Главная тема лирики блока. Блок – жизненный и творческий путь; основные темы творчества (образ России и лирической героини)

Смысл названия комедии «Горе от ума». В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим. А. С. Грибоедов

Есть в русской литературе великие произведения уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Смысл названия комедии «Горе от ума»,«Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Доходное место», «Гроза» А. Н. Островского, «Накануне» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир», «Воскресение» Л. Н. Толстого. Достойное место в этом ряду занимает комедия А. С. Грибоедова «Горе о ума».

Создав образ Чацкого, передового человека своего времени, писатель показал, что ум - могучая сила в борьбе против старых порядков, деспотизма, рабской психологии. Ум Чацкого - причина его непримиримого конфликта с фамусовским обществом, обществом глупцов, как он справедливо полагал. Эта проблема уже в грибоедовское время была очень актуальна, и понятия «умный», «умник» часто употреблялись как синонимы понятий «вольнодумный», «независимый». Именно в таком смысле употребляли эти слова декабристы и близкие к ним люди.

Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума, просвещения, культуры, национальной и социальной независимости: против «века минувшего» с его отжившими взглядами и рабской психологией. Ум Чацкого - это передовые убеждения человека, враждебного косному и отсталому фамусовскому обществу, «житья прошедшего подлейшие черты» которого ненавистны тем, кто воплощает «век нынешний». Именно потому, что Чацкий живет «с веком наравне», у него нет и не может быть ничего общего с Фамусовыми, молчалиными, скалозубами; его конфликт с ними и такими, как они (а у Грибоедова все герои - «знакомые незнакомцы»), неизбежен.

В комедии Чацкий одинок, но «за сценой» присутствуют его единомышленники, такие же «умники», которых не только опасаются, но и боятся Фамусов и его гости. Это и двоюродный брат Скалозуба, набравшийся «каких-то новых правил», несмотря на то, что «чин следовал ему», «он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Это и ученый племянник княгини Тугоуховской, который тоже «чинов не хочет знать», и профессора Педагогического института: они упражняются «в расколах и безверье». От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий. Поэтому мы» в его монологе не случайно: «теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий…»

Ум Чацкого следует понимать и буквально, ведь стремление к просвещению - характерная черта передовой молодежи (вспомним, как Софья упрекает его: «Зачем ума искать и ездить так далеко?»), и как враждебные дворянской Москве передовые взгляды. «Мы были дети 1812 года»,- сказал декабрист М. И. Му-равьев-Апостол. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников.

В столкновении Чацкого с фамусовским миром, как солнечный луч в капле воды, отразилась та борьба между старым и новым, которая наиболее полно характеризует эпоху. Мысль о невозможности согласия, примирения двух противоборствующих лагерей блестяще подчеркнута названием комедии.

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно - категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А. С. Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В “Горе от ума” тот самый конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме <...> Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”. Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что “умное действующее лицо” в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?

Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, - резонер в “Мизантропе” Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдив в “Недоросле” Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а “речь его кипит умом, остроумием”, как говорит И. А. Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” - комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: “Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; Софья: “Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко” и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. “Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы”. Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее (“чувствителен, и весел, и остер”, как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”; описывая Молчали-на, он снова разграничивает эти понятия: “Пускай в Молчали-не ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..” Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!”, т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. “Личное его горе случилось не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме”. “Горе от ума” Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством (“У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”), как говорит И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний”, он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

Название пьесы А. Грибоедова “Горе от ума” содержит в себе необычайно важный вопрос: а что такое ум для самого Грибоедова. Ответа прямого на тот самый вопрос писатель не дает, и уже в этом обнаруживается переосмысление традиций классицизма. Назвав “умным” Чацкого, А. Грибоедов перевернул все с ног на голову, осмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно наталкивающегося на нежелание понимать его, что проистекало именноиз-за традиционного понятия “благоразумия”, которое в “Горе от ума” связывается с определенной социальной и политической программой. Комедия А. Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким (“один умный человек на 25 глупцов”), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. А. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и привнес в текст новые, непривычные для комедии классицизма проблемы. Однако хотя его метод близок к реалистическому, но писатель все же не достигает реализма во всей его полноте при показе характеров, быта, социальной среды и всех глубинных проблем, сокрытых в обществе того времени.

Комедия Грибоедова под названием "Горе от ума" - это произведение, которое не нуждается в особых усилиях для того, чтобы его оживить и сделать современным. С одной стороны, его персонажей часто можно встретить в ежедневной жизни, а с другой - и их переживания порой присутствуют в реальности многих читателей.

В чем уникальность произведения "Горе от ума"? Смысл этой комедии не убит временем! И это один из уникальных в своем роде случаев в истории не только русской, но и мировой литературы. Годы не властны над этим творением. За прошедшие две сотни лет несколько поколений, сменявших друг друга, смогли открыть для себя новый смысл комедии "Горе от ума".

Уникальное творение Александра Сергеевича

Уже само название комедии затрагивает те жизненные обстоятельства, которые практически каждому читателю приходится время от времени переживать. Противопоставление ума и глупости очень важно для любого человека. Ведь на каждом этапе своего взросления люди постоянно набираются опыта, становятся мудрее, развиваются. В чем же смысл названия? "Горе от ума" опирается именно на те события, которые происходят с любым человеком в реальности.

Такое противопоставление - одна из важнейших драматических коллизий, которая существует в мировой литературе. И мысль о том, что ум есть опасное свойство человеческого организма, затрагивают многие авторы в своих произведениях. Но только Грибоедов передает смысл произведения "Горе от ума" в комедийной форме.

Театральное искусство во времена Александра Сергеевича

Комедия во времена этого выдающегося писателя представляла довольно важную часть жизни, так как развлечения большинства дворян были сосредоточены вокруг театрального искусства. В Москве на тот момент существовало более двадцати домашних храмов Мельпомены.

Туда не продавали билеты, а приходили только близкие знакомые и родственники. И наряду с балами и праздниками такие домашние спектакли составляли немаловажную часть быта и ежедневной жизни всех образованных людей России.

Сочетание смешного и серьезного - прием, помогающий раскрыть смысл произведения "Горе от ума" совершенно в особенном свете. Во-первых, Александр Сергеевич хотел создать произведение, которое должно было разнообразить досуг и свободное времяпрепровождение людей его общества, а во-вторых, хотел показать, что волновало каждого в отдельности.

Горечь, смешанная с весельем. Смех, наполненный слезами. Именно такое парадоксальное сочетание рождает не только момент прозрения, но и передает смысл комедии "Горе от ума". Происходит это, когда главный герой понимает, что его ум многие окружающие воспринимают как безумие.

Балаганный язык, используемый в книге

Как воспринимали смысл названия - "Горе от ума" - читатели и современники Александра Сергеевича? Чтобы представить это, нужно учитывать исторические факторы и сам стиль написания этого творения.

Во времена написания комедии Грибоедова были очень популярны балаганные или ярмарочные представления, где граница между подмостками театра и зрительным залом, в котором находилась публика, стала условной. И актер, находящийся на сцене, совершал зачастую импровизированные действия.

Именно таким языком уличных постановок и постарался передать смысл произведения "Горе от ума" Александр Сергеевич. За каждым персонажем, находящимся в его творении, читатель мог узнать того человека, которого встречал в жизни. С этим связано несколько догадок и легенд о прототипах героев.

Легенды о создании уникального творения

Существует легенда, что автор начал писать свое произведение после того, как столкнулся с публикой в одном из салонов светского общества. А монологи Чацкого - это, в сущности, его собственные речи, когда он вступил в конфликт с окружающими.

Еще одна версия гласит, что источником является история Чаадаева, объявленного сумасшедшим. И еще множество домыслов имеет право на существование. Все дело в том, что в комедии сюжет построен именно так, что любая проекция на существующую жизнь найдет подтверждение в реальных фактах.

