Где располагался арабский халифат. Халифаты

В VII—VIII вв. в результате завоеваний сложилось огромное государство — Арабский халифат , кото-рый позже распался на отдельные государства. В странах Халифата была создана богатая культу-ра, связавшая воедино достижения разных наро-дов. Арабы внесли огромный вклад в развитие науки, литературы, искусства.

Арабские завоевания (возникновение Арабского Халифата)

После смерти Мухамма-да власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижни-ки пророка, избираемые на собраниях наибо-лее уважаемых мусульман. Эти правители именовались халифами — «заместителями» пророка, а государство, которое они возглав-ляли, — Халифатом . Объединив арабов, ислам поставил перед ними общую цель — подчи-нить «неверных» новой религии. Первое сто-летие Халифата прошло под знаком завоева-ний. В 636 г. арабы разбили византийцев на реке Ярмук к северу от Иерусалима и за не-сколько лет захватили восточные провинции Византии: Сирию, Палестину и Египет, затем Иран, а позже и всё средиземноморское побе-режье Африки. В 711—714 гг. они подчинили Вестготское королевство в Испании, перешли Пиренеи и только в 732 г. были остановлены франками при Пуатье. На востоке они вышли к реке Инд, захватили Среднюю Азию и в 751 г. при Таласе нанесли поражение китайскому войску, но дальше не пошли.

Арабское судно. Миниатюра XIII в.

Каждая новая победа усиливала уверен-ность мусульман во всемогуществе Аллаха, избравшего арабов орудием выполнения своей воли. Но были и другие причины их удиви-тельных успехов. Бывшие кочевники оказа-лись прекрасными воинами, их конница ата-ковала стремительно, а религиозное рвение удваивало силы. В то же время противостоя-щие им державы — Иран, Византия, вестгот-ская Испания — были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой. Их населе-ние, уставшее от войн и тяжёлых налогов, час-то готово было покориться без боя. Этому спо-собствовала и терпимость арабов по отношению к «людям Писания» — так они называли хрис-тиан и иудеев, резко отличая их от язычни-ков. В то же время освобождение от некоторых важных налогов побуждало покорённое насе-ление переходить в ислам, тем более что в новой вере узнавались черты иудаизма и хрис-тианства. Принять такую веру было легче.

В середине VIII в. арабские завоевания в основном закончились. Арабы создали самую огромную державу, какую к тому времени знала история.

Арабские путешественники. Миниатюра XIII в.

Арабские завоевания

Расцвет и распад Халифата

Арабские завое-вания разворачивались на фоне жестокой борьбы за власть халифа. В ходе этой борьбы мусульмане разделились на шиитов (от слова «аш-шиа» — сторонники) и суннитов (от сло-ва «сунна», что означает «предание»).

Сунниты и шииты ожесточённо спорили о том, кто должен быть имамом, т. е. религиозным главой всех мусульман, и о многом дру-гом. Те и другие считали себя сто-ронниками истинного учения Мухаммада, которое было искаже-но их противниками. Позже оба направления распались на множе-ство течений и сект, однако в целом деление мусульман на суннитов и шиитов сохранилось до наших дней.

На рубеже VIII-IX вв. Арабский халифат выглядел, как никогда, прочным. Столичный Багдад был одним из самых больших городов мира, двор халифов утопал в роскоши. Материал с сайта

Память о могуществе Халифата сохрани-лась в сказках «Тысяча и одна ночь», но расцвет Халифата оказался недолговечным. Во-первых, покорённые народы далеко не всегда желали мириться с завоевателями. Уже в VIII-IX вв. по Халифату прокатилась волна мятежей и народных волнений. Во-вторых, под властью халифов оказалась слишком большая территория. Наместники отдельных областей — эмиры — чувствовали себя в своих владениях полными хозяевами.

Интерьер кордовской мечети. VIII-X вв.

Сначала отделилась Испания, затем отдели-лись Марокко, Египет, Средняя Азия. Вско-ре халифы потеряли реальную власть, а в XIII в. монголы завоевали Багдад.

Возникновение халифата тесно связано с зарождением такой мировой религии, как ислам, которая появилась в 7 веке. У истоков создания такого государства, как арабский халифат, стоит пророк Мухаммед, который исповедуя единобожие, объявил себя пророком и в городе Хаджизе создал общину из единоверцев.

Постепенно расширяя сферу своего влияния, Мухаммед сумел заложить основу такого мощного государства, как арабский халифат. Приобретая с каждым годом всё больше единоверцев, мусульмане смогли завоевать целый ряд государств, которые и образовали такое мощнейшее азиатское государство, которым являлся арабский халифат.

