География брянской области. Тема I

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 97 Дзержинского района г.Волгограда» Программа внеурочной деятельности «
География родного края
» Автор-составитель: Подкуйко Г. Ф. учитель географии МОУ СШ № 97 г. Волгограда г. Волгоград. 2016

Программа курса «География родного края»
8 класс, 17 часов Пояснительная записка Программа «География России» предусматривает рассмотрение вопросов географии Волгоградской области в размере 12 – 13 часов после изучения: в 8 классе в рамках курса «Природа России» и в 9 классе – «Население и хозяйство России». Этого недостаточно для более подробного знакомства с особенностями природы Волгоградской области, условиями жизни и хозяйственной деятельностью людей, экономическими, социальными и экологическими проблемами, путями их решения. Также недостаточно времени для комплексного знакомства с родным городом. .Поэтому есть необходимость в создании отдельной программы по изучению «Географии Волгоградской области». В основе лежит комплексный подход. Данная программа предусматривает изучение географии Волгограда, а также Волгоградской области. Формирование представления учащихся о территориальном разнообразии мира (природном, хозяйственном, социальном, этническом, религиозном и иных уровнях) на локальном уровне (свой город, своя область) позволит сделать обучение географии родного города, области более значимым для личности учащихся, расширить краеведческие знания о нем.
Основные цели курса:
- Расширить историко – географические представления школьников о Волгограде, Волгоградской области; - Способствовать развитию интереса к изучению родного края.
Задачи курса:

Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по комплексному изучению родного края; - применение учащимися уже сформированных у них умений и навыков с целью получения новых знаний по географии своего края; - создание объективной основы патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир. Требования к знаниям и умениям учащихся:
1.

Показывать:
- волгоградскую область и город Волгоград на карте, - реки, озера, водохранилища, канал, - природные зоны края, - охраняемые территории, - крупные населенные пункты, - основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы Волгоградской области,
2.

Называть:
- основные формы рельефа Волгоградской области - факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны, тип климата, - год основания города, основные этапы его развития, -численность населения Волгограда и Волгоградской области, - основные отрасли хозяйства Волгограда и Волгоградской области, - крупнейшие предприятия Волгограда и волгоградской области, - достопримечательности Волгограда.
3.

Определять:


4.

Описывать

5.

Объяснять:

6.

Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием различных факторов.
Содержание курса

