы всеобщего счастья:

Чтобы люди с улыбкой встречались,
А прощались грустны и тихи,
Чтобы дети без боли рождались,
Чтобы с болью рождались стихи.

Основная мысль Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев. В поэме "Горянка", рисуя картину унизительного для девушки церемониала свадьбы, он говорит:

Вот так и сидеть им в ауле
При людях и наедине,
Осману, как мужу, на стуле,
Супе на полу, как жене.

Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в "Стихах о Гамзате Цадаса", поэме "Брат". На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова - "заставить" каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:


Вокруг цветам цвести и птицам петь,
Омоют грозы твой могильный камень.
Я здесь, отец мой!
Я учусь смотреть
На жизнь твоими ясными глазами.

Не оставил Гамзатов без внимания и "процесс мельчания человеческих душ". Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее "многие из них орлами стали, а иные превратились в змей". Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет все и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности:

О ты, моя комедия, что плачешь?
Смеешься что, трагедия моя?

Размышляя над трагедией классиков аварской поэзии, Гамзатов как бы вглядывается в собственную судьбу, пытаясь разгадать ее предназначенный сход:

Пью чашу жизни я, того не зная,
Что, может быть, отравлена она

Не одно стихотворение Гамзатова посвящено времениЕ Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно:

Часы идут, и тикают, и бьют
Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
Или пришлось вести им счет минут,
Бессмысленно растраченных тобою?!

Само тиканье часов - образ, разрушающий одиночество. Человек никогда не одинок, его вечный спутник - время:

Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,
Свободных дней у нас в запасе нет
Летит скакун! Схвати его за гриву,
Вскочи ему, упрямцу, на хребет.

Во многих стихотворения Гамзатова мы слышим голос самого Дагестана. Поэт с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говорит:

И я сквозь утреннюю дымку
Мог разглядеть в туманной мгле,
Как смех и плачь сидят в обнимку
На темной и крутой скале.

Этот смелый, простой и зримый образ создан самим народом, в песнях которого слезы и смех тоже живут рядом. На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что-то новое. Уникально стихотворение "Цадинское кладбище". Спор с идеей смерти есть новая ступень философской мысли горской поэзии.
Подводя итог, нужно отметить, что Гамзатов сегодня достиг апогея творческого взлета. Его самобытное поэтическое слово обогащает многонациональную литературу и в переводе на многие иностранные языки уже получило мировое признание.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Сочинение на тему образ родины в творчестве расула гамзатова Основная часть Глава I. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова. 7 Становление и становятся в некрасовской лирике образы природы и родины. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи Образ музы в лирике Некрасова (сочинение) Продолжая традиции А. С. Сочинение отличается заинтересованностью автора поэзией Лермонтова. Привлекается материал личных переживаний ученицы и осмысления лермонтовского образа. В сочинении-эссе даётся полный анализ темы Родины в творчестве великокого дагестанского поэта Расула Гамзатова. Сравнительный анализ стихотворения Расула Гамзатова * Тема исследовательской Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова * 12 окт Гамзатов, Расул Гамзатович Википедия * 1950 Сборник Родина горца, Год и боевая доблесть стала основным источником его поэтического творчества. Конспект урока по литературе в 7 классе по теме Анализ..7класс. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера 55, Эволюция образа родины в лирике Есенина. 1, Подготовиться к Написать сочинение на тему Тихий Дон как роман о трагической судьбе человека. Инд.: подготовить сообщение о творчестве Расула Гамзатова. Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей Анализ авторской пунктуации в драматургических произведениях А.П. Чехова. Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова - яркого представителя литературы. Сочинение на тему образ родины в творчестве расула гамзатова >>>Подробнее<<< О смысле этой..диссертация на тему Проза Расула Гамзатова автореферат. Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова * 12 окт Сочинение на одну из предложенных тем (темы на выбор учащихся): 1. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. Образ Родины. Размышления об истоках и основах жизни в лирике Расула Гамзатова. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

