Гораций - биография. Квинт Гораций Флакк — древнеримский поэт

: ну, неудивительно, что ему так хотелось ее увидеть. Как во время оно, стоит она в небольшом фруктовом саду, разместившемся на нечаянной плоской поляне среди холмов, прохладная, тихая, просторная, так контрастирующая с давящими зодческими гигантами Рима эпохи Августа. Изысканное место у подножия сада. Само строение не так уж интересно. «Его» спальня, «его» триклиний :, обычные атрибуты патрицианского комфорта. Воображение достраивает очаровательный нимфеум : четыре фонтана, цветы, внутренний дворик с колоннами, пруд для разведения рыбы, piscina . Нас сопровождает приятный пожилой экскурсовод - хотя как раз в таких местах видеть его нет желания. Здесь впору бродить весь день, просто наслаждаясь тем, что находишься в тех местах, где жил Гораций. И Меценат, и Вергилий. Присутствие Горация, явственное, близкое, ощущаешь в травах, в атмосфере, в цикадах и огромных рыжих и красных шершнях, летящих на липкие стебли олив; по каменной дорожке спускаешься к источнику Бандузии: струе холодной воды - «potabile та fredissima» , подсказывает экскурсовод. Загадочные saxis cavis обретают смысл: вода бьет из кромки узкого одетого мхом горного ледника высотой около десяти футов и стекает крест-накрест тоненькими струйками в маленький, засоренный водными растениями резервуар. Громадные водные чертополохи высотой восемь футов. Здесь буквально ничего не изменилось.

Движемся восвояси; над отсвечивающими темной синевой горами повисла огромная, цвета сливочного масла луна, озаряющая Тиволи, а потом и Рим; таково омерзительное возвращение в 1962 год.

Пропасть между Горацием и его слугами. Их абсолютная неспособность понять его стихи: иначе они бы до сих пор пребывали в мире многоударной народной поэзии, поэзии Плавта и Энния. Их странный римский хозяин, извергающий поток ломаных слов. Его силлабика, наверное, казалась им таким же безумием, как музыка Веберна - автобусному кондуктору в Бэлхеме; чистым сумасшествием. Так что уж если Гораций ощущал потребность отправиться в Рим и в Тиволи, то для того, чтобы быть услышанным; так же и с Марциалом и Ювеналом. Сам выбор слов против воли гнал их в город, который они презирали.

Римское небо на закате. Персиковые, янтарные, лимонные, розоватые тона, сливаясь с синими, дымчато-серыми, тонут друг в друге. В этот момент городу можно простить все. Скользящие летучие мыши и ласкающий понентино . Чем бы без него был Рим, не представляю. Невозможно вообразить. Так что мы в долгу перед городом за этот ветер.

Д. и М. отправились обратно в Англию. Не так уж преждевременно, если сказать честно. По отношению к Денису невозможно не чувствовать симпатию и жалость, но быть терпеливым с Моникой нелегко. Ради Дениса мы старались как могли, однако временами равновесие держалось на волоске.

Обычная модель поведения Моники - яростное стремление компенсировать собственный комплекс неполноценности, неизменно приобретающая безобразные формы решимость настоять на своем, принижая мнения других. Ее вечное желание противостоять чему бы то ни было - чуть ли не условный рефлекс; и когда этот рефлекс не дает о себе знать и она соглашается с чем-то, что говорят окружающие, это искренне удивляет.

Денис в силу своей мягкости (она же слабость) не сделал того, что должен был: не сделал ее менее вздорной и неуживчивой. Порою он становился на нашу сторону, но всегда с оттенком самоизвинения, самоосуждения, будто такая демонстрация независимости разыгрывалась специально для нас.

Вот она примется без умолку говорить, повторяя избитые клише, изрекая бессодержательные сентенции; я и Э. просто отмалчиваемся, но Денис - Денис неизменно внимателен: да, да. Да, дорогая. Потворствуя ей и подпитывая снедающую ее ненасытную жажду внимания.

Одна из самых невыносимых ее ролей - роль супруги-маленькой-девочки. Этакой избалованной плаксы: «Я голодна-а, я уста-ала, мне жарко». Иногда нытье продолжается часами, перемежаясь пением фальцетом и постоянными: «Денис, ты счастлив; ты счастлив, Денис? Хелло, Денис!» (с ланкаширским акцентом).