№ Название темы Количество часов 1. Введение 1 1. Природные особенности 8 2. Социально – экономическая характеристика Волгограда и Волгоградской области 8
Календарно -тематическое планирование «География в вопросах и ответах»
№ Название темы и разделов Кол- ко часо в Цели Форма учебной деятельности По плану фактич ески 1. Введение Географическое положение (ГП) Волгограда и Волгоградской области на карте: координаты, положение по отношению к природным объектам (рельефу, гидрологической сети) путям сообщения. 1 Познакомить об –ся с положением области на карте мира и карте России. Уметь определять координаты города. Лекция учителя ПР.№1: работа с контурной картой и атласом (оценка физико- и экономико- географического положения)
РАЗДЕЛ 1
. Природные особенности (10 часов) 2. Геологические и палеонтологические события, происходившие на месте нашего города миллионы лет назад. 1 Знать историю формирования рельефа Волгоградской Лекция учителя. Просмотр фильма «Куда ушло море».
области. 3. Геологическое строение территории города и его окрестностей. Рельеф территории Волгограда и Волгоградской области. Характерные изменения рельефа в результате градостроительства. 1 Знать основные формы рельефа области. Лекция учителя. Работа с картой. 4. Недра, полезные ископаемые и природные ресурсы Волгоградской области. 1 Знать полезные ископаемые области и места их залегания. Урок – диспут. «Чем богата и бедна Волгоградская область». 5. Факторы, формирующие климат. Климат Волгоградской области. Средние месячные величины температуры воздуха, кол –во осадков. Климатическая характеристика сезонов года. 1 Знать факторы влияющие на формирование климата области. Уметь характеризовать климатические области. Беседа. Составление климатических диаграмм.
6. Волга – главная водная артерия, ее правые и левые притоки, характер течения, гидрологический режим, качество воды. Донской бассейн.Озера, пруды, родники. Значение Волго – Донского канала. 1 Знать основные реки и озера области. Уметь показывать их по карте. Давать характеристику рек по плану. Выявлять источники загрязнения рек. Урок – диспут. «Загрязнение вод». Творческая работа: выявление источников загрязнения, влияние на здоровье человека; проекты решения проблем охраны водных ресурсов. 7. Положение Волгограда и Волгоградской области в зоне степей, полупустынь. Типичные ландшафты. Ресурсы Волгоградской области. 1 Знать природные зоны области. Уметь по плану давать характеристику природных зон. Творческая работа: научно – художественное описание природных зон. Отражение природы в народном творчестве, народных промыслах. 8. Охраняемые территории Волгоградской области. Памятники природы. Красная книга. Правила поведения в природной среде. 1 Знать особо охраняемые территории Волгоградской области. Лекция учителя. Просмотр фильма «Природные парки Волгоградской области». 9. Почвы и почвенные ресурсы Волгоградской области. Типы почв. Охрана почв. 1 Знать основные типы почв области. Уметь показывать их по карте Лекция учителя. Работа с картой.
РАЗДЕЛ 2.
Социально – экономическая характеристика города Волгограда и
Волгоградской области. 10. История заселения и освоения территории Волгограда и Волгоградской области. Историко –культурная справка. 1 Знать историю заселения и освоения территории Волгоградской области. Объяснять различия в заселении области Лекция учителя. Презентации учащихся. 11. ГП Волгограда. Герб города. Этапы развития города. Положение Волгограда на административной картах области и страны. Расстояния. Положение в часовых поясах. 1 Знать историю герба, города. Уметь положение города на картах мира и России. Лекция учителя. Доклады учащихся. 12. Национальный состав населения. Волгограда и Волгоградской области. Религии, исповедуемые населением Волгоградской области. 1 Знать особенности национального состава населения города и области. Диалог с учениками. Творческая работа: 13. История формирования городов Волгоградской области 1 Знать историю формирования городов области. Рефераты обучающихся. Посещение краеведческого музея. 14. Казачество. Традиции, быт, культура Донского казачества. 1 Знать историю казачества. Их традиции, быт. Лекция учителя, сообщения учащихся. 15. Народное хозяйство. Общая характеристика и особенности развития народохозяйственного комплекса Волгоградской области.Экономико – географическая характеристика отраслей 1 Знать особенности хозяйства области. Прогнозировать развитие экономики области. Лекция учителя. Экскурсия на предприятия города.
специализации: история формирования. Перспективы развития. 16. Сельское хозяйство Волгоградской области. Ведущие отрасли. Значение зернового хозяйства в экономике области. Развитие основных отраслей животноводства. Проблемы в сельском хозяйстве. 1 Знать основные отрасли с/х области, проблемы отрасли Диалог с учащимися 17. Экологическое состояние природной среды Волгограда и Волгоградской области. Влияние экологического состояния окружающей среды на здоровье населения. 1 Знать влияние экологического состояния окружающей среды на человека, антропогенные изменения природы. Урок - диспут Требования к знаниям и умениям учащихся:
7.

Показывать:
- Волгоградскую область и город Волгоград на карте, - Основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы Волгоградской области,
8.

Называть:
- основные формы рельефа Волгоградской области - факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны, тип климата, - год основания города, основные этапы его развития,
-численность населения Волгограда и Волгоградской области, - основные отрасли хозяйства Волгограда и Волгоградской области, - крупнейшие предприятия Волгограда и волгоградской области, - достопримечательности Волгограда.
9.

Определять:
- -координаты города Волгограда, поясное время, - основные климатические показатели,
10.Описывать
-географические явления, объекты, - природные условия жизни, быта, хозяйственной деятельности людей, - антропогенные изменения природы, - основные этапы становления города Волгограда, периоды формирования хозяйства Волгоградской области, - социально – экономические особенности города Волгограда.
11.Объяснять:
- природные особенности географических объектов и явлений, - опасные природные явления и правила поведения, - различия в освоении территории Волгоградской области - современные социально – экономические и экологические проблемы Волгограда и Волгоградской области.
12.Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием различных факторов

