Главные причины социальных революций в истории. Понятие социальной революции

Теория социальной революции имеет исключительно важное значение в социологии управления, что и будет показано в данной главе. Для этой цели будут рассмотрены методологические проблемы социальной революции, ее сущность, причины возникновения, закономерности развития и роль в общественной жизни.

Характеристика социальной революции

На заре развития буржуазного общества ее идеологи, восторженно приветствуя революционные сдвиги, пытались рассматривать проблему революции, ее необходимость и причины. И хотя они не понимали истинных причин революции, объясняли их высшими принципами справедливости, данными от природы правами людей (свободы, равенства и братства между людьми), их учения для своего времени сыграли прогрессивную роль.

Для понимания идей о социальной революции важны такие категории, как общественно-экономическая формация, а также базис и надстройка. Что они собой представляют? Общественно-экономическая формация – это социальная система, формирующаяся на основе конкретного типа производственных отношений. Экономический базис есть совокупность производственных отношений определенного способа производства. А общественная надстройка включает совокупность общественных идей и соответствующих им организаций и учреждений, порожденных господствующими экономическими отношениями. Базис и надстройка составляют определяющие элементы общественно-экономической формации

Понятие "социальная революция" употребляется в литературе двояко: в широком смысле для обозначения всей эпохи перехода к новой общественно-экономической формации, и в узком для обозначения качественных изменений в какой-либо области общественной жизни – в экономике, политике, культуре и т.д. В данной главе речь будет идти о революции в широком смысле этого слова.

Общественное развитие – это всегда естественно-исторический процесс возникновения, развития и гибели общественно-экономических формаций. Смена общественно-экономических формаций – сложный и многогранный процесс, в ходе которого изменяется материально-техническая база общества, его экономический строй, происходят изменения в политической жизни, идеологии, культуре. Эти преобразования в совокупности образуют то социальное явление, которое обычно называют революцией.

Стало быть, социальная революция это закон смены общественно-экономических формаций. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или, что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции, в процессе которой разрушаются старые производственные отношения. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной обществен ной надстройке.

Для разрушения старой государственной власти, в целом старой надстройки революционный класс использует социальное насилие. Без такого насилия невозможна ни одна революция. По мнению некоторых социологов, насилие есть абсолютно негативное явление. Однако оно играет в истории и прогрессивную роль. По словам К. Маркса, насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. И потому является тем орудием, посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политически формы.

Одним словом, когда созрели необходимые материальные предпосылки для перехода к новому общественному строю, тогда революционный класс объективно вынужден использовать насилие, которое может осуществляться в различных формах. Оно не обязательно связано с вооруженной борьбой, а может быть осуществлено мирными путями – в холе парламентской борьбы, аграрной реформы, национализации промышленности, путем применения юридических санкций и т.д. Социальная революция является высшей, наиболее острой формой классовой борьбы.

Даная форма используется только тогда, когда классовая борьба обострилась до предела, когда отношения между борющимися классами достигли своего социального апогея. Социальная революция не является плодном заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате глубоких общественных изменений, приводящих в движение широкие слои населения.

В результате проведения социальной революции политическая власть переходит от старого реакционного класса к прогрессивному демократическому классу. Только вырвав государственную власть из рук господствующего класса и подавив его сопротивление, демократические силы могут добиться победы нового над старым. Поэтому вопрос о политической власти является основным вопросом социальной революции.

Почему среди всех вопросов социальной революции главным является вопрос о власти? Дело в том, что мощным средством в руках господствующего класса является государство, т.е. публичная власть со всеми ее органами насилия (армия, полиция) и средствами идеологического воздействия. Государство, находящееся в руках господствующего класса, стремится сохранить экономический базис и соответствующие элементы общественной надстройки, подавляет выступления передового класса против устоев старого общества. Поэтому, чтобы сломить силу господствующего класса, необходимо отобрать у него политическую власть.

Следовательно, социальная революция призвана осуществить коренные преобразования прежде всего в главных сферах общественной жизни – в экономике, политике, а также в области духовной жизни общества, в его культуре.

В экономической области главное назначение социальной революции состоит в том, чтобы разрешить конфликт между развивающимися производительными силами и отжившими производственными отношениями, заменить старую систему хозяйства новой, более высокой. Предпосылкой этого является прежде всего переворот в отношениях собственности на средства производства.

В политической области революция разрешает конфликт между отжившей политической надстройкой и складывающимися новыми экономическими отношениями или назревшими потребностями экономического развития. Она создаст новую политическую и правовую надстройку, необходимую для упрочения и развития нарождающейся общественно-экономической формации.

Здесь следует сказать также о том, что не следует смешивать политическую революцию и государственный переворот В политической революции власть переходит из рук старого реакционного класса в руки передового класса, изменяется классовая сущность власти, происходит смена господствующего класса. А при государственном перевороте классовая сущность власти не меняется, осуществляется передача власти от одной группировки господствующего класса к другой.

В области культуры революция призвана сменить старые социальные установки на новые, включающие материальные и культурные ценности, накопленные человечеством па всем протяжении его развития. Новая культура стоит не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации, а является закономерным преемником старого культурного наследия. Вместе с тем создание подобной культуры требует критического освоения старого, а не простого ее заимствования.

Итак, социальная революция в историческом процессе выступает как совокупность экономического, политического и культурного переворотов. В зависимости от характера формации и конкретных условий содержание и последовательность этих трех событий в ходе социальной революции могут быть различны. Между составными частями социальной революции во времени может быть несовпадение. В то время как одни процессы уже завершаются, другие только начинаются, а третьи проходят одновременно во многих ее составных частях.

Поэтому социальная революция – это не кратковременный взрыв, а длительный исторический период, охватывающий годы и десятилетия, период, когда разрешаются коренные противоречия общественной жизни. В. И. Ленин писал: "Социальная революция не одна битва, а эпоха целого ряда битв по всем и всяческим вопросам экономических и демократических преобразований..." .

В своем развитии революция проходит ряд этапов, каждый из которых подготавливает условия для последующего. В самой общей форме здесь можно выделить семь основных этапов: 1) конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, 2) значительное повышение революционной активности масс, 3) кризис "верхов", 4) кризис "низов", 5) выработка революционной теории и распространение ее в массах, 6) создание революционной партии (организации) и ее руководство народными массами, 7) закрепление результатов революции (рис. 18.1).

Конечно, в той или иной конкретной революции возможны различного рода отклонения от этой схемы (большая дробность периодов, нечеткость переходов, их незавершенность и т.д.). Семь этапов характеризуют логику революционного процесса в наиболее обобщенной форме. Для вызревания социальной революции необходимы объективные и субъективные предпосылки. Что они собою представляют?

Рис. 18.1.

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 62.

В социальной философии понятия революции и эволюции рассматриваются как формы развития обществ. Но они же являются и формами формационных и иных социальных конфликтов и в этом качестве выступают внутренними источниками развития обществ и человечества. Они представляют формы идеологической, экономической, политической борьбы различных формационных общностей за изменение формации общества, т.е. системы его основных сфер.

Социальные эволюция и революция как социальный конфликт

Социальные эволюции и революции как социальный конфликт между старой и новой формациями обществ и их цивилизациями включают изменения:

  1. своих предметов, т.е. связаны с конфликтом интересов разных социальных общностей
  2. социальных субъектов исторического творчества, т.е. ведущих формационных общностей, обладающих совокупностью фундаментальных интересов.

Они различаются именно способами развития социальных конфликтов, соотношения в них стадий становления, развертывания, разрешения, разными формами этих стадий и включают в себя:

1. Изменение мировоззрения и идеологии общества, осознание взамен старых идеалов и целей – новых. Например, в Советской России на смену идеям самодержавия, православия, народности пришли идеи советской власти, коммунистической идеологии, советского народа. В то же время на Западе взамен общества (марксовского капитализма) всеобщей конкуренции и наживы возникла идея «общества всеобщего благоденствия». В социальных революциях это изменение происходит резко, нигилистически по отношению к старому (Петр I, Ленин, Ельцин), а в социальных эволюциях – медленно, с сохранением преемственности: буржуазно-социалистическая идеология не устранила насильственно старую, а просто перестала ее учитывать.
2. Изменение политической сферы, перераспределение власти между нациями, классами, регионами страны в соответствии с изменившимися положениями этих субъектов. Вопрос о власти, как указывал Ленин во время Октябрьской революции, – это главный вопрос. Только через получение (или умаление) власти тот или иной субъект (нация, класс, регион и т.п.) способен выразить и реализовать свои интересы в обществе, повлиять на экономику, на распределение материальных благ в своих интересах. Нужно учитывать, что общество развивается, постоянно происходит изменение экономического положения субъектов, что требует постоянного изменения представительства их интересов в политический системе. Это и делается в странах, выбравших социально-эволюционный путь развития. В странах, где политическая система отстает от развития экономической и идеологической систем, это ведет к социальной революции.
3. Изменения в экономической сфере (форм собственности на средства производства, отношений собственности и менеджмента в управлении экономикой и т.д.) в современных обществах осуществляются и собственниками средств производства, и государством, которое регулирует отношения между собственниками, выступая политическим посредником. Поэтому так велика роль государства в осуществлении социальной эволюции и революции.
4. Изменение ведущего класса общества. Например, во время Французской революции 1789 г. к власти пришла буржуазия, которая свергла дворянство во главе с королем. Во время Октябрьской революции 1917 г. к власти пришли большевики, свергнувшие власть буржуазии. В 1991 г., свергнув власть большевиков, выражавших интересы советских рабочих, к власти пришли номенклатурные либералы, выражающие интересы новой российской буржуазии. Сейчас к власти пришли российские силовики (военные), выражающие интересы патриотической, державной и коллективистской части российского народа, которые хотят восстановить патриотизм, державность, солидарность. Мы можем снова въехать в накатанную колею политической формации.

Борьба классов

Социальные эволюция и революция совершаются в форме идеологической, экономической, политической борьбы, но различаются соотношением и характером этих видов борьбы.

Идеологическая борьба классов происходит на уровне мировоззрения, идеологии, политических программ, в которых выражаются коренные классовые интересы. Каждый класс, исходя из своего экономического, политического, образовательного положения открывает (формулирует) свое видение общества, его строя и развития. Это видение разрабатывается интеллигентами, встающими на позиции данного класса, т.е. рассматривающие все происходящее в мире с точки зрения этого класса. Например, с точки зрения пролетарско-большевистской интеллигенции (Ленин и др.) старое общество достойно уничтожения; в результате социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, на месте старого буржуазного общества создается новое пролетарское, выступающее прямой противоположностью первому и т.п. Буржуазная интеллигенция придумывает другую перспективу общества, его формации и развития. Так, буржуазно-социалистическая интеллигенция (Бернштейн и др.) разработала буржуазно-социалистическую перспективу, которая была реализована в странах Западной Европы. Эта перспектива была прямой противоположностью пролетарско-социалистической. Затем в результате пропаганды в сознание представителей своей формационной общности внедряется «своя» идеология и критика (а также высмеивание) идеологии противоположной.

Экономическая борьба классов есть борьба за улучшение их экономического положения: изменение форм собственности, роли в общественной организации труда, форм и размеров получаемого дохода и т.п. Со стороны буржуазии, например, она выражается в совершенствовании орудий и организации труда, повышении его эффективности, увеличении инвестиций и т.п., что объективно усложняет работу, зарплату, занятость рабочих, вызывая с их стороны протест. В результате переговоров, забастовок, демонстраций, политических выборов и иных форм возникает определенный консенсус, арбитром которого сейчас между работодателями и профсоюзами выступает государство. В итоге развиваются экономика, социальная сфера и общество в целом.

Политическая борьба классов – это борьба за государственную власть, за власть над государственным аппаратом. Эта власть позволяет развивать общество (в определенных пределах) в нужном для Данного класса направлении. Например, российский пролетариат Под руководством большевиков захватил власть в России, создал пролетарское государство, с помощью которого организовал невиданный общественный строй (советский), который развалился в конце XX в. В современных условиях политическая борьба чаще всего Происходит во время выборов органов власти, это борьба разных политических партий, которые в рамках закона борются за свои политические интересы. Например, в результате классовой борьбы в России был избран новый парламент, в котором три основные фракции левых (КПРФ), центристов («Единство» – «Медведь»), правых (СПС, ОВР, «Яблоко»).

Анализ истории показывает, что в политических обществах (СССР, КНР и др.)социальные революции – типичное явление, что связано с отставанием политического базиса от происходящих в обществе экономических и мировоззренческих изменений. Для политических обществ социальные революции являются закономерностью, о чем свидетельствует, в частности, история России. В экономических обществах (США, Германия и др.) социальные революции становятся случайными: там закономерностью является социальная эволюция, относительно демократический переход власти от одной политической партии и стоящей за ней социальной общностью к другой.

Поэтому одно из важнейших достоинств экономических обществ, демократического и правового государства – временное, но исчезновение социальной революции как формы развития общества, а следовательно, и вызваных ею разрушений, жертв и страданий. Это связано со значительным изменением сознательности субъективного фактора, а также повышением общего уровня образованности и интеллекта народа. Переход России от политического общества к экономическому, а затем к смешанному и индустриальному, позволит нашему народу избежать в дальнейшем социальных революций и потрясений.

Социальные эволюция и революция как качественные изменения

В советском и западном обществоведении социальные эволюция и революция определялись по разному. В советском обществоведении под эволюцией понималось медленное, количественное изменение какого-либо явления, а под революцией – его коренное, качественное изменение.

Такое определение позволяет оправдать пролетарско-социалистическую революцию в нашей стране и другие революции в мире, снять историческую ответственность политических элит и классов за содеянное, принизить роль субъективного фактора в истории в пользу объективных условий и автоматизма исторического процесса.

В западной литературе эти понятия трактуются несколько по-иному. Прежде всего, и эволюция, и революция рассматриваются как качественные изменения, происходящие скачкообразно, т.е. с перерывом преемственности, но различающиеся способами, темпами, ценой, прочностью осуществленных изменений. В дальнейшем изложении будем придерживаться этой точки зрения при оценке развития людей, общностей, институтов, обществ и человечества.

Социальная эволюция использует мирные (демократические) средства, происходит медленно, сопровождается относительно незначительными разрушениями старого и жертвами (социальными и человеческими), ее результаты достаточно долговечны.

Социальная революция использует насильственные методы преобразований, происходит относительно быстро, сопровождается значительными разрушениями (до основания) прежнего общества, жертвами и страданиями людей, результаты ее непрочны и недолговечны. Но и социальная эволюция, и социальная революция представляют собой качественное изменение в развитии обществ.

Выбор эволюционного или революционного пути зависит от зрелости субъективного фактора, его способности вовремя оценить состояние противоположности классов, этносов, элиты и бюрократии и принять вовремя соответствующие решения. Эта точка зрения противоположна точке зрения советских исторических материалистов, изложенной во многих в том числе и современных учебниках.

В качестве примера рассмотрим пролетарско-социалистическую революцию в России и буржуазно-социалистическую эволюцию в Европе. Первая происходила в России с октября 1917 г. по 1937 г. (год строительства основ социализма) и сопровождалась установлением диктатуры пролетариата, уничтожением «до основания» старой России, колоссальными жертвами, созданием советского общества с социальным равенством и бедностью. Это общество развалилось почти до основания в течение 1901-2000 гг. к удивлению ее сторонников и противников.

Буржуазно-социалистическая эволюция в Западной Европе происходила всю первую половину XX в., без военного насилия, демократическим путем. Она привела к установлению буржуазных и правовых демократий, резкому улучшению качества жизни народа, сохранила возможности дальнейшей трансформации в постиндустриальное общество.

Социальная революция и социальная эволюция представляют собой качественный переход обществ и человечества от одной формации и цивилизации к другой, вызываемый объективными социальными противоречиями, лежащими в основе общественной жизни. Поэтому эти процессы носят объективно обусловленный (и закономерный) характер. Но эволюция не доводит социальный конфликт до стадии развертывания (и насилия) между противоположными классами, а революция – доводит. И вина за случившееся в последнем случае лежит на господствующих классах, допустивших такое развитие событий, т.е. На субъективном факторе. Так, У. Черчилль считал причиной Французской революции 1789 г. неспособность королевского правительства упорядочить отношения между классами, т.е. неправильное (и преступное) правление.

То же можно сказать и по поводу пролетарско-социалистической революции, произошедшей по вине российского царя, дворянства и буржуазии, оказавшихся не способными понять и выразить в политических решениях интересы российского крестьянства и рабочих. Поэтому вина за разрушение России и установление советской власти лежит не на пролетариате и большевиках, а на дворянстве и буржуазии России во главе с царем и Государственной думой. И революции 1991 г. в СССР можно было избежать, осуществив социальную эволюцию в направлении буржуазного социализма, продолжая либо НЭП, либо экономические реформы (предпринятые Косыгиным в 1963 г.). Но неспособность правящей партии – КПСС на социальную эволюцию привело к краху и КПСС, и СССР, и советского народа. Винить в приходе к власти в 1991 г. номенклатурных либералов во главе с Ельциным нужно не американский империализм, а советских коммунистов, задубевших в ленинизме-сталинизме, что, в частности, и выражается в понимании ими социальной революции.

Война как форма социального конфликта

Такой же разрушительной формой социального конфликта, как социальная революция, является война. Она ведется между странами (обществами) и государствами из-за национальных идей, территории, союзников, путей сообщения и т.п. Например, в Первую мировую войну Россия вступила под давлением церкви, дворянства, буржуазии почти из-за всех перечисленных интересов. И в результате получила две революции, гибель всех старых классов, образование СССР и т.п.

Мне бы хотелось дать характеристику войны словами героини известного романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Лары:

Мы женились перед самою войной (1914 года – С В), за два года до ее начала. И только мы зажили своим умом, устроили дом, объявили войну. Я теперь уверена, что она была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий. Я хорошо помню детство. Я еще застала время, когда были в силе понятия разума. То, что подсказывала совесть, считали естественным и нужным. Смерть человека от руки другого была редкостью, чрезвычайным, из ряду вон выходящим явлением. Убийства, как полагали, встречались только в трагедиях, романах из мира сыщиков и в газетных дневниках происшествий, но не в обыкновенной жизни.

И вдруг этот скачок из безмятежной жизни, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства... Наверное, никогда это не проходит даром. Ты лучше меня, наверное, помнишь, как сразу все стало приходить в разрушение. Движение поездов, снабжение городов продовольствием, основы домашнего уклада, нравственные устои сознания...

Тогда пришла неправда на русскую землю. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической – потом революционной.

В дальнейшем изложении социальной революции и эволюции как формационным конфликтам будет уделено основное внимание. Именно формационная структура, ее развитие позволяют рассмотреть разнообразные конфликты интересов и социальных субъектов в их взаимосвязи в рамках общественного организма. Формационные конфликты в их разнообразных видах характерны для России на протяжении всего XX в.

Реформисты отрицают или принижают прогрессивное значение социальных революций, утверждают, будто бы социальная революция как форма общественного развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными "издержками", что она во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Это утверждение не согласуется с реальной историей.

Многовековой опыт убедительно доказал, что революции являются мощным двигателем исторического развития. Революции – это локомотивы истории, могучие двигатели общественного и политического прогресса.

Великая историческая роль социальных революций состоит в том, что они устраняют преграды и расчищают пути для общественного движения. Социальные революции ликвидируют старый базис и старую надстройку, которые задерживают развитие производительных сил общества. Они обнажают и искореняют противоречия старого, отжившего общественного строя, пробуждают широкие народные массы к самостоятельной творческой деятельности, развязывают их активность. В период революций намного расширяется объем и содержание социального творчества.

По общему мнению, революции – это праздник демократических сил. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса. Революция является коренной ломкой экономического и социально-политического строя ускоренным, скачкообразным движением по пути прогресса.

Для более полного уяснения роли социальной революции в развитии общества необходимо также рассмотреть вопрос о соотношении революции и реформы. Реформами называются такие социальные перемены, которые не отнимают политической власти в государстве из рук старого господствующего класса, а сводятся к качественным преобразованиям в отдельных отраслях общественной жизни. Они могут носить экономический, политический, правовой, религиозный и другой характер, но не покушаются на политическую власть.

Противники революции рассматривают реформы как самоцель, как спасение от революции, пытаясь путем реформ отвлечь трудящихся от классовой борьбы. Революционеры считают, что реформы нс устраняют социальных противоречий, а лишь временно смягчают и отодвигают их решение. Однако было бы ошибочно думать, что революционный класс полностью отрицает использование реформ. В условиях капитализма, посткапитализма и постсоциализма реформы используются передовыми слоями общества как побочный продукт демократической борьбы, как мера для развития и расширения этой борьбы.

Реформы всегда имеют двойственную природу. С одной стороны, они улучшают положение трудящихся классов, а с другой, – служат средством для предупреждения и погашения их революционной борьбы. Реформа есть уступка, которую делают правящие классы, чтобы задержать, ослабить или затушить революционную борьбу, чтобы раздробить силу и энергию революционных классов и т.д. Поэтому прогрессивные силы не отвергают реформы, хотя бы в малой степени улучшающие положение народных масс, но одновременно указывают на их ограниченность и недостаточность, на необходимость революции. Все дело борьбы за положительные реформы должны быть подчинены конечной цели борьбы за свободу и демократию.

Понятию социальной революции противостоит понятие контрреволюция. Контрреволюция – это попытка или процесс реставрации власти реакционного класса и старых социально-экономических порядков. По своему объективному содержанию контрреволюция всегда регрессивна. Она задерживает развитие и мешает общественному прогрессу. Противоборство революции и контрреволюции – объективный закон классовой борьбы в эпоху перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Объясняется это тем, что господствующие классы никогда не отдают добровольно своей власти, оказывают упорное сопротивление новому строю.

При контрреволюции реакционные силы берут верх и революции терпят поражение. Так обстояло дело с буржуазнодемократической революцией в 1848 г. в Германии, Парижской коммуной 1871 г., демократической революцией 1936 г. в Испании, ликвидацией социализма в России в 1991–1999 гг., других европейских и азиатских странах.

Контрреволюция прибегает к различным формам борьбы и подрывных действий: вооруженные выступления, гражданские войны, мятежи, заговоры, саботажи, диверсии, иностранная интервенция, блокада и т.п. Решительная победа нового строя лишает контрреволюцию сил для открытого сопротивления, и она принимает более скрытые, замаскированные формы.

Опасность контрреволюционной деятельности возрастает в моменты относительного равновесия классовых сил - когда революционные классы еще не могут взять в свои руки всю власть и одержать решительную победу, а господствующие классы уже не в состоянии удерживать контроль за развитием событий. В такие моменты борьба обостряется. Контрреволюция активизируется, использует имеющиеся у нее рычаги власти, экономические позиции и влияние, средства информации для того, чтобы остановить революционный процесс, повернуть его вспять.

Если контрреволюция не встречает решительного отпора, она активизируется, стремится использовать неустойчивость политической обстановки в своих интересах. Только постоянное сохранение инициативы в руках революционных сил, их сплоченность и организованность дают возможность остановить контрреволюцию, навязать ей борьбу в тех сферах и в таких формах, которые отвечают интересам дальнейшего развития революции и обрекают реакцию на поражение.

Социальной базой контрреволюции являются, прежде всего, реакционные классы и слои, утрачивающие в результате революции власть, доходы, привилегии. Они выступают в качестве вдохновителей и организаторов контрреволюции. Численно эти классы и слои составляют незначительное меньшинство общества. Поэтому, чтобы противостоять революции, они нуждаются в более или менее широкой поддержке.

С этой целью контрреволюция стремится внести раскол в ряды угнетенных классов любыми средствами, включая обман, шантаж, клевету, демагогию. Она пытается привлечь на свою сторону политически отсталые и колеблющиеся слои населения, натравить их на авангард революционных классов. Так, в годы Французской буржуазной революции 1789 г. феодальная реакция использовала в контрреволюционных целях темноту и невежество крестьян провинции Вандея. В России во времена Б. II. Ельцина (последнее десятилетие XX в.) контрреволюционные силы задействовали стремление к обогащению партийно-комсомольской бюрократии, "цеховиков", криминальных элементов.

Социальной почвой для распространения контрреволюционных настроений могут стать некоторые слои мелкой буржуазии, которая в периоды обострения классовой борьбы "колеблется" между революцией и контрреволюцией. Контрреволюция использует и ошибки революционных сил, а также экстремистские действия левацких групп с тем, чтобы отпугнуть от революции те или иные слои населения. Ультралевые авантюристы, жонглируя революционной фразеологией, объективно являются пособниками контрреволюции.

В мировой исторической перспективе контрреволюция обречена. Она всегда временна, преходяща, не может остановить поступательного движения общества. Однако способна задержать общественный прогресс, вызвать зигзаги и отступления в развитии.

Контрреволюция, как правило, сопровождается жестоким террором. Об этом наглядно свидетельствуют кровавые расправы версальцев после падения Парижской коммуны, массовые расстрелы рабочих после поражения русской буржуазно-демократической революции 1905–1907 гг., белый террор вслед за подавлением Венгерской советской республики в 1919 г., трагедия Чилийской революции в 1974 г. и др.

Необходимость пресечения деятельности контрреволюционных сил обусловливает один из важнейших законов социальной революции. "Всякая революция, – по мнению В. И. Ленина, – лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться " . Для преодоления попятных тенденций в развитии социальной революции и доведения ее до конца важнейшее значение имеет седьмой этап – закрепление ее результатов. Объективные задачи этого этапа сводятся к стабилизации власти передового класса, выполнению экономической и социальной программы революции, осуществлению мер по защите ее завоеваний от внутренней и внешней контрреволюции.

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 122.

Революция (социальная) Революция социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Содержание Р. классически раскрыто К. Марксом в Предисловии к «К критике политической экономии»: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или ‒ что является только юридическим выражением последних ‒ с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче ‒ от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой Р. определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи Р. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенационального процесса, в котором всё большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций (см. Буржуазная революция ). В эпоху перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революционный процесс, в котором сознательная политическая деятельность передового класса становится необходимым условием развития и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистической революции ,которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладет начало становлению коммунистической общественно-экономической формации (см. Коммунизм ), где, по словам К. Маркса, «... социальные эволюции перестанут быть политическими революциям и» (там же, т. 4, с. 185).

Экономическая основа Р. ‒ углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений , который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетёнными классами. В революционной борьбе угнетённых классов (стихийной или сознательной) выражается назревшая потребность в освобождении производительных сил от оков устаревшей системы производственных отношений.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Революция (социальная)" в других словарях:

    Быстрые качественные изменения во всех сферах общественной жизни, скачок от одного способа производства к др. в результате насильственного свержения старой власти. Экономической причиной революционного скачка является, согласно марксизму,… … Философская энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия

    Кардинальное изменение социально политического строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественного и государственного институтов в противоположность реформам и социальной эволюции.… … Энциклопедический словарь

    РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. revolution, social; нем. Sozialrevolution. 1. Коренной резкий качественный переворот во всей соц. структуре общества; способ перехода от одной формы соц. полит. устройства к другой. 2. Полит, переворот, в результате к рого меняется соц.… … Толковый словарь по социологии

    РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - 1. Коренной резкий качеств. переворот во всей соц. структуре об ва; способ перехода от одной формы соц.политич. устройства к др. 2. Политич. переворот, рез те к рого меняется соц. структура власти … Российская социологическая энциклопедия

    РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - коренной переворот в социально экономической структуре общества, сопровождающийся внезапным насильственным изменением существующего политического строя … Тематический философский словарь

    - (от позднелат. revolutio поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии к. л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научнотехническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в… … Философская энциклопедия

    Революция (от позднелат. revolutio ‒ поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая Р., промышленная революция, научно техническая революция, культурная… …

    I Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот) глубокое качественное изменение в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая Р., промышленная революция, Научно техническая революция,… … Большая советская энциклопедия

РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ)

социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Содержание Р. классически раскрыто К. Марксом в Предисловии к "К критике политической экономии": "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой Р. определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи Р. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенационального процесса, в котором всё большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций (см. Буржуазная революция). В эпоху перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революционный процесс, в котором сознательная политическая деятельность передового класса становится необходимым условием развития и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистической революции,которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладет начало становлению коммунистической общественно-экономической формации (см. Коммунизм), где, по словам К. Маркса, "... социальные эволюции перестанут быть политическими революциям и" (там же, т. 4, с. 185).

Экономическая основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетёнными классами. В революционной борьбе угнетённых классов (стихийной или сознательной) выражается назревшая потребность в освобождении производительных сил от оков устаревшей системы производственных отношений.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию.

Р. неизбежно встречает на своём пути преграду в виде политической власти господствующего класса. Поэтому первым актом социальной Р. является Р. политическая, т. е. завоевание государственной власти революционным классом. "... Каждый стремящийся к господству класс, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать себе политическую власть..." (там же, т. 3, с. 32). Вопрос о политической государственной власти - главный вопрос всякой Р. "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса, - отмечал В. И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 31, с. 133).

Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и наиболее острая классовая борьба,которая может принимать самые разнообразные формы (вооружённого восстания,политического переворота, гражданской войны; мирные формы борьбы). Р. развивается в противоборстве с контрреволюцией. Объективные потребности общественного прогресса в конечном счёте предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства не однозначен и зависит от реального соотношения классовых сил, от зрелости субъективного фактора Р., от способности и готовности революционных классов и политических партий к решению встающих перед ними задач. "... Революционные периоды, - подчёркивал В. И. Ленин, - являются по преимуществу как раз такими периодами истории, когда в сравнительно короткие промежутки времени столкновение борющихся общественных сил решает вопрос о выборе страной прямого или зигзагообразного пути развития на сравнительно очень продолжительное время" (там же, т. 16, с. 8-9).

В тех случаях, когда массовые революционные силы недостаточно организованы и не готовы к решению объективно назревших революционных задач, Р. может приобрести верхушечный характер [например, турецкая (1908) и португальская (1910) буржуазные Р.]. В противоположность народным революциям, в которых активно и самостоятельно участвует громадное большинство народа, верхушечная Р. непоследовательна, половинчата и обычно заканчивается классовым компромиссом.

Основоположники марксизма-ленинизма решительно выступали против доктринёрских представлений, согласно которым Р. является автоматическим результатом роста производительных сил и осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует стопроцентный успех без упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. "... В революции, - писал Ф. Энгельс, - как и на войне, в высшей степени необходимо в решающий момент все поставить на карту, каковы бы ни были шансы... Бесспорно во всякой борьбе тот, кто поднимает перчатку, рискует быть побежденным, но разве это основание для того, чтобы с самого начала объявить себя разбитым и покориться ярму, не обнажив меча-" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 80-81). Активная и самоотверженная деятельность массовых сил Р. - решающий фактор её успешного развития и победы.

Вопрос о роли Р. в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Представители буржуазной "социологии революции" утверждают, будто Р. как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными "издержками", во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Вслед за буржуазными идеологами роль Р. в историческом процессе отрицают или приуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны, представители мелкобуржуазного левацкого революционаризма отрицают объективные закономерности революционного процесса и считают, что революционный авангард, "активное меньшинство" в любых условиях может осуществить Р.

Обобщая исторический опыт, марксистско-ленинская теория доказывает, что Р. являются могучим двигателем общественного и политического прогресса. К. Маркс называл революции "локомотивами истории" (см. там же, т. 7, с. 86). Великая историческая роль Р. состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса. Р. означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. В революционные эпохи темпы общественного развития необыкновенно ускоряются. По словам В. И. Ленина, в такие периоды пределы возможного тысячекратно расширяются. Р. вовлекает в активную политическую деятельность широчайшие массы народа, которые в обычные времена господствующим классам удаётся отстранить от политики. Обогащается содержание и возрастает объём социального творчества. "Революции, - писал В. И. Ленин, - праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса, с точки зрения узкой, мещанской мерки постепеновского прогресса" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 11, с. 103).

Особенно велика в истории человечества роль Р. пролетариата, начало которой положила Великая Октябрьская социалистическая революция. Она открыла эпоху перехода человеческого общества от капитализма к социализму. См. также статьи Народно-демократическая революция, Национально-освободительная революция, а также статьи об отдельных революциях и лит. при них.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Классовая борьба во Франции, там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, там же; Маркс К., Предисловие ["К критике политической экономии"], там же.; т. 13; Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Полное собрание соч., 5 изд., т. 11; его же. Крах II Интернационала, там же, т. 26; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же. Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; Программа КПСС, М., 1974; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Ковалев А. М., Социальная революция, М., 1969; Селезнев М. А., Социальная революция, М., 1971; Ленинская теория социалистической революции и современность, М., 1972.

Ю. А. Красин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕВОЛЮЦИЯ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-04 Time: 02:10:29 Б * Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СФЕРА - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    РЕАБИЛИТАЦИЯ - см РЕАБИЛИТАЦИЯ …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПОМОЩЬ - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПЕНСИЯ - государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, не имеющим по к.-л. причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ИНФЛЯЦИЯ - рост цен под влиянием роста издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРОДУКТА - процесс быстрого обновления товаров, изменения их …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Высказываниях известных людей:
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это успешное усилие покончить с плохим правительством, чтобы получить еще худшее. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    это успешное усилие покончить с плохим правительством, чтобы получить еще худшее. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - в противоположность бунту попытка свергнуть власть, препятствующую становлению либеральной цивилизации, оттеснить, уничтожить определенные формы, стороны традиционных форм жизни,социальных отношений …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от позднелат. revolutio - поворот переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    Социальная психология. - В классификации абстрактных наук, созданнойКонтом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии междубиологией и социологией. Если, с …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Революция - от лат. revolutio (движение, обращение, круговращение). Втаком смысле это слово употреблялось в средневековой латыни; сочинениеКоперника об обращении небесных …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от позднелатинского revolutio - поворот, переворот), глубокое изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно-техническая, …
  • РЕВОЛЮЦИЯ
    [французское revolution] коренное, качественное изменение, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому; переломный, поворотный период …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего обще-ственного и политического строя и установлению новой …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, к-рый приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СОЦИ́АЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социол. понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоёв; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях С.с. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Революция социальная …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психол. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГИГИЕНА, область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ, отрасль соц.- экон. географии, изучает пространств. процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1925-27 В КИТАЕ. Началась после событий 30 мая 1925, когда англ. полиция расстреляла патриотич. демонстрацию в Шанхае. В осн. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1911-13 В КИТАЕ, см. Синьхайская революция …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1905-07 В РОССИИ, первая революция в России. Кризисная социально-полит. ситуация в стране обострилась в результате поражений России в рус.-япон. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1859-60 В ИТАЛИИ, один из гл. этапов Рисорджименто. Развернулась после поражения Австрии в австро-итало-французской войне 1859 и освобождения …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ИТАЛИИ, один из гл. этапов Рисорджименто. На её 1-м этапе (янв.- авг. 1848), возглавленном либералами, под …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ГЕРМАНИИ. 27 февр. 1848 начались массовые нар. собрания и демонстрации в Бадене. 18 марта произошло восст. в …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ВЕНГРИИ. Началась 15 марта 1848 нар. восстанием в Пеште. Созданное в марте пр-во отменило крепостное право и …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В АВСТРИИ. 13- 14 марта 1848 произошло нар. восст. в Вене (в результате - отставка К. Меттерниха). 17 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848 ВО ФРАНЦИИ. Началась победой Февр. рев-ции 1848. 24 февр. была низвергнута монархия и созд. Врем. пр-во. 25 февр. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1789-99 ВО ФРАНЦИИ, см. Французская революция 1789-99 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 17 ВЕКА В АНГЛИИ, см. Английская революция 17 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РЕВОЛ́ЮЦИЯ ЦЕН", резкое повышение цен на товары в связи с ростом добычи золота и др. благородных металлов и снижением их …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, кардинальное изменение социально-полит. строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием обществ. и гос. институтов в противоположность …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ (от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокое качеств. изменение в развитии к.-л. явлений природы, общества или познания (напр., социальная …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    революции, ж. (латин. revolutio — переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к смене государственной власти. || …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. revolution] коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, проявление одной из важнейших закономерностей диалектического развития …