Она, должно быть, сознавала, что это раздражает: даже Денис подчас начинал срезать ее на поворотах. Но от этого хныканье и киданье Моники из стороны в сторону лишь набирали силу, как и тогда, когда бывало очевидно, что ее кривляние откровенно раздражает и ничуть не забавляет нас. Ей присуще гадкое, почти злорадное стремление гнуть свою линию наперекор мнению других.

Внезапные приступы показной заботы о Денисе: бедный Денис, Денис никогда о себе не думает. Денис так добр, до нелепого.

А ее походка - всегда слишком быстрая, словно она знает, куда идет, и ничто ее не остановит. Широкие бедра неподвижны, а Движения рук слишком резки, из-за чего ее плечи вращаются и раскачиваются. Очень напоминает, как вышагивали женщины - волонтеры ВМС в войну. Прямая противоположность манере двигаться итальянок или легкой английской походке Э. Показной шаг; она не отдает себе отчета, что он делает ее мужеподобной.

Один раз Монике вздумалось отобразить, как ее укачивает в машине - всего лишь потому, что как-то раньше ей сделалось плохо от «Асти Спуманте». Все убеждали ее, что вино нельзя оценивать по одному-единственному случаю, но не тут-то было: она предпочла остаться правой - и больной.

Размолвки со мной: она неизменно принимает меня слишком всерьез и, стоит мне раскрыть рот, делает оборонительную стойку. Раз я заявил, что жизнь слишком коротка, чтобы погружаться в изучение малых культур; она тут же отреагировала:

Малые культуры так же важны, как большие.

На мое замечание, что катание конькобежцев на замерзшей реке напоминает о всеобщем человеческом уделе, отрезала:

Я вовсе не чувствую себя конькобежцем. Я знаю, что делаю и к чему стремлюсь.

А когда я заметил, что в развитых странах поведение рядовых людей становится все более и более стереотипным (формируемым под давлением общества), возразила:

Мне кажется, в рядовых людях нет ничего дурного и все они разные.

Слава тебе Господи, у меня дурной вкус, - сказал Денис в другой раз. - Все, что мне нужно, - это вино, которого можно много выпить.

Этот абсурдный провинциальный взгляд на все напитки как на чистый алкоголь.

И наконец, акценты: стоит М. почувствовать, что почва уходит из-под ног, как она прибегает к этим омерзительным акцентам. А Денис ей подпевает.

Несчастье Дениса - в его действительно не знающей пределов мягкотелости, безнадежном благоговении перед жизнью, неспособности уничтожить что бы то ни было, хотя бы осу. Вот он, обезумев, мчится на машине по дороге из поместья Горация, потому лишь, что следом за нами несколько ярдов пробежала отощавшая собака, рыщущая в поисках пропитания. Впадает в уныние при виде лягушки, нырнувшей из моих рук прямо в недра горячего автомобильного мотора. Спустя миг она выскочила наружу, живая и невредимая, но он все равно не может прийти в себя.

патрицианский род, что доказывается уже именем (см. Curiatii, Куриации), латинского происхождения. Из этого рода прежде всех называются:

1. 3 Horatii, которые вступили в бой с Куриациями. Liv. 1, 26. Оставшийся в живых П. Гораций в гневе умертвил свою сестру, которая оплакивала смерть своего жениха, одного из убитых Куриациев; он был освобожден от наказания по просьбе народа. Cic. Мil. 3, 7. Val. Max. 6, 3, 6. Liv. 1, 26. На это событие указывали еще и в позднейшее время памятники, гробницы и поле Г. в Риме. Публий (или Марк по Cic. Мil. 3, 7.) впоследствии разрушил Альбу. Dion. Hall. 3, 28 и cл.;

2. М. Ноratius Pulvillus, потомок предыдущих, первый римский консул, в 509 г. до Р. X. (Liv. 2, 18. Plut. Publ. 12), принимал участие в изгнании последнего царя. Его брат 3) P. Horatius Cocles (одноглазый, Plin. 11, 37), по преданию, спас Рим во время войны с Порсеной; он защищал с двумя другими деревянный мост от этрусков до тех пор, пока мост не был сломан за ним; тогда он бросился в Тибр и переплыл на противоположный берег. Liv. 2, 10. Plut. Publ. 16. Cic. legg. 2. 4, 10, Cic. off. 1, 18, 61. За этот геройский подвиг благодарные граждане воздвигли ему статую и наградили его богатыми дарами;

4. С. Horatius Pulvillus (сын упомянутого под цифрой 2), консул в 477 г., победоносно сражался с вольсками и этрусками (Liv. 2, 51) и был в 457 г. второй раз консулом. Он умер в 456 г. Liv. 3, 32;

