Графические работы по черчению. Практические и графические работы по черчению Графическая работа 6

Цель работы: изучить типы зубчатых зацеплений; научиться рассчитывать геометрические и конструктивные параметры зубчатого колеса и выполнять его рабочий чертеж; изучить типы шероховатостей, их условные обозначения и способы нанесения на чертеже.

Задание:

2). Выполнить чертеж зубчатого колеса в соответствии с ГОСТ 2.403-75. Конструктивные особенности зубчатого колеса выбрать самостоятельно, соединение колеса и вала – шпоночное. Размеры шпоночного паза установить по ГОСТ 23360-76.

Задание выполняется на формате А4 или А3, основная надпись по форме 1 Гост 2.104-68. В графе “Обозначение” основной надписи подписать МЧ XX.05 шрифтом № 10, где МЧ - тема задания (машиностроительное черчение),XX- номер варианта задания, 05 - номер работы по порядку. В графе “Наименование” основной надписи подписать «Колесо зубчатое».

Пример выполнения работы смотри в Приложении 6.

Порядок выполнения работы:

1). На листе формата А3 начертить рамку и штамп основной надписи.

2). По заданным значениям модуля числу зубьев колеса рассчитать все его параметры (см. таблицы 7, 8).

3). В соответствии с ГОСТом подобрать шпонку и размеры шпоночного паза (рис. 94 а и табл. 10).

Соединения с призматическими шпонками [гост 23360-78]

Рис.94 а. Соединения с призматическими шпонками

Таблица 10. Размеры шпонок и шпоночных пазов (в мм.)

Диаметр вала d

b

h

l

t 1

t 2

c

Примечание:

1). Стандарт предусматривает размеры соединений для валов диаметром до 500 мм.

2). Ряд стандартных длин l шпонок, мм: 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18; 20; 22; 25; 28; 32; 36; 40; 45; 50; 56; 63; 70; 80; 90; 100; 110; 125; 140; 160;Е; 500.

4). Самостоятельно выбрать конструктивные особенности зубчатого колеса и вычертить его по рассчитанным параметрам (рис. 94 б).

5). Проставить размеры детали.

6). Обозначить шероховатость поверхностей детали.

7). Вычертить и заполнить таблицу параметров зубчатого колеса.

Таблица должна содержать 3 строки: количество зубьев, модуль, нормальный исходный контур.

8). Заполнить штамп основной надписи в соответствии с заданием (см. Приложение 6).

Рис. 94 б Зубчатое колесо и его параметры

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧЕРЧЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Тема урока: Графическая работа № 6 «Чертеж детали с выполнением необходимого разреза»

Цели урока:

закрепить знания, умения и навыки по построению чертежей с применением разрезов; развивать пространственные представления и пространственное мышление; формировать графическую культуру.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: плакаты, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютеры, экран

Литература:

б) прописными буквами русского алфавита.

5. Если вынесенное сечение симметрично и располагается на продолжении секущей плоскости, то секущую плоскость и соответствующее сечение:

а) обозначают;

б) не обозначают

Ответы учащихся: 1-а; 2-а; 3-б; 4-б; 5-б

(Слайд № 3) Задание 2: Найти ошибки в обозначении сечений

Ответ: не обозначены 2 разреза: А-А и Б-Б

Задание 3: Какие виды разрезов вы знаете?

Ответ: учитель обобщает ответы учащихся, используя Слайд № 4

Вопрос классу: По какому признаку можно разделить эти графические изображения?

Ответ: По количеству секущих плоскостей на две группы.

Вопрос классу: Т. е. основанием для классификации является количество секущих плоскостей. А какая это классификация: простая или сложная?

Ответ: Простая классификация, так как основание для классификации одно.

(Слайд № 5) Задание 4: Заполните таблицу «Расположение разрезов»

Ответ: (Слайд № 6)

III . Объяснение нового материала (7-10 мин)

1. Образование фронтального разреза (Слайд № 7)

2. Образование профильного разреза. (Слайд № 8)

3. Образование горизонтального разреза (Слайд № 9)

Объяснение учителя: Те разрезы, которые выполняются при помощи одной секущей плоскости, называются простыми, а те, которые при помощи 2-х и более плоскостей – сложными. Рассмотрим простые разрезы. Чтобы описать положение секущей плоскости ее рассматривают в отношении к горизонтальной плоскости проекций

Вопрос классу: Как располагается секущая плоскость относительно горизонтальной плоскости симметрии?

Ответ: Она параллельна горизонтальной плоскости проекций.

Объяснение учителя. Такие разрезы называют горизонтальными разрезами. Если секущая плоскость перпендикулярна горизонтальной плоскости, то такие разрезы называют вертикальными. На доску вывесить чертеж вертикального разреза. Если секущая плоскость расположена под углом к горизонтальной плоскости проекций, то такие разрезы называют (на этом этапе урока учащиеся уже догадываются, как будут называться предлагаемые разрезы, и с помощью учителя дают названия разрезам)… наклонными. На доску поместить чертеж наклонного разреза. Отдельно рассматриваются два случая вертикального разреза. На доску поместить чертежи фронтального и профильного разрезов. Для них так же определить положение секущей плоскости относительно фронтальной и профильной плоскостей проекций.

