Гете отверженные. Роман «Отверженные»

Существуют литературные произведения, в которых фабула одного персонажа как бы обрамляет, включает в себя фабулу другого (напр., "Госпожа Бовари", где история Эммы - часть истории Шарля и одновременно - основное содержание его жизни).
В романе "Отверженные" история Жана Вальжана обрамляет и включает в себя историю его антагониста Жавера. Инспектор впервые появляется на страницах романа позднее, чем Жан Вальжан, а финальная точка в его судьбе предваряет окончание жизненного пути Вальжана. Более того, как самостоятельный персонаж Жавер просто не существует, в отличие от епископа или Мариуса - мы знаем об инспекторе только то, что известно Вальжану, имеет значение для Вальжана или как-то связано с ним. Фабула Жавера вырабатывается из фабулы Вальжана: остающаяся "за кадром" встреча на тулонских галерах - Монрейль-сюр-Мер (телега, донос, "покаяние", арест) - Париж (погоня, лачуга Горбо, баррикада, последняя встреча на берегу Сены). При этом история Жана развертывается сюжетно, в постоянном контакте с его внутренним миром, а история Жавера - фабульно, как ряд эпизодов. И каждый из этих эпизодов - постольку, поскольку он связан с Вальжаном - преподносит инспектору сюрпризы, нарушает привычный ход событий, устоявшийся порядок вещей. Вальжан - главное приключение в жизни Жавера, восполняющее сюжетность его судьбы, всё остальное - "неинтересная", бессюжетная жизнь (погони и засады для оперативника такая же рутина, как трупы для патологоанатома). Каждая встреча Жавера с Жаном - это столкновение с непознанным, необъяснимым, невероятным, выходящим из ряда вон. Настойчиво подчеркиваемая автором исключительность, героичность Вальжана (почти сверхъестественная сила, гибкость и ловкость, поразительная храбрость и хладнокровие, множество разнообразных талантов, от таланта акробата и снайпера до таланта бизнесмена и руководителя) сливаются в глазах Жавера в образ гениального преступника, подобного Картушу, поимка которого достойна стать делом всей жизни. Жавер по-своему перерабатывает историю Вальжана, пытаясь свести её к банальному "вор ворует - сыщик ловит", но каждая новая встреча выбивает его из привычной колеи, рождая массу вопросов, на которые он до поры до времени не хочет отвечать даже самому себе. Зачем Вальжан окончательно выдал себя, подняв телегу Фошлевана? Зачем донес на себя в аррасском суде? Зачем обременил себя чужим ребенком, хотя одному скрываться после побега было бы проще? Почему спас его, Жавера? - в конце концов все эти "зачем" и "почему" буквально взрывают фабулу "плутовского романа" о похождениях ловкого и удачливого мошенника, в которую инспектор втискивает историю Жана, и эта история предстает ему во всей полноте и человеческой содержательности. При этом его собственная фабула - фабула детектива - приобретает новое измерение, превращаясь в сюжет психологического романа с философско-этической проблематикой.
Вальжан тоже по-своему перерабатывает историю Жавера, воспринимая его как вестника неумолимой судьбы. Если для Жавера каждая встреча с Жаном становится потрясением основ (преступник - мэр! бывший каторжник - светильник добродетели!!!) и одновременно - пробуждением от сна, столкновением с реальной жизнью во всей её сложности и неупорядоченности, то для самого Жана очередное появление инспектора - "шаги Командора", знак свыше, трагический и величественный переход из "бытового" плана в "бытийственный". Если в судьбе Жавера с Вальжаном связано "интересное", "странное", "загадочное", "приключение", то в судьбе Жана с Жавером связано "роковое", "провиденциальное", "Божья воля". Две фабулы взаимно перерабатывают друг друга в сюжет. Таким образом, Вальжан и Жавер выполняют основную функцию антагонистических двойников - открывать человечность друг друга - и на уровне фабулы.
У Жавера упрощенные, механистические представления о жизни; в людях он видит функции. Его мир состоит из честных обывателей, угрожающих им преступников и полицейских, защищающих первых от вторых. Среди полицейских, к несчастью, встречаются мздоимцы, агенты-провокаторы и прочие "мушарды", но "благородных разбойников" не бывает. Жизнь инспектора заключена в тесные рамки, в ней нет места неожиданности, сложности, свободе, загадке, приключению - всё это вносит в неё Вальжан. "Жан Вальжан сбивал его с толку. Все правила, служившие ему на протяжении всей жизни, рушились перед лицом этого человека"(с) Идеал Жавера, как мы помним, "заключался не в том, чтобы быть человечным, великодушным, возвышенным, а в том, чтобы быть безупречным"(с), т.е. соблюдать правила. Двумя высшими взлетами в своей жизни, когда он проявил "своеобразное величие"(с) и благородство, - монрейльским "покаянием" и уходом с улицы Вооруженного Человека, - Жавер обязан Вальжану. Вальжан единственный, кому удалось высечь из этого кремня искру человечности. Вальжан единственный, кто способен озадачить Жавера, выбить его из колеи, обнаружив стереотипность и несостоятельность его представлений, поставить его перед сложным нравственным выбором.
С другой стороны, каждая встреча с Жавером для Вальжана служит предпосылкой и триггером очередного этапа "возрастания в благодати Божией". Не будь Жавера, не было бы аррасского признания; не будь Жавера, вполне вероятно, не было бы спасения Мариуса, поскольку на баррикаду Вальжан пришел еще не имея готового решения, в ожидании знака Божьей воли.

Писатель Виктор Гюго был человеком старомодным и скромным. По манере поведения он чем-то напоминал Зиновия Гердта. С ним происходило видимое преображение, когда он отстаивал свои убеждения, выражавшееся в ораторском пафосе, личном мужестве. Мы будем рады, уважаемые читатели, если вам самим захочется взять в руки эту книгу после сегодняшнего ознакомления со скромной попыткой автора статьи изложить романа «Отверженные» краткое содержание.

Гюго выделялся даже среди динамичных и решительных французов: его называли Знаменем Революции. Он был убежденным противником насилия над человеком и горячим сторонником отмены смертной казни. Соотечественники, обсуждая роман, выкованный в горниле мыслей, чувств и убеждений писателя, сходились в одном: такого мощного идейного оружия против насилия над человеком еще не бывало. Вдохновенно и творчески писал Виктор Гюго «Отверженные».

Краткое содержание романа-эпопеи на стадии завязки сюжета сводит двух совершенно разных людей: отбывшего наказание каторжника Жана Вальжана и епископа города Диня Шарля Мариэля, приютившего и накормившего обездоленного. Жан испытывает ненависть ко всему сущему. Он убежден: мир несправедлив. Его осудили за воровство хлеба, который он взял, чтоб накормить своих голодных детей. Воспользовавшись своим нахождением в зажиточном доме и приметив, где епископ хранит серебряные столовые приборы, каторжник тут же ворует их. Жана задерживает полиция, приводит к епископу, но тот не только снимает обвинение с задержанного, но и, отправив полицейских, вручает ему дополнительно к украденному еще пару незамеченных ранее им подсвечников из серебра. Такой почти библейской историей начинается повествование Гюго «Отверженные». Краткое содержание книги обязательно должно не упустить этот момент истины, встречу, которая потрясла Жана Вальжана и, изменив его внутренний мир, вызвала желание служить Добру. Однако, выйдя из дома епископа, он, все еще пребывая в сумеречном состоянии сознания, по привычке забрал деньги у встречного мальчишки. Практически сразу каторжник осознает содеянное, раскаивается, но возвратить деньги невозможно - мальчишка мгновенно убежал.

Жан Вальжан начинает выстраивать для себя новую жизнь.

Присвоив чужое имя - Мадлен, организует фабричное производство изделий из черного стекла. Его дела идут в гору, и он, собственник предприятия, облагодетельствовавшего город, становится его мэром. Несмотря на всеобщее признание и награду - орден Почетного Легиона - Мадлену присущи скромность и человечность. Какую же дальнейшую динамику содержит книга «Отверженные»? Краткое содержание Гюго в дальнейшем излагается с привлечением персонажа - носителя интриги, это идейный апологет Вальжана - полицейский агент Жавер. Парадоксально, что, исполняя человеконенавистнические параграфы, тот действует с чистой совестью, в своем сознании отождествляя Закон и Добро. Как настоящий оперативник, Жавер, подозревая мэра, с невинным видом сообщает ему о суде над якобы пойманным каторжником Жаном Вальжаном (на самом деле судят невиновного г-на Шанматье) по обвинению в ограблении мальчика.

Мадлен, как достойный человек, прибывает в суд и сознается что в действительности он - Жан Вальжан, требуя отпустить обвиняемого. Сознавшийся решением суда получает чрезмерно суровое наказание - пожизненная работа на галерах. Инсценировав свою гибель в морской пучине, Вальжан появляется, чтоб исправить свой грех. Решением его на посту мэра внебрачная девочка Козетта после смерти матери попала в семью трактирщиков Тенардье, всячески дискриминировавшую ее. Вальжан забирает девочку, становится ее приемным отцом и заботится о ней. Ведь, в конце концов, любовь и забота составляют сущность романа «Отверженные». Краткое содержание (Гюго) - тому подтверждение. Бдительный Жавер устраивает и здесь на Вальжана ночную облаву. Впрочем, судьба к страдальцам благосклонна, им удается скрыться и найти приют при монастыре: Козетта учится в пансионе, а Жан работает садовником.
В девушку влюбляется молодой буржуа - Мариус Понмерси. Однако злопамятный Тенардье договаривается с бандитами, чтобы те ограбили и пустили по миру старика. Об этом узнает Мариус и призывает на помощь полицию.