2 Анализ стихотворения гамзатов расул о родине Расу?л Гамза?тович Гамза?тов Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Тема Лермонтов М.Ю. Содержание судьбах Родины. Значение творчества Н.В. Тема 1. Героический эпос России. Группа делится на 6 подгрупп, каждая из Хетагуров К. Собрание сочинений: в 3 т. Тема 5. Поэзия Расула Гамзатова. История аварской литературы. Раскройте тему родины в творчестве поэта. Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова? Республиканский конкурс творческих работ учащихся на тему Мы дружбой народов Расула Гамзатова по праву называют певцом добра и человечности, потому что В ходе подготовки данной творческой работы мы вместе с моим Родина для него это не только воплощение красоты, но и источник. Темы: 1) Тема Родины и революции в творчестве Блока, Есенина, Биография Расул Гамзатов * Мощная творческая энергия поэта, заложенная в его. жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.? овладение умениями устные и письменные сочиненияхарактеристики героев. - анализ придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. произведению. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров Образ. Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Выполнение письменной работы Тема Родины в творчестве А.Блока. Раздел 6. Тема Расул Гамзатов. Лирика (I). Литература о жизни и творчестве Расула Гамзатова на аварском языке Сочинение на тему Родина - Сочинение по литературе. Методистами РПК была проведена проверка и анализ отчетной

3 подведены итоги конкурса на лучшее сочинение на тему Великой отечественной войны. Великий талант, титанические способности в сочетании с творческой Не секрет, что Расул Гамзатов был настоящим патриотом своей родины. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв., писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ поэтов. Расул. Гамзатов. Сведения из биографии. Тема родины в лирике. Домашнее сочинение на тему Отличительные особенности бунинской прозы Вечные сюжеты, богоборческая тема, образсимвол. Тема Родины в повестях и романах Дмитрия Фурманова, Александра Жизнь и творчество Расула Гамзатова (обзор с привлечением произведений автора). Расул Гамзатов: наброски к портрету Припомнилось, как подступал поэт к острой для русских и кавказцев теме. Однажды, оживляя для меня образ старика-мудреца Абуталиба, героя Как там, на родине? заявил с трибуны, что и у них появились ученые, исследующие творчество этого поэта: Наши. 2) Образ Родины и судьба народа в стихотворениях Н.А. Некрасова Письменная работа по теме Устное народное творчество Обзор жизни и творчества Расула Гамзатова. Чтение и анализ стихов Опять за спиною. Сочинение по роману И.С. Тургенева Отцы и дети. Тема Образ родины в поэзии С. Есенина. Тема Расул Гамзатов. Тема Родины в творчестве. основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX вв. - основные закономерности писать сочинения на прочитанные произведения. - использовать Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек Расул Гамзатов. Сведения из биографии. Стихотворения:.

4 Это слишком много для ее Родина -рука без пальцев, как отель для постояльцев и шедевральный перевод стихов Расула Гамзатова Мариной Ахмедовой: И вы можете это сравнивать с творчеством Миясат!! Вам надо абстрагироваться от этой темы, а то у вас уже устойчивый образ врага Родина поэта аул Кахабросо Унцукульского района Республики Дагестан. Возвышенный образ поэта появляется в творчестве Расула Гамзатова. Анализ аварской литературы XIX нач. В названный период к теме Чечни и чеченцев в своих произведениях обратились Создавая образ Зелимхана, основанный на реальных, исторических Не обошел стороной в своем творчестве чеченскую тему и народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Надо. Расул Гамзатов для меня родной, близкий и замечательный человек, У него три основные темы в творчестве: любовь к Дагестану, к России и глубокие, душевные стихи Расула о родине поэта ауле Цада. У него, на лучшее сочинения и рисунки по произведениям Р. Гамзатова, устраиваем выставки. Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова * 12 окт 2012 Чувство родины - основное в творчестве Есенина. Тема родины в творчестве. Если даже и неполное, собрание сочинений Оралхана как на казахском, так и на..терекли-мектеб Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова * 12 окт Раздел.Тема, Общее количество часов, Из них 12, Стихотворения М.В.Ломоносова, 1, Жизнь и творчество. 31, Степь как образ Родины в повести. 1 Составлять план сочинения, высказывать и аргументировать свою точку Расула Гамзатова владение элементами анализа поэтического текста. >>>Подробнее<<<

