Гаснет вечер даль синеет как сделать. V

Упражнение 1.

Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы , соединяющие части предложений.

1) Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2). Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский). 3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5) Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев).

Упражнение 2.

Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких - в предложениях с однородными членами . Поставьте нужные знаки препинания.

1) С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2) Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов). 3) Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4) Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5) Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).

Упражнение 3.

Поставьте необходимые знаки препинания.

1) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).

Упражнение 4.

Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.

1) Память о прошлом России хранят не только манускрипты античных авторов древние курганы и городища но и старые географические названия скрывают в себе некоторые исторические факты. 2) КамАЗ известен как поставщик тяжелых самосвалов и этот факт позволяет ему активно использовать свою торговую марку. 3) Троице-Сергиева лавра была основана в XIV веке и до сих пор монахи сохраняют традицию странноприимства. 4) На Сахалин обрушился сильный циклон однако сообщение с материком не было прервано.

Упражнение 5.

Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. Выпишите только сложносочинённые предложения.

1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам) 3) В моей стране - покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов) 5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего. 6) Но тих был взгляд моих очей и сер дце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа. 8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 9) И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок) 10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С. Клычков) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)

Упражнение 6.

Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются: а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.

1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безум ствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, отражающие правила постановки знаков препинания.

1) Он замолчал и все мятутся и отплывают корабли и слуги верные несутся спешат во все концы земли. 2) И в свете последних холодных и влас(?)ных лучей звенел хохот Пана и слышался говор нездешних речей. 3) Мгновенье и в зале весёлой и шумной все стихли и встали испуган(?)о с мест... 4) Какая-то крикнула птица и вот перед ней замелькали на влаге д..льфины... (Н. Гумилёв) 5) Простор канвой окутан(?)ый безжизнен(?)ей кулис и месяц весь опутан(?)ый беспомощно повис. 6) Колосья так недавно сжаты рядами ровными лежат и пальцы тонкие дрожат к таким же как они прижаты. 7) И не одно сокров..ще быть может минуя внуков к правнукам уйдёт и снова скальд чужую песню сложит и как свою её произнесёт. (О. Мандельштам) 8) Я толковал чужие сны и в бледных бороздах ладоней читал о тайнах глубины и муках длительных агоний но не чужую а свою судьбу читал я в снах бездомных и жадно пил из токов тёмных не прич..щаясь бытию. 9) Тревожа древний сон могил я поднимал киркою плиты её искал её любил в чертах Микенской Афродиты под гул молитв и дальний звон склонялся в сладостном бессилье пред ликом восковых мадон(?) на знойных улицах Севильи но неизмен(?)а и не та она сквозит за тканью зыбкой и тихо светятся уста неотвратимою улыбкой. (М. Волошин) 10) Как всё это произошло? Я вошёл в сад а на меня пчёлы; я рванулся к калитке а там собаки; я побежал к домику садовника а на двери замок.

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип сложносочиненного предложения.

1) Где-то рядом с чувством пела девушка и голос ее несся по степи. (М. Горький.) 2) Из-под ног вправо и влево летела жирная грязь и раздавались хриплые восклицания сонных голосов. (М. Горький.) 3) А вот что: магазины хлебные у нас в исправности то есть лучше быть не может. (И. Тургенев.) 4) Стоя под парами тяжелые пароходы-гиганты свистят шипят и в звуке рожденном ими чудится насмешливая нота презрения к серым пыльным фигурам людей ползающих по их палубам. (М. Горький.) 5) День выдался знойный безветренный и накалившаяся земля жгла подошвы ног. (А. Куприн.) 6) Я сел в некотором расстоянии от них остановил двух знакомых офицеров и начал рассказывать им что-то смешное и они хохотали как сумасшедшие. (М. Лермонтов.) 7) Еще только одиннадцатый час на исходе а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. (М Лермонтов) 8) Иногда тянулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля овеянные морским воздухом или попадалась навстречу пара волов в ярме влачивших тяжелую ПОВОЗКУ нз скрипучих колесах в сопровождении поселян в широких войлочных шляпах. (А. Ладинский.) 9) Не чувствовалось даже слабого ортрпка а листья лип ворочались на черенках подставляя с.лнцу то лицо то рубашку. (Ю. Нагибин.)

Упражнение 9.