Литература
1. Энциклопедия Волгоградской области / Гл. редактор О.В. Иншаков и др.; Волгоградский государственный педагогический университет. – Волгоград: «Издатель», 2007. - 550 с. (соавторы: В.А. Брылёв, Дьяченко Н.П., Клюшникова Н.М., Козина О.В.Трофимова И.С., Н.В., Славгородская Е.Н. и др.). 2. Энциклопедия Волгоградской области / под ред. О.В. Иншакова. 2-е изд., доп. – Волгоград: Издатель, 2009. (соавторы: Брылев В.А., Дьяченко Н.П., Клюшникова Н.П., Козина О.В., Корхова Ю.А., Мелихова Е.В., Пряхин С.И., Трофимова И.С., Славгородская Е.Н. и др.). 3. Во имя российской науки. Очерки по истории географических исследований Волгоградской области. Часть 1 (с древнейших времен до конца XVIII века) / С.Н. Моников. – М.: Планета, 2011. 4. Волгоградская область: природные условия, ресурсы, хозяйство, население, геоэкологическое состояние: кол. монография / В.А.Брылёв, С.И.Пряхин, Н.П.Дьяченко и др. - Волгоград: Изд-во "Перемена" 2. Географический атлас-справочник Волгоградской области: учебное пособие / авторский коллектив: В.А.Брылёв, С.И.Пряхин, Н.М.Клюшникова, Т.Н.Буруль, Н.П.Дьяченко, С.Н.Моников, Н.А.Лобанов, А.Ф.Ширшов. - М.: Планета, 2012 3. Природные комплексы и биоразнообразия долины Нижней Волги: учебное пособие / пд ред. Г. Ю. Клинковой. В. А. Селищевой. - М. : Планета, 2011. (соавторы: В.А. Брылёв, Т.Н. Буруль, Н.П. Дьяченко, С.Н. Моников и др.). 4. Географический атлас-справочник Волгоградской области. 2-е изд., перераб. и исправл. / Под ред. В.А.Брылёва. - Москва: Планета, 2012. - . (соавторы: С.И.Пряхин, Н.М.Клюшникова, Т.Н. Буруль, Н.П.Дьяченко, С.Н.Моников, Н.А.Лобанова, А.Ф. Ширшов). 5. Интернет - ресурсы

Тема занятий

Теорети-ческих

Введение. Основы краеведения.

Моя «малая родина»

География родного края

Топонимы родного края

Природа родного края

История родного края

Исторические и мемориальные памятники

Мои земляки

Архитектурные памятники

Маршруты родного края

Введение. Основы краеведения.

Тема I. Моя "малая родина."

Начальное представление о понятии "малая родина" (республика, область, город, район, село, деревня). Культурная ценность чувства

"малая подина". Определение границ "малой родины" для конкретного класса.

Практическая работа. Блиц-опрос на тему "что ты знаешь о своей

"малой родине". Викторина "Вот моя деревня".

Тема 2. География родного края.

Общая характеристика расположения "малой родины". Реки, водоемы, наличие лесов, ландшафт. Природные богатства края. Климат "малой родины" и его особенности. Проблема экологии родного края. Друзья и враги моей "малой родины". Практическая работа.

    Экскурсия на берег реки Реж, знакомство с природным ландшафтом.

    Экскурсия в музей в отдел "Природные богатства Урала и села".

    Экскурсия в Никоновский песчаный карьер, знакомство с промыш­ленной добычей леса.

Тема 3. Топонимы родного края

Выявление наиболее характерных названий речек, родников, населенных пунктов, улиц, определенных территорий. Практическая работа. Составление топонимической карты "малой ро­дины". Наименование населенных пунктов, водных артерий (Самой лов­ка, Нела, Ошкарка). Наименование территория (Паленина, Васин ка­мень, Ляга, Одина, Белый камень, Пузыриха, Кабаниха, Карасиха, Винный лог и т.д.). Наименование улиц, наличие и переименование

их, причина и смысл. Экскурсия по улицам села. Экскурсия в насе­ленные пункты (Таборы, Исаково, Ермаки, Никоново).

Тема 4. Природа родного края.

Растительный и животный мир "малой родины", его особенности. Наличие реликтовых растений и животных. Сосуществование человека в природе.

Практическая работа. Экскурсия "Природа - наш общий дом" (экология леса). Экскурсия в музей с.В.Синячиха в отдел природы. Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Охота и рыболовство". Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Лесные богатства и человек".

Тема 5. История родного края (все занятия проходят на базе музея).

Первые поселения на уральской земле в 16-17 вв. Иван Коп­те лов - основатель д.Коптеловской. История села. Упоминания род­ного края в исторических источниках. Славные страницы истории родного края 16-20 вв.

Первые поселенцы населенных пунктов Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново. Из истории хозяйственной деятельности крестьян (обра­ботка земли, сельскохозяйственные орудия и агрегаты). Технология обработки льна, ткачество. Народные ремесла и промыслы, бортни­чество, технология изготовления валенок, шорное и кузнечное про­изводство.

Первая сельская школа, первый медпункт в XIX в. XX век. Революционные события в селе. Гражданская война, отряд Красных Орлов.

Из истории коллективного ведения хозяйства. Коммуны, тозы, колхозы, кооперативы, фермерские хозяйства. Репрессии. Торговля, цены, товары. Великая Отечественная война I94I-I945 гг. Село фронту. Солдаты-

Победы. Практическая работа.

    Экскурсия в одну из деревень (Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново)

    Экскурсия к одному из памятников времен Гражданской войны

    Фольклорный праздник "Масленица"

    Память-опрос, викторина "А что ты знаешь в войне?"

Донецкий край - наша Родина, родная земля. Здесь жили наши предки. Они защищали ее от врагов, чтобы передать нам. Здесь мы родились и сделали свои первые шаги. Эта земля кормит нас и согревает. Сюда мы возвращаемся из путешествий по другим странам и областям. Донецкий край... Для кого-то это родной дом, теплый майский ветерок, буйные травы степи и беззаботное детство. Для кого-то - лучи яркого солнца, режущего глаза после мрака забоя угольной шахты, а для кого-то -городской пейзаж с терриконами и заводскими трубами. Есть в нашем крае и множество живописных мест, где можно отдохнуть от городской суеты, побыть наедине с природой. Нам выпало счастье жить на этой земле, любоваться ее красотой, пользоваться ее дарами. И в наших силах сделать ее еще прекраснее, сохранить ее для своих детей и внуков. Чтобы стать настоящим хозяином родной земли, нужно научиться понимать ее, узнать законы, обеспечивающие ее гармонию, и никогда не нарушать их. И поможет нам в этом наука о родной земле - география родного края, или краеведение.
Курс географии родного края состоит из таких разделов: «Донецкая область и ее географические исследователи», «Общая характеристика природных условий и природных ресурсов», «Физико-географическое районирование», «Взаимодействие человека и природы». Эти разделы расскажут о прошлом и настоящем края, его географическом положении в природных условиях, ресурсах и влиянии человека на них.

Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения.
Изучая географию родного края, вы узнаете о размерах и географическом положении нашей области, о природе и ее огромной ценности для человека. Родина - это такое место на Земле, где ощущаешь себя дома, где окружающие люди говорят на родном для тебя языке, близки тебе по образу жизни, культуре, мироощущению. Это место, которое вспоминаешь со щемящей тоской, находясь на чужбине, куда хочется вернуться, которому хочется поклониться.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Наш край - Донецкая область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Донецкая земля - свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

Краеведение - это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью. Это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краеведы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной н духовной культуре народов.

Содержание
Вступление
§1. Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения
§2. Географическое положение Донецкой области
§3. Положение области в пределах часовых поясов
§4. Изображение Донецкой области на географических картах
§5. Использование топографии при изучении родного края
§6. История образования Донецкой области
§7. Исследование территории Донецкой области
§8. Основные формы рельефа
§9. Особенности тектонического и геологического строения
§10. Полезные ископаемые
§11. Развитие форм рельефа
§12. Основные климатообразующие факторы
§13. Характеристика климата Донецкой области
§14. Сезонные изменения погоды
§15. Неблагоприятные погодные явления
§16. Изменение климата. Климатические ресурсы
§17. Внутренние воды. Реки Донецкой области
§18. Озера. Водохранилище. Каналы. Болота
§19. Подземные воды
§20. Водные ресурсы
§21. Почва. Формирование почвы
§22. Типы почв Донецкой области
§23. Земельные ресурсы
§24. Растительный мир Донецкой области
§25. Животный мир Донецкой области
§26. Биологические ресурсы. Красная книга
§27. Природные комплексы Донецкой области
§28. Физико-географическое районирование Донецкой области
§29. Степная природная зона
§30. Азовское море
§31. Современные ландшафты
§32. Геоэкологическая ситуация в Донецкой области
§33. Охрана природы
§34. Природоохранные объекты.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Физическая география родного края, Панкина В.Е. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Календарно-тематическое планирование по курсу "География родного края" расcчитано на 17 учебных часов, написано к учебнику авторов: Л.М. Ахромеева, И.В Шаропаева. Содержит: тему урока, раздела; основные понятия темы; практикумы и домашние задания.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по курсу "География родного края"»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«География родного края»

