Герб византийская империя. Как появился двуглавый орел в гербе россии? Российский державный орел: полет сквозь столетия

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом. Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. "Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка..."* Однако после 988 отношения Руси и Византии вновь охладели. И нет никаких документов, подтверждающих отношения двух государств вплоть до 1694 г. И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи - двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией. Следует заметить, что заимствованный от византийской модели, двуглавый орел, вероятно, не стал бы основной эмблемой Московского герба, если бы Иоанн III не знал, что та же эмблема определяет госу-дарственный ранг императора на Западе. Применение уже известной эмблемы было вызвано прежде всего особенностями развития русского общества конца XV--XVI века, связанными с выдвижением Российского государства на междуна-родную политическую арену. Начало активных международных связей Москвы приходится на эпоху Иоанна III, «мстителя неправдам», как называли его русские дипломаты времен Иоанна IV Грозного. Иоанн III стал носить титул великого кня-зя всея Руси, что подтверждало претензии русского государя на высокое царское достоинство. Ведь в то время и титул соседнего великого князя Литовского вклю-чал в себя названия русских земель. Поэтому и принятие герба, и новый титул, и наименование государства «всей Русью», «Русией» были звеньями одной цепи. На Западе Российское государство, только что сбросившее золотоордынское иго, сразу же выступило в качестве равноправного политического и дипломатического партнера. Груз мертвых традиций недавнего прошлого не отягощал отношений, рожденных новой ситуацией. Новое положение государства в годы правления Иоанна III и его ближайших преемников потребовало, естественно, и новых форм государственной обрядности.

Т. о. брак Ивана III и Византийской принцессы имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и "домашнего" титула "великий князь Иван Васильевич" Иван III принимает пышный титул: "Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных". В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, "самодержец" представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.

Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами. С этой же целью он принимает родовой герб Византийских царей - Двуглавого Орла.

* Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1

Он олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад. Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб - Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест. В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной - двуглавый орел.

Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского Орел с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство страны, и как нельзя более подходил это для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он - символ исторической преемственности культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства земель российских.

Использова-ние двуглавого орла на Руси как государственной эмблемы позволило говорить о преемственности византийской и русской традиций. В.Н. Татищев, которого на-зывают «последним летописцем и первым историком» России, писал, что «Иоанн Великий по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаный, с опущенными крылами и двемя коронами над головами, который и сын его употреблял». Однако не все ученые историки согласны с мнением о том, что двуглавый орел перелетел на Русь из Византии. Уже в XIX веке академик Н.П. Лихачев сомневался в правильности этой версии: «Если будет доказано положение, что Византия (так же как и Римская империя) не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела».*

Публицист XVII века Ю. Крижанич считал российского двуглавого орла за-имствованным из Европы, а не из Византии. В доказательство своей мысли он приводит любопытный исторический факт: посольский обычай. Знаковым выраже-нием Польши в то время было использование государственных эмблем, равно-правных с западноевропейскими. Интересно отметить схожесть символической модели печати императора Фридриха III 1442 года, на которой на лицевой стороне было помешено изображение императора с регалиями, а на оборотной -- двуглавого орла, и печати великого князя Иоанна III 1497 года, с ездцом (всадником) на лице-вой стороне и двуглавым орлом на оборотной. Орел, в свою очередь был заимствован у Германии, где он изображался на государственной печати. Печать являлась символом государственной власти и на одном документе могла соседствовать лишь с печатью другого государя. В 1532 году русские не разрешили литовским послам привесить к грамоте свои пе-чати, потому что «против великого князя печати их печатей быти непригоже».

Это правило было призвано охранять «честь» русского государя. Для человека средне-вековья понятие «чести» носило специфический характер.