На помощь по воле случая прибывает не кто иной, как инспектор Жавер, задерживающий бандитов. Но сам Вальжан успевает скрыться. Париж охватывает революция. К этому времени Козетта выходит замуж за Мариуса. Вальжан признается зятю, что является каторжником, и тот дистанцируется от тестя, считая его преступником. На строятся баррикады, идут локальные уличные бои. Мариус защищает одну из них. Он с товарищами пленяет переодетую полицейскую ищейку - Жавера. Но подоспевший благородный освобождает того. Правительственные войска побеждают мятежников. Бывший каторжник выносит раненного зятя из-под огня. В Жавере просыпаются человеческие чувства и он отпускает Вальжана. Но, преступив закон, он вступает в противоречие сам с собой, заканчивая жизнь самоубийством.

Меж тем Жан стар, и жизнь начинает замирать в нем. Он, не желая компрометировать Козетту, все реже заходит к ней, угасая. В это время совесть просыпается в злодее Тенардье, и он сообщает Мариусу о том, что его тесть вовсе не вор и не убийца, а порядочный человек. Мариус и Козетта приезжают к Жану Вальжану, прося прощения за несправедливые подозрения. Тот умирает счастливым. Так заканчивается для романа-эпопеи «Отверженные» краткое содержание. Гюго искренне верил (и заставлял поверить других), что грядущие эпохи будут отмечены христианскими ценностями, внутренней борьбой в каждом человеке животного и бессмертного. Великий гуманист считал, что ключ к будущему человечества - в осознании ценности каждой жизни.

Герои Виктора Гюго - убежденные романтики, сильные духовно, обладающие «внутренним стержнем», своими подвигами и мученичеством противостоящие лжи, несправедливости, жестокости.

Уважение французов к Виктору Гюго ярко проявилось в прощании с гениальным писателем: 1 июня 1885 года Парламентом Франции были объявлены общенациональные похороны. 800 тысяч французов непосредственно присутствовали на них. Он и после своей смерти служил объединению нации!

Остается лишь согласиться со словами короткого прощального слова о том, что люди, как к родниковой воде, всегда будут обращаться к произведениям «старого утописта», заставляющего своими «фантазиями» «трепетать сердца».

В 1815 г. епископом города Диня был Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным - Бьенвеню. Этот необычный человек в молодости имел множество любовных похождений и вёл светскую жизнь - однако Революция все переломила. Г-н Мириэль уехал в Италию, откуда вернулся уже священником. По капризу Наполеона старый приходской священник занимает архиерейский престол. Свою пастырскую деятельность он начинает с того, что уступает прекрасное здание епископского дворца местной больнице, а сам же переселяется в тесный маленький дом. Своё немалое жалованье он целиком раздаёт бедным. В двери епископа стучатся и богатые, и бедные: одни приходят за милостыней, другие приносят её. Этот святой человек пользуется всеобщим уважением - ему даровано исцелять и прощать.

В первых числах октября 1815 г. в Динь входит запылённый путник - коренастый плотный мужчина в расцвете сил. Его нищенская одежда и угрюмое обветренное лицо производят отталкивающее впечатление. Прежде всего он заходит в мэрию, а затем пытается устроиться где-нибудь на ночлег. Но его гонят отовсюду, хотя он готов платить полновесной монетой. Этого человека зовут Жан Вальжан. Он пробыл на каторге девятнадцать лет - за то, что однажды украл каравай хлеба для семерых голодных детей своей овдовевшей сестры. Озлобившись, он превратился в дикого затравленного зверя - с его «жёлтым» паспортом для него нет места в этом мире. Наконец какая-то женщина, сжалившись над ним, советует ему пойти к епископу. Выслушав мрачную исповедь каторжника, монсеньёр Бьенвеню приказывает накормить его в комнате для гостей. Посреди ночи Жан Вальжан просыпается: ему не дают покоя шесть серебряных столовых приборов - единственное богатство епископа, хранившееся в хозяйской спальне. Вальжан на цыпочках подходит к кровати епископа, взламывает шкафчик с серебром и хочет размозжить голову доброго пастыря массивным подсвечником, но какая-то непонятная сила удерживает его. И он спасается бегством через окно.

Утром жандармы приводят беглеца к епископу - этого подозрительного человека задержали с явно краденым серебром. Монсеньёр может отправить Вальжана на пожизненную каторгу. Вместо этого господин Мириэль выносит два серебряных подсвечника, которые вчерашний гость якобы забыл. Последнее напутствие епископа - употребить подарок на то, чтобы стать честным человеком. Потрясённый каторжник поспешно покидает город. В его огрубелой душе происходит сложная мучительная работа. На закате он машинально отбирает у встреченного мальчугана монету в сорок су. Лишь когда малыш с горьким плачем убегает, до Вальжана доходит смысл его поступка: он тяжело оседает на землю и горько плачет - впервые за девятнадцать лет.

В 1818 г. городок Монрейль процветает, и обязан он этим одному человеку: три года назад здесь поселился неизвестный, который сумел усовершенствовать традиционный местный промысел - изготовление искусственного гагата. Дядюшка Мадлен не только разбогател сам, но и помог нажить состояние многим другим. Ещё недавно в городе свирепствовала безработица - теперь все забыли о нужде. Дядюшка Мадлен отличался необыкновенной скромностью - ни депутатское кресло, ни орден Почётного легиона его совершенно не привлекали. Но в 1820 г. ему пришлось стать мэром: простая старуха устыдила его, сказав, что совестно идти на попятную, если выпал случай сделать доброе дело. И дядюшка Мадлен превратился в господина Мадлена. Перед ним благоговели все, и только полицейский агент Жавер взирал на него с крайним подозрением. В душе этого человека было место только для двух чувств, доведённых до крайности, - уважение к власти и ненависть к бунту. Судья в его глазах никогда не мог ошибиться, а преступник - исправиться. Сам же он был беспорочен до отвращения. Слежка составляла смысл его жизни.

Однажды Жавер покаянно сообщает мэру, что должен ехать в соседний город Аррас - там будут судить бывшего каторжника Жана Вальжана, который сразу после освобождения ограбил мальчика. Прежде Жавер думал, что Жан Вальжан скрывается под личиной господина Мадлена - но это была ошибка. Отпустив Жавера, мэр впадает в тяжёлое раздумье, а затем уезжает из города. На суде в Аррасе подсудимый упорно отказывается признать себя Жаном Вальжаном и утверждает, что его зовут дядюшка Шанматье и за ним нет никакой вины. Судья готовится вынести обвинительный приговор, но тут встаёт неизвестный человек и объявляет, что это он Жан Вальжан, а подсудимого нужно отпустить. Быстро разносится весть, что почтенный мэр господин Мадлен оказался беглым каторжником. Жавер торжествует - он ловко расставил силки преступнику.

Суд присяжных постановил сослать Вальжана на галеры в Тулон пожизненно. Оказавшись на корабле «Орион», он спасает жизнь сорвавшемуся с реи матросу, а затем бросается в море с головокружительной высоты. В тулонских газетах появляется сообщение, что каторжник Жан Вальжан утонул. Однако через какое-то время он объявляется в городке Монфермейль. Его приводит сюда обет. В бытность свою мэром он чрезмерно строго обошёлся с женщиной, родившей внебрачного ребёнка, и раскаялся, вспомнив милосердного епископа Мириэля. Перед смертью фантина просит его позаботиться о своей девочке Козетте, которую ей пришлось отдать трактирщикам Тенардье. Супруги Тенардье воплощали собой хитрость и злобу, сочетавшиеся браком. Каждый из них мучил девочку по-своему: её избивали и заставляли работать до полусмерти - и в этом была виновата жена; она ходила зимой босая и в лохмотьях - причиной тому был муж. Забрав Козетту, Жан Вальжан поселяется на самой глухой окраине Парижа. Он учил малышку грамоте и не мешал ей играть вволю - она стала смыслом жизни бывшего каторжника, сохранившего деньги, заработанные на производстве гагата. Но инспектор Жавер не даёт ему покоя и здесь. Он устраивает ночную облаву: Жан Вальжан спасается чудом, незаметно перепрыгнув через глухую стену в сад - это оказался женский монастырь. Козетту берут в монастырский пансион, а её приёмный отец становится помощником садовника.

Добропорядочный буржуа господин Жильнорман живёт вместе с внуком, который носит другую фамилию - мальчика зовут Мариус Понмерси. Мать Мариуса умерла, а отца он никогда не видел: г-н Жильнорман именовал зятя «луарским разбойником», поскольку к Луаре были отведены для расформирования императорские войска. Жорж Понмерси достиг звания полковника и стал кавалером ордена Почётного легиона. Он едва не погиб в битве при Ватерлоо - его вынес с поля боя мародёр, обчищавший карманы раненых и убитых. Все это Мариус узнает из предсмертного послания отца, который превращается для него в фигуру титаническую. Бывший роялист становится пламенным поклонником императора и начинает почти ненавидеть деда. Мариус со скандалом уходит из дома - ему приходиться жить в крайней бедности, почти в нищете, но зато он чувствует себя свободным и независимым. Во время ежедневных прогулок по Люксембургскому саду, юноша примечает благообразного старика, которого всегда сопровождает девушка лет пятнадцати. Мариус пылко влюбляется в незнакомку, однако природная застенчивость мешает ему познакомиться с ней. Старик, заметив пристальное внимание Мариуса к своей спутнице, съезжает с квартиры и перестаёт появляться в саду. Несчастному молодому человеку кажется, что он навсегда потерял возлюбленную. Но однажды он слышит знакомый голос за стенкой - там, где живёт многочисленное семейство Жондретов. Заглянув в щель, он видит старика из Люксембургского сада - тот обещает принести деньги вечером. Очевидно, Жондрет имеет возможность шантажировать его: заинтересованный Мариус подслушивает, как негодяй сговаривается с членами шайки «Петушиный час» - старику хотят устроить западню, чтобы забрать у него все. Мариус извещает полицию. Инспектор Жавер благодарит его за помощь и вручает на всякий случай пистолеты. На глазах у юноши разыгрывается жуткая сцена - трактирщик Тенардье, укрывшийся под именем Жондрета, выследил Жана Вальжана. Мариус готов вмешаться, но тут в комнату врываются полицейские во главе с Жавером. Пока инспектор разбирается с бандитами, Жан Вальжан выпрыгивает в окно - только тут Жавер понимает, что проворонил куда более крупную дичь.

В 1832 г. Париж был охвачен брожением. Друзья Мариуса бредят революционными идеями, однако юношу занимает другое - он продолжает упорно разыскивать девушку из Люксембургского сада. Наконец счастье ему улыбнулось. С помощью одной из дочерей Тенардье молодой человек находит Козетту и признается ей в любви. Оказалось, что Козетта также давно любит Мариуса. Жан Вальжан ни о чем не подозревает. Более всего бывший каторжник обеспокоен тем, что за их кварталом явно наблюдает Тенардье. Наступает 4 июня. В городе вспыхивает восстание - повсюду строят баррикады. Мариус не может оставить своих товарищей. Встревоженная Козетта хочет послать ему весточку, и у Жана Вальжана наконец открываются глаза: его малышка стала взрослой и обрела любовь. Отчаяние и ревность душат старого каторжника, и он отправляется на баррикаду, которую обороняют молодые республиканцы и Мариус. Им в руки попадается переодетый Жавер - сыщика хватают, и Жан Вальжан вновь встречает своего заклятого врага. Он имеет полную возможность расправиться с человеком, причинившим ему столько зла, но благородный каторжник предпочитает освободить полицейского. Тем временем правительственные войска наступают: защитники баррикады гибнут один за другим - в их числе славный мальчуган Гаврош, истинный парижский сорванец. Мариусу ружейным выстрелом раздробило ключицу - он оказывается в полной власти Жана Вальжана.

Старый каторжник уносит Мариуса с поля боя на своих плечах. Всюду рыщут каратели, и Вальжан спускается под землю - в страшные канализационные стоки. После долгих мытарств он выбирается на поверхность только для того, чтобы очутиться лицом к лицу с Жавером. Сыщик разрешает Вальжану отвезти Мариуса к деду и заехать попрощаться с Козеттой - это совсем не похоже на безжалостного Жавера. Велико же было изумление Вальжана, когда он понял, что полицейский отпустил его. Между тем для самого Жавера наступает самый трагический момент в его жизни: впервые он преступил закон и отпустил преступника на свободу! Не в силах разрешить противоречие между долгом и состраданием, Жавер застывает на мосту - а затем раздаётся глухой всплеск.

Мариус долгое время находится между жизнью и смертью. В конце концов молодость побеждает. Юноша наконец встречается с Козеттой, и их любовь расцветает. Они получают благословение Жана Вальжана и г-на Жильнормана, который на радостях совершенно простил внука. 16 февраля 1833 г. состоялась свадьба. Вальжан признается Мариусу в том, что он беглый каторжник. Молодой Понмерси приходит в ужас. Ничто не должно омрачать счастья Козетты, поэтому преступнику следует постепенно исчезнуть из её жизни - в конце концов, он всего лишь приёмный отец. Поначалу Козетта несколько удивляется, а затем привыкает ко все более редким визитам своего бывшего покровителя. Вскоре старик вовсе перестал приходить, и девушка забыла о нем. А Жан Вальжан стал чахнуть и угасать: привратница пригласила к нему врача, но тот лишь развёл руками - этот человек, видимо, потерял самое дорогое для себя существо, и никакие лекарства здесь не помогут. Мариус же полагает, что каторжник заслуживает подобного отношения - несомненно, именно он обокрал господина Мадлена и убил беззащитного Жавера, спасшего его от бандитов. И тут алчный Тенардье открывает все тайны: Жан Вальжан - не вор и не убийца. Более того: именно он вынес с баррикады Мариуса. Юноша щедро платит гнусному трактирщику - и не только за правду о Вальжане. Когда-то негодяй совершил доброе дело, роясь в карманах раненых и убитых, - спасённого им человека звали Жорж Понмерси. Мариус с Козеттой едут к Жану Вальжану, чтобы умолять о прощении. Старый каторжник умирает счастливым - любимые дети приняли его последний вздох. Молодая чета заказывает трогательную эпитафию на могилу страдальца.

Это воистину великолепный роман.На мой взгляд,лучше,чем "Собор Парижской Богоматери".
В "Отверженных" смешано все:Любовь,равнодушие,отзывчивость.В романе невероятно описаны связи между людьми.Читая "Отверженных",ты открываешь для себя все новые и новые моменты отношений между людьми.
Очень часто во время чтения я рыдала.Автор играет чувствами читателя настолько,что ты можешь улыбаться,радоваться,переживать все так,будто на месте героя ты сам,и это твоя жизнь на кону.
Советую читать даже тем,кто не любит классику или считает ее слишком тяжёлой.
Роман легко читается,но для меня сложной была книга про битву при Ватерлоо.

Оценка 5 из 5 звёзд от Malloy 19.09.2017 07:37

Абсолютно согласна с предыдущими комментариями:великолепный роман,не оторваться!Книга для всех времен и народов!!!

Оценка 5 из 5 звёзд от Елена 16.06.2017 21:23

Книга отличная учит добру,щедрости,умению прощать. Но епископ сумасшедший у него украли вещи,а он забирай ему нужнее.Он просто😇 в

Оценка 5 из 5 звёзд от 505 23.05.2017 21:15

Роман Віктора Гюго «Знедолені» є одним з найвизначніших творів літератури. З роками він не втрачає своєї актуальності, саме тому він не міг залишитися без уваги. Роман «Знедолені» є симбіозом усіх рис, притаманних епосі Романтизму. У творі переплітається не лише безліч людських доль, але й доля країни. Революційний дух, яким просякнутий весь твір – це не тільки дух Французької революції, а також дух протесту проти закону, часом сліпого, несправедливого та нелюдського.
Провідною ідеєю «Знедолених» письменник вбачав показ шляху від зла до добра, від брехні до істини не тільки окремої особистості, а також всього суспільства.
Головним героєм роману є Жан Вальжан. Він є безперечним героєм-романтиком, адже його життя – це нескінченний пошук самого себе, перетворення з каторжника на праведну людину, що керується чистими помислами та опирається на Божі закони. Дискурс подорожі є невід’ємною рисою Романтизму. Вальжан постійно знаходиться у русі, у пошуку правильного рішення, він тікає не лише від інспектора Жавера, але й від самого себе. В нього постійно присутній конфлікт з самим собою. Саме за допомогою цього персонажа письменнику вдалося втілити в життя свій задум.
Опозицією Жану Вальжану у романі виступає інспектор Жавер. Він сліпо слідує букві закону, забуваючи про закони моральні. В нього немає жалю, він не бачить навколо себе ні істинної доброти, ні людинолюбства до тих пір, поки це не стосується його самого. Несподіване звільнення, дароване йому найлютішим ворогом, вибиває Жавера зі звичної колії шанування правосуддя. Він починає замислюватися про те, що є на світі щось більше, ніж закони, придумані людьми. Жавер настільки різко прозріває існування Бога, що його змучена гріхами душа не встигає встояти перед безоднею правди, і він покінчує життя самогубством.
Мотив кохання у романі представлений історією Козетти та Маріуса. Їх почуття є чистим, щирим та високим, вони кохають один одного беззаперечно, не дивлячись на революційний дух, яким охоплено все навкруги.
Основним місцем дії роману стає Париж, точкою перетину всіх сюжетних ліній. Події описані у романі охоплюють великий проміжок часу, автор постійно повертається до опису подій минулого, чи звертається до далекого майбутнього. Такі часові рамки дають змогу краще відчути дух того часу, проникнутися соціальними проблемами та краще зрозуміти героїв.
Віктор Гюго описує події у доволі жорстокій формі. Проте слід зважати на те, що життя також іноді є не надто милосердним. Така манера оповіді дозволяє сповна відчути на собі, всі труднощі, яких зазнали герої. Це примушує читача переживати з героями та не дає змоги залишити книгу бодай на хвилину. До останнього рядка читач знаходиться у стані певної меланхолії, яка не покидає його певний час, навіть після прочитання цього феноменального роману.
За основу Віктор Гюго бере не матеріальне життя, а моральне буття, яке розуміється як споконвічна людська сутність. Слід змінювати не суспільні умови, аби змінилася людина, а людину, тоді зміняться суспільні умови, буде викоренено соціальне зло. Цей роман у цілому й у подробицях показує рух від зла до добра, від несправедливого до справедливого, від хибного до істинного, від темряви до світла, від пекла до неба, від нікчемності до Бога.
«Чи здатна людська натура змінитися докорінно? - запитує в романі Віктор Гюго. - Чи може людина, котру Бог створив доброю, стати злою через іншу людину? Чи може душа під виливом долі зовсім переродитися і стати злою, якщо доля людини виявилася злою? Чи нема в душі кожної людини тієї первісної іскри, тієї божественної основи, котра не зазнає тління в цьому світі й безсмертна в світі іншому та котру добро може розвинути, розпалити і перетворити на променисте сяйво, а зло ніколи не може погасити до кінця?». Гюго спробував довести, що все це можливо.

Оценка 5 из 5 звёзд от Алина Чолпан 21.11.2016 08:35

Всесвітньо визнаний роман Віктора Гюго «Знедолені» не може залишатися в тіні епохи Романтизму. Революційний дух суспільства, пошук себе та втеча від того ким ти є, закон, який намагається створити ідеальну людину в неідеальному світі, бінарні опозиції та пошук золотої середини власного «Я» змушують читача затамувати подих гортаючи сторінки роману, і здатність ковтнути таке бажане повітря з’являється лише після останніх рядків роману.
Жан Вальжан – головний герой твору. Безперечно він виступає типовим героєм-романтиком, який шукає себе, проходить шлях від каторжника та крадія до праведної людини. Та чи можна справді вважати його злочинцем? Згідно законів влади – звісно, та чи не влада змусила голодного хлопця вгамувати голод шматком хлібу, за що жорстоко покарала двома десятками років каторги? Це питання залишається на розсуд кожного, а головний герой продовжує свій шлях, на якому все ж таки знаходить себе і згодом життєві обставини перевіряють його на витривалість. Не лише душевні, але й фізичні блукання виступають основною моделлю руху героя-романтика, тому протягом усього твору Жан знаходиться в русі. Він втікає. Це одночасно є втечею від руки правосуддя, втечею від далеко неідеального світу та втечею від самого себе. Дискурс подорожі є невід’ємною частиною романтизму, і Гюго блискуче втілює його в своєму романі.
Часові рамки роману представляють собою досить великий проміжок часу, що дозволяє читачеві переконатися, що це є не одиничний випадок, а суворі реалії життя. Це дає можливість зіставити проблеми того часу та сьогодення і замислитись про те, що зміна форми не означає зміну змісту. Життя людини – це вічна боротьба, боротьба внутрішня та зовнішня, і життя варте того, щоб за нього боротися. Головне в цьому бою не втратити себе на уламках долі інших, поважати право власного вибору та не судити за цей вибір.
Тема релігії має ключове значення в романі. Немає ідеальних людей, проте всі люди є божими створіннями, отже, є в них щось прекрасне. Божі закони відкрили Жану очі на те, ким він є, пробудили бажання допомагати убогим та зневіреним в собі. Завдяки релігії, у своїй власній боротьбі за справедливість, Жан не втрачає себе, не вдається до обману заради власної вигоди, не чинить самосуд і не втрачає віру, що є найголовнішим.
Безперечно, автор у досить жорсткій формі передає події, жорстоку реальність того часу, проте це активізує читача, захоплює подих та викликає цікавість читати далі. Дуже важко передбачити, що ж буде далі, тому цей роман охоплює повністю, змушує щиро переживати та співчувати героям.
Не можна представити епоху Романтизму без дискурсу кохання. Історія кохання Козетти та Маріуса є однією з найяскравіших тем, які піднімає автор. Це щире та чисте почуття, не дивлячись на бунтівну хвилю того часу, просто не може залишити байдужим.
Роман «Знедолені» є багатошаровим, оскільки в ньому піднімаються проблеми закону і любові, жорстокості і людяності, незбагненних позбавлень бідних і нестерпних страждань багатих, нещастя і добробуту. Цей роман справляє незабутнє враження і точно не може залишити нікого байдужим. Він є вартим прочитання, оскільки є признаним шедевром світової класики.

Оценка 5 из 5 звёзд от Ірина 20.11.2016 17:55

бесспорно одно из лучших произведений мировой литературы

Оценка 5 из 5 звёзд от pih_to

На чужбине, в период эмиграции из бонапартистской республики, во время расцвета своих творческих сил создал величайшее позднеромантическое полотно Виктор Гюго - «Отверженные». Этим самым писатель подвел итог существенной части своего авторского пути. Данное произведение и в современном мире является самым известным его творением.

Замысел

Еще в молодости у писателя появился замысел романа, описывавшего жизнь низшего сословия, несправедливости и предубеждений общества. Гюго попросил одного из своих друзей собрать сведения о быте и жизни каторжников. Скорее всего, интерес к осужденным был пробужден из-за истории о ставшем полковником беглом каторжнике, которого позднее арестовали в столице Франции.

Городской префект поведал Гюго о родственнике епископе, приветившем в своем доме освобождённого каторжника. Переродившись под влиянием духовного лица, тот, в свою очередь стал военным санитаром, который впоследствии погиб под Ватерлоо. В двадцать третьей главе романа «Отверженные» Виктор Гюго поместил повествование о каторжнике, с первых дней на свободе сталкивающемся с жестокостью, предубеждением и враждебностью окружающих. Во многом этот рассказ напоминал историю главного героя произведения. И вот, когда автор уже представил себе очертания романа и написал к нему предисловие, он отвлекся на театр. Но все равно замысел книги не покидал Гюго и продолжал зреть в его голове, обогащаясь новыми впечатлениями и большим интересом к социальным вопросам и проблемам. В некоторых произведениях того времени можно обнаружить очертания будущего романа «Отверженные».

История написания истрического романа

Писатель настолько увлечён работой, что даже пытается «удлинить» свой рабочий день за счет перенесённого на вечер обеда. Но такая упорная работа была прервана сначала событиями революции, а затем и переворотом. В результате написание книги «Отверженные» Виктор Гюго заканчивает уже на чужбине, в столице Бельгии.

Редакции произведения

В сравнении с окончательным текстом первая редакция содержала намного меньше авторских отступлений и эпизодов. Она состояла из четырёх частей.

Через пятнадцать лет после начала работы над книгой, окончательно названной Гюго «Отверженные», он решил переработать роман и дать полную свободу своей лирической прозе. За счёт таких авторских отступлений произведение увеличилось в объёмах. Также здесь присутствуют ответвления от основной линии сюжета.

Будучи в Брюсселе, писатель за две недели в романе создал главы, которые описывали тайное республиканское общество с созданным идеальным образом жреца революции, а также сражения под Ватерлоо.

Об окончательной редакции книги можно сказать, что демократические взгляды автора к тому времени значительно углубились.

Идея романа и истинность принципов

Роман Виктора Гюго «Отверженные» является историческим, так как именно такая масштабность, по мнению автора, необходима для постановки вопросов существования человека.

Основной идеей замысла является моральный прогресс как основной компонент общественных преобразований. Этим и проникнуто всё зрелое творчество писателя.

Мы наблюдаем, как главный герой Виктора Гюго («Отверженные») нравственно совершенствуется. Именно поэтому автор назвал своё произведение «эпосом души».

Социальные проблемы и романтическая идея борьбы добра со злом переходят в этическую плоскость. По мнению писателя, в жизни имеется две справедливости: одна - высшая гуманность, основанная на законах христианской религии (епископ), а другая определяется законами юриспруденции (инспектор).

Но, несмотря на это, роман, который написал Виктор Гюго («Отверженные»), сколько томов бы в нем ни было (произведение состоит из трёх томов), овеян ореолом романтической борьбой добра со злом, милосердием и животворной любовью. Именно это и является стержнем всего романа.

Роман «Отверженные». Историческое значение

Историческое значение этого произведения в том, что здесь писатель берёт под защиту гонимый и угнетённый народ и отверженного, страдающего человека, а также обличает лицемерие, жестокость, ложь и бездушие буржуазного мира.

Именно поэтому невозможно остаться равнодушным, читая одно из лучших произведений, которое написал Виктор Гюго, - «Отверженные». Отзывы о нём были оставлены и великими русскими классиками. В частности, Толстой, являющийся великим отечественным гуманистом, назвал эту книгу лучшим французским романом. А Достоевский перечитывал произведение, воспользовавшись двухдневным арестом за нарушение условий цензуры.

Образы героев книги являются неотъемлемыми частями мирового культурного наследия. Интерес к ним не утихает до сих пор. Невозможно остаться равнодушным к проблемам, которые поднял в своей книге Виктор Мари Гюго. «Отверженные» и сейчас переживают всё новые и новые публикации и экранизации, последняя из которых была выпущена около трёх лет назад. В фильме-мюзикле приняли участие известные актёры Голливуда.