На сцене каждый может узнать, что происходит с ним или его знакомыми в повседневной жизни, и даже провести параллель с некоторыми персонажами. В этом - сила комедии "Горе от ума".

Смысл рассказа о жизни Фамусова - показать типичного представителя дворянства своего времени. Он подчиняется общественному мнению, а не выражает собственную точки зрения.

Чацкий, наоборот, постоянно пытается бороться с окружающими нравами. Многие другие персонажи также зачастую напоминают окружающих людей. Вот эта постоянная возможность перехода из сценических обстоятельств в реальные - неотъемлемое свойство комедии Александра Сергеевича Грибоедова.

История создания комедии

Важен не только смысл названия - "Горе от ума" - но и главная задача произведения, которая состоит в том, чтобы путем смеха выявить причины человеческой глупости. Цель Александра Сергеевича - не изображение характеров, а непосредственное выражение тех чувств, которые несут с собой его сценические персонажи.

Комедия Грибоедова переделывалась бесчисленное количество раз. Совершалось это для того, чтобы произведение мог прочесть один человек, изображая всех персонажи, в лицах. Такая форма пьесы сохранялась вплоть до тысяча восемьсот тридцать третьего года, то есть до момента постановки комедии на театральной сцене.

Содержание "Горе от ума" (краткое). Смысл произведения

Почему так упорно цензура на протяжении нескольких десятилетий боролась с комедией, не допуская ее для постановки не только в императорском театре, но и в качестве домашнего спектакля. Слишком много крамольного и предосудительного в насмешках Чацкого видели редакторы и не допускали творение Александра Сергеевича к печати. Очень легко персонажи судили о том, что происходило на тот момент в стране.

В связи с этим создалась довольно парадоксальная ситуация. Комедия была запрещена к полной печатной публикации цензорами. Поэтому на сегодняшний день насчитывается огромное количество именно рукописных экземпляров.

Практически в каждой дворянской семье находился текст этого произведения, переписанный от руки. Он использовался для домашних постановок или простого чтения. И цензура прекрасно знала о таком положении вещей. Но комедия все равно продолжала находиться под запретом.

На первый взгляд содержание произведения достаточно незатейливо. Все действие происходит в доме Фамусова, где появляется основной персонаж Чацкий, отсутствовавший в городе длительное время. Его визит сразу вызвал массу негативных эмоций, как со стороны его давней подруги Софьи, так и ее отца.

По мере появления новых персонажей комедии, читатель не только видит их разнообразные характеры, но и постоянно слышит острые суждения молодого Чацкого в отношении каждого из гостей жилища Фамусова. Визитеры этого дома стараются превознести хозяина имения и нравы, царящие вокруг.

Юноша же полон современных взглядов и не только пытается отстоять собственную точку зрения, но и достучаться до остальных персонажей комедии. К сожалению, он остается непонятым, и все его суждения воспринимаются обществом Фамусова очень категорично, что и приводит в конце пьесы к грандиозному скандалу.

Главный герой произведения Александра Сергеевича

Для того чтобы понять не только смысл названия - "Горе от ума" - но и всю его сюжетную линию, достаточно обратить внимание на монологи главного персонажа - Чацкого - и оценить их. Именно в них присутствуют те пластические образы, которые хотел передать Александр Сергеевич. Он выражает те чувства и взгляды, какие интересуют его поколение.

Все фразы в комедии Грибоедова построены так, что создают видимость диалога между актером и зрителем. И главный смысл складывается не из того, что говорит персонаж, а как именно он это делает. Это имеет огромное значение для понимания любого драматического сюжета. В любом диалоге или монологе "Горя от ума" можно обнаружить как признаки ума персонажа, так и признаки глупости. И даже то величие ума, которое характерно для мудрецов.

И совершенно очевидно, что Чацкий - не рупор авторской идеи, а самостоятельный герой. А Александр Сергеевич Грибоедов - это человек, который напитал его мыслями и чувствами. Автор и персонаж не являются между собой единством. Поэтому смысл комедии для каждого читателя будет своим, в зависимости от его восприятия окружающей действительности.

Крушение надежд и иллюзий

В чем же заключается смысл финала? "Горе от ума" состоит из неожиданных открытий главных персонажей. Для кого-то это драма в личных отношениях, а для других - крушение собственных иллюзий и идеалов. Например, для Чацкого, попытавшегося вступить в борьбу с окружающим миром, трагичным открытием стал консерватизм общества, которое не собирается принимать новые политические и социальные взгляды персонажа.

И, несмотря на то, что Чацкий был изгнан из этого круга, который не пожелал менять ничего в своем привычном укладе, этот человек своими новаторскими идеями все-таки смог пробить значительную брешь в сознании общества. Но, к сожалению, как и все первопроходцы, был не понят, отвергнут и изгнан.

Самое замечательное произведение, которое создал Александр Грибоедов - "Горе от ума". Смысл этой комедии заключается в том, чтобы обрисовать читателю живые и реальные типы людей с их настоящими проблемами, конфликтами не только личными, но и общественными. Благодаря этому комедия не только стала популярна среди современников автора, но и продолжает оставаться актуальной для многих поколений.

А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к "сливкам" петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе. Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.

Первый сборник поэм Блока "Стихи о прекрасной даме", 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.

В следующих поэтических сборниках Блока, "Город", 1908, и "Снежная маска", 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.

Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном "Возмездии", 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы "Родина" и "Скифы". В "Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма "Двенадцать", 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.


Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.

Основные темы творчества. Тема Родины . Блок определял Россию двойственно - то как "нищую" и "прекрасную" Русь, то как "Новую Америку": "Он не мог, да и не хотел соединить эти два начала, он осязательно противопоставлял их друг другу как враждебные, утверждая в этом противопоставлении романтику своего творчества". Блок создал особенный образ Родины. Это образ красавицы Женщины, возлюбленной невесты. Ее лик светел, “светел навсегда”, она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, “разбойной красотой”, повязанная в “плат узорный до бровей”.

Тема любви. В творчестве А. Блока эта тема является одной из важнейших. В первой книге поэта - «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1903 году, - дается романтическая трактовка любви как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир идеальный с миром реальным. Любовь в «Стихах о Прекрасной Даме» направлена не на какой-то конкретный объект. Предмет любви - Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, это воплощение идеальной сущности женской души. Поэтому любовь здесь - порыв, ожидание, неизвестность.

Тема города. Одной из ведущих тем лирического творчества поэта является тема урбанистическая - города-спрута, берущего в заложники, поглощающего личности, индивидуальности, даже физические тела своих жителей. Город Блока - это не реальный Петербург, хотя читатель без труда узнает в его стихах северную столицу. Это скорее «пейзаж души» лирического героя. Упоминание города встречается уже здесь - в стихотворениях конца 90-х годов XIX века. Город противопоставляется естественной жизни природы, причем преимущество в этом сравнении явно не на стороне первого. Ранний Блок - истинный романтик, его привлекает все прекрасное и возвышенное. Лирический герой пока еще четко отделяет себя от шумного, суетного города, физически - он часть его, но духовно – антипод. Если в ранних своих произведениях Блок четко отделяет себя - лирического героя - от остальных обитателей Петербурга, то теперь (1903) поэт - уже не романтический одиночка, не индивидуалист, он тонко чувствует беды и несчастья города, его жителей, не может закрывать на них глаза и продолжать описывать нереальные, сказочные миры, ища в них собственный покой и личное счастье. Например, стихотворение «Незнакомка» наполнено подробностями городского быта; читая его, мы не только видим картины петербургской жизни, но и отчетливо слышим пьяные окрики, детский плач, женский визг, скрип уключины. Описывая улицы, закоулки, кабаки Петербурга, Блок показывает трагедию русского человека начала XX века, судеб жителей родного поэту города.

Лирическая героиня . Прекрасная дама у Блока - символическое значение утонченной, прекрасной, духовной сущности мира. Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, поэт имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала в образе Прекрасной Дамы. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувственного и духовного восприятия мира. В стихотворениях этого поэта нет конкретных образов ни женщины, ни лирического героя. Нет его конкретных поступков, и переживания его неуловимы. Все образы лишь создают конкретную ситуацию. Лирический герой в своем стремлении найти нравственную опору готов верить любому обману. Таким желанным обманом и становится для него Прекрасная Дама. Это прослеживается во всех стихотворениях Блока, в том числе в “Незнакомке”.

А.А. Блок. Основные мотивы лирики

Далек и близок одновременно был он нашей эпохе…Он искал слияния с космосом, а не с человечеством. Жил предчувствием тайны и чуда…П.С. Коган

На творчество А.А. Блока (1880-1921) оказали серьёзное влияние русская романтическая поэзия, русский фольклор, философия Владимира Соловьева. Значительный след в его поэзии оставило и сильное чувство к Л.Д. Менделеевой, ставшей в 1903 г. его женой. Лирика Блока выступает как единое произведение, развернутое во времени: «...Я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и... к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру...)» , - так Блок характеризовал этапы своего творческого пути и содержание книг, составивших трилогию.

Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

Предчувствую Тебя...

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать. По улице ходят тени, Не пойму - живут, или спят. Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имен. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон. А хмурое небо низко - Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты - там.

Однако в первом томе стихов нашли своё отражение и социальные мотивы. В цикле «Распутья» (1903), завершающем первый том , тема Прекрасной Дамы соединяется с социальными мотивами - поэт словно поворачивается лицом к другим людям и замечает их горе, несовершенство мира, в котором они живут («Фабрика», «Из газет», «По берегу плелся больной человек» и др.)

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

«Из газет» Александр Блок

Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.

Коля проснулся. Радостно вздохнул,
Голубому сну еще рад наяву.
Прокатился и замер стеклянный гул:
Звенящая дверь хлопнула внизу.

Прошли часы. Приходил человек
С оловянной бляхой на теплой шапке.
Стучал и дожидался у двери человек.
Никто не открыл. Играли в прятки.

Были веселые морозные Святки.

Прятали мамин красный платок.
В платке уходила она по утрам.
Сегодня оставила дома платок:
Дети прятали его по углам.

Подкрались сумерки. Детские тени
Запрыгали на стене при свете фонарей.
Кто-то шел по лестнице, считая ступени.
Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.

Дети прислушались. Отворили двери.
Толстая соседка принесла им щей.
Сказала: «Кушайте». Встала на колени
И, кланяясь, как мама, крестила детей.

Мамочке не больно, розовые детки.
Мамочка сама на рельсы легла.
Доброму человеку, толстой соседке,
Спасибо, спасибо. Мама не могла…

Мамочке хорошо. Мама умерла.

По берегу плелся больной человек.

С ним рядом ползла вереница телег.

В дымящийся город везли балаган,

Красивых цыганок и пьяных цыган.

И сыпали шутки, визжали с телег.

И рядом тащился с кульком человек.

Стонал и просил подвезти до села.

Цыганочка смуглую руку дала.

И он подбежал, ковыляя, как мог,

И бросил в телегу тяжелый кулек.

И сам надорвался, и пена у губ.

Цыганка в телегу взяла его труп.

С собой усадила в телегу рядком,

И мертвый качался и падал ничком.

И с песней свободы везла до села.

И мертвого мужа жене отдала.

Также в этом цикле появляется гамлетовский мотив («Песня Офелии»).

Разлучаясь с девой милой,

Друг, ты клялся мне любить!..

Уезжая в край постылый,

Клятву данную хранить!..

Там, за Данией счастливой,

Берега твои во мгле...

Вал сердитый, говорливый

Моет слезы на скале...

Милый воин не вернется,

Весь одетый в серебро...

В гробе тяжко всколыхнется

Бант и черное перо...

