Глубинная психология. Этапы психосексуальной теории


Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Она включает в себя психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

К основным тезисам глубинной психологии относятся следующие:

1) ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное;

2) влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры;

3) психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами;

4) баланс между инстинктами и культурными нормами устанавливается посредством защитных механизмов психики;

5) причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения – в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939). После длительных наблюдений за своими больными он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в начале ХХ века.

В частности, Фрейд утверждал, что:

Наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений);

Влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего – подавленными желаниями, которые вытеснены в область подсознательного из-за невозможности их удовлетворения на уровне сознания;

Желания, продолжающие действовать без участия сознания, проявляются в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или на творчество.

Сексуальные побуждения человека подавляются в наибольшей степени ввиду различных социальных ограничений. По Фрейду, именно они побуждают людей действовать. Именно благодаря их энергии (либидо) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

По мнению Фрейда, причиной невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения является нарушение баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

В таких случаях задачей психоаналитической терапии является осознание пациентом подлинной причины невротического симптома, что должно повлечь за собой его исчезновение.

Учение З.Фрейда находит свое продолжение в неофрейдистских концепциях. Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума (Э.Эриксон).

В целом, достижения психоаналитического направления привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное Альфредом Адлером (1880-1937). Она исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие.

Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения.

Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии. Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма.

Аналитическая психология Карла Густава Юнга . Карл Густав Юнг (1875-1961) вошел в историю психологии как создатель целого направления – аналитической психологии. Под последней К.Г.Юнг подразумевал интегральную концепцию, объединяющую психоанализ, индивидуальную психологию и многие другие направления. Он считал, что создаваемый им метод охватывает символические области, причем в равной степени как сознательные сферы, так и бессознательные.

К основным положениям аналитической психологии можно отнести следующие:

Каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверт) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверт);

Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению;

Основу коллективного бессознательного составляют архетипы (образы героев, мифы, фольклор, обряды, традиции), которые организуют и направляют психические процессы;

Либидо является универсальным недифференцированным источником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т.д.

По мнению К.Г.Юнга сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Постмодернизм. Поиск новых оснований научного познания социальной сущности человека привел к развитию идей постмодернизма. В научной литературе постмодернизм часто отождествляется с постструктурализмом, хотя эти понятия не идентичны. Постструктурализм в его оригинальном значении – это теория знания и языка (Деррида, французский феминизм), а постмодернизм (Фуко, Бартес, Лиотард, Бодрильяр) – теория общества, культуры и истории.

Идеи постструктурализма и постмодернизма оказали несомненное влияние на развитие социальных наук в целом и психологии в частности. Это влияние, по мнению Б.Егга (B.Agger), выражается в ряде требований к социальным наукам, которые должны:

Быть рефлексивны в отношении утверждений о непогрешимости их методов исследований и безграничности возможностей;

Рассматривать все дискурсивные (в том числе и научные) тексты как риторические, форма изложения в которых направлена на донесение соответствующих систем значений до читателей, обладающих способностью и возможностью собственной их интерпретации;

Проводить мысль, что язык конституирует реальность, предполагает изучение особенностей ее формирования, проявления и развития, определяющих специфику само- и мировосприятия субъекта;

Исключать возможность существования единственно верных, однозначных, универсальных описаний социальной реальности.

Предметом понимающей психологии является процесс взаимопонимания как формирование единого поля значений в межличностном взаимодействии в системах различного уровня сложности (обыденное сознание – обыденное сознание, исследуемый – исследователь и т.п.).

Основной проблемой взаимопонимания является его знаковая опосредованность, которая зачастую приводит к неадекватному восприятию партнерами транслируемых друг другу символических сообщений.

Понимающая психология должна быть диалогической по своей природе. Это требует изменения исследовательской методологии – от интреспективной (методология первого лица) через экстраспективную (методология третьего лица) к диалогической (методология второго лица). Последняя предполагает активный, субъект-субъектный характер взаимодействия исследователя и исследуемого, направленное на взаимопрояснение адекватности сформировавшегося поля значений. К диалогической методологии относятся нарративная методология, многоголосое исследование и совместные исследования.

Основные теории глубинной психологии

Движущие силы

развития личности

Структура

Основные механизмы развития и запиты

3. Фрейд Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти, транс-

формирующиеся либидозное, агрессивное н влечение к суициду

Ид. Эго и Супер-Эго Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация
К. Юнг Обобщенная психическая энергия либидо принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертности и одной из психических функций
А. Адлер Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности Компенсация неполноценности - неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая
К. Хорни Чувство коренной тревоги

(физиологической и психологической)

В научном сообществе наиболее активно обсуждаемой темой в последнее время стала глубинная психология, объединившая под одним названием сразу несколько направлений психологии, которую развиваются преимущественно за границей для изучения бессознательных механизмов психики.

Участие и влияние трудов знаменитых психологов

На сегодняшний день неопровержимым является тот факт, что глубинная психология личности как научная дисциплина базируется на трудах знаменитых деятелей данной области, которые в свое время внесли огромный вклад в «строительство» науки и психоанализа.

В основу глубинной психологии положены:

  • Работы австрийца Сигизмунда (Зигмунда) с его теорией психоанализа.
  • Юнга Карла Густава.
  • Индивидуальная психология в теории и практике .

Несмотря на то что глубинная психология держится «на трех китах», у нее есть один основатель, и это – Эйген Блейлер. Он рассматривал понятие бессознательного механизма намного шире, чем это трактовали практические труды. Дело в том, что в рамках глубинной психологии можно рассмотреть не только общепринятые , но и скрытые желания сексуального характера, и нравственную составляющую индивидуума.

Сформированное на трудах знаменитых деятелей психологической науки новое веяние существует благодаря работам и других специалистов, последователей Фрейда. Так, например, свой вклад в становление глубинной психологии внесли известные неофрейдисты: (Германия), Гарри Стек Салливан (США), Карен Хорни (Германия) и другие.

Само по себе направление формировалось под влиянием интеграции данных различных исследований, связанных с глубинами человеческого сознания. В результате глубинная психология дала основания для зарождения нового ответвления в медицине – науки психосоматики. Эта область медицинских исследований объясняет, какие причинно-следственные связи имеются у психологических факторов в отношении реальных физических отклонений и заболеваний.

Это можно перефразировать так: «От нервов все недуги». Основная идея этой теории подразумевает то, что в случае возникновения заболеваний любого характера и любой сложности корни проблем нужно искать в психическом здоровье и состоянии человека.

Схожесть направлений

Изучая это течение, нельзя не отметить, что глубинная психология и психоанализ во многом схожи. И это можно объяснить не только общностью взглядов психологов, но и тем, что в свое время основателю течения Блейлеру удалось тесно поработать с Фрейдом. Отсюда – схожие концепции, характеристики, приемы и методики. Яркий пример тому – применение тех же проективных методов и психодрамы, а также свободных ассоциаций.

Концепция современного психоанализа основана на следующих теориях познания процессов глубины души:

  • Теория развития личности с точки зрения психологического анализа.
  • Теория строения, развития, в обществе и восприятия свободы с точки зрения индивидуума («эго-психология»).
  • Теория построения объектных отношений на фоне взаимодействия личности с внешним миром.
  • Теория развития личности под влиянием побуждающих инстинктивных желаний.
  • Теория Мелани Кляйн о раннем формировании психических структур под влиянием тесных взаимоотношений ребенка с матерью.
  • Психология «самости» (ответвление психоанализа и психоаналитической терапии, акцентирующее внимание на развитии здравой «самости», ее целостности и нарушениях).

Научное познание процессов, которые происходят в самых глубинах человеческой души, противопоставляется поведенческой психологии, которая лишь поверхностно исследует проявления психического восприятия. Данное же направление глубинной психологии детально рассматривает более глубокие и скрытые «слои» личности человека.

Таким образом, глубинная психология основывается на том, что индивидууму неподвластно воспринимать сознанием очень многое, и то, что он способен рационально обдумать, – лишь небольшой фрагмент всего потока информации.

В то же время глубинная психология не отрицает, что способы попасть в потайные уголки личности существуют. Именно это направление психологии и позволяет проникнуть вглубь личности, используя методы, заимствованные частично из психоаналитической психологии (те же свободные ассоциации, проекционные приемы, психодрама).

Если рассматривать общую деятельность глубинной психологии, то она задействует следующие предположения о том, что:

  • Психологическая деятельность любого характера зарождается на фоне образов и фантазий, возникающих в глубине сознания (теория Фрейда, ).
  • В разуме индивида взаимодействуют необузданные движущие силы, у которых просматривается связь с соматической основой.
  • Понятие психического подразумевает наличие процесса, который происходит сознательно, но отчасти – и бессознательно.
  • Психологические процессы, происходящие без участия сознания, представляют собой вытесненные переживания и восприятия глубоко личностного характера, а также несут в себе вынесенные в психическое трансперсональные содержания (архиепические, коллективные, не имеющие отношения к эго личности).
  • Психическому нельзя найти объяснения в нейрохимических процессах или духовных связях, ведь его миссия заключается именно в посредничестве между ними – соединении начал духа и плоти «души», у которой свои методы самовыражения.

Основные тезисы

Рассматривая научное познание глубины «души», можно выделить основные тезисы, которые характеризуют это течение психологии:

  • Человеческое поведение и его духовное восприятие зависят от происходящих без участия сознания процессов, порождаемых на «окраинах» сознания.
  • Возникающие на уровне инстинктов желания человека, как правило, противоречат установленным культурой и социумом положениям.
  • Согласованное существование влечений наравне с культурными критериями дает начало формированию, развитию и бытию психологического аспекта личности, а также возможностей для ее социального восприятия.
  • Благодаря защитным механизмам психики возможен баланс между неконтролируемыми сознанием влечениями и нормами, которые диктует современная культура.
  • Расстройства невротического характера являются последствиями сбоев, которые нарушают баланс между инстинктами и установленными культурой принципами (это аномальное поведение, неадекватные поступки и т.д.).

Как можно увидеть, психическое представляет собой автономную область и имеет свои переживания, опыт. Поэтому методы глубинной психологии предусматривают уникальный подход к изучению личности, который признает и принимает его автономию. Следовательно, анализируя психическое, можно обнаружить тесную связь его с толкованиями символов из мира грез, порожденными глубинными познаниями мифологии и исследованиями в области культуры, а также результатами исследований относительно проявленных симптомов.

Этиология психического объясняет способность сознания порождать разные символы мифологического или религиозного типа, что воспринимается в качестве проявления духовной реальности или природы инстинкта. Эта теория основана на том, что человек не осознает четкой грани между своей духовной и недуховной сущностью, а потому не знает, куда направляет свою духовность.

Важными для личности посланиями, которые нельзя игнорировать, являются любые симптомы. С целью их исследования можно применять психологию или психоанализ. Симптомы в этом случае можно воспринимать как метод послания психическим человеку сигнала о том, что он не слушает голос из глубины своего сознания.

Авторы многих трудов, которые легли в основу глубинной психологии, рассматривают разум человека как бодрствующее сознание на фоне психического. Оперируя этими теориями, психология глубинного познания смогла выстроить концепцию изучения переживания и опыта индивидуума в точки зрения множественного числа различных выражений, посланий и интерпретаций.

Это течение ввело новое понятие, противопоставленное архаическому разделению «другости» и «самости», рассматривающее в совокупности субъективную и объективную деятельность как площадь с переменной структурой и возможностью передачи посланий. Получается, что проекция – это имагинальные колебания в пространстве между «отправителем» и «получателем» преобразованного в переживание послания.

Но присутствует в этом и прикладной аспект того, что исследуемое пространство интерактивное, ведь «объективное» изучение является ограниченным ввиду того, что исследуемые нами материи могут быть изменены нами самими.

Взгляды и теории ведущих специалистов

Как ранее упоминалось, основу научного исследования глубин сознания составили труды трех ведущих специалистов в области психологии и психоанализа. Они дают исчерпывающие сведения о теории психоанализа в полном собрании книг «Энциклопедия глубинной психологии» (4 тома). Но их взгляды на теорию можно изложить более сжато.

Так, например, исследования австрийского психиатра З. Фрейда наглядно демонстрируют связь влияния подсознательных сил на физическую деятельность человека. Точнее, как раз поведение и зависит от природных посылов и его инстинктов. Природные, присущие каждому человеку желания в определенной мере им подавляются на уровне сознания ввиду отсутствия возможностей для их осуществления, что приводит к вытеснению влечений в самую далекую (глубинную) область, не подконтрольную сознанию.

Будучи отверженными сознанием, желания все же остаются активными и продолжают действовать, проявляясь в виде символов в сновидениях, оговорках, необоснованных нарушениях адекватной для социума поведенческой деятельности, что влияет на выбор человека в социальной организации. Интересующая исследователя глубина человеческой психики была оценена с точки зрения ведущих природных инстинктов.

Самыми подавляемыми являются побуждения сексуального характера. На фоне различных социальных и культурных ограничений человеку приходится сдерживать свои желания, которые побуждают его к действию. В то же время их энергия помогает человеческой личности развиваться и становиться зрелой. Поэтому аномалии в поведении и половых влечениях, а также особенности индивидуума можно объяснить последствиями подавления инстинктов в детстве (конфликты, неудовлетворенность).

Таким образом, первоначальной задачей психоанализа является то, чтобы человек признал истинную причину своего невротического синдрома. Лечение в этом случае основывается на осознании пациентом проблемы, вслед за чем должно последовать ее исчезновение или устранение.

Индивидуальная психология А. Адлера является одним из направлений психоанализа, которое считается ответвлением . Ее основная концепция заключается в том, что «особый стиль» жизни первых пяти лет ребенка накладывает свой отпечаток на его дальнейшее существование, деятельность и, в частности, на развитие психического здоровья.

По мнению Альфреда Адлера, в ребенке развивается чувство неполноценности из-за его не полностью сформированных телесных органов, что становится поводом для формирования его дальнейших целей ради преодоления собственных комплексов и самоутверждения.

Конфликт между восприятием социального характера и сформированной неполноценностью, который зарождается в бессознательном ребенка в первые несколько лет его жизни, приводит в действие механизмы, направленные на компенсацию и сверхкомпенсацию данных комплексов.

Это может стать причиной развития стремления к превосходству над окружающими, желания быть первым, обладать властью. Также сформированные комплексы могут порождать отклонения в адекватной деятельности от установленных социумом норм.

В этом случае задачей психотерапии можно считать оказание помощи субъекту с той целью, чтобы он смог признать неадекватность своих мотивов и целей и преобразовать свои порывы, компенсировать «неполноценность» в творчестве.

К.Г. Юнг в рамках аналитической психологии находит другое объяснение, используя другие принципы. Как полагал Юнг, объединивший психоанализ и другие направления психологии, метод должен охватить в равной степени все символические сферы (в том числе область сознательного и неподконтрольного сознанию). Основными положениями этого направления можно считать следующие принципы:

  • У каждого человека есть склонность обратиться к конкретному направлению развития – собственному эго (интроверт) или окружающему миру (экстраверт).
  • В теории есть место не только для личного, но и для коллективного бессознательного, содержащего в себе практические знания и историю всего человечества, передающего их из поколения в поколение.
  • Архетипы можно считать «фундаментом» коллективного бессознательного. Это обряды, ритуалы, традиционные и орнаментальные символы, образы, мифы, и легенды, которые способны влиять на формирование процессов психического, определенным образом направляя их в то или иное русло.
  • Являясь источником недифференцированных энергетических потоков, либидо может проявляться не только во влечениях и сексуальных инстинктах, но и в других областях жизнедеятельности личности (речь, культура, др.).

Как считал Юнг, постоянное взаимодействие сознательного и бессознательного создает оптимальный баланс. Его нарушение приводит к тому, что возникают неврозы, устранение которых и составляет задачу аналитической психотерапии.

Путем ее реализации является поиск вариантов для уравновешивания сознательного и бессознательного, а также оптимизации динамического взаимодействия между этими структурами.

Это течение, возникшее не так давно, стало для многих ученых умов основной идеей, следуя которой они способны выявить влияние иррациональных побуждений, скрытых установок, тенденций на поведение человека. Автор: Елена Суворова

Рассмотрим, чем является глубинная психология человека. Глубинно-психологические виды психотерапии, именуемые также психоаналитическими или психодинамическими, ведут свое начало от различных психоаналитических школ. Они разделяют убеждение, что все чувства и модели поведения человека формируются под влиянием первичных переживаний в раннем детстве и подростковом возрасте, а также зависят от жизненных обстоятельств в настоящее время. Психодинамические виды терапии предназначены для оказания помощи пациенту с использованием различных методик, цель которых обучить больного разбираться в том, как его прошлое влияет на настоящее, чтобы уметь преодолеть существующие в данное время трудности и добиться изменений в собственной личности и в поведении.

Различные психодинамические методики имеют общую для всех теоретическую основу. Среди основных принципов можно назвать следующие:

Существование динамического подсознательного. Значительная часть нашей ментальной жизни протекает без участия сознания, но постоянно оказывает влияние и мотивирует наши сиюминутные переживания. Многие модели поведения, включая так называемые необдуманные поступки (как, например, обещания), симптомы (страхи, депрессия и т. д.), сновидения и фантазии, представляют нам сведения о характере функционирования подсознательного.

Значение опыта и развитие в раннем детстве. Каждый период жизни, начиная со дня рождения, оказывает воздействие на последующий период и влияет на нашу чувственную жизнь и наше поведение. Жизненный опыт, приобретенный в раннем детском возрасте, рассматривается как чрезвычайно важный, так как он основа для более поздних переживаний.

Интрапсихический конфликт. Начиная с самого раннего детства и в течение всей жизни наши потребности и желания часто противоречат друг другу, кроме того, они вытесняются общественными и родительскими запретами. Это происходит потому, что подобные конфликты, будучи слишком болезненными для пациента или вызывающими страхи, подавляются при помощи защитных механизмов, а иногда превращаются в те симптомы (головные боли, фобии и страх), которые побуждают пациента обратиться за помощью к врачу. Эти желания и страхи имеют непосредственное значение для душевной жизни пациента в данное время. Действительно, большинство поступков человека определяется стремлением привести в согласие современный опыт взрослого и подсознательные желания.

Все психодинамические методики пытаются тем или иным способом раскрыть и сделать прозрачными все подсознательные конфликты для того, чтобы выяснить, в какой мере они влияют на жизненный опыт взрослого в настоящее время.

Глубинная психология человека. Защитные механизмы

Каждый человек, начиная с детства, использует множество психических механизмов для того, чтобы переработать эмоциональные переживания, получить удовольствие, устранить из сознания страхи и болезненные конфликты. Теоретики психодинамики, начиная с Зигмунда Фрейда, разработали объемный каталог этих подсознательных механизмов, различая зрелые и незрелые формы защиты. Незрелые защитные механизмы выражаются в особенностях поведения, которые искажают жизненный опыт человека, в то время как зрелые защитные механизмы помогают ему преодолевать все трудности.

Незрелые защитные механизмы

Проекция – приписывание собственных чувств и мотивов другому лицу. Например, есть люди, которые избегают близких отношений, потому что «у мужчин (или женщин) всегда на уме только секс», в то время как они, по-видимому, сами не в состоянии признать собственные сексуальные желания.

Отрицание – это отказ признать реальность, причиняющую душевную боль. Так, некоторые люди настаивают на том, что их следует рассматривать как жертв, при том, что в реальности они страдают от последствий собственных поступков.

Перенос – неправомерное перенесение чувств с одного лица на другое. Например, женщина, у которой имеются проблемы с бывшим мужем, переносит свою злость на детей, или начальник использует подчиненных в качестве «громоотвода» для своих семейных трудностей.

Отказ означает стремление уклониться от жизненных обстоятельств, требований или обязательств.

Зрелые механизмы защиты

Альтруизм – получение радости и удовлетворения при оказании помощи другим.

Юмор притупляет болезненные переживания при помощи смеха и веселого настроя.

Сублимация превращает неприемлемые побуждения, как, например сексуальные стремления или агрессивность, в приемлемую активность: творческие или спортивные занятия.

Подавление означает умение так вытеснить реакцию на безрадостное событие, что появляется возможность увидеть его с положительной стороны, или принимается решение отложить свою реакцию до более благоприятного момента («подумаю об этом завтра»). Подавление существует на уровне сознания.

Идентификация (отождествление) – стремление присвоить себе в известной мере качества, цели, идеалы и амбиции уважаемого лица.

Глубинная психология человека. Психоанализ

Психоанализ, пожалуй, самая распространенная форма психодинамической терапии. Он предъявляет наиболее высокие требования к эмоциональной выносливости пациента, его времени, а также к его финансовым возможностям. Именно поэтому в США психоанализ является наименее востребованной формой глубинно-психологического лечения. Однако он служит предшественником всех разновидностей психоаналитической терапии, поэтому должен быть представлен первым.

Венский невролог Зигмунд Фрейд в конце XIX в. начал лечить пациентов с помощью психоанализа. Последующие поколения психоаналитиков существенно развили его первоначальные теорию и метод. Современный психоанализ притязает на то, что он представляет собой интеллектуальную психотерапевтическую и научную терапевтическую школу.

Существуют многочисленные теоретические варианты психоанализа, вытекающие из учений Зигмунда Фрейда, Карла-Густава Юнга и Мелани Кляйн, – это теории взаимоотношения объектов, психологии Я и др. Они отличаются друг от друга в основном по тому значению, которое придают подсознательной мотивации и конфликтам, а также роли, которую играет опыт, приобретенный в раннем детстве.

Юнгианский анализ основан на трудах Карла-Густава Юнга, современника и первоначально последователя Зигмунда Фрейда. Юнг исходил из предположения о существовании универсальных мифов и символов, формирующих коллективное бессознательное, более всеобъемлющее, чем личное подсознание отдельного индивидуума.

Из всех существующих разновидностей психотерапии психоанализ преследует наиболее широкие и честолюбивые цели: вместо того, чтобы ограничиться решением определенных конкретных проблем, он пытается исследовать личность и воздействовать на глубинные изменения характера поведения. Для того, чтобы добиться поставленной цели, психоанализ использует специальные методики, которые будут детально описаны ниже и которые побуждают пациента, именуемого «анализандом», оказаться способным к оживлению воспоминаний о его детских переживаниях и фантазиях и осмыслить конфликты, которые оказывают влияние на его чувства и поведение в настоящее время.

Психоанализ, как правило, продолжительный и медленный процесс поступательного самопознания, который приводит к зрелости и эмоциональному росту (совершенствованию). Его сравнивали с лепестками луковицы, с процессом, при котором постепенно высвобождаются детские желания и страхи – подсознательные детерминанты современных особенностей поведения и чувств. Как только их удается вскрыть, конфликты теряют актуальность, становятся понятными, приемлемыми и разрешимыми. Как следствие поведение и чувства пациента претерпевают изменения, и он достигает более высокой степени зрелости. Очень часто по окончании курса психоанализа люди выходят с более глубоким пониманием и более дифференцированным представлением о себе и других в своей жизни.

Лечение требует от трех до пяти 45-минутных сеансов в неделю в течение 3 – 5 лет.

Показания для лечения

Психоанализ является непрямой формой терапии, во время которой психоаналитик совместно с анализандом исследует внутренние механизмы его душевной жизни. В связи с тем что психоаналитик не дает никаких советов и подсказок для решения проблем, этот вид терапии не рекомендуется лицам, находящимся в кризисном состоянии, так как они нуждаются в активной неотложной помощи. Однако иногда психоанализ назначается при определенных клинических картинах (как, например, при тяжелых депрессиях) в сочетании с медикаментозной терапией. Такое комбинированное лечение стабилизирует состояние больного и позволяет ему в дальнейшем продолжить процесс аналитической терапии.

Психоанализ требует как минимум среднего интеллектуального уровня, готовности к самопознанию, способности переносить фрустрацию и болезненные переживания, а также известной степени коммуникабельности. Поэтому психоанализ не пригоден при острых психотических, выраженных импульсивных расстройствах, у наркоманов или тяжело депрессивных пациентов. Однако некоторым из перечисленных категорий больных по окончании острого периода болезни этот метод может оказаться полезным для того, чтобы осознать причины их поведения, а также острого течения эмоциональных переживаний, которые усугубляли проблемы, и изменить их.

Приемлемыми показаниями для психоанализа могут быть хронические трудности и фрустрации во взаимоотношениях, тяжелые формы заторможенности и непреходящие проблемы в профессиональной деятельности или в достижении других жизненных целей, а также такие симптомы, как страх и умеренная депрессия. Многие люди с легкими и умеренно выраженными жизненными трудностями могут, вероятно, извлечь пользу из психоанализа.

Несмотря на то что со времен Фрейда психоанализ проделал значительное теоретическое развитие, разработанные им методики во многом остались прежними.

Терапевтический нейтралитет. Терапевтическое поведение аналитика определяется его нейтралитетом, анонимностью и отстраненностью. Это означает, что аналитик всегда отстранен, хотя и проявляет сочувствие, но не принимает сторону анализанда и не вмешивается в его решения и постановку целей. Точно так же аналитик ничего не сообщает анализанду о своих взглядах, чувствах или о своей частной жизни, так как в центре его внимания постоянно остается душевная динамика анализанда.

Пациент лежит на кушетке, поставленной таким образом, что аналитик находится вне поля его зрения. Это условие стимулирует исследование наиболее глубоких слоев сознания и облегчает свободные ассоциации анализанда.

Свободные ассоциации. Основное правило аналитической ситуации предусматривает, что анализанд должен пытаться высказывать без цензуры и контроля все, что приходит ему в голову во время сеанса, – все мысли, чувства, желания, фантазии и ощущения, какими бы неприятными, неловкими или устрашающими, тривиальными или бессвязными они ни казались. Несмотря на то что аналитик внешне остается пассивным и безучастным, он внимательно слушает и проявляет интерес к сновидениям и фантазиям пациента, а также к его чувствам, мыслям, поступкам в данное время. Свободные ассоциации анализанда представляют собой исходную позицию для дальнейшего понимания скрытых значений и подсознательных сил, которые определяют его душевную жизнь.

Истолкование. Аналитик задает вопросы, поощряет пациента как можно конкретнее рассказывать о своем поведении и своих чувствах, и если считает необходимым, то возражает, приводя в качестве примера образец поведения («Когда вы говорите о себе и обо мне, старайтесь это делать более вдумчиво»). Но, что важнее всего, аналитик предлагает пациенту в нужный момент истолкование его чувств и поведения. С помощью этих истолкований главным «творческим продуктом» психоанализа является изложение психоаналитиком своего понимания подсознательных элементов, которые лежат в основе переживаний пациента. Интерпретация сновидений и их функция связующего звена между переживаниями в прошлом и настоящем является характерным элементом психоаналитического истолкования.

Истолкование должно помочь анализанду осознать защитные механизмы, с помощью которых он/она оказывает сопротивление лечению. Нередко происходит так, что пациент забывает дату назначенного сеанса или говорит о том, что аналитик «ничего не говорил» о своем предстоящем отъезде в отпуск. Это забывание может иметь своей целью защиту от возможного раздражения, подавленности или злости из-за того, что психоаналитик оставляет их «на произвол судьбы». Истолкование сопротивления помогает пациенту повысить свою толерантность в отношении неприемлемых чувств и мыслей и обеспечивает ему возрастающее понимание тайных механизмов его душевной жизни.

Реакция переноса. Перенос – нормальный процесс во всех областях жизни, при котором человек бессознательно повторяет образцы детского поведения и взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами в той форме, в какой они развивались в прошлом. При переносе человек направляет на лицо из своего нынешнего окружения те чувства и те отношения, которые он адресовал важным персонам своего детства. Происходит то, что люди бессознательно ведут себя со своим партнером, учителем, работодателем так, будто это их родители, будто они предъявляют те же требования и грозят теми же наказаниями, которыми некогда угрожали родители. Способность научиться понимать механизм переноса часто помогает людям признать, как искаженно они представляют себе восприятия других.

В ходе психоаналитического лечения у анализанда постепенно формируется реакция переноса на психоаналитика. Эта реакция становится важнейшим связующим звеном терапевтического процесса, той линзой, через которую рассматриваются, истолковываются, ревизуются и видоизменяются подсознательные конфликты и динамика чувственной жизни пациента. Пациент постепенно все больше и больше начинает относиться к психоаналитику (который фактически остается нейтральным) как к важной персоне своего детства и заново переживает противоречивые желания, фантазии и боли, фрустрацию и стыд, чувство вины, ярость и страх, т.е. те радости и горести, которые он/она в раннем детстве и в школьные годы испытывали по отношению к ключевым персонам.

С помощью исследования переноса, т.е. того, как анализанд выстраивает свое отношение к аналитику и что тот, по мнению анализанда, думает и чувствует, пациент вскрывает корни нарушенных душевных механизмов, которые хранятся в его «внутреннем детстве».

Переработка. В процессе анализа пациент обучается переживать перенос как на «разделенном экране», т.е. одновременно чувствовать и анализировать то, как эти ранние конфликты повлияли и продолжают влиять на его жизнь в настоящее время. В связи с тем что анализанд все время повторно конфронтирует с вытесненными надеждой, болью и нереальными желаниями своего детства, ему удается постепенно признать их, вместо того, чтобы отвергать.

Наиболее важно то, что в процессе этой переработки, которая составляет главное дело анализа, пациент начинает изменять характер своего поведения и своих реакций, основанных на этих подсознательных, пройденных и перенесенных представлениях. Так, например пациентка начинает постепенно понимать, что ее комплексы и слишком строгая самокритика основаны на потребности видеть своих родителей не столь критически настроенными по отношению к ней, тщетно пытающейся завоевать их любовь и признание. По мере того как это знание углубляется, детские желания могут быть, наконец, оставлены в прошлом и испробованы новые модели поведения.

Психоаналитическая психотерапия

Психоаналитическая психотерапия – дальнейшее развитие психоаналитической методики, – одна из наиболее часто применяемых разновидностей терапии. Она использует те же психодинамические принципы раскрытия подсознательных конфликтов, но ее цели менее претенциозны, а сам процесс лечения менее интенсивен. Главный акцент этой формы психотерапии состоит скорее в том, чтобы помочь пациенту получить нужные знания, которые позволили бы ему найти решение трудных жизненных проблем. При этом психотерапевт играет более активную роль, чем при психоанализе.

Психоаналитическую терапию проводят как специально подготовленные психотерапевты, так и те, кто не прошел специализированного курса обучения.

Терапевтические сеансы проводятся обычно в течение 2 – 5 лет, один – три раза в неделю.

Показания для лечения

Показания те же, что и при психоанализе, хотя психоаналитическая психотерапия показана более широкому кругу пациентов, включая тех, которые нуждаются в более активной поддержке и помощи психотерапевта и которым трудно заново переживать свою несостоятельность – нагрузки, неизбежные в рамках психоаналитического процесса. Эта разновидность терапии, так же как и психоанализ, наиболее эффективна для пациентов, которые интересуются механизмами своей душевной жизни и настроены на то, чтобы самим найти необходимые решения.

Пациент и терапевт сидят лицом друг к другу, хотя при некоторых видах психоаналитической терапии предусматривается лежачее положение больного. Так же как при психоанализе, пациента побуждают говорить все, что придет в голову. Несмотря на то что характер отношений между пациентом и терапевтом имеют важное значение, психоаналитическая психотерапия обычно сосредоточивает свое внимание не на воспроизведении и истолковании интенсивного регрессивного переноса в детство. Скорее всего, психотерапевт использует технику выяснения определенных особенностей поведения и установок и работает над конфронтацией (например, указывая пациенту на несоответствие между его высказываниями и поступками), применяет суггестию и другие методы, которые активно влияют на процесс лечения.

Динамическая краткосрочная терапия

При краткосрочной динамической психотерапии (которую также называют ограниченной во времени краткосрочной психотерапией) психотерапевт и пациент заранее оговаривают количество лечебных сеансов или срок окончания лечения, при чем речь, как правило, идет о 12-20 сеансах в течение 3-6 месяцев. Психотерапевт и пациент фиксируют свое внимание на определенной, четко обозначенной проблеме (например, на трудностях, которые существуют у студента при завершении дипломной работы). При переработке одного этого вопроса могут быть решены определенные, лежащие в его основе конфликты (страх студента стать взрослым и покинуть родительский дом).

Показания для лечения Предпосылкой краткосрочной динамической терапии являются относительное психическое здоровье пациента и высокая степень мотивации – стремление разрешить проблему и уверенность в своей способности быстро довериться психотерапевту. Эта форма терапии, так же как и другие формы динамической терапии, не рекомендуется лицам с тяжелой депрессией, расстройствами, в основе которых лежит импульсивность, при наркомании или с трудностями в коммуникабельности. Но она показана там, где речь идет о помощи в решении конкретной проблемы. Переживание достигнутого успеха нередко освещает всю дальнейшую жизнь пациента. Если кому-то удается решить насущную или угнетающую проблему (например, длительное внутреннее сопротивление при переходе на лучшее место работы), то это повышает его самоуважение и тем самым укрепляет его функциональную способность добиться положительного результата и в других областях жизни. Эта форма терапии пригодна также для понимания психотерапевтического процесса, который в дальнейшем может быть применен с большей интенсивностью при других, более глубоких трудностях.

Уже в начальной стадии психотерапевт идентифицирует неизвестный конфликт, который должен разъяснить конкретную проблему, имеющуюся у пациента. В течение всего курса лечения он держит в центре внимания этот основной конфликт, разъясняет его и истолковывает. При этом перенос важен в связи с тем, что именно раскрывается в конфликте. Например, мужчина ищет помощи ввиду своей несостоятельности в профессиональной деятельности. Психотерапевт устанавливает, что пациент испытывает неоправданный страх перед начальником. Во время сеансов проясняются особенности поведения пациента, свидетельствующие о поиске гармонии в отношениях с психотерапевтом. Психотерапевт истолковывает это поведение пациента как отклонение от центрального конфликта – страха перед начальником.

Глубинная психология выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась исследовать эту независимую от сознания часть психики. Классическая глубинная психологая включает психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

Основные тезисы глубинной психологии таковы:
1) Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное.

Сс держание бессознательного составляют врожденные инстинкты.

По Фрейду таких инстинкта два:
Сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). По Адлеру, основной человеческий инстинкт - стремление к превосходству, совершенству, преодолению неполноценности.

Юнг же полагал, что энергия бессознательного может иметь разные формы проявления в разные периоды человеческого развития.

Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).

Эта энергия является «двигателем» человеческого поведения, его устремлений.
2) Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры.
Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы - это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.
3) Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.
4) Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта. Примером защитного механизма может служить вытеснение - изгнание из сознания нежелательного содержания. В этом случае человек не отдает себе отчета в том, что некоторое чувство или побуждение имеет место, как это случается при подавленной враждебности в дето-родительских отношениях.
Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов). По Фрейду, главным эффективным защитным механизмом при развитии личности является сублимация. Сублимация (в букв, переводе -«возгонка») - перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Так сексуальный инстинкт может быть сублимирован через художественное творчество, или через заботу о неимущих, или даже через привязанность к домашним животным. Агрессия может сублимироваться через некоторые профессии (например, профессию военного) или спортивные достижения.
5) Причина невротических нарушений, неадек-ватностей, аномалий поведения - в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями (что случается при неэффективных защитных механизмах).

В качестве иллюстрации рассмотрим пример из книги Ю. М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».

«Врач-кардиолог направил ко мне женщину по поводу повышенного артериального давления, причину которого он не мог точно уяснить. В результате собеседования я пришел к выводу, что ее болезнь является результатом подавленной враждебности (скрытой и неосознаваемой) к собственной дочери (ей 13 лет). Все признаки сверхзаботы и проявлений подавленной вражды были налицо, и я вынужден был ей об этом сказать, чтобы наметить пути оздоровления ситуации. Она была возмущена.
- Это неправда! Я свою дочь люблю. Ради нее я отказалась от выгодного брака с хорошим человеком и живу только ею. Она для меня все. И откуда вы это взяли и как у вас язык повернулся сказать мне об этом? -возмутилась она.

Успокоив ее, я попросил рассказать о том, как она осуществляет контроль за учебой дочери и помогает ей учиться.
- Как вы поступаете, - спросил я, - когда она получает замечания в дневнике или приносит двойку?
- Как? - посмотрела на меня недоуменно собеседница. - Ругаю. Я ей все отдаю! Она должна учиться хорошо. Намного лучше меня. Я только для нее живу и не допущу разгильдяйства. Она должна учиться у меня лучше всех! - закончила она решительно свою мысль.
- А как долго вы ее ругаете? - снова поинтересовался я.
- Не знаю, я времени не замеряла, я же не психолог, чтобы измерять время реакции! - язвительно ответила она.
- Но когда вы перестаете ее ругать? По каким признакам ее поведения вы считаете, что отругали ее сполна и больше не надо? - возвращаю ее к моему вопросу.
- Ну, когда... я перестаю ее ругать, как она заплачет. Дальше ругать ее уже не хочется, а становится даже жалко.
- А если она не заплачет? - донимаю я ее.
- Как не заплачет?! Еще ни разу этого не было. Она раз отказалась плакать, я ее поставила в угол и оставила без сладкого. Потом она все равно раскаялась в своем упорстве. А теперь если виновата, то раскаивается и плачет.
- А почему вы все-таки перестаете ее ругать после того, как она заплачет? - возвращаюсь я снова к неприятному разговору.
- Не знаю. Как-то получается, что дальше ее не хочется ругать, да и все. Да и мне становится спокойнее. Думаю, что она все поняла и больше так не будет, -сказала она спокойно и умиротворенно.

Мне казалось, что она представила, как ее дочь плачет, и тут же ее раздражение, направленное против меня, прошло.

Стратегия «воспитательного воздействия» матери определялась содержанием ее бессознательного, а именно подавленной враждебностью к дочери. Очевидно, что чувство враждебности было вытеснено из сознания женщины в силу того, что неприязнь к собственному ребенку является культурно неприемлемым чувством и противоречит ее представлению о себе как о порядочном человеке. В данном случае использованный «Я» пациента защитный механизм (вытеснение) оказался неэффективным: подавленная агрессия, не имея возможности проявиться открыто, проявлялась окольным путем - через психосоматический симптом (повышенное давление) и через неадекватность поведения («воспитания» до слез).

Задача психоаналитической терапии всегда заключается в том, чтобы сделать неосознаваемое осознанным. Осознание, признание пациентом подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой исчезновение симптома (и в данном примере психотерапевт вел к тому, чтобы довести до сознания пациентки причины ее повышенного давления).

Стратегия, способ, которым пользуются психоаналитики - это интерпретация проявлений бессознательного. В приведенном примере терапевт интерпретировал поведение пациентки. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают также сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (описки, оговорки, ошибки памяти).

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Глубинная психология".

План

1. Введение.

2. Определение, история происхождения глубинной психологии.

3. Основные теории и направления глубинной психологии. Психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология, неофрейдизм.

4. Практическое применение глубинной психологии в наши дни.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Что такое глубинная психология и как она влияет на современное общество? Чем именно занимается эта наука, и в какие глубины она заглядывает? Так много вопросов можно задать о столь интересной ветви психологии, но обо всём по порядку. Разумеется, достаточно было бы сказать в двух словах о том, что глубинная психология - это наука, изучающая бессознательные процессы человеческой психики. Однако это было бы слишком грубо, ведь эта наука положила начало новому направлению медицины - психосоматика, которая раскрывает теорию о том, что почти все болезни человека сокрыты в его психическом состоянии, а если быть точным, там и зарождаются. Одним словом, если у человека постоянная хандра, депрессия, или что-то похуже, со стороны может показаться что это просто плохое настроение, или чёрная полоса в жизни. Но это и есть зачаток, положивший начало той или иной болезни. Если рассматривать эту науку структурировано, то основное направление глубинной психологии человека можно разделить на три части.

1. «Эго» или «Я» - сознание;

2. «Супер Эго» - социальные нормы;

3. «Оно» - потребности.

Всё достаточно просто. «Я» - это сознание человека, и конфликты или случаи, которые не имели логического объяснения, вытесняются в бессознательную зону. При возникновении в «Эго» новых таких не состыковок образуются душевные болезни. Оно - это та зона бессознательности, в которой заложены причины человеческого поведения в обществе или с самим собой. Супер Эго - то, каким человек хочет видеть себя.

Глубинная психология сыграла важную роль и в современном мире. Поэтому необходимо изучить её основные направления.

2. Определение, история происхождения глубинной психологии.

Многие могут ошибочно понимать понятие «глубинная психология». Казалось бы, речь идёт о чём-то истинном, правильном, настоящем, но это лишь ложный миф, придуманный кем-то, кто не вникал в теорию. Сами основоположники направления вкладывали другой смысл.

Мозг человека, его личность похожа на сотни разных слоёв. На поверхности находятся интересы, предпочтения, вкусы, желания. Чуть глубже - отношение к людям, религии, окружающему миру. Но самое тайное, неизведанное, объясняющее поведение, находится в нижних слоях. Это и есть подсознание, которое является центральной темой для изучения в глубинной психологии.

До открытия этого направления доминировало мнение, что всё можно объяснить биологическим началом человека. Что его поведение сформировано из желания удовлетворить первичные потребности, такие как поесть и поспать, и всё идёт из этого. Например, человек хочет еды. Его учёба, работа, всё ведет к достижению поставленной цели. За труд платят, а за деньги можно купить еду. И чем больше зарабатываешь, тем более качественную пищу можешь себе позволить. Казалось бы, всё логично. В демонстрацию ставили животный мир, проводя эксперименты на зверях.

Последователи глубинной психологии всё объясняли подсознанием. К примеру, в детстве ребенок рос в семье, где мать и отец постоянно ругались, громко разбирали отношения, и часто поднимали руку на сына. Несозревший мозг травмируется, и вырастает озлобленный человек, который в дальнейшем сам идёт насиловать людей, в частности, уже свою семью. Такой случай сложно объяснить простым биологическим началом.

Само определение «глубинная психология» ввел швейцарский психиатр Э. Блейзер, тесно работающий с З. Фрейдом. Их совместные труды дали начало первым открытиям в мире бессознательного. Позже от классического психоанализа отделилось множество направлений и уклонов.

Несмотря на общую идею бессознательного, течения уходили в совершенно разные стези. Некоторые настаивали на идее массового разума, другие - на том, что главное в жизни человека это служение обществу.

В поисках лучших лечений душевных заболеваний, глубинная психология сделала огромный вклад в жизни общества. Навсегда увековечатся такие имена, как Фрейд, Юнг, Адлер. Каждое из течений остается интересным по сей день.

3. Основные теории и направления глубинной психологии. Психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология, неофрейдизм.

Как в и каждой большой теме, в глубинной психологии можно выделить несколько направлений. Каждое из них по своему интересно и оставило свой след в истории.

Психоанализ.

Это направление очень известно и пользуется большим успехом в современном мире. Пожалуй, психоанализ является той темой, которая принесла огромный успех её автору.

Зигмунд Фрейд был новатором в своё время. Его идеи и мысли подвергались жесткой критике и огромному восхищению. Он открыл нечто совершенно новое и не рассматриваемое раньше, и его труды обсуждаются по сей день.

Он родился 6 мая 1873, в небольшом городе Австрии. Он рос в достаточно бедной семье, поэтому выбор направления для дальнейшей жизни у него был весьма скуден: либо юриспруденция, либо медицина. После долгих раздумий, Фрейд всё же остановился на последнем. Помогло в выборе ему эссе Гёте под названием «Природа», оставившее неизгладимое впечатление в сердце юного мужчины.

Впрочем, сам доктор впоследствии не раз говорил, что медицина ему не интересна и чужда. Это был вынужденный выбор, который, к счастью, привёл к по-настоящему интересной теме для Фрейда.

Малоизвестный факт о жизни знаменитого психолога был раскрыт намного позже смерти Зигмунда: он был зависим от кокаина. И в современном мире можно прочитать его статью «о коке», в то время сильно нашумевшую среди граждан.

Кокаин в старые времена не был чем-то постыдным или плохим. Фрейд решил изучить новый препарат, и остался от него в жутком восторге. Позже он не раз использовал его как обезболивающее, подсадив на него и многих своих знакомых. До конца дней Фрейд мучился зависимостью и головной болью.

Психоанализ был открыт доктором вследствие цепочки взаимосвязанных событий. Будучи молодым врачом, он решил принять участие в конкурсе, призом которого являлась стажировка в Париже. Возможность была потрясающая, и Фрейд не мог упустить её. Несмотря на то, что он был далеко не фаворитом, заручившись поддержкой старших профессоров, доктор смог заполучить желанное первое место. Учёба под руководством известного тогда Жана Шарко стало большой удачей для Фрейда.

Осенью 1885 года будущий известный доктор оказался в Париже. Жан Шарко изучал истерию, стараясь избавить от неё своих пациентов. Главным методом лечения был гипноз.

Фрейд увлекся невропатологией, изучая паралич. В частности, он сравнивал тех, кто получил травму вследствие физического повреждения, и тех, кто болел истерией. С помощью Жана Шарко, доктору удалось понять, что истеричные пациенты сильно отличаются между собой по степени паралича. У кого-то парализована нога, у кого-то лицо или рука. Некоторые не могли двигать поврежденным участком вовсе, а другие имели лишь некоторые симптомы. Поняв, что это всё связано с чем-то большим, чем только физикой, Фрейд также открыл связь между истерией и сексуальным развитием человека. Это были первые нотки создания психоанализа.

Позже, женившись и вернувшись в Австрию, будущий профессор увлекся невропатологией, переводил и изучал научную литературу, стремясь найти ту самую идеальную терапию, которая могла бы помогать пациентам. Этим он отличался от врачей, занимающихся в основном научно-исследовательской работой.

Его друг Брейер, с которым связан важный этап жизни доктора, заинтересовал Фрейда использованием гипноза для лечения невротиков. Хотя успехи поначалу были скромные, было ясно, что совместный труд может принести большие плоды.

Основной частью пациентов были женщины, больные истерией. Некоторых преследовали жуткие галлюцинации, других - навязчивые фобии. После нескольких десятков случаев, пара докторов заметила, что больные временно излечиваются, выговариваясь о событиях, повлекших за собой болезнь. Легкий гипноз помогал им в этом.

Только, к сожалению, такой результат не устраивал ученых. Они хотели излечивать больных полностью и бесповоротно.

После месяцев совместной работы, Фрейд начал сомневаться в такой уж действенности гипноза. Он, вопреки Брейру, стал изучать, как можно заставить говорить пациентов без дополнительного погружения в неосознаваемое состояние.

Сначала он прикладывал палец ко лбу, надавливая на точки, но и этот метод был неэффективным. После него Фрейд и сделал одно из своих знаменитых открытий.

Помогло ему в этом эссе Людвига Бёрне «Искусство в три дня стать оригинальным писателем». Произведение заканчивалось словами, призывающими к тому, чтобы люди писали обо всём, что думают, совершенно не задумываясь над смыслом. Эта мысль подвела Фрейда к тому, что можно попасть в душу пациента, при этом, не погружая его в гипноз. Достаточно просто разрешить ему говорить всё, что вздумается, при этом проводя ассоциативную цепочку. Именно таким методом можно добраться до самых глубин подсознания.

Действовало это так: Фрейд предлагал пациенту любую тему, на которую тот мог спокойно говорить. Из-за отсутствия сосредоточенности сопротивления не было, и человек неосознанно подводил мысль к тому, что действительно для него важно. И это «что-то» всегда оказывалось родом из детства.

Метод свободных ассоциации был главным в работе Фрейда. В 1895 году он, совместно с Брейером, издает книгу «Исследования истерии». После этого совместная работа врачей была закончена. Позже говорилось, что это было по причине отказа Брейера принимать важность сексуального развития в становлении психологии.

День выпуска книги и считается датой происхождения психоанализа.

Основные принципы этого направления:

1. Человек имеет рациональные и иррациональные влечения. Именно это определяет его поведение в обществе.

2. Как правило, самим человеком не осознается это.

3. Мозг отказывается выдавать информацию об уязвимостях. Для этого создаются защитные механизмы, не позволяющие самому пациенту осознать собственную проблему, её источник.

4. Формирование личности во многом зависит от событий, происходящих в детстве.

5. Болезни - следствие внутреннего конфликта. Осознаваемая человеком реальность идёт в разрез с вытесненными из памяти мыслями. Довольно жутко, что это может не ощущаться, и приводить к таким болезням, как психоз или невроз.

6. Избавиться от недуга можно через осознание. Но сделать это не так просто, так как в силу вступают защитные механизмы.

В психоанализе есть две модели психического аппарата. Более ранняя модель включает три понятия:

1. Сознание. Это та часть, которая осознается человеком и контролируется. Именно сознание помогает выбрать нужную цепочку поведения в обществе, но лишь отчасти.

2. Предсознательное. Осознаваемое частично, если направить на него внимание.

3. Бессознательное. Самая важная часть психики, определяющая поведение человека, его желания. Её невозможно уловить самому носителю, она словно невидимая, защищенная. Это и есть внутренний мотив поступков, по мнению Фрейда. Бессознательное частично проявляется в речи, снах, высказываниях, хотя человек сам этого не замечает.

Позже, Фрейд предложил новую модель психики:

1. Ид («Оно») - бессознательное. То, что определяет мотив поступков и не осознается.

2. Эго («Я») - человек в настоящий момент времени. Именно на этом уровне срабатывают защитные механизмы, мешающие проникновению в бессознательное.

3. Суперэго («Сверх-я») - желаемое состояние личности, как она себя видит. Самонаблюдение, соответствие социальным нормам относится сюда. Суперэго определяется поведением родителей, желанием быть на них похожим.

Одним из главных элементов в системе психоанализа являются защитные механизмы. Позже, последователи Фрейда выделили более 30 способов отклонения человека от раскрытия подсознания. Фрейдом же были обнаружены следующие механизмы:

Замещение

Реактивное образование

Компенсация

Вытеснение

Отрицание (влечет за собой невроз)

Проекция

Сублимация

Регрессия

Рационализация

Отбрасывание (влечет за собой психоз)

Развитие психосексуального развитие Фрейд делил на 5 стадий:

1. Оральная фаза. Длилась до полутора лет. У личности есть только одна цель - исполнение желаний, таких, как поесть. Ребенок изучает мир ртом, и центром его внимания является грудь матери, являющееся источником питания.

2. Анальная фаза. До трех лет. Ребенок начинает ходить в туалет самостоятельно и испытывает облегчение от этого. Формируются социальные запреты.

3. Фаллическая фаза. До шести лет. Ребенок изучает свои половые органы, впервые интересуется построением тела противоположного пола, начиная видеть отличия. Апогеем является Эдипов комплекс, либо же комплекс Электры.

4. Латентная фаза. До двенадцати лет. Время, когда у подрастающего ребенка сексуальное затишье.

5. Генитальная фаза, или же «взрослая». Сформированы сексуальные влечения и предпочтения.

Психоанализ подвергался жесткой критике из-за своей не научности и необоснованности. Но, тем не менее, он оставил яркий след в истории, и изучается до сих пор.

Аналитическая психология.

Это направление было открыто швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, и оно считается близким родственником психоанализа.

Аналитическая психология делает упор на коллективный разум, рассматривая всё общество, а не отдельно взятого человека. Юнг считал, что индивидуум проявляет бессознательное во снах, а мифы и легенды являются следствием общей психологии.

Густав также дал определения «экстраверсия» и «интроверсия». Экстраверт направлен на внешний мир, в то время как интроверт - больше на внутренний. Индивидуальность личности создавалась с помощью четырех психических функций:

1. Мышление;

2. Чувство;

3. Интуиция;

4. Ощущение.

Аналитическая психология включает в себя следующие определения:

1. Архетип. Это врожденные прототипы идей, что-то, заложенное самой природой в человека, и что можно найти через знаки в мифах, легендах, религии. Воспоминания, собранные вокруг архетипа, образуют комплексы.

2. Коллективное бессознательное. Люди рождаются с врожденной физической предрасположенностью, как, к примеру, два глаза. Юнг полагал, что и в психике существует предрасположенность, какая-то общая идея, свойственная всем народам и временам. Эту идею, архетип, можно найти в коллективных записках. Например, в Библии или мифах, и человек может потратить всю жизнь в поисках символов, открывающих для него истинные знания.

3. Тень. Это бессознательный комплекс, который может, как помочь человеку, так и погубить его.

4. Самореализация. Это процесс становления личности. Именно им Юнг объяснял конфликт родителей и детей. Ребенок пытается отстраниться от общества, найти собственный путь, поэтому враждебно настроен к старшему поколению. Молодому человеку сложно сказать «мне грустно» или «я рад», поскольку это означало бы причисление к общечеловеческому опыту. Позже, в 40-50 лет, уже взрослая личность приходит к гармонии, когда отрекается от личных желаний и переходит к общественным интересам. Именно такого человека Юнг считал зрелым и состоявшимся.

Индивидуальная психология.

Ещё одно из направлений глубинной психологии, открытое Альфредом Адлером в 1920-х. Оно, в отличие от психоанализа, ставит в основу сознательное, социальное. Биологическая природа уходит на второе место. Главным в жизни личности признается «социальное чувство», которое необходимо воспитывать.

Человек, по мнению Адлера, сам вершитель собственной судьбы. Он может менять настоящее и не зависеть от прошлого. Главными пороками человечества являются стремление к власти и комплекс неполноценности. Если преодолеть эту губительные черты, то человек становится свободным и готовым к сотрудничеству. Для воспитания в себе доброты и положительности, личности необходимо осознавать свои потребности, интересы, взгляды в полной мере благодаря интеллекту.

Индивидуальная психология была популярная в 1930-х годах в США, и во многом повлияла на формирования неофрейдизма.

Неофрейдизм

Направление было сформировано последователями Фрейда. Сохранив базовые идеи, они доработали некоторые мысли:

За главное признается социальное, ведущую роль имеют общественно-культурные воздействия, а не сексуальные мотивы;

Сознанию уделяется большее внимание;

Изучаются индивидуальные повадки каждого человека.

Неофрейдизм остается популярным и сейчас.

4. Практическое применение глубинной психологии в наши дни.

Ни для кого не секрет, что в ВУЗах до сих пор изучают Фрейда, Юнга, Адлера. Глубинная психология оставила огромный вклад в историю, пытаясь найти методы лечения для больных пациентов. Много лет понадобилось на это, и итогом стали методы, которые на практике используются до сих пор.

Глубинная психология утверждает, что существует бессознательное. Современные психиатры пытаются добраться до глубин подсознания человека путем сеансов, гипноза, ассоциативных рядов. Рассмотрим два метода применение глубинной психологии в наши дни (в частности возьмем психоанализ):

1. Изучение снов. Когда человек засыпает, мозг, словно шепчет ему о внутренних конфликтах и мотивах. В таком состоянии ничего не мешает расслабиться, поэтому мысли приходят беспроблемно, хоть и в непонятной форме. Например, сниться человеку, что его злая собака не пускает ко двору, где лежат вкусные яблоки. А на приеме выясняется, что фрукты - это мечты, а животное - мать, которая не разрешает парню поступать на художественные курсы.

Существует целая наука толкования снов. В дешевых газетах гадалки предлагают растолковать картины из сознания и предсказать будущее. На самом деле они могут оказаться просто хорошими психологами, потому что сон является ключом к тайнам в мозге человека.

2. Метод свободных ассоциаций. Доктор предлагает пациенту расположиться в удобном кресле и рассказывать всё, что тот думает на определенную тему. Постепенно, в расслабленном состоянии, человек начинает подводить к тому, что для него действительно важно, хоть и не осознает это. Например, человека просят рассказать об отношениях с родителями. Он вспоминает, что мама часто ходила с ним на прогулки, они любили собирать вместе цветы. Из этого можно понять, что отец мало фигурировал в жизни ребенка, и мог нанести этим травму.

После того, как доктор проведет анализ пациента, начинается стадия интерпретации, т.е. разъяснения. Пришедшему человеку объясняют, что значат его слова, уточняют какие-то моменты.

После этого начинается преодоление препятствий, т.е. защиты мозга. Некоторые воспоминания могут быть и вовсе скрыты, переделаны, отрицаемы. Их нужно плавно и аккуратно вывести наружу, тем самым излечивая человека.

Последняя стадия называется «проработка». Она состоит в осознании и признании пациентом исходных (вытесненных) причин психической травмы, а затем, не останавливаясь на этом, в реконструкции всей выявленной структуры своих психических процессов.

В итоге пациент перестраивает всё привычное поведение и отношения, обеспечивая этим устойчивое освобождение от власти созданных шаблонов. Проработка всегда заканчивается на сознательном уровне.

В итоге из двери доктора должен выйти здоровый, счастливый человек. В этом и заключается смысл глубинной психологии - помочь людям.

Сколько бы методов не было придумано в современном мире, прошлое навсегда оставит свой след в истории. Сейчас разработаны новые теории и эффективные способы лечения, но ассоциативные ряды навсегда останутся в учебниках для психологов.

Методы, разработанные глубинной психологией, можно использовать и самостоятельно в домашней обстановке. Например, писать на какую-либо тему расслабленно и спокойно, а затем перечитать, но уже внимательно и анализируя.

В интернете также много различных тестов, пройдя которые можно открыть новые грани собственного подсознания.

5. Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что глубинная психология сделала незаменимый вклад в развитие многих отраслей, как в психологии, так и в медицине, открывая много нового и интересного о самопознании человека, и его связи с физическим состоянием организма. Сама по себе эта наука так же интересна, как и в сплетении с другими теориями.

В своё время она сделала настоящий прорыв, пойдя вопреки устаревшим взглядам. Открытие бессознательного оказало большое влияние на современных последователей. Например, на практике успешно применяются некоторые методы и по сей день. Сложно узнать, как много пациентов оказалось вылеченными благодаря воздействию на бессознательные участки, а ведь в них и кроется основная масса проблем.

Остается только поблагодарить глубинную психологию за все те знания, что она открыла в современном научном мире, и за те методы, которые привнесла в неё.

6. Список литературы:

1. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская - 9-е изд., - Академия, 2009. - 544 с.

2. Психология для студентов вузов. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 560 с.

3. Психология: учебник для бакавлариатов/В.В.Нуркова, Н.Б.Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 575 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

4. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.