Почему империя называлась халифат?

Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:

  • Это название государства, во главе которого стоит халиф, то есть вотчина халифа;
  • Религиозно-политическая организация, вся власть в которой принадлежит халифу.

Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:

  1. Начался в 632 году. Данный период характеризуется преобладанием так называемого «чистого арабского духа» и праведностью правления 4-х халифов. В то время арабы больше всего ценили доблесть, честь и славу. Карта халифата за этот период значительно увеличилась, так как было завоёвано множество земель;
  2. Период династии Омейадов. Также характеризуется многочисленными военными походами;
  3. Воцарение, рассвет и упадок династии Аббасидов.

Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:

  • Арабский халифат, который просуществовал до 1258 года;
  • Праведный халифат. Просуществовал с 630 по 661 годы;
  • Омеядский халифат. Его существование продлилось с 661 по 750 годы;
  • Кордовский халифат. Данная империя располагалась на территории современных государств Испания и Португалия. Кордовский халифат был образован в 929 году и просуществовал до 1031 года;
  • Аббасидский халифат был образован в 750 году и просуществовал до 1258 года. За эти годы данный халифат дважды попадал под власть завоевателей.

Хотя по своей сути все эти халифаты кроме кордовского — это тот же арабский халифат, тем не менее, их принято выделять отдельно.

Эпоха правления выборных халифов

После смерти пророка Мухаммеда, страну начали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто же станет новым халифом могучей империи. В конце концов, был выбран самый близкий человек из окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Саддик. Будучи ревностным мусульманином, он начал своё правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда переметнулись к лжепророку Мусайлиме. Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячную армию неверных в битве при Аркабе, завоевав для своей империи новые обширные территории. Следующие выборные халифы продолжили расширять границы своей империи, пока последний из них Али ибн Абу Талиб не стал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.

Следующий халиф Муавия I захватил власть силой и назначил своим преемником сына, положив начало наследственной монархии.

Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

Государственный строй империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Арабы хотя и жили на захваченных территориях, но их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения врага. Этому немало поспособствовал очередной халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Любой, кто не принимал мусульманство, подлежал немедленному уничтожению.

Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Аббасиды способствовали развитию государства, в эпоху их правления появилось множество знаменитых на весь мир учёных, полководцев, историков, медиков, поэтов и торговцев. Арабские летописцы и купцы объездили весь мир, составили множество карт.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

В этот же период персы, почувствовав слабость арабского халифата, начали поднимать восстания, которые в конечном итоге привели к отколу Ирана от империи. Централизованная власть настолько ослабла, что Египет и Сирия тоже обрели независимость. Другие государства, которые входили в состав арабского халифата, тоже заявили свои права на независимость.

Распад халифата

Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.

Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.

В 11 веке власть в арабском халифате захватили турки-сельджуки, которые практически уничтожили мусульманскую цивилизацию. Через 200 лет территория некогда могущественного государства была вновь разграблена очередными захватчиками. На этот раз это были монголы, которые окончательно уничтожили арабский халифат.

Самый известный арабский халиф

Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».

Несмотря на все минусы правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения знаменитых мировых культур различных эпох, объединив их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя прекратила экспансию, поэтому бурно начала развиваться торговля. Так как богатому государству требовалось множество различных товаров, которых не было в арабском государстве, торговля послужила толчком к развитию мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера прославились как лучшие оружейники. Знаменитые дамасские сабли и прочее богато украшенное оружие ценилось на вес золота.

Кордовский халифат, его расцвет и падение

Кордовский халифат был основан одним из потомков Омеядов, который был вынужден покинуть арабский халифат. Потерявший власть Абд ар-Рахман I в 756 году принял титул эмира. Стремясь восстановить свою власть, он подчинил себе всех мелких правителей на территории современной Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III в 929 году торжественно провозгласил себя халифом. Именно в годы правления этого халифа и его сына, кордовский халифат достиг своего наивысшего рассвета.

Воины халифата наводили ужас на всю средневековую Европу, а уровень жизни халифата намного превосходил европейский уровень жизни того времени. Часто европейцы смеялись над воинами халифа, которые соблюдали гигиенические процедуры, называя их «чистюлями».

В начале 11 века кордовский халифат потерял сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Тем не менее, притязания экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всём мире, породили недовольство среди других бандитских и религиозных группировок. Например, знаменитая «Аль-Каида», после нескольких попыток направить развитие новоиспечённого халифата в соответствие со своими интересами, полностью отреклась от «Исламского государства».

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

Военные действия против Исламского государства

Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.