__________________________________________________________________

*Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1

Выполнение норм, призванных обеспечить такое соответствие, не было простой данью традиции, а гарантировало поддержание царского престижа как за рубежом, так и в самой России. Этим и обоснованно появление на русских печатях двуглавого орла. «Царь Иван поступил нехорошо и неправильно... -- писал Ю. Крижанич в запале политических страстей, -- ...А знаковиной своей сделал орла двуглавого -- римский или, скорее, немецкий герб».*

В настоящее время имеется несколько версий происхождения двуглавого орла на печати Иоанна III. Современный исследователь Н.А. Соболева группирует их следующим образом: 1. Возникновение русской государственной печати вследствие женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог, таким образом, заимствование ее печати из Византии вместе с гербом -- двуглавым орлом; 2. Результат знакомства Иоанна III с элементами оформления императорской власти в странах Западной Европы, в частности, благодаря его контактам с домом Габсбургов; 3. Повторение опыта южно-славянских государств, где наблюдалась византийская традиция оформления государственной власти.

Однако большинство историков склонно предполагать, что двуглавый орел все-таки «перелетел» в Россию именно из Византии. Это послужило одним из внешних выражений политической теории преемственности царской власти московскими князьями из Рима и Византии, подтверждением идеи Москвы -- третьего Рима, которая в будущем найдет свое воплощение в теории монаха Филофеяа. Неоспорим и тот факт, что двуглавый орел рассматривался как знаковый эквивалент верховной власти, подтверждавший ее могущество.

Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. В самом начале развития российского герба

_____________________________________________________________

* Лукомский В. К. "Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)" //"Архивное дело" 1939 № 1(49).

мы видим его переплетение с историей Руси. Любопытно то, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на неокрепшего орленка, нежели на орла. Этот факт довольно легко объяснить. Если посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

История Герба России

Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями разом побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы.

После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комичное видоизменение.

Когда Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство, сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584).

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение единорога. Зачем и почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен. Видимо царь догадался что подобный сказочный зоопарк на государственном гербе неуместен.

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

В связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе "Тишайшим" — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. И тогда же орел "взлетел" на шпили башен Московского кремля.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.

В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", который содержал официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя ".

В 1696 году престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

Синий косой Андреевский крест (внизу в оперение орла) становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают вокруг щита с всадником.

Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет". Только вот изображения этого орла я не нашел.

С незначительными, или значительными, но кратковременными, изменениями это изображение герба России просуществовало вплоть до начала правления Павла I (1796-1801 гг.), который сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и плащом. Вся композиция помещена на фоне мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами... Этот проект, слава Богу, не был утвержден.

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, которые мы приводить, естественно, не будем.

24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.

Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе» - абсолютно голым...

Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были тотально упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.

Двуглавый орел окончательно был отправлен в отставку, оставаясь только "сидеть" на башнях московского кремля. Политбюро ЦК ВКПб заменило их на рубиновые звезды только в 1935 году.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле. В 1993 году, указом Президента Б.Н. Ельцина двуглавый Орел был обратно утвержден в качестве государственного герба. И только в 2000 г. двуглавый Орел был окончательно утвержден Государственной Думой. За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите.

На протяжении истории нашего государства, каждый правитель вносил свой вклад в формирование герба, да и, зачастую, происходящие в этот момент исторические события находили отражения на нем. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в его изображении. Все детали формирования облика государства можно найти в истории его государственных символов...

Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим тогда еще совсем молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе.

Со временем, став огромным и независимым государством у России появились и на гербе все атрибуты государственности и власти: корона, скипетр и держава, которые и сейчас отчасти олицетворяют современное Российское государство.

Византийская символика

Знамена применялись у многих древних народов по всему миру – от древних китайцев до персов. Знамя служило в качестве военного значка, облегчающего управление войском. Одним из древнейших военных значков у римлян был орел. В I в. н. э. императором Траяном было введено императорское знамя из ткани, выкрашенной в пурпурный цвет, которое имело форму дракона. Этот знак укрепился, только другого цвета, в качестве одного из подразделений римского легиона – когорты. Конные подразделения римлян также имели либо дракона, либо вексиллумы. Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок ткани пурпурно-красного цвета, который крепился на древке. Вексиллум мог являться и штандартом полководца, который водружался на кануне битвы.