5. M. Horatius Barbatus, противник децемвиров в 449 г. до Р. X.; после падения их он опять примирил патрициев с народом, во второй раз удалившимся из Рима. Liv. 3, 53. Будучи консулом в 449 г. (Liv. 3, 55), он издал со своим товарищем Валерием Публиколой знаменитые lеges Horatiae Valeriae, об обязательности решений триб для всего народа, о неприкосновенности народных трибунов и некоторых других чиновников; он отправился в поход против сабинян и счастливо воевал с ними. Liv. 3, 56 и cл. По постановлении так называемых comitia tributa он праздновал триумф, в котором ему было отказано сенатом. Liv. 3, 63;

6. Q. Horatius Flaccus, родился в 689 г. от основания города, т. е. в 65 г. до Р. X. 8 декабря в Венузии на границе Лукании и Апулии в стране романтически суровой, в которой протекал бушующий Авфид и возвышался покрытый лесами Вольтур. Как сын вольноотпущенника, вероятно, из tribus Horatia, имел он право на положение свободнорожденного (ingenuus). Его отец продал приобретенный клочок земли, чтобы переселиться в Рим и дать сыну лучшее воспитание. Трогательная картина, которую поэт рисует нам о мудром и полном любви образе действий отца (sаt. 1. 6), делает честь как отцу, так и сыну. Для окончания своего образования он направился, вероятно после получения toga virilis, в Афины и предался там изучению философии, слушая академика Феомнеста, перипатетика Кратиппа и эпикурейца Филодема, но сохраняя при этом полную свободу мысли. Как в Риме, так еще более в Афинах он вошел в тесные сношения с избранным обществом даровитых молодых римлян из знатнейших фамилий. В это время пришло в Афины известие об убийстве Цезаря, совершенном 15 марта 44 г. до Р. X.; когда на исходе лета Брут явился, чтобы собрать флот и войско для охраны Республики, он встретил здесь горячее сочувствие в пылкой молодежи. Гораций, избранный Брутом в военные трибуны, тотчас прекратил свои занятия и стал под знамена Брута; причем ему, вероятно, представился случай изучить берега Малой Азии и острова Архипелага, изображенные им в нескольких метких чертах. О роковом сражении при Филиппах мы имеем его собственное интересное сообщение (Od. 2, 7), вдвойне важное, потому что из него мы можем определить положение поэта по отношению к Республике и по отношению к наступившему единодержавию Августа. Он по убеждению консервативный, сторонник старой формы и старого строя общественной жизни; при идеальном стремлении его юношеского чувства от него ускользнуло, что старый дух давно уже не существовал в Республике и что без него не могла существовать и сама сделавшаяся пустой формой Республика. Исход сражения при Филиппах, в котором он столько же признает геройство побежденных, сколько счастье победителей, служил ему доказательством, что старая форма безвозвратно потеряна, т. к. даже оба главных защитника этой формы в отчаянии отказались от нее. Он сам себя не упрекает в малодушии, а приписывает только свое спасение богу, благодаря которому он, relicta non bene parmula, благополучно прибыл на родину. В это время он убедился, что только то стремление и та сила доставляют счастье, которые в состоянии успокоить волнение общественной жизни. Поэтому Октавиан был признан им как Pacificator orbis terrarum, который наконец восстановил давно желанный мир. Посреди этих событий, вероятно, умер его отец, и следовавшая ему часть наследства была отнята победителями; тогда бедность, способствующая предприимчивости, заставила его первыми попытками своего поэтического таланта снискивать себе благосклонность могущественных покровителей (ер. 2, 2, 49 и сл.). Поэты Вергилий и Л. Варий представили его Меценату, который пригласил его к себе, но вторично позвал только спустя 9 месяцев и принял в число своих amici или литературных собеседников, вероятно, в 39 г. до Р. X. (sаt. 1, 6, 54 и сл.). Через Мецената он также познакомился с Октавианом, когда этот последний возвращался в Рим летом 29 г. с парфянской и паннонской войн. Очень может быть, что только благодаря знакомству с Меценатом он получил должность scriba quaestorius, и т. к. для этого был нужен залог, вместо которого большей частью был представляем участок земли (отсюда praedium), то, кажется (по весьма вероятной догадке Цумита), Меценат подарил ему для этого Сабинум (см. Сабины) или дал деньги для покупки этого имения. С этого времени его обычным местопребыванием сделался Рим; но иногда мы видим его в Тибуре и в самом Сабинуме; это последнее поместье само по себе не было привлекательно, но поэт очень любил его. Гораций не был женат. Постепенно он сделался таким необходимым членом в тесном дружеском кругу Мецената, что тоска но нему доходила у высокого покровителя до болезненной грусти. Поэт, согласно предсказанию, которое он дал Меценату, умер вскоре после смерти последнего, когда ему было почти 57 лет, 27 ноября в 8 г. до Р. X. Его прах был погребен рядом с прахом Мецената на Эсквилине. Заслуга Горация, как поэта, состоит в том, что он пересадил на почву Лации и Италии лирическую поэзию в ее лучших и изысканнейших формах, которыми до этого времени отличалась только греческая поэзия. Следовательно, с этой стороны он, конечно, более poeta, чем vates. Но с другой стороны, у него не было недостатка и в поэтическом творчестве. Поэтическое направление и настроение у него не деланное, создано не искусственно, но есть продукт его жизненного опыта. Вследствие того что идеалы его юности были разбиты, ему пришлось вступить в борьбу с действительностью; он нашел успокоение и истину в отдаленном