Где оскар нимейер построил собор. Оскар Нимейер: биография и его работы

Столетний юбилей самого известного латиноамериканского зодчего, автора книг (последнее прижизненное издание - «Моя архитектура - 1937-2004») и множества статей по архитектуре, в начале третьего тысячелетия, в 2007-м, отмечался всем миром. Мастер принимал поздравления за рабочим столом. «Легенда современности», «живая легенда», «классик XX века», «последний великий архитектор XX века», «поэт архитектуры». Так называют кавалера папского рыцарского ордена Святого Григория Великого, французского ордена Почетного легиона, австрийского почетного знака «За науку и искусство», ордена Сантьяго (Португалия), ордена Дружбы (Россия, к 100-летнему юбилею), ордена Дружбы народов (СССР), командора Ордена искусств и литературы (Франция), ордена инфанта дона Энрики, лауреата Ленинской премии мира - Оскара Нимейе-ра, лауреата профессиональной Притцкеровской премии (1988). Почти полсотни наград и титулов… Мир от Ганы и Венесуэлы до Парижа и Берлина словно коллекционирует постройки Нимейера. Самая большая их коллекция в родном для архитектора Рио-де-Жанейро. А всего - более 600.

Оскар Нимейер или, точнее, Ошкаер Рибейру ди Алмейда ди Нимейер (бразильцы произносят на немецкий лад - Нимайер) Соареш Филью, пояснял любопытным, что в его имени объединились арабские, португальские и немецкие имена (родители португальцы, фамилия матери - Рибейру, отца - Суареш; отец из благодарности присоединил к своей фамилию дяди-немца, в семье которого он воспитывался); что, как и большинство бразильцев, он - караока, метис, чем всегда гордился.

Шедевром назовут его собственный дом на наклонной местности с видом на океан в Каноа, под Рио, - поистине образец органической архитектуры. Даже его нереализованные проекты, такие как музей современного искусства в Каракасе (1955), в виде перевернутой пирамиды на вершине скалы, с узнаваемым пандусом, привлекали внимание знатоков.

Но подлинным «подарком судьбы» можно считать еще одно предложение Кубичека, которое он сделал архитектору после своего избрания президентом республики: возвести на пустынном месте целый город, новую столицу, название которой образовали, лишь добавив две буквы к названию страны - Бразилиа (по-португальски Бразилия произносится как Бразил).

По замыслу же здесь должна была измениться жизнь. Та самая, что в Бразилии, с одной стороны, - яркая, с карнавальной самбой, футболом, небоскребами и роскошными пляжами, а с другой - с не менее знаменитыми фавелами, то есть нищими кварталами, и «генералами песчаных карьеров». (К слову сказать, с 1984 года всемирно известный карнавал в Рио проходит на самба-дроме, устроенном по проекту Нимейера.)

Три столетия колониальные, имперские, а затем и республиканские правительства Бразилии и их оппозициоеры мечтали о переносе столицы из перенаселенного Рио-де-Жанейро. В XVII и XVIII веках город на побережье Атлантики, сосредоточивший запасы португальского зотота и других богатств, был лакомой приманкой для захватчиков со стороны океана, а значит, постоянно существовала угроза независимости самой страны. Но и в XX веке огромной стране с бескрайними просторами требовался перенос столицы в глубинные районы, ибо баланс экономики был нарушен в пользу побережья, из-за чего оставались неосвоенными огромные пространстве. Для внука чешских эмигрантов с цыганскими корнями Жуселину Кубичека ди Оливейра Бразилиа стала предвыборным президентским лозунгом.

Кубичек обещая своему народу рывок в развитии страны благодаря постройке новой столицы. Он не только предложил Нимейеру возглавить ее проектирование (это случилось в 1956 году), но и отстоял его кандидатуру у политической полиции, которая была категорически против такого назначения (многих раздражали коммунистические убеждения архитектора о неприемлемости эксплуатации, о равном для всех праве на счастье).

Президент (как и Коста, он был лишь на пять лет старше своего друга) дал Нимейеру полную свободу в разработке генерального плана, но тот настоял на проведении открытого международного конкурса, на котором оказались представлены 26 тщательно исполненных проекта. Однако был принят эскиз, снабженный рукописными комментариями, его друга и учителя Луиса Косты - Оскар Нимейер умел дружить. (К слову сказать, подсчитано, что к 1965 году по просьбам друзей он бесплатно сделал 53 архитектурных проекта.) А еще он был легок характером и весел. Инициативный, резкий, чувственный. Интеллектуал. Повеса. Трудоголик - когда по достижении столетнего возраста из-за разных недомоганий его заботливо укладывали в госпиталь, он протестовал: «Мне нужно работать, мне нужны друзья». Играл на укулеле - маленькой гавайской гитаре - и был любимцем в любой компании, что так пригодилось в мучительный и героический период строительства новой столицы. И главное, помимо великого творческого дара он обладал незаурядными административными способностями.

Прежде всего бросается в глаза символичность, образность чертежа. Будущий город на плане, названном Piloto, одновременно похож и на крест, и на самолет, и на лук со стрелой, и на птицу в полете. Сам Коста говорил о бабочке.

На основе «рисунка» Косты проектировщики под руководством Нимейера разработали смягчающий недостатки эскизного решения окончательный вариант. Основные здания для Бразилиа Оскар Нимейер проектировал уже сам.

