Гдз по истории национальная политика александра 2. Национальная политика Александра II

Реформы в области образования.

Университетская реформа 1863 г. Университетам вернули автономию. Вводится выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. Полиция не имела права входить на территорию университета.

Были основаны новые университеты – «Новороссийский » в Одессе (1862–1865 гг.) и Томский (1888 г.). В Мо­скве в 1861 г. открылась Петровская земледельческая академия , а в Петербурге в 1891 г. – Электротехнический ин­ститут . Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открылись 7 высших жен­ских курсов. В Петер­бурге в 1878 г. основаны Бесту­жевские курсы профессора К. Н. Бестужева-Рю­мина ; в Москве в 1872 г. – курсы профессора В. И. Герье . Образование на женских курсах не уступало университетскому, но диплома о высшем образовании курсистки не получали. В 1897 г. в Петербурге открылся Женский медицинский институт.

Школьная реформа 1864 г. Автор реформы: министр просвещения А.В. Головнин . В 1862 г. открылись жен­ские гимназии. Было разрешено откры­вать частные школы. В 1864 г. утверждены Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий .

Начальное образо­вание осуществляли школы трёх типов: государственные, церковно-при­ходские и земские. Срок обучения: 1–3 года. Преемственности между начальными школами и гимназиями не было.

Среднее образование : 4-классные прогимназии и 7-классные гимназии. Гимназии делились на классические с гуманитар­ным уклоном (преподава­нием «классических» языков – латинского и греческого), и реальные с углублённым изучением естественных наук. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища .

Численность учебных заведений возросла с 8 тыс. в середине XIX века до 79 тыс. к концу века, а число учащихся, соответст­вено, с 23 тыс. до 3,8 млн. Грамотность выросла с 1–2 % до 22 %. Интелли­генция шла в земские школы в надежде помочь народу. Большое значение имела деятель­ность талантливого педагога К. Д. Ушинского .

Национальный вопрос в Российской империи стоял довольно остро.

Польское восстание 1863–1864 гг. В 1863 г. подпольный Центральный на­циональный комитет во главе с Я. Домбровским, 3. Сераковским и др. начал восстание в Польше и Литве под лозунгом возвращения независимости Речи Посполитой в границах 1772 г. Повстанцы уничтожали русские гарнизоны. Поляков были готовы поддержать Англия и Франция, но 164-тысячное русское войско жёстко подавило восстание. Погибло 4,5 тыс. русских солдат, 30 тыс. повстанцев, 1 тыс. поляков была казнена, 12.721 отправлены на каторгу и ссылку.

Царское правительство усилило политику русификации Польши: насаждался русский язык; важные посты занимали только русские чиновники. В 1874 г. Царство Польское переименовали в Привислинский край (самодержавие избегало напоминания о польской государственности). Политика русификации усилила русофобию, ненависть поляков к России. Поляки подчёркивали своё цивилизационное и культурное превосходство: «Прочь в Азию, потомки Чингисхана!» – эти слова из польской песни 1863–1864 гг. передают стереотип польского сознания в отношении русских. С другой стороны, восстание вызвало в России полонофобию .


Поляки принимали активное участие в российском антиправительственном революционном движении. В 1881 г. член «Народной воли» выходец из бывшей Речи Посполитой Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II. Это вызвало в России стихийные погромы поляков как виновников убийства царя.

Россия и Финляндия. В 1863 г. Великому княжеству Финляндскому были дарованы законодательное учреждение – Сейм (парламент) и конституционная монархия. Жители получили широкие гражданские и политические права, о которых в России можно было только мечтать.

Государственныйо антисемитизм . По отношению к евреям (иудеям) самодержавие проводило политику государственного антисемитизма. В 1791–1917 гг. существовала «черта оседлости » – граница территории, за пределами которой запрещалось жительство евреям.

В XIX в. в Восточной Сибири были созданы «инородные управы » для управления «инородцами » – коренными народами Сибири.

Личность Александра II выделяется на фоне других императоров России XIX века. Он унаследовал трон сразу после поражения империи в Крымской войне. Сын консерватора Николая I провел в стране серию либеральных реформ. За отмену крепостного права Александра II назвали императором-освободителем. Судебная, земская, городская и другие реформы 1860-1870 гг. дали толчок развитию страны.