5 Расула Гамзатова. Были организованы выставки народного творчества, конкурс рисунков Мой Дагестан - моя Родина. и студентов проведены сочинения на тему Мы вместе дружбою сильны, Мой родной город и много других различных мероприятий. View the embedded image gallery online at:


Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

Сочинение образ родной земли в поэзии ахматовой и цветаевой Реферат: Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Сочинение образ родной земли в лирике цветаевой. Обычно наиболее. Чтение

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Планируемые результаты освоения учебного предмета) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

Эволюция дуэльного кодекса в произведениях писателей XIX века: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева Дуэль в русской литературе.. И.С. Тургенева Отцы и дети. научная работа , добавлена

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Сочинение стихи цветаевой о россии тематика образы речь Особенности и тематика лирики М.И. Цветаевой в период 1910-1922 г. М.И. Цветаевой. Трепетное отношение к России и русскому слову в ее поэзии. Впечатления

Краткий анализ стихотворения родина цветаевой Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос 24

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

Сочинение на тему проблема одиночества в романе булгакова мастер и маргарита Сочинение Проблема творчества и судьбы художника по произведению: Мастер и на себе давление советской цензуры, травлю в печати,

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА Разработчик:Дубовскова Е. Н., старший преподаватель; Вильнова С. В., старший преподаватель Специальность:38.02.01Экономика

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лугавская средняя общеобразовательная школа 19 Рассмотрено на заседании методсовета «29» августа 2016года Утверждаю Директор МКОУ Лугавской СОШ 19

Рабочая программа Ивановой Н.Б. Дудко С.А. по учебному курсу «Литература» 9а, б, в класса базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа для 9 класса составлена на

ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе Учитель: Гайсина Н.М. Тематическое планирование по литературе в 9 классе. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./

Дата урока (номер учебной недели) Календарно - тематическое планирование Предмет литература Класс 8 Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля Введение - ч. Кол-во часов неделя Литература

Контрольная работа по теме творчество островского ответы Контрольная работа по литературе по теме Баллады Контрольный тест по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева 10 класс Вопросы

Сочинение на тему мое любимое произведение русской литературы 19 века сочинение по русской литературе мое любимое произведение ф.абрамова. Язык, слово: сочинения по литературе на свободную тему * Сочинения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Краевое государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «Вяземский лесхоз-техникум им. Н. В. Усенко» КГБ ПОУ ВЛХТ УТВЕРЖДАЮ: зам.

С 12 по 20 октября в нашей школе проводилась неделя литературы, посвященной 120 летию со дня рождения Сергея Есенина. В рамках данной недели прошли следующие мероприятия: Дата Класс Название мероприятия

Сочинение на тему крестьянская россия в изображении тургенева Но эта тема живет в романе еще и независимо от героев, как к точной детали напоминают изображения природы Жорж Санд. что народная крестьянская

Сочинение на тему пушкинская тема в творчестве цветаевой и ахматовой писать сочинения на литературную или публицистическую тему, отзыв о глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества

Т Привела; учитель 3 «а» кл. Глебова О.Н. Творчество Расула Гамзатова» Учитель: читает строки из стихотворения Расула Гамзатова: В большой семье крестьянской сакле скромной Под солнцем плывшем в утреннем

Тематическое планирование по литературе, 8 класс Учитель Пургаева С.Н. урока Кол-во часов Содержание урока I четверть Введение. Русская литература и история. Устное народное творчество. 3 2 В мире русской

Интегрированные уроки по русскому языку Учитель Шипицина В.Н. Дата класс триместр Тема урока С каким предметом интегрируется 28.03. 7А III Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

План мероприятий Утверждено: Директор: /З.Р.Рамазанов / по реализации приоритетного проекта (под проект «Просвещенный Дагестан»/ «Русскоязычный Дагестан») На 2016-2017 учебный год Мероприятия Сроки Ответственные

Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,

Сочинение на тему судьба поколения 1830 годов в лирике лермонтова С ранних лет Лермонтов размышляет о судьбе, о высоком уделе, два года провел в Московском благородном пансионе, а в 1830 году поступил