Учителя географии

Яськовой Л.И.

п/п

ур в теме

Календарная дата

Тема урока, раздела

Знания, умения, навыки

Основные понятия темы, персоналии

Практикум

Дом. задание

Введение (1ч)

Введение.

ФГП Брянской области.

Знать историю образования области, ее крайние точки.

Уметь определять геогр. координаты, рассчитывать расстояния на карте.

Десна, Болва, Снежеть. Чашин курган.

Пересвет.

№1 . Определение протяженности области с севера на юг и с запада на восток. Обозначение на к.к. соседей области.

1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (3 ч.).

Геологическое строение Брянской области.

Знать основные тектонические структуры.

Уметь анализировать тектоническую и геологическую карты.

Литосферные плиты, платформа.

Складчатые (сейсмические) пояса.

№2 . Определение горных пород своей местности по образцам.

Полезные ископаемые.

Знать закономерности размещения полезных ископаемых.

Уметь показывать на карте основные месторождения РФ, объяснять их размещения.

Полезные ископаемые, месторождения, бассейн, поверхность земной коры.

Минеральные ресурсы.

№3 .Изучение месторождения полезного ископаемого.

Рельеф Брянской области.

Знать особенности рельефа, размещение основных форм; связь рельефа со строением литосферы.

Рельефообразующие процессы.

№4 . Характеристика рельефа своей местности.

2. Климат, погода и сезоны года. (3 ч.)

Особенности климата.

Знать климатические пояса и области на территории области, их характеристики.

Климатический пояс.

№5. Составление характеристики климата по плану.

Сезоны года.

Знать показатели, характеризующие сезоны года.

Климатические сезоны.

№6 . Оформление таблицы «Сезоны года»

Уметь приводить примеры типов погод, определять направление ветра.

Погода, метеорология, воздушные массы

№7 . Описание наблюдаемой погоды, выявление причин изменения погоды.

3.Воды Брянской области. (3 ч.)

Знать важнейшие особенности рек, их характеристики.

Река, речная система, исток, устье, русло, водораздел, бассейн реки.

Озёра и искусственные водоёмы.

Знать типы озёр, их распространение.

Озеро (проточное и бессточное).

Болота. Подземные воды.

Знать о распространении водных объектов.

Кожановское болото. Низинные болота.

№8. Описание реки и озера своей местности по типовому плану.

4. Почвы, Растительный и животный мир (7 ч.).

Знать типы почв, их особенности.

Уметь называть и показывать объекты.

Почва, плодородие, гумус, В.В. Докучаев

№9 . Изучение строения почвы на местности.

Растительный мир.

Знать факторы определяющие облик и видовое разнообразие растительного мира.

«Живая природа».

№10 . Составление гербария. Определение лекарственных растений.

Животный мир.

Знать о видовом разнообразии животного мира.

Охотничье-промысловые ресурсы.

№11. Включиться в деятельность «голубых» патрулей.

Естественные и антропогенные ландшафты.

Знать о разнообразии ПК, взаимовлиянии всех компонентов природы.

Уметь приводить примеры антропогенного воздействия на природу.

Природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера.

№12. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности, их взаимосвязей.

Охраняемые природные территории (ООПТ).

Знать экологические проблемы.

Знать о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам.

Заповедник, заказник, национальный парк, памятники природы.

№ 13 .Составление паспорта на природоохранные объекты.

Современная экологическая обстановка.

Знать экологические проблемы области.

Экология. ЧАЭС.

Население и города.

Знать народы, проживающие в области, известных людей области.

Древнейшие города, населенные пункты.

№ 14 . Сбор сведений о своем населенном пункте. Оформление стенда знаменитых людей Брянщины.