Министр обороны выпытывал тогда у архитектора, каким будет здание его подведомственного министерства: в современном стиле или в классическом. Нимейер задал ему встречный вопрос: “А вы, генерал, какое оружие предпочитаете - классическое или современное?” В языке современной архитектуры Нимейер видел инструмент корректировки существующей реальности…

В интервью Нане Геташвили Нимейер так вспоминал о начале строительства: «Я посмотрел на все это еще раз, на несправедливость и нищету, и сказал: “Можем начинать работу”». Через полтора года лихорадочной подготовки строительство на пустынном плато, куда не вела ни одна дорога, началось.

Архитекторы под руководством Нимейера, почувствовав необходимость быть рядом со своим рождающимся неимоверно ударными темпами детищем, решили на месте продумывать новые проекты и обеспечивать непрерывный и быстрый ритм работы, что достигается лишь при четком и строгом режиме». Августовским утром 1958 года 15 человек прибыли в Бразилиа - пока еще безмолвную и заброшенную землю, «бескрайний и пустынный сертан» (сертанами называют внутренние засушливые районы Бразилии). Та жизнь, на которую они обрекли себя, напоминает жизнь в сталинских зшкавэдэшных шарашках, с главным отличием - «все были друзьями, всех влекла романтика».

Впрочем, для всего мира вторая половина 1950-х была временем надежд. Западные историки культуры обозначили его словом «чиз». «Помню наши неприхотливые жилища - кровать, стол, стулья да ящики - и вместе с тем энтузиазм, который заставлял нас забыть обо всем и думать только о работе, о рождении города», - рассказывал Нимейер. И за несколько месяцев до окончания срока президентских полномочий Кубичека, строители вручили ему ключи от города, а он поднял над новой столицей флаг страны. Это произошло 11 апреля 1960 года, когда празднуется День независимости Бразилии, а также день открытия новой земли португальским мореплавателем Педру Алваришем Кабралом. Двадцать первого апреля полуденное солнце находится точно между двумя башнями-близнецами, освещая главную ось столицы, вплоть до мемориала Жуселину Кубичека.

Первые строительные материалы на эту красную, словно источающую жар, землю доставлялись на самоселах. Деревья - из Амазонии и Африки. Из Канады в огромном количестве шли рулоны травы. Их раскатывали и получались зеленые лужайки. Через некоторое время они высыхали. Срочно привозили новые.

Первым этапом строительства было создание искусственного водохранилища Парануа (по реке, перегороженной плотиной), и оно вышло огромным - 80 километров в длину, 5 - в ширину. По замыслу территория вокруг озера должна была стать общегородской зоной слыха и центром водного спорта. Вода присутствует в том или ином виде, практически в каждом объекте Ни-мейера. Он считал, что «эта субстанция во что угодно способна вдохнуть жизнь»…

Политики и бюрократы не спешили перебираться в новую столицу. Тогда президент Кубичек удвоил им заработную плату. И сегодня становится все больше сваей, предпочитающих жить в этой странной метрополии, «внутри» произведения современного искусства. Юрий Гагарин, после того как впервые побывал в Бразилиа, говорил об этом этом таинственном городе: “С другой планеты, которая - не Земля”.

Город, задуманный и построенный по единому плану, воплощает мечту об идеальном технополисе. В нем разработаны автономные системы движения для пешеходов, автомобилей и общественного транспорта, нет перекрестков, и даже сейчас, когда машин и населения стало намного больше, здесь нет заторов. И центра столицы в европейском понимании тоже нет. Ее рассекают пять широких дорог. Разделенные пространством в 200 метров, они расходятся в разные стороны. Кое-где Нимейер увел дороги под землю, «чтобы машины не мешали людям передвигаться». (В идеале он желал, чтобы машины ездили на высоте двух метров над площадями, которые не будут традиционно ограничены со всех сторон постройками, чтобы человек, оказавшись на его площади, видел вокруг только бесконечность…)

Знаменитая площадь Трех властей, ставшая благодаря архитектуре Нимейера мировой достопримечательностью, занимает «носовую часть» виртуального самолета. Две четкие оси Бразилиа разделены функциями. «Корпус» (ось восток - запад) - отдан правительственным зданиям. Крылья (север - юг) - жилым кварталам, каждый из которых имеет свою торговую улицу, свои школы, стоянки для автомобилей, церковь. В каждом микрорайоне - спортивный комплекс. Внутри зеленых жилых кварталов автомобильного движения почти нет, везде покой и чистый воздух. Жилые улицы соединяются в «суперквадрас» (кварталы) с улицами, предназначенными для торговли и мест отдыха. Здесь много парков - в Бразилиа больше зелени на человека, чем в других городах страны. И даже самые простые дома для госслужащих (не выше шести этажей) поставлены так, что из окон домов не видно соседних.

Типовые министерские здания Бразилиа находятся в “туловище” самолета. Проектировщики учли розу ветров и расположили здесь искусственные водоемы таким образом, чтобы потоки воздуха, распространяюсь по эспланаде шириной 300 м, приносили в город влажную прохладу - дома, поднятые на столбы, беспрепятственно пропускают их. Были даже тщательно подобраны растения для озеленения жилых кварталов: предпочтение отдавалось широколиственным.

В 1966 году, по проекту, разработанному совместно с Луисом Костой, Нимейер начал работу над возведением в столице здания Национального театра (театр носит имя прославленного бразильского скрипача Клаудиу Сантору). Форма усеченной пирамиды сделала впоследствии его одним из самых притягательных туристических объектов города. Три зрительных зала (на 60. 407 и 1407 человек) рассчитаны на разные масштабы представлений и концертов.

Разумеется, строительство в Бразилиа продолжалось и в дальнейшем, несмотря на периодическое прекращение финансирования. В 1960-1970-е годы, когда архитектора не было в стране, по его проектам здесь возводились здания самого различного предназначения. В хвосте «самолета», неподалеку от телевизионной башни, после гибели Жи Кей (так в Бразилии называли Жуселину Кубичека) Нимейер возвел ему памятник, силуэт которого издали напоминает серп и молот. В годы военной диктатуры в Бразилии было много попыток убрать памятник. Однако упрямец Нимейер отказался что-либо менять. Рядом с ним к 1981 году мастер выстроил намеренно вровень с зеленым пологим холмом мемориал, подчеркивая его величие и масштаб лишь протяженностью (длиной 200 метров). Таким образом, архитектор постарался отразить главную, как он считал черту характера Жуселину - скромность. К залам мемориала ведет подземный переход. Здесь находится музей, научно-исторический центр, изучающий истоплю Бразилии и деятельность президента Кубичека.

В 2000 году власти уверили Нимейера, что выделят средства на строительство культурного комплекса в новой столице. Мэтр ответил, что ждал возможности завершить реализацию проекта центра 40 лет. Последними нимейеровскими постройками в Бразилиа стали Национальная библиотека, решенная в простых и благородных пропорциях параллелепипеда, и Национальный музей (обе - в 2006 году, на основе ранних проектов 1950-х годов) с купольным пространством.

Сам архитектор говорил: «Что меня больше всего радует, так это то, что иногда при создании важного проекта, такого, как, например, Музей Бразилиа, мы можем предложить любую вещь, которая не только не была запланирована, но в которой даже не было необходимости. Так, например, при проектировании Музея я создал некую веранду, которая выходит наружу с одной стороны здания и входит в него с другой. Ее могло и не быть, но все те, кто туда попадает, обожают гулять по ней…»

Таким образом, в архитектурном облике Бразилиа Нимейер объединил купольные и пирамидальные формы, стреловидные колонны, чаши, - контрастирующими с параллелепипедами. Гармония же рождалась не только модульным сопряжением искусственных форм, но и природным окружением, которое было создано по замыслу зодчих.

“Моими друзьями всегда были бедные”, - говорил Нимейер. Для них он строил в Бразилиа новые, светлые дома. Но так вышло, что как только правительство переехало в идеальный город, на его окраинах уже лепились фавелы - остатки города вольного, бараков которые соорудили для себя 60 000 рабочих. По планам Нимейера, сразу же после открытия новой столицы бараки должны были снести, но за административной рутиной о них позабыли (да и рабочие не желали разъезжаться). Теперь в городах-спутниках обитают два миллиона жителей, а в предусмотренном архитекторами городе - вчетверо меньше (многие квартиры пустуют из-за столичной дороговизны). И хотя ЮНЕСКО объявила Бразилиа достоянием человечества, к энтузиазму Нимейера постепенно примешивалось разочарование, наполнив уже безнадежной горечью сердце старого мастера под конец жизни. Но в далеком 1963 голу он с гордостью принял Ленинскую премию мира и сделался почетным членом Американского института архитектуры (США). И просто шефом архитектурного колледжа Университета в Бразилиа.

В апреле 1964 года в Бразилии произошел военный переворот. Офис коммуниста Нимейера был разгромлен, редакция журнала, одним из руководителей которого он был, - также.

В 1965 году вместе с 200 профессорами он ушел из университета в знак протеста против тех реформ, которым подверглась страна. В Лувре открылась выставка его работ, и он уехал во Францию. А в следующем году оказался в вынужденном изгнании. Однако на рабочем тонусе ностальгия не сказалась: в его парижский офис поступали заказы из Ганы, Алжира (зданием Университета науки и техники имени Хуари Бумедьена он также гордился до последних своих дней), Португалии (казино в столице Мадейры - Фуншале), Италии, Израиля (здесь он спроектировал университетский городок в Хайфе). Во Франции по его проекту возведено здание штаб-квартиры компартии в Париже (окончание строительства - 1980 год).

В Грассе - жилой комплекс. А в Гавре уже в 1982 году появилось его удивительное здание Культурного центра, сразу же получившее наименование «Вулкан» и, действительно, по форме напоминающее жерло вулкана. В 1970-е годы он увлекся разработкой мебели, сотрудничая вместе с дочерью Анной Марией с фирмами Mobilier International и Tendo Brasileira. В Бразилию Нимейер вернулся в 1985 году, когда диктатура сменилась политическим режимом, ориентированным на демократическое переустройство. И с 1992 по 1996 год возглавлял Бразильскую коммунистическую партию (и это, отметим, - в то время, когда после распада СССР коммунизм как социально-политическая доктрина фактически был обречен). А спустя несколько лет опубликовал свой роман «А теперь?» о старом коммунисте, не теряющем своих идеалов. Сам же он стал коммунистом еще в 1945 году.

Нимейер скончался за десять дней до своего 105-летия в 2012 году. В последние десятилетия прошлого века и в начале нового он продолжал поражать разнообразием замыслов даже тех, кто всегда с нетерпением ждал от него новых форм. Музей в Куритибе, культурный центр «Оскар Нимейер» в Гоянии (2006), здание «Кабо Бранко» в Жоао-Песоа (2008), Аудитория в парке «Ибирапуэра», Музей в Нитеройе, в Авилесе (Испания) - Международный культурный центр принца Астурийского (открыт в 2011 году, после смерти зодчего получил его имя), Аудиториум Оскара Нимейера в Равелло (2010, Италия) и другие проекты выглядят воплощением выдумок фантастов и воспринимаются живым устремлением искусства архитектуры в будущее. А потому уже в сегодняшних словарях определяются как «футуристические».

Сам же он, строя для будущего, превыше архитектуры ценил настоящее: береговую линию океана, видимую из окон его дома, друзей и родных и вообще - всю эту жизнь, которую все же нужно менять к лучшему.

Бразильский модернист Оскар Нимейер (1907-2012) любил кривые линии и избегал прямых углов. В течение своей продолжительной жизни он построил многое в разных точках планеты, но самое главное - всё же в сердце своей страны, столице Бразилиа, в конце 1950-х годов. Главным мотивом его творчества стали кривые линии, выполненные в железобетоне. Кривые, естественно, нашли отражение и в его мемуарах - «The Curves of Time», изданные в 2000 году (литературно - «Изгибы времени»).

Нимейер был самым известным коммунистом-зодчим за пределами СССР и самым возрастным из здравствующих звёздных архитекторов. Он скончался в 2012 году в возрасте 104 лет. В больнице Рио-де-Жанейро сообщили, что архитектор не смог перенести респираторную инфекцию. Нимейер подхватил эстафетную палочку долгожительства от Филипа Джонсона, первого лауреата Притцкеровской премии (1979), который умер в 2005 году на 99-м году жизни. Как и Джонсон, Нимейер был лауреатом Притцкеровской премии (получил в 80 лет в 1988 году) и не переставал работать даже в преклонном возрасте.

Портал BERLOGOS сделал подборку высказываний знаменитого бразильского модерниста XX века, которые отражают его творческие принципы и устремления.

О СЕБЕ И СВОЕЙ ЖИЗНИ

Моё полное имя должно звучать так: Оскар Рибейро де Алмейда де Нимейер Соареш, или просто Оскар де Алмейда Соареш. Но иностранная фамилия возобладала (нем. Niemeyer ; бабушка архитектора была родом из немецкого Ганновера. - Прим. ред. ), и я стал известен просто как Оскар Нимейер.

Для меня архитектура всегда начинается с рисунка. Мама рассказывала, что я рисовал пальчиком по воздуху, когда был очень маленьким. Мне нужен был карандаш. Затем я подрос, окреп и взял в руки карандаш. И с тех пор с ним не расстаюсь… Когда я смотрю на местность, где планируется возвести здание, и размышляю о планах и бюджете, рисунки возникают очень быстро. Я достаю карандаш. Он начинает плавать по бумаге. Так появляется здание.

Я всегда противостоял жизни , как недрогнувший бунтарь. После прочтения Сартра окружающая жизнь стала для меня нечестной и безжалостной. Когда мне было 15 лет, я терзал себя мыслями о судьбе человека, о его обречённости быть одиноким и беззащитным в этом мире. Я был напуган идеей о том, что когда-нибудь уйду из жизни навсегда. Я, как и любой другой человек, пытался стереть эти мысли и вместо этого насладиться теми возможностями, которые предоставляет судьба нам без консультаций. Я почувствовал экстаз от фантастического мира природы вокруг нас. Рука об руку с моими друзьями я отбросил в сторону тревожные мысли, которыми страдал в одиночестве. Я надел маску юношеского оптимизма и хорошего заразительного смеха. Я был известен резвым и непринуждённым парнем, любителем богемного стиля жизни, в то время как внутри себя я вскармливал огромную печаль при мыслях о человечестве и жизни.

Я родился в семье , которая относилась к среднему классу. Мой дедушка работал в федеральном кабинете министров, мы жили хорошо. Став взрослым, я почувствовал всю нечестность нашего мира. Что я люблю в своей работе, так это то, что я нахожусь на стороне бедных и стараюсь работать с ними. Я вступил в партию коммунистов… Самое важное событие молодости - стать частью крупной борьбы, быть готовым к противодействию.

Я всегда был бунтарём . Оставив позади все предубеждения моей католической семьи, я увидел мир несправедливым и неприемлемым. Бедность распространялась повсеместно, как будто это было естественной и неизбежной нормой. Я вступил в коммунистическую партию и всерьёз увлекся идеями Маркса, которые разделяю до сих пор.

Не знаю, почему я всегда проектировал огромные общественные здания. Поскольку такие постройки не всегда выполняют функции социальной справедливости, я старался сделать их красивыми и эффектными, чтобы бедные люди могли остановиться, посмотреть на них и получить заряд энергии и энтузиазма. Будучи архитектором, это всё, что я могу сделать для них.

Культурный центр в Авила, Испания

Жизнь значит для меня куда больше, чем архитектура.

ОБ АРХИТЕКТУРЕ

Архитектура - это изобретение. Всё остальное является повторением и не представляет интереса.

Конечно, я доставил немало головной боли моим инженерам в течение карьеры, но все они всегда оставались со мной. Я постоянно хотел, чтобы мои здания были светлыми, насколько это возможно, чтобы касались земли осторожно, чтобы пикировали, парили и, конечно же, удивляли.

Кафедральный собор Бразилиа, Бразилия

Архитектура должна вызывать удовольствие и быть практичной. Если архитектор заботится только о функции, то результат будет смердящим.

Каждый архитектор обладает собственным стилем. Климат в Бразилии влияет на архитектуру и вынуждает меня изменять некоторые вещи. Архитектура в Бразилии куда более лёгкая, более простая и более прозрачная, чем в других, намного более прохладных местностях.

Национальный театр в Нитерое, Бразилия

Архитектура связана с любопытством . Архитектура, как и любое другое произведение искусства, должна вызывать удивление. Она должна быть такой, чтобы люди могли в ней видеть особенности и различия.

Я всегда старался свести несущие конструкции здания к минимуму. Чем меньше несущие конструкции, тем более дерзкой и значимой получается архитектура. Такова работа всей моей жизни.

Национальный конгресс Бразилии

О ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ

Моё архитектурное творчество началось с проекта церкви святого Франциска Ассизского в Пампулье (1942-43), где я придумал чувствительные и непредсказуемые кривые линии. Данный проект - отправная точка свободной архитектуры, наполненной кривыми линиями, которые я люблю до сих пор. На самом деле Пампулья - это начало проекта в Бразилиа. Пампулья - это первая реальная попытка создать рационалистическую архитектуру.

Oscar Nimeyer_berlogos_citati_10

Церковь святого Франциска Ассизского в Пампулье

Сейчас мы наслаждаемся полной пластической свободой . Железобетон сделал новые и непредсказуемые формы реальностью, начиная с проекта в Пампульи в 1940-х годах.

Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия

Изобретение новых форм из железобетона - моё хобби и главная радость. Я искал и открывал их, размножал и комбинировал благодаря современным технологиям, чтобы достичь архитектурного зрелища.

Музей в Куритибе, Бразилия

О ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

Когда Ле Корбюзье приехал в Рио , я помогал ему проектировать несколько объектов (самое известное - здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, 1937-1943. - Прим. ред.). Таким образом, я с самого начала карьеры занимался архитектурой, которую любил. Я взял максимум от сотрудничества с и от его теоретических трудов, которые прочитал. Единственное прямое влияние на меня с его стороны заключалось, однако, во фразе, которую он сказал мне: «Архитектура является универсальной, всеобщей». Затем я начал собственную практику, выполнив проект в Пампулье. Именно здесь я понял, что архитектура должна быть разнообразной.

Однажды Ле Корбюзье сказал мне, что архитектура - это изобретение ума, вольное произведение нашей мысли.

Критические замечания не сильно волновали меня … Отличный от других Ле Корбюзье отказывался заниматься тем, что было на волне успеха. Я запомнил одну его ремарку: «Оскар, всё, что ты делаешь, является барочным (причудливым, вычурным ), но сделано это очень хорошо». А спустя несколько лет он сказал: «Они [критики] говорят, что моё творчество - такое же причудливое».

Я отчетливо помню переживания , связанные с первой встречей с Ле Корбюзье в аэропорту, куда мы, группа архитекторов, приехали встречать его. Эта встреча произошла как будто вчера. Он был для нас архитектором-гением, сошедшим с небес. С одной стороны, он был очень нетерпеливым и энергичным при создании своей архитектуры, но с другой стороны, я всегда чувствовал, что он был человеком, глаголющим сообщение, победную песню о красоте, которую нельзя заглушить. Принять и понять его - вот что я всегда старался сделать.

Вполне очевидно, что моя архитектура повлияла на поздние проекты Ле Корбюзье. Но этот фактор только сейчас стали осознавать критики его творчества.

О «БАУХАУЗЕ»

Мы ненавидели «Баухауз» . Это было худшее время в архитектуре. У них просто нет таланта. Всё, что у них было, - это набор правил. Даже для вилок и ножей они придумали правила. Пикассо никогда не принял бы правила. Дом похож на машину? Нет! Всё механическое - некрасиво. Правило - это самая худшая вещь. Вам всегда хочется нарушить правило.

О СТОЛИЦЕ БРАЗИЛИА

В мире никогда не было города , построенного из ничего, как Бразилиа. Наша столица появилась в конце света. Там не было телефонов, не было дорог, там не было ничего! Всё появлялось и поднималось из ничего. Несколько существовавших дорог были грязными. Транспортная проблема была самой серьёзной.

Моим главным развлечением , когда я ехал на автомобиле в сторону Бразилиа, являлось рассматривание облаков. Какие многочисленные и неожиданные образы они создают! Сейчас они формируют мистические, похожие на башни соборы - вполне очевидно, это соборы Сент-Экзюпери; а сейчас они создают безжалостных воинов или римские колесницы, бегущие по небу; или - диковинных монстров; но чаще всего (потому что я всегда высматриваю их) - образы прекрасных и нереальных женщин, лежащих на облаках. (2000)

Признаюсь, что к моменту начала работы над Бразилиа мне наскучили многочисленные объяснения, которые ранее сопутствовали моим проектам. Я твёрдо осознавал, что могу всё делать без оправданий и без оглядки на неизбежные критические выпады, число которых, безусловно, будет только расти в мой адрес. (2000)

Чувство протеста охватило меня в Бразилиа. Это было не навязыванием прямых углов, которые я ненавидел, а одержимой идей архитектурной чистоты и структурной логики. (2000)

В Бразилиа я прославлял структуру , вкладывая в неё архитектурный стиль. Архитектура и структура - те две вещи, которые должны рождаться вместе и обогащать друг друга. (2000)

До появления Бразилиа я смотрел на архитектуру как на упражнение, где можно практиковать спортивный дух и ничего больше. Сейчас же я живу этим городом. (1958)

О КРИВЫХ ЛИНИЯХ

Кривые характерны моим работам, поскольку естественны для Бразилии, чистой и простой. Я бразилец прежде всего, лишь после - я архитектор. Я не могу разделять эти понятия.

Национальный музей, Бразилиа

Горы / волны / женщины = кривые линии.

Меня не привлекают прямые линии и углы, жёсткие и негибкие, созданные человеком. Я люблю свободно текучие, чувственные кривые линии. Кривые, которые я нахожу в горах моей страны, в изгибах её рек, в волнах океана, которые видны из окон моей мастерской в Рио, и на теле любимой женщины. Из кривых линий сделана вся Вселенная, искривлённая Вселенная Эйнштейна.

О ДОЛГОЛЕТИИ

Я чувствую себя на 60 лет… Что я мог делать в 60, то же самое я могу делать и сейчас. (2007)

Не думал , что проживу столько много лет. Но я уверен, что это не предел. Я не слишком часто заглядываю в прошлое; я предпочитаю думать о том, что же ещё осталось сделать. (2006)

Всё имеет начало и конец . Ты. Я. Архитектура. Надо стараться делать лучшее, что ты можешь, но при этом оставаться скромным. Ничего не хранится слишком долго.

Жизнь очень быстротечна . Важно быть нежным и оптимистичным. Я оглядываюсь назад и полагаю, что всё, что мы сделали в этой жизни, было хорошим. Простым. Скромным. Каждый творит свою собственную историю и двигается дальше. Вот и всё. Я не считаю себя особенным и важным. То, что мы создаём, не важно. Мы очень незначительны в этом мире.

Ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье, самый преданный служитель модернизма и автор более 600 зданий по всему миру Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, не дожив всего десяти дней до своего 105-летия. Это случилось 5 декабря в родном для Нимейера Рио-де-Жанейро. Здания Нимейера совершили настоящую революцию в архитектуре Бразилии XX века — за 80 лет своей работы он изменил облик этой страны.

Оскар Нимейер родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. Учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре.

Оскар Нимейер с женой и дочерью. 1930-е

В 1930-е годы любые постройки на родине Нимейера все еще копировали неоклассическую европейскую архитектуру — здания походили на роскошно отделанные дворцы в стиле барокко и никак не соответствовали новому образу жизни людей. Однако волею судеб Оскару удалось сломать представления его соотечественников о том, как должны выглядеть здания. В начале 40-х годов он познакомился с Жуселину Кубичеком, будущим президентом Бразилии, который предложил Нимейеру разработать проект застройки молодого города, призванного стать новой столицей. Нимейер согласился и уже через 4 года (с 1956 по 1960 год) удивил весь мир своими смелыми футуристическими постройками административных объектов Бразилиа. Больше не существовало пышных и праздных зданий, так приевшихся глазу бразильцев, остались только плавные, гибкие линии новых строений, горячо любимые самим архитектором.


Своими произведениями Нимейер не только сформировал новый облик национальной архитектуры Бразилии, но и избавил страну от ее колониального прошлого, все еще отражавшегося в искусстве, и, более того, подарил ей уверенность в будущем. Он сумел разработать собственный уникальный стиль в архитектуре и стал первым, кто применил монолитный железобетон для создания плавных, изящных, ажурных конструкций.


Дворец правительства в Бразилиа, 1960

Помимо создания зданий в Бразилии Оскар Нимейер активно творил и за ее пределами, сотрудничая с зарубежными компаниями. На начальных этапах своей карьеры он стал известен миру как участник проекта по созданию штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Позднее, во время эмиграции во Францию (из-за наступления военной диктатуры в Бразилии) Нимейер создал множество общественных зданий и для Европы. Архитектор был оторван от родины и тосковал по ней, но вернуться обратно смог только в 1985 году. Через три года, в 1988-м, Нимейер получил главную архитектурную награду — Притцкеровскую премию.

Работа в родной Бразилии продолжалась вплоть до самой смерти архитектора. Вернувшись, он создал мемориал имени президента Кубичека, музей современного искусства в Нитерое, собственный музей и культурный центр "Оскар Нимейер", где проходит знаменитый бразильский карнавал.

Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, 1951-1965


"Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины", — писал Нимейер в своих мемуарах The Curves Of Time ("Кривые времени"). Buro 24/7 предлагает вспомнить несколько его "криволинейных" работ, оставивших значительный след в истории архитектуры. Тем временем в Бразилии сегодня объявлен недельный траур по ушедшему гению, а в пятницу все желающие смогут проститься с Оскаром Нимейером в Рио-де-Жанейро.


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002

«Главное в архитектуре — чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею...»


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха... бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»



Дворец Национального конгресса в Бразилиа, 1960



Национальный музей Бразилии, 2006

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»



Кафедральный собор в Бразилиа, 1960-1970


Мемориал Кубичеку, 1980

«...прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»



Музей современного искусства в Нитерое, 1996

Музей современного искусства в Нитерое.

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»


Oscar Niemeyer Foundation в Нитерое

О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Соа́рис Фи́лью реализовал первый проект (детские ясли в Рио-де-Жанейро) в 1937, в свои неполные 30 лет. Последним проектом, реализованным при жизни архитектора, стала телевизионная башня в Бразилиа, открытая в 2012. Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни.



Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

Оскар Нимейер - известный архитектор из Латинской Америки. Считается одним из основоположников современной школы бразильской архитектуры. Много экспериментировал в области железобетонной архитектуры. Был ярым приверженцем коммунистической партии, состоял в ней около 70 лет.

Биография архитектора

Оскар Нимейер родился в Рио-де-Жанейро в 1907 году. Его родители были вполне обеспеченными. В юности будущий архитектор вел беспечный образ жизни, который можно назвать богемным. Главными его увлечениями были футбол и книги. Причем читал он много, но чаще всего бессистемно.

В 21 год Оскар Нимейер женился на Анните Бальдо. Она была дочерью итальянских иммигрантов, которые приехали из Венеции. Ради свадьбы он даже бросил учебу. Этот брак принес ему единственную дочь, которую звали Анна Мария Нимейер.

Интерес к архитектуре Оскар Нимейер проявил еще в привилегированном колледже, в котором учился. Впоследствии он часто рассказывал, что выбрал эту профессию случайно. Оскар вспоминал шутку, кто-то увидел, как он рисовал пальцем в воздухе, после этого на семейном совете решили дать ему художественное образование.

В начале карьеры

Становление карьеры Нимейера пришлось на 30-е годы ХХ века. Он начинал работать под руководством основоположника современной латиноамериканской архитектуры Лусио Косты.

Окончить государственную школу архитектуры Оскару удалось в 1934 году. Его первым осуществленным проектом стали ясли для детей в Рио-де-Жанейро. Их открытие состоялось в 1937 году.

Нимейер как раз застал формирование школы современной архитектуры в Бразилии. Первым результатом ее работы стало строительство здания для Министерства просвещения и здравоохранения, которое достроили к 1943 году. Непосредственно руководил проектом Лусио Коста, в качестве советника ему помогал француз Ле Корбюзье - пионер архитектурного модернизма. Когда именитый мастер уехал, последние изменения в проект внес архитектор Оскар Нимейер. Они так впечатлили Косту, что после 1939 года дальнейшую разработку проекта посвятили только ему.

Признание на международной арене

Взял за основу современный стиль Ле Корбюзье и пропустил его сквозь призму жарких тропиков Рио-де-Жанейро Оскар Нимейер. Его работы получили признание во всем мире в 40-50-е годы ХХ века. В 40-х он творил практически без остановки. По его проектам создавались гостиницы, яхт-клубы, церкви и казино. В 1946 году был построен банк в Рио-де-Жанейро, а на рубеже 40-50-х годов - технический центр.

В 1947 году Оскар Нимейер, биография которого к тому времени была уже хорошо знакома многим, участвовал в проектировании штаб-квартиры ООН, которая располагается в Нью-Йорке.

Политические взгляды

В годы Второй мировой войны архитектор открыто симпатизировал СССР. После победы Советского Союза он стал членом бразильской коммунистической партии. Для коммунистов в Латинской Америке тогда были непростые времена. Генеральный секретарь партии Престес вместе с 15 соратниками содержался в тюрьме. Когда они вышли, всех приютил у себя дома Нимейер.

С середины 50-х годов Нимейер издавал архитектурный журнал, который придерживался взглядов левой интеллигенции. Периодически издание закрывалось, а затем работа над ним возобновлялась вновь.

Для Нимейера политические взгляды и архитектурные решения были тесно связаны между собой. Например, он пытался решить социальные проблемы в Бразилии. Одна из самых серьезных - жилищные кризис, из-за которого многие вынуждены были жить в фавелах в полной антисанитарии.

Из-за приверженности коммунизму въезд в США для него был закрыт. Например, в 1946 году ему отказали выдавать визу, несмотря на то что бразилец получал официальные предложения о работе сначала в Йельском университете, потом в школе дизайна в Гарварде.

К работам архитектора 50-х годов относятся собственный дом Оскара Нимейера, который находится неподалеку от Рио-де-Жанейро, больница, жилой комплекс имени Кубичека, здание кондитерской фабрики, комплекс международной выставки в Сан-Паулу.

Благоустройство столицы

С 1957 года Нимейер начал обустраивать новую столицу - город Бразилиа. Его строили по инициативе президента страны Кубичека. Сам глава государства вскоре после инаугурации встретился с Нимейером, чтобы обсудить планы будущей столицы. В итоге ее перенос из Рио-де-Жанейро в Бразилиа состоялся в 1960 году.

Многие здания отличаются контрастными и необычными формами: имеются сооружения виде чаши, стреловидной колонны, пирамиды, купола. Именно так выглядят, например, правительственные центры.

Сам Нимейер проектировал президентский дворец, здание Верховного суда, Дворец национального конгресса, кафедральный собор, театр, больницу и Дворец правосудия. Все это здания, к которым приложил руку Оскар Нимейер. Достопримечательности Бразилии - именно так сегодня можно назвать многие из них.

Отличительными чертами архитектуры Нимейера становятся выразительность, пластичность и теплота. Ему одному из первых удались монолитные строения из железобетона. Несмотря на свою необычность и даже вычурность, проекты зданий детально разработаны. Архитектор всегда стремился к появлению новых архитектурных форм.

Эмиграция

В 1964 году Нимейер возвратился из продолжительной командировки в Израиль и не узнал своей страны. В Бразилии случился государственный переворот, в результате которого к власти пришли военные.

Из-за установившейся в стране диктатуры архитектор был вынужден переехать во Францию, где жил с середины 60-х годов до 1985 года. Все это время в своей любимой Бразилии он бывал изредка и недолго. В то же время строительство общественных зданий в столице по его проектам продолжалось. Временами Нимейер жил на Кубе и в СССР.

Последние годы жизни

Нимейер дожил до завершения в Бразилии военной диктатуры. Она пала в 1985 году. Сразу после этого архитектор вернулся на родину.

В середине 90-х годов он руководил Бразильской коммунистической партией, причем ее ортодоксальным крылом, которое не согласилось с преобразованием компартии, произошедшим после распада СССР. Известный руководитель Кубы Фидель Кастро часто называл себя и Нимейера последними коммунистами на планете.

Даже в весьма преклонном возрасте продолжал работать Оскар Нимейер. Музей современного искусства по его проекту был построен в 1996 году, когда архитектору было уже 89 лет. В 2000-е годы он руководил возведением собственного музея в Куритибе, национальной библиотеки в Бразилиа, культурного центра в Гоянии.

Нимейер был тесно связан с Советским Союзом. В 1983 году его приняли в почетные члены Академии художеств. А в 2007 году президент Российской Федерации Владимир Путин подписал постановление о награждении архитектора орденом Дружбы с формулировкой за вклад в развитие отношений между двумя государствами.

Оскар Нимейер умер в Рио-де-Жанейро в 2012 году. До своего 105-летнего юбилея он не дожил всего 10 дней. Незадолго до этого архитектор попал в больницу с диагнозом "почечная недостаточность". Она стала осложнением после перенесенного Оскаром вируса гриппа.

Ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье, самый преданный служитель модернизма и автор более 600 зданий по всему миру Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, не дожив всего десяти дней до своего 105-летия. Это случилось 5 декабря в родном для Нимейера Рио-де-Жанейро. Здания Нимейера совершили настоящую революцию в архитектуре Бразилии XX века - за 80 лет своей работы он изменил облик этой страны.

В 1930-е годы любые постройки на родине Нимейера все еще копировали неоклассическую европейскую архитектуру - здания походили на роскошно отделанные дворцы в стиле барокко и никак не соответствовали новому образу жизни людей. Однако волею судеб Оскару удалось сломать представления его соотечественников о том, как должны выглядеть здания. В начале 40-х годов он познакомился с Жуселину Кубичеком, будущим президентом Бразилии, который предложил Нимейеру разработать проект застройки молодого города, призванного стать новой столицей. Нимейер согласился и уже через 4 года (с 1956 по 1960 год) удивил весь мир своими смелыми футуристическими постройками административных объектов Бразилиа. Больше не существовало пышных и праздных зданий, так приевшихся глазу бразильцев, остались только плавные, гибкие линии новых строений, горячо любимые самим архитектором. Своими произведениями Нимейер не только сформировал новый облик национальной архитектуры Бразилии, но и избавил страну от ее колониального прошлого, все еще отражавшегося в искусстве, и, более того, подарил ей уверенность в будущем. Он сумел разработать собственный уникальный стиль в архитектуре и стал первым, кто применил монолитный железобетон для создания плавных, изящных, ажурных конструкций.


Дворец правительства в Бразилиа, 1960

Помимо создания зданий в Бразилии Оскар Нимейер активно творил и за ее пределами, сотрудничая с зарубежными компаниями. На начальных этапах своей карьеры он стал известен миру как участник проекта по созданию штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Позднее, во время эмиграции во Францию (из-за наступления военной диктатуры в Бразилии) Нимейер создал множество общественных зданий и для Европы. Архитектор был оторван от родины и тосковал по ней, но вернуться обратно смог только в 1985 году. Через три года, в 1988-м, Нимейер получил главную архитектурную награду - Притцкеровскую премию.

Работа в родной Бразилии продолжалась вплоть до самой смерти архитектора. Вернувшись, он создал мемориал имени президента Кубичека, музей современного искусства в Нитерое, собственный музей и культурный центр "Оскар Нимейер", где проходит знаменитый бразильский карнавал.

Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, 1951-1965

"Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины", - писал Нимейер в своих мемуарах The Curves Of Time ("Кривые времени"). B uro 24/7 предлагает вспомнить несколько его "криволинейных" работ, оставивших значительный след в истории архитектуры. Тем временем в Бразилии сегодня объявлен недельный траур по ушедшему гению, а в пятницу все желающие смогут проститься с Оскаром Нимейером в Рио-де-Жанейро.


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002



Дворец Национального конгресса в Бразилиа, 1960



Национальный музей Бразилии, 2006



Кафедральный собор в Бразилиа, 1960-1970


Мемориал Кубичеку, 1980



Музей современного искусства в Нитерое, 1996


Музей Оскара Нимейера в Куритибе, 2002



Музей Оскара Нимейера в Куритибе, 2002

Текст: Гаяна Демурина