идеальном мире. В действительном мире его неприятно поражали разные мелкие черты, продукты тревожной жизни столицы, нисколько не соответствующие духу доблестных предков. Отсюда в нем развилось сатирическое направление, которое выступило сначала в полной силе, затем становилось постепенно мягче, серьезнее, искреннее, но даже в его последних поэтических произведениях не вполне исчезло. В середине его поприща это направление высказывается в серьезных и глубоко нравственных и религиозных мыслях, в которых он, хотя и напрасно, стремился к восстановлению давно исчезнувшего духа благороднейшего и чистейшего времени Республики. Этим объясняется весь ход его поэтического развития, каким оно является нам в его сохранившихся произведениях. Вместе с тем это обстоятельство дает нам верный масштаб для справедливой оценки его поэтического дарования; не в полете или в глубине мыслей, не в новизне их, не в изобилии эффектных оборотов, не в блеске слога (он явно употреблял для своих целей слова и обороты, иногда соображаясь только с метрической формой), не в метафорах, мало свойственных латинскому языку, не во всем этом заключается особая прелесть и достоинство Горациевой поэзии, а в правдивости чувств, благородстве идей, естественности мыслей и, главное, в простой, вполне соответствующей содержанию форме. Именно за это сделался он любимцем всех времен, как ему самому предсказывало смелое предчувствие. Трудно определить время появления отдельных написанных им произведений. Но насколько известно, он сперва написал обе книги сатир, потом книгу эподов, далее четыре книги од, или стихотворений, вместе с carmen saeculare, наконец, две книги посланий с включением так называемой ars poetica. Великий английский критик Бентли (Bentley) дает следующую долгое время принятую хронологию произведений Горация: I книга Sat. написана между 26 и 28 годом жизни поэта, II книга Sat. между 31 и 33 годами, II книга Carmina между 40 и 41 гг., III кн. Carmina между 42 и 43 гг., I книга Epist. между 46 и 47 годами, IV книга Carmina между 49 и 51 годами, а остальные произведения появились в более позднее время, которое не допускает более точного определения. Только в новейшее время Кирхнер доказал неосновательность предположений, лежащих в основе большей части этих хронологических данных, особенно того предположения, будто поэт в известное время постоянно посвящал себя только одного рода литературной деятельности и что все стихотворения, напр., одной книги, Carmina, были уже готовы раньше, чем появились произведения другой книги, между тем как, по всей вероятности, три первые книги Carmina были изданы вместе. Далее, обе книги сатир относятся к 41 - 36 гг., Эподы к 41-30 гг., три первые книги Carmina к 39-18 г., первая книга посланий к 27-15 г., четвертая книга Carmina к 18-10 гг., вторая книга посланий к 11-8 гг. до Р. X. Однако недавно и эти предположения были многократно изменяемы в частностях несколькими немецкими учеными, именно Гротефендом, Франке и Тейффелем. Но из каждого из этих определений времени появления отдельных произведений Горация следует, что различие в характере сатир и посланий, в которых некоторые хотели видеть полное сходство, проистекает уже из самого времени их появления. Издавна Горация толковали грамматики в школах; сохранились схолии Порфириона и другое собрание, носящее несправедливо имя Акрона. Издания Pauly (1858 и сл.), Hauthal (1859), Meyer (схолии Порфириона, 1874). Число рукописей очень велико, но только немногие из них относятся к средним векам. Некоторые интерполяции, должно быть, были сделаны уже в раннее время и признаются даже ранними критиками. Hofmann-Peerlkamp (1834-1862) в своем издании од приложил к их критике масштаб полнейшего совершенства, т. е. свой собственный масштаб, и поэтому объявил подложным значительное число стихотворений и строф. С этого времени многие пошли по этому направлению; не все с такою ученостью и осмотрительностью, как, напр., Martin, Linker, Haupt, Scheibe, Meineke, Heynemann (1871), весьма произвольно поступал Lehrs (1869) и, особенно, Gruppe (Minos, 1859, Aeacus, 1872), не говоря о множестве юношеских попыток. Полные издания: Lambin (1561 и др.), Cruquius (1579 и др.), Bentley (1711, последнее в 1869), Fea (1811), D?ring (1803 и др.), Orelli (3-е изд., 1850 и сл.; малое 5-е изд., 1869), D?ntzer (1849; объясн. школьное изд. 1868 и сл.), Dillenburger (6-е изд., 1875), Pauly (1855), Ritter (1856 и сл.), Keller и Holder (1864 и сл.), Lehrs (1869). Издания текста: Jahn (6-е изд. Schmid, 1855), Meineke (2-е изд., 1854), Stallbaum (1854), Haupt (3-е изд., 1871), Linker (1856), Luc. M?ller (1869 и 1879) и др. Издания сатир: Heindorf (3-е изд., 1859), Kirchner (докончено Deuffel´eм, 1854 и сл.), Hofmann-Peerlkamp (1863), Kr?ger (с посланиями, 9-е изд., 1879), Fritzsche (1875 и сл.); издания од (и эподов) Jani (2-е изд., 1809), Mitscherlich (1800), Hofmann-Peerlkamp (2-е изд., 1862), Obbarius (1848; школьное изд. 1856), Nauck (10-e изд., 1880), Herbst (1866), Sch?tz (1880) и др.; издания посланий: Schmid (1828 и сл.), Obbarius (1837 и сл., только первая книга), Ribbeck (1869).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus). Родился 8 декабря 65 до н. э., Венузия - умер 27 ноября 8 до н. э., Рим. Древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к «Юбилейному Гимну», который он написал по поручению императора Августа к столетним играм 17 года до н. э.; «Quintus Horatius Flaccus carmen composuit» («Квинт Гораций Флакк сочинил песнь»).

Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалось как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию.

Когда будущий поэт был ребёнком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. В столице он исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца. «Бедный, честный крестьянин», каким рисует отца Гораций, тем не менее, посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына.

Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией. (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был, например, сын .) В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи.

Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44. Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут. Посещая философские лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками - Антонием и Октавианом. Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется к Бруту.

Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то есть офицера легиона; должности военных трибунов занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов.

В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).

В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41. Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 г. сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там. Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем (scriba quaestorius), что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.

Видимо, к 39-38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют и Луций Варий Руф. Оба старших поэта становятся его друзьями. В 39-38 годах они представляют Горация Гаю Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана.

Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем проявляет уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием движет не сколько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны.

Свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло и было им тактично отвергнуто. Гораций опасается в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил.

В 38 Гораций предположительно присутствует, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур. В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокцея Нервы (прадеда императора Марка Кокцея Нервы), Фонтена Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя «Энеиды» Плотия Тукки совершает путешествие в Брундизий; об этом путешествии идет речь в известной Сатире. Между 36 и 33 (наиболее вероятно зимой 36-35) выходит первый сборник стихотворений Горация, книга «Сатир», посвященная Меценату.

В своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона и клиента. Гораций никогда не злоупотребляет дружбой Мецената и не пользуется его расположением в ущерб кому-либо. Гораций далек от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах. Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становится источником щекотливых положений, из которых он всегда выходит с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь в деревне.

Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзаводится сильными покровителями и безусловно получает от Мецената существенные подарки. Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом, но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.)

2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э. выходит вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения.

Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι-III, выходит во второй половине 23. Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент латинского carmen.

Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает «чистую поэзию» и возвращается к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир». На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он пишет 1-ю книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений. Послания выходят в 20 (или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий».

В 17 с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 до н. э.

Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения Горация император «ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение „Юбилейного гимна“, но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза …заставив к тем трем книгам „Од“ после долгого перерыва добавить четвертую». Так, в 13 появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем.

К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, ещё в 18).

Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 года. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената».

Литературы.

Гораций родился в 65 г. до н.э. в г. Венузии, в южно-италийской области Апулия. Его отец, вольноотпущенник, владевший небольшим поместьем, смог дать сыну первоклассное образование. В возрасте около 20 лет Гораций отправился в Грецию для изучения греческой философии и поэзии. Весть об убийстве Цезаря (44 г. до н.э.) застала его в Афинах; вскоре туда приехал Брут, и Гораций, как и многие другие молодые римляне, записался в армию сторонников республики. Он даже получил высокую должность военного трибуна в своем юном возрасте (23 года), не отличаясь знатным происхождением и не имея воинских заслуг, - видимо, не столько из-за своих способностей, сколько из-за дефицита начальнических кадров. В составе армии цезареубийц будущий поэт сражался в битве при Филиппах (42 г. до н.э.) и едва уцелел, бросив свой щит на поле битвы. Спасаясь бегством, он возвращается в Италию. Имение отца, которого уже не было в живых, было конфисковано, и Гораций устраивается на мелкую должность квесторского писца в казначействе. С ужасом он глядит на то, что происходит вокруг - в новых гражданских войнах продолжает литься римская кровь.

В эподах (греч. ἐπῳδός - стихотворение, в котором второй стих короче первого), написанных в 30-х гг., молодой автор говорит о междоусобной брани, сулящей гибель римскому государству (7-й эпод) и призывает искать спасения в бегстве на острова Блаженных (16-й эпод). В эти же годы Гораций сближается со своими собратьями по перу - Вергилием, Варом и другими поэтами. Вергилий познакомил Горация с Гаем Цильнием Меценатом , покровительствовавшим молодым поэтам. Это знакомство стало началом долгой и сердечной дружбы. Меценат подарил Горацию поместье в Сабинских горах - поэту отныне не нужно было думать о хлебе насущном, и он мог отдыхать измученной душой на лоне италийской природы.

В 35 г. Гораций выпустил первую книгу «Сатир», посвященную Меценату, а в 30 г. до н.э. - вторую. «Сатиры» (лат. satura - смесь, всякая всячина) - стихотворения, посвященные самым разнообразным темам и сюжетам: превратности судьбы и человеческие пороки, философские и литературные вопросы, прославление добрых старых времен и новых побед Октавиана, который, победив своего соперника Антония и египетскую царицу Клеопатру, наконец-то окончил войну и принес на италийскую землю долгожданный мир.

В 23 г. до н.э. Гораций издал сборник лирических стихотворений - три книги «Од», или «Песен». В них прославляется поэзия, любовь, дружба, декларируются ценности в духе стоической и эпикурейской философии, дорогие и близкие поэту: будь верен золотой середине; лови день, меньше всего веря грядущему; будь доволен тем, что в руках имеешь и т.д.. Завершается сборник гордым утверждением собственного бессмертия - знаменитым «Памятником».

В 20 г. до н.э. выходит первая книга «Посланий». Гораций хотел было на этом распроститься с поэзией, но император Август вовсе не желал, чтобы лучший поэт его времени уходил на покой. Горацию было поручено написать юбилейный гимн богам по случаю празднования Вековых (Секулярных) игр ; затем принцепс попросил оды в честь побед его пасынков, Друза и Тиберия. Уход поэта в философию так и не состоялся. Гораций пишет четвертую книгу «Од» и вторую книгу «Посланий»; самым известным посланием последней было «Послание к Пизонам», или «Ars Poetica» («Искусство поэзии»), где Гораций изложил свои взгляды на поэзию. Поэт умер 27 ноября 8 г. до н.э., похоронили его в Риме, на Эсквилине, рядом с его другом Меценатом.

Сочинения:

Horace: Satires, Epistles and Ars poetica. Loeb classical library. Vol. 194, Cambridge Mass., 1978;

Horace: Odes and epodes. Loeb classical library. Vol. 33. Cambridge Mass., 2004;

Quintus Horatius Flaccus. Opera / Ed. D.R. Shackleton Bailey . Stuttgart 2001;

Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970;

Гораций. Собрание сочинений. СПб., 1993.

Иллюстрация :

Сохранившийся фрагмент кубка с изображением Горация.

Квинт Гораций Флакк (65 до н. э.-8 до н. э.) – поэт древнеримской эпохи. Период его творчества совпал с гражданской войной, концом республики и зарождением нового режима Октавиана Августа. В литературе древнего Рима это был «золотой век».