Вмешавшись в данный конфликт в 2015 году, Россия нанесла ряд ударов по позициям и объектам Исламского государства в Сирии. К декабрю 2016 года российская авиация совершила более 30 000 боевых вылетов, уничтожив более 62 000 вражеских объектов. 6 декабря 2017 года замминистра обороны России В.Герасимов заявил, что территория Сирии полностью зачищена от боевиков Исламского государства.

Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.

Арабский халифат

Арабский халифат - самое процветающее государство Средиземноморья, существовавшее там на­ протяжении средних веков. В его создании принимал участие пророк Мухаммед (Мохаммед, Магомет) и его преемники.­ Халифат, будучи средневековым государством, сложился в итоге объединения нескольких арабских племен­ Аравийского полуострова,­ который находится между Северо-Восточной Африкой и Ираном.­ Возникновение государственности у арабов в седьмом веке обладало такой характерной чертой, как религиозная окраска процесса, сопровождавшегося новой мировой религией - исламом.

В политическом движении за объединение разных племен­ был лозунг, в котором ясно выражался отказ от многого, в том числе были: язычество и многобожие, которые объективно отражали тенденции к зарождению нового строя («ханифского»).­ С именем Мухаммеда связывают поиски проповедников нового бога и новых истин, они происходили в то время под влиянием христианства и иудаизма. Он самолично провозгласил необходимость установить культ Аллаха, как единого бога.­ В новом общественном порядке должна быть исключена племенная рознь. Во главе арабов должен­ стать­ некий «посланник на земле от Аллаха» - то есть пророк.

В призывах исламистов установить социальную несправедливость были такие пункты:
1. Ограничить ростовщичество.
2. Установить­ милостыню беднякам.
3. Освободить рабов.
4. Требование честных отношений в торговле.

Это вызвало большое недовольство представителей­ купеческой знати, в итоге Мухаммед вынужден быть бежать со своими ближайшими сподвижниками в город Ясриб (позднее он назывался «городом Пророка» - Мединой). Там он вскоре заручился поддержкой кочевников-бедуинов и­ других представителей разных социальных групп. В городе возвели первую мечеть с определением порядка, по которому будет проводиться мусульманское богослужение.­ Мухаммед был предводителем: и военным, и духовным, а также занимал пост главного судьи.

Спустя тридцать лет после его смерти, ислам был разделен на три больших течения, вернее секты, а именно:
- сунниты, которые опирались в вопросах правосудных и­ богословских­­ на Сунну, где были собраны предания о поступках и словах пророка;
- шииты, считавшие себя точными выразителями и­ последователями и­ взглядов, которых придерживался пророк и точно исполнявшими предписания Корана;
- хариджиты,­ для которых образцом политики и практики были первые два халифа – Омар и абу Бакра.
­
В истории Арабского халифата, как средневековой, выделяется два разных­ периода:
- дамасский, когда правила династия Омейядов;
- багдадский, когда правила династия Аббассидов.

Оба соответствовали основным этапам в развитии средневекового арабского государства и общества. Что касается первого этапа развития халифата, то это была относительно централизованная теократическая монархия. В его было сосредоточение­ двух властей: духовной (имамата) и светской (эмирата), они считались неограниченными и неделимыми.
В самом начале халифы­ выбирались мусульманской знатью, но позже­ власть­ халифа передавалась написанным им завещательным распоряжением. Роль главного советника и высшего должностного лица при халифе принадлежала визирю.­ По мусульманскому праву их разделяли на два типа. У одних была широкая власть, у других лишь ограниченные полномочия, т.е. они могли только исполнять приказы халифа. В раннем периоде халифата, как правило, назначались визири второго типа.
К самым важными чиновникам при дворе относились такие должности: начальника личной охраны, заведующего полицией и особого чиновника, который, в свою очередь,­ осуществлял надзор за всеми остальными должностными лицами.
­
Центральным органом государственного управления халифа являлись правительственные­ специальные канцелярии, в них велось делопроизводство, почтовая служба и была функция тайной полиции. Территория халифата­ разделялась на несколько провинций под управлением эмиров - военных наместников, которых назначал сам халиф.
Но огромная средневековая империя, называемая Арабским халифатом, все же была упразднена монголами в тринадцатом веке. Резиденцию перенести в Каир, там халиф еще до шестнадцатого века сохранял духовное лидерство у суннитов, позже оно досталось турецким султанам.