Сочинение на тему тема родины и природы в лирике лермонтова Сочинение на тему: Любовь в лирике Лермонтова страсть, приносящая страдания 38. 48. Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова 49. Сочинения

Сочинение на тему мой любимый поэт 20 века марина цветаева Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой, сочинение, школьное Лучшее сочинение Мои любимые страницы поэзии серебряного века. Мои любимые

Тест по биографии и творчеству тютчева и фета ответы Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых Ф. И. Тютчев. Биография и творчество (Источник). Факты биографии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 11» г.о. Самара РАССМОТРЕН методическим объединением учителей русского языка и литературы методического совета МБОУ гимназии 11 г.о. Самара

Содержание 1. Разработчики 3 2. Формы проведения вступительного испытания 3 3. Требования к уровню подготовки абитуриентов 3 4. Программа вступительного экзамена по русской литературе 4 5. Критерии оценивания

Сочинение мой любимый герой повести ночь перед рождеством Отличительные черты Аси в повести Тургенев Ася прошу историческое название повести ночь перед рождеством сочинение Мой любимый герой. Образ кузнеца

Результат запроса: Любовная лирика лермонтова краткое содержание Главная» Краткое содержание» Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА. Лермонтова. Философская и любовная лирика М. Ю. Лермонтова.. краткое содержание.

Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 204г. Зам. директора по УВР 204 г. 204г. Тематическое планирование по литературе в 9 классе на 204-205 учебный год Литература

Тематическое планирование. Литература класс. 02ч. урока Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Кол-во часов

Федеральное агентство лесного хозяйства Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА» г. Вяземский

Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания урока Виды контроля измерители 1-2 Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация 3 Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

Повести белкина герои проблематика стиль сочинение 29, Переход к реализму: Повести Белкина. 52, Рр Классное сочинения по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего Проблематика повести. б) умение использовать

Тема. Введение. Русская литература и русская история в конце 8 и в первой половине 9 веков. Литературные направления.. Повторение (5 часов) А. С. Грибоедов. Система образов и проблематика комедии «Горе

Наименование Предмет КТП по литературе 7 класс Литература Наименование раздела Цели раздела Количество часов Номер Тема уроков урока Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина _Литература Темы методических разработок (лекции и практические занятия) 1. Лекция Введение. Развитие русской литературы и культуры в первой

Реферат на тему традиции романтизма в тютчевской лирике Рефераты по литературе и русскому языку Тема любви в творчестве Фета и Тютчева Скачать Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике поэт

Сочинение судьба героев в романе белая гвардия Сочинение по произведению: Белая гвардия / Автор:М.А.Булгаков/ Только уникальные Не было в эпоху революции и гражданской войны человека, чью судьбу не Наступила

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Реферат по литературе на тему снегурочка и устное народное творчество Из устного народного творчества. Исторические Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Защита реферата Карамзин на страницах

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Современная русская литература»

Тематическое планирование по литературе 10 класс п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение. Русская литература и русская история 19 века. 1 2 Русская литература 19 века.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и литература. Литература» Автор-составитель: Давыдова Наталья Николаевна 1. Область применения программы Рабочая программа дисциплины «Русский язык

План массовых мероприятий МБУК «МЦБС Первомайского района» к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, русского поэта Название Наименование мероприятия Форма работы На кого рассчитано Год проведения библиотеки

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (заочное обучение) на I полугодие 2017-2018 учебного года. Базовый учебник: Учебник по литературе за 6 класс Часть 1: под.ред.в.я.коровиной.-м.:просвещение,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кабанская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор / / / ФИО ФИО

Колво час Тема урока 1 Введение (Iч) Я читатель Требования к уровню подготовки Литература и ее роль в дутовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова. Вид контроля Повторение

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А.. один из первых, явился основоположником богатой русской литературы. 12194389084424 М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной

Аннотация к рабочей программе по литературе в 6-9 классах Рабочая программа по литературе для 6-9 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора по учебно-методической работе 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора

Отборочный этап. Задания 10-11 классы Тур 1 Вариант первый Владимир Ленский персонаж: поэмы «Мцыри» рассказа «Студент» стихотворения «Железная дорога» романа в стихах «Евгений Онегин» В каких стихотворениях,