Грамматическое значение которое выражает окончание. Окончания

Русский язык, не зря говорят - самый богатый и самый красивый, но при этом и самый сложный в мире. Ни в одном языке мира не существует такого огромного количества правил и исключений из них, а также ни один из них не может похвастаться таким большим разнообразием не только слов, но и их форм, которые могут образоваться, если, например, просклонять существительное по падежам, либо проспрягать глаголы. Особую сложность составляют окончания, поскольку они связывают все слова в предложении в единое целое. Также проблемы может вызвать определение нулевого окончания. Более подробно разобраться в том, что такое нулевое окончание попробуем в данной статье.

Что представляет собой окончание?

Окончание - это одна из морфем, которая указывает на связь этого слова с другими словами в одном словосочетании или же в предложении. Окончание чаще всего находится в конце предложения, но существуют и некоторые исключения. Их мы затронем чуть позже. Окончания в отличие от остальных морфем не влияют на значение слова, поскольку не являются словообразующими. Именно благодаря ему можно определить род, падеж, число и лицо данного слова. Например, в слове «материкА» окончание -а указывает, что данное слово в единственном числе, родительного падежа и мужского рода, а в слове «думаЕТ» окончание -ет говорит, что данная конструкция третьего лица единственного числа.

Случаи, когда окончание находится не в самом конце слова

При определении окончания у некоторых людей могут возникнуть сложности, поскольку они уверены, что оно обязательно должно находиться в конце слова. Случаи, при которых окончание может находиться в середине слова:

При наличии в слове постфикса окончание будет располагаться перед ним. Например: убиралАсь, кОГО-либо, чЕГО-нибудь, идЁМте.

В сложных количественных числительных окончание присутствует как в середине слова, так и в конце, то есть окончание будет после каждой основы. Например: пятьØдесятØ, четырЕстА. Однако не стоит путать и порядковые числительные либо прилагательные, которые от них образованы. Например: пятидесятЫЙ, четырёхсотЫЙ,тридцатипятитысячнЫЙ, восьмиэтажнЫЙ, трехлетнИЙ, первокласснЫЙ, семиугольнЫЙ.

Грамматические значения окончаний

Окончания являются очень значимой морфемой, поскольку они полностью влияют на лексическое значение слова и всего предложения в целом. Ведь порой легче всего выявить среди толпы людей иностранцев получается именно благодаря тому, что правильное использование окончаний в словах им дается с большим трудом.

Все окончания в словах могут обозначать следующие грамматические значения:

Числа, рода и падежа у таких частей речи как, например, (например: полотно - окончание -о говорит о том, что слово в именительном падеже, еще оно в единственном числе и среднего рода); имя прилагательное (например: чистое полотно - окончание -ое указывает на единственное число, на средний род и именительный падеж); причастие (например: выстиранное полотно - окончание -ое также гласит, что перед нами слово в единственном числе, в именительном падеже и среднего рода); некоторые местоимения (например: твоё полотно - окончание -ё также указывает на слово в единственном числе, именительном падеже и среднем роде) и некоторые числительные (например: одно полотно - окончание -о показывает на слово в единственном числе среднего рода и в именительном падеже);

Только падежа у некоторых местоимений (например: нет чего - окончание -ого говорит о родительном падеже) и части числительных (нет семи - окончание -и говорит, что данное слово в родительном падеже);

Лишь лица и числа у глаголов в будущем и настоящем времени (например: пишу - глагол первого лица единственно числа);

Только числа и рода у глаголов в прошедшем времени (например: говорила - глагол женского рода и единственного числа).

Что такое нулевое окончание?

Также некоторые сложности могут возникнуть при определении окончания, если оно нулевое. Для того чтобы его с легкостью выявить в слове, необходимо разобраться, что такое нулевое окончание. Слова с подобными окончаниями часто путают со словами вообще без окончаний.

Нулевое окончание слова - это окончание, которое не выражено ни буквами, ни звуками. Несмотря на то, что материально данный вид окончания никак не выражается, при анализе морфологического строения слова обязательно следует обозначить его в виде пустого квадрата.