Вопрос классу:

Ответ: Фронтальный и профильный разрезы.

Вопрос классу: Как можно назвать каждый из этих разрезов?

Ответ: Фронтальный и профильный разрезы

1. Выведение алгоритма построения разреза (Слайды № 10-13)

Гимнастика для глаз:

1. зажмурить глаза;

2. поморгайте;

3. посмотрите в окно, посмотрите на доску, посмотрите снова в окно.

Продолжаем работать.

IV . Графическая работа (15-20 мин)

Объяснение этапов выполнения графической работы (Слайд № 14)

В папке откройте файл с помощью графического редактора Paint. Выберите подходящую толщину линии и выполняйте задание по алгоритму.

Алгоритм построения разреза.

1. Анализ геометрической формы предмета.

2. Определение положения секущей плоскости.

3. Мысленное представление фигуры сечения.

4. Удаление линий видимого контура, относящегося к удаленной части.

5. Перевод линий невидимого контура в видимые.

6. Обвести контур фигуры сечения, выполнить штриховку, обозначить разрез.

Создайте папку, назовите ее своими фамилиями и сохраните результаты в свою папку.

V .Завершение урока, выдача домашнего задания (2 мин)

Учитель: Откройте дневники, запишите задание на дом (Слайд № 15)

2. задание! 3 - рис 195(а, б) стр. 150

(Объяснение домашнего задания).

Учитель: Какие вопросы по уроку и домашнему заданию у вас имеются?

Спасибо за работу. Урок окончен.

Задание «Соединение болтом»

На сборочном чертеже нанести размеры и указать номера позиций

всех деталей соединения, как указано на образце. Вычертить и заполнить

спецификацию.

Методические указания к выполнению задания

Для выполнения задания необходимо изучить ГОСТ 2.311-68 – изображение резьбы и ГОСТ 2.315-68* – изображения упрощенные и условные крепежных деталей.

По табл. 4 определить размер резьбы болта d, толщины основания n

и крышки m для своего варианта (вариант задания соответствует порядковому номеру фамилии студента в групповом журнале).

По приведенным к рис. Соотношениям рассчитать размеры эле-

ментов крепежных деталей и длину болта по формуле:

L = m + n + S + H 1 + k.

Полученный по формуле результат необходимо округлить до ближайшего стандартного размера, установленного ГОСТ 7798-70*, из приведенного ряда:

8; 10; 12; 16; (18); 20; (22); 25; (28); 30; 32; (38); 40; 45; 50; 55; 60;

65; 70; 75; 80; (85); 90; (95); 100; (105); 110; (115); 120; (125); 130;

140; 150; 160; 170; 180; 190; 200; 220; 240; 260; 280; 300 мм.

Образец выполнения задания и спецификация к нему приведены на


рис.

Порядок выполнения работы


1. Определив габаритные размеры всех изображений, следует заняться композицией чертежа: равномерно распределить габаритные прямоугольники изображений по чертёжному полю.

После решения композиционного вопроса приступают к изображениям соединений с помощью крепёжных резьбовых изделий. Они выполняются согласно ГОСТ 2.315-68. Такие упрощённые изображения допускаются на сборочных чертежах. По ГОСТ 2.305-68 болты, винты и шпильки в продольном разрезе изображают нерассечёнными, а также гайки и шайбы.

2. Болтовое соединение деталей применяют при небольшой их толщине. Диаметр болта меньше диаметра отверстий в деталях примерно на 5%. В болтовое соединение входят: болт, шайба, гайка и соединяемые детали. Для упрощенного вычерчивания отдельных элементов болтовых, шпилечных и других винтовых соединений применяют эмпирические формулы, в которых исходным размером служит диаметр стержня – d . Так, можно быстро подсчитать размеры головки болта путём умножения размера его диаметра на коэффициент 0,7; высоту гайки – на 0,8; длина болта складывается из толщины соединяемых деталей плюс 1,3 d и затем она уточняется в данном случае по ГОСТ 7798-70 (болт с шестигранной головкой нормальной точности, исполнения 1). Использовать гайку ГОСТ 5915-70 (исполнения 1) и шайбу ГОСТ 11371-78.

4. Над изображениями болтового соединения записать стандартное условное обозначение болта, полученного в результате расчёта для заданного варианта и уточнения по ГОСТ 7798-70. Например, болт М12´ 60 ГОСТ 7798-70 – болт диаметром метрической резьбы d =12 мм, длиной 60 мм, исполнения 1 с крупным шагом резьбы (2,5 мм).

5. Сделать штриховку соединяемых деталей. При наличии резьбы штриховка всегда проводится до контурной линии (сплошной основной).