Гоа — самый маленький штат Индии, бывшая колония Португалии. Самая короткая война

На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Этот маленький индийский штат мне всегда хочется назвать «чудным островом», хотя , разумеется, не остров.

Гоа — самый маленький штат Индии

Го а — самый небольшой по величине штат на юго-западе Индии, на берегу Аравийского моря.
Протяженность береговой линии всего 101 км.
Столица – Панаджи.
Официальный язык – конкани.

Небольшая красная точечка слева — это штат Гоа на карте Индии.

Читайте также:

Агонда — душевная деревня с удобным пляжем в южной части штата Гоа, где к тому же можно очень увлекательно поплавать на каяке

Насаждение католичества в Гоа

В конце 15 века в Гоа впервые высадилась португальская экспедиция под предводительством Васко да Гама — и на индийской земле стало насаждаться католичество. Причем насаждалось довольно жестко — в середине 16 века здесь была учреждена инквизиция, которая преследовала индийцев за отступничество от новой религии, проведение своих родных ритуалов и поклонение своим родным богам.

Самым успешным христианским миссионером на землях Гоа был Франциск Ксаверий, обративший в католичество большое количество народа и причисленный за это к лику святых. А то, что он был инициатором инквизиции на индийской земле — это неважно, для католиков он является очень почитаемым святым.
Сейчас этот штат имеет большой процент католиков (около 30% населения штата), соответственно, много католических храмов, т.к. португальские колонизаторы разрушали древние индуистские храмы и строили католические.

Гоа — бывшая португальская колония

Целых 450 лет этот штат пробыл португальской колонией и освободился от правления португальцев только в 1961 году, а в состав республики Индия вошел только в 1974. Поэтому здесь не очень-то много индийского колорита, даже существует поговорка: «Гоа — не Индия» или «Если вы были только в Гоа, то в Индии вы не были», т.к. здесь мы не увидим такие элементы индийской культуры, как древние индуистские храмы и величественные дворцы.

Пляжи Гоа

Самый главный притягательный аспект — это, конечно, пляжи. Они растянулись вдоль всей береговой линии штата практически на 100 км, местами плавно перетекая один в другой, местами отделяясь от остального мира живописными бухтами.
Гоанские пляжи являются самыми главными туристическими пляжами Индии.

Территориально штат делится на две условные части: северную и южную. Традиционно считается, что север больше подходит любителям тусовок, молодежи, а юг — пенсионерский, любителям спокойствия и тишины, север — дешевле, юг — дороже. Все это очень условно и не всегда отражает истинное положение вещей.
Насчет «дорогого» юга можно почитать мои статьи про Бенаулим и Агонду.
Пляжный туризм зародился здесь в 60-е годы 20 века. Начало ему положили хиппи, которые облюбовали для своего зависания северный Гоа.

Карта штата Гоа

Карту можно открыть в новой вкладке и увеличить.

Когда лучше ехать в Гоа

Самое комфортное время для поездки — с ноября по март.
Апрель-май — очень жарко.
Июнь — октябрь — сезон дождей.

Как добраться до Гоа

1. В сезон (ноябрь — март) из некоторых российских городов летают чартеры.
2. Можно прилететь в Дели, оттуда на самолете Дели — Даболим.
Даболим — единственный аэропорт Гоа, расположен в центральной части штата.
3. Можно прилететь в Мумбаи. Оттуда до Гоа намного ближе, чем из Дели, и можно добраться поездом либо спальным автобусом (слипер басом).

Позже я напишу про пляжи , Бенаулим и Галджибага.


Как известно, крошечное Гоа некогда было центром обширных португальских владений, простиравшихся от африканской Момбасы до китайского Макао. Как знать, не вытесни англичане и голландцы португальцев из земель, омываемых Индийским океаном, и сегодня большая часть жителей этих государств говорили по-португальски и исповедовали бы католицизм.

Трудно проехать по Гоа хотя бы 10 минут, чтобы не встретить наследие португальского прошлого - величественный белоснежный собор, старинную усадьбу или гостиницу, старый заброшенный дом, пишет an_babushkin . Да и многие гоанцы, говорящие на местном языке конкани, носят португальские имена и фамилии. Португалия владела Гоа 451 год, почьи пол тысячелетия.

Читая материалы о событиях 1961 года, когда Индия аннексировала португальский штат «Португальская Индия», состоявшего этому времени из 3 частей - самого Гоа, а также расположенных намного севернее анклавов Даман (площадь - 76 км кв.) и Диу (площадь 40 км. кв.), невольно проводишь параллели с более современными событиями в Карабахе, Косово, ДНР, ЛНР, Крыму.

Итак, в 1950 году обретшая тремя годами ранее независимость, Индия впервые на государственном уровне поставила вопрос о возвращении 5 территорий португальской Индии - самого Гоа, Дамана, Диу и крошечных анклавов Дадра и Нагар Хавели, два последних не имели выхода к морю и были отделены от Дамана 20 километровой индийской территорией, преодолеть которую можно было по реке. И теритоия португальских владений, и их население на фоне 500- миллионной Индии были крошечными: к 1960 году в Гоа жило всего лишь 547 тыс. человек, в Дамане - 69 тыс. чел., Диу - 21 тыс. человек.

Разумеется, идеи освобождения от портульского владычества в Гоа существовали: еще в в 1928 году гоанский инженер Триштан ди Браганса Кунья создал движение за независимость Гоа от Португалии. Присоединеня Гоа к Индии требовала и правящая партия Индии Индийский Национальный Конгресс, который возглавлял премьер-министр Джавахардал Неру. С 1940- х годов в гоа действовала Партия Азад Гомантак Дал (Партия освобождения Гоа), а в 1950- х годов появляется и Армия Освобождения Гоа. Вкусив губительный вкус гражданской войны после убийства Махатмы Ганди индийские политики перестали быть твердыми последователями ненасилия; они поддерживали ткр акты Аормии Освобождения Гоа, а те не ограничивались уничтожением линий электропередач и телефонных станций, а десятками убивали ганских полицейских.

Тем не менее, большинство населения Гоа, по-видимому, не были сторонниками присоелинения к Индии: так, во время событий декабря 1961 года, никакой существенной роли местные жители рне сыграли.

Зачем потребовалось правительству Д. Неру присоединить к огромной Республике Индия крошечную Индию Португальскую? Что это было: маленькая победоносная война для укрепления собственного влияния внутри страны? Шаг, необходимый для того, чтобы повысить свой авторитет в антиколониальном и антиимпериалистическом движении? Действие, направленное на сближение с СССР (не будем забывать, что во время операции «Виджаяна» - такое название получили действия по аннексии Индией Гоа в Индии находился советский «смотрящий» - Леони Ильич Брежнев)?

Я думаю, что главной причиной индийского вторжения стало совсем другое. Джузеппе Гарибальди и пьемонтский корль Виктор Эммануил создал еиную Италию из 10 различных государств, в которых жило около дюжины различных народов. Сложнее была задача Отто фон Бисмарка и прусского короля Вильгельма Первого: хотя в Германии жило примерно 20 различных народов и народностей, м предстояло собрать в единое государство около 80 независимых государств, некогда входивших в состав Священной Римской Империи.

Задача, которую решили в 1947-50 годах М.К. Ганди и Д. Неру, была совершенно иной по своей сложности: необходимо было создать единое государство на территории, где проживало около 500 народов, говоривших на различных 457 языках и 2000 диалектов, исповедовавших пять религий с десятками течений в каждой, где, кроме колонии под названием Британская индия существовало 601 туземное госудаорство, значительная часть которых не планировали входить ни в какую Индию и не планировали входить ни в какую Индию.

И хотя в 1961 году Индию еще сотрясли взрывы сикских и тамильских сепаратистов, не покрылся сетью фактически независимых от правительства территорий штат Нагаленд, однако северная часть штата Джамму и Кашмир уже была более, как 10 лет оккупирована Пакистаном, и тогдашним индийским лидерам Д. Неру и Кришне Менону было очень важно закрепить политический вектор, направленный на обеспечение единства Индии.
Дальнейшие события были поучительны и драматичны.

Португалия отказалась от переговоров о статусе Гоа, указав, что Гоа - никакая не колония, а часть метрополии, так как, во 1-х, перешла под юрисдикцию Португалии более 400 лет назад, когда Республики Индия не было и в проекте, а во 2-х, какая же Гоа колония, если власти поощряют браки местных жителей с португальцами? Тут бы правительству Португалии и предоставить гражданство страны всем жителям Португальской Индии. Но к такому шагу оно оказалось не готово. И это была его первая ошибка.

Между тем, в 1954 году «вежливые люди» с оружием в руках захватили Дадру и Нагар-Хавели, подняли над ними индийский флаг, убив одного полицейского и ранив другого. Международный суд встал на сторону Португалии, но никаких действий по возвращению этих 2 анклавов Португалия не предприняла. Только в 1961 году Индия признала данные территории своей частью и формально распространила на них свою юрисдикцию. До этого 7 лет Дадра и Нагар -Хавели как бы были независимыми.

В 1956 году португальский диктатор профессор Антонио ди Оливейра Салазар высказался за проведение в Португальской Индии референдума. Я думаю, что референдум позволил бы Португальской Индии остаться португальской еще на многие годы, но министр обороны отговорил Салазара от этого шага. Еще одна возможность изменить судьбу Гоа осталась неиспользованной. Такова была вторая ошибка португальцев.
На что надеялось правительство Салазара? В первую очередь на международные механизмы и поддержку союзников. В конце 1960 года происходит уменьшение численности португальских войск в Гоа с 12 тысяч всего лишь до 3, 5 тыс. человек. В «Википедии» эта инициатива приписывается министру иностранных дел Коште Гомешу, но в это время полковник Кошта Гомеш не был никаким министром иностранных дел, а являлся инспектором Генерального штаба. Он действительно в 1960 году посетил Гоа и пришел к выводу о том, что военным путем удержать индийские владения Португалии невозможно.

24 ноября 1961 года происходит обстрел судна индийского судна «Сабармати» португальцами. Португальцы объяснили, что думали, что судно перевозит диверсантов. Скорее всего так оно и было, так как португальцы никак не хотели воевать с индийцами, но от их действий погиб пассажир судна и был тяжело ранен один из членов команды.

В начале декабря 1961 года Кришна Менон, который был одновременно и министром обороны Индии, и … представителем Индии в ООН, заявил о том, что Индия планирует освободить Гоа вооруженным путем.
Тем временем Португалия запоздало пытается перебросить в Индию войска, боеприпасы и оружия, но сделать ей это не удается. Г.А. Насер отказывается пропустить португальские судна через Суэцкий канал, зенитчики прибывают в Гоа через Пакистан … под видом футбольной команды, и даже американские союзники отказываются предоставить Португалии свою военную базу в Ливиии для дозаправки самолетов.

И тут Салазар делает свою третью ошибку: 14.12.61 он направляет военному губернатору и главнокомандующему генералу Васалу-и-Сильва телеграмму, в которой не просто просит его продержаться хотя бы 8 дней, но требует, чтобы он сражался до последнего солдата, и если надо, то отдал свою жизнь. Салазар также требует в случае индийского вторжения в Гоа взорвать все объекты, включая все памятники истории и культуры, кроме военных, перевести в Португалию мощи св. Франциска Ксаверия, но запрещает эвакуацию из Гоа гражданского населения. Такова была еще одна ошибка Салазара.

Но у Васалу-и-Силва была своя позиция на этот счет. На корабле «Индия», который шел из Тимора, он производит эвакуация 700 гражданских лиц, разместив на корабле в 2 раза больше людей, нежели корабль был рассчитан. Отказывается он и взрывать исторические здания. К жизням своих, да и вражеских солдат генерал относится очень бережно, что частично объясняет, почему при ожесточенных двухдневных боях столь невелико оказалось число погибших.

Силы Индии более, чем в 10 раз превосходили силы португальцев. Около берега Гоа находился на боевом дежурстве авианосец «Викрант», блокируя гипотетическую переброску Португалией дополнительных сил или вмешательство третьих стран. В операции участвовало 45 тысяч военнослужащих, авиация, танки и т.д.
Португальцы сопротивлялись всерьез, дав несколько десятков боев, но через 2 суток стало ясно, что удержать Гоа они не смогут. Командующий принял решение о сдаче. Несмотря на 2-дневное сопротивление погибло только 65 человек, 31 с португальской и 34 - с английской стороны: стороны стремились захватывать и оборонять территории, но не убивать друг друга.

После этого правительство Португалии приняло решение предоставлять португальское гражданство всем родившимся в Гоа и не пожелавшим остаться в Индии. Но, как мы понимем, это решение запоздало по крайней мере на ару лет.

В индийском плену оказалось более 4, 6 тыс. португальских военнослужащих и полицейских. Их плен продолжался 5 мес. Он мог бы кончиться скорее, если бы Салазар не требовал от Индии, чтобы пленных вывезли не самолетами незаинтересованных стран, а только самолетами Португалии. К тому же Португалия арестовала 1200 индийцев в Мозамбике для обмена на военнопленных. Но это, напротив, затруднило отношения меду 2 странами.
Действия Индии получили поддержку со стороны СССР, КНР, Шри Ланки, арабских стран, Ганы и ЮАР. Но остальные страны действия правительства Д. Неру осудили. Действия Индии, призывавшей к охране территориальной целостности стран и неприменению силы в международных отношениях, и применившей силу в своем споре с Португалией, нанесли ее репутации серьезный моральный урон. Президент США Джон Кеннеди выразился об этом так: это то же самое, как проповедника, постоянно говорящего людям о нравственности, застать выходящим из публичного дома.

Не остался в стороне и Ватикан, фактически ставший на сторону Индии: в 1963 году епископ Гоа был подчинен кардиналу Индии и выведен из подчинения кардинала Португалии. Какое уж тут подчинение кардиналу Португалии, если правительство, которое наставляет этот кардинал чуть было не взорвало крупнейший католический собор в Азии и другие святыни католического мира!

Я не видел соответствующих исследований, но не удивлюсь, узнав, что и агрессия Китая против Индии в 1962 году, последующие индо-пакистанские войны, сикхский, тамильский и иной терроризм 1960- 1990-х годов и иное насилие в Индии, находятся в морально -психологической связи с аннексией Гоа: правительство Д. Неру изменило правила игры, изменило границы допустимого, снизило планку того, чего делать нельзя.

Судьба почти всех основных фигурантов этой истории сложилась плохо. Неру и Салазар вскоре умерли. Кришна Менон ушел в отставку. Васалу-и-Силва по возвращению был осужден, уволен из армии, направлен в ссылку. Правда после революции 1974 года он был реабилитирован, восстановлен в звании, посетил Гоа с официальным визитом, где индийская сторона приняла его очень тепло, практически, как героя.

Напоминает мне эта история с Гоа ситуацию с Крымом. Правда, Неру здесь выступает одновременно и Путиным, и Екатериной Великой. Посмотрите сами.

Около 500 лет на побережье и России, и Индии находилось государственное образование, подчиненное заморской империи, в большинстве случаев враждебное своему государству-оппоненту. И с территории Крыма, и с территории Гоа производились многочисленные нападения на соседние государства. И Крым, и Гоа длительное время были центрами региональной работорговли. И христианское население Крыма, и христианское население Гоа без особого энтузиазма восприняло прекращение иноземного владычества. И в отношении Гоа, и в отношении Крыма правовые основания присоединения носили дискуссионный характер. И Индия после событий 1961 года, и Россия после событий 2014 года оказались в определенной международной изоляции. Есть, разумеется, и различия. Основных - два. При присоединении Крыма не велось боевых действий и никто не погиб. В Гоа не проводился референдум.

С моим пребыванием в Гоа совпала 55 годовщина присоединения этой территории. Каких-либо торжеств я не видел.

Какова мораль этой истории? Она очень проста. Если Вы правитель страны и не хотите, чтобы какая-то территория от Вас убежала, сделайте 2 вещи. Во 1-х, обеспечьте, чтобы жители территории риска не чувствовали себя в стране людьми второго сорта. И во 2-х, сделайте так, чтобы все, что вкладывается в эту территорию, не разворовали. Этого не достаточно, чтобы войти в историю. Но вполне достаточно для того, чтобы в нее не вляпаться.

Архитектура Гоа. Португальское наследие Индии.

("Архитектура городов мира. Прогулки с фотоаппаратом")


История Португальской Индии

Морской путь в Индию был открыт португальским мореплавателем Васку да Гамой в 1498 году. Португальские корабли после длительного плавания, обогнув Африку, вошли в гавань города Каликут (ныне Кожикоде), который в 1511 году стал колонией Португалии.

В 1510 году герцогом Афонсу д’Албукерки была основана португальская колония в Индии. Албукерки не замедлил укрепиться в Гоа, который планировалось превратить в оплот для проникновения вглубь континента. Вскоре началась христианизация населения - в Гоа до сих пор процент католиков выше, чем в среднем по Индии - около 27 % от населения.
Португальские колонисты принялись за строительство города на европейский манер - сейчас это Старый Гоа. Отныне это была столица Португальской Индии, сейчас - Панаджи. Город в нынешнем виде был построен португальцами в XVI веке.

С прибытием в XVII веке в Индию более мощных флотов Голландии и Англии Португалия утратила контроль над некогда обширной территорией в западной части страны и в начале XX века под её контролем оставалось лишь несколько районов Индии. Португалия признала суверенитет Индии над всеми районами лишь в 1974 году. (источник - http://ru.wikipedia.org/wiki/Португальская_Индия )

Благодаря активной морской торговле португальская колония Гоа к 16 в. достигла успеха и процветания, о чем явно свидетельствует архитектура той эпохи. Португалия не жалела сил и денег для процветания своей колонии. Лучшие архитекторы и строители того времени занимались проектировкой важных объектов. Появилось такое понятие как градостроительство, где важное значение отводилось центральной площади с неизменно белоснежной христианской церковью, а также не последнюю роль играло расположение городского рынка.


Столица Гоа - Панжим - самый яркий образец архитектуры Гоа. Город известен своими старинными площадями и причудливыми зданиями, которые образуют коридоры для узких улиц. Самый древний жилой район города - Фоутайнахас, который начинается сразу за главной церковью, а узкие его улочки тесно переплетаются и создают причудливую картину из цветных крыш, висящих балконов и резных столбцов.



При строительстве применялись местные материалы. Из глины и латерита строили стены и колонны. Из красной черепицы изготавливали покатые крыши. Для отделки фасада роскошных вилл в Гоа импортировались мрамор и мозаичная плитка из Португалии и Испании, зеркала, гобелены и стекло из Италии. Фарфор доставляли из Макао, Китая и Юго-Восточной Азии. Казалось все лучшее, взятое от европейской и индийской культуры воплотилось в великолепии убранства португальских особняков.



Большинство домов имело балкон или поддерживаемый портик, где семьи проводили теплые летние вечера на каменных скамьях. Крытые широкие веранды тянулись по всему периметру дома. Классический фасад особняка украшался лепниной и пилястрами, балконами и декоративными решетками.





К концу 18-го века заметно резкое изменение в стиле зданий. Хотя суть осталась прежней, но дома стали красить в более спокойные цвета, увеличилось использование мозаичной плитки в отделке.



Дома строились просторными, с высокими потолками. Центральная лестница с широкими перилами вела к веранде, занимавшей почти все стороны дома. Лестничные перила были самыми сложными украшениями дома и указывали на статус владельца. Решетка перил выполнялась в стиле барокко с характерным витиеватым рисунком. Чугун импортировался напрямую из Британской Индии.





Внутренний двор с садом еще одна особенность португальских вилл. В домах местной аристократии имелись даже бальные залы и залы для банкетов. В новых домах появились функциональные помещения – библиотеки и кабинеты. Чтобы защитить дом от сквозняков под черепичной крышей устанавливались навесные потолки с лепниной и замысловатой резьбой, которые получили большое распространение в 1700 годах. Огромные витражные окна в стиле барокко и рококо, балконы и открытые веранды спасали от летней жары.

Входные двери украшались пилястрами или колоннами, были простыми по конструкции, но гораздо более широкими и мощными, чем внутренние двери, при чем изготавливались из цельных досок местных пород деревьев. Готические арки над дверью еще одна особенность, которая служила чтобы подчеркнуть достоинство и статус того или иного владельца.


Роскошные дома вполне соответствовали статусу и образу жизни гоанской аристократии. Эти люди владели значительными поместьями и сельскохозяйственными угодьями, что давало весьма приличный доход. Средства поступали также из самой Португалии и из колоний в Африке и Америке .



После освобождения и обретения независимости в 1961 г. Гоа, индийское правительство запретило систему землевладения. Большая часть сельскохозяйственных угодий аристократов была конфискована. Прежде, за счет дохода от аренды земель местная знать позволяла себе вести роскошный образ жизни в своих владениях. Но после заката империи аристократия утратила основной источник дохода и шикарные виллы обветшали. Сейчас большая часть старинных особняков находится в ветхом состоянии.



В городах Панаджи и Маргао имеются локализованные кварталы старинной португальской застройки. В некоторых старинных домах местные жители держат небольшие частные гостиницы, в которых лично мне очень нравилось останавливаться и проникаться духом старины.



Каждый особняк, обязательно, имел колодец. Вообще строительство каждого дома начиналось именно с рытья колодца. В местном климате очень остро ощущаешь, что "вода - это жизнь"!


Вот некоторые архитектурные детали:






А вот этот особняк - по-моему, просто шедевр! (он утопает в зелени и тиши маленького поселка Кальва на побережье) :


А вот нетипичный и интересный пример современной "гоанской" частной архитектуры:


В этой статье я совсем не затронул тему религиозной архитектуры. Это потому, что данная тема очень обширна и заслуживает отдельной статьи. Возможно, в ближайшем будущем я займусь этим и расскажу о многочисленных католических и индуистских храмах Гоа.

Источники информации:

http://mlgi.ru/index_f.php?id=268

_________________________________________________________________________________________

Материалы из статей могут быть использованы только со ссылкой на сайт-источник.

Если Францию по вопросу о передаче колоний Индии удалось , то в отношениях с Португалией дело дошло до настоящей "холодной войны", переросшей в декабре 1961-го в "горячую".

Государство Португальская Индия (Estado Português da Índia) к 1947-му включало территорию Гоа, анклавы Даман и Диу на побережье, и анклавы Дадра и Нагар-Авели внутри материка восточнее Дамана. Население в 1950-м составляло 547 тысяч человек, 61 % - индуисты, 37 % - христиане. При этом в Гоа, в отличие от африканских колоний Португалии, не было сколь-либо заметного количества белых колонистов. В том же 1950-м в Португальской Индии переписали всего 517 европейцев и 536 евразиатов (потомков смешанных браков).

В 1822-м жители Гоа христианского вероисповедания, удовлетворяющие условиям имущественного ценза, получили избирательное право. Всего Португальская Индия избирала 2-х депутатов в португальский парламент.
Индуисты получили право избирать в 1910-м. В то же время в Гоа возникает движение за независимость и воссоединение с Индией.
Но эта "весна" закончилась с установлением в 1928-м режима Салазара, была введена строгая цензура, многие интеллектуалы из Гоа эмигрировали в Бомбей, где создали "Национальный конгресс Гоа", представитель которого входил во Всеиндийский комитет Индийского национального конгресса.
Колониальный статут 1930-го резко ограничил права "туземцев" Гоа.

Отдельно надо отметить, что ещё с 19-го века началась активная миграция (по экономическим причинам) населения Португальской Индии в Индию Британскую, прежде всего в Бомбей, где они довольно скоро заслужили репутацию слуг и поваров. С начала 20-го столетия из-за миграции население Гоа неуклонно снижалось, к 1950-му от 180 до 200 тысяч выходцев из Гоа жили в Индии.

В 40-е годы движение за объединение резко активизируется. В мае 1946-го в Гоа приезжаект левый конгрессистский политик Рамманохар Локья, до сентября организует серии демонстраций и акций сатьяграхи в Гоа, которые были подавлены португальцами, лидеры движения высланы в метрополию.
Одновременно власти пошли и на некоторые послабления, в 1950-м в отношении Гоа был отменён Колониальный статут, в 1951-м Португальская Индия официально стала заморской провинцией Португалии, а все её жители соответственно – гражданами Португалии. На официальном уровне (вплоть до церквей) активно пропагандировался тезис об "общности судеб" Гоа и Португалии.

Причиной послаблений была позиция Индии.
В январе 1950-го, при провозглашении республики, Неру объявил, что Гоа является частью Индии и должен быть возвращён. 27 февраля правительство Индии официально обратилось к Португалии с предложением начать переговоры о возврате.
15 июля 1950-го Португалия ответила, что данный вопрос "не подлежит обсуждению". Поскольку Гоа и другие анклавы являются не колониями, а неотъемлимой частью самой Португалии.
В январе 1953-го Индия направила Португалии меморандум, где обязалась гарантировать "культурные и иные права, включая языковые, всех жителей данных территорий после передачи их Индийскому союзу". Португалия снова отказалась, после чего 11 июня 1953 г. Индия закрыла посольство в Лиссабоне.

Позиция Португалии заключалось в том, что современная Индия является наследницей (через период Раджа) империи Великих Моголов. Но вот Португальская Индия (в отличие от французских колоний) никогда не являлась её частью и возникла ещё тогда, когда основатель империи Бабур не добрался до Индии. Соответственно, претензии Индии ничем не обоснованы с исторической и юридической точек зрения, ибо Португальская Индия "совершенно иная страна", чем Индия. Отец-основатель идеологии лузотропикализма Жилберто Фрейре видел в Гоа образец лузотропикалистической цивилизации, основанной на католицизме и смешении рас.
Индийская сторона полагала свои претензии вполне обоснованными с географической и этнолингвистической точек зрения. Разумеется, при таких позициях сторон никакого диалога не получилось.

Летом 1954-го, одновременно с додавливанием , начались активные действия и против Индии Португальской.
22 июля 1954-го сотни вооружённых добровольцев "Объединённого фронта гоянцев", при поддержке подразделений , атаковали Дадру и Нагар-Авели, индийская армия перекрыла границу Дамана, не дав португальцам прийти на помощь 150 полицейским во главе с капитаном Фидалгу. Общее командование операцией осуществлял заместитель генерального инспектора ЦРП Нагарвала.
Потеряв 1-го человека убитыми, 11 августа португальцы капитулировали. Националисты объявили об освобождении территории, власть перешла в руки панчаята свободных Дадры и Нагар-Авели.

По призыву Джи.Пи.Нараяна и его Социалистической партии была предпринята попытка развёртывания сатьяграхи против собственно Гоа. 15 августа 1954-го три небольшие группы вошли в Гоа и попытались вывесить индийский флаг на форте Тиракол, но были арестованы. Около тысячи человек в Даман не пропустила уже индийская полиция.
После событий лета 1954-го в Гоа (где до этого размещалась только полиция) были переброшены три армейских батальона, в том числе "чёрные" из Мозамбика (до полутора тысяч человек).


По инициативе Португалии ситуация с Дадрой и Нагар-Авели разбиралась в Международном суде, который 12 апреля 1960-го подтвердил португальский суверенитет, но Индия это решение проигнорировала.
Португальцы в связи с этими событиями обратились за военной помощью к своему традиционному союзнику – Великобритании. Но министр иностранных дел Алек Дуглас-Хьюм разъяснил, что обязательства по НАТО не распространяются на колонии, и Португалия не может рассчитывать на что-то большее, чем посредничество.
К тому времени Гоа уже 5 лет жило в обстановке полной блокады - об этом

…Когда раджа увидел с веранды своего дворца в бухте Каликута большие чужие парусники, его поглотило любопытство. Корабли не были диковинкой для раджи. Арабские моряки и торговцы уже давно хозяйничали в его владениях, но при этом умели уживаться в нейтралитетном соседстве. Местное население не трогали, использовали порт как перевалочную базу для своих торговых путей. Раджу уважали или хоть делали вид. Несмотря на свое оружие, арабы понимали: в Индии они лишь захватчики-гости и гнев многочисленного местного народа без причины не подогревали.
Эти же корабли были другими. Пришельцы были одеты в непривычные глазу раджи одежды. Цвет кожи их был светлее всех людей, которых он видел до этого. Имя старшего было Васка да Гамма и представился он заморским званием «адмирал». На календаре прибывших европейцев был 19 день месяца мая 1497 года от Рождества Христова…

Так началась эра «открытия» Индии для европейцев. Индия к этому времени обладала богатствами, намного превосходящими богатства и португальской, и английской короны. Но жители индийских царств уступали европейцам в жестокости и воинственности. Моряки Васко да Гаммы и его последователя адмирала Кабрала, благословленные португальским королем и Римским Папой, с усердием устремились на новые земли. Перед ними стояли две задачи – захват индийских богатств и перевод язычников в христианство.

В первую очередь под португальский меч попали мусульмане. Арабские корабли горели, заложников сотнями топили и жгли живьем, отрезали носы и уши, резали животы. Та же участь вскоре постигла местных жителей. Захватив корабли индийского раджи, Васка да Гамма отрубил руки, отрезал носы и уши восьмистам индусам. А мирным послам раджи на место отрубленных ушей и носа, пришил собачьи и в таком виде отправил обратно. Португальцы разрушили все арабские укрепления-форты, стерли с лица земли старые индуистские храмы, возведя на их месте католические церкви. Моряки с хищническим задором насиловали местных индианок, убивая их мужей. С тех пор и имеют большинство современных гоанцев ярко выраженные европеоидные черты лица. Через какое-то время Папа Римский прислал в Гоа иезуитов. На площади столицы Олд Гоа ярко разгорелись костры с еретиками-индусами, в подвалах Дворца инквизиции топили, резали, кололи, жгли тысячи и тысячи местных жителей, которые не желали переходить в христианство. В итоге веселые и яркие индуистские боги отступили вглубь джунглей и вышли оттуда к людям лишь с обретением Гоа независимости в 1961 году.

Столицей своей колонии португальцы выбрали город Олд Гоа на берегу реки Мандови, который к их приходу был второй столицей индийского султана Юсуф Адил Шаха. Португальцы возвели в своей столице множество храмов, административных зданий и жилых домов, построили порт и дороги. С 1510 по 1847 год Олд Гоа был главным городом колонии. Но близость к джунглям и реке приносила постоянные эпидемии тропических болезней – холеры, малярии. Решено было перенести столицу ближе к морю. Олд Гоа же остался главным культурным и религиозным центром португальцев в Индии.

Олд Гоа. Святые и их чудеса.
В христианском мире Олд Гоа известен как место хранения мощей святого Франциска Ксаверия – миссионера-иезуита, ближайшего сподвижника св. Игнатия Лайолы и сооснователя Общества Иисуса (Орден Иезуитов). Франциск Ксаверий прибыл в Гоа в 35-летнем возрасте в 1542 году по приказу Римского Папы с миссией обращения индийцев в христианство. При помощи иезуитских средств – убеждения силой слова и оружия – он смог внести слово Христово в массы индусов. Римско-католическая церковь считает, что Франциск из всех миссионеров обратил в христианство больше всего людей. Затем поплыл дальше на восток с миссионерскими целями, где и умер в возрасте 46 лет. Его останки переправили в Гоа, где оказалось, что мощи нетленны. Миссионер был канонизирован в 1622 году и считается святым покровителем Гоа, Австралии, Китая, Японии, Новой Зеландии и Борнео.

В Гоа рассказывают сотни случаев исцеления после молитвы у святых нетленных мощей. Его правую руку отрубили и в качестве реликвии отправили в Рим, часть мощей была отослана по многим храмам Европы и Азии. Сейчас остатки мощей хранятся в Олд Гоа в богатом мавзолее базилики Бон Иесус. В алтарной части базилики под стеклом в богато украшенных шкафах лежат части тела святого - кости, ребра, пальцы… Основная часть тела с головой покоится в богатом саркофаге, украшенном золотом, серебром, драгоценными камнями. Раз в 10 лет на 6 недель саркофаг открывают и паломники под стеклом могут видеть святые мощи. В позапрошлом веке одна из фанатичных паломниц в религиозном экстазе кинулась к мощам Франциска и откусила у него палец на ноге. С тех пор мощи тщательно охраняют и доступ к телу закрыт стеклом.

Хотя базилика посвящена Иисусу Христу, интересно, что в центре алтаря стоит 3-х метровая статуя Игнатия де Лойлы - основателя Общества иезуитов. Иезуиты имели неограниченную власть в Гоа и главный храм посвятили своему основателю и духовному лидеру. Как и многие европейские святые, изображенные в Индии, Игнатий Лайола с темной кожей и похож на индийца. На небольшом пьедестале, у ног статуи Лойлы расположена статуя маленького Христа, что тоже необычно. То есть, Христос здесь фигура второстепенная. Оказывается, фигура Иисуса была добавлена позже во время гонений на представителей ордена иезуитов в Гоа. Им инкриминировали отступление от догм и моралей христианства в угоду своему ордену и накоплению богатств. Иезуиты и здесь вывернулись – просто подставили маленького Христа перед Игнатием Лайолой. Мол, «Христос для нас всегда важнее и он всегда впереди наших собственных интересов». Теперь никто не смел разрушить фигуру Отца ордена иезуитов.

А перед выходом в базилику Бом Иесус продаются необычные сувениры, аналогов которым нигде в мире нет! Пластмассовые ноги, руки, головы. Как будто кто-то разорвал игрушку-пупсика. На самом деле, эти сувениры подразумевают части тела святого Франциска Ксаверия. Очень необычно и как-то диковато.

Где-то здесь же в Олд Гоа захоронена святая покровительница Грузии – царица Кетаван. Святая Кетаван была казнена в Иране в 1624 году во время своего паломничества на Восток. Свидетели казни - португальские миссионеры – отправили ее голову и руку в Грузию, а остальные мощи в Гоа - тогдашний «Рим Азии». Грузинские власти регулярно ведут переписку с властями Индии на предмет археологического поиска останков царицы. Целенаправленные раскопки ведутся, но пока мощи не найдены.

Обычно осмотр храмов Олд Гоа начинают с кафедрального собора Се (святой Екатерины). Святую Катерину почитают в Гоа – ведь именно в ее день 25 ноября 1510 г. португальский командор Альфонсо де Альбукерке разбил войска мусульман и завоевал Гоа. Собор св. Екатерины - самый величественный храм Гоа. Он имеет 15 алтарей и 8 часовен. Собор возводился в стиле португальской готики португальскими и индийскими мастерами в течение 80 лет. Деньги на его строительство власти насобирали путем отъема имущества у всех мусульман и индусов, которые не имели наследников. Мол, богатства с собой в могилу не заберете, передать некому, поэтому они послужат на благо христианства.

Вид собора Се так же единственный в своем роде в мире. Лицевая часть собора –ассиметрична, не хватает одной колокольной башни. Дело в том, что в 1775 г. одна башня частично разрушилась из-за урагана. Заново делать ее не стали, а аккуратно разобрали – так и стоит теперь собор с одной колокольной башней. В сохранившейся башне виден знаменитый «Золотой колокол», названный так из-за добавления золота при заливке для улучшения звучания. Именно этот колокол оповещал начало иезуитских казней на площади перед собором.

Собор св. Катерины известен своим чудом – Крестом, установленным здесь в 1845 году. По легенде, этот Крест изготовил простолюдин, к которому явился Христос. Крест решили поставить внутрь деревенского храма, но пока храм возвели, крест сам… подрос и уже не проходил в ворота. В итоге крест подрезали и занеси внутрь, но он и там стал расти. Говорят, и сейчас крест растет ввысь. Верующие могут прикоснуться к чудесному кресту и попросить об исполнении желания через отверстие, проделанное в футляре, обрамляющем реликвию.

Внутри собор св. Екатерины почти лишен фресок и весь светится белизной известки. Дело в том, что во время эпидемии чумы в XIX веке службы в соборе не проводились и он пришел в упадок. При возобновлении служб, местные индийцы-католики в своей наивной простоте решили провести ремонт и «сделали красиво» - просто забелили все фрески 1510 года белой известкой. Лет 20 назад были предприняты попытки снять известку и восстановить древние фрески, но ЮНЕСКО запретило это делать, опасаясь их уничтожения.

Но не только католические храмы возводили в своей столице португальцы. Не забыли они и о человеке, которому обязаны были открытием Индии. Единственный в Гоа памятник адмиралу Васко да Гамме находиться на пути от собора св. Екатерины к парому на реке Мандови. Над дорогой выстроена величественная для тех времен Триумфальная арка. Воздвиг ее внук Васко да Гаммы – губернатор Гоа Франциско да Гамма в память о деде. На одной стороне арки барельеф с лицом мореплавателя, а на другой символичный барельеф победы португальской короны над исламом – португалец стоит над поверженным врагом-мусульманином.
Сейчас несколько десятков действующих и разрушенных храмов и монастырей Олд Гоа внесены в фонд мирового наследия ЮНЕСКО и посещаются тысячами туристов и паломников.

Самая короткая война

После того как в 1947 году Индия стала независимой государством, движение за освобождение Гоа получило официальную поддержку. Несмотря на неоднократные попытки индийских властей решить вопрос путем переговоров, правительство Португалии игнорировало все подобные предложения. В итоге премьер-министр Индии Джавахарлал Неру принял решение о применении военной силы. 17 декабря 1961 года началась двухдневная операция «Виджай» («Победа»), в ходе которой индийские войска, почти не встретив сопротивления, заняли всю территорию Гоа.
19 декабря 1961 года Гоа официально вошел в состав Республики Индия. Это в своем роде уникальная война, она началась и закончилась в течение 36 часов. Со стороны Индии в операции участвовало более 45 000 военных, португальцев же было всего 6245 человек. Официальный Лиссабон не желал видеть очевидного и приказал сражаться до последней капли крови. Несмотря на запрет из Лиссабона губернатор позволил 700 европейцам эвакуироваться на имевшемся одном корабле. Судно было рассчитано на 380 пассажиров, так что люди занимали даже туалеты. Губернатор так же получил приказ разрушить все здания не военного назначения, которые были построены португальцами. Но он не стал выполнять это поручение, сказав: «Я не могу разрушить доказательства нашего величия на Востоке». Благодаря его здравому разуму мы можем любоваться сейчас красотой храмов и португальских вилл. В 20 часов 30 минут 19 декабря 1961 года, губернатор генерал Мануэль Антонио Вассало э Силва подписал акт о капитуляции, положив конец 451 летнему португальскому владычеству в Гоа. Итог 36-часовой войны: Португалия потеряла 31 убитых, 57 были ранены, 4668 человек попало в плен. Официальные потери Индии составили 34 убитых и 51 раненых.

Португальское наследие
Сейчас многое еще напоминает о португальском владычестве, многие люди помнят жизнь при португальцах. Отношение к ним разное. Было при португальцах и плохое, и хорошее. Почти половина тысячелетия жизни с пришлой культурой, не могло не сказаться на культуре местных жителей. Оттого и тесные переплетения христианства и индуизма, внедрение одних культов в другие. Оттого и особый язык – смесь английского, португальского, конкани и хинду. Оттого и более светлая кожа гоанцев, более деловой нрав и яркие фамилии – Фернандес, Педрос, Нунес, Сальваторес. Оттого и возникновение абсолютно нового уникального стиля в архитектуре – гоанского. Такой стиль в архитектуре домов-вил, государственных зданий и католических храмов возник на основе традиционной индийской и южноевропейской архитектуры барокко.

Принесшие в Гоа христианство миссионеры выбрали тактику разрушения до основания индуистских храмов и постройки на их фундаменте храмов католической веры. Аборигены, принявшие христианство, шли на место своих бывших святынь, но проводили там уже иные обряды. Практически все католические церкви Гоа стоят на месте индийских храмов или святых индуистских мест. Индусы ставили небольшие храмики на всех выделяющихся формах рельефа - на перевалах, на мысах и больших камнях, у границы деревни, у старого дерева. Сейчас в этих же местах стоят каменные кресты.

В Гоа каменный крест является привычной и гармоничной составляющей ландшафта.
Чтобы прилечь индийцев в свою веру и быть к ним ближе, миссионеры допустили и некую трансформацию в архитектуре храма и в виде самих святых. Почти везде скульптурные изображения святых принимают темный окрас кожи и яркие индийские черты лица. Даже Божья Матерь (как здесь говорят – «Our Lady») и та иногда похожа на индианку. Индийцы поклонялись своим богам через каменные идолы – их скульптуры. Поэтому и стоят вдоль дорог и в храмах фигуры католических святых и каменные кресты, а не изображения-иконы.

Индийцы приносили своим божествам подношения - обычно это были связки ярких цветов. Точно так же сегодня на всех каменных придорожных крестах, на фигурах святых, на воротах католических храмов висят гирлянды оранжевых и желтых цветов. При входе в свой храм индусы приветствуют божество ударом руки по висящим над дверьми колокольчикам. В некоторых католических храмах со свода свисают такие же колокольчики. До них, конечно, не дотянуться и никто в них не бьет рукой, но традиция так поддерживаются.

Церкви всегда белили белой известкой и подправляли цвет каждый сезон после мансуна. Белоснежные ажурные церкви на фоне ярко-синего неба и зеленых кокосовых пальм – яркая типично гоанская картина.

Что касается пищи телесной, то и здесь сформировалась особенная гоанская кухня. Изначально индийцы были вегетарианцами. Португальцы научили их есть мясо говядины и козлятины, которое сейчас продается на местных рынках. Гоанцы стали активнее есть морепродукты и курицу. Тогда же появились и супы. Первые жидкие блюда до европейцев здесь не ели. Ведь индийцы кушают только правой рукой, пальцами, не используя столовых приборов. А супа много пальцами одной руки не наешь. Так Гоа познакомилось с жидкими блюдами и научилось есть ложкой и вилкой. До знакомства с белым человеком местные крестьяне пили ликер из кокосовых орехов и орехов кешью. Но вскоре переняли типичные португальские напитки – ром и портвейн. Сейчас известный гоанский ром «Old monk» (старый монах) и местный портвейн «Porto Vine» - любимые напитки местных жителей.

Но самое видимое наследие португальцев – это архитектура жилых домов. По всему Гоа разбросаны португальские виллы. Типичная вилла – это одно или двухэтажный дом с одной или двумя башенками-флигелями по бокам и открытым крыльцом посредине дома. Основная крыша обычно черепичная и четырехскатная, а крыши флигелей и веранды могут быть и шести и восьмискатные. К дому ведут 2-3 ступени, а крыша веранды держится на каменных или деревянных столбах. Если дом одноэтажный, то веранда выводит на обширный балкон. Здесь очень уютно посидеть теплым вечером или свежим утром в кресле за чашечкой ароматного чая или стаканом местного портвейна.

У богатых индийцев и португальцев виллы были двухэтажные, иногда рассчитанные на несколько семей одной фамилии. Такие дома могли достигать до 100 метров в длину и иметь несколько десятков комнат. Обычно эти дома-палацио по периметру опоясывает широкий балкон – «балкао».

Резные рамы окон и двери, стены пастельных тонов с контрастом черепичной крыши, располагающий к отдыху балкон и веранда – все это очень мило смотрится в окружении кокосовых пальм и банановых деревьев. На заднем дворе дома вырывали глубокий колодец и располагались хозяйственные постройки.

Перед домом всегда открытый широкий двор, огороженный невысоким каменным забором. Заборы здесь служат больше не как преграда от людей, а как изгородь для коров и других животных. Высокие ступени веранды, забор и открытый широкий двор выступали хорошей преградой и для всяких ползучих гадов. На заборных столбах часто «усаживали» фигурки каких-то каменных зверей – львов, тигров, слоников. Эти фигурки и украшали забор, и являлись неким оберегом.