Пристально вглядываясь в окружающий мир, лирический герой замечает его неблагополучие, приходит к мысли, что жизнью в этом мире правят стихии. Этот новый взгляд получил отражение во втором томе , в циклах: «Нечаянная Радость» (1907), «Вольные мысли» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911). Параллельно с этими циклами А. Блок создает ряд лирических драм: «Балаганчик», «Незнакомка» (1906), «Песня Судьбы» (1908), «Роза и Крест» (1913). Создание второго тома совпало с революционными событиями в стране. Раздумья поэта о судьбе Родины вылились в стихи о России , о своём отношении к её прошлому, настоящему и будущему («Осенняя воля», «Русь», «Россия» и др.).

«Осенняя воля» Александр Блок

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или - каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Много нас - свободных, юных, статных -
Умирает не любя…
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

РУСЬ

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведун ы с вороже я ми

Чаруют злаки на полях

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши - утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины...

Так - я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна,

Ее одежды не коснусь.

Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Лирический герой Блока связан с Родиной неразрывными узами. Первоначальный образ России поэт создаёт в русле фольклорной традиции: Русь - это таинственная, полусказочная земля, опоясанная лесами и окружённая дебрями, «с болотами и журавлями и с мутным взором колдуна» («Русь», 1906). Однако этот образ текуч : уже в стихотворении «Россия» (1908) образ древней земли незаметно трансформируется в женский образ: «какому хочешь чародею отдай разбойную красу» . Лирический герой убеждён, что Руси ничего не страшно, что она способна выстоять в любых испытаниях («не пропадёшь, не сгинешь ты» ). Лирический герой признаётся в любви к Родине, с которой «и невозможное возможно» . Особое место в лирике Блока занимает цикл «На поле Куликовом» (1908). Поэт считал, что история повторяется, поэтому необходимо осмысление её уроков: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям... Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Лирический герой этого цикла - это и древнерусский воин, который готовится к смертельной битве, и философ, размышляющий о судьбе России: «…До боли / Нам ясен долгий путь! / Наш путь - стрелой татарской древней воли / Пронзил нам грудь» . Несмотря на «кровь и пыль» , несмотря на грозящую «мглу - ночную и зарубежную» , на предвещающий беду «закат в крови» , лирический герой не мыслит своей жизни отдельно от России. Чтобы подчеркнуть неразделимость судьбы - своей и Родины, - Блок прибегает к смелой метафоре, несвойственной традиционному восприятию родной земли, - поэт называет Россию «женой»: «О, Русь моя! Жена моя!» . Заканчивается цикл на тревожной ноте: близится «начало / Высоких и мятежных дней /… Недаром тучи собрались» . Неслучаен и эпиграф, предпосланный пятой части цикла: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло (В. Соловьёв)» . Предчувствия Блока оказались пророческими: революции, репрессии и войны регулярно потрясали нашу страну на протяжении всего XX столетия. Действительно, «И вечный бой! Покой нам только снится…» . Однако великий поэт верил в способность России преодолеть все испытания: «Пусть ночь. Домчимся…» . Остро воспринимая социальные потрясения, Блок переживает предчувствие надвигающейся катастрофы. Его трагическое мироощущение особенно ярко проявилось в цикле «Страшный мир» (1910-1916), открывающем третий том . В «страшном мире» нет любви, нет здоровых человеческих чувств, нет будущего («Ночь, улица, фонарь, аптека...» (1912)).

Тема «страшного мира» звучит и в циклах «Возмездие», «Ямбы» . Возмездие в интерпретации Блока - это суд собственной совести: расплатой тому, кто изменил своему предназначению, поддавшись губительному воздействию «страшного мира», становится усталость от жизни, внутренняя опустошенность, духовная смерть. В цикле «Ямбы» звучит мысль о том, что возмездие грозит всему «страшному миру». И всё же лирический герой не теряет веры в победу света над тьмой, он устремлён в будущее: О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! Здесь же продолжается и тема России. Судьба Родины для лирического героя неотделима от его собственной судьбы («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» , 1910). А.Блок был глубоко убеждён, что родину не выбирают, он был способен любить и Россию страшную, уродливую в своей бездуховности - вспомним стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно» (1914): Грешить бесстыдно, непробудно, Счет потерять ночам и дням, И, с головой от хмеля трудной, Пройти сторонкой в божий храм. Три раза преклониться долу, Семь - осенить себя крестом, Тайком к заплеванному полу Горячим прикоснуться лбом. Кладя в тарелку грошик медный, Три, да еще семь раз подряд Поцеловать столетний, бедный И зацелованный оклад. А воротясь домой, обмерить На тот же грош кого-нибудь, И пса голодного от двери, Икнув, ногою отпихнуть. И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод, И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне...Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.26 августа 1914