Блестящая цивилизация

Ислам вступил в новый этап развития, на котором он не только продолжал учиться у других культур, но и создал собственную великую цивилизацию. Халиф Аль-Мансур учредил "Дом познания", где ученые переводили древнегреческие труды по философии и медицине и овладевали индийской математикой, в том числе "арабскими" цифрами, которыми мы пользуемся по сей день. Исламский мыслитель Ибн-Си-на стал одним из самых влиятельных философов и медицинских авторитетов средневековья. В Европе, где его знали под именем Авиценна, его трактаты пользовались широкой известностью. Математик аль-Хорезми был первооткрывателем алгебры (само название взято из арабского языка), а великий перс Омар Хайям отличался редкостным сочетанием талантов математика, астронома и поэта.

Высочайших вершин достигли литература и искусство. В городах сияли купола мечетей и дворцов со стенами, украшенными глазированными изразцами. Мастера создавали изумительные изделия из металла и керамики, покрытые замысловатыми узорами из растительных мотивов, переплетением линий и элегантной арабской вязью. Наряду с драгоценными россыпями поэзии по всей Азии из уст в уста передавались народные сказания, ставшие подлинным украшением исламского мира и со временем вошедшие в классическое собрание сказок "Тысяча и одна ночь" (на Западе его называют "Сказки арабских ночей"). Исламская наука и культура на протяжении многих веков далеко опережала христианскую Европу, которая почерпнула из арабских источников многие научные, философские, математические и медицинские познания, в том числе секрет производства бумаги. Расцвет исламской цивилизации продолжался, невзирая на то, что спустя неполное столетие правления Аббасидов огромный неуправляемый халифат начал распадаться. Сделав Восток основой своего могущества, они вскоре утратили контроль над Северной Африкой, где в новой столице Каире утвердилась династия Фатимидов (909 -1171).

Арабские завоевания

По своим размерам их империя, которая образовалась менее чем за сто лет, превзошла Римскую, и это оказалось тем изумительнее, что вначале, после смерти Мухаммеда, можно было опасаться, что рухнут даже те небольшие успехи ислама, каких он достиг в Аравии. Мухаммад, умирая, не оставил наследника, и после его кончины (632) возник спор между мекканцами и мединцами по вопросу о его преемнике. В процессе дискуссий халифом был выбран Абу Бакр. Между тем, с известием о смерти Мухаммада почти вся Аравия, кроме Мекки, Медины и Таифа, сразу отошла от ислама. При помощи верующих мединцев и мекканцев, Абу Бакр сумел возвратить обширную, но разъединённую Аравию назад к исламу; больше всего помог ему в этом так называемый Сайфуллах «меч Аллаха» - опытный полководец Халид ибн аль-Валид, который всего 9 лет назад разбил пророка при горе Уход; Халид разбил 40-тысячную армию последователей лжепророка Мусайлимы в так назыв. «ограде смерти» при Акрабе (633). Немедленно же по усмирении восстания арабов Абу Бакр, продолжая политику Мухаммада, повёл их на войну против владений византийских и иранских.



Умар (634-644) успешно продолжал завоевания, и таким образом под конец своей жизни он, кроме самой Аравии, повелевал в Азии Сирией, Месопотамией, Вавилонией и западной половиной Ирана, а в Африке - Египтом, Баркой и Триполи.

При Усмане (644-656) завоёван вост. Иран до Амударьи (Оксуса), остров Кипр, область Карфагена. Междоусобия среди арабов, вызванные убийством Усмана и политической неспособностью Али, произвели было перерыв в завоеваниях, и некоторые пограничные области отпали.

Али (656 г.), зять Мухаммада, последний из «четырех праведных халифов», был убит в результате «дворцового переворота», после чего Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов завладел Х.(661 г.) и провозгласил наследником своего старшего сына Язида. Таким образом, из государства с выборным правлением образовалась наследственная монархия, а сам Муавия I стал родоначальником династии Омейядов.

При первом Омейяде Муавии I (661-680) арабы перешли за Амударью (Оксус) в Мавераннахр, до Пайкенда, Бухары и Самарканда, и в Индии дошли до Пенджаба; ими была захвачена Малая Азия, они близко подступали даже к Константинополю, в Африке дошли до Алжира.

Вспыхнувший при сыне Муавии Язиде (680-683) второй ряд междоусобных войн и борьба Омейядов с сыном Али Хасаном, святыми городами и сподвижником Абдулла ибн-Зубейром, хариджитами и др. позволили некоторым пограничным областям вновь отпасть, но по усмирении междоусобий (с 693 г.) при халифе Абд аль-Малике (685-705) и его сыне Валиде (705-715) арабы одерживают почти невероятные успехи в Афганистане, сев. Индии и Мавераннахре (751) - на востоке, Азербайджан, Кавказе и Малой Азии - в центре, зап. Африке (до океана), Испании и южн. Франции - на западе. Только энергия императора Льва Исавра и болгарского хана Тервела, храбро отразивших арабов от Константинополя и Малой Азии (717-718), и Карла Мартелла, положившего предел успехам арабов во Франции (732), спасли Европу от мусульманского завоевания. Под натиском арабов, предательски призванных наместником Эгриси, византийцы полностью сдают Западную Грузию и Абхазию (697).

Успех завоеваний первых халифов можно объяснить слабостью их противников. В Иране с конца VI в. шли неурядицы: она была обессилена расточительностью и вымогательствами Хосрова II Парвиза (590-628), изнурительными войнами с Византией (Ираклий) и анархией; вассалы становились независимыми и не слушались шаха; вельможи возводили на престол своих ставленников, а зороастрийское духовенство успело ослабить внутреннюю крепость страны своими вековыми, беспощадными гонениями на многочисленных еретиков (манихеев, маздакитов и др.), иногда и на культурно-важный элемент государства - христиан; ещё до Мухаммада, когда Хосров II упразднил вассально-арабское царство Хирское на Евфрате, пограничные бедуины-бекриты в 604-610 гг. разбили при Зу-Каре (у нижн. Евфрата) иранское войско и начали смело совершать ряд разбойничьих набегов на иранские окраины, а при Абу Бакре бекритский вождь Мосанна, принявший ислам, постарался внушить Абу Бакру, что при царящем в Иране безначалии поход на неё может быть вполне удачен. В Византии, как ни истощена она была войнами с Ираном, порядка было больше, но в её восточных провинциях с населением инородческим (семитским, на окраинах даже прямо арабским и коптским), Сирии, Месопотамии и Египте - жители страдали от неумеренных податей, от греческой национальной заносчивости и от греческой религиозной нетерпимости: местное вероисповедание было там еретическое (монофизитское и др.). Поэтому в тех странах никто и усилия не сделал, чтобы противодействовать арабам; больше того: из ненависти к грекам население во многих случаях само призывало арабов и помогало им. Наоборот, Малая Азия, населённая настоящими греками и сама боровшаяся против арабов, никогда не была завоёвана ими надолго, и под стенами Константинополя арабы несколько раз потерпели неудачу.

История Саудовской Аравии
Домусульманская Аравия
Арабский халифат (VII -XIII века)
Праведный халифат ( -)
Омейядский халифат ( -)
Аббасидский халифат ( -)
Османская Аравия ( -)
Дирийский эмират ( -)
Эмират Неджд ( -)
Джебель-Шаммар ( -)
Эмират Неджд и Хаса ( -)
Объединение Саудовской Аравии
Королевство Хиджаз ( -)
Эмират Асир ( -)
Султанат Неджд ( -)
Королевство Неджд и Хиджаз ( -)
Королевство Саудовская Аравия (с )
Короли Саудовской Аравии Портал «Саудовская Аравия»

Мединская община

Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община - умма . Первоначально эта община была небольшой и представляла собой протогосударственное образование суперрелигиозного характера по аналогии с Моисеевым государством или Первыми христовыми общинами. В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров , Ирак , Иран , большую часть Закавказья (в частности Армянское нагорье , Прикаспийские территории, Колхидскую низменность , а также районы Тбилиси), Среднюю Азию , Сирию , Палестину , Египет , Северную Африку , большую часть Пиренейского полуострова , Синд .

Праведный халифат (632-661)

После смерти пророка Мухаммеда в 632 был создан Праведный халифат. Его возглавляли четыре Праведных халифа : Абу Бакр ас-Сиддик , Умар ибн аль-Хаттаб , Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб . Во времена их правления в Халифат был включён Аравийский полуостров, Левант (Шам), Кавказ , часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье.

Омейядский халифат (661-750)

Диван-аль-Джунд - военное ведомство, которое осуществляет контроль над всеми вооруженными силами, занимается вопросами оснащения и вооружения армии, принимая во внимание наличие количества состава вооруженных сил, особенно постоянного войска, а также учитывает жалование и пожалования за военную службу.

Диван-аль-Харадж - финансово-налоговое ведомство, которое курирует все внутренние дела, учитывает налоги и иные поступления в государственную казну, а также занимается сбором различные статистические данные по стране.

Диван-аль-Барид - главное почтовое ведомство, которое курирует почту, связь, занимается доставкой государственных грузов, осуществляет ремонт дорог, строительство караван-сараев, колодцев. Кроме своих основных обязанностей почтовое ведомство выполняло ещё функцию тайной полиции. Это было возможным в виду того, что под контролем этого ведомства находились все дороги, основные пункты на дорогах, перевозки грузов, переписки.