Виды слов с нулевыми окончаниями

Нулевое окончание имеют в русском языке следующие виды слов:

Имена существительные первого лица в родительном падеже и множественном лице. Например: птичекØ, пломбØ, коровØ, питомцевØ.

Качественные имена прилагательные, а также причастия в краткой форме единственного числа мужского рода, например: находчивØ, индивидуаленØ, склоненØ, великолепенØ, задержанØ, вооруженØ.

Нулевое окончание существительных мужского рода второго типа, а также женского рода в третьем склонении. Например: тараканØ, парканØ, войлокØ, печьØ, речьØ, ночьØ.

Притяжательные имена прилагательные в форме Например: отцовØ, маминØ, коровийØ, лисийØ, СережинØ.

Глаголы единственного числа в повелительном наклонении. Например: учиØ, смотриØ, помогиØ, переведиØ, попросиØ.

Глаголы в сослагательном и изъявительном наклонении в мужском роде в прошедшем времени и при наличии единственного числа. Например: говорилØ - говорилØ бы, слушалØ - слушалØ бы, проголосовалØ - проголосовалØ бы, попросилØ - попросилØ бы.

Часто при люди путают слова с нулевым окончанием со словами, у которых вообще нет никаких окончаний. Чтобы понять все различия, рассмотрим, у каких слов окончание вообще отсутствует.

Слова, у которых вообще нет окончания

Окончание не имеют такие неизменяемые слова и группы слов:

Несклоняемые имена существительные, например: такси, кофе, авто, пальто;

Несклоняемые имена прилагательные, например: бордо, хаки, маренго, нетто, барокко, эсперанто, плиссе;

Притяжательные местоимения, которые указывают на принадлежность третьему лицу, например: их, её, его;

Все наречия, поскольку наречие - это неизменная часть речи и по определению уже не имеет окончания, например: плохо, грустно, заметно, неясно, спутано, окрашено, переделано;

Слова в сравнительной форме, например: сильнее, умнее, быстрее, понятнее, красивее, грустнее, величественнее;

Все деепричастия, поскольку данная часть речи взяла от наречия свою несклоняемость и также, как и наречие, не может иметь окончание, например: прочитав, умывая, поняв, читая, запомнив, запоминая, разбирая, осознав;

Все служебные части речи, например: чтобы, если, не, ни, несмотря на то что, только, едва, как раз, без, над, под, в;

Междометия, например: ну да, да уж, батюшки, ух, ах, шлеп, ба-бах, вот те раз;

Начальная форма глагола в случае, если -ть и -ти воспринимается как суффикс, например: кушать, принимать, чувствовать, понимать, уважать, переживать, действовать.

Также не следует обозначать на письме при морфологическом анализе пустым квадратом слова, у которых вообще нет окончаний. С легкостью отличить слова без окончаний от нулевого окончания поможет одно правило. Слова без окончания не изменяемы, в отличие от слов с нулевым окончанием.

Как определить окончание?

Чтобы определить в любом слове окончание, достаточно просто его просклонять по падежам. Та часть слова, которая будет изменяться, им и является. Именно таким образом легко выявить нулевое окончание. Примеры слов с таким окончанием, а также слов, у которых его вообще нет, представлены в следующей таблице:

Единственное число

Множественное число

Неизменяемое слово

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

зеркалАМ

Винительный

Кого? Что?

Творительный

зеркалОМ

зеркалАМИ

Предложный

О ком? О чём?

зеркалАХ

На данном примере заметно, как с легкостью можно определять данную морфему в словах. Поскольку слово «плиссе» не склоняется по падежам, то это слово без окончания, а в слове «зеркал» представлены лишь корень и нулевое окончание, ведь это имя существительное во и в родительном падеже.

Морфемы, с которыми взаимодействует нулевое окончание

В большинстве рассмотренных примеров чаще всего встречаются слова, у которых среди морфем используются лишь корень и нулевое окончание. С подобным окончанием могут сочетаться и все другие морфемы. Например, слова, у которых присутствует приставка, корень, нулевое окончание: рассказ, переход, вылет, выход, заплыв. Также существуют слова, при морфемном анализе которых можно увидеть приставку, корень, суффикс и нулевое окончание. Например: подросток, положил, предсказал, приурочил. Очень часто используются слова, в которых одновременно присутствуют постфикс и нулевое окончание в русском языке. Например: накрасился, взбодрился, присядьте, помогите, представьте, вооружился.