Во внешней политике императору и его сподвижникам пришлось столкнуться с серией вызовов. Главной задачей стала ликвидация последствий проигранной Крымской войны и преодоление международной изоляции империи. В 1863-1864 гг. шло восстание в Царстве Польском. В правление Александра II прошла победоносная война против Турции, и были освобождены народы Балкан.

Логичным завершением внешне- и внутриполитических начинаний Александра II была попытка конституционной реформы Российской империи. Трагическая гибель императора прервала либеральный курс. Император Александр III вернулся к консервативной политике и свернул конституционные начинания отца и его соратников.

Польское восстание 1863 г.

Конференция в Лондоне 1871г. – подписана конвенция, которая отменяла статьи о нейтрализации Черного моря. Россия получила право иметь военный флот на Черном море, укреплять южную границу. Началось возрождение Севастополя как главной военно-морской базы (отмена статей Парижского мирного договора)

«Союз трех императоров» (Россия, Германия, Австро-Венгрия) 1872г. – соглашение династических монархов, которые объединились для борьбы с республиканскими и революционно-социалистическими идеями. Подчеркивалась изоляция Парижа, который недавно доминировал в европейских делах.

Русско-турецкая война 1877-1878гг. Ход войны

Июнь 1877г.

Русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию. Отряд генерала И.В.Гурко перешел Балканы и занял Шипкинский перевал. Окончились неудачей попытки русской армии овладеть сильной турецкой крепостью Плевна.

Август-декабрь 1877г.

Русские войска и болгарские ополченцы в ожесточенных и кровопролитных боях отстояли свои позиции на Шипкинском перевале.

Август 1877г.

Началась планомерная осада Плевны, которая привела к капитуляции турецкого гарнизона (28 ноября 1877г.)

И.В.Гурко разгромил 42-тысячную турецкую группировку и занял Софию.

В сражении под Шейново войска под командованием генералов Ф.Ф.Радецкого и М.Д.Скобелева нанесли поражение тридцатитысячной турецкой армии.

Начало января 1878г.

Пали города Филиппополь (Пловдив) и Адрианополь

  • Сербия, Черногория и Румыния получали независимость
  • провозглашалась автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины
  • автономная Болгария получала христианское правительство и князя, который утверждался Портою с согласия европейских держав
  • России возвращалась Южная Бессарабия, и отходили крепости на Кавказе – Карс, Ардаган, Баязет и Батум.
  • Турция обязывалась уплатить значительную контрибуцию.

Берлинский конгресс 1878г. – Англия и Австро-Венгрия под предлогом защиты Турции отказались принять условия Сан-Стефанского мира и добились их пересмотра:

  • территория автономного Болгарского княжества сокращалась втрое
  • Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия – остров Кипр
  • уменьшался размер контрибуции

Внутренний кризис на рубеже 1870-1880-х гг. М.Т.Лорис-Меликов и его программа:

Появление программы (которая получила название «Конституция Лорис-Меликова») относится к началу 1881г. Оно было обусловлено:

  • политическим кризисом на рубеже 70-80-х гг.
  • активизацией общественно-политического движения, в том числе земско-либерального
  • деятельностью народнической организации «Народная воля», развернувшей тактику террора

Для преодоления «крамолы» необходимо и полезно призвать общество к разработке нужных мероприятий, то есть сотрудничество власти и общества

  • создать временные подготовительные комиссии для подготовки законопроектов
  • создать выборный орган при царе из представителей земств и городов («Общая комиссия»)
  • как подготовительные, так и общая комиссии должны были иметь законосовещательный характер деятельности

Проект Лорис-Меликова – это был первый шаг к построению конституционной системы в России, начало подготовки к созданию парламента. Проект был одобрен Александром II, однако в тот же день – 1 марта 1881г. – император был убит. Проект был отклонен Александром III, вследствие чего М.Т.Лорис-Меликов вынужден был уйти в отставку.

Реформы в области образования.

Университетская реформа 1863 ᴦ. Университетам вернули автономию. Вводится выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. Полиция не имела права входить на территорию университета.

Были основаны новые университеты – ʼʼНовороссийский ʼʼ в Одессе (1862–1865 гᴦ.) и Томский (1888 ᴦ.). В Мо­скве в 1861 ᴦ. открылась Петровская земледельческая академия , а в Петербурге в 1891 ᴦ. – Электротехнический ин­ститут . Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открылись 7 высших жен­ских курсов. В Петер­бурге в 1878 ᴦ. основаны Бесту­жевские курсы профессора К. Н. Бестужева-Рю­мина ; в Москве в 1872 ᴦ. – курсы профессора В. И. Герье . Образование на женских курсах не уступало университетскому, но диплома о высшем образовании курсистки не получали. В 1897 ᴦ. в Петербурге открылся Женский медицинский институт.

Школьная реформа 1864 ᴦ. Автор реформы: министр просвещения А.В. Головнин . В 1862 ᴦ. открылись жен­ские гимназии. Было разрешено откры­вать частные школы. В 1864 ᴦ. утверждены Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий .

Начальное образо­вание осуществляли школы трёх типов: государственные, церковно-при­ходские и земские. Срок обучения: 1–3 года. Преемственности между начальными школами и гимназиями не было.

Среднее образование : 4-классные прогимназии и 7-классные гимназии. Гимназии делились на классические с гуманитар­ным уклоном (преподава­нием ʼʼклассическихʼʼ языков – латинского и греческого), и реальные с углублённым изучением естественных наук. В 1871 ᴦ. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища .

Численность учебных заведений возросла с 8 тыс. в серединœе XIX века до 79 тыс. к концу века, а число учащихся, соответст­вено, с 23 тыс. до 3,8 млн. Грамотность выросла с 1–2 % до 22 %. Интелли­генция шла в земские школы в надежде помочь народу. Большое значение имела деятель­ность талантливого педагога К. Д. Ушинского .

Национальный вопрос в Российской империи стоял довольно остро.

Польское восстание 1863–1864 гᴦ. В 1863 ᴦ. подпольный Центральный на­циональный комитет во главе с Я. Домбровским, 3. Сераковским и др.
Размещено на реф.рф
начал восстание в Польше и Литве под лозунгом возвращения независимости Речи Посполитой в границах 1772 ᴦ. Повстанцы уничтожали русские гарнизоны. Поляков были готовы поддержать Англия и Франция, но 164-тысячное русское войско жёстко подавило восстание. Погибло 4,5 тыс. русских солдат, 30 тыс. повстанцев, 1 тыс. поляков была казнена, 12.721 отправлены на каторгу и ссылку.

Царское правительство усилило политику русификации Польши: насаждался русский язык; важные посты занимали только русские чиновники. В 1874 ᴦ. Царство Польское переименовали в Привислинский край (самодержавие избегало напоминания о польской государственности). Политика русификации усилила русофобию, ненависть поляков к России. Поляки подчёркивали своё цивилизационное и культурное превосходство: ʼʼПрочь в Азию, потомки Чингисхана!ʼʼ – эти слова из польской песни 1863–1864 гᴦ. передают стереотип польского сознания в отношении русских. С другой стороны, восстание вызвало в России полонофобию .

Поляки принимали активное участие в российском антиправительственном революционном движении. В 1881 ᴦ. член ʼʼНародной волиʼʼ выходец из бывшей Речи Посполитой Игнатий Гринœевицкий смертельно ранил Александра II. Это вызвало в России стихийные погромы поляков как виновников убийства царя.

Россия и Финляндия. В 1863 ᴦ. Великому княжеству Финляндскому были дарованы законодательное учреждение – Сейм (парламент) и конституционная монархия. Жители получили широкие гражданские и политические права, о которых в России можно было только мечтать.

Государственныйо антисемитизм . По отношению к евреям (иудеям) самодержавие проводило политику государственного антисемитизма. В 1791–1917 гᴦ. существовала ʼʼчерта осœедлости ʼʼ – граница территории, за пределами которой запрещалось жительство евреям.

В XIX в. в Восточной Сибири были созданы ʼʼинородные управы ʼʼ для управления ʼʼинородцами ʼʼ – коренными народами Сибири.

Национальная политика Александра II. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Национальная политика Александра II." 2017, 2018.

  • - III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. "____"... .


  • - III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,... .


  • - II. Холодильник емкость «А».

    1. 2. ; СА – теплоемкость [воды + металла] первой части холодильника 3. Линеаризация. переводится в Уравнение динамики емкости «А». Уравнение к конечном виде: в относительном виде. II. Уравнение объекта управления, управление которым производится еще и... .


  • - II. Селективность (избирательность) действия.

    Селективным называется такое действие защиты, при котором отключается только повреждённый элемент или участок. Селективность обеспечивается как различными уставками аппаратов защиты, так и применением специальных схем. Пример обеспечения селективности с... .


  • - Эллинистический период (III –I вв. до Р.Х.).

    В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие... .


  • - Французская романская скульптура. XI-XII вв.

    В XI в. во Франции обозначились первые признаки возрождения монументальной скульптуры. На юге страны, где было много античных памятников и традиции ваяния не были утрачены полностью, она возникла раньше. Техническая вооруженность мастеров в начале эпохи была... .


  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - Принята на Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II), Стамбул, Турция, 3-14 июня 1996 года

    СТАМБУЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ. 1. Мы, главы государств и правительств и официальные делегации стран, собравшиеся на Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II) в Стамбуле, Турция, с 3 по 14 июня 1996 года,... .


  • - Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590

    Фантастические головы очень ценились современниками, у итальянского мастера было много подражателей, но никому из них не удалось сравниться в живости и изобретательности с арчимбольдовскими портретными композициями. Джузеппе Арчимбольдо Хиллиард,... .


  • Вопрос 1. Каковы были основная цель и направления внешней политики России в царствование Александра II?

    Ответ. Главными целями были преодоление международной изоляции после Крымской войны и внешнеполитическое спокойствие для проведения внутриполитический реформ, для чего необходим был мир. Основные направления:

    1) взаимоотношения с европейскими державами;

    2) взаимоотношения с Османской империей;

    3) присоединение Средней Азии к России;

    4) дальневосточная политика.

    Вопрос 2. Дайте характеристику европейской политики России. Каковы были главные достижения России на этом направлении?

    Ответ. Глава внешнеполитического ведомства России Александр Михайлович Горчаков (кстати, однокашник А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею) использовал противоречия между европейскими державами, каковых тогда было множество, для усиления позиций России на международной арене. Со временем также оказалось, что у России с некоторыми европейскими государствами также есть общие интересы. В результате было достигнуто следующее:

    1) удалось преодолеть международную изоляцию России;

    2) было согласовано совместное подавление польского восстания 1863-1864 годов;

    3) улучшились отношения с Францией, а после их нового ухудшения – с Австрией;

    4) удалось воссоздать Черноморский военный флот без противодействия Европы;

    5) после объединения Германии удалось наладить дальнейшее сближение России и с Австрией, и с Германией.

    Вопрос 3. Расскажите о политике России в Средней Азии. Можно ли считать, что Россия проводила в этом районе колониальную политику?

    Ответ. Большая часть Средней Азии была завоевана, лишь некоторые народы (например, казахи), перешли под власть России добровольно. Завоевания проводились обычно малыми силами, большое значение в которых играли казаки. Россия захватила государства, которые находились на значительно более низкой ступени развития, при этом стала контролировать обширные новые земли. Это вполне можно назвать колониальным захватом.

    Вопрос 4. Как развивались взаимоотношения России с Китаем и Японией?

    Ответ. Россия подписала с этими государствами несколько договоров, которые окончательно определяли границы между ними. В то время и Китай, и Япония пытались идти по пути модернизации, правда с разными результатами. При этом сильнейшие страны мира, включая Россию, считали их отсталыми и готовили колониальные захваты на их территории.

    Вопрос 5. В чем состояли особенности присоединения дальневосточных территорий?

    Ответ. Эти земли были присоединены мирным путём, через подписание договоров с Китаем и Японией. Обоснованием для присоединения к России некоторых из них, например, Приамурья, были уже проникшие туда русские переселенцы. Некоторые территории в течении некоторого времени являлись совместным владением двух государств.

    Польский вопрос

    Замечание 1

    Взойдя на престол в $1855$ г., Александр II амнистировал участников Польского восстания $1830$ г. Однако это не решало проблем, связанных с этим регионом. После наполеоновских войн часть земель герцогства Варшавского вошла в Россию как Царство Польское. Александр I пожаловал Царству Польскому либеральную конституцию, но вскоре сам же избрал реакционную модель поведения. В $1830$ г. разразилось Польское восстание, после подавления которого польская конституция была отменена. Усиление режима в Польше утвердило мнение о Николае I как о диктаторе.

    Несмотря на усилия государства, национально-освободительные течения в Польше не исчезли. Несмотря на глубокое различие между течениями, все тайные организации объединяло то, что они желали восстановления Польши в границах $1772$ г.

    В $1864$ г. произошло очередное восстание, т.к. ранее в армию были призваны революционно настроенные молодые люди. После этого восстания Польское Царство стало Привисленским краем без какой-либо автономии. Так, делопроизводство, законы и образование ввели в $1865$ г. на русском языке, а аграрная реформа лишила шляхту большинства земель и крестьян.

    Кавказ

    Что касается освоения Кавказа, Александру II досталась от Николая I т.н. Кавказская война , тянувшаяся долгие годы. Этот конфликт был обусловлен постепенным вхождением в состав России территорий Кавказа. Большинство горных народов исповедовало ислам, часть из них вошла в состав России, а часть ожесточенно сопротивлялась и вошла в имамат Чечни и Дагестана под руководством Шамиля . Это военно-теократическое образование было ликвидировано в $1859$ г. главнокомандующим князем Барятинским А.И. после того, как Шамиль сдался в плен. До $1864-1865$ гг. проблему составляло сопротивление народов Западного Кавказа. Однако благодаря действиям Евдокимова Н.И. Западный Кавказ был присоединен, Кавказская война завершилась.

    Национальная политика на Кавказе являлась сложным вопросом, т.к. там проживало большое количество разных народов. Барятинский А.И. настаивал на вытеснении горцев, для этого нужно было заселять Кавказ терскими казаками и вообще русскими переселенцами. В результате еще в ходе войны многие бежали в Османскую империю, а черкесов переселяли насильственным путем, и всего выселили до $100$ тыс. человек.

    Существовало и другое мнение относительно данного вопроса. Милютин Д.А. , военный министр, призывал к проявлению гибкости. Позиция Александра II была именно такой. Традиции и религия горных народов оставались неприкосновенными. Исламское духовенство также получало от государства поддержку. Кроме того, на Кавказе законно действовал суд, вершивший правосудие в рамках традиций.

    Еврейский вопрос

    Замечание 2

    В первой половине $XIX$ в. в Российской империи преобладали антисемитские настроения. Евреи, как и другие представители податного сословия, не имели полной свободы перемещения, а проживали в т.н. черте еврейской оседлости, в которую входили:

    • Белоруссия,
    • Литва,
    • Украина,
    • польские земли,
    • Бессарабия.

    При Николае I политика в отношении евреев ужесточилась. Для еврейских торговцев были завышены налоговые сборы. Окончательно закрепилась черта оседлости, за которой евреи не имели права проживать. Хотя еврейский народ не нес в себе никакой угрозы для самодержавия, его самобытность входила в противоречие с православием.

    При Александре II евреи сравнялись в правах с русским населением. Вначале появились льготы на проживание за чертой оседлости для купцов I гильдии, некоторых ремесленников и ученых. Евреи вновь могли торговать алкоголем, владеть землей и т.д. Такая политика привела к большей ассимиляции, чем насильственные попытки включения в российский быт, принятые ранее.

    Однако национальная политика Александра II была мягкой не всегда. Либеральные реформы привели к подъему национальных движений в белорусской и украинской среде. Правительство считало эти регионы исконно русскими, поэтому не соглашалось на признание белорусского и украинского народов, их культур и языков.