Когда территория страны стала расширяться, а хозяйство её существенно усложнялось, то неизбежным стало и усложнение структуры управления страной.

Местное управление

Изначально в состав территории Халифата входила Хиджаз - священная земля, Аравия - арабские земли и неарабские земли. Сначала в завоеванных странах местный аппарат чиновников сохранился таким, каким он был в них до завоевания. То же самое касалось и форм и методов управления. На протяжении первых ста лет местные государственные и административные органы на территориях, которые были завоеваны, оставались нетронутыми. Но постепенно (к истечению первой сотни лет) с до исламским управлением в завоеванных странах было покончено.

Местное управление стало строиться по персидскому образцу. Страны стали разделяться на провинции, в которые были назначены военные наместники - эмиры, султаны иногда из местной знати. Назначением эмиров занимался сам халиф. Основными обязанностями эмиров были сбор налогов, командование войсками и руководство местной администрацией и полицией . У эмиров были помощники, которых называли наибы .

Стоит отметить, что нередко административной единицей становились мусульманские религиозные общины, во главе которых стояли шейхи (старшины). Именно они часто и занимались осуществлением местных административных функций. Кроме того, были ещё и чиновники и должностные лица разных рангов, которые назначались в городах и селениях.

Судебная система

В большинстве своем в Арабском государстве суд был напрямую связан с духовенством и отделен от администрации. Как уже говорилось ранее, верховным судьей был халиф. Ему подчинялась коллегия наиболее авторитетных богословов-правоведов, знатоков шариата, которой принадлежала высшая судебная власть. Ими от имени правителя назначались нижестоящие судьи (кади) из местного духовенства, а также специальные уполномоченные, которые должны были вести контроль за деятельностью местных судей.

Кади занимались рассмотрением судебных дел на местах всех категорий, осуществляли наблюдение за исполнением судебных решений, вели надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, поверяли законность землепользования, заведовали вакуфным имуществом, переданным собственниками религиозным организациям . Таким образом, очевидно, что кади были наделены очень обширными правомочиями. Когда кади принимали какое-либо решение (будь то судебное или иное) они руководствовались Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования.

Приговор, вынесенный кади, был окончательным и обжаловать его было нельзя. Изменить этот приговор или решение кади мог только халиф или его уполномоченные. Что же касается немусульманского населения, то, как правило, оно подлежало юрисдикции судов из представителей своего духовенства.

Вооружённые силы

Согласно исламской военной доктрине все уверовавшие являются воинами Аллаха. В первоначальном мусульманском учении говорится о том, что весь мир разделен на две части: правоверных и неверных. Главная же задача халифа состоит в том, чтобы завоевать неверных и их территории путём «священной войны». Все свободные мусульмане, достигшие совершеннолетия, обязаны принимать участие в этой «священной войне».

Стоит отметить, что изначально основной вооруженной силой было арабское ополчение. Если посмотреть на Халифат Аббасидов VII-VIII вв., то там в состав армии входило не только постоянное войско, но ещё и добровольцы, которыми командовали их полководцы. На службе в постоянном войске состояли привилегированные воины - мусульмане, а основой арабского войска была легкая конница . Кроме того, нередко арабская армия пополнялась ополченцами. Сначала армия находилась в подчинении халифа, а потом главнокомандующим стал визирь. Профессиональная армия появилась позже. Также стало появляться наемничество, но не в больших размерах. Ещё позже наместники, эмиры и султаны стали создавать свои вооруженные силы.

Положение арабов в Халифате

Положение, которое заняли арабы в покорённых ими землях, очень напоминало военный лагерь; проникнутый религиозным рвением к исламу Умар I сознательно стремился укрепить за Халифатом характер воинствующей церкви и, имея в виду религиозный индифферентизм общей массы арабов-завоевателей, запретил им владеть в покорённых странах земельным имуществом; Усман это запрещение отменил, многие арабы сделались в завоёванных странах помещиками, а вполне понятно, что интересы помещика более влекут его к мирной деятельности, чем к войне; но в общем, даже при Омейядах посёлки арабов среди инородцев не успели потерять характер военного гарнизона (v. Vloten, «Recherches sur la domination arabe», Амстерд., 1894).

Тем не менее, религиозный характер арабского государства быстро изменялся: мы видим, как одновременно с распространением пределов X. и утверждением Омейядов совершается его быстрый переход из религиозной общины, руководимой духовным главой правоверных, наместником пророка Мухаммеда, в светско-политическую державу, управляемую государем единоплеменных ему арабов и покорённых инородцев. У пророка Мухаммеда и первых двух Праведных халифов политическая власть была лишь дополнением к его религиозному главенству; однако, уже со времён халифа Усмана начинается поворот, как вследствие вышеуказанного разрешения арабам иметь недвижимую собственность в завоёванных областях, так и вследствие отдачи Усманом правительственных должностей своим родственникам-Омейядам .

Положение не арабских народов

Уплачивая поземельный налог (харадж) в обмен на предоставление им защиты и неприкосновенности со стороны мусульманского государства, а также поголовный налог (джизья), иноверцы имели право исповедовать свою религию. Даже вышеупомянутым постановлениям "Умара , принципиально признавалось, что закон Мухаммада вооружается только против язычников-многобожников; «люди Писания » - христиане , иудеи - могут, взнося плату, оставаться в своей религии; по сравнению с соседней Византией, где всякая христианская ересь преследовалась, закон ислама даже при "Умаре был относительно либерален.

Так как завоеватели были совсем не подготовлены к сложным формам государственной администрации, то даже "Умар принужден был сохранить для новообразованного огромного государства старый, хорошо заведённый византийский и иранский государственный механизм (до Абдуль-Малика даже канцелярия велась не по-арабски), - а потому иноверцам не был отрезан доступ ко многим должностям по управлению. Из политических соображений Абд аль-Малик счёл нужным удалить не мусульман с государственной службы, но с полной последовательностью это распоряжение не могло быть проведено ни при нём, ни после него; да и у самого Абд аль-Малика близкие его придворные бывали христианами (известнейший пример - отец Иоанн Дамаскин). Тем не менее среди покорённых народов заметна была большая наклонность отрекаться от своей прежней веры - христианской и парсийской - и добровольно принимать ислам. Новообратившийся, пока Омейяды не спохватились и не издали закон 700 г., не платил податей; наоборот, по закону Омара, он пользовался от правительства годовым окладом и полностью уравнивался с победителями; ему делались доступны более высокие государственные должности.

С другой стороны, обращаться в ислам покорённые должны были и по внутреннему убеждению; - как же иначе объяснить массовое принятие ислама, например, теми христианами-еретиками, которые перед тем в царстве Хосровом и в империи византийской никакими преследованиями не могли быть отклонены от веры своих отцов? Очевидно, ислам с его простыми догматами вполне говорил их сердцу. К тому же, ислам не представлялся ни для христиан, ни даже для парсов каким-нибудь резким новшеством: во многих пунктах он был близок к обеим религиям. Известно, что Европа долгое время видела в мусульманстве, высоко почитающем Иисуса Христа и Пресвятую Деву , не более, как одну из христианских ересей (например, православный архимандрит-араб Христофор Жара доказывал, что религия Мухаммада есть то же арианство)

Принятие ислама христианами и - затем - иранцами имело чрезвычайно важные последствия как религиозные, так и государственные. Ислам вместо индифферентных арабов приобретал в новых своих последователях такой элемент, для которого веровать было существенной потребностью души, и так как это были люди образованные, то они (персы гораздо больше, чем христиане) занялись к концу этого периода научной обработкой мусульманского богословия и соединённой с ним юриспруденции, - предметов, скромно разрабатывавшихся до тех пор лишь немногочисленным кружком тех мусульман-арабов, которые, без всякой симпатии со стороны омейядского правительства, пребывали верны учению пророка.

Выше было сказано, что общий дух, которым проникнут Халифат в первом веке своего существования был староарабским (этот факт, гораздо яснее даже, чем в правительственной омейядской реакции против ислама, выразился в тогдашней поэзии , продолжавшей блистательным образом разрабатывать те же языческо-племенные, жизнерадостные темы, какие были намечены и в староарабских стихотворениях). В виде протеста против возвращения к доисламским традициям была образована небольшая группа сподвижников («сахабов ») пророка и их наследников («табиинов »), которая продолжала блюсти заветы Мухаммада, вела в тиши покинутой ею столицы - Медины и кое-где в других местах Халифата теоретическую работу над правоверным истолкованием Корана и над созданием правоверной сунны , то есть над определением истинно мусульманских традиций, согласно которым должна была бы перестроиться нечестивая жизнь современного им омейядского X. Эти традиции, которые, в числе прочего, проповедовали уничтожение племенного принципа и уравнительное объединение всех мусульман в лоне Мухаммадовой религии, пришлись новообращённым инородцам, очевидно, по сердцу более, чем высокомерное неисламское отношение правящих арабских сфер, и потому мединская богословская школа, забитая, игнорируемая чистыми арабами и правительством, нашла себе в новых мусульманах-неарабах деятельную поддержку.