Происхождение

Гораций появился на свет 8 декабря 65 года до н. э. Отец его в прошлом был рабом, отпущенным потом на свободу, владел скромным имением в итальянской коммуне Венузии (военная колония Рима в юго-восточной части Италии, расположенная на стыке областей Апулии и Лукании). Полное имя поэта известно из его работ. Когда император Август дал ему поручение сочинить «Юбилейный гимн», то в подписи к этому произведению было указано «Песнь написал Квинт Гораций Флакк».

Так как родитель Горация был из вольноотпущенников, то юридически его сын приравнивался к ребёнку свободнорождённому. Но всё равно такое происхождение в социальном обществе считалось неполноценным, сгладить его окончательно можно было лишь через одно поколение. Этот факт повлиял на творческое направление и мировоззрение будущего поэта.

О маме своей нигде и ни разу в произведениях Гораций не упоминал, поэтому о женщине, которая его родила, ничего не известно. Есть лишь несколько упоминаний о некой няне Пуллии.

Образование

Семья спокойно жила в провинциальном имении и вела довольно экономную жизнь. Но когда мальчик стал подрастать, отец принял решение всё оставить и переехать в Рим. Ему хотелось, чтобы сын вышел в более высокое общество, а для этого необходимо было получить приличное образование в столице. Гораций описывал своего отца как бедного и честного крестьянина. Тем не менее он сумел найти в столице занятие, при помощи которого покрыл расходы на достойное образование сына. В Риме отец устроился подрабатывать на аукционах комиссионером. Покупатель и продавец платили ему по одному проценту от сделки.

Все этапы образования, которые проходила римская знать того времени, Гораций с успехом выдержал. Первоначальное обучение он получил в Римской школе Орбилия, где им преподавали «Латинскую Одиссею» древнеримского драматурга и поэта Ливия Андроника и древнегреческого поэта-сказителя Гомера.

Затем продолжил обучение в Афинах в платоновской Академии, где изучал греческую философию и литературу. Эта Академия давала университетские знания, считалась высшей школой, в ней обучались римские молодые аристократы. К примеру, вместе с Горацием учился сын древнеримского философа, оратора и политического деятеля Цицерона. В Афинской Академии Гораций очень хорошо изучил греческий язык, потом даже писал на нём свои поэтические произведения.

Период гражданской войны

Обучение философии и литературе в Афинах Горацию пришлось прервать, так как в 44 году до н. э. убили Цезаря, что послужило началом гражданской войны. Прошло полгода после гибели правителя, и в Афины явился Брут. Он стал посещать философские занятия, но на самом деле во время лекций занимался вербовкой в свою команду сторонников республиканского строя. Брут призывал бороться с приемниками Цезаря – Антонием и Октавианом.

Гораций поддержал республиканцев, встал на сторону Брута и вступил в его армию. В римском легионе ему досталась неожиданная командная должность военного трибуна. По сути, он стал офицером легиона, а тогда подобные должности в основном доставались детям привилегированных древнеримских сословий (сенаторам либо всадникам). Такая должность вполне могла послужить началом карьеры военного, а в мирное время с нею можно было найти работу в сословных органах городского управления.

Скорее всего к этому времени отец Горация обладал достаточными денежными средствами, которые позволили зачислить его сына в сословие всадников. В Древнем Риме всё это определялось в результате ценза – своеобразной переписи имущества и состояния граждан с целью разделения общества на военные и социально-политические сословия.

Осенью 42 года до н. э. при Филиппах состоялось сражение республиканских войск под предводительством Кассия и Брута с армией Октавиана и Антония. Республиканцы были разгромлены и обратились в бегство. Гораций после этого пересмотрел свои взгляды, полностью поменял позиции в отношении власти и много раз говорил потом, что это были его ранние республиканские авантюры и иллюзии, которые чуть не стоили ему жизни. Хоть это и был первый признак трусости, но Гораций не скрывал: он остался живым только благодаря тому, что бросил щит и убежал с поля боя.

Возвращение в Рим

В начале 41 года до н. э. Гораций вернулся домой в Венузию, к тому времени уже умер его отец. А родная провинция вошла в список населённых пунктов, которые были отданы в качестве вознаграждения ветеранам армии Цезаря. Всё имущество и наследство Горация было конфисковано.

В 40 году до н. э. была объявлена амнистия сторонникам Брута, и Гораций уехал в Рим. Хоть он и жаловался на бедность и нищенское положение, заставившие его заниматься поэзией, у Горация были средства, которые он заплатил, чтобы получить должность в коллегии квесторских писцов. Он трудился на должности секретаря, тем самым обеспечив себе проживание в Риме и возможность свободно заниматься литературой.

Спустя 1-2 года он сочинил свои первые поэтические произведения на латинском языке. Это были стихи в античном классическом размере гекзаметр, которые вошли потом в первую книгу «Сатир» и ямбические «Эподы». Он познакомился с двумя поэтами Луцием Варием Руфом и Публием Верилием Мароном, а они в свою очередь представили начинающего поэта соратнику и хорошему другу Октавиана Гаю Цильнию Меценату. Он покровительствовал искусству и при Октавиане занимал должность подобную министру культуры.

Дружба с Меценатом

Девять месяцев Меценат раздумывал и, в конце концов, принял решение приблизить к себе Горация. Попав в такое окружение, поэт по-прежнему остался уравновешенным и осмотрительным, он никогда не пытался чем-то выделяться, никому не льстил, с должным вниманием следил за всеми социально-политическим реформами, которые проводил правитель Октавиан. Возможно, в чём-то Гораций не был согласен с политикой правителя, но был бесконечно благодарен ему лишь за то, что в Италию наконец-то после ста лет гражданских войн вернулся мир, которого все так долго ждали.

Октавиан сделал Горацию предложение стать его личным секретарём, но такая должность не привлекала поэта, и он вежливо отказался. Несмотря на то, что место секретаря было весьма заманчивым и выгодным, Гораций не хотел лишиться своей независимости, которую очень ценил.

Гораций много путешествовал вместе с Меценатом. Они побывали у мыса Палинур, где потерпел морское поражение Октавиан, в морском итальянском порту Бриндизи, у мыса Акций, где прошло последнее в античности великое морское сражение между древнеримскими флотами.

Неоднократно в своих стихах Гораций отмечал, что их взаимоотношения с Меценатом основывались исключительно на дружбе и уважении друг к другу вне зависимости от социального статуса. Никогда их отношения не носили характер «патрон и подчинённый». Никогда Гораций не злоупотреблял этой дружбой и ничего не требовал от Мецената, он даже не пытался таким образом вернуть отцовский дом, который был конфискован в Венузии.

Творчество

Гораций обладал спокойным нравом, и ему не по душе была городская жизнь с её заботами и хлопотами. Поэт предпочитал жить в тихой деревне. В 33 году до н. э. он приобрёл имение на реке Тибур в Сабинских горах. Точных данных нет – смог ли он купить имение на свои средства или это был подарок Мецената.

Здесь он написал свои знаменитые произведения:

  • вторую книгу «Сатир»;
  • сборник из 17 стихов «Эподы»;
  • первый сборник лирических стихов «Песни»;
  • первую книгу «Посланий» (в неё вошло 20 стихов);
  • второй сборник «Посланий».

В 17 году до н. э. в Риме закончился период гражданских войн, настала эра обновления и процветания. Празднования этих событий намечались масштабные и сложные, сценарий разрабатывался очень тщательно. В объявлениях говорили, что подобной церемонии никто никогда не видел и больше не увидит, самые знатные люди Рима должны были принимать в ней участие.

В связи с этим Октавиан дал Горацию поручение сочинить для церемонии гимн, который должен был стать завершением праздничных мероприятий. Для поэта это стало наивысшей похвалой, таким образом государство признало, что в римской литературе Гораций значился на ведущем положении. Он написал «Юбилейный гимн», который в храме Аполлона Палатинского спели одновременно 27 девушек и 27 молодых парней. Поэт получил признание и популярность.

Его сатира отличалась от других. Он никогда не нападал на изъяны своих современников, не пытался менять поведение людей и уж тем более наказывать их за что-то, его произведения не брызгали яростью. Во всех его сатирах видно, что он человек крайне доброжелательный, никого прямо не порицал, а, наоборот, предлагал поразмыслить о природе и сущности людей. Актуальной политики он никогда в своём творчестве не затрагивал, не переходил на личностные симпатии и антипатии. Его насмешки и поучения были общего характера и каждому оставляли право сделать собственные выводы.

Гораций умер от внезапного заболевания 27 ноября 8 года до н. э. За 59 дней до этого скончался Меценат. Горацию было полных 56 лет, всё своё литературное наследие он завещал Октавиану Августу. Заболевание наступило и прогрессировало так резко и быстро, что Гораций не мог даже поставить подпись на табличке с завещанием. Он сделал его устно при свидетелях.

Его похоронили неподалёку от могилы Мецената. На планете Меркурий в честь Горация назвали кратер.