Лирика А. Блока необычайно музыкальна . По мнению поэта, музыка - это внутренняя сущность мира. «Душа настоящего человека есть самый сложный и самый певучий музыкальный инструмент...» , - считал Блок, - поэтому все поступки человека - от необычайных взлётов до падения в пропасть «страшного мира» - являются проявлениями верности или неверности человека «духу музыки». Как и все символисты, А. Блок придавал особое значение ритмико-мелодическому рисунку произведения. В его поэтическом арсенале инструментов стихосложения широко представлены верлибр и ямбы, белый стих и анапест. Также большое значение Блок придавал цвету . Для его творчества цвет - средство символического изображения мира. Основные цвета в поэзии Блока - белый и чёрный, что обусловлено эстетикой символизма , рассматривающего мир как контрастное соединение идеального и реального, земного и небесного. Белый цвет прежде всего символизирует святость, чистоту, отрешённость. Чаще всего белый цвет встречается в первом томе - с ним связаны образы-символы чистоты, непорочности и недостижимости (например: белые птицы, белое платье, белые лилии). Постепенно белый цвет приобретает и другие значения:

1) страсти, освобождения: Серебристым, снежным хмелем Опьяню и опьянюсь? Сердцем, преданным метелям, К высям неба унесусь.??В далях снежных веют крылья, -Слышу, слышу белый зов;??В вихре звездном, без усилья Сброшу звенья всех оков?Опьянись же светлым хмелем, Снежнооким будь и Ты…??Ах, потерян счет неделям В вихре белой красоты!??1906-1907 2) смерти, гибели: <…>А она не слышит -Слышит - не глядит, Тихая - не дышит, Белая - молчит...Уж не просит кушать...Ветер свищет в щель. Как мне любо слушать Вьюжную свирель! Ветер, снежный север, Давний друг ты мне! Подари ты веер Молодой жене! Подари ей платье Белое, как ты! Нанеси в кровать ей Снежные цветы!Ты дарил мне горе, Тучи, да снега...Подари ей зори, Бусы, жемчуга! Чтоб была нарядна И, как снег, бела! Чтоб глядел я жадно Из того угла!.. Слаще пой ты, вьюга, В снежную трубу, Чтоб спала подруга В ледяном гробу!<…>Декабрь 1906

Частотность использования белого цвета снижается по мере развития поэзии Блока от символизма к реализму «страшного мира» и революции, а использования чёрного - повышается. Чёрный цвет в лирике Блока символизирует одержимость, неистовство, трагизм, отчаяние, неприкаянность:

1) В душе весну будит её весна, Но ум сжимает дьявол чёрный… 2) Рабом безумным и покорнымДо времени таюсь и жду Под этим взором, слишком черным. В моем пылающем бреду... 3) Только дикий чёрный ветер, Сотрясающий мой дом…

Чёрный цвет - это ещё и знак философского осмысления жизни - знак иноческого служения, и символ полноты жизни:

1) Я грустным братьям - брат примерный, И рясу черную несу, Когда с утра походкой верной Сметаю с бледных трав росу. 2) И чёрная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…

Встречаются в лирике Блока и другие цветовые символы, обусловленные традициями средневековой эстетики, которым следовал поэт в своём творчестве: Жёлтый - знак пошлости, социальной несправедливости, враждебной силы; Синий - знак измены, зыбкости мечты, поэтического вдохновения. Поэтическое совершенство лирики А. Блока позволило ему занять почётное место в ряду русских классиков, создававших великую русскую литературу.