Оказывались, пожалуй, известные невыгоды для чистоты ислама от этих новых, верующих его последователей: отчасти бессознательно, отчасти даже сознательно в него начали вкрадываться идеи или тенденции, Мухаммаду чуждые или неизвестные. Вероятно, влиянием христиан (А. Мюллер, «Ист. исл.», II, 81) объясняется появление (в конце VII в.) секты мурджиитов , с её учением о безмерном милосердном долготерпении Господа, и секты кадаритов , которая учением о свободной воле человека подготовила торжество мутазилитов ; вероятно, и мистическое монашество (под именем суфизма) позаимствовано было мусульманами на первых порах у сирийских христиан (А. ф. Кремер «Gesch. d. herrsch. Ideen», 57); в нижн. Месопотамии новообращённые из христиан мусульмане пополнили собой ряды республиканско-демократической секты хариджитов , одинаково противной как неверующему омейядскому правительству, так и мединским правоверам.

Ещё более обоюдоострым пособием оказалось в деле развития ислама участие персов, позже наступившее, но более активное. Значительная их часть, не будучи в состоянии отделаться от векового старинно-персидского воззрения, что «царственная благодать» (фаррахи каяник) передаётся лишь путём наследственности , примкнула к секте шиитов (см.), стоявшей за династией Али (мужа Фатимы, дочери пророка); к тому же стоять за прямых наследников пророка значило для инородцев составлять сугубо-законную оппозицию против омейядского правительства, с его неприятным арабским национализмом. Эта теоретическая оппозиция приобрела очень реальный смысл тогда, когда Умар II (717-720), единственный из Омейядов преданный исламу, вздумал проводить в жизнь благоприятные для мусульман-неарабов принципы Корана и, таким образом, внёс в омейядскую систему правления дезорганизацию.

Через 30 лет после него, хорасанские персы-шииты свергли династию Омейядов (остатки которой убежали в Испанию; см. соотв. статью). Правда, вследствие хитрости Аббасидов престол X. достался (750) не Алидам, а Аббасидам, тоже родственникам пророка (Аббас - его дядя; см. соотв. статью), но, во всяком случае, ожидания персов оправдались: при Аббасидах они получили перевес в государстве и вдохнули в него новую жизнь. Даже столица X. перенесена была на границы Ирана: сперва - в Анбар , а со времён Аль-Мансура - ещё ближе, в Багдад , почти в те же места, где была столица Сасанидов ; и наследственными советниками халифов сделались на полстолетия члены визирской семьи Бармакидов , происходившей от персидских жрецов.

Аббасидский халифат (750-945, 1124-1258)

Первые Аббасиды

Но зато в мусульманский, аббасидский период в обширном объединённом и упорядоченном государстве при заботливо обставленных путях сообщения усилился спрос на предметы иранского производства, увеличилось количество потребителей. Мирные отношения с соседями позволили развить замечательную заграничную меновую торговлю: с Китаем и металлы , работы мозаичные, изделия фаянсовые и стекольные; реже изделия чисто практические - материи бумажные, суконные и из верблюжьей шерсти.

Благосостояние земледельческого класса (из соображений, впрочем, податных, а не демократических) было поднято восстановлением оросительных каналов и плотин, которые при последних Сасанидах были запущены. Но даже по сознанию самих арабских писателей, халифам не удалось довести народную податеспособность до такой высоты, какая была достигнута податной системой Хосрова I Ануширвана , хотя халифы и приказывали нарочно с этой целью переводить сасанидские кадастральные книги на арабский язык.

Персидский дух овладевает и арабской поэзией, которая теперь вместо бедуинских песен даёт утончённые произведения басрийца Багдад . Ту же задачу исполняют люди более близкого арабам языка, бывшие персидские подданные христиане-арамейцы Джондишапура, Харрана и др.

Причём о переводе на арабский язык греческих произведений медицинских, а заодно уж - математических и философских заботится ещё Мансур (Масуди: «Золотые луга»). Харун отдаёт рукописи, привезённые из малоазиатских походов, для перевода джондишапурскому врачу Иоанну ибн Масавейху (который занимался даже вивисекцией и был затем лейб-медиком у Мамуна и двух его преемников), а Мамун устроил, уже специально для отвлечённых философских целей, особую переводческую коллегию в Багдаде и привлекал к себе философов (Кинди). Под влиянием греко-сиро-персидской философии