Расставьте знаки препинания, найдите общий член для предикативных конструкций, связанных сочинительными союзами. Составьте схемы предложений.

1) Тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами. (А. Чехов.) 2) Но Леля спала так спокойно и в ее ресницах казалось роились такие хорошие сны что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь. (К. Паустовский.) 3) Когда он вернулся в залу сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину. (А. Чехов.) 4) У Гаврилы смешно надулись щеки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. (М. Горький.) 5) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схваченной цементом. (А. Первенцев) 6) Звезды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу до мика в Васильевском. (И. Тургенев.) 7) На сей раз он был в расположении и даже несколько раз его жесткое лицо украсила улыбка. (Б. Окуджава.)

Упражнение 10.

Постарайтесь объяснить постановку точки с запятой в следующих предложениях.

1) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой.) 2) Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, был так счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всем только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость... (А. Чехов.) 3) Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. (Н. Гоголь.) 4) Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но раз я видел, как он плакал над умирающим солдатом. (М. Лермонтов.)

Упражнение 11.

Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. В каждом предложении найдите предикативные основы, подчеркните подлежащее и сказуемое .

1) А за сараем под сугробом тихо спало маленькое деревне, о) и ему то(же) снилась весна. (В. Астафьев.) 2) Егорушка долго оглядывал его а он в то(же) время рассматривал Егорушку. (А Чехов.) 3) Заунывная песня то замирала то опять проносилась в стоячем воздухе ручей монотон(н)о журчал а время тянулось бесконечно точно и оно застыло и остановилось. (А Чехов.) 4) Это делало жен(ь)щин странными и сказочными и я волей-неволей любовался этой (не)виданной картиной. (М. Горький.) 5) У незнакомца (не)пахнет (ни)чем у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем лаком и свежими деревянными стружками. (А Чехов.) 6) Но сапожник вскоре умер и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душой и мелкими житейскими интересами. (А Куприн.) 7) Воспитывался я дома да и чем бы стала заниматься моя маменька, если бы меня отдали в пансион или в казенное заведение. (И. Тургенев.) 8) Он оглянулся и в конце улицы увидел освещ(о, е)нный угол дома, где он только что жил и куда он уже не вернется больше (ни)когда. (В. Набоков.) 9) Их работа действовала успокоительно и этот ж(е, о)лтый блеск свежего дерева был живее самой живой мечты о минувшем (В Набоков) 10) Дальше громоздятся горы все синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебрян(н)ая цепь снеговых вершин. (М.Лермонтов) 11) По обеим сторонам дороги (кое)где (из)под снега выглядывали кустарники но ни один сухой листочек (не)шевелился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы (не)ровное позвякивание русского колокольчика (М.Лермонтов) 12) Ветки цветущих черешен смотрят мне прямо в окнои ветер иногда усыпает мой письменный стол их (бело)розовыми лепестками. (М.Лермонтов)

Упражнение 12.

Вставьте недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

- Прощайте! - одним криком ответили Воланду Маргарита и мастер. Тогда чёрный Воланд не разбирая никакой дороги кинулся в провал и вслед за ним шумя обрушилась его свита. Ничего ни скал ни площадки ни лунной дороги ни Ершалаима не стало вокруг. Пропали чёрные кони и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет начавшийся тут же непосредственно после полуночной луны. Мастер пошёл со своей подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик и скоро оставив позади ручей они вышли на песчаную дорогу.
(По М. Булгакову)

Упражнение 13.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы, дайте их характеристику. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Беспокойство князя возрастало, и он бродил по парку, рассеянно смотря кругом себя. (Ф. Достоевский.) 2) Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье. (Ф. Тютчев.) 3) Опавший лист дрожит от нашего движенья, но зелени еще свежа над нами тень. (А Фет.) 4) Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной позе. (А Грин.) 5) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (М. Лермонтов.) 6) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н. Некрасов.)

Упражнение 14.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Плакучие березы опустили вниз свои зеленые косы а в елках нависла синяя тишина. (М. Пришвин.) 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (А. Пушкин.) 3) Среди дня пошел крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов блестели точно по-праздничному. (А Куприн.) 4) Он заговорил а углы его губ дергались странными злобными насмешливыми нечеловеческими улыбками и зловещий желтый блеск играл в его глазах под черными суровыми бровями. (А. Куприн.) 5) На обратный путь нагрузились дровами но тяжесть их была мне уже не страшна. (В. Солоухин.)

Тест по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»

1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?

1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?

1) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
4) Тишина и безлюдье.

3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало смеркаться.
2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и ?

А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.
Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.
В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.
Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.

1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б

5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и ?

А. Следовало помнить о безопасности экипажа и пассажиров, и свести к минимуму неудобства от перегрузок.
Б. Сгустились сумерки, и на чистом тёмно-фиолетовом небе зажглись первые звёзды.
В. Через несколько минут мы вышли к вершине, и по противоположному склону приблизились к обвалу.
Г. Небо расчистилось, и закурлыкал в поднебесье журавлиный клин, покидающий родину.

6. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

Картошка жарилась на сковородке, от неё шёл острый, вкусный запах и зверь очевидно прибежал на этот запах.

1) … запах, и зверь очевидно …
2) … запах, и зверь очевидно, …
3) … запах и зверь, очевидно …
4) … запах, и зверь, очевидно, …

7. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

С криком носятся над морем чайки и это очевидно ещё одна прелесть морского пейзажа.

1) … чайки, и это очевидно …
2) … чайки, и это, очевидно …
3) … чайки и это, очевидно …
4) … чайки, и это, очевидно, …

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 6 4) 3, 4, 5

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

10. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член?

А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.
Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.
В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.
Г. А кругом бушует пламя да пули свистят.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В

11. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Земля была в ледяной коре и из блестящей этой коры торчала тёмная прошлогодняя трава.
Б. Внутри было уютно и царило оживление.
В. Сквозь занавес слышалось гудение толпы и доносились торжественные звуки оркестра.
Г. На сердце у него потеплело и слегка увлажнились всегда непримиримо-стальные глаза.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, В 4) А, Г

12. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
2) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
3) Метет и нет конца метели.
4) Снега сошли и смыли след.

13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
2) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
3) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
4) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.

14. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. В такой момент лицо его расслаблялось (…) и он походил на обычного доброго дедушку пенсионера.
Б. Из за неровной гряды скал выкатилось красное солнце (…) и каждая снежинка приветствовала его нестерпимым сверканием.
В. Кругом сверкала сталь (…) и мелькали солдатские куртки.
Г. Было совсем темно (…) и лишь слабые отблески уличных фонарей ложились на стены комнаты.

1) А, В 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г

15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. На этом пустыре всегда было солнечно (…) и лежали собаки.
Б. Небо на востоке уже розовело (…) и в зарослях вовсю стрекотали какие-то птицы.
В. На улице было темно (…) и пахло молодой зеленью.
Г. Тугой звук выстрела ударил в склоны ущелья (…) и сотни камней сорвались с места.

1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

16. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [двусоставное], союз [безличное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Попутный ветер наполнял паруса и судно весело шло по волнам.
Б. Синички перелетали с ветки на ветку висели вниз головами на тонких ветвях берёзы и им было очень весело.
В. Днём столбик термометра подскакивал до тридцати пяти градусов в тени и ночь не приносила прохлады.
Г. Мотор тянул бесшумно и машину лишь изредка покачивало на колдобинах.

17. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [безличное], союз[двусоставное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Штукатурка на стенах и потолке потрескалась и все предметы в домике покрывал толстый слой пыли.
Б. Почти совсем рассвело и птицы вовсю выводили свои утренние трели.
В. Бегу открывать и неожиданно влетает ко мне весёлая и шумная компания.
Г. За окном было почти по-летнему тепло и почки на деревьях лопались чуть ли не на глазах.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

18. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

На некоторых деревьях ещё висели яблоки, но листвы уже нигде не было.



висели яблоки , второго – листвы не было

19. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

Ледяная корочка виднелась у берега лишь в одном месте, а большая часть поверхности пруда была свободной ото льда.

1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений
2) повествовательное, невосклицательное
3) грамматическая основа первого предложения – корочка виднелась , второго – часть была
4) между предложениями отношения противопоставления

20. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.

Всё короче и короче становились ночи, а дни становились продолжительнее и продолжительнее.