Византия являлась наследницей . Древняя Русь много заимствовала у Византии. Из вексиллума в Византии развился Лабарум. Не совсем ясно, чем именно он являлся: императорским штандартом или чисто религиозным знаменем, не имеющим отношения к войне. Поначалу он имел форму вексиллума с расположенной на нем монограммой Иисуса Христа в виде перекрещенных букв Х и Р.Согласно церковной легенде перед решающей битвой этот знак явился императору , который сделал христианство государственной религией. Впоследствии Лабарум представлял собой квадратный пурпурный кусок ткани с бахромой, богато украшенный золотом и драгоценными камнями, с вышитой монограммой Иисусу Христа. Он крепился на горизонтальной штанге, которая уже крепилась к вертикальному древку. Древко завершалось золотым венком также с монограммой Иисуса Христа в середине.

У византийцев имелись и собственно военные знамена. Одна из их разновидностей называлась бандон. Оно состояло из легкого небольшого полотнища с вышитыми на нем знаками. В коннице применялись фламмулы. Это были флажки треугольной формы. Перед боем знамена освящались. После боя они помещались в специальные футляры для сохранности. Позднее (IX-X вв.) на византийских военных знаменах стали изображать и иконографические сюжеты: святых-воинов, покровителей ратников. Это могли быть святой Георгий, св. Фёдор Тирон, св. Дмитрий Солунский, св. Фёдор Стртилат. Таким образом возникают хоругви, получившие распространение и на Руси. Что касается геральдики, то символом Римской империи со времен Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла – священной птицы Юпитера. После перене-сения столицы в

Константинополь в 330 г. император Константин ввел новую эмблему – черного двухглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и Востоком. Этот герб сохранился и как Византийской империи. В начале ее существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращенные в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих других империй:

Священной Римской (одноглавый черный), Арабского халифата (одноглавый желтый), России (двухглавый черный). ОТ орла Священной Римской империи «отпочковались» австрийский, германский и испанский орлы (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки Габсбурги оставили на гербе Испании имперскую птицу). От византийского орла, кроме российского, произошел албанский, без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва – символ борьбы против турецкого ига. Желтый орел халифов возродился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.

Двуглавый орел был эмблемой не только светской власти. В XIII веке он выступал и символом Бога-отца: двуглавый орел с распростертыми крыльями, но головами вниз изображен в этом качестве на алтаре церкви Оддер около Орхауса, построенной в 1225-1230 годах. В пределах Византийской империи двуглавый орел тоже выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы.

При последних Камницах, династия которых правила в Византии в 1801-1185 годах, двуглавый орел превратился в отличительный признак принадлежности к императорскому двору; одежда с двуглавым орлом стала свидетельством высшего положения в византийской иерархии. Однако гербом он не стал ни в камниновское, ни в палеологовское время (1261-1453). На печатях Византии двуглавый орел так никогда и не использовался. С 1327 года там утвердился иной герб - с четырьмя буквами «В» между концами креста. В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ним странах (Сербии, , Черногории, а также и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом. Двуглавый орел встречается здесь и на монетах, в частности на монетах болгарского царя Михаила Шишмана. Гербом он был, по-видимому, и в Морейском деспотате. Имелся двуглавый орел и на монетах трапезундских императоров Алексея III и Мануила III.

Это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами.

Он представляет собой взаимосвязанную систему образов и цвета, которая несёт идею целостности государства и неразрывно связан с её историей, традициями и ментальностью.

Внешний вид этого официального знака закреплен в Конституции.

Краткое описание и значение символов герба России

Этот знак государственного отличия представляет собой красный геральдический щит, в середине которого находится золотой двуглавый орёл. В левой когтистой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр.

На каждой из голов находится корона, а наверху ещё одна, большего размера. Все три царских убора соединены золотой лентой.

В центре щита, на груди орла размещено ещё одно красное полотно. На нем сюжет, знакомый каждому русскому человеку: Георгий Победоносец убивает змея.

Существует множество икон и картин, иллюстрирующих эту легенду. Это самое узнаваемое изображение святого. На эмблеме он представлен как серебряный всадник на серебряном коне, одетый в синий плащ. Чудовище под копытами лошади черного цвета.

Как образовались и что означают символы на гербе Российской Федерации

Сегодня геральдика является вспомогательной отраслью исторической науки. Эмблемы стран наравне с летописями и хрониками представляют собой важнейшие исторические свидетельства.

В западной Европе во времена рыцарства, каждая знатная семья имела символ, наследуемый из поколения в поколение. Он присутствовал на знаменах и был знаком отличия, по которому представителя рода узнала как на поле боя, так и на пиру. В нашей стране эта традиция не получила развития. В битву русские войны несли с собой вышитые изображения великомучеников, Христа или Богородицы. Российский геральдический знак берёт свое начало от княжеских печатей.

Что означают главные элементы российского герба: Георгий Победоносец


На княжеских печатях были святые покровители правящих и надпись, указывающая на то, кому принадлежит символ власти. Позже на них и на монетах стало появляться символическое изображение главы. Обычно это был всадник, держащий в руке какое-то оружие. Это мог быть лук, меч или копье.

Изначально «ездец» (так назывался этот образ) не был знаком только лишь Московского княжества, но после объединения земель вокруг новой столицы в ХV веке стал официальным атрибутом московских государей. Он сменил льва, который побеждает змею.

Что изображено на государственном гербе России: двуглавый орел

Следует отметить, что это популярный символ, который используется в качестве основного не только РФ, но и Албанией, Сербией, Черногорией. История появления одного из главных элементов нашей эмблемы уходит корнями во времена шумеров. Там этом древнем царстве он олицетворял бога.

Со времен античности орёл считался солярным символом, связанным с духовным началом, освобождением от уз. Этот элемент герба России означает отвагу, гордость, стремление к победе, царственное происхождение и величие страны. В Средние века он был символом крещения и возрождения, а также Христа в его вознесении.

В Древнем Риме использовалось изображение чёрного орла, у которого была одна голова. Такую птицу и привезла в качестве родового изображения Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина, на которой женился дед Ивана Грозного, Иван III, известный как Калита. В России история знаменитого двуглавого орла берет начало в периоде его правления. Вместе с женитьбой он получил право на этот символ как на государственную эмблему. Она подтверждала, что наша страна стала наследником Византии, начала претендовать на право быть мировой православной державой. Иван III получил титул царя всея Руси, правителя всего православного Востока.

Но во времена Ивана III официальной эмблемы в традиционном понимании по-прежнему не существовало. Птица красовалась на царской печати. Она сильно отличалась от современной и напоминала скорее птенца. Это символично, поскольку Русь в то время была молодой, неоперившейся страной. Крылья и клюв орла были закрыты, перья приглажены.

После победы над татаро-монгольским игом и освобождением страны из-под многовекового гнета крылья распахиваются, подчеркивая могущество и мощь русского государства. При Василии Иоановиче раскрывается и клюв, подчеркивая укрепление позиций страны. В это же время у орла появились языки, ставшие знаком того, что страна может постоять за себя. Именно в этот момент монах Филофей выдвигает теорию о Москве, как третьем Риме. Распущенные крылья появились гораздо позже, в первые годы правления династии Романовых. Они показывали соседним враждебным государствам, что Россия встрепенулась и воспряла ото сна.

Двуглавый орёл фигурировал и на государственной печати Ивана Грозного. Их было две, малая и большая. Первая прикреплялась к указу. С одной стороны на ней был всадник, а с другой птица. Царь заменил абстрактного всадника на определённого святого. Георгий Победоносец считался святым покровителем Москвы. Окончательно эта трактовка закрепится при Петре I. Вторая печать прикладывалась и вызывала необходимость совместить два государственных символа в один.

Так появился двуглавый орёл с изображенным на груди воином на коне. Иногда всадника заменялся единорогом, как личным знаком царя. Он также был православным символом, взятым из Псалтыри, как и любой геральдический знак. Как и герой, побеждающий змея, единорог означал победу добра над злом, воинскую доблесть правителя и праведную силу государства. Кроме того, это образ монашеской жизни, стремления к иночеству и уединению. Вероятно, поэтому Иван Грозный, высоко ценил этот символ и использовал его наравне с традиционным «ездоком».

Что означают элементы изображений на гербе России: три короны

Одна из них также появляется при Иване IV. Она находилась сверху и была украшена восьмиконечным крестом, как символом веры. Крест появлялся и раньше, между головами птицы.

Во времена Фёдора Иоановича, сына Ивана Грозного, который был очень религиозным правителем, это был символ страстей Христовых. Традиционно изображение креста на гербе России символизирует обретение страной церковной независимости, что совпало с правлением этого царя и утверждением патриаршества на Руси в 1589 году. В разные времена количество корон менялось.

При царе Алексее Михайловиче их стало три, правитель объяснил это тем, что тогда государство вобрало в себя три царства: Сибирское, Казанское и Астраханское. Появление трех корон также связывалось с православной традицией, и трактовалось как знак святой троицы.

В настоящий момент известно, что эта символика на гербе Российской Федерации означает единство трех уровней власти (государственной, муниципальной и региональной), либо трех её ветвей (законодательной, исполнительной и судебной).

Ещё одна версия выдвигает предположение, что три короны означают братство Украины, Белоруссии и России. Лентой короны были скреплены уже в 2000 году.

Что обозначает герб Российской Федерации: скипетр и держава

Они были добавлены в это же время, что и корона. В более ранних версиях птица могла держать факел, лавровый венок и даже молнию.

В настоящее время орёл, который держит меч и венок, есть на знамени. Появившиеся на изображении атрибуты олицетворяли самодержавие, абсолютную монархию, но и указывали на независимость государства. После революции 1917 эти элементы, как и короны, были удалены. Временное правительство посчитало их пережитком прошлого.

Семнадцать лет назад они были возвращены и теперь украшают современный государственный знак отличия. Ученые сходятся во мнениях, что в современных условиях эта символика герба России означает государственную власть и единство державы.

Что означал герб Российской Империи при Петре I

После прихода к власти первый русский император решил, что двуглавый орел должен не просто украшать те или иные официальные бумаги, но и стать полноправным символом страны. Он решил, что птица должна стать черной, по типу той, что была на знаменах Священной Римской Империи, наследником которой была Византия.

На крыльях были нарисованы знаки локальных крупных княжеств и царств, входящих в состав страны. Например, Киевского, Новгородского, Казанского. Одна голова смотрела на Запад, другая на Восток. Головным убором служила большая имперская корона, которая заменила собой царскую и намекала на специфику установившейся власти. Россия утверждала свою самостоятельность и свободу в правах. Пётр I выбрал такой вид короны за несколько лет до того, как провозгласил страну Империей, а себя императором.

На груди птицы появился орден Андрея Первозванного.

Вплоть до Николая I официальная эмблема страны сохраняла, установленный Петром I вид, подвергаясь лишь небольшим изменениям.

Значение цветов на гербе России

Цвет, как самый яркий и простой знак, является немаловажной частью любой символики, в том числе государственной.

В 2000 году было решено вернуть орлу золотой цвет. Он является символом могущества, справедливости, богатства страны, а также православной веры и христианских добродетелей, таких как смирение и милосердие. Возвращение к золотому цвету подчеркивает преемственность традиций, сохранение государством исторической памяти.

Обилие серебряного (плащ, копье, конь Георгия Победоносца) указывает на чистоту и благородство, стремление бороться за праведное дело и истину любой ценой.

Красный цвет щита говорит о крови, которая была пролита народом при защите своей земли. Он является знаком мужества и любви не только к Родине, но и друг к другу, подчеркивает, что в России мирно сосуществуют множество братских народов.

Змей, которого убивает всадник, окрашен в чёрный цвет. Специалисты по геральдике сходятся во мнении, что этот символ на гербе Российской Федерации значит постоянство страны в испытаниях, а также память и скорбь о погибших.

Значение герба Российской Федерации

Рисунок современного государственного символа был выполнен питерским художником Евгением Ухналевым. Он оставил традиционные элементы, но создал новое изображение. То, что в окончательный вариант были включены знаки разных эпох, подчеркивает многолетнюю историю страны. Вид этого олицетворения государственной власти строго регламентирован и описан в соответствующих законах.

Щит выступает символом защиты земли. В настоящий момент значение герба РФ трактуется как слияние консерватизма и прогресса. Три ряда перьев на крыльях птицы отсылают к единству Доброты, Красоты и Истины. Скипетр стал знаком государственного суверенитета. Интересно то, что его украшает такой же двуглавый орел, сжимающий такой же скипетр и так до бесконечности.

Кратко можно сказать, что герб России символизирует вечность, означает единство всех народов РФ. Держава выступает эмблемой могущества и целостности.

Надеемся, наша статья помогла вам проникнуть в тайны государственной символики. Если вы интересуетесь историей не только своей страны, но своей семьи, то стоит ее узнать.

Наши специалисты имеют доступ к редким архивным документам, что позволяет:

  • Проверить подлинность данных.
  • Систематизировать полученную информацию.
  • Составить генеалогическое древо.
  • Помочь вести родословную.

Если вы хотите узнать, кто были ваши предки, чем они занимались и как жили, обращайтесь в «Российский Дом Родословия».

Многие ли знают, почему на гербе двуглавый орел? Что он значит? Изображение двуглавого орла - старинный символ, обозначающий власть. Впервые эта фигура возникла во времена появления первых развитых государств - около пяти тысяч лет назад. Однако на протяжении всей своей истории этот знак поддавался различной трактовке. На сегодняшний день его изображают на многих символах власти (флагах и гербах) различных стран.

Значение символа

Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе - это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел - образ солнца, означающий благородство и власть.

В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел - символ, значение которого гордыня и надменность.

Крылья птицы - это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел - храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны.

Появление символа в истории

Проследить значение символа двуглавого орла можно в течение тысячелетий в разных частях света. Одни из первых его следов были обнаружены на землях в долине Тигра и Евфрата, где располагалось одно из первых государств - Южная Месопотамия. Во время раскопок города Лагаш, в котором жили шумеры, было найдено изображение орла.

Также о значении и почитании этого символа свидетельствуют драгоценные талисманы, на которых изображена его фигура.

Хеттское царство

Одно из знаменитых и распространенных изображений символа датировано II тысячелетием до нашей эры. В Передней Азии (на сегодняшний день территория Турции) было найдено высеченное на скале изображение двуглавого орла. Археологи пришли к выводу, что этот знак относится к искусству древних хеттов. В их мифологии орел с двумя головами - это атрибут главного бога Тищуба, повелевавшего грозой.

В Хеттском царстве двуглавый орел смотрел в противоположные стороны, а в лапах у него добыча - зайцы. Археологии интерпретировали этот знак таким образом: орел - царь, который неустанно следит за всем, что его окружает, и побеждает врагов, а грызуны - прожорливые, трусливые вредители.

Древняя Греция

В мифологии древних греков существовал бог Солнца - Гелиос. Он мог передвигаться по небу в колеснице, в которую была впряжена четверка лошадей. Это было распространенное изображение, которое помещалось на стенах. Однако было и другое: вместо лошадей колесницу запрягли двумя двуглавыми орлами - черным и белым. Этот образ до сих пор точно не истолкован, однако, считается, что в нем скрыт тайный смысл. Здесь можно проследить интересную цепочку: орел - царь птиц, а Солнце - «царь» планет. Именно эта птица летает выше других и приближается к божественному светилу.

Двуглавый орел у персов, арабов и монголов

Позже двуглавый орел (значение символа нам уже известно) возникает в Персии. Его образ в первых веках нашей эры использовали шахи династии Сасанидов. На их смену пришли арабы, правители которых размещали представленное изображение на монетах. Эта эмблема также относилась к восточному орнаменту. Он пользовался особой популярностью при декорировании. Им украшали даже подставки для Корана. В Средние века его поместили на штандартах турок-сельджуков. В Золотой Орде орел означал победу. До сегодняшнего дня сохранились монеты с изображением этой двуглавой птицы, отчеканенные во времена правления ханов Узбека и Джаныбека.

Двухголовая птица индуизма

Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.

Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на штата Карнатака.

Первые эмблемы в Европе

Распространение символа двуглавого орла на европейских землях началось в XI-XV веках во времена крестовых походов. В качестве герба изображение двуглавого орла выбирали себе первые рыцари, тамплиеры. Историки предполагают, что они позаимствовали этот рисунок во время их путешествий по Южной Азии, на территории Османской империи. После попыток рыцарей завоевать Гроб Господня в Святой земле, символ орла с двумя головами стал широко известен. В основном на византийских и балканских землях его использовали в качестве узора. Им украшали ткань, сосуды, стены. Некоторые территориальные князья брали его в качестве своих личных печатей. Версию, что орел мог быть символом императорской семьи в Византии, историки упорно отвергают.

Античная Римская Империя

В 330 году единовластный император Константин Великий, перенесший столицу Священной Римской Империи в Константинополь, сделав его тем самым «Вторым Римом», вводит на смену одноглавому орлу - двуглавого, который олицетворяет собой не только власть императора (светская власть), но и духовную силу (власть Церкви). Вторая голова уравновешивает политическую составляющую этого образа. Она обозначает христианскую нравственность. Она напоминает государственным деятелям действовать не только себе в угоду, но и поступать, думая и заботясь о своем народе.

Священная Римская Империя

В качестве государственного герба Священной (Германской) Римской Империи двухголовый орел принимается в 1434 году во время правления императора Сигизмунда. Птицу изображали черной на золотом щите. Над головами помещались нимбы. Однако этот символ, в отличие от похожего символа в античной Римской империи, не имел под собой христианские мотивы. Двуглавый орел на гербе священной Римской империи был скорее данью историческим традициям, восходящим к величественной Византии.

Появление двуглавого орла в России

Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Папа Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус - «Третий Рим», поскольку второй - Константинополь - пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи - династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Однако существует и другое мнение о появлении русского двуглавого орла. Многие эксперты склоняются к тому, что Иван III выбрал его в качестве государственного знака, преследуя цель приравнять себя с европейскими монархами. Утверждая равновеликость, русский князь ставил себя на одну линию с семьей Габсбургов, правивших в то время Священной Римской Империей.

Двуглавый орел при Петре I

Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ.

С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах. Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором.

В 1721 году важным и последним изменением при Петре - становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.

Орел после распада Российской империи

После того как в 1917 году Николай II отрекся от престола, государственный знак теряет свою силу и значение. Перед новыми лидерами и представителями власти возникла проблема - необходимо создать новый геральдический символ. Этим вопросом занималась группа специалистов по геральдике. Однако до созыва Учредительного собрания они не видели необходимым создавать кардинально новый символ. Они считали допустимым использовать того же двуглавого орла, однако, его следовало «лишить» прежних атрибутов и убрать изображение Георгия Победоносца. Таким образом, печать временного правительства была нарисована специалистом И. Я. Билибиным.

В борьбе за звание герба с двуглавым орлом «билось» изображение свастики, означавшей благополучие и вечность. Благодаря этим качествам, возможно, этот символ и понравился Временному правительству.

В 1918 году при принятии конституции РСФСР был выбран новый герб, а об орле забыли до 1993 года, когда он становится Теперь он изображается в золотом цвете, содержит в себе практически те же атрибуты, существовавшие во времена Российской империи - отсутствует на нем Андреевский орден. Допустимо использовать этот символ и без щита.

Штандарт президента России

Президент Б. Н. Ельцин в 1994 издал указ «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации». Флаг президента представлял собой трехцветное полотно (три одинаковые горизонтальные полоски белый, синий, красный) и в центре изображённый на нем золотой герб. Штандарт обрамляется золотой бахромой.