В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» дворник Герасим самое замечательной лицо из всей челяди. Это мужчина высокого роста, могучего телосложения и глухонемой от рождения. В руках у него спорится любая работа, потому что природа наделила его необычайной силой.
Барыня привезла Герасима из деревни к себе в город на службу. Ему купили одежду, сапоги и определили его дворником. Свою работу дворник Герасим исполнял очень усердно и аккуратно, любил во всём порядок. За эти качества его уважали и побаивались.
Барыня жаловала Герасима, как верного и сильного сторожа. Она держала многочисленную прислугу. Из всей прислуги прачка Татьяна полюбилась главному герою своим кротким и робким нравом. Встретив её, он радовался и старался угодить ей. Герасим охранял и оберегал Татьяну от насмешек и колких словечек.
По распоряжению барыни башмачника Капитона женили на прачке Татьяне. Конечно, это очень не понравилось Герасиму, он переживая, долго просидел в своей коморке. А потом подарил Татьяне красный, бумажный платок. И когда башмачника с прачкой отправили в деревню, Герасим пошел провожать их. В этом проявился его кроткий и добрый нрав.
На обратном пути Герасим нашел голодного и замерзшего щенка, которого по доброте своей забрал с собой. Он ухаживал за своей питомицей, как мать ухаживает за своим ребенком. Герасим назвал собаку Муму. Он очень сильно полюбил ее, а она ласкалась ко всем, но любила одного дворника.
Конечно, барыня даже не подозревала о существовании Муму. После одного неприятного случая она распорядилась, чтобы собачка больше не показывалась на дворе, слуга исполнил ее приказ и отнес ее на базар. В то время, когда Герасим не обнаружил в коморке и на дворе собаку, он очень сильно расстроился. Потом Муму вернулась к дворнику. Герасим стал очень осторожен, выгуливал собаку только по ночам и всячески старался скрыть ее от людских глаз. В конце концов про собаку все-таки узнали. От барыни последовал приказ убить щенка. Герасиму это было трудно сделать, но он решился.
На следующий день дворник пошел в харчевню, поел сам и накормил Муму. Он решил пойти к реке и утопить собаку. Конечно, Герасиму было очень жалко Муму, но он не мог не выполнить приказания барыни. После всего этого дворник Герасим возвратился в свою деревню и стал жить, как и прежде.
Мне очень нравится дворник Герасим, потому что он сильный, мужественный, старательный, трудолюбивый. Он любую работу стремится выполнить хорошо. Герасим добрый, старается защитить тех, кто слабее его. Он очень любит животных и с нежностью заботится о них. Вот за эти качества мне нравится Герасим из рассказа И. С. Тургенева «Муму».
Ответ оставил Гость
Глухонемой дворник Герасим - это главный герой рассказа "Муму" Тургенева. В этой статье представлен цитатная характеристика Герасима в рассказе "Муму" Тургенева, описание внешности и одежды Герасима, его характера и личности. Смотрите: Все материалы по рассказу "Муму" Кто такой Герасим? Глухонемой Герасим - крепостной крестьянин. Он служит дворником у старой капризной барыни в Москве. Однажды Герасим спасает маленькую собачку, которую кто-то бросил в реку. Герасим берет собачку к себе, ухаживает за ней и дает ей кличку "Муму". Вскоре собачка Муму становится лучшим другом Герасима. Благодаря Муму жизнь Герасима наполняется радостью и смыслом. Однажды старая барыня приказывает слугам избавиться от Муму. Герасим решает лично утопить собачку. Он не хочет, чтобы это сделал кто-то другой. После смерти Муму Герасим покидает дом барыни. Он возвращается в деревню, где прожил всю жизнь. Характеристика Герасима в рассказе "Муму" Тургенева Герасим - крепостной крестьянин: "...считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком..." (раньше Герасим жил крестьянином в деревне) Должность Герасима - дворник: "...дворник Герасим..." "...Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником..." (Герасима привезли из деревни город работать дворником у барыни) В обязанности Герасима входят следующие работы: "...Дела у него было немного: вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить..." Герасим - инвалид, глухонемой с рождения: "...глухонемой от рождения..." "...о проделках немого дворника..." "...Герасим ничего не слыхал <...> для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас..." Герасим мычит, когда хочет что-то сказать: "...с ласковым мычанием закивал головой...." "...стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей прянишного петушка..." Герасим - мужчина средних лет, "мужик": "...солнце озарило <...> только что расходившегося молодца..." "...славный мужик..." "...дворник Герасим, мужчина..." О внешности Герасима известно следующее: "...Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых..." "...мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем..." (рост около 2 метров) "...ветер с родины, – ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде..." "...при виде его громадной фигуры..." "...продолговатые и твердые мышцы его плечей..." "...налегая огромными ладонями на соху..." "...протянул свою огромную ручищу..." "...он принагнул тебя своей тяжелой ручкой..." "...ведь у него просто Минина и Пожарского рука..." (памятник Минину и Пожарскому в Москве, отлитый из бронзы) "...под его железными кулаками..." "...скрестив могучие руки у ней на спине..." "...проносили сильные его ноги..." "...пошел, тяжело ступая, в свою каморку..." Рост Герасима - почти 2 метра: "...двенадцати вершков роста..." (рост в два аршина и двенадцать вершков - это 195 см, то есть почти 2 метра)
Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ЧЕЛЯДЬЮ.
Предмет: литератураКласс: 5
Цель: обеспечить постижение обучающимися нравственного превосходства главного героя, его трудолюбия, широту души, чувства собственного достоинства.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым, для передачи психологического состояния героя.
2. Развить умения работать с информацией:собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.
3. Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Основное содержание:
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Термины и понятия:
Психологизм
Портрет
Пейзаж
Интерьер
Образная система
Планируемые результаты
Личностные:
Умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним.
Умение разбираться в сложности и противоречивости духовного мира человека.
Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.
Метапредметные
Познавательные:
Умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять.
Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные:
умение планировать свою работу;
умение делать выводы;
овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение доказывать свою точку зрения.
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
умение анализировать художественное произведение;
умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа.
В ценностно-ориентационной сфере:
умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения;
понимание гуманистических идей Тургенева, его сочувствие к страдающим людям;
умение разбираться в противоречивости духовного мира литературного героя.
В эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы;
понимание русского слова в его эстетической функции.
Организация образовательного пространства
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиасистема
Межпредметные связи: литература - психология - информатика
Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).
Ход урока
«Из...всей...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим.»»Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»
I .Орг.момент(2 мин.)
II . Словарная работа(2 мин.)
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.
Стадия вызова.
Вступительное слово учителя (3 мин.)
Что ты хочешь? Ответь,-
жизнь спросила меня.
Или что-то иметь, или что-то понять.
Нет, я злато менять,
Не желаю на медь
Мне важнее понять, а не что-то
Иметь
Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли
Щедрый дар любоваться
Всем богатством земли.
Научи беспристрастью,
От бесстрастья уволь
И людское участье ощутить мне позволь
Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души
Не пройти бы мне мимо
Окон, ждущих меня,
Не принять струйки дыма за сиянье огня.
Мне б у самых счастливых мудрость их перенять
Вот судьба что пошли мне -уменье понять.
Лишь такому богатству нет на свете цены.
Дай мне дар докопаться до любой глубины.
Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. Термины и понятия:
Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний.
Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.
Пейзаж- описание природы в литературном произведении.
Интерьер- (от франц. interieur - внутренний),изображение внутренней части помещения.
Образная система- это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие,взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла.Ведь каждый герой,он же образ, в произведении стоит не обособленно,а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов.
Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами .
Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.
Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.
Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.
Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же: 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа
Ш. Осмысление
Проверка домашнего задания(10 мин.)
1 группа
Прием «Толстые и тонкие» вопросы.
Кто? Учащиеся составляют вопросы, по
Как? прочитанному тексту. Затем отвечают
Когда? на них.
С чего?
Почему?
Например: - Кто из героев вам запомнился больше всего?
Как вы думаете, кто убил «Муму»?
2 группа
Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)
«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.
«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа»
«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»
3 группа
Инсценировать эпизод ( Разговор с Татьяной о замужестве)
4 группа
Прием - кластер
Каким вы себе представляете главного героя?
Нарисуйте словесный портрет Герасима.
IV .Физкультминутка для глаз(2мин.)
V .Чтение эпиграфа. (10 мин.)
Беседа по вопросам:
Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?
Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?
(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?
(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса
И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)
Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)
Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.
В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)
Тяжело было Герасиму в городе?
Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...
За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)
Как это стало известно барыне?
Как отреагировала барыня?
Что решила причудливая старуха?
Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.
Трудно далось ему это?(Горе его было так велико...)
ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.
Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.
Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?
Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.
Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру...»(2 мин.)
Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...
КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?
Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...» (2мин)
Барыня велела прогнать собаку со двора
Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»
Какое решение принимает Герасим?
Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла
VI . Беседа по иллюстрации
Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?
Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.
Чтение заключительного эпизода
Учитель: Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?
VII . Рефлексия(5 мин.)
Мне больше всего удалось….
Я могу себя похвалить за….
- Я могу похвалить одноклассников за...
VIII . Домашнее задание(2 мин.)
1вариант.Нарисовать и защитить один из наиболее понравившихся эпизодов рассказа.