1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений
2) повествовательное, невосклицательное
3) грамматическая основа первого предложения – ночи становились , второго – дни становились
4) между предложениями отношения противопоставления

Жили-были... Жили-были, по правде говоря, все на свете. И сказка эта как раз про них - ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ. Но так как про всех на свете сразу рассказать уж очень трудно, то лучше попробуем сначала рассказать про ягнёнка. А там, глядишь, доберёмся и до всех на свете. Так вот, жил-был ягнёнок, маленький, хорошенький ягнёнок по имени Барашек. Жил он со своей мамой, неподалёку от большого луга, где росла кашка (многие называют её клевером), и он её очень любил. И между прочим, ел эту кашку (любую: белую, розовую и даже лиловатую) без всяких фокусов и капризов, без уговоров и сказок. Не то что НЕКОТОРЫЕ! А ещё он очень любил своего большого друга, Чмока (его большой друг - это был маленький щенок по имени Чмок). А ещё он очень любил играть. И - бывают же такие совпадения! - Чмок тоже очень любил играть! Да, да, любил играть, хотя его хозяин был УЧЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Во что они только не играли: и в салочки, и в прятки, и в казаки-разбойники, и в "горячо-холодно"! Не знаю, поверите ли вы мне или нет, но только Барашек выучился у Чмока играть в такие игры, в какие ягнята никогда не играют. В собачьи игры! Он и палку в зубах таскал (а Чмок её отнимал), он и на задних лапках ходил (вернее, ножках, какие же у ягнёнка лапки!) и даже... немножко лаял. Правда, это у него не очень хорошо получалось. Лаял он так: "Бе-е! Бе! Бе-бе!.." Но согласитесь - для ягнёнка и это неплохо! Недаром Чмок тоже любил Барашка! Зато, как и все (или очень многие) собачки, Чмок терпеть не мог кошек. Любимая его песня была такая: Если встречаются кошка с собакой - Дело обычно кончается дракой. Если собака с кошкой встречается - Дело, как правило, тем же кончается!.. Вот однажды играли Барашек с Чмоком на лугу, а из-за кустика на них смотрел маленький Котёнок. И так они славно играли, так хорошо веселились, что Котёнку, сами понимаете, тоже ужасно захотелось с ними поиграть. Долго он не решался к ним подойти. Но когда друзья набегались и напрыгались до изнеможения и мирно улеглись рядышком, тут Котёнок, наконец, отважился: вышел из-за кустов и пошёл прямо к ним. Подошёл и говорит: "Примите и меня-у!.." Чмок как вскочит! - Чего, чего? - Поиграть примите, - робко говорит Котёнок. - Примем, а? - говорит Барашек. (Котёнок ему сразу понравился.) - Ты молчи, овечка! - говорит Чмок. - Ещё чего! На что нам кошки! Котёнок очень удивился: - Как на что кошки? А на что... а на что собаки?.. Эх, лучше бы он этого не говорил! - Ах, на что собаки?! - зарычал Чмок. - Ты не знаешь? Ну, я тебе сейчас покажу! Сморщил нос, оскалил зубки, кинул задними лапами целую кучу земли и песку да как бросится на Котёнка! Котёнок - бежать. Чмок за ним. И Барашек следом. И совсем было схвати Чмок Котёнка, чуть-чуть в хвостик ему не вцепился, да спасибо, рядом дерево стояло. Увернулся Котёнок и на дерево залез. Сидит на тоненькой веточке - мяучит жалостно. А Чмок под деревом бегает, лает: "Вуф! Воф! Р-р-р! Вэф!" И Барашек тоже прыгает и тоже лает: "Бе-е! Бе! Бе-бе!" Словом, целый скандал. Да такой скандал, что на шум вышел из дому сам Чмоков Хозяин. - Мой четвероногий друг, не будешь ли ты так добр кратко изложить мне причины этого с трудом выносимого нарушения тишины? - сказал Хозяин. Конечно, не всякий догадался бы, что всё это значит, но Чмок привык к тому, как выражается Хозяин, и сразу перевёл его слова на простой человеческий язык. Получилось: "Ты что тут шумишь?" - Кошку прогоняю, - ответил Чмок и залаял вдвое громче. - Прогоняешь Кошку? - удивился Хозяин. - А каковы мотивы этих странных действий, мой юный друг? В переводе на простой человеческий язык это означало: "А зачем?" - Как зачем? - Чмок тоже удивился. - А на что нам кошки? - И он залаял втрое громче. - Ай-яй-яй! - сказал Хозяин. - Я не ослышался? Ты действительно так сказал? - А на что нам кошки? - повторил Чмок. - Да чтоб они все пропали! - Бедный мой друг! - сказал Хозяин. - Ты произнёс роковые слова, которые могут иметь фатальные последствия. Ну, тут уж и Чмок, несмотря на весь свой опыт, ничего не понял. Он разинул рот и молча уставился на Хозяина. Хозяин печально покачал головой и пояснил: - Я хочу сказать, что добром это для тебя не кончится. Но, видя, что Чмок всё равно не понимает, Хозяин сказал просто: - А ну-ка, пойди сюда и послушай сказку. Как тут было не послушаться! Чмок подошёл к Хозяину и лёг у самых его ног. - Так вот, - сказал Хозяин. - Жил-был один царь - очень злой, глупый и жадный. Такой жадный, что однажды, увидав воробья, который клевал зёрнышки, он сказал: "Э-ге-ге! Один воробей склюёт одно зёрнышко; два воробья склюют два зёрнышка; сто воробьев склюют сто зёрнышек... Да этак я совсем разорюсь! А на что нам воробьи? Да чтоб они все пропали!" И мало того, что он произнёс эти роковые слова, которые могут иметь фатальные последствия, - он ещё приказал своим подданным выгнать всех воробьев из своего царства. И подданные послушно принялись стрелять из ружей, бить в барабаны, трещать трещотками и лупить в кастрюли (не говоря уже о медных тазах), так что бедные воробышки в ужасе полетели куда глаза глядят, и скоро во всём этом царстве не осталось ни одного воробья. Глупый царь этому очень обрадовался. А ещё больше обрадовались этому гусеницы, жуки и мошки - ведь воробьи их клевали! И в скором времени в этом царстве начался страшный голод, потому что гусеницы, жуки и мошки съели весь урожай. А на другой год глупому царю пришлось отправляться за тридевять земель и на коленях умолять воробьев вернуться обратно. Вот что бывает, когда произносят роковые слова, которые могут иметь фатальные последствия... Понял? - сказал Хозяин и посмотрел Чмоку прямо в глаза. - Чего понял? - переспросил его Чмок. - При чём тут воробьи? Я их и не трогал! - Ну что ж, поймёшь со временем, - сказал Хозяин, засмеялся, махнул рукой и пошёл домой. А Чмок подхватил какую-то палочку и со всех ног кинулся обратно к дереву, на котором всё ещё сидел Котёнок. - А на что нам кошки? - повторял Чмок на бегу. - Чтоб они все пропали! И то ли эти слова действительно были вроде волшебного заклинания, то ли просто глупую щенячью просьбу услыхал какой-то волшебник и решил подшутить над Чмоком, только, подбежав к дереву, Чмок уже не увидел там никакого Котёнка. Котёнок исчез. И не только он один. Исчезла полосатая серая кошечка, которая играла с клубочком; исчезла пушистая белая кошечка, кормившая целый выводок котят (котята исчезли вместе с ней); исчезла худая чёрная кошка, которая стерегла мышиную нору; исчезла рыжая кошка, которая мирно спала в кресле; исчезли все сибирские коты, и ангорские кошки, и сиамский кот с тёмными, как у соболя, лапками и мордочкой, и голубой персидский кот с курносым носом - словом, все-все-все коты и кошки исчезли в одну минуту, не исключая игрушечных кошечек и даже глиняных кошек-копилок. Правда, Чмок этого не заметил. У него было очень много разных дел. А на другой день их стало ещё больше: он должен был разгрызть одну хозяйскую тапочку, а другую затащить под диван, и облаять трёх прохожих (по очереди), и, кроме того, вырыть большую яму под кустом цветущих роз. А ещё на другой день его взяли на реку купаться, и потом он до поздней ночи всё никак не мог просохнуть, так что только на следующее утро он заметил, что вот уже три дня, как он ни разу не видал своего лучшего друга Барашка и очень по нему соскучился. Но на лугу, где они всегда играли, ягнёнка не было; не было его и на улице, а когда Чмок подошёл к калитке дома, где Барашек жил, и стал его кликать, оттуда выглянула Старая Овца - Барашкова мама - и грустно сказала: - Он не выйдет. Вот уже третий день он лежит больной и ничего не ест... ничего в рот не берёт... Всё просит Кашки - белой, розовой или хотя бы лиловатой. А где я её возьму? - Старая Овца заплакала. - Кашки? - переспросил Чмок. - Ну, это мы сейчас! - И он понёсся на знакомый луг с такой быстротой, что задние ноги у него, как у зайца, обгоняли передние. Три раза Чмок обежал весь луг. Вернее, в первый раз он его обежал сломя голову, во второй - рысцой, а на третий раз он шёл шагом, вывесив свой розовый язычок. Нигде на всём лугу не было Кашки. И только на самом-самом краю Чмок нашёл один-единственный цветочек Кашки, который покачивался на тоненьком стебельке и, видимо, тоже собирался убежать. - Постой, постой! - сказал Чмок. - Куда вы все девались? Где все остальные? Цветок грустно покачал головкой. - Мы ушли, - сказал он. - И мы до тех пор не вернёмся сюда, пока сюда не вернутся шмели. Кто такие шмели, Чмок уже прекрасно знал (однажды он пытался поймать шмеля, приняв его за муху) и потому сильно удивился. - Шмели? - сказал он. - Да ты что? Они кусачие! Они вас всех перекусают! Цветок засмеялся. За ним засмеялись и другие цветы. Особенно заливались колокольчики. - Да ты что! - выговорил наконец Цветок. - Шмели кусаются? Я слыхал, что кусаются собаки. - И он снова засмеялся. Чмок промолчал. - А шмели, - продолжал Цветок, - это наши лучшие друзья. Мы без них просто жить не можем! - Без этих жужжачих и кусачих?! - Чмок удивился ещё больше. - Жить не можете? Почему? - Всё очень просто, - терпеливо пояснил Цветок. - Если к нам не будут прилетать шмели, то у нас не будет семян. А ведь мы сами вырастаем из семян, и, значит, если к нам не будут прилетать шмели, нас скоро тоже совсем не будет. Ну, теперь-то ты понял? - Понял не понял, пойду искать шмелей, - вздохнул Чмок и отправился на поиски. Ему пришлось немало побегать, прежде чем он, наконец, заметил толстого, важного Шмеля, который чем-то занимался на ветке шиповника. - Извините, - сказал Чмок (очень вежливо!), - можно вас на минуточку? - Обож-ж-ди! - прогудел Шмель. - Я должен написать письмо. Чмок так и сел. Неужели шмели умеют писать? Он смотрел на Шмеля очень внимательно, но тот ничего не писал, а, как показалось Чмоку, зачем-то кусал лист шиповника. Наконец Шмель закончил своё дело. - Письмо готово, - сказал он с удовлетворением. - Теперь можно на минуточку! - А где же?.. Где же ваше письмо? - удивлённо спросил Чмок. - Письмо? - переспросил Шмель. - Письмо - вот оно. Оно у меня не простое, а душистое. Покусаешь листик, останется запах, вот тебе и письмо. Можешь сам прочитать. Подходи, подходи, не бойся! - сказал он, видя, что Чмок не очень торопится. - По-моему, ничем не пахнет, - сказал Шмелю расхрабрившийся наконец Чмок, тщательно обнюхав листик. - Эх, ты! А я слышал - у собак нюх хороший. Любой шмель моё письмо и через три дня прочитает, - сказал Шмель с гордостью. - Ну, да не в этом дело. Рассказывай, зачем пришёл. - Ах, да, чуть не забыл, - похватился Чмок. - Пожалуйста, вернитесь на тот луг, где Кашка росла. Она вас очень просит. И я тоже. Очень-очень! Шмель задумчиво повёл усиками. - Оно бы можно, - сказал он. - Да только нельзя. Видя, что Чмок окончательно сбит с толку, Шмель продолжал: - Вот если бы с того луга мыши ушли - тогда бы можно. А так - нельзя. Там мышей вдруг развелось видимо-невидимо, а они наши гнёзда разоряют. Я как раз и пишу всем шмелям, чтобы на тот луг не летали, - гудел Шмель, но Чмок его уже не дослушал. Он со всех ног мчался прогонять мышей. Но что он ни делал (а он и бегал, и прыгал, и раскапывал норки, и лаял) - всё было напрасно. Со всех сторон, из-под земли, появлялись насмешливые мышиные мордочки и слышалось: "Хи-хи! Хи-хи! Хи-хи!" - Убирайтесь вон, - грозно рычал Чмок, - а то я вас! Мордочки исчезали, но тут же откуда-то сзади снова слышалось: "Хи-хи! Хи-хи! Хи-хи!" Совершенно замученный и сконфуженный поплёлся Чмок домой и, понурив голову и поджав хвостик, подошёл он к скамейке, на которой сидел Хозяин. - Я вижу, мой юный друг, - сказал Хозяин, - что твои дела не в блестящем положении. - Совсем никуда, - признался Чмок и даже лёг на землю. - Так, значит, теперь ты понял, что бывает, когда произносят роковые слова, которые... ну, и так далее? - Понял, - сказал Чмок виновато. - Надо мышей прогнать! - Ну, что ж, можно помочь твоему горю, - сказал Хозяин. - Но тебе для этого придётся потрудиться... - Потрудиться? Пожалуйста! - радостно вскочил Чмок. - ...потрудиться выучить и спеть Песню Про Всех На Свете и спеть её не одному, а кое с кем! И с этими словами Хозяин достал из-за пазухи... кого бы вы думали? Совершенно верно - Котёнка. Чмок было насупился, но потом поднял голову и лизнул Котёнка в нос. Понятно, это означало: "Не сердись, и давай дружить!" И Котёнок сразу его понял: он замурлыкал мелодию Песни Про Всех На Свете. А Хозяин подхватил. Он-то знал и слова. А чуть попозже запел и Чмок. А назавтра они пели песню втроём: Чмок, Барашек и их новый друг - Котёнок. И пели они её на лугу, где порой слышался мышиный писк (но не так уж часто!), зато снова жужжали шмели и цвела Кашка - белая, розовая и даже лиловатая. И так как вам, наверно, тоже хочется узнать, что это за Песня Про Всех На Свете, то вот её слова: Все-все, Все На Свете На свете нужны, И мошки Не меньше нужны, Чем слоны. Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мёд И кто делает яд. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников - Злых и свирепых. Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки. Да если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны, А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется... Все-все, Все На Свете На свете нужны, И это все дети Запомнить должны!
Серая Звездочка

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Цель урока: Постижение идеи произведения

Задачи урока :

  • ознакомление с биографией и творчеством автора;
  • организация эмоционального читательского восприятия текста;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Обеспечение урока : учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, компьютер, мультимедийное оборудование; индивидуальные листы со схемой «Они писали стихи о природе»,

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка принадлежностей)

Отгадайте загадку.

Зимой бело,
Весной черно,
летом зелено,
осенью стрижено.

Молодцы, конечно же, это поле.

А поле – это представитель природы.

СЛАЙД 1 (Виды природы)

II. Подготовка к первичному чтению

Индивидуальная работа

– Заполните, пожалуйста, пустые прямоугольники в схеме «Они писали стихи о природе» фамилиями поэтов.

Коллективная работа.

Проверка ответов и защита своего выбора путём названия произведения того или иного названного автора.

СЛАЙД 2 (Схема)

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним автором, писавшим стихи о природе.

СЛАЙД 3 (Портрет)

Это Иван Алексеевич Бунин.

Он прожил 83 года. Родился в 1870-м году и происходил из старинного дворянского рода. Детство он провёл в дворянской усадьбе на хуторе Бутырки, неподалёку от города Ельца. Именно здесь пробудилась поэзия в душе Бунина, ведь летом вокруг небогатой, запущенной усадьбы расстилалось море зелени – хлеба, травы, цветы … Зимой хутор тонул в снегах. И всё было пропитано духом Пушкина, так как мать Бунина постоянно читала детям стихи великого поэта «певуче и медленно на старомодный лад».

Отец говорил маленькому Ивану, что жить надо поближе к природе, любить родные поля, солнце, небо.

Счастье – по Бунину – это полное слияние с природой. Тогда ты свободен.

Себя он относил к числу счастливых, так как вместе с крестьянскими ребятишками из ближайшей деревни он бывал в ночном (дети уже знают что это), разглядывая ночное небо, слушая звуки ночи, вдыхая аромат трав…

III. Первичное чтение

Чтение учителем стихотворения «Гаснет вечер, даль синеет…»

Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится,
Нива колосится!
Пахнет медом, зацветает
Белая гречиха...
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо...
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует...
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!

Гаснет вечер, скрылось солнце,
Лишь закат краснеет...
Счастлив тот, кому зарею
Теплый ветер веет;
Для кого мерцают кротко,
Светятся с приветом
В темном небе темной ночью
Звезды тихим светом;
Кто устал на ниве за день
И уснет глубоко
Мирным сном под звездным небом
На степи широкой!
1892

IV. Проверка первичного восприятия

  • Какие картины вы представляли себе, когда слушали это стихотворение?
  • Какие краски, звуки и запахи почувствовали?
  • Какие чувства пробуждает у вас это произведение?

V. Постановка учебной задачи

  • Стихотворение не имеет названия. Как бы вы его назвали? Почему?
  • Подтвердите словами текста, что это «летний вечер» («… зацветает белая гречиха», «…Тёплый ветер веет…»)
  • Найдите слова и звуки, рисующие образ вечера. Эти слова взяты из жизни природы или человека?

VI. Анализ произведения

  • Почему поэт делит стихотворение на две строфы? (1 – наступление вечера; 2 – наступление ночи)
  • Прочитайте первые 4 строки и вслушайтесь в звучание этих строк.
  • Какой звук повторяется чаще всего? (звук с . Когда его произносишь, представляешь как колоски на поле («ниве») шевелятся под дуновением лёгкого ветерка )
  • Есть ли в этих строках метафоры? Назовите их.
    Гаснет вечер, даль синеет ,
    Солнышко
    садится ,
    Степь да степь кругом – и всюду
    Нива колосится!
  • Прочитайте следующие 6 строк. Что вы заметили? (После каждой фразы стоит знак многоточия. Автор, как бы, чувствует запах мёда и замирает, слышит звон колоколов перед вечерней службой в церкви и останавливается, прислушивается, а из рощи доносится кукование кукушки и, быть может, он считает сколько раз она прокукует. )
  • Как вы думаете, почему автор ставит рядом две фразы: «…Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха…»? (Когда цветёт гречиха, пчёлы кружат над цветами. Значит, будет гречишный мёд. )
  • Какое чувство охватило автора, когда он писал эти строки? (Чувство счастья )
  • Каким средством Бунин передаёт это чувство в произведении? (Восклицанием )

СЛАЙД 4 (картина по тексту 1 строфы + звуки колокола + кукование кукушки)

Самостоятельная работа.

  • Откройте тетради , вставьте пропущенные слова, описывающие наступление летнего вечера. Укажите паузы. Расставьте логические ударения.
  • Как передать в чтении темп чтения, тембр голоса, громкость?
  • Чтение 1 строфы
  • Проанализируйте выразительность чтения. Удалось ли передать красоту вечера? Какую строчку вы бы прочитали не так?

VII. Физминутка

(Звучит релаксационная музыка)

Закройте глаза, представьте, что вы гуляете по степи, вдыхаете аромат трав, слышите колокола церкви …. Наступает вечер. Садится солнышко. Вы смотрите на небо, а там появилась первая звёздочка. Откройте глаза и посмотрите на неё (на экране). Она хочет с вами поиграть: попробуйте её поймать, глазками водя по экрану. Она вам ярко помигала приветствуя своих друзей.

VIII. Работа в парах.

  • Попробуйте найти средства выразительности во 2 строфе
  • (метафоры: Гаснет вечер, скрылось солнце, закат краснеет , ветер веет )
  • (эпитеты: Теплый ветер, мерцают кротко , в темном небе темной ночью, тихим светом, уснет глубоко Мирным сном под звездным небом На степи широкой !)
  • Расставьте паузы и логические ударения.

СЛАЙД 5 (степь, звёздное небо)

  • Что должны мы передать при чтении 2 строфы? (Покой вечера )
  • Одинаково ли будем читать обе строфы?
  • Обратите внимание: Какое средство выразительности объединяет строфы? (Повтор )
  • Для чего автор его использует? (Автор подчёркивает основную мысль произведения: «Счастливы те, кто, когда гаснет вечер в степи, сливаются с природой» )

IX. Обобщение

На красивейшее стихотворение И.А. Бунина композиторы А.Л. Панаев, В.И. Ребиков и Н.С. Потоловский сочинили мелодию. Получился великолепный романс «Вечер».

Послушайте. (Звучит запись романса)

  • Подтверждает ли И.А. Бунин этим произведением свои слова о том, что «счастье – это полное слияние с природой. Тогда ты свободен»?