Мягкий знак при морфемном анализе

Обратите внимание на то, что мягкий знак не может быть окончанием слова. Данный знак не обозначает никакого звука, а лишь указывает на мягкость согласной, которая стоит перед ним. Если слово заканчивается на мягкий знак, то его следует считать, что у него нулевое окончание. Однако это правило не относится к неизменяемым словам. Например, несмотря на то что в конструкциях лишь, прочь, вскачь на конце находится мягкий знак, не стоит эти слова считать с нулевым окончанием. Они являются неизменными, и у них вообще нет окончаний.

Особенности морфемного анализа слова

Окончание - единственная изменяемая часть в слове. Все остальные морфемы составляют вместе его основу. При морфемном анализе, пожалуй, легче всего выявить в слове именно окончание, поскольку для этого достаточно лишь немного видоизменить слово.

Небольшие трудности, которые могли возникнуть при правильном определении окончания - это отличить слова, у которых нулевое окончание, а также слова вообще без окончания. Поскольку в данной статье было выяснено, что такое нулевое окончание, то при анализе данная морфема не составит никаких сложностей.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своем проявлении определенными лексическими группами слов.

Лексические значения выражаются знаменательными словами, формообразующими основами, корневыми морфемами.

Грамматические значения выражаются аффиксальными морфемами, служебными словами, значащими чередованиями и другими средствами.

Средства выражения ГЗ:

1) Окончание: * значение рода, числа, падежа ИС, ИП, причастий, местоим. (голубое небо (ср.р., ед.ч., И.п.), летящей птицы) * значение падежа числит-го (два, двух, двумя) * значение лица, числа, рода глагола (сижу, сидишь, сидят)

2) суффикс: * значение прош.вр. глагола (-л-) * значение вида глагола (узнать – узнавать, записать – записывать) * значение сравнит. и превосх. степени ИП (белее, редчайший) * значение мн.ч. ИС (муж – муж-j-а)

3) Приставка: * значение превосх. степени ИП (наи-) * значение соверш. вида глаг. (делал – сделал)

4) Предлоги: * выражение падежн. оконч. ИС, числит., местоим. Обычно + окончание (у дома – Р.п.) * падежн. значения неизмен. ИС предлоги выражают самостоятельно, без окончания (кафе: в кафе – П.п., у кафе – Р.п.)

5) Вспомогат. слова: не обладают своим ЛЗ, обслуживают грамматич. потребности полнозначных слов: * частицы (бы – условное наклонение глагола, пусть – повелит.) * вспомогат. глаголы (буду петь) * сравнит. и превосх. степени наречий и ИП (более, менее, сам, самый, всех)

6) Ударение: * вместе с аффиксами (созда´ть – создава´ть) * самостоятельно (дела´ (мн.ч.) – де´ла (Р.п. ед.ч.)

7) Чередование звуков: * вместе с аффиксами (осветить – освещать)

8) Интонация: передача оттенков повелит. накл. (Встань. Молчать!)

9) Контекст: если речь идет о двувидовых глаголах (женить а) т.е. уже совершить б) т.е. еще совершать)

Способы выражения ГЗ:

1) Синтетический – при помощи средств, находящихся в самом слове (окончания, суффиксы, приставки, ударение, чередование).

2) Аналитический – при помощи средств вне слова (предлоги, вспомогат. слова).

Обычно состоит из 2 компонентов: носитель ЛЗ + носитель ГЗ (в (ГЗ) школе (ЛЗ))

3) Некот. слова выражают отдельные ГЗ супплетивным способом – когда разные основы (плохой – хуже).

В парадигме одного слова объединены различные формы (и синтетич., и аналитич., и супплетивные).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Грамматическое значение слова. Способы и средства выражения грамматических значений. Грамматическая форма. Грамматическая парадигма слова. Грамматическая категория. Типология грамматических категорий.:

  1. 2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА. ПАРАДИГМА.
  2. 21. Грамматическая форма, грамматическое значение слова, морфологическая пара-дигма, морфологическая категория. Принципы классификации морфологических категорий.
  3. ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. ОТЛИЧИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ОТ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ.

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο » за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο , добр Ο , читал Ο .

1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая показывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. К примеру, в существительном стола окончание выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.

Примечание. Окончание не всегда находится в конце слова:

  • в том случае в слове есть постфикс, то окончание размещено перед ним: купала сь, кого -нибудь, чего -либо, что -то, идём те ;
  • в сложных количественных числительных окончание есть не только лишь в конце, да и посреди слова (после каждой базы): 5О десятО , две сти . Принципиально не путать эти числительные с порядковыми числительными и сложными прилагательными, образованными от их, меж основами которых находится соединительная морфема, а окончание есть исключительно в конце слова: пятидесятый , двухсотеный , двадцати пяти тысячный , девятиэтажный , треугольный ,двухуровневый .
  • 2. Окончание нередко именуют изменяемой частью слова: книжека - книжеки - книжек у . Это означает, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

    3. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Окончания употребляются при образовании форм 1-го и такого же слова.

    4. Окончания выражают грамматические значения:

    рода, числа, падежа - у существительных (книжека - окончание -а прилагательных (большая книжка - окончание -ая показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книжка - окончание -ая местоимений (моя книжка - окончание -я показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), неких числительных (одна книжка - окончание -а показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж);

    падежа - у неких местоимений (нет кого - окончание -ого показывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание показывает на родительный падеж);

    лица и числа - у глаголов в реальном и будущем времени (дышу - окончание показывает на 1 лицо, единственное число);

    рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание показывает на дамский род, единственное число).

    5. Окончание может быть выражено одним либо несколькими звуками: нет ножика , резать ножиком .

    6. Окончание может быть нулевым : стол Ο (ср. стола ), добр Ο (ср. добры ), читал Ο (ср. читали ). Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но конкретно отсутствие подобного вещественно выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение: ножик Ο - нулевое окончание показывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного.

    Нулевые окончания есть в последующих формах слов:

    1) у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2-го склонения) и дамского рода (3-го склонения): стол Ο , дочь Ο ;

    2) у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа: нет сил Ο , нет дел Ο , нет боец Ο .

    Примечание. Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа множественного числа 1-го склонения и 2-го склонения существительных: армий , предгорий , блюдец . Это часть базы, а окончание тут нулевое. Для проверки есть возможность сопоставить данные формы с формами именительного падежа единственного числа. Анализ примеров:

  • существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, есть возможность просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения;
  • в формах класса предгорий , блюдец мы смотрим схожее явление. Только тут находится ещё и беглость гласных (и, е ): предгорь - предгорий Ο ; блюдц-е - блюдец Ο ;
  • 3) у коротких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода: в есел Ο , счастлив Ο ;

    4) у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий : лисий Ο , волчий Ο (-ий - это суффикс, т.к. он сохраняется при склонении. Исключительно в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса говорит разделительный ь: волчий Ο - волчь [j-э ]го , лисий Ο - лись [j-э ]го );

    5) у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода: читал Ο , пел Ο .

    7. Есть слова, у каких окончаний нет вообщем. Такие слова именуются неизменяемыми. См. Какие слова относятся к неизменяемым?

    Следует различать слова в отсутствие окончаний и слова с нулевыми окончаниями. Анализ примеров:

  • В предложении Его взор был устремлен вдаль слово вдаль является наречием. Наречие не меняется и поэтому не имеет окончания. В заглавии поэмы Твардовского «За далью - даль» даль - существительное, оно меняется по падежам и числам, форма даль стоит в ряду с другими формами: дали, далью, далями и т.д. Как следует, в данном слове нулевое окончание: дальΟ .
  • В предложениях: Она обидно поглядела на нас и Ее лицо было очень обидно - два омонимичных слова. В первом случае слово обидно является наречием: поглядела (как?) обидно . Наречия не имеют окончаний. Морфема тут является суффиксом, с помощью которого образовано наречие от прилагательного. Во 2-м предложении слово обидно - короткое прилагательное: лицо (каково?) обидно . Короткие прилагательные меняются по числам и в единственном числе по родам: девушки грустны - девушка грустна - рассказ печален Ο . Как следует, тут окончание.
  • Упражнения к теме «Р азличение слов в отсутствие окончаний и слов с нулевыми окончаниями »

    1. аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей . В каком из их не такое окончание, как в других?

    Ответ: аллей . В этом слове нулевое окончание, в других - окончание -ей.

    2. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: вдов, воров, скотин, носков, основ, подков, снов, столов . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и с окончанием -ов.

    Ответ: нулевое окончание: вдов, скотин, основ, подков ; окончание -ов:воров, носков, снов, столов .

    3. В каком из перечисленных слов нет окончания: герой, злой, листвой, наперерыв, отбой, сумкой, твой ?

    Ответ: наперерыв . Это - наречие, потому в нем нет окончания. Герой и отбой - существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, у их нулевое окончание. В существительных дамского рода листвой и сумкой , также в прилагательном злой и местоимении твой окончание -ой.

    4. Даны слова: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, вспять, над, неплох, впредь . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и в отсутствие окончания.

    Ответ: нулевое окончание: взял, взят, низ, бок, дом, неплох ; нет окончания: взять, взяв, вниз, набок, вспять, над, впредь .

    Источник материала Интернет-сайт

  • Статья Е.В. Муравенко «Морфемика» на веб-сайте rus.1september.ru
  • Глава «Основа и окончание» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое корень слова?
  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать корень в слове?
  • Что такое приставка как часть слова?
  • В каких словах в современном российском языке приставки пре- и пред- уже не выделяются?
  • В каких словах в современном российском языке приставка при- уже не выделяется?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Что такое формообразующие суффиксы?
  • Что такое словообразовательные суффиксы?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Что такое база слова?
  • Что такое словообразовательное гнездо?
  • Какие слова именуются схожими?
  • Что такое аффикс?
  • Может ли аффикс быть равен базе слова?
  • Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?

    Дочк_ слуша_ мам_.

    Добавим к словам части.

    Дочка слушает маму .

    Дочку слушает мама .

    Дочки слушают маму .

    Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.

    Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.

    Часть слова, которая изменяется, - это окончание.

    Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку.

    Итак, окончание - это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

    Так как окончание - это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.

    Возьмём слово стол.

    Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась.

    В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.

    Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.

    Найдём окончания в словах: дом, большой, красят . Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов.

    Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания .

    Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим ). На него указали окончания -а, — ов, -ие, -ят, -им.

    Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» - «буква»)

    Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму .

    Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.

    Каждое изменение слова - это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.

    Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.

    Это изменения одного слова или разные слова?

    Окончание у слов одинаковое - -ишь.

    Эти слова различаются основами. Это разные слова.

    Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком.

    Понять это название (основа) поможет слово основное .

    У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне . Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.

    Смысл слова - это основное , что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.

    Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» - «слово, речь»).

    Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?

    1. берёза

    на берёзе

    под берёзой

    берёзы

    2. берёза

    березняк

    берёзка

    подберёзовик

    В первом столбике слова отличаются окончаниями.

    Основа слов одинаковая (берёз-).

    Когда различны окончания - это формы одного слова.

    Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).

    Когда у слов различны основы - это разные слова.

    Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.

    Начальная форма слова:

    Прочитайте текст и найдите формы одного слова.

    Журавль - самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный - за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)

    длинные (какие?)

    длинная (какая?)

    длинный (какой?)

    Это формы одного слова, так как различны окончания.

    Одна их форм слова является начальной.

    У каждого слова есть первая, начальная форма , с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.

    Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?

    Какой? - длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.

    Начальная форма имени существительного - это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.

    Кто? - журавль, птица, что? - шея, нос, голос

    Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

    Что делать? - слыхать.

    Ставим слова в начальную форму:

    Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.

    За крыльцом - за чем?, имя сущ., что? - крыльцо.

    Синяя - какая?, имя прил., какой? - синий.

    Придумывает - что делает?, глагол, что делать? - придумывать.

    Придумает - что сделает?, глагол, что сделать? - придумать.

    Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.

    Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются : метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.

    Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.

    И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

    Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

    Присоединяйтесь к нам в Facebook !

    Смотрите также:

    Подготовка к